Льгот

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок и условия предоставления льгот по налогам в Рославльском городском поселении Рославльского района Смоленской области (далее – Порядок) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами определяет порядок и условия предоставления льгот по налогам, по которым Совет депутатов Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области (далее – Совет депутатов) как представительный орган муниципального образования Рославльское городское поселение Рославльского района Смоленской области (далее — городское поселение) вправе устанавливать льготы.
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на категории налогоплательщиков, на которых возложена обязанность уплачивать налоги на территории городского поселения.
1.3. Настоящий Порядок не регламентирует порядок предоставления налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.
1.4. Решением Совета депутатов может быть предусмотрен особый порядок предоставления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.

2. Основные понятия и термины

2.1. В настоящем Порядке используются понятия и термины в следующих значениях:
налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральными законами возложена обязанность уплачивать налоги;
налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
налоговая льгота — предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренное местным законодательством о налогах и сборах преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
категория налогоплательщиков — группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности, относящихся к определенной отрасли или определяемая по иным признакам, позволяющим обозначить ее как группу налогоплательщиков.
2.2. В настоящем Порядке используются также иные понятия и термины в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

3.Основные принципы установления налоговых льгот

Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий Совета депутатов, установленных федеральным законодательством;
налоговые льготы устанавливаются только категориям налогоплательщиков;
налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков на равных условиях;
при использовании налоговых льгот налогоплательщики пользуются равными правами;
не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Цели установления налоговых льгот

Налоговые льготы устанавливаются для поддержки отдельных категорий налогоплательщиков в целях:
содействия развитию отдельных направлений экономики городского поселения, которые предусматриваются в качестве приоритетных прогнозом социально-экономического развития на очередной финансовый год;
направления средств на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску товаров (работ, услуг);
развития инвестиционной деятельности в городском поселении;
культурного и духовного воспитания населения городского поселения;
направления средств на финансирование мероприятий по решению социально-экономических задач городского поселения;
защиты социально не защищенных групп населения городского поселения;
социально-экономической защиты лиц, подвергшихся воздействию явлений стихийного характера, технологических катастроф или военных действий и нуждающихся в социальной защите.
5. Условия предоставления и применения налоговых льгот

5.1. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения, либо бюджеты различных уровней, если это предусмотрено федеральным законодательством.
5.2. Налоговые льготы устанавливаются Решениями Совета депутатов.
5.3. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу и, как правило, не более одного финансового года.
5.4. При предоставлении налоговых льгот Решениями Совета депутатов могут быть определены основания, порядок и условия их применения.

6. Права и обязанности налогоплательщиков при использовании налоговых льгот

6.1. Налогоплательщики при использовании налоговых льгот имеют право:
использовать налоговые льготы в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Порядком;
использовать налоговые льготы в течение всего периода их действия;
отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Отказ от использования либо приостановление использования налоговой льготы осуществляются на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в налоговый орган по месту постановки его на учет в качестве налогоплательщика. При этом неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета городского поселения.
6.2. Налогоплательщики при использовании налоговых льгот обязаны предоставлять по требованию Администрации Рославльского городского поселения Рославльског района Смоленской области (далее — Администрация Рославльского городского поселения), Совета депутатов информацию об эффективности использования и условиях применения ими налоговых льгот, а также информацию о сумме потерь бюджета городского поселения от предоставленных налогоплательщикам налоговых льгот.
6.3. Налогоплательщики (физические лица), которым предоставлена отдельным Решением Совета депутатов льгота как социально не защищённым слоям населения, обязаны представлять в межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Смоленской области документы, подтверждающие право на льготу по соответствующей категории льготников:
-справку о составе семьи, заверенную председателем уличного комитета или организацией, производящей регистрацию граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде;
-справку о доходах каждого члена семьи за последние три месяца перед месяцем обращения;
-копию свидетельства о рождении ребёнка и копию справки ВТЭК инвалида (члена семьи);
Низкооплачиваемыми гражданами признаются граждане, у которых среднемесячный доход за последние три месяца перед месяцем подтверждения льготы на одного члена семьи составил ниже прожиточного минимума, установленного Постановлением Администрации Смоленской области на соответствующий квартал т.г. в разрезе социально-демографических групп населения. При этом в доход пенсионеров не включается единовременная денежная выплата (ЕДВ — компенсация за льготы).
Документы о подтверждении права на льготу гражданами представляются в межрайонную инспекцию ФНС России №1 по Смоленской области не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом, на который предоставлена льгота.
6.4. Граждане имеют право использовать один вид льготы. В первую очередь используется право на льготу, установленную налоговым кодексом Российской Федерации.

7.Виды налоговых льгот

Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;
освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
снижение ставки налога;
другие виды налоговых льгот, предусмотренные федеральным и местным законодательством о налогах и сборах.

8. Порядок рассмотрения обращений налогоплательщиков о предоставлении налоговых льгот

8.1. В целях формирования бюджета городского поселения на очередной финансовый год налогоплательщики направляют в Комиссию при Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области по повышению собираемости налогов (далее — Комиссия) обращения о предоставлении налоговых льгот. К обращениям налогоплательщиков-организаций о предоставлении налоговых льгот прилагаются следующие документы:
обоснование необходимости предоставления налоговых льгот;
сведения, характеризующие финансовое состояние налогоплательщиков-организаций за предыдущий финансовый год и истекший период финансового года, в котором налогоплательщики-организации обратились по вопросу предоставления налоговых льгот;
сведения о суммах исчисленных и уплаченных ими налогов в бюджет городского поселения за предыдущий финансовый год и истекший период финансового года, в котором налогоплательщики-организации обратились по вопросу предоставления налоговых льгот;
сведения о суммах задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Рославльского района на дату обращения в Комиссию по вопросу предоставления налоговых льгот.

8.2. Комиссия рассматривает обращения налогоплательщиков-организаций о предоставлении налоговых льгот, поступившие не позднее 1 октября текущего финансового года. По итогам рассмотрения указанных обращений Комиссия подготавливает рекомендации Администрации Рославльского городского поселения о предоставлении (отказе в предоставлении) налоговых льгот.
Налоговые льготы не предоставляются при условии низкой оценки их эффективности. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется в порядке, установленном Администрацией Рославльского городского поселения.
По обращениям налогоплательщиков о предоставлении налоговых льгот, поступившим в Комиссию позднее 1 октября текущего финансового года, Комиссией не могут быть приняты положительные рекомендации по предоставлению налоговых льгот в очередном финансовом году.

9. Порядок установления налоговых льгот

9.1. Субъект правотворческой инициативы вносит проект Решения Совета депутатов об установлении налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком и Регламентом Совета депутатов Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области.
9.2. В проекте Решения Совета депутатов должны быть определены:
налоги, по которым устанавливаются льготы;
условия предоставления налоговых льгот;
виды налоговых льгот;
категории налогоплательщиков, которым предоставляются налоговые льготы.
В данном проекте могут быть определены также сроки действия налоговых льгот, основания, порядок и условия применения налоговых льгот.
9.3. Проекты Решений Совета депутатов об установлении налоговых льгот рассматриваются Советом депутатов при наличии заключения Главы муниципального образования Рославльское городское поселение Рославльского района Смоленской области, за исключением случаев, когда указанные проекты вносятся Главой муниципального образования Рославльское городское поселение Рославльского района Смоленской области.
9.4. Субъект правотворческой инициативы вместе с проектом Решения Совета депутатов об установлении налоговых льгот представляет пояснительную записку, включающую:
прогнозную оценку потерь бюджета городского поселения от предоставления налоговых льгот с указанием информации, использованной при составлении прогноза;
обоснование необходимости установления налоговой льготы для данной категории налогоплательщиков;
сведения о количестве налогоплательщиков, подпадающих под указанную категорию.
9.5. Проекты Решений Совета депутатов об установлении налоговых льгот вносятся Главой муниципального образования Рославльское городское поселение Рославльского района Смоленской области и иными субъектами правотворческой инициативы не позднее 1 ноября текущего финансового года, либо одновременно с проектом Решения о бюджете городского поселения на очередной финансовый год.

10. Информация об использовании налоговых льгот

10.1. Администрация Рославльского городского поселения в пределах своей компетенции представляет по требованию Совета депутатов информацию об эффективности использования и условиях применения налогоплательщиками налоговых льгот, включая оценку потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот.
10.2. Глава муниципального образования Рославльское городское поселение Рославльского района Смоленской области одновременно с представлением на утверждение Совета депутатов отчета об исполнении бюджета за прошедший финансовый год представляет:
1) аналитическую справку о результатах действия налоговых льгот, включающую следующие данные по установленным налоговым льготам:
о количестве налогоплательщиков, пользовавшихся льготами (по категориям);
о необходимости дальнейшего предоставления налоговых льгот;
2) оценку потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ,

КРЕДИТ

Дина Вадимовна Баязитова,

аспирантка кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ

В российской налоговой системе понятие налоговой льготы, отражающее ее существенные свойства, установлено законодательно и регламентирован порядок осуществления льготного налогообложения. Вместе с тем в налоговом законодательстве используются и иные налоговые стимулирующие механизмы, номинально не позиционируемые ни в качестве налоговых льгот, ни в качестве преференций. Понятие «налоговая преференция» в нормативных правовых актах, составляющих российское налоговое законодательство, не установлено. Сложившаяся ситуация затрудняет эффективное использование налоговых льгот и преференций как важнейших инструментов налоговой политики.

Данная статья посвящена вопросу разграничения и идентификации понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция». В качестве основного классификационного признака, позволяющего отграничивать налоговые льготы от других налоговых стимулирующих механизмов, выбрано преимущество в виде исчисляемой экономической выгоды. Установлен основной классификационный признак налоговой преференции, определены виды преференций, выделены существенные признаки налоговых льгот. На основе полученных результатов усовершенствована классификация налоговых льгот и преференций.

Ключевые слова: налоговая льгота, налоговая преференция, основной классификационный критерий, виды преференций, классификация преференций.

D.V. Bayazitova

CONTENTS AND CLASSIFICATION OF TAX INCENTIVES AND TAX PREFERENCES

УДК 336.02

Усиление конкуренции в экономической сфере требует от государства эффективно действующей системы налогов и сборов, которая бы обеспечивала наполнение доходной части бюджета и стимулировала развитие экономики. В этих условиях ведущую роль играют налоговые преференции и льготы как важнейшие инструменты налоговой политики.

Широко используемые в российской налоговой системе налоговые стимулы составляют два больших класса: налоговые льготы и налоговые преференции. Рассмотрим их экономическое содержание, единство и отличия.

Согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» по состоянию на начало 2013 г. в налоговой системе действовало около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Из этого следует, что, во-первых, налоговые преференции и налоговые льготы сосуществуют как важнейшие факультативные элементы налогообложения и, во-вторых, поскольку термин «преференция» для налогообложения, в отличие от льготы по налогам и сборам, НК РФ не установлен, требуется четкое разграничение и теоретическое обоснование этих понятий.

Определение понятия «налоговые льготы» дано в ст. 56 НК РФ: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». На наш взгляд, данное определение является довольно общим и не дает возможности отграничить налоговые льготы от прочих схожих механизмов снижения налогового бремени.

То же можно сказать и об определении налоговых льгот, приведенном в финансово-кредитном словаре: налоговая льгота — это «предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика» .

По мнению С.В. Барулина , налоговые льготы и преференции представляют собой формы практической реализации регулирующей функции налогов и являются одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования.

Налоговая льгота — многогранное и сложное понятие, и исчерпывающее раскрытие его сущности в одном определении затруднительно. Для разграничения понятий льгот и преференций важно указать их видовую группировку. К налоговым льготам согласно классификации налоговых льгот, выполненной С. В. Барулиным и А.В. Макрушиным, безоговорочно можно отнести две укрупненные группы льгот: налоговые освобождения и налоговые скидки (налоговые вычеты) .

Налоговые освобождения — вид налоговых льгот, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или группы потенциальных налогоплательщиков и виды льгот, которые связаны с понижением налоговых ставок, вплоть до использования ставки 0%.

Налоговые вычеты (налоговые скидки) — разновидность льгот, направленных на сокращение налоговой базы путем вычета из нее определенных расходов, доходов и имущества, а также вычет из налогового оклада.

При этом налоговые льготы, законодательно установленные в ч. 1 НК РФ как факультативный элемент налогообложения, при применении в ч. 2 НК РФ редко называются льготами, а распределены по обязательным элементам налогообложения конкретных налогов под иными понятиями: освобождения, пониженные ставки, налоговые вычеты и т.д.

Как справедливо отмечает Р.К. Костанян, основной проблемой исследования налоговых льгот в Российской Федерации является отказ в большинстве случаев от прямого использования термина «льготы по налогам и сборам» в ч. 2 НК РФ, что существенно затрудняет теоретическое изучение налоговых льгот и создает проблемы в правоприменительной практике. По мнению Р.К. Костаняна, «часть вторая НК РФ демонстрирует явное желание законодателя практически полностью отказаться от использования института налоговой льготы при установлении конкретных налогов. Но при этом текст НК РФ зачастую отражает лишь терминологическую подмену одних понятий другими, при этом суть явлений остается прежней» .

Представим имеющиеся в экономической литературе наиболее емкие определения понятия «преференция».

В современном экономическом словаре разъясняется, что преференции (от лат. praeferentia — предпочтение) — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям организаций и физических лиц для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно терминологическому словарю банковских и финансовых терминов преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющие им в течение

указанного времени не нести часть налоговых обязательств .

Н.Н. Тютюрюков предлагает следующее определение: налоговая преференция — это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств различными способами: снижением налоговых ставок, исключением объектов налогообложения, изменением сроков уплаты налогов (сборов), введением понижающих коэффициентов при расчете налогов (сборов), которые налогоплательщик обязан безусловно исполнять . Данное определение примечательно тем, что одновременно указывает виды налоговых преференций в соответствии с воззрениями ее автора.

А.С. Баландина полагает, что налоговая преференция — это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящее обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика .

О.В. Тютюгина считает, что » налоговые преференции

— преимущества, не связанные с уменьшением конечного размера налогового обязательства, предоставляемые в соответствии с законодательством отдельным категориям налогоплательщиков при общем или особом режиме налогообложения, в том числе предусматривающие отнесение сроков уплаты налога и авансовых платежей по нему на более отдаленный период» .

Таким образом, при всем многообразии определений преференции мнения всех авторов сходятся в одном: налоговые преференции — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения налоговой нагрузки с целью поощрения определенных видов деятельности.

Из приведенных определений видно, что преференции и льготы — в определенной степени близкие, но в то же время самостоятельные и отличающиеся понятия, не являющиеся полными синонимами.

В ст. 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» указано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно ст. 74 «Льготы по уплате таможенных платежей» Таможенного кодекса Таможенного союза к льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты или понижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, которым оказано данное предпочтение на началах взаимности либо в одностороннем порядке. То есть в таможенном законодательстве тарифная преференция понимается как льгота.

По мнению Д.А. Аширова, налоговые преференции

— категория более широкая, нежели налоговые льготы, под которыми обычно понимается предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения. В понятие преференций включаются также отсрочки и рассрочки по уплате налогов, инвестиционные и целевые налого-

вые кредиты, а также упрощенный порядок уплаты налогов . Льготы выделяются как частный случай (разновидность) преференций, создающих для соответствующих категорий налогоплательщиков более выгодные условия хозяйствования.

Для выявления сущности и разграничения понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция» необходимо проанализировать существующие в налогово-право-вой доктрине их существенные признаки и определить в результате такого анализа основной квалификационный признак каждого понятия. Поскольку налоговые льготы изучены в большей степени, можно в первую очередь отграничить это понятие от других механизмов снижения налогового бремени, прежде всего преференций.

Для идентификации исследуемого понятия выделим основные характеристики налоговых льгот, которые отличают данное понятие от других элементов налога. Существенные признаки налоговой льготы состоят в том, что налоговая льгота:

1) представляет собой преимущество, данное налогоплательщику по сравнению с другими налогоплательщиками, позволяющее не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере;

2) является правом налогоплательщика и применяется в добровольном порядке;

3) не имеет штрафных санкций за неприменение;

4) устанавливается только актами законодательства о налогах и сборах;

5) предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков, удовлетворяющим обозначенные признаки;

6) носит целевой характер: льгота вводится с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач.

Н.А. Соловьева предложила ввести в налогово-правовую доктрину в качестве основного классификационного признака налоговой льготы понятие «преимущество», которое заключается в получении определенными категориями налогоплательщиков исчисляемой экономической выгоды в виде суммы, не уплаченной налогоплательщиком в бюджет в результате применения налоговой льготы, или в виде возвращенной ему суммы. Данное предложение позволило ее автору разделить налоговые льготы на прямые и косвенные .

Прямыми налоговыми льготами будут являться преимущества в виде исчисляемой экономической выгоды, приобретаемые установленными категориями налогоплательщиков на основе появления возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере, реализованные в сумме денежных средств, не уплаченных налогоплательщиками за счет применения налоговой льготы, или сумме, которая им возвращена.

Косвенными налоговыми стимулирующими механизмами будут являться преимущества, появляющиеся у определенных категорий налогоплательщиков на основе изменения порядка и сроков уплаты налога, выгода от получения которых не может быть исчислена в момент предоставления налогового стимулирующего механизма, а может отсутствовать вообще. К косвенным стимулирующим механизмам относятся в первую очередь различные виды преференций, состоящие в изменении срока уплаты налога, такие как отсрочка или рассрочка по уплате налога и инвестиционный налоговый кредит.

Косвенные налоговые льготы и другие механизмы снижения налогового бремени, которым присущи только некоторые признаки налоговых льгот (в частности, амортизационная премия, подлежащая восстановлению), на наш взгляд, целесообразно объединить в группу налоговых преференций.

С учетом вышеизложенного мы считаем, что налоговыми преференциями являются предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков при наличии обозначенных оснований преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, состоящие в переносе

установленных сроков уплаты налогов и поэтапных платежей по ним на более поздний срок, при сохранении конечных размеров налоговых обязательств и, как правило, начислении процентов на сумму задолженности.

Современная развернутая классификация налоговых льгот, отражающая их видовое содержание, приведена С.В. Барулиным . Ее построение позволяет дополнить эту схему укрупненной группой преференций и привести видовую характеристику группы преференций. Дополненная и видоизмененная классификация налоговых льгот и преференций представлена на рисунке.

Система налоговых стимулов

Налоговые освобождения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая амнистия

Освобождение от налога отдельных категорий плательщиков

Освобождение от налога отдельных объектов налогообложения

Налоговые каникулы

Понижение налоговых ставок, включая ставку 0%

Образование консолидированных

групп налогоплательщиков

Налоговые льготы

Налоговые скидки

Необлагаемый минимум объекта

Вычет из налоговой

базы отдельных текущих расходов, имущества и доходов

Вычет из налогового оклада

Инвестиционные вычеты (скидки)

Вычеты (скидки) на «истощение недр»

Вычеты (скидки) при образовании различных фондов

Ускоренная амортизация

Амортизационная премия, не подлежащая восстановлению

Перенос убытков на будущее

Налоговые преференции

Налоговые кредиты

Целевой налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит

Отсрочка (рассрочка) платежа

Амортизационная премия, подлежащая восстановлению

Классификация налоговых льгот и преференций

Использование в качестве основного классификационного признака налоговой льготы понятия «преимущество в виде исчисляемой экономической выгоды» позволяет избежать многих ошибок, связанных с отнесением конкретного налогового стимулирующего механизма к льготам или к преференциям.

Например, в результате анализа норм гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», проведенного аналитиками Счетной палаты в ходе мероприятия «Проверка эффективности предоставления и применения налоговых льгот и преференций в части администрирования налога на прибыль организаций», наличие льгот по данному налогу не обнаружено. При этом в данной главе НК РФ установлено 128 преференций, обеспечивающих сокращение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций, в том числе 117 преференций в виде стимулирующих механизмов, позволяющих уменьшить налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций, и 11 преференций, устанавливающих нулевую ставку по некоторым видам деятельности и по отдельным доходам . Вероятно, в данной работе при отнесении конкретных стимулирующих механизмов, представленных в гл. 25, к льготе или преференции использовался строго формальный подход в рамках действующего законодательства. Аналогичный анализ, проведенный Т.А. Малининой, позволил установить (по состоянию на 2010 г.) в гл. 25 НК РФ 39 налоговых льгот по определяющему классификационному признаку — предоставление одним видам доходов и видам деятельности преимущества перед другими .

По данным Счетной палаты, использование только одной преференции (как показала Т.А. Малинина, в реальности такая преференция является льготой), состоящей в применении нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, начисляемой на дивиденды, получаемые от российских организаций за период с 2010 г. по I полугодие 2012 г., привело к выпадающим доходам бюджета в сумме 139,7 млрд руб. . Для сравнения можно привести сумму всех доначисленных налогов в 2011 г. в результате годовой работы налоговых органов всей страны, включающей в том числе проведение более 200 тыс. камеральных и более 30 тыс. выездных налоговых проверок с целью выявления нарушений налогового законодательства по налогу на прибыль организаций. Указанная сумма составила немногим более 2,9 млрд руб.

Упомянутый налоговый стимул, связанный с применением нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, начисляемой на дивиденды, получаемые от российских организаций (п. 3 ст. 284 НК РФ), может быть признан стимулирующим механизмом смешанного типа, который сочетает в себе признаки как льготы, так и преференции в том понимании, которое заложено в действующем законодательстве. В частности, данный налоговый стимулирующий механизм безальтернативен, т.е. является для налогоплательщика при наличии оснований единственно предписываемым, обязательным вариантом налогообложения, не правом, а обязанностью, опирается на один из обязательных элементов налогообложения — налоговую ставку, а значит, в целом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имеет несколько существенных признаков преференции. Но существуют и контраргументы.

В последних двух абзацах п. 3 ст. 284 НК РФ «Налоговые ставки» сказано, что для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате приобретения права собственности, на вклад в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов. Согласно действующим нормам налоговые органы при камеральных налоговых проверках требуют предоставить подтверждающие документы только при использовании льгот. Получается, что право на применение нулевой ставки идентично праву на льготу. Кроме того, отсутствие в НК РФ штрафных санкций за неприменение данного налогового стимула свидетельствует о том, что это льгота. Но решающее значение для идентификации данного налогового механизма имеет наличие основного классификационного признака — преимущество в виде исчисляемой экономической выгоды, который однозначно определяет, что названный налоговый стимулирующий механизм является льготой. Главенство основного классификационного признака позволяет выявить качество предмета или явления.

Согласно заключению аналитиков Счетной палаты РФ, отсутствие у преференций по налогу на прибыль организаций официального статуса, имеющегося у налоговых льгот, не позволяет налоговым органам в полной мере выявлять и пресекать случаи снижения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом по налогу на прибыль организаций путем уменьшения налоговой базы без наличия достаточных оснований . Данный вывод предопределяет разработку и внесение в НК РФ поправок, приравнивающих статус преференций к статусу налоговых льгот.

Таким образом, налоговые преференции и налоговые льготы нуждаются в тщательном разграничении и точной регламентации на законодательном уровне, поскольку имеют различные механизмы предоставления при налогообложении.

Теоретически осмысленное применение понятийного аппарата налоговых стимулирующих механизмов и внесение в нормативные правовые акты поправок, приравнивающих статус налоговых преференций к статусу налоговых льгот, обеспечит однозначное трактование нормативных правовых актов налогоплательщиками и органами государственной власти, создаст условия для повышения эффективности администрирования налоговых льгот и преференций.

1. Аширов Д.А. и др. Налоговая реформа: о судьбе преференций и создании системно-нормативного преференциального механизма // Российский экономический журнал. 2000. № 8.

3. Барулин С.В. Понятие и классификация налоговых льгот // Аудитор.1998. № 8.

4. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговая политика России. Саратов: Сателлит, 2004.

5. Барулин С.В., Динес В.А. Теория и история налогообложения: учебник. М.: Кнорус, 2014.

6. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2013. № 7 (187).

8. Малинина Т.А. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика. М.: Ин-т Гайдара, 2010.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.

11. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. иР1_: http://www.lingvodics.com/dics/details/3329/

12. Тютюгина О.В. Налоговые льготы и преференции как инструмент налоговой политики // Трудности бухгалтерского учета. Хабаровск: ХГАЭП, 2005.

14. Финансово-кредитный словарь. М.: Госфиниздат, 1961.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Евгений Разумный / Ведомости

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля инвентаризовать действующие налоговые льготы и из них выделить отдельный перечень «инвестиционных» льгот. Перечень поручений президента опубликован на сайте Кремля по итогам февральского совещания по экономическим вопросам. Минфин проработает поручение президента, заявил представитель министерства.

Сейчас в России действует более 3500 налоговых льгот и преференций совокупно более чем на 4,5 трлн руб., писал Минфин в основных направлениях бюджетной политики до 2022 г.

Идея инвентаризации льгот по сути правильная, но правительство не может провести ее уже много лет, напоминает партнер KPMG Михаил Орлов. При этом само понятие инвестиционных льгот в законодательстве не закреплено, отмечает он. Это собирательное понятие для льгот, которые государство дает компаниям в обмен на их инвестиции, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх. Как правило, это льготы в пользу компаний в промышленности и сельском хозяйстве, реже – в транспортной и логистической отраслях, добыче полезных ископаемых. По мнению Орлова, к льготам «инвестиционного характера» можно отнести налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты, которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Хотя в новый перечень льгот могут попасть и льготы для сырьевых отраслей – нефтяников и металлургов, рассуждает Орлов.

С начала 2021 г. налоговые льготы должны получать только компании, заключившие специальные соглашения, также указано в поручениях президента – по ним компании должны инвестировать в России, а при нарушении соглашений выплатить налоги в полном объеме. Под требование попадут и компании, которые уже получают налоговые льготы. Оно не будет распространяться только на резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

«Наша задача – стимулировать инвестиции», – заявлял министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) 20 февраля. Он говорил, что Минфин и ФНС отрабатывают такой подход: компания получает льготу и высвобождаемые средства направляет на инвестиции. «Чтобы те ресурсы, которые получает налогоплательщик из-за преференций от государства, направлялись не в дивиденды, а в экономику», – говорил Силуанов.

Смысл сегодняшних инвестиционных льгот в том, что плательщик сначала инвестирует, потом получает прибыль от результатов инвестиций и с прибыли распределяет дивиденды, описывает Орлов. То есть льготы применяются уже после того, как плательщик проинвестировал – после действия, которое государство хочет поощрять. Поэтому реализовать механизм, описанный Силуановым, довольно сложно, полагает Орлов. Чиновники не учитывают, что при поддержке льготами бизнес быстрее и сильнее модернизируется, создает больше продукции и новые рабочие места, соответственно, все равно платит больше налогов в бюджет, рассуждает Артюх. Даже если бюджет недополучит от налога на прибыль или на имущество за счет льгот, он может это компенсировать за счет НДФЛ, НДС и налога на прибыль от дополнительной продукции, уверен эксперт.

Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено около 100 новых льгот, выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб., также указывал Минфин. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору, заявляло министерство в основных направлениях бюджетной политики.

Например, в 2018 г. почти удвоились льготы по НДПИ – до 1,1 трлн руб. с 0,6 трлн руб. годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за тот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн руб. Эти данные приводил замминистра финансов (на тот момент – директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина) Алексей Сазанов в сентябре 2019 г. Тогда Сазанов высказал мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. Перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен, заверял он.

Представитель ФНС не ответил на запрос.

Льготное налогообложение как инструмент привлечения инвестиций в профессиональное образование

Т.В. Жукова,
доцент кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг»
ФГОУВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ»
А.В. Левченко,
аспирант кафедры «Ценные бумаги и
финансовый инжиниринг» ФГОУВПО
«Финансовая академия при Правительстве РФ»
Исследования и опросы региональных предприятий показывают актуальность и перспективность их сотрудничества с учреждениями профессионального образования. Это могут быть проведение стажировок, разработка корпоративных обучающих программ и другое. Однако этот привычный перечень направлений взаимодействия может быть расширен. Грамотная политика льготного налогообложения в этой сфере позволит предприятиям не только широко сотрудничать с образовательными учреждениями, но и развивать сферу профессионального обучения за счет дополнительного привлечения инвестиций.
Не секрет, что средства, выделяемые из бюджета на развитие учреждений профессионального образования, недостаточны. Тем не менее существует немало возможностей для привлечения дополнительных инвестиций со стороны предприятий работодателей. Это могут быть материальная помощь, ремонт учебных помещений, модернизация материально технической базы обучающих центров, выплаты дополнительных стипендий учащимся, предоставление транспорта студентам для доставки к месту прохождения практики и т.д. Учебные заведения, в свою очередь, могут направлять полученные средства на развитие обучающих программ, готовить наиболее востребованные кадры с учетом специфики предприятий региона и их потребностей, корпоративные программы повышения квалификации и т.д.
Действующее российское законодательство позволяет реализовывать не менее 24 форм частно государственного партнерства*1, на пример создание целевого капитала (эндаумент фонда), строительство зданий (сооружений) для нужд образовательного учреждения на основе инвестиционного договора, реконструкция помещений образовательного учреждения на основе договора аренды, реализация инвестиционных проектов (создание производственных объектов, закупка технологий и оборудования) и другие.
_____
*1 Информационно аналитические материалы о состоянии и развитии института частно государственного партнерства в профессиональном образовании. Материалы размещены на интернет ресурсе: www.budget .
Такие механизмы пока еще не распространены, отмечаются лишь единичные случаи применения большинства из них. Причина — недостаточная финансовая мотивированность организаций — работодателей, которая объясняется в том числе слабым применением механизмов льготного налогообложения образовательных учреждений и предприятий, связанных с их деятельностью.

Зарубежная практика

Налоговые льготы (например, в налоговом законодательстве США, Великобритании, Канады, Малайзии и Китая) предоставляются организациям (которые инвестируют в развитие образования) по большинству налогов как общегосударственного, так и регионального уровня. Наиболее популярны льготы по налогу на прибыль. Повсеместно распространены налоговые преференции в отношении безвозмездной помощи образовательным учреждениям со стороны частных организаций. При этом безвозмездная помощь для целей налогообложения признается в любых формах: денежные средства, услуги, имущество, выполнение строительных работ, предоставление стипендиальной поддержки и др.
Второе место по популярности занимает уменьшение налогооблагаемой базы на расходы по оплате обучения сотрудников в учреждениях профессионального образования, понесенные частными организациями.
Востребованными являются такие формы предоставления налоговых льгот, как применение налогового вычета по налогу на прибыль соразмерно установленной доле от фонда оплаты труда учащихся, работающих в компании в течение определенного периода.
Популярна и такая мера, как освобождение от обложения НДС операций образовательных организаций, включая закупку и реализацию товаров или услуг, которые тесно связаны с образовательной и научной деятельностью.

Российская региональная практика

В практике работы российских регионов на коплен богатый опыт применения льготного налогообложения учреждений профессионального образования и связанных с их деятельностью предприятий.
Нормативно-правовые акты регионального и муниципального уровней:
— вводят в действие более низкие налоговые ставки или полное освобождение определенных категорий образовательных организаций от уплаты земельного и транспортного налогов;
— предоставляют инвестиционные налоговые кредиты предприятиям, участвующим в деятельности образовательных учреждений;
— снижают ставки налога на прибыль (в отношении сумм налога, зачисляемых в региональный бюджет) для предприятий, трудоустраивающих выпускников, оплачивающих обучение своих сотрудников и других.
Всего можно выделить 131 нормативно правовой акт 62 субъектов Российской Федерации (на региональном и муниципальном уровнях), посвященных установлению механизмов льготного налогообложения*1. Детальное изучение практики их применения позволило выделить 19 типовых механизмов льготного налогообложения, из них 12 — в отношении образовательных учреждений и семь — в отношении организаций-инвесторов.
_____
*1 По состоянию на декабрь 2008 года, с использованием правовой базы «КонсультантПлюс». Дополнительно см. отчет «Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации в целях расширения возможностей участия работодателей в развитии учреждений профессионального образования»; материалы размещены на интернет ресурсе: www.budget fin.ru.
Для инвесторов, направляющих средства на развитие учреждений профессионального образования, льготы представлены в основном снижением ставок различных налогов регионального и муниципального уровней, а также налоговым изъятием (освобождением от включения в налогооблагаемую базу) для налогов регионального уровня (табл. 1).

Таблица 1

Механизмы привлечения инвестиций в учреждения профессионального образования со стороны предприятий работодателей

Механизм

Нормативные правовые акты

На региональном уровне

Снижение ставки налога на прибыль организаций при условии:
— направления денежных средств организациям образовательного сектора (в сумме не менее чем установленная законом доля от чистой прибыли);
— участия в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений;
— наличия в штате организации работающих выпускников образовательных учреждений (выявлен в трех регионах)

Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142 ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»;
Областной Закон от 28.11.2005 N 564 ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области»;
Закон Камчатского края от 22.11.2007 N 686 «Об установлении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков в Камчатском крае»

Снижение ставки налога на имущество организаций, оказывающих услуги общественного питания образовательным учреждениям в отношении имущества, используемого в этой деятельности (выявлен в двух регионах)

Закон Республики Карелия от 30.12.1999 N 384 ЗРК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия»;
Закон Курганской области от 05.01.1996 N 32 «О ставках налога на имущество»

Налоговое изъятие по налогу на имущество организаций, оказывающих услуги общественного питания образовательным учреждениям, в отношении имущества, используемого в этой деятельности (выявлен в одном регионе)

Закон Ярославской области от 15.10.2003 N 46 з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»

Налоговое изъятие по транспортному налогу предприятий общественного питания, обслуживающих столовые высших и средних учебных профессиональных учреждений (выявлен в одном регионе)

Закон Ярославской области от 05.11.2002 N 71 з «О транспортном налоге в Ярославской области»

На муниципальном уровне

Снижение ставки земельного налога для организаций, основной деятельностью которых является реализация продуктов питания образовательным учреждениям, при условии направления высвободившихся средств исключительно на финансирование затрат на развитие организации, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест (выявлен в одном муниципальном образовании)

Решение Совета депутатов сельского поселения Юрцовское Егорьевского муниципального района Московской области от 26.06.2008 N 74/18 «Об утверждении положения о льготном налогообложении на территории сельского поселения Юрцовское Егорьевского муниципального района Московской области»

Предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение сроков уплаты налога) по земельному налогу при условии финансирования организацией строительства и капитального ремонта объектов социальной сферы (в том числе образования), создания на предприятии рабочих мест для трудоустройства молодежи (выявлен в двух муниципальных образованиях)

Решение Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 26.06.2002 N 233/34 «Об утверждении положения об инвестиционном налоговом кредите»; Решение Совета депутатов сельского поселения Саввинское Егорьевского муниципального района Московской области от 29.05.2008 N 16/39 «Об утверждении положения о льготном налогообложении на территории сельского поселения Саввинское Егорьевского муниципального района Московской области»

Налоговая «скидка» по ЕНВД (устанавливается более низкое значения корректирующего коэффициента К2, участвующего в расчете налоговой базы) для компаний, исключительным видом деятельности которых является организация общественного питания в образовательных учреждениях (выявлен в 24 муниципальных образованиях)

Решение районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 30.11.2007 N 7 «О введении на территории Перелюбского муниципального района единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (п. 3);
Решение Районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от 20.10.2005 N 79 «О едином налоге на вмененный доход»;
Решение Пензенской городской Думы от 25.11.2005 N 240-16/4 «О введении в действие на территории г. Пензы системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и др.

Для учебных центров в основном применяются механизмы, направленные на снижение общего уровня налоговой нагрузки. Они предусматривают использование высвободившихся средств на развитие образовательной и научной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Механизмы повышения инвестиционной привлекательности образовательных учреждений и отдельных направлений их деятельности

Механизм

Нормативные правовые акты

На региональном уровне

Снижение ставки налога на прибыль организаций для образовательных учреждений при условии направления использования высвободившихся средств на укрепление материально технической базы, развитие учебной и научной деятельности (выявлен в одном регионе)

Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004 ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»

Снижение ставки налога на прибыль организаций, финансируемых из бюджета регионального уровня (в том числе при условии направления высвободившихся средств на укрепление материально-технической базы) (выявлен в шести регионах)

Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142 ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»;
Закон Республики Мордовия от 25.11.2004 N 77 З «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций» и др.

Снижение ставки налога на имущество организаций для образовательных организаций, финансируемых из бюджета, в отношении объектов социально культурной сферы, используемых для нужд образования (выявлен в двух регионах)

Закон Костромской области от 24.11.2003 N 153 ЗКО «О налоге на имущество организаций на территории Костромской области»;
Закон Владимирской области от 12.11.2003 N 110 ОЗ «О налоге на имущество организаций»

Снижение ставки налога на имущество организаций в отношении имущества, приобретенного за счет средств регионального или местного бюджетов (выявлен в двух регионах)

Закон Республики Алтай от 21.11.2003 N 16 1 «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай»;
Закон Архангельской области от 14.11.2003 N 204-25-ОЗ «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области»

Налоговое изъятие по налогу на имущество организаций для образовательных учреждений в отношении имущества, используемого для нужд профессионального образования (выявлен в одном регионе)

Закон Орловской области от 25.11.2003 N 364 ОЗ «О налоге на имущество организаций»

Налоговое изъятие по налогу на имущество организаций в отношении имущества, приобретенного за счет средств регионального или местного бюджетов (не используемого в предпринимательской деятельности) (выявлен в 13 регионах)

Закон Сахалинской области от 24.11.2003 N 442 «О налоге на имущество организаций»;
Закон Челябинской области от 27.11.2003 N 189 ЗО «О налоге на имущество организаций» и др.

Снижение ставки транспортного налога для образовательных учреждений в отношении транспортных средств, используемых в основной (образовательной, научной) деятельности (выявлен в трех регионах)

Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» и др.

Налоговое изъятие по транспортному налогу для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета (в отношении транспортных средств, используемых в образовательной деятельности) (выявлен в 19 регионах)

Закон Кировской области от 28.11.2002 N 114 ЗО «О транспортном налоге в Кировской области»;
Закон Тверской области от 06.11.2002 N 75 ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»;
Закон Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63 РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» и др.

На муниципальном уровне

Снижение ставки земельного налога образовательных учреждений в отношении земельных участков, на которых расположены объекты социально культурной сферы, используемые для нужд образования (выявлен в семи муниципальных образованиях)

Решение Воткинской городской Думы от 16.11.2005 N 22 «О земельном налоге муниципального образования «Город Воткинск» и др.

Налоговое изъятие по земельному налогу для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, в отношении земельных участков, на которых расположены объекты социально-культурной сферы, используемые для нужд образования (выявлен в 46 муниципальных образованиях)

Решение Думы Нижнетавдинского муниципального района от 26.11.2007 N 42 «О земельном налоге» и др.

Отсрочка, рассрочка в отношении земельного налога для бюджетных образовательных учреждений в форме переноса сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу в связи с задержками в поступлении средств из бюджета на его уплату (выявлен в одном муниципальном образовании)

Решение Думы Качканарского городского округа от 19.10.2006 N 244 «Об установлении дополнительного основания и иного условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты земельного налога в 2006 году» и др.

Налоговая «скидка» по ЕНВД (устанавливается более низкое значения корректирующего коэффициента К2, участвующего в расчете налоговой базы) для учреждений начального профессионального образования, которые в рамках образовательного процесса активно занимаются производством и реализацией продукции по профилю профессиональной подготовки (выявлен в двух муниципальных образованиях)

Решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 27.11.2007 N 131 «О введении местных налогов на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края на 2008 год» и др.

Нерешенные вопросы и проблемы

Развитие системы налогообложения в России оставляет нерешенными вопросы практики применения налоговых льгот на федеральном уровне*1.
_____
*1 Подробнее см. материалы коллектива авторов под руководством к.э.н. Л.И. Гончаренко на тему «Применение механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в деятельности российских вузов».
Во-первых, перечень налоговых льгот по инвестиционной деятельности частных компаний, связанных с образовательной сферой, является ограниченным и представлен:
— освобождением от обложения НДС передачи денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, а также основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной деятельности, не связанной с предпринимательством;
— исключением из базы по расчету налога на прибыль расходов на подготовку и переподготовку штатных сотрудников (в том числе с повышением квалификации) на договорной основе (кроме оплаты обучения в высших и средних учебных заведениях при получении сотрудниками высшего и среднего специального образования).
Во-вторых, введенные налоговые льготы носят общий характер. Не предусмотрено специфических льгот, обусловленных взаимодействием организаций и физических лиц с учреждениями высшего профессионального образования:
— общими являются льготы в отношении безвозмездной передачи имущества в рамках благотворительной деятельности, а также льготы, связанные с формированием целевого капитала. Вместе с тем отсутствуют льготы по налогу на прибыль организаций для жертвователей — юридических лиц, равно как и для физических лиц — по налогу на доходы физических лиц; тем самым дополнительно сокращаются возможности организации долгосроч ных благотворительных программ;
— из базы по расчету налога на прибыль исключаются расходы на подготовку и переподготовку штатных сотрудников. Однако расходы на образование не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций для юридических лиц, организующих с участием образовательного учреждения совместные образовательные программы для своих сотрудников;
— как следствие, ограниченным становится потенциал реализации механизмов налогового стимулирования в области организации корпоративных образовательных программ, расширения сферы платных образовательных услуг на основе долгосрочных контрактов.
В третьих, налоговые льготы часто носят ограниченный характер. Понятие «доходы в виде безвозмездно полученного образовательными учреждениями имущества» применяется только непосредственно к имуществу. Безвозмездная передача прав пользования имуществом, а также бесплатное выполнение работ и услуг для образовательного учреждения формируют внереализационный доход образовательного учреждения и включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
В четвертых, существуют налоговые риски в виде нечеткости отдельных норм законодательства и различных его трактовок налоговыми органами по вопросам:
— предоставления фонда общежитий в наем;
— ссылок на лицензионные договоры как необходимое условие освобождения от уплаты НДС при реализации исключительных прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Для повышения эффективности механизмов льготного налогообложения можно предложить более сорока правовых механизмов, предоставляющих льготы для организаций инвесторов и образовательных учреждений, которые получают инвестиции. Для их реализации были инициированы поправки в действующее налоговое законодательство на федеральном, региональном и муниципальном уровнях*1.
_____
*1 Содержание указанных поправок прошло обсуждение в рамках парламентских слушаний 13 ноября 2008 года; см. отчет «Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации в целях расширения возможностей участия работодателей в развитии учреждений профессионального образования»; материалы размещены на интернет ресурсе: www.budgetfin.ru.

Правотворческая инициатива

Для развития льготного налогообложения и расширения частно государственного партнерства очень важна инициатива предприятий и граждан Российской Федерации.
Физические и юридические лица могут самостоятельно внести предложения о предоставлении налоговых льгот, на основании которых могут быть подготовлены соответствующие нормативные правовые акты.
Обычно муниципальные образования и субъекты власти Российской Федерации устанавливают порядок предоставления налоговых льгот на основании надлежащим образом оформленного заявления.
К заявлению требуется приложить обоснования влияния введения льготы на результаты деятельности налогоплательщика; примерную оценку доходов бюджета, «выпадающих» в результате введения льготы; описание эффекта от введения налоговой льготы как результата использования средств, высвобождающихся от введения льготы.
Следует учитывать, что в каждом муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации могут существовать особенности в отношении требований к заявлениям и к порядку их рассмотрения. Так, в нормативных правовых актах некоторых регионов часто устанавливаются типовые формы заявлений и порядок их рассмотрения. По результатам введения льготы налогоплательщику-организации может быть вменено в обязанность представить отчет об использовании средств, высвободившихся у него в результате применения льгот. Иногда устанавливается требование обязательного целевого характера использования налоговой льготы*1. В некоторых субъектах (муниципальных образованиях) установлены жесткие временные рамки для подачи заявлений (например, не позднее чем за пять месяцев до начала года*2).
_____
*1 Например, Закон Калининградской области от 14.05.2005 N 586 «Об установлении и использовании налоговых льгот по платежам в областной бюджет».
*2 Например, г. Северодвинск Архангельской области.
Заявление с обоснованием введения на логовой льготы представляется главе муниципального образования, совету депутатов либо иному представительному органу муниципального образования, уполномоченному органу по предоставлению льгот субъекта Российской Федерации.
Итоговое решение о предоставлении налоговой льготы принимается представительным органом муниципального образования (законодательным органом власти субъекта Российской Федерации), часто по результатам заключений комиссий*1, экспертных советов*2 — координационных органов исполни тельных органов власти.
_____
*1 Например, Амурский муниципальный район.
*2 Например, г. Воронеж.

Для внесения предложений о предоставлении налоговой льготы нормативным правовым актом на региональном уровне также можно обращаться к одному из перечисленных лиц*1:
_____
*1 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
— депутатам,
— высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),
— представительным органам местного самоуправления,
— представительным органам власти субъекта,
— в общественные объединения граждан, проживающих на территории данного субъекта, если это установлено Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Если инициатива по налоговой льготе касается муниципального уровня*1, то возможно обращение:
_____
*1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
— к выборным органам местного самоуправления,
— к главам местной администрации,
— к органам территориального общественного самоуправления,
— к инициативным группам граждан*1,
______
*1 Как правило, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливается, что инициативная группа граждан должна включать не менее 3% граждан, обладающих избирательным правом.
— к иным субъектам правотворческой инициативы, установленным уставом муниципального образования.
Перечисленные лица сами по себе обладают правотворческой инициативой и могут инициировать процедуру обоснования налоговой льготы и ее введения по факту обращения граждан Российской Федерации или юридических лиц.

Послабления и различные меры поддержки граждан из-за пандемии коронавируса затронули многие сферы нашей жизни. Сфера жилищно-коммунальных услуг не стала исключением. Мы разберем четыре главных нововведения в сфере ЖКХ, большинство из которых будут действовать до января 2021 года (а возможно и дольше). О том, что это за льготы, каковы их особенности и кому они положены, читайте в нашем материале.

ЛЬГОТА №1. ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАЧИВАТЬ УСЛУГИ ЖКХ ВРЕМЕННО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО

Пожалуй, самая ощутимая льгота в сфере жилищно-коммунального хозяйства для любого гражданина – возможность временно недоплачивать за жилищно-коммунальные услуги. Правительство РФ запретило коммунальщикам приостанавливать предоставление таких услуг в случае неполной оплаты квитанций.

То есть платить так или иначе придется. Но, если из-за тяжелой экономической ситуации оплатить всю квитанцию у вас возможности нет, вы сможете сделать это позже. При этом свет, вода, газ и прочие блага цивилизации никуда из вашего жилья не исчезнут. По крайней мере до 1 января 2021 года. А именно до этого срока действует данное послабление.

Но помните, если не платить за жилищно-коммунальные услуги совсем, у ресурсоснабжающих организаций (РСО) и управляющих компаний по-прежнему остается полное право прекратить оказывать услуги злостным неплательщикам. Зато, что касается начислений пени, об этом тоже пока можно не переживать, поскольку на них также действует одна из временных льгот.

ЛЬГОТА №2. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЕНИ, ШТРАФЫ И НЕУСТОЙКИ ВРЕМЕННО ОТМЕНЕНЫ

К слову, на коммунальные пени до 1 января 2021 года действует наложенный Правительством РФ мораторий. То есть ни ЖЭКи, ни РСО, ни операторы по работе с ТКО не имеют права взымать с вас пени за неуплату коммунальных услуг. По крайней мере до конца этого года, что четко прописано в Постановлении Правительства №424 от 02.04.2020 г.

Также отменены в течение этого года все штрафные санкции за несвоевременную или неполную оплату жилья, а также за неуплату взносов на капитальный ремонт. Но рано или поздно запрет снимут. Поэтому по возможности постарайтесь не копить долги и оплачивать их своевременно.

ЛЬГОТА №3. ПОВЕРКА ПРИБОРОВ УЧЕТА ВРЕМЕННО ОТМЕНЕНА

Похожее послабление касается и счетчиков, период поверки которых истекает до конца этого года. Процедура поверки для таких приборов учета отменена также до 1 января 2021 года. До этой даты «истекший» прибор может спокойно эксплуатироваться. При этом Минстрой РФ запретил применять в таких случаях повышающие коэффициенты к нормативам потребления услуг ЖКХ (согласно соответствующему Письму Минстроя №18848-ОЛ/04 от 19.05.2020 г). Проще говоря, ничего лишнего за неповеренный до следующего года прибор учета вы не заплатите.

Пока очередная поверка назначена на начало 2021 года, если, конечно, вторая волна пандемии не подпортит планы коммунальщиков. Согласно ранее упомянутому Постановлению Правительства РФ №424, РСО и управляющие организации будут обязаны принимать показания всех приборов учета с истекшими сроками поверки.

ЛЬГОТА №4. ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИЙ АВТОМАТИЧЕСКИ ПРОДЛЕНА

Хорошая новость для тех, кому положена субсидия на оплату услуг ЖКХ. Касается это в основном малоимущих семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и ряда других категорий граждан. Обычно льгота оформляется на 6 месяцев и автоматически не пролонгируется. И у большого количества граждан срок ее действия истекает (или уже истек) в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года. В этом случае ничего делать вам не придется, поскольку льгота будет продлена автоматически еще на полгода.

Согласно все тому же Постановлению Правительства №420 от 02.04.2020 г, в этот промежуток времени субсидия не назначается, а именно продлевается. При этом рассчитанная в беззаявительном порядке льгота может оказаться ниже фактически положенной. Например, если во время пандемии среднедушевой доход семьи уменьшился, а документ об этом предоставлен не был. Но не переживайте! В этом случае в будущем вы сможете получить перерасчет с возмещением недостающей суммы.

Что особенно приятно, в обратном порядке этот эффект действовать не будет. То есть если во время пандемии официальные доходы вашей семьи стали выше, субсидия вам полагается в меньшем размере, чем до ее продления. При этом автоматически она будет продлена на прежнюю сумму (в данном случае больше положенной). А после того, как система войдет в прежнее русло, переплаченную компенсацию с человека никто назад не потребует. А просто скорректируют обновленный порядок начисления льготы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *