Кто такой балансодержатель


Города у нас большие, уследить за всем и вся одной администрации сложно, именно поэтому город поделён на территории. Каждая территория закрепляется за отдельным балансодержателем. Балансодержатель — собственник или юридическое лицо, которое по договору с собственником содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию в соответствии с законом.
Иными словами, собственник- город, а управляет и содержит имущество определённый ГУП или МУП.
А вот теперь перейдём к проблеме. Думаю, не стоит особо останавливаться на том, как эти предприятия управляют имуществом: чаще всего всё очень плохо (разбитые тротуары, грязь вместо газона и типа того- самые частые проблемы).
Другая проблема в том, что иногда городское имущество поделено очень странно. К примеру, по Москве знаю, что порою два соседних дома и их придомовая территория поделена между ГУПами префектуры и департамента ЖКХ, то есть у таких домов может быть даже один двор, по факту, но по нормам, для них требуются как минимум отдельные дворники, а как максимум, полностью отдельная документация.
Часто, именно из-за таких ситуаций, общие, вроде бы, дворы разделены забором:

извиняюсь за качество
В общем, в плане эффективности, всё плохо. Как это можно изменить?
Как говорится, всё гениальное- просто. Нужно просто балансодержателей выбирать по конкурсам среди частных фирм. Почему? А потому что в отличие от бюджетников, которые скованы бюрократией, всякими ограничениями и банальным желанием не работать (ибо им ничего за это не будет), у частников будет больше свободы в действиях и страх перед потерей контракта.
То есть из плюсов, у частников:

  • нет жёстких законодательных ограничений, есть только контрактные обязательства;
  • гибкая экономика и меньше мороки с бюджетом;
  • стимул к снижению издержек и повышению КПД, к примеру, вместо того, чтобы содержать 10 дворников с мётлами для 5 дворов, они лучше наймут пятерых, но выдадут каждому по уличному мобильными пылесосу;
  • страх перед разрывом контракта. Если грамотно прописать контракт, а также наладить контрольный механизм, то частнику сложно будет расслабиться, а выбоин на дорогах будет меньше;
  • город избавиться от непрофильных активов. Грубо говоря, вместо того, чтобы держать 1000 работников на бюджете, можно будет оставить человек 100, которые будут заниматься координацией.

Из минусов же, первое что приходит в голову, это возможность коррупционной составляющей или выбора неэффективного подрядчика. Но это зависит от:

  • как будет организован конкурс, если его целью будет повысить эффективность и выбрать хорошего балансодержателя, то его и выберут, а если нет, то такой частник недалеко уйдёт от ГУПа/МУПа;
  • как будет налажен контроль. Самый лучший контроль- это общественный (допустим, через приложение на телефоне), ибо житель как никто другой заинтересован в нормальном обслуживании.

Ну а чтобы не было делёжки имущества в шахматном порядке, нужно просто передавать отрасль целиком на баланс одного частника, чтобы потом не было футбола «а это не наше, это их». Частники же, в свою очередь, всегда могут найти субподрядчиков, ничего криминального в этом нет.
Ну и в подтверждение моих слов, в странах первого мира, как правило, действует именно такая система управления городским имуществом. Самый яркий пример (и первый который приходит в голову), это управляющие транспортные компании, в чьих руках находятся подвижной состав, билетное меню, обслуживание, маршруты и так далее, а город же следит за соблюдением требований безопасности, расписания и других условий контракта.

В Сингапуре автобусные маршруты обслуживают 2 транспортной компании
Надеюсь, когда-нибудь и в России начнут массово внедрять подобные системы управления.
Советую также подписаться:

ЯКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2013 года N 150-НПА
Порядок определения балансодержателя вновь введенных объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, построенных за счет средств бюджета городского округа «город Якутск»

(с изменениями на 2 сентября 2019 года)

(в ред. нормативного правового акта Якутской городской Думы от 02.09.2019 N 419-НПА)

Принят решением
Якутской городской Думы
от 28 августа 2013 г. N РЯГД-57-8

Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящий нормативный правовой акт разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2007 года N 331 «Об утверждении Положения по определению балансодержателя вновь введенных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, построенных за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)», Уставом городского округа «город Якутск», нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 27 марта 2013 года N 130-НПА «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа «город Якутск», нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 27 марта 2013 года N 131-НПА «О порядке приема в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» объектов завершенного строительства, реконструкции, капитального ремонта за счет бюджетных средств», Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска и устанавливает порядок взаимодействия уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа «город Якутск» и организацией-застройщиком при определении балансодержателей имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа «город Якутск» после завершения строительства объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, построенных за счет средств бюджета городского округа «город Якутск».

1.2. Основной задачей Порядка является определение балансодержателя в целях эффективного управления объектами недвижимости и повышения ответственности за их использование.

1.3. В целях реализации настоящего нормативного правового акта используются следующие термины и понятия:

1) уполномоченный орган в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа «город Якутск» — Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее — уполномоченный орган);

2) балансодержатель — муниципальное предприятие, учреждение, за которыми недвижимое имущество закреплено в установленном законом порядке;

3) заказчик — муниципальное предприятие (учреждение, организация), осуществляющее функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов муниципальной собственности городского округа «город Якутск»;

4) объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилой фонд, гостиницы, дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта, объекты инженерной инфраструктуры и иные объекты;

5) объекты социально-культурной сферы — объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны), иные объекты.

1.4. Передаче на баланс новому балансодержателю подлежат завершенные строительством объекты или очереди сложных объектов капитального строительства социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства (далее — объекты социального назначения), не включаемые в состав приватизируемого имущества согласно законодательству.

1.5. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

1.6. При передаче объектов социального назначения передается также необходимая для их эксплуатации техническая документация.

1.7. Затраты по содержанию и эксплуатации завершенных строительством объектов с даты подписания акта приема-передачи возлагаются на нового балансодержателя.

1.8. В случае невозможности содержания и эксплуатации балансодержателем объекта социального назначения за ним остается право заключать договоры на обслуживание со специализированными организациями.

Процедура определения балансодержателя

2.1. Заказчик по завершении строительства объекта обращается в уполномоченный орган об определении балансодержателя.

Части 2.2 — 2.3 исключены. — Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 02.09.2019 N 419-НПА.

2.4. По итогам завершения строительных работ и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке заказчик направляет в уполномоченный орган пакет документов, предусмотренный нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 27 марта 2013 года N 131-НПА «О порядке приема в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» объектов завершенного строительства, реконструкции, капитального ремонта за счет бюджетных средств», для подготовки распоряжения о закреплении муниципального имущества за определенным балансодержателем.

2.4.1. В день, следующий за днем предоставления заказчиком документов, предусмотренных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 27 марта 2013 года N 131-НПА «О порядке приема в муниципальную собственность городского округа «город Якутск» объектов завершенного строительства, реконструкции, капитального ремонта за счет бюджетных средств», уполномоченный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью завершенного строительством объекта направляет в структурное подразделение Окружной администрации города Якутска, курирующее данную отрасль, обращение для определения балансодержателя либо направляет запрос предполагаемому балансодержателю о предоставлении согласия на закрепление имущества.

(п. 2.4.1 введен нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 02.09.2019 N 419-НПА)

2.4.2. Распорядительный документ о закреплении муниципального имущества за определенным балансодержателем издается уполномоченным органом в течение трех рабочих дней с момента поступления согласия от предполагаемого балансодержателя либо письменного уведомления от отраслевого структурного подразделения Окружной администрации города Якутска об определении балансодержателя.

Предельный срок определения балансодержателя не может превышать пяти рабочих дней.

(п. 2.4.2 введен нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 02.09.2019 N 419-НПА)

2.5. Оформление технической документации на сети инженерно-технического обеспечения и оборудование, а также кадастровых паспортов, технических планов на объекты недвижимости, кадастрового паспорта на земельный участок является обязанностью заказчика.

(часть 2.5 в ред. нормативного правового акта Якутской городской Думы от 02.09.2019 N 419-НПА)

Часть 2.6 исключена. — Нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 02.09.2019 N 419-НПА.

2.7. Передача на баланс завершенного строительством объекта производится в 10-дневный срок с момента издания распоряжения о закреплении муниципального имущества за определенным балансодержателем.

2.8. Балансодержатель обязан отразить в бухгалтерском учете поступление объекта социального назначения в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Ответственность

3.1. Руководители структурных подразделений Окружной администрации города Якутска и муниципальных предприятий, учреждений в порядке, определенном законодательством, несут персональную ответственность:

— за целостность и сохранность передаваемого объекта социального назначения;

— за уклонение от исполнения решений уполномоченного органа, принятых в рамках настоящего Порядка.

Заключительные положения

4.1. Настоящий нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава
городского округа «город Якутск»
А.С.НИКОЛАЕВ

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Балансодержатель — лицо, не являющееся собственником, на балансе которого находится (учитывается) имущество.

Термин «балансодержатель» обычно применяют по отношению к лицу (как правило, юридическому), которое не являясь собственником, учитывает на своем бухгалтерском балансе имущество. То есть, такое имущество отражается в бухгалтерском балансе в разделе Активы в сумме, определенной по правилам бухгалтерского учета.

Иногда под балансодержателем понимают любое лицо, которое учитывает имущество на своем балансе (в том числе и его собственника).

Термин «балансодержатель» в законодательстве не определен.

Случаи, когда собственником имущества является одно лицо, а учитывается оно на балансе другого, определены законодательством.

Балансодержатель имущества по договору лизинга

В случае, если договором дизинга определено, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя — Собственником имущества (предмета лизинга) будет Лизингодатель, а Балансодержателем — Лизингополучатель.

Так, до конца 2014 года статья 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» определяла, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. С 16.11.2014 статья 31 утратила силу (Федеральный закон от 04.11.2014 N 344-ФЗ), но на практике, не редко, предмет лизинга учитывается по договору на балансе лизингополучателя.

Если по договору имущество учитывается на балансе лизингодателя, то Лизингодатель будет как собственником, так и балансодержателем предмета лизинга.

Имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения

Другой случай — организации, владеющие имуществом на Праве оперативного управления или на Праве хозяйственного ведения.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)), но при этом собственником имущества остается государство или муниципальное образование. В этом случае, такие предприятия выступают в роли балансодержателя.

Учреждения и казенные предприятия владеют имущество на Праве оперативного управления, при этом собственником такого имущества является другое лицо (собственник) (ст. 296 ГК РФ).

Пример

Федеральное бюджетное учреждение владеет зданием на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение — балансодержатель.

Российская Федерация (государство) — собственник.

Советуем прочитать

Основное средство — средство труда длительного пользования (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, машины и оборудование, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства.

Право оперативного управления — имущественное право, которое имеет учреждение или казенное предприятие на закрепленое за ними имущество. Учреждение или казенное предприятие владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Учреждение или казенное предприятие распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право собственности — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право хозяйственного ведения — имущественное право, которое имеет в отношении закрепленного за ним имущества, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *