Косгу промывка и опрессовка системы отопления

Ежегодно перед началом нового учебного года каждое образовательное учреждение проходит приемку специальной комиссией, в состав которой входят представители департаментов (управлений) образования, Роспотребнадзора, Госпожнадзора МЧС, ГИБДД МВД. Ее результаты отражаются в паспорте готовности образовательного учреждения к учебному году. В течение лета в образовательных учреждениях идет интенсивная подготовка зданий к началу учебного года: проводятся текущие и капитальные ремонты, проверяются работоспособность и надежность различных инженерных систем и коммуникаций. О текущих и капитальных ремонтах мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Сегодня мы рассмотрим, в каком порядке проводятся некоторые противопожарные мероприятия и подготовка к отопительному сезону системы отопления, а также порядок отражения расходов на данные работы (услуги) в бухгалтерском учете учреждений.

Противопожарные мероприятия

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений, согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложена на руководителей этих учреждений. При этом они обязаны:

— соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

— разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности;

— включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

— содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допуская их использования не по назначению;

— обеспечивать доступ должностных лиц пожарной охраны при исполнении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты учреждения;

— представлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в учреждении, в том числе о пожарной опасности производимой им продукции, а также о происшедших на его территории пожарах и их последствиях;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану сведения о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Непосредственно к противопожарным мероприятиям, которые проводятся при подготовке к началу учебного года, относятся:

— приобретение (замена, перезарядка) первичных средств пожаротушения;

— установка (ремонт, модернизация) автоматической противопожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения;

— техническое обслуживание АПС и системы оповещения;

— установка, ремонт системы дымоудаления;

— пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений, занавесей в актовых залах и т.п.;

— оборудование путей эвакуации (установка доводчиков двери, установка световых указателей «Выход», установка пожаростойких дверей и др.);

— монтаж (ремонт, техническое обслуживание) систем внутреннего противопожарного водоснабжения;

— оборудование аварийного освещения зданий.

Несоблюдение мер противопожарной безопасности влечет за собой административную ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа от 6 до 15 тыс. руб. на должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. на юридических лиц.

Организация противопожарной безопасности требует немалых затрат, которые могут осуществляться за счет бюджетного финансирования, субсидий на выполнение госзадания, целевых субсидий и собственных средств учреждений. Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), основная часть противопожарных мероприятий относится на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Огнезащитная обработка деревянных конструкций. В соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением нормативных требований к средствам огнезащиты и их применению, утвержденным МЧС России 27.01.2010, при таком контроле:

— проверяется наличие приемо-сдаточных актов на выполнение огнезащитных работ и соответствие содержащейся в них информации нормативным требованиям, предъявляемым к защищаемым материалам, изделиям и конструкциям;

— фиксируется наличие и состояние огнезащиты на элементах и конструкциях зданий и сооружений, инженерном оборудовании, материалах, которые согласно проектной документации и противопожарным нормам должны быть защищены средствами огнезащиты;

— путем визуального осмотра нанесенных огнезащитных покрытий выявляются необработанные места, наличие трещин, отслоений, осыпания, разбухания, изменения цвета, наличие посторонних пятен, инородных включений и других повреждений, а также производится замер толщины нанесенного покрытия.

При заключении договоров по огнезащитной обработке образовательные учреждения должны руководствоваться положениями ст. ст. 702 — 729 ГК РФ и в зависимости от типа учреждения положением о закупке, разработанным в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ <1>, либо Законом о контрактной системе <2>.

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учет расчетов с подрядчиками на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций следует вести на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции N 157н <3>).

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В учете учреждений данные расчеты будут отражаться таким образом:

Казенное учреждение (Инструкция N 162н) <*>

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) <**>

Автономное учреждение (Инструкция N 183н) <***>

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Принятие к учету задолженности по оплате услуг по огнезащитной обработке

1 401 20 225

1 109 xx 225

1 302 25 730

0 401 20 225

0 109 xx 225

0 302 25 730

0 401 20 225

0 109 xx 225

0 302 25 000

Осуществление предоплаты по договору на огнезащитную обработку

1 206 25 560

1 304 05 225

0 206 25 560

0 201 11 610

0 206 25 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Осуществление расчетов по договору за выполненную работу

1 302 25 830

1 304 05 225

0 302 25 830

0 201 11 610

0 302 25 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Зачет предоплаты по договору в счет расчетов за выполненную работу

1 302 25 830

1 206 25 660

0 302 25 830

0 206 25 660

0 302 25 000

0 206 25 000

<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<***> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1. В казенном образовательном учреждении перед началом учебного года проведена огнезащитная обработка чердачных помещений. Стоимость работ по договору составила 50 000 руб., которые произведены после 30%-ной предоплаты. Окончательный расчет с подрядчиком произведен после подписания акта приемки выполненных работ.

Расходы на данное мероприятие включены в состав затрат на оказание услуг.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность перед подрядчиком по договору

1 109 60 225

1 302 25 730

50 000

Произведена предоплата по договору

(50 000 руб. x 30%)

1 206 25 560

1 304 05 225

15 000

Произведен расчет с подрядчиком по окончании работ

(50 000 — 15 000) руб.

1 302 25 830

1 304 05 225

35 000

Произведен зачет аванса за выполненные работы

1 302 25 830

1 206 25 660

15 000

Приобретение и перезарядка огнетушителей. Огнетушители — это первичные средства пожаротушения. К ним же относятся пожарные гидранты, мотопомпы, пожарные насосы, прочий пожарный инвентарь, установки пожаротушения. Все эти приспособления являются объектами основных средств. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, первичным средствам пожаротушения присвоен код 142944020 «Средства пожаротушения» и они отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Их учет следует вести в соответствии с положениями Инструкции N 157н, касающимися основных средств на счетах:

— 0 101 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения»;

— 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».

Однако первоначальная стоимость данного оборудования очень незначительна и составляет менее 3000 руб. Поэтому при выдаче их в эксплуатацию (то есть при расстановке по определенным для них местам) со склада учреждения они подлежат учету на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».

Таким образом, расходы на приобретение огнетушителей, согласно Указаниям N 65н, будут относиться на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. А вот их поддержание в рабочем состоянии и периодическая перезарядка должны производиться за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Пример 2. В автономном образовательном учреждении три огнетушителя общей стоимостью 900 руб., учитываемые на забалансовом счете 21, признаны негодными к дальнейшей эксплуатации и списаны с учета. Учреждением приобретены пять новых огнетушителей на сумму 2000 руб. (400 руб. x 5 шт.). Три из них выданы в эксплуатацию. Кроме этого, специализированной организацией произведена перезарядка 12 огнетушителей. Стоимость работ по договору составила 2760 руб. (230 руб. x 12 шт.) и отнесена на общехозяйственные расходы. Оплата всех расходов по приобретению и перезарядке огнетушителей произведена за счет средств от приносящей доход деятельности с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном ОФК.

Данные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражены в соответствии с Инструкцией N 183н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны не пригодные к эксплуатации огнетушители

Приобретены огнетушители

2 106 31 000

2 302 31 000

Оплачена стоимость новых огнетушителей

2 302 31 000

2 201 11 000

Приняты к учету огнетушители

2 101 34 000

2 106 31 000

Огнетушители выданы в эксплуатацию

(400 руб. x 3 шт.)

Отражена задолженность за перезарядку огнетушителей

2 109 80 225

2 302 25 000

Произведена оплата перезарядки огнетушителей

2 302 25 000

2 201 11 000

Проверка сопротивления изоляции электросети. В акте приемки (паспорте готовности) образовательного учреждения к новому учебному году, примерная форма которого доведена в Письме Минобразования России от 22.06.2000 N 22-06-723, отражается информация о проведении проверки сопротивления изоляции электросети. Эти работы осуществляются также в рамках противопожарных мероприятий и выполняются сотрудниками электротехнических лабораторий обычно не реже одного раза в год.

Проведение названных и других противопожарных мероприятий, расходы на которые будут осуществляться за счет подстатьи 225 КОСГУ, следует отражать в учете учреждений аналогично примерам, рассмотренным нами выше.

Промывка и опрессовка системы отопления

Еще одной позицией, которая отражается в акте приемки (паспорте готовности) образовательного учреждения, является информация о проведении работ по промывке и опрессовке системы отопления. Они проводятся при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей (п. 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115). Кроме того, проведение таких работ влияет на энергоэффективность теплосетей.

Данные работы могут носить регламентированный характер и проводиться организацией — поставщиком коммунальных услуг в рамках договора предоставления таких услуг. В этом случае их оплата будет осуществляться по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Если же договором о предоставлении коммунальных услуг (теплоснабжении) не предусмотрена оплата технологических нужд и для проведения промывки и опрессовки системы отопления привлекается сторонняя организация в рамках отдельного договора, то оплата этих работ, согласно Указаниям N 65н, производится за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Рассмотрим пример.

Пример 3. В бюджетном образовательном учреждении проведены промывка и опрессовка системы отопления поставщиком тепловой энергии. На данные работы теплоснабжающая компания выставила отдельный счет на сумму 37 000 руб. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК, за счет субсидии на выполнение госзадания после подписания акта выполненных работ. Данные расходы включены в общехозяйственные.

Государственное казенное учреждение приобретает картриджи и учитывает их на счете 105 36. По регламенту картриджи устанавливают сотрудники другого учреждения. После установки государственному казенному учреждению представляется акт установки (замены) картриджа. Какими документами правильно оформить списание картриджей в государственном казенном учреждении?

31 августа 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание использованных исполнителем материалов оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Основанием для его составления является указание в акте, представленном исполнителем после установки картриджа, на то, что работы проведены с использованием материалов заказчика, и наличие перечня данных материалов.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 220 ГК РФ при передаче материалов заказчиком исполнителю право собственности на них остается у заказчика. Согласно п. 116 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), передача (возврат) материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям отражается в учете путем внутреннего перемещения материального запаса без списания передаваемых объектов с балансового учета с одновременным их отражением на соответствующих забалансовых счетах. Такая передача оформляется первичным (сводным) учетным документом (накладной, актом приемки-передачи и т.п.).
Таким образом, при передаче картриджей учреждению-исполнителю для их установки они не могут сразу быть списаны. В этом случае выбытие картриджей со счета 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» может быть отражено после подписания сторонами акта, подтверждающего факт установки картриджей.
Списание использованных исполнителем материалов оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Основанием для его составления является указание в акте, представленном исполнителем, на то, что работы проведены с использованием материалов заказчика, и наличие перечня данных материалов (смотрите, например, ответ на вопрос 6.2 в информации Федерального казначейства от 13.09.2016).
Положения Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, также предусматривают, что в случае расходования материальных запасов на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к Акту о списании (ф. 0504230).
Согласно п. 6 Инструкции N 157н в учетной политике учреждения утверждаются, в том числе, правила документооборота. Поэтому порядок документооборота в рассматриваемой ситуации может быть закреплен в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

Установка противопожарных систем – важный элемент пожарной безопасности, в особенности систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Эти системы достаточно дороги и соответствуют требованиям для признания их основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01). Они принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС).

Противопожарные системы и установки

Но не каждая компания сможет сама смонтировать и установить такие сложные технические устройства. Поэтому для выполнения таких работ можно пригласить специализированную компанию. Чтобы повысить эффективность пожарной безопасности, рекомендуется привлечь специализированную фирму и для выбора типа соответствующей системы. В этом случае вознаграждение специализированной организации, выплаченное за консультирование, монтаж и установку систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, включается в их первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Следует отметить, что работы по монтажу и установке противопожарных систем и установок не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (далее – Классификатор), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Срок полезного использования – свыше пяти лет до семи лет включительно. В указанных пределах компания вправе самостоятельно определять срок полезного использования объекта. В течение указанного времени стоимость установленных систем будет переноситься на счета затрат. Амортизация будет учтена в составе расходов по обычным видам деятельности.

Для целей налогового учета дорогостоящие противопожарные системы также являются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиком систем и специализированной организацией, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 1

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» установило систему пожарной сигнализации стоимостью 354 000 руб. (в том числе НДС 18% – 54 000 руб.). Для приобретения и установки системы «Радуга» воспользовалась услугами специализированной организации, заключив договор на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Согласно учетной политике компании амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации установлен 70 месяцев. Фирма не применяет налоговую премию для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете ООО «Радуги» отражены следующие операции.

В ноябре 2010 года:

Дебет 08 Кредит 60 – 354 000 руб. – приобретена система пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 54 000 руб. – выделен НДС со стоимости пожарной сигнализации;

Дебет 08 Кредит 60 –59 000 руб. – учтены услуги специализированной организации;

Дебет 19 Кредит 60 – 9000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг специализированной организации;

Дебет 01 Кредит 08 – 350 000 руб. ((354 000 – 54 000) + (59 000 – 9000)) – введена в эксплуатацию система пожарной сигнализации;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 63 000 руб.(54 000 + 9000) – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 413 000 руб. (354 000 + 59 000) – оплачена система пожарной сигнализации и услуги специализированной организации;

В декабре 2010 года:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 02 – 5900 руб. (413 000 руб. : 70 мес.) – начислена амортизация по пожарной сигнализации.

Указанные операции отражаются ежемесячно в течение периода полезного использования.

Первичные средства пожаротушения

Приобретение первичных средств пожаротушения – необходимая составляющая противопожарных мероприятий. К таким средствам относятся огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь. Как правило, стоимость первичных средств пожаротушения не превышает установленный порог для признания их основными средствами. Поэтому их следует учитывать в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом.

Отдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов Планом счетов не предусмотрено, но предприятие может ввести его самостоятельно, например, 013 «Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью менее 20 000 (40 000, если поправки вступят в силу) рублей».

При вводе первичных средств пожаротушения в эксплуатацию их стоимость включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

В налоговом учете малоценные первичные средства пожаротушения также не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли данные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). В то же время предприятие может учесть затраты на приобретение малоценных первичных средств пожаротушения в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, компания вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ). Поэтому фирме следует отразить в учетной политике порядок отнесения на расходы стоимости первичных средств пожаротушения.

Важно

Хотя законодательством установлена обязанность компании размещать в помещениях первичные средства пожаротушения, особо увлекаться приобретением таких активов не следует. Нормативы необходимого количества первичных средств пожаротушения установлены в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности. Если предприятие пренебрежет этими нормами в большую сторону, то у него могут возникнуть риски в части непринятия излишне понесенных затрат для целей расчета прибыли. Также могут возникнуть проблемы с возмещением НДС, относящегося к превышающим нормы затратам.

Приобретение первичных средств пожаротушения не единственная статья расходов компании. Предприятие обязано содержать их в исправном состоянии и не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона № 69-ФЗ). В частности, огнетушители необходимо постоянно осматривать и передавать на перезарядку в специализированную организацию. Для целей бухгалтерского учета сумма подобных расходов включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете затраты признаются в составе прочих расходов (п. 1 ст. 264 НК РФ) в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). НДС, предъявленный специализированной организацией, принимается к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 2

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» также приобрело два огнетушителя по 3540 руб. каждый, (в том числе НДС 18% – 540 руб.). В этом же месяце огнетушители были переданы в эксплуатацию. В учете «Радуги» были сделаны такие записи:

Дебет 10 Кредит 60 – 7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) – приобретены огнетушители;

Дебет 19 Кредит 60 – 1080 руб.(540 руб. х 2 шт.) – выделен НДС со стоимости огнетушителей;

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 10 – 6000 руб. (7080 – 1080) – стоимость огнетушителей включена в состав расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 013 – 6000 руб. – стоимость огнетушителей отнесена на забалансовый счет.

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 1080 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 –7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) – оплачены огнетушители.

Обслуживание противопожарных систем

Системы и установки должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34 Правил пожарной безопасности). Поэтому они нуждаются в постоянном техническом обслуживании и планово, предупредительном ремонте.

Обслуживанием противопожарных систем могут заниматься специально обученные штатные работники предприятия. В этом случае компания будет нести расходы на зарплату специалистов, а также на необходимые материалы.

Предприятие также может заключить договор со специализированной организацией на обслуживание противопожарных систем (п. 97 Правил пожарной безопасности). Такие работы также не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Расходы по обслуживанию противопожарных систем и установок включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогового учета расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы признаются на основании подписанных актов сдачи-приемки работ. НДС, уплаченный специализированной организации, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 3

Воспользуемся условиями предыдущих примеров. В декабре 2010 года ООО «Радуга» заключило договор со специализированной организацией по обслуживанию системы противопожарной сигнализации. Стоимость услуг – 5900 руб. в месяц, (в том числе НДС 18 % – 900 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Радуга» сделаны записи:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60 – 5 900 руб. – учтены расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 900 руб.– выделен НДС со стоимости расходов по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 900 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 5900 руб. – оплачены услуги по обслуживанию системы пожарной сигнализации.

Расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации принимаются к учету ежемесячно.

Расходы на обучение пожарно-техническому минимуму

Проведение противопожарного инструктажа на предприятии – обязательная составляющая допуска сотрудника к работе. Причем инструктаж может провести как сам руководитель, так и специально назначенный им специалист. Но надо помнить, что перед тем, как начнется инструктаж работника, сам инструктирующий должен пройти соответствующее обучение (ст. 31 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645). Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей и специалистов организаций проводится в течение месяца после приема на работу. Причем их дальнейшее обучение проводится с периодичностью не реже одного раза в три года. Если же работы связаны с взрывопожароопасным производством, то обучение проводится один раз в год (п. 32 приказа № 645). Обязанность организовать обучение пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя.

Обучение по программам проводится на основании заключенных договоров (п. 37 приказа № 645):

  • в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
  • в учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России;
  • в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
  • в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. К ним, в частности, относятся любые организации, имеющие право на образовательную деятельность на основании лицензии и проводящие обучение мерам пожарной безопасности.

Расходы, направленные на обучение работников, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения затраты на обучение работников пожарно-техническому минимуму учитываются при расчете прибыли как расходы, связанные с обучением персонала (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) или направленные на обеспечение пожарной безопасности (п. 1 ст. 264 НК РФ). Главное — определить порядок учета таких расходов и закрепить его в учетной политике.

Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов (п. 13 приказа № 645). Поэтому предприятию следует закупить соответствующие пособия. И хотя они используются длительное время, учесть их можно в составе материально-производственных запасов. При передаче в эксплуатацию их стоимость будет формировать расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99). Следует отметить, что образовательные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (подп.14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В налоговом учете стоимость наглядных пособий учитывается при расчете прибыли (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). НДС, включенный в их стоимость, принимается к вычету

Пример 4

Воспользуемся условиями предыдущих примеров.В декабре 2010 годаООО «Радуга» назначило ответственным за проведение инструктажа по пожарной безопасности заместителя главного инженера М. И.Степанова. В соответствии с этим Степанов был направлен на обучение пожарно-техническому минимуму. Стоимость обучения 8500 руб. НДС не облагается. В этом же месяце обучение было закончено. Кроме того, «Радуга» приобрела наглядные пособия на общую сумму 4400 руб. (в том числе НДС 400 руб.).

Бухгалтер «Радуги» сделал следующие записи в учете:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60 – 8500 руб. – учтены расходы на обучение;

Дебет 10 Кредит 60 – 4400 руб.– приобретены наглядные пособия;

Дебет 19 Кредит 60 – 400 руб.– выделен НДС со стоимости наглядных пособий;

Дебет 013 – 4000 руб. – стоимость наглядных пособий отнесена на забалансовый счет;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 400 руб. –принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 8500 руб. – оплачено обучение;

Дебет 60 Кредит 51 – 4400 руб. – оплачены наглядные пособия.

О.Е. ЧЕРЕВАДСКАЯ, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Казенным учреждением планируется оборудовать контейнерную площадку для складирования отдельных групп коммунальных отходов (медицинские отходы класса А).
По каким КВР и КОСГУ следует осуществить данные расходы с учетом того, что площадки ранее не было?

14 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Считаем, что в казенном учреждении может быть принято вполне обоснованное решение об отражении расходов на оборудование контейнерной площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ. При этом такое решение не может служить основанием для непринятия в состав основных средств отдельных объектов, созданных в результате выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих условиям отнесения объектов к основным средствам.

Обоснование вывода:
В целях ведения бюджетного учета значения КБК определяются согласно Порядку N 132н, а перечень кодов КОСГУ и порядок их применения установлены в Порядке N 209н. Определение кодов бюджетной классификации должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
Прежде всего отметим, что согласно п. 1.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов относятся к объектам благоустройства. Понятие «благоустройство» является очень широким. По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575). Поэтому операции по созданию объектов, выполнению работ и оказанию услуг, направленные на благоустройство территории, по своему содержанию могут быть абсолютно различны, и, соответственно, относиться на разные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Например, при принятии казенным учреждением решения об учете объектов благоустройства в составе основных средств расходы могли бы быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В случае если заключенный договор предусматривает обязательства подрядчика по выполнению комплекса работ по благоустройству, то такие расходы отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (для прошлых периодов смотрите письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-05-10/34079). Кроме этих вариантов учета, возможны и иные.
Однако обязательность наличия площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов обусловлена требованиями к условиям временного хранения (накопления) медицинских отходов. Так, согласно п. 6.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, контейнеры с отходами класса А хранятся на специальной площадке. То есть, по сути, поводом для установки контейнерной площадки является соблюдение требований действующих нормативных актов.
В соответствии с пп. 10.2.5 п. 10 Порядка N 209н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в казне, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. В том числе по данной подстатье отражаются расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества.
Так как в казенном учреждении до настоящего времени не было контейнерной площадки, а значит, территория не соответствовала нормативным требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10, то расходы на установку такой площадки могут быть квалифицированы в качестве осуществляемых в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества и, соответственно, отражены по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Следует отметить, что оплата услуг (работ) по установке контейнерной площадки с применением подстатьи 225 КОСГУ не препятствует принятию к учету в составе основных средств отдельных объектов, отвечающих критериям отнесения к основным средствам (в отношении прошлых периодов смотрите письмо Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058). И напротив, списание расходов в полном объеме на финансовый результат без постановки на баланс в качестве основных средств соответствующих объектов может стать причиной разногласий с контролирующими органами (смотрите, к примеру, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 N 08АП-3748/2010).
Согласно пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка N 132н по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» отражаются расходы организаций бюджетной сферы на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Расходы на установку контейнерной площадки прямо не поименованы ни по одному из кодов видов расходов. Поэтому полагаем, что данные расходы целесообразно отразить по КВР 244 в составе прочих, не отнесенных к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы. Решение об отнесении расходов на определенные коды бюджетной классификации должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобного решения. Учитывая тот факт, что установка контейнерной площадки должна осуществляться в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, в казенном учреждении может быть принято решение об отражении рассматриваемых в вопросе расходов по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ. При этом такое решение не может служить основанием для непринятия в состав основных средств отдельных объектов, созданных в результате выполненных работ (оказанных услуг) и отвечающих условиям отнесения объектов к основным средствам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *