Контрабанда в 20 веке

УДК 343.2 ББК 67.308

к вопросу об объекте контрабанды

наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ МАРКОВСКИЙ,

адъюнкт кафедры уголовного права Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: sakh_rider_88@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридический наук Щетинина Н.В.

Рецензент: кандидат юридический наук Щетинина Н.В.

Citation-индекс в электронной библиотеке НииоН

Аннотация. Рассмотрены точки зрения некоторых авторов, нашедших свое отражение в учебной литературе, по поводу объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Изучены мнения ученых исследовавших объект контрабанды ст. 188 УК РФ, утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ. Сделан вывод о том, что результаты данных исследований не могут быть применены к определению объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, так как не раскрывают сущность отношений, которые непосредственно связаны с трансграничным перемещением валюты. Изложена авторская позиция по поводу определения непосредственного объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Ключевые слова: контрабанда; объект, наличные денежные средства; денежные инструменты.

Keywords: smuggling; object; cash funds; monetary instruments.

Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основании Федерального закона от 28 июня 2013 года №134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» была отнесена законодателем в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики» Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Проведенный анализ научных источников показал отсутствие каких-либо исследований, посвященных вопросу определения специфики основного непосредственного объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Это объясняется тем, что данная стать была включена в УК РФ сравнительно недавно.

В тоже время относительно объекта данного вида контрабанды в учебной литературе существуют опре-

деленные мнения.

Яцеленко Б.В. считает, что в качестве последнего выступает финансовая система государства . Устинова Т.Д. определяет непосредственный объект как установленный порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврА-зЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, которые являются предметом данного преступления . Указанные мнения не вызывают сомнения, однако имеют общий характер и не полностью раскрывают сущность общественных отношений, которым причиняется вред в результате совершения указанного преступления.

Предметом ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда), утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

являлись товары, к которым среди прочих относилась валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме. При этом большинство авторов связывали объект контрабанды с установленным порядком перемещения через таможенную границу товаров в целом, осуществлением внешнеэкономической деятельности, интересами товаропроизводителей . Таким образом, особенности отношений, которые были непосредственно связаны с трансграничным перемещением валюты также не раскрывались.

В первоначальном проекте Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и вовсе предлагалось, чтобы контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов была включена в Главу 24 УК РФ «Преступление против общественной безопасности» . Однако, Верховный Суд РФ к данной позиции отнесся с критикой, указав, что в диспозиции данной статьи отсутствуют какие-либо признаки деяния, свидетельствующие о том, что контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов следует рассматривать как посягательство на общественную безопасность .

Для того, чтобы определить не нарушен ли законодателем принцип классификации преступлений по признаку объекта и верно ли контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов была отнесена к преступлениям в сфере экономики, необходимо установить, каким именно общественным отношениям причиняется вред от данного вида преступления.

Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основании Федерального закона № 134-Ф3 от 28 июня 2013 года имеет прямое отношение к незаконным финансовым операциям.

Понятие финансовой операции на законодательном уровне дано в модельном законе о противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем. Последняя определяется как сделки и другие действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, связанные с переходом права собственности и иных прав, включая операции, связанные с использованием финансовых средств в качестве средства платежа, в том числе ввоз и пересылка на территорию государства, вывоз и пересылка с территории государства. В этом же законе имеется и понятие финансовой операции, имеющей незаконный характер — финансовая операция несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов .

В Федеральный закон от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» было включено понятие «операции с денежными средствами или иным имуществом» — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, имеющим более узкое определение, по сравнению с понятием «финансовая операция». Поэтому, как представляется, в основу названия Федерального закона № 134-Ф3 от 12 июня 2013 года было положено понятие «незаконная финансовая операция».

Финансы являются составной частью экономических отношений, выступающих в качестве основы производственной деятельности государства и инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.

Любые противоправные действия в данной области, в том числе и осуществление незаконных финансовых операций, негативно сказываются на функционировании всей финансовой системы, а, следовательно, и на механизме распределения и воспроизводства экономики.

Повышенная роль финансов в социально-экономическом развитии страны обуславливает интерес уголовно правовой охраны данной области.

Таким образом, родовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов являются общественные отношения в сфере экономики, обеспечивающие нормальное функционирование финансовой системы государства.

Точное установление родового объекта имеет принципиальное значение в правоприменительной практике. Характеризуя направленность преступных действий, он позволяет правильно квалифицировать преступление, разграничивать сходные по иным признакам посягательства между собой .

Нормы, содержащие ответственность за контрабанду в настоящее время содержатся как в разделе VIII УК РФ (ст. 2001), так и в разделе IX УК РФ (ст. 2261, 2291). Различие между ними можно провести по родовому объекту: в первом случае, если предметом преступления будут являться наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, им будет экономика и финансовая система государства; во втором, если предметом, например, выступают сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, либо наркотические средства, психотропные вещества и др. — общественная безопасность.

Для определения видового объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов необходимо установить, на основе каких требований осуществляется обеспечение нормального функционирования финансовой системы государства при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основы уголовно-правовой охраны экономической деятельности заложены в Конституции Российской Федерации 1993 г. Единство экономического пространства, а также свободное перемещение финансовых средств гарантируется ст. 8 Конституции РФ. В тоже время в данной сфере существуют определенные правила.

Трансграничное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в России регламентируется валютным и таможенным законодательством.

Создание единой таможенной территории между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, изначально предполагало разработку законодательного акта, в котором был бы закреплен единый порядок правового регулирования перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, то есть наднационального уровня. Таким документом стал Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее — Договор о перемещении наличных денежных средств).

В свою очередь порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов непосредственно в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, установлен Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

В ст. 15 Закона указано, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таким образом, формулировка ст. 15 Закона дает основание полагать, что национальное законодательство о трансграничном перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов полностью зависит от норм международного законодательства, в частности от Договора о порядке перемещения наличных денежных средств.

Диспозиция ст. 200.1 УК РФ, говорящая нам о том, что контрабандой наличных денежных средств и (или)

денежных инструментов является их незаконное перемещение в крупном размере в рамках ЕврАзЭС может указывать нам на то, что после вступления в таможенный союз, валютное законодательство РФ в рассматриваемой области потеряло свою актуальность, так как последнее регламентирует правила ввоза и вывоза наличных денежных средств внутри страны. Но, в тоже время, преступные посягательства данного рода сопряжены с незаконным перемещением денежных средств не только на территорию таможенного союза, но и на территорию государства — члена таможенного союза, в связи с чем, затрагивают интересы не только Евразийского экономического сообщества, но и конкретного государства, входящего в его состав.

Таким образом, контрабанда наличных денежных средств является преступлением, посягающим на общественные отношения, совершаемые в сфере таможенного и валютного законодательства.

Видовой объект дает возможность выделить в пределах одной группы общественных отношений сравнительно небольшие, специфические группы отношений, общие для ряда сходных преступлений .

В официальном отзыве Верховного Суда РФ «На проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» кроме вышеизложенного также указано, что объектом контрабанды как представляется, является внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль.

Одним из видов внешнеэкономической деятельности являются валютные операции, которые включают в себя ввоз в РФ и вывоз из РФ наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Вышеизложенное позволяет одновременно отнести контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов к группе таможенных и финансовых преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности.

Общественная опасность данного преступного деяния заключается в возможном незаконном перемещении как законно приобретенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, так и полученных в результате совершения какого-либо преступления. В связи с чем, ст. 200.1 УК РФ нацелена на обеспечение предупредительных функций, связанных с защитой экономики государства, от незаконных финансовых операций посредством обеспечения соблюдения валютного и таможенного законодательства.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что видовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов выступают общественные отношения, обеспечивающие

нормальное функционирование финансовой системы государства, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, связанной с валютными операциями, а именно с ввозом на таможенную территорию Таможенного союза и вывозом с нее наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основе соблюдения таможенного и валютного законодательства.

Разобрав видовой объект, мы приблизились к непосредственному объекту, имеющего одну из важных ролей в уяснении состава преступления и предпосылкой правильной квалификации содеянного.

На непосредственный объект указывает общественное отношение, против которого направлено преступное посягательство, то есть конкретная статья УК РФ.

В ст. 200.1 УК РФ идет речь о незаконном перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную территорию Таможенного союза, а значит, как было указано выше, существуют определенные правила, согласно которых осуществляется такое перемещение. Основной причиной введения этих правил является необходимость защиты финансовых интересов государства путем осуществления контроля за трансграничными потоками наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и предупреждения бегства капитала.

Непосредственным объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов является установленный таможенным и валютным законодательством, порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, обеспечивающий прозрачность валютных операций и стабильность финансовой системы России.

Непосредственный объект позволяет выяснить характер и степень общественной опасности посягательства. Так, нарушение порядка трансграничного перемещения валюты может способствовать незаконному вывозу капитала, а также ввозу в Россию преступных доходов и легализации их внутри страны, путем внедрения в законную сферу деятельности, что создает угрозу экономической безопасности. Кроме того, часть таких доходов может быть предназначена для финансирования преступной деятельности и террористических организаций, что создает угрозу миру и безопасности человечества. В связи с этим не напрасно в проекте Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» предполагалось, что родовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов может выступать общественная безопасность.

Таким образом, можно заключить, что контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов нарушает не только установленный порядок их перемещения через таможенную границу, регламентированный Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, но и требования валютного законодательства, в частности Федерального закона № 176-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», так как незаконное трансграничное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в рамках российского законодательства непосредственно связано с осуществлением валютных операций, сопряженных с ввозом в РФ и вывозом из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Также, в случае перемещения валюты через таможенную границу с целью финансирования терроризма, либо дальнейшего придания доходам, добытым преступным путем законного вида затрагиваются отношения по осуществлению операций с денежными средствами и иным имуществом и контролем за проведением данных операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения таких деяний, регулируемых Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Литература

4. Сучков Ю.И. преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М.: Экономика, 2005. — 422 с.

5. Рогатых Л.Ф. Уголовно-наказуемая контрабанда. СПб.: СПб ин-т Ген. прокуратуры РФ, 2005. — 140 с.

6. Васильева Я. Контрабанда: актуальные проблемы квалификации // Уголовное право. 2005. № 3. С. 15

7. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М.: ЮрИнфор, 1998. — 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям

: Проект Федерального закона (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.08.2012). Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс.

9. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям : Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 13.11.2012 N 1-ВС-5733/12. Доступ из справ.-правовой системы Консультант плюс.

10. Модельный закон о противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем (Принят в г. Санкт-Петербурге 08.12.1998 Постановлением 12-8 на 12-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999. №20. С. 112-129.

12. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36. С. 4867.

5. Rogatyh L.F. Ugolovno-nakazuemaja kontrabanda. SPb.: SPb in-t Gen. prokuratury RF, 2005. — 140 s.

6. Vasil’eva Ja. Kontrabanda: aktual’nye problemy kvalifikacii // Ugolovnoe pravo. 2005. № 3. S. 15

7. Gauhman L.D., Maksimov S.V Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel’nosti. M.: JurInfor, 1998. — 296 s.

Ф.С. МУСИН кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Одинцовского гуманитарного университета

Ш.Р. РАШИТОВ доцент, консультант Московского института стратегических исследований*

Борьба с контрабандой в рамках реализации пограничной политики России в XIX — начале XX века

Известно, что контрабанда представляет собой социально-экономическое явление. Она появилась вместе с введением таможенного тарифа. В России контрабанда как широко распространенное явление возникло в XVIII в., когда государство приступило к политике протекционизма в области внешнеторговой деятельности. Это выразилось в ограничении ввоза в страну иностранных товаров путем взыскания с них в государственную казну высоких таможенных пошлин.

Высокие экспортные пошлины в начале XIX в., а также запретительные тарифы на импортные товары снижали спрос на русское сырье, повышали цены на товар, явно способствуя росту потока различной контрабанды. Так, например, поток контрабандных товаров через западную границу был настолько велик, что ставил под срыв планы правительства России по развитию отечественной промышленности, укреплению экономики империи. Более того, контрабанда подрывала «правильную торговлю, вызывая среди заграничных негоциантов недоверие к русским фирмам, развращая и купечество, и чиновничество»1. Менее подвержены контрабанде были южные и дальневосточные рубежи, где приграничная торговля велась в 50-верстной зоне.

Все это потребовало от органов государственного управления принятия дополнительных мер по формированию и корректировке пограничной политики. В связи с этим в середине XIX в. граф А.А. Бобринский совершенно справедливо заметил, что «слабая, по сравнению с западноевропейской, русская промышленность постоянно нуждалась в протекционистской политике со стороны правительственных органов, что, в свою очередь, усиливало контрабанду и соответственно вызывало необходимость укрепления охраны границы

* Мусин Фрид Саитович, e-mail: mfs33@mail.ru; Рашитов Шамиль Рафикович, e-mail: rashitov_sh@mail.ru

1 Министерство Финансов. 1802-1902. В 2 ч. СПб., 1902, ч. 1, с. 337-338.

империи в таможенном отношении»2. В силу этих обстоятельств роль и значимость пограничной политики в единой иерархии вопросов государственного управления существенно возросла.

В июне 1822 г. император Александр I утвердил записку «Об устройстве таможенной стражи на сухопутной европейской границе», в которой было предложено качественно усилить таможенную стражу. Меры, предпринятые правительством по созданию особой таможенной стражи, способствовали некоторому улучшению охраны границы от ввоза контрабанды, умножению доходов казны от таможенных сборов, ограничению тайного перехода границы различного рода злоумышленниками и бродягами. Вместе с тем, авторы разделяют позицию большинства исследователей, утверждающих, что организация службы таможенной стражи имела в начале 20-х гг. XIX в. ряд известных существенных недостатков.

Во вторую четверть XIX в. Российская империя вступила крупной мировой державой, сумевшей разгромить хорошо подготовленную армию французского императора Наполеона, поддержать зашатавшиеся монархические дворцы Западной Европы.

Весь комплекс мер, принятых в 20-е — 40-е гг. XIX в. по реализации пограничной политики, способствовал усилению борьбы с контрабандой, увеличению государственных доходов от поступавших в казну

о

таможенных сборов3. Так, если за 1823 г. в нее поступило 10 млн. руб., то в 1843 г. — уже почти 26 млн. руб.4

И все же в конце 20-х и в 40-е гг^Ж в. на участках государственной границы с Пруссией и Австрией контрабанда выросла в несколько раз. Это было вызвано тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812-1813 гг., а затем и фритредерским тарифом, охватила все стороны жизнедеятельности России и в итоге обернулась огромным внешним и внутренним долгом. Все это вместе взятое способствовало развитию контрабанды на границе империи. Главными предметами тайного привоза были соль, чай, спирт, табак, сахар, часы, зеркала, пуговицы, иглы, краски, книги, карандаши, текстиль, тюль, кружева, золотые и серебряные изделия, а также русские кредитные билеты. Одновременно отмечались попытки незаконного ввоза в Россию предметов роскоши.

Причину роста потока контрабанды товаров в Россию в исследуемый период достаточно точно определил (правда, в более

2 Бобринский А.А. О применении системы охранительной и свободной торговли к России и о значительном понижении таможенного дохода по введении тарифа 1857 года. М., 1862, с. 51.

3 См.: Краткое обозрение внешней торговли и таможенного управления с 1824 по 1834 год, с сравнением против десятилетия с 1814 по 1824 год. Киев, 1863, с. 43-44.

4 См.: Боярский В.И. На стороже Руси стояти. М., 1992, с. 86-87.

поздние годы) бывший пакгаузный надзиратель Кретингской таможни: «Никакие грозные приказы и усиления штатов и окладов Пограничной стражи не прекратят потока контрабанды, льющегося из Пруссии: есть только одно-единственное, но совсем другое средство прекратить ее -надо стать в один уровень культуры с Германией. Контрабанда — точный показатель степени перевеса культурности одной страны над другой…» .

В целом к середине XIX в. в России был сделан переход от крайне запретительной таможенной системы к системе умеренно покровительственной при значительном поощрении внутреннего производства и сохранении мер по борьбе с контрабандой. А 13 октября 1850 г. состоялось утверждение нового таможенного тарифа, который разрешил ввоз 64 из 89 товаров, ранее запрещенных тарифом 1841 г. Ряд экономистов считали и считают, что этот тариф пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли России, которая господствовала с 1822 г., и положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся до 1877 г.6

В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенных доходов, продолжало курс на смягчение запретительной системы в области внешней торговли. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны 1853-1856 гг., а также начавшиеся реформы, которые через четверть века привели к принципиальному обновлению социально-экономического положения страны. В августе 1856 г. министром финансов Российской империи П.Ф. Броком было принято решение о пересмотре тарифа 1850 г.7 Новый таможенный тариф, который Александр II утвердил 25 апреля 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Период с 1857 по 1867 гг. отличался все тем же неуклонным стремлением правительства России к политике в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных пошлин по целому ряду товаров. Главным и наиболее часто встречавшимся мотивом понижения ввозных пошлин были интересы промышленности, финансовой стабилизации и экономической безопасности государства.

В 1867 г., руководствуясь, главным образом, фискальными интересами, министр финансов России М.Х. Рейтерн представил императору Александру II доклад о пересмотре существовавшего таможенного тарифа, мотивируя это тем, что развитие отечественной промышленности не сопровождалось приращением таможенного дохода. 3 июня 1868 г. правительство России учредило новый

Минцлов С.Р. В Таможенном мире. Из воспоминаний. Трапезонд, 1917, с. 35-37.

6 См.: Таможенная политика России за последнее время. 1850-1870 // Экономический журнал. СПб., 1890, с. 11.

7 См.: Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911, с. 101.

таможенный тариф8. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей. Во-первых, были понижены ввозные пошлины в основном на сырьевые и некоторые потребительские товары с целью поощрения их ввоза и усиления противодействия контрабанде, а также дополнительного увеличения таможенного дохода. Во-вторых, были введены пошлины на машины, повышены пошлины на некоторые промышленные товары. В результате этого последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства в России.

С первыми признаками экономического кризиса 1873 г., ухудшением платежного состояния страны политика правительства стала быстро отходить от либеральной доктрины. Таможенно-политическая переориентация обусловливалась и русско-турецкой войной 1877-1878 гг. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону их увеличения: правительство нуждалось в росте таможенных доходов казны империи.

С 1 января 1877 г. таможенные пошлины стали оплачивать золотыми рублями, хотя до этого времени оплата осуществлялась кредитными рублями. Фактически это означало автоматическое увеличение пошлин на 50%, так как золотой рубль был дороже кредитного в 1,5 раза. Эта мера привела к увеличению таможенного дохода, который в 1879-1881 гг. составил свыше 90 млн. руб., а в 1890 г. выразился в сумме 140 млн. руб.9

Данный шаг правительства, с одной стороны, привел к сокращению ввоза в страну иностранных товаров и некоторой стабилизации торгового баланса России, а с другой — в страну вновь хлынул поток контрабандных товаров. При этом за период с 1876 по 1879 гг. число задержаний контрабанды в России возросло почти на четыре тысячи, а сумма задержанных товаров выросла в 1,6 раза (с 247 до 397 тыс. руб. серебром)10. Это, в свою очередь, потребовало принятия дополнительных мер по усилению охраны государственной границы. Только в течение 1876 г. министр финансов статс-секретарь М.Х. Рейтерн неоднократно обращался к Александру II с предложениями об увеличении численного состава пограничной стражи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем увеличение сбора пошлин вновь повлекло за собой рост контрабанды товаров на границе и в 1887 г. вновь был осуществлен пересмотр таможенного тарифа. Одним из мотивов пересмотра выдвигалось «установление большой соразмерности, в видах ограничения контрабанды, между тарифными пошлинами и

8 См.: Таможенное дело в России X — начало XX в. Исторический очерк. Документы. Материалы. СПб., 1995, с. 57, 59.

9 См.: Департамент таможенных сборов. 1811 — 25/X 1911. СПб., 1911, с. 19-21.

ценами таких товаров, которые в настоящее время правильным путем почти вовсе не привозятся, а водворяются контрабандой, вследствие чрезмерности пошлин, которыми обложен привоз их и которые, таким образом, в ущерб государственному долгу, обращаются в пользу контрабандистов»11.

Охранительные меры, связанные с повышением пошлин на товары и ужесточением таможенного контроля и пограничного надзора, принятием «золотой» пошлины в 1877 г., привели к росту потока контрабанды, увеличению количества задержанных нарушителей и стоимости изъятых товаров. Но нужно признать, что в этот период явно шел и процесс все более цивилизованного (законного) перемещения товаров через государственную границу. Все это вело к росту поступавших в казну таможенных сборов. Если в 1805 г. таможенный доход составлял девятую часть общих доходов империи, то в 1880 г. составлял уже их

Л о

седьмую часть12. К концу XIX в. таможенные сборы в системе российских государственных доходов занимали второе место после доходов от торговли крепкими напитками, составляя 14,5% доходной части бюджета. В то же время расходы на содержание таможенного ведомства и пограничной стражи составляли 8% доходной части российского бюджета13.

Основой защиты экономических интересов России на международной арене стал протекционистский курс развития отечественной промышленности. Для расширения внутреннего рынка были приняты меры по ослаблению иностранной конкуренции. При министре финансов И.А. Вышнеградском в 1891 г. в России вновь был введен высокий покровительственный тариф, которому предшествовала «таможенная война». В 1887 г. Германия не предоставила испрашиваемого Россией займа и повысила пошлины на ввозимый русский хлеб, в то же время создав благоприятные условия для ввоза американского зерна. В России, в свою очередь, были повышены пошлины на ввозимые немецкие товары: железо, уголь, аммиак, сталь. Поэтому при Александре III таможенное обложение товаров возросло вдвое. Особо высокой пошлиной облагались все товары, предназначенные к ввозу в Российскую империю. Соотношение товаров, предназначенных к ввозу — вывозу, изменилось в сторону экспорта: если в 1880 г. из России было вывезено товаров на сумму 492084 тыс. руб., ввезено на 589776 тыс. руб., то в 1893 г. ввоз составил 421956 тыс. руб.,

Л л

а вывоз — 594688 тыс. руб. Подобные меры неизбежно привели к очередному росту контрабанды на европейском участке границы, и в первую очередь на границе с Германией. Постоянное наводнение внут-

11 Потяев А.И. Контрабанда и борьба с ней. М., 1925, с. 80.

12 Министерство финансов. 1802-1902. В 2 ч, ч. 1, с. 616-635.

14 См.: Российские самодержцы (1801-1917). М., 1994, с. 268.

реннего рынка приграничных районов контрабандными товарами в значительной степени подрывало развитие собственного производства в России. Противостоять невиданному до сих пор потоку незаконно водворяемых товаров на территорию Российской империи имевшимися силами и средствами становилось все труднее.

Проводившиеся столь часто мероприятия по пересмотру и внедрению таможенных тарифов требовали не только теоретических экономических расчетов и обоснований, но и масштабных организационных мероприятий по совершенствованию охраны государственной границы в интересах борьбы с контрабандой.

В связи с этим правительство приступило к пересмотру положений, заложенных еще в Таможенном уставе по Европейской торговле 1819 г. (контрабандой признавались «действия по перемещению через границу товаров помимо таможенных учреждений, а также, хотя и через таковые, но без указания о них в грузовых и таможенных документах»), и развитию отечественного законодательства о контрабанде. К работе по его пересмотру приступила Особая комиссия при Департаменте таможенных сборов из членов таможенного ведомства при участии представителей Министерства путей сообщения, Почтового ведомства и Государственного контроля. Предложения комиссии направлялись на рассмотрение всех таможенных учреждений, а затем на заключение тех биржевых комитетов, где находились важнейшие таможни. Все поступившие замечания Комиссия учитывала при составлении проекта Таможенного устава 1892 г., который конкретно определил различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции15. Так, тайный провоз запрещенных товаров наказывался конфискацией товара с наложением денежного взыскания в размере двойной стоимости конфискованного товара.

В Таможенном уставе 1904 г. определение контрабанды было пересмотрено и уточнено. Контрабандными признавались «товары, проносимые и провозимые незаконными путями и способами за границу и из-за границы, а равно и те, кои привезены из-за границы в таможню, но на основании правил о привозе товаров должны считаться тайно привозимыми»16.

В начале XX в. законодательством расширяются права пограничной стражи, таможен и полиции (особые правила распространяются на пространство в пределах 100 верст вглубь страны), а также совершенствуется уголовное законодательство (Уголовное уложение 1903 г.) в области борьбы с контрабандой.

Борьба с контрабандой в России до 1917 г. преследовала в основном фискальные цели (пополнение казны). Таможенные уставы 1819, 1857, 1892 и 1904 гг. предусматривали в качестве наказания за контрабанду

См.: Основы таможенного дела. В 7 вып. М., 1995, вып.1, с. 23.

16 Устав таможенный. 1904. СПб., 1905, ст. 1045.

конфискацию пошлинных товаров с одновременным взысканием с тех, кто их провозил, пошлины в увеличенном размере. В то же время беспошлинные и не запрещенные к ввозу товары возвращались владельцам без каких-либо последствий. Кроме того, за занятие контрабандой предусматривалось: конфискация контрабандных товаров, денежный штраф независимо от конфискации товаров, в особых случаях лица, задержанные с контрабандой, подлежали выселению на 50 верст от сухопутной и морской границ на срок от 1 года до 5 лет, заключению в тюрьму или исправительный дом.

Таким образом, стремление России обеспечить экономическую стабильность и независимость от развитых европейских государств потребовало проведения протекционистской политики в отношении собственного производства (введения высоких таможенных пошлин на заграничные товары). В связи с этим на границе активизировался такой вид противоправной деятельности, как контрабанда, а реализация пограничной политики с целью защиты экономических интересов государства на границе, т.е. борьба с контрабандой стала иметь важнейшее значение в деятельности органов государственного управления.

Основные экспортно-импортные операции в исследуемом периоде в большей части осуществлялись на европейском участке границы. Так, например, только в 1890 г. с этого направления поступило в казну таможенных пошлин на сумму 102,2 млн. руб., в то время как по азиатской границе — на сумму 10,8 млн. руб., в 1893 г. — соответственно: 132,5 и 14,5 млн. руб.17 Нужно признать, что морская торговля продолжала преобладать над сухопутной, хотя с развитием железнодорожного транспорта их соотношение постепенно изменялось в пользу последней. Проведенный анализ свидетельствует, что в связи с увеличением потока товаров через западный участок границы возрастали и задачи по решению проблем уменьшения потока контрабанды. Несомненно, значительная роль в их решении отводилась пограничной страже.

Несовершенство законодательной базы в области охраны государственной границы нередко приводило к проблемам несогласованных действий чинов различных ведомств при задержании контрабанды. Поэтому органы государственного управления принимали соответствующие меры по урегулированию возникавших спорных вопросов, совершенствованию существовавшей нормативной базы. Благодаря этой деятельности появлялись более качественные законы, инструкции, наставления и иные документы по борьбе с контрабандой на границе государства. Так, например, в подготовленном в 1887 г. Таможенном уставе ясно был определен порядок действий различных ведомств страны при задержании контрабанды. Согласно положениям

17 См.: Кун Е. Развитие нашего таможенного обложения. Пг., 1917, с. 16.

устава, принятие всех мер по предупреждению и преследованию контрабандного промысла в пограничном пространстве было возложено на пограничную стражу. Но так как тайный пронос (провоз) товаров в пределы Российской империи считался преступлением, наказываемым на основании общих законоположений, то и находившиеся на границе чины иных ведомств были обязаны задерживать контрабанду и преследовать контрабандистов18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост контрабанды на границе потребовал во второй половине XIX в. от органов государственной власти более глубокого пересмотра законодательных документов и, прежде всего, в области уголовного права, а также принятия мер по усилению агентурной работы в приграничных районах. В исследуемый период важное внимание уделялось агентурной работе для выявления лиц, участвовавших в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и

Л О

сопредельных государств19. В Министерстве финансов регулярно составлялись, дополнялись и уточнялись списки задержанных и выявленных контрабандистов. Они издавались типографским способом, размножались и направлялись во все таможенные округа для передачи в таможни, на таможенные заставы и надзирателям пограничной стражи для использования их при несении службы на границе. Одновременно Министерство финансов постоянно следило за тем, чтобы из бюджета страны планово выделялись средства на работу по выявлению намерений контрабандистов и возможной номенклатуры контрабандных товаров. Так, например, в 1879 г. на агентурную работу было ассигновано 8 тыс. руб.20 (Средний заработок рабочего в обрабатывающей промышленности составлял около 1,2 руб. в день -400 руб. в год. На эти деньги в 70-е гг. XIX в. можно было купить около 4,7 кг свежего или полпуда мороженого мяса, маленького поросенка. Крупные гуси стоили 50 копеек, первосортная копченая колбаса — по 15 коп.)4

В рассматриваемом периоде правительство вырабатывало различные меры по борьбе на государственной границе с контрабандой товаров. Так, например, была предложена и введена в действие система вознаграждения лиц, участвовавших в задержании контрабанды. Начало этому было положено еще в 1811 г. В частности, 80% сумм штрафов за контрабанду реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% — 2/3 выдавалось лицам, осуществлявшим задержание, 1/3 — начальнику

18 См.: Таможенный Устав по Европейской и Азиатской торговле, дополненный соответственными законоположениями, инструкциями и разъяснениями. СПб., 1887, с. 214.

19 См.: Циркуляр Департамента таможенных сборов от 9 июля 1884 г. №14103 / Сборник узаконений и циркуляров по таможенной части. СПб., 1885, с. 73.

2 Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996, с. 59.

4 Ермолов В.А. Русская промышленность в первой половине XIX в. // Преподавание истории в школе, 1992, № 2.

л

таможенного округа, управляющим и членам таможни1. В дальнейшем эта поощрительная система сохранилась, но получила дополнительное развитие.

Необходимо подчеркнуть, что принятые меры по борьбе с контрабандой не привели к резкому сокращению потока контрабандных товаров, провозимых и проносимых через государственную границу империи. Из года в год он лишь нарастал.

С развитием техники совершенствовались и способы контрабандного провоза товаров. Сокрытия предметов контрабанды в начале XIX в. в таких местах, как козлы, оси, дышла и рессоры карет и дилижансов, сменились использованием для тех же целей с середины XIX в. тендеров паровозов, двойной обивки салонов пассажирских вагонов, угольных ям пароходов.

После организационного оформления эмигрантских центров за рубежом начал нарастать контрабандный поток подрывной революционной литературы в страну. В целях доставки подрывной литературы в Россию использовались самые различные возможности, включая распространение революционной литературы в частях русской армии, возвращавшихся по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

В начале XX в. основной поток политической контрабанды направлялся в Россию из Пруссии и Австрии. Местные социал-демократы в этих странах брали на себя все хлопоты по предварительной организации таких контрабандных прорывов2.

Исключительно важное значение для контрабандистов оружия, взрывчатых веществ и пропагандистской литературы имело общее состояние охраны границы на тех или иных участках, послабления режима границы. В связи с этим антиправительственные преступные сообщества также весьма активно использовали территорию Великого Княжества Финляндского для подготовки террористов с последующей их заброской через границу с Россией.

Контрабанда вообще, а контрабанда оружия, взрывчатых веществ и пропагандистской подрывной литературы в особенности, всегда была связана с нелегальным пересечением границы всевозможными лицами, в том числе и государственными преступниками. Это, конечно, в первую очередь осуществлялось в связи с контрабандой, которая совершалась вне мест расположения таможенных учреждений. Незаконно перемещались через границу и эмиссары подрывных организаций, связные между их зарубежными руководящими центрами и российскими филиалами этих организаций.

Вообще же масштабы нелегального перемещения через государственную границу страны в начале XX в. были чрезвычайно широкими. Из 200 000 человек, ежегодно эмигрировавших за границу,

1 См.: Таможенное дело России. В 6 т. М., 2000, т.3, с. 206-210.

2 См.: Годовой отчет по Отдельному корпусу пограничной стражи за 1905 г. СПб., 1906, с. 61

о л

лишь 25% следовало по легальным паспортам21. Наказания за нелегальный переход границы были чрезвычайно либеральными. Так, многие нарушители вообще не брали с собой каких-либо документов для перехода границы. После задержания они предпочитали уплатить небольшой штраф за тайный переход границы, который из-за несостоятельности задержанных, списывался со счетов таможенным ведомством без замены личным наказанием.

Несмотря на масштабы контрабанды абсолютное большинство чинов пограничной стражи, таможенных и правоохранительных органов, частей военного ведомства и других уполномоченных структур были серьезным заслоном на пути контрабандистов, беззаветно преданы долгу и, не жалея порой даже своей жизни, боролись с противоправной деятельностью на государственной границе. Эти факторы, несомненно, способствовали успешной борьбе с контрабандой.

Таким образом, пограничная политика во многом исходила и из интересов ускорения темпов развития отечественной промышленности и расширения внешней торговли страны. С увеличением товарооборота через границу четко проявлялось стремление государства черпать из этого источника средства для удовлетворения потребностей государства и защитить от конкуренции собственную промышленность. С учетом экономических и финансовых интересов страны вносились изменения в таможенные тарифы. Тем самым правительство деятельным образом влияло на состояние экономической стабильности в стране, обеспечение ее экономической безопасности, стремилось снижать напряженность в пограничном пространстве, в котором на протяжении всего исследуемого периода сохранялось постоянное противостояние между контрабандистами и чинами, охранявшими границу. Предпринимавшиеся меры по совершенствованию законодательной и правовой базы в области пограничной политики в интересах борьбы с контрабандой усиливали ее роль в общей системе обеспечения безопасности государства. Реализация комплекса особых мер в пограничном пространстве способствовала укреплению безопасности государства, защите на границе жизненно важных интересов.

Мусин Ф.С., Рашитов Ш.Р. Борьба с контрабандой в рамках реализации пограничной политики России в XIX — начале XX в. В статье рассматриваются вопросы, связанные с противодействием государственных органов контрабандной деятельности на внешних рубежах Российской империи в XIX — начале XX в. Выделяются причины и последствия контрабандной деятельности. Рассмотрена политика государства по нейтрализации и предотвращению негативных последствий проникновения контрабанды на территорию Российской империи.

21 См.: Роговин Л.Н. О паспортах заграничных, пропуске через границу и пограничных сообщениях. СПб., 1909, с. 5.

Ключевые слова: пограничная политика, контрабанда, экономические интересы, безопасность, граница, пограничная стража, Российская империя.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Экономическая контрабанда как угроза национальной безопасности

А. Жазылбекова,

специалист Специализированного

финансового суда города Алматы

Проблема контрабанды является на сегодняшний день очень актуальной в плане правильной ее идентификации и практического применения как вида преступления.

Экономическая контрабанда выражается в значительном вывозе либо ввозе товаров с нарушением установленных государством правил, которые ведут к нарушению систем общества и государства. На современном этапе развития Казахстана главными предметами контрабанды являются наркотические средства, табачные изделия, автомобили, офисная или бытовая техника, другие товары широкого потребления, энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы и другое.

Активность экономической контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РК и способствующим контрабанде, относятся:

— преобладание сырьевых товаров в казахстанском экспорте;

— недостаточный экспортный и валютный контроль и открытость таможенной границы.

Внутренними факторами, представляющими угрозу экономической безопасности и способствующими контрабанде, выступают:

— унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

— вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

— криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов.

В Республике Казахстан уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена статьями 209 и 250 Уголовного кодекса.

Согласно ст. 209 УК РК понятие экономической контрабанды определяется, как перемещение в крупном размере через таможенную границу РК товаров или иных предметов. Действующим уголовным законодательством за совершение экономической контрабанды предусмотрена максимальная мера наказания в виде лишения свободы сроком до семи лет с конфискацией имущества.

Контрабанда наносит вред всем сферам жизнедеятельности государства. Ее общественная опасность проявляется в том, что причиняется экономический ущерб государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности, так как в национальные бюджеты стран не поступают установленные таможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары; растут доходы контрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности. На рост контрабандной деятельности в РК прямо или косвенно влияет ряд социально-экономических факторов, а именно: сложное экономическое положение в стране, низкий уровень жизни населения; несоответствие мировых экспортных и внутренних цен на товары; неразвитость пограничной и таможенной инфраструктуры на новых границах, установленных между государствами бывшего СССР; низкая оснащенность современными техническими средствами подразделений, осуществляющих контрольные функции на границе республики; широкое распространение коррупции, устоявшихся связей организованных преступных групп с государственными служащими таможенных органов; неурегулированность проблем взаимодействия служб таможенного контроля с органами республиканской службы безопасности в сфере борьбы с контрабандой на международном уровне.

Экономическая контрабанда — одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно-правовых мер.

Актуальность проблемы экономической контрабанды (ст. 209 УК РК) обусловлена тем, что данный вид преступления приобретает в настоящее время в Казахстане размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы.

Как показывает оперативно-следственная практика органов финансовой полиции, самым распространенным предметом экономической контрабанды являются товары народного потребления.

К примеру, по информации пресс-службы департамента, за май этого года «Департаментом таможенного контроля по городу Алматы выявлено два факта экономической контрабанды товаров, поступивших из КНР, на общую сумму таможенных платежей и налогов в 69 640 611 тенге. При проведении таможенного досмотра таможенниками были выявлены незаявленные в таможенной декларации товары народного потребления».

Как отмечает пресс-служба ДТК по Восточно-Казахстанской области, за прошлый год таможенниками региона на таможенном посту «Бахты» выявлена крупная экономическая контрабанда товаров народного потребления общей стоимостью свыше 30 миллионов тенге. За прошлый год было возбуждено 12 уголовных дел, из них шесть — по фактам экономической контрабанды, два — по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, четыре — по фактам контрабанды наркотических средств. За указанный период возбуждено 423 дела по административным правонарушениям, 70 дел направлено в суд, 353 дела рассмотрено таможенными органами. Начислено штрафов на сумму более пяти миллионов тенге, конфисковано товаров на сумму свыше двух миллионов тенге.

Сигареты – один из наиболее популярных товаров на черном рынке благодаря высокой доходности, относительной простоте производства и сбыта. Мировые масштабы нелегального рынка табачной продукции впечатляют – ежегодно в мире продаётся около около 480 млрд нелегальных сигарет, а государственные бюджеты недополучают около $40 млрд налогов.

Нелегальной мы называем всю табачную продукцию, с производства и продажи которой не уплачены акцизы и другие налоги, в том числе: подделку или контрафакт, нелегально ввезённую продукцию (контрабанда), продукцию без акцизных марок и продукцию незадекларированного местного производства.

По результатам исследования Kantar TNS, в 1-ом квартале 2018 года доля нелегальных сигарет значительно увеличилась и достигла 7,7% против 4,6% годом ранее. По отраслевым расчетам, в масштабах российского рынка объём нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС.

Спрос на нелегальную продукцию напрямую связан с ростом розничных цен на сигареты. В результате резкого повышения акцизных ставок к 2017 году средняя стоимость пачки сигарет в России увеличилась до 92 рублей по сравнению с 22 рублями в 2009 году. При этом минимальная стоимость пачки в 2-3 раза выше, чем в других странах Таможенного союза. В отсутствии таможенных границ и единой акцизной политики у стран-членов ЕврАзЭс Россия оказывается крупным рынком сбыта нелегальной табачной продукции – 60% «серых» сигарет попали в Россию из этих стран в 2017 году.

От роста доли серых продаж страдают не только легальные производители табачной продукции, которые открыто говорят о снижении своего присутствия на рынке. Нелегальная табачная продукция представляет серьезную угрозу для здоровья курильщиков. Зачастую в ее дыме содержится повышенное содержание угарного газа и смол, а в табаке могут присутствовать насекомые и даже человеческие фекалии.

Что касается экономических последствий, то в настоящее время каждый 1% табачного рынка, «уходящего в тень», обходится российскому бюджету более чем в 4,6 млн рублей в год. С каждым годом эта цифра растет.

Многие, кто сталкивались с уголовной ответственностью, задавались вопросом о сроках давности в украинском уголовном судопроизводстве. И, конечно же, в первую очередь интерес вызывает возможность избегания уголовного преследования.

Уголовный кодекс Украины предусматривает две варианта применения сроков давности:

1) для освобождения от уголовной ответственности (ст. 49 УК Украины);

2) для освобождения от уголовного наказания (ст. 80 УК Украины).

Принципиальное отличия между названными двумя «освобождениями» заключается в том, что в случае освобождения от уголовной ответственности, у человека будет отсутствовать судимость со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Освобождение от уголовной ответственности применяется при одновременном наличии трёх условий:

1) окончания определённых в законе сроков;

2) не совершения в течение этих сроков нового преступления определённой степени тяжести;

3) отсутствие уклонения лица от следствия или суда.

Сроки давности распределены в зависимости от вида совершённого преступления. В случае, если лицом совершено несколько видов преступлений, сроки давности в отношении каждого из деяний, которые составляют совокупность преступлений, исчисляются самостоятельно.

Начальным моментом отсчёта срока давности является день совершения лицом преступления. При совершении приготовления к преступлению или покушения на преступление срок давности начинает истекать со дня прекращения преступного деяния по причинам, не зависящим от воли виновного. Сроки давности начинают истекать с 0 часов тех суток, которые настали после суток совершения преступления, срок давности заканчивается после того, как истекло предусмотренное ст. 49 УК Украины количество полных лет, в 24 часа последних суток соответствующего срока.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления и до дня вступления приговора в законную силу истекли такие сроки (согласно ст. 49 УК):

1) два года — в случае совершения преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание менее суровое, чем ограничение воли;

2) три года — в случае совершения преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде ограничения или лишение свободы;

3) пять лет — в случае совершения преступления средней тяжести;

4) десять лет — в случае совершения тяжкого преступления;

5) пятнадцать лет — в случае совершения особенно тяжкого преступления.

При этом согласно ст. 12 УК Украины преступлением небольшой тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, или другое, более мягкое наказание. Преступлением средней тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Тяжкое преступление – это преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет. Особенно тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.

Исчисление срока давности останавливается, если лицо, которое совершило преступление, уклонилось от следствия или суда. В этих случаях ход давности возобновляется со дня появления лица с признанием или его задержания. В таком случае лицо освобождается от уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло пятнадцать лет.

Исчисление срока давности прерывается, если до окончания вышеуказанных сроков лицо совершило новое преступление средней тяжести, тяжкое либо особо тяжкое преступление. Исчисление давности в этом случае начинается со дня совершения нового преступления. При этом сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление.

Уголовное законодательство предусматривает также освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания в связи с окончанием сроков давности в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Так, статья 106 УК Украины устанавливает такие сроки давности в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста:

1) два года – в случае совершения преступления небольшой тяжести;

2) пять лет – в случае совершения преступления средней тяжести;

3) семь лет – в случае совершения тяжкого преступления;

4) десять лет – в случае совершения особенно тяжкого преступления.

В отношении указанных лиц устанавливаются такие сроки исполнения обвинительного приговора:

— два года – в случае осуждения к наказанию, не связанного с лишением свободы, а также при осуждении к наказанию в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести;

— пять лет – в случае осуждения к наказанию, в виде лишения свободы за преступление средней тяжести, а также при осуждении к наказанию в виде лишения свободы на срок не более пяти лет за тяжкое преступление;

— семь лет – в случае осуждения к наказанию в виде лишения свободы на срок более пяти лет за тяжкое преступление;

— десять лет – в случае осуждения к наказанию в виде лишения свободы за особенно тяжкое преступление.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: если соблюдены условия, необходимые для освобождения от уголовной ответственности, а именно: закончились определённые в законе сроки; лицо не совершило в течение этих сроков новое преступление определённой степени тяжести; лицо не уклонялось от следствия и суда, — то в таком случае предусматривается освобождение от уголовной ответственности в связи с окончанием сроков давности.

Как уже говорилось, украинское уголовное законодательство предусматривает также возможность освобождения от уголовного наказания в связи с истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора. Сами сроки для такого освобождения совпадают с уже рассмотренными из ст. 49 УК Украины: 2, 3, 5, 10 и 15 лет.

Исчисление срока давности останавливается, если осужденный уклоняется от отбытия наказания. В таких случаях ход давности восстанавливается со дня появления осужденного для отбытия наказания или со дня его задержания, при этом сроки в 2, 3, 5 лет удваиваются.

В случае совершения до истечения сроков давности нового преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, ход давности прерывается. Исчисление сроков в таких случаях начинается со дня совершения нового преступления.

Следует отметить, что давность не применяется ни к освобождению от ответственности, ни к освобождению от наказания в случае совершения преступления против мира и безопасности человечества.

Вопрос о применении давности к лицу, которое совершило особенно тяжкое преступление, за которое согласно закону может быть назначено пожизненное лишение свободы, решается судом.

Адвокаты ЮФ «Зильвер» помогут Вам разобраться с порядком применения сроков давности в уголовном процессе, а при необходимости, и защитят интересы в судах Киевской и Днепропетровской областей по уголовному делу. Связаться с нами можно по телефонам: +38 050 140 95 60, +38 098 002 78 25, e-mail: info@zilver.com.ua.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *