Комиссия по социальному страхованию

Содержание

Комиссия по социальному страхованию на предприятии

Обновление: 15 февраля 2017 г.

Все функционирующие отечественные предприятия производят отчисления в различные государственные страховые фонды. Одним из получателей указанных платежей является ФСС Российской Федерации, который осуществляет прямое управление соответствующими средствами. Каждый работодатель, состоящий на учете в Фонде соцстраха, должен образовать комиссию по социальному страхованию на предприятии или назначить уполномоченного.

Общие положения о комиссии по соцстраху

Правительство России в пункте 11 своего Постановления от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» предусмотрело необходимость создания на действующих предприятиях органа по социальному страхованию.

Названная рабочая группа образуется для реализации следующих целей:

  • контроль за правильностью начисления и выплаты пособий по соцстраху;
  • организация оздоровительных мероприятий;
  • расходование средств на санаторно-курортное обеспечение работников;
  • распределение путевок;
  • проверка правильности решений руководства организации, связанных с социальным страхованием;
  • разработка и внесение предложений по снижению заболеваемости, улучшению условий труда;
  • разрешение спорных ситуаций, связанных со страховыми пособиями.

Членами комиссии могут быть работники организации из состава административного персонала и профсоюзной организации предприятия. Из этих же лиц избирается и соответствующий уполномоченный.

Деятельность комиссии

Фонд социального страхования России 15.07.1994 за N 556а утвердил Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по соцстраху.

В силу пункта 4.1 указанного нормативного акта срок реализации прав рабочей группы определяется в пределах от одного года до трех лет. Следует отметить, что члены соответствующего органа не являются несменяемыми и могут быть переизбраны до истечения срока их полномочий.

После назначения персонального состава комиссии ее члены простым большинством избирают председателя, который организует функционирование рабочей группы (пункт 4.2 Типового положения).

ФСС Российской Федерации особое внимание уделил периодичности работы комиссии, установив необходимость проведения заседаний не реже одного раза в месяц.

Решения указанного органа оформляются протоколом заседания комиссии по социальному страхованию. Образец названного документа ФСС России не разработан и не утвержден.

В целях восполнения указанного пробела далее приведен один из вариантов оформления протокола заседания комиссии.

образец протокола заседания комиссии по социальному страхованию

Описанный выше орган может функционировать как в рабочее время, так и в периоды отдыха его членов. В первом случае за сотрудниками сохраняются средний заработок и должность.

ФСС России может выплачивать членам комиссии дополнительное вознаграждение за счет своих средств.

В качестве заключения напоминаем: каждое предприятие, назначающее комиссию по социальному страхованию в учреждении, обязано утвердить соответствующее положение. Основой для такой разработки служит документ, разработанный Фондом соцстраха России 15.07.1994 за N 556а.

Данный локальный акт утверждается общим собранием работников и обязательно содержит следующие сведения:

  • численный состав комиссии;
  • соотношение административных работников и представителей профсоюза;
  • срок действия избранного органа;
  • порядок принятия и оформления решений;
  • подробное описание прав, обязанностей и функций;
  • дополнительные гарантии и льготы членам рабочей группы.

Соблюдение названных предписаний обеспечит соответствие закону положения о комиссии по социальному страхованию на предприятии.

Функции комиссии по социальному страхованию на предприятии

Все компании и предприятия должны отчислять средства в страховые фонды. ФСС – это один из органов, получающих средства. Для работы в сфере социального страхования создается комиссия. Она контролирует исполнение социальных гарантий. На нее возлагается целый ряд функций.

Функции комиссии

Комиссия создается в тех организациях, у которых имеется регистрация в ФСС. Основание ее создания – пункт 11 Постановления Правительства №101 от 12 февраля 1994 года. Комиссия наделяется этими функциями:

  • Принятие решений касательно отдыха и оздоровления сотрудников. Сюда входят направления в санатории, профилактории. Средства могут тратиться как на оплату путевок, так и на содержание профилакториев.
  • Распределение путевок в профилактории с контролем над порядком выдачи.
  • Контроль над числом сотрудников, которые претендуют на санитарно-курортное лечение.
  • Обеспечение выплат по соцстрахованию.
  • Подтверждение прав на пособия, предоставленные по решению администрации.
  • Решение споров, относящихся к сфере социальных пособий.
  • Контроль над санаториями, профилакториями.
  • Контроль над распределением выплат.

Комиссия контролирует выплаты, следит за порядком их выдачи, сроками. Она должна обеспечивать соблюдение закона.

Права и обязанности

Комиссия наделяется этими правами:

  • Контроль над правомерностью осуществляемых выплат (проверки выполняются на основании решения комиссии или жалобы трудового коллектива).
  • Направление запросов, касающихся соцстрахования, в администрацию.
  • Вынесение решений на основании материалов, полученных от администрации.
  • Участие в расследовании несчастных случаев, создание акта по итогам расследования.
  • Принятие участия в мероприятиях, проводимых ФСС.
  • Создание плана оздоровления для работников, которые в нем нуждаются.
  • Запрос у ФСС различных материалов.
  • Направление уведомлений в ФСС при наличии нарушений на предприятии.
  • Отправка в ФСС бумаг, касающихся порядка деятельности комиссии.
  • Создание ежегодного отчета о произведенной деятельности.
  • Рассмотрение жалоб работников в течение 10 суток.
  • Контроль за предоставлением листов нетрудоспособности, выданных профилакторием.
  • Прохождение обучения, организуемого ФСС.
  • Внесение предложений касательно улучшения деятельности ФСС.

Комиссия наделяется также этими обязанностями:

  • Организация ознакомительных процедур, разъяснений, индивидуальных консультаций.
  • Сверка истраченных средств с данными, предоставляемыми ФСС.
  • Создание перечня сотрудников, которые имеют право на материальную помощь.
  • Создание перечня работников, которые болеют.
  • Возмещение истраченных средств, если трата их была нецелесообразной.
  • Создание и ведение реестра застрахованных работников.
  • Проверка качества медицинского обслуживания работников.
  • Обеспечение доступа сотрудников к сведениям.
  • Контроль над правильностью составления документации, касающейся социальной сферы.

Комиссия занимается практически всеми социальными вопросами. Она принимает в том числе и финансовые решения. Для реализации ряда прав комиссии понадобится приказ руководителя.

Особенности создания

Комиссия включает в себя сотрудников, работающих в организации. Для избрания участников нужно назначить общее собрание. Назначаются члены комиссии на основании их добровольного согласия. Как правило, в комиссию входят представители администрации компании, руководители местного профсоюза. Имеет смысл назначать именно их, так как у этих сотрудников есть общие представления о работе с социальным направлением. Их работа будет более эффективной.

Если в компании работает меньше 1000 сотрудников, достаточно общей комиссии. Если же число работников превышает этот лимит, нужно создавать комиссии для каждого подразделения. Управленческий орган формируется на основании приказа руководителя. В него включается эта информация:

  • Название компании.
  • Номер приказа.
  • Дата издания.
  • Ссылка на закон, на основании которого создается комиссия (пункт 11 Положения №101).
  • ФИО и должность всех участников комиссии.
  • Срок функционирования органа.
  • Подпись руководителя.

С документом нужно ознакомить трудовой коллектив. Руководитель может определить права и обязанности участников, дать им различные гарантии.

После назначения комиссии избирается ее председатель. Для его избрания нужно большинство голосов. Основная функция председателя – организация деятельности комиссии, координация всех ее участников.

Создание положения

Еще один документ, на основании которого будет функционировать комиссия, – положение. Разрабатывается оно на базе акта ФСС №556а от 15 июля 1994 года. В положение включаются эти сведения:

  • Число участников.
  • Соотношение представителей профсоюза и администрации.
  • Продолжительность действия комиссии.
  • Порядок принятия решений.
  • Права и обязанности участников.
  • Льготы, предоставляемые участникам комиссии.

Положение нужно для более детального регламентирования деятельности органа.

Особенности функционирования комиссии

Рассмотрим основные особенности деятельности комиссии:

  • Участник комиссии избирается на срок, составляющий 1-3 года.
  • Участники могут переизбираться, но для этого нужно провести собрание коллектива. Для переизбрания нужно большинство голосов присутствующих на собрании.
  • Заседания комиссии организуются раз в месяц. Возможно более частое проведение, если есть подобная нужда.
  • Собрание органа предполагает составление протокола. В нем отражаются принятые решения.
  • Как правило, работа участников в комиссии считается рабочим временем. В это время за сотрудниками сохраняется и ЗП, и место работы.
  • Участник может быть привлечен к работе комиссии в нерабочее время. В это время он продолжает получать среднюю ЗП.
  • Участникам комиссии может полагаться одноразовое вознаграждение от ФСС.

Соответствующие правила содержатся в Типовом положении №556а от 15 июля 1994 года.

Ответственность за отсутствие в компании комиссии

Если на предприятии не организована комиссия, ее функции берет на себя работодатель. То есть он должен исполнять эти обязанности:

  • Контроль над своевременностью отправки страховых взносов.
  • Контроль над выдачей страховых средств.
  • Оформление сопутствующих документов.
  • Ведение перечня сотрудников, нуждающихся в помощи.

Отсутствие комиссии не является нарушением. Однако она обычно создается для снижения нагрузки на руководителя. Если работодатель и не создает комиссию, и не берет на себя ее функции, организацией органа могут заняться сами сотрудники. Работники могут создать не комиссию, а альтернативный орган, на который возлагаются соответствующие функции.

Однако в случае бездействия руководитель понесет административную ответственность. Накладывается она после того, как ФСС направил компании предписание с указанием перечня обнаруженных нарушений. Руководитель не привлекается к ответственности тогда, когда в компании штатом более 1 000 сотрудников есть только одна комиссия. Однако это касается только тех случаев, когда орган справляется со всеми своими функциями. Руководство освобождается от ответственности и тогда, когда комиссии нет в организации со штатом менее 15 работников.

Преимущества создания комиссии

Иногда комиссия может не организовываться. Однако создать ее рекомендуется, так как работа органа выгодна всем представителям компании. Преимущества работы комиссии:

  • Снятие нагрузки с работодателя.
  • Облегчение прохождения проверок ФСС.
  • Получение сотрудниками консультаций.
  • Быстрое решение возникающих конфликтов.
  • Снижение риска возникновения спорных ситуаций.
  • Облегчение расследования несчастных случаев.
  • Систематизация социальной работы.
  • Своевременное получение работниками материальной помощи и путевок в профилактории.
  • Облегчение документооборота.

Работодатель, благодаря работе комиссии, исключит возникновение проблем при проверках. Сотрудники получают бесплатные консультации, своевременную помощь и справедливое расследование ЧП.

ВАЖНО! Создание комиссии – обязательная мера для больших предприятий. Если этого органа не будет, возникнет путаница. Государство достаточно строго контролирует социальную сферу, а потому путаница может привести к проблемам при проверках с последующим привлечением к ответственности.

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о ФСС РФ

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС — обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус фонда

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования — регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям — стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым — поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

Формирование доходов по региональным отделениям

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Страховые взносы

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • обязательные страховые взносы;
  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Размер страховых взносов

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Отчисления в фонд

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Отчетность в ФСС

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Форма 4-ФСС 345.00 KB

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде — не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Варианты сдачи отчетности

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Сдача отчетности в ФСС 686.50 KB

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Реквизиты Фонда социального страхования

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд — //fss.ru. Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

Положение о Фонде

Утверждено Постановлением Правительства РФ
от 12 февраля 1994 года 101

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484, от 19.11.2008 N 862)

I. Общие положения

1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется — Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

3. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

4. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

5. Местонахождение Фонда — г. Москва.

II. Задачи Фонда

6. Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

III. Средства Фонда

7. Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

8. Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471, от 19.07.2002 N 541)

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

оплату проезда к месту лечения и обратно;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

10. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

11. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

12. Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

IV. Порядок уплаты страховых взносов работодателями

и гражданами в Фонд

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

13. Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

14. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией.

15. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

16. Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией.

17. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

18. Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

19. Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

V. Управление Фондом

20. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 N 1431)

21. Председатель Фонда:

руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;

утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;

открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;

руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;

определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 166)

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых ФСС РФ.

издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;

рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда;

представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;

осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;

делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;

определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;

осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией;

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 N 7-ФЗ Порядок и условия приобретения, распределения, выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей определяются Правительством Российской Федерации.

утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

22. Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

Состав правления Фонда численностью 35 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 — от региональных отделений Фонда, по 1 представителю от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 862)

Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда.

Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда).

В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации.

Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

23. Правление Фонда рассматривает вопросы входящие в его компетенцию, в том числе:

о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

о формировании и использовании резервных средств;

проекты размера тарифа страховых взносов;

проект бюджета Фонда и его исполнение;

об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

24. Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда — в отдельных отраслях в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

25. Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:

осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;

устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;

осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;

разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;

производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;

осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;

осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;

регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отраслей.

26. Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию.

Региональные координационные советы Фонда формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий региональным исполнительным отделением Фонда и его заместители), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка Российской Федерации субъектов Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

Управляющий региональным отделением Фонда является председателем координационного совета. Решения координационного совета оформляются Постановлениями или Приказами управляющего региональным отделением Фонда.

Центральные отраслевые координационные советы Фонда создаются при центральных отраслевых отделениях Фонда и формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий центральным отраслевым отделением Фонда и его заместители, председатель общероссийского объединения профессионального союза), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от Министерства труда Российской Федерации, соответствующего министерства (министерств), а также представительствующих на основе ротации (представители работодателей и региональных отделений (филиалов) Фонда). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

В случаях несогласия координационного совета с решением управляющего отделением Фонда последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует председателя Фонда.

Ротация членов координационных советов осуществляется не реже одного раза в год.

Члены координационных советов утверждаются председателем Фонда по представлению управляющих отделениями Фонда.

Работа членов координационных советов не является платной. Все расходы членов координационных советов, связанные с работой в советах (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

Координационные советы региональных и отраслевых органов Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

предложения страхователей отделений и филиалов Фонда о совершенствовании социального страхования;

проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и их исполнение, предложения по формированию и использованию резервных средств;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

предложения органов Фонда по определению размера тарифа страховых взносов.

VI. Контроль за начислением, поступлением

и расходованием средств государственного социального

страхования и финансово-хозяйственной

деятельностью Фонда

КонсультантПлюс: примечание.

Об органах, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов с 1 января 2010 года, см. статью 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

27. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствии с законодательством.

28. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

29. Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

30. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Трудовой кодекс дает работнику, нанятому по трудовому договору, ряд гарантий социального характера, на которые он может претендовать при потере возможности работать по не зависящим от него причинам. К наиболее часто встречающимся примерам таких гарантий можно отнести оплату периода болезни и пособия в связи с рождением ребенка. По большей части такие выплаты оплачиваются фондом социального страхования. Однако первоначально их источником финансирования фактически являются сами работодатели, в обязанности которых входят ежемесячные отчисления на социальное страхование сотрудников. В то же время исполнение работодателем обязательств, связанных с выплатой пособий сотрудникам, могут контролироваться далеко не одним лишь ФСС.

Положение о комиссии по социальному страхованию

На основании пункта 11 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101, для обеспечения контроля за правильным начислением и выплатой пособий по социальному страхованию в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, трудовыми коллективами должны образовываться комиссии по социальному страхованию на предприятии. В компаниях с числом работников менее 100 человек функции такой комиссии по соцстрахованию может выполнять уполномоченный по социальному страхованию.

Сама процедура создания этой структуры регламентируется положением о комиссии по социальному страхованию, утвержденным постановлением ФСС России 15 июля 1994 года № 556а.

Так, согласно этому документу члены комиссии избираются на общем собрании трудового коллектива из числа представителей его администрации. Это могут быть работники отдела кадров, бухгалтерии и прочего административного персонала, а так же профсоюзов. Решение, принятое собранием трудового коллектива, должно быть оформлено протоколом, на основании которого и издается приказ о создании комиссии по социальному страхованию на предприятии.

Комиссия избирается на срок от 1 до 3-х лет. Члены комиссии могут быть переизбраны до истечения срока полномочий решением общего собрания трудового коллектива.

Основные вопросы, которые рассматривает комиссия и уполномоченные лица, касаются расходования средств на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, распределения застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда. Также в обязанности комиссии или уполномоченного по социальному страхованию входит контроль за правильностью заполнения листков нетрудоспособности, начислением и своевременной выплатой работодателем пособий по временной нетрудоспособности, пособий на погребение. Рассматривают они и другие спорные вопросы по обеспечению работников пособиями по социальному страхованию.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Принятые решения оформляются протоколом заседания комиссии по социальному страхованию.

В случае обнаружения нарушений действующего законодательства по социальному страхованию комиссия обязана информировать об этом руководство организации, а также отделение ФСС. Фонд социального страхования может взаимодействовать с данной структурой, запрашивая те или иные материалы по вопросам страхования в организации непосредственно у представителей комиссии. Отчитываться же о собственной работе комиссия по социальному страхованию в учреждении обязана непосредственно перед трудовым коллективом и перед администрацией компании не реже, чем раз в год, а также по истечении срока полномочий конкретного состава комиссии.

Образец протокола заседания комиссии по социальному страхованию в учреждении

протокол № 1
заседания комиссии по социальному страхованию
ООО «Альфа»
(Образец)

Присутствовали:
Члены комиссии по социальному страхованию:
Председатель: Иванов Иван Иванович;
Секретарь: Петров Петр Петрович;
Члены комиссии: Сидоров Николай Иванович,
Смирнова Татьяна Валерьевна.

ПОВЕСТКА ДНЯ: выплата пособия в связи с беременностью и родами сотруднице ООО «Альфа» Константиновой И.В.

СЛУШАЛИ: заявление Иванова Ивана Ивановича о выплате пособия в связи с беременностью и родами сотруднице ООО «Альфа» Константиновой И.В.

УСТАНОВИЛИ:

Константинова И.В. работает в ООО «Альфа» по трудовому договору и подлежит государственному социальному страхованию.

27 июня 2016 г. Константинова И.В. предъявила к оплате оформленный в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами. Начало больничного периода в связи с беременностью и родами согласно данному документу — с 24 июня 2016 г., продолжительность — 140 календарных дней.

Константинова И.В. работает в ООО «Альфа» с 1 февраля 2012 года, однако в период с 09 декабря 2013 года до 17 августа 2015 года данная сотрудница так же находилась в отпуске по беременности и родам и последующем отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет сотрудница не оформляла, и приступила к работе с 18 августа 2015 года.

Согласно статье 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Заявление работницы о замене 2014-2015 календарных годов расчетного периода в целях расчета пособия по беременности и родам на 2012-2013 годы прилагается.

РЕШИЛИ:

Руководствуясь законодательством о социальном обеспечении Российской Федерации и настоящим протоколом:

1. Отделу кадров оформить на основании заявления работницы Константинова И.В. отпуск по беременности и родам.

2. Бухгалтерии принять листок нетрудоспособности к оплате с заменой расчетного периода на 2012-2013 годы на основании соответствующего заявления работницы, рассчитать и выплатить сумму пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами в установленные законодательством сроки.

Вопрос: Обязательно ли на предприятии создавать комиссию по социальному страхованию? Какие у нее функции? Какие государственные органы при проведении проверки могут запросить выписки заседаний комиссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)

Обязательно ли на предприятии создавать комиссию по социальному страхованию? Какие у нее функции? Какие государственные органы при проведении проверки могут запросить выписки заседаний комиссии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Комиссия по социальному страхованию должна быть сформирована у всех работодателей. Если численность работников составляет менее 100 человек, функции такой комиссии может осуществлять уполномоченный по социальному страхованию. В функции комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию входит, в частности, рассмотрение спорных вопросов по обеспечению работников пособиями по социальному страхованию. Представлять каким-либо государственным органам протоколы (выписки из протоколов) заседаний комиссии по социальному страхованию не обязательно, но письменные заключения такой комиссии в некоторых спорных ситуациях могут оказаться необходимыми для подтверждения позиции страхователя.

Обоснование вывода:

Согласно п. 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, далее — Положение) в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Образование комиссии или избрание уполномоченного является обязательным для всех организаций (п. 3 письма ФСС России от 25.01.1995 N 07-30).

Порядок формирования и функционирования комиссии по социальному страхованию определяется Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию (утверждено ФСС России от 15.07.1994 N 556а, далее — Типовое положение). Согласно п.п. 1.1, 1.2 Типового положения комиссия по социальному страхованию (далее также — комиссия) образуется на предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте (далее также — предприятие), независимо от форм собственности, зарегистрированном в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) ФСС РФ. Члены комиссии избираются из числа представителей администрации предприятия (работников отдела кадров, бухгалтерии и других) и профсоюзов (трудового коллектива) на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Если численность работников предприятия составляет менее 100 человек, вместо комиссии может быть избран осуществляющий те же функции уполномоченный по социальному страхованию.

Как следует из приведенных норм, создание комиссии не является обязанностью именно работодателя, поскольку сами полномочия по ее созданию предоставлены трудовому коллективу. В то же время можно говорить об обязанности работодателя принять участие в создании такой комиссии. Кроме того, представляется целесообразным для работодателя обеспечить трудовому коллективу условия для создания комиссии (в частности организовать конференцию трудового коллектива). Вместе с тем ответственность за отсутствие такой комиссии (уполномоченного) законодательство не предусматривает.

Функции комиссии по социальному страхованию определены п. 11 Положения, разделом II Типового положения. В частности, комиссия решает вопросы:

— о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

— о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств ФСС РФ.

Кроме того, комиссия:

— контролирует правильность начисления и своевременность выплаты пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;

— проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;

— рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.

Функции и обязанности комиссии конкретизируются в положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, которое утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия (п. 1.3 Типового положения). В названном положении также должен быть определен порядок работы комиссии (п. 4.4 Типового положения).

Из приведенных выше норм следует, что решения комиссии имеют рекомендательный характер. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет работодатель (смотрите также разъяснения Пензенского регионального отделения ФСС РФ, размещенные в сети Интернет по адресу: http: //www.fss.penza.ru/root/activity/materinstvo/voprosi).

В соответствии с п. 5.1 Типового положения контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) ФСС РФ. Вместе с тем законодательство не предусматривает конкретных способов осуществления такого контроля и не обязывает в каких-либо случаях представлять страховщику (его территориальному органу) протоколы заседаний комиссии.

Однако в практических ситуациях наличие материалов работы комиссии по социальному страхованию, в частности протоколов ее заседаний, может оказаться необходимым. Например, на рассмотрение комиссии может быть вынесен вопрос о том, могут ли быть признаны уважительными те или иные причины нарушения работником в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, либо неявки работника в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы, что влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Как пояснил один из представителей ФСС РФ, определение уважительности причины нарушения режима и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции специальной комиссии (уполномоченного) по социальным вопросам, которой может быть принято решение о признании причины неявки уважительной и выплате пособия в полном размере. Однако следует быть готовыми, что в случае проверки ФСС РФ необходимо будет представить для обоснования принятого заключения подтверждающие документы (смотрите материал: «Вопрос: Дайте разъяснение, может ли повлиять на размер пособия по временной нетрудоспособности наличие у работника учреждения уважительной причины в случае нарушения больничного режима? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 6, ноябрь-декабрь 2014 г.)»).

В спорах между работодателями и территориальными органами ФСС РФ по вопросам, связанным, в частности, с наличием или отсутствием оснований для снижения работнику размера пособия по временной нетрудоспособности, письменное заключение комиссии по социальному страхованию является одним из доказательств, которое оценивается судом наряду с иными доказательствами по делу (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11, ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 N Ф01-5340/11, ФАС Уральского округа от 12.10.2009 N Ф09-7764/09-С2).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *