Содержание
- Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
- Статья 2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе
- Статья 3. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
- Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
- Статья 5. Меры социальной поддержки и стимулирования социальных работников организации социального обслуживания Республики Дагестан
- Статья 5.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении социальных услуг
- Статья 6. Финансовое обеспечение социального обслуживания
- Статья 7. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Дагестан
- Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 29 сентября 2014 года N 72
Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
(в редакции Законов Республики Дагестан от 10.04.2017 N 27, от 21.02.2019 N 3, от 11.06.2019 N 43, от 16.03.2020 N 11)
Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
16 сентября 2014 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Республике Дагестан (далее также — социальное обслуживание).
2. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Дагестан, беженцев (далее — граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан в Республике Дагестан.
Статья 2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Статья 3. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Республике Дагестан осуществляется на основании Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания граждан в Республике Дагестан
1. К полномочиям Народного Собрания Республики Дагестан в сфере социального обслуживания относятся:
1) осуществление законодательного регулирования;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Дагестан;
3) утверждение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг;
4) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
2. К полномочиям Правительства Республики Дагестан в сфере социального обслуживания относятся:
1) определение уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания;
2) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан в связи с реализацией полномочий Республики Дагестан;
3) утверждение и финансовое обеспечение государственных программ Республики Дагестан;
4) утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Дагестан;
5) установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Республике Дагестан;
6) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в Республике Дагестан в сфере социального обслуживания с указанием органа государственной власти Республики Дагестан, уполномоченного на осуществление такого контроля;
7) установление порядка реализации программ, в том числе инвестиционных программ;
8) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан;
(в ред. Закона Республики Дагестан от 21.02.2019 N 3)
9) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг в Республике Дагестан, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания в Республике Дагестан;
10) утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
11) установление порядка принятия граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, на социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;
12) определение размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Дагестан, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
13) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
3. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания относятся:
1) разработка и реализация государственных программ Республики Дагестан;
2) признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании;
3) составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
4) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания;
5) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Республики Дагестан, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
6) утверждение норм питания в организациях социального обслуживания Республики Дагестан;
7) формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Республике Дагестан;
8) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
9) обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
10) организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
11) ведение учета и отчетности;
12) разработка и апробация методик и технологий;
13) утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания Республики Дагестан;
14) установление порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, для организаций социального обслуживания Республики Дагестан;
14.1) разработка и обеспечение реализации комплекса мер, направленных на обеспечение в Республике Дагестан условий доступности предоставления социальных услуг для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
(п. 14.1 введен Законом Республики Дагестан от 10.04.2017 N 27)
14.2) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;
(п. 14.2 введен Законом Республики Дагестан от 11.06.2019 N 43)
15) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Статья 5. Меры социальной поддержки и стимулирования социальных работников организации социального обслуживания Республики Дагестан
1. Социальные работники организаций социального обслуживания Республики Дагестан имеют право на:
1) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в медицинских организациях;
2) защиту профессиональной чести, достоинства, в том числе в судебном порядке;
3) повышение квалификации за счет работодателя;
4) получение соответствующих квалификационных аттестатов;
5) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в случае, если они проживают и работают в сельской местности и поселках городского типа, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа»;
6) первоочередную установку квартирного телефона.
2. При исполнении служебных обязанностей социальные работники организаций социального обслуживания Республики Дагестан имеют право на:
1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение;
2) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) при выполнении ими профессиональной деятельности, связанной с разъездами;
3) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг.
3. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки социальным работникам организаций социального обслуживания Республики Дагестан определяются Правительством Республики Дагестан.
Статья 5.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении социальных услуг
(введена Законом Республики Дагестан от 16.03.2020 N 11)
Информация о поставщиках социальных услуг, получателях социальных услуг, а также о социальных услугах, предоставляемых получателям социальных услуг в соответствии с настоящим Законом, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статья 6. Финансовое обеспечение социального обслуживания
Финансовое обеспечение реализации полномочий органов государственной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания является расходным обязательством Республики Дагестан.
Статья 7. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Дагестан
Признать утратившими силу:
Закон Республики Дагестан от 11 апреля 2005 года N 16 «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2005, N 4, ст. 206);
Закон Республики Дагестан от 5 мая 2006 года N 29 «О внесении дополнения в Закон Республики Дагестан «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2006, N 5, ст. 282);
Закон Республики Дагестан от 12 мая 2009 года N 31 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2009, N 9, ст. 393).
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Глава
Республики Дагестан
Р.АБДУЛАТИПОВ
Махачкала
29 сентября 2014 года
N 72
тз
L-—^ i,
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о кодификации законодательства 117
имени o.e. кутафина(мгюА) о социальном обеспечении
К ВОПРОСУ О КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию необходимости совершенствования законодательства о социальном обеспечении с помощью кодификации. Автор особое внимание обращает на определение принципов кодификации, рассматривает исторический аспект данной проблемы, показывает роль и значение кодификации в современных условиях, раскрывает преимущество и недостатки выбора различных форм системообразующих актов, оценивает возможность разработки в ближайшие годы Кодекса социального обеспечения Российской Федерации, отмечает тенденцию частичной кодификации по отдельным институтам права социального обеспечения (пособия, социальное обслуживание и др.), для убедительности выводов и предложений анализирует современное состояние законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: социальное обеспечение, принципы кодификации, частичная кодификация, Основы законодательства, Кодекс социального обеспечения, акт прямого действия, частичная кодификация, национальные проекты.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.63.11.117-122
S. I. KOBZEVA,
labourlaw-msal@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
ON THE ISSUE OF CODIFICATION OF LEGISLATION ON SOCIAL SECURITY
Светлана Ивановна КОБЗЕВА,
профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ labourlaw-msal@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© С. И. Кобзева, 2019
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Масштабность, динамичность развития законодательства в социальной сфере, необходимость правового обеспечения реализации национальных проектов по вопросам социальной защиты населения, повышения качества и уровня его жизни, требуют безусловной взвешенности, последовательности, системности принимаемых законодательных решений, что напрямую связано с разработкой кодифицированных актов. Социальная потребность осуществления данной деятельности постоянно находится в поле зрения ученых, практиков1.
В специальной литературе кодификация рассматривается как высшая форма систематизации законодательства, в результате которой осуществляются разработка и принятие основополагающего источника права, где закрепляются наиболее значимые принципиальные положения общей и особенной частей отрасли права. Кодификация — это критическое переосмысление всего нормативного массива в реалиях сегодняшнего дня, устранение противоречий, дублирования, несогласованности правовых норм, обеспечение системности, более четкое логичное построение нормативных предписаний, удобство их использования, доступность понимания, возможность применения.
Кодификация норм права социального обеспечения имеет исторический аспект, еще при обсуждении в первой половине ХХ в. Кодекса законов о социальном страховании специалисты писали, что необходима «чистка» законодательства, нормативные акты «обросли» противоречивыми дополнениями и разъяснениями, запутанность смысла, неясность формулировок основополагающих понятий снижают эффективность действия права.
Советские ученые полагали, что кодификация позволит объединить распыленное законодательство, устранить недочеты, улучшить обеспечение застрахованных, расширить доступность понимания правовых норм и их реализацию2.
Прошли десятилетия, а актуальность проблемы кодификации только возрастает и усложняется децентрализацией правового регулирования социального обеспечения, появлением новых его видов, хаотичностью принятия законов, их множественностью, нестабильностью, усложненностью.
1 См.: Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении : монография / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. 364 с. ; Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М. : Проспект, 2013. 440 с. ; Тучкова Э. Г Социально-экономические права человека в социальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. М. : Проспект, 2003. 280 с.
2 Вопросы страхования. 1929. № 50. С. 2—5 ; 1930. № 2. С. 4—7 ; № 3. С. 12—15 ; № 7. С. 6—7 ; № 12. С. 4—7.
КоВзева С. И. Л Л О
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о кодификации законодательства
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.Е.кугафина(мгюА) о социальном обеспечении
Обращаясь к проблеме кодификации законодательства о социальном обеспечении и учитывая, что ранее она не проводилась в данной отрасли, отметим, что требуется научное осмысление сущностных идей, которые могут быть положены в основу кодификации, т.е. речь идет об определении принципов кодификации, с которыми непосредственно связаны результативность планируемой деятельности, качество основополагающего источника права и будущее развитие социального обеспечения.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Взгляды ученых на содержание принципов и их перечень многоаспектны, далеки от завершенности, и требуется дальнейшая научная проработка крайне важной темы.
Никто из специалистов не оспаривает принцип конституционности и законности, он имеет первостепенное правоустанавливающее значение для кодификации социального обеспечения. Конституцией РФ социальные права человека объявлены высшей ценностью, закреплен правовой статус граждан, конституционные нормы гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; социальное обеспечение каждому по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях; пенсии и пособия устанавливаются законом. Суть данного принципа состоит в том, что все действия по подготовке и принятию кодифицированных актов и сами акты должны строго соответствовать Конституции РФ.
В соответствии с Основным законом страны социальное обеспечение — это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим крайне важно при кодификации руководствоваться принципом федерализма, суть которого — достижение единства интересов России и ее субъектов в защите социальных прав граждан. Для того, чтобы данный принцип был в полной мере реализован, необходимо четко определить перечень полномочий федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, не нарушая при этом единства правового статуса человека и не снижая степень его социальной защищенности в зависимости от места проживания. К сожалению, в настоящее время разность социально-экономического положения регионов во многом определяет то или иное качество жизни населения, прослеживается тенденция расширения видов социального обеспечения, правовое регулирование которых осуществляется именно на этом уровне со всеми вытекающими последствиями. □
Демократизм как принцип кодификационного процесса напрямую связан с уча- а
стием граждан, общественных объединений, всех заинтересованных лиц в дея- о
тельности правотворческих органов по выработке проектов кодифицированных п
актов. Принцип демократизма — это не только всенародное обсуждение судьбо- □
носных решений, но и осуществление общественных ожиданий, что социальное и
государство делает все возможное в интересах человека. л
Кодификация права должна основываться на принципе объективности, в ос- н
нове которого лежит выявление как можно большего числа закономерностей, о
обстоятельств, влияющих на полноту и востребованность кодификации. Регла- □
ментация социально-обеспечительных отношений без учета объективных кри- □
териев может привести к просчетам в правовом регулировании. т
В праве социального обеспечения никто не оспаривает потребность кодифика- п ции, вызванную распыленностью нормативного материала, обилием источников
гп
чения
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
права, принятых в разные периоды исторического развития страны, отсутствием целостного восприятия системы социального обеспечения в существующих социально-экономических условиях.
Разработка кодифицированного акта носит созидательный характер, является показателем заинтересованности, профессионализма, ответственности государственных, законодательных структур за состояние и развитие социальной сферы. Без принципа системности достичь положительных результатов невозможно. Нормы права социального обеспечения должны быть в гармонии с другими нормами не только этой отрасли, но и с нормами иной отраслевой принадлежности (конституционными, международными, трудовыми, семейными и др.). К сожалению, сегодня можно привести примеры отступления от этого принципа. Национальные проекты перед здравоохранением, образованием ставят прорывные задачи, реализация которых потребует повышения качества и интенсивности труда врачей, учителей. Но одновременно при дефиците кадров в этих областях законодатель ужесточает условия получения досрочных пенсий по старости для этих социально значимых категорий.
Принцип преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений создает стабильность в обществе, уверенность в завтрашнем дне, позволяет сохранить ранее приобретенные права. Само право на основные виды социального обеспечения связано с длительным периодом действия норм. Правовые предписания, прошедшие апробацию временем и практикой, доказавшие свою жизнеспособность, отвечающие сложившимся общественным отношениям, должны учитываться при кодификации.
Наряду с преемственностью, кодификация предполагает обновление действующего законодательства в целях расширения гарантий права на достойную жизнь. Разработка нового источника должна идти под девизом «Всё во имя человека, всё для его блага», отступление от этой позиции делает кодификацию бессмысленной. В последние годы эта идея постоянно высказывается представителями всех ветвей власти на самых высоких форумах, осталось лишь закрепить ее в праве социального обеспечения и реализовать.
Принцип комплексности и оптимальности предполагает всесторонность, полноту правового регулирования того или иного вида социального обеспечения, устранение возможных противоречий. По государственным расходам социальное обеспечение занимает одно из лидирующих мест, поэтому требуется оптимальное соотношение между правом и экономикой, правом и общественными ожиданиями.
К сожалению, в отношении пенсионного обеспечения общественные ожидания и принцип оптимальности не срабатывают. Пенсия является одним из основных источников средств существования для большинства пенсионеров. Но она сейчас не выполняет свое предназначение в силу крайне низкого размера.
Счетная палата проанализировала реальную покупательную способность пенсии. При средней пенсии после вычета обязательных расходов — по оплате жилья, лекарственного обеспечения, предметов личной гигиены — в день пенсионер может потратить на себя не более 200 рублей3.
3 Российская газета : Неделя. 21 июня 2019 г. С. 37.
кошева С. И. пл
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о кодификации законодательства |2|
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.Е.кугафина(мгюА) о социальном обеспечении
Если для улучшения материального положения пенсионер трудоустраивается, то российское законодательство на федеральном, региональном уровне рассматривает этот социально значимый юридический факт как основание для отказа в индексации страховых пенсий в период работы, доплатах к пенсиям до прожиточного минимума, повышении фиксированной выплаты к пенсии лицам, имеющим тридцатилетний стаж работы в сельской местности, бесплатности санаторно-курортного лечения и др. В связи с этим возникает вопрос: насколько оптимально вообще устанавливать социальные ограничения для работающих пенсионеров, особенно в условиях стремительного сокращения числа занятых в экономике, борьбы с бедностью. Каким образом возможно перешагнуть черту бедности, если не работать? По данным Пенсионного фонда России, доля работающих пенсионеров в 2016 г. снизилась в два раза. Периодически во властных структурах высказывается идея вообще отменить выплату страховых пенсий работающим пенсионерам, и законодательное определение страховых пенсий это позволяет.
В современных условиях определение формы кодифицированного акта — весьма актуальная проблема. Избранная правовая форма говорит о юридической силе нормативно-правовых предписаний, сфере их действия, методах регулирования общественных отношений, особенностях исторического, экономического развития государства, масштабности и социальном значении тех целей, на реализацию которых направлен кодифицированный акт.
В практике Союза ССР особое место отводилось такому акту, как основы, которые обладали высокой степенью обобщения, содержали наиболее принципиальные положения, в них присутствовало значительное число норм-принципов, норм-понятий, отсылочных норм. Правовые предписания основ предполагали дальнейшую конкретизацию в кодексах. Представляется, что кодифицированный акт в праве социального обеспечения должен быть прямого действия, иначе нарушаются целостность, системность, юридическая значимость данного источника, снижается эффективность правового регулирования.
Предпочтительной формой кодифицированного акта, на наш взгляд, является кодекс, нормы которого всесторонне, единообразно и непосредственно регламентируют конкретную сферу общественных отношений. Кодекс объединяет выверенные нормы основных институтов отрасли, предает юридическую целостность, □ значимость законодательству, определенную степень завершенности развития а права социального обеспечения, закрепляет устойчивость, самостоятельность, о бесспорность существования отрасли. п Попытки разработки Кодекса социального обеспечения РФ предпринимаются, □ но их реализация связана с отдаленной перспективой, учитывая колоссальный и объем работы, отсутствие политической воли в решении проблемы качества л и эффективности законодательства, опыт отраслевой кодификации. н Прослеживается частичная кодификация норм права социального обеспече- о ния по отдельным институтам (пособия, социальное обслуживание, был разра- □
ботан проект Пенсионного кодекса РФ4). □
т
п
4 См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской ]
Федерации : проект. М. : Р. Валент, 2008. 176 с. чения
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Безусловно, проблема кодификации в праве социального обеспечения — это осознанная неизбежность, для ускорения ее решения требуется расширение доказательной базы — теоретических, практических, экономических, социальных аргументов в пользу создания прогрессивной системы законодательства во главе с Кодексом социального обеспечения РФ с учетом положительного международного, зарубежного опыта.
БИБЛИОГРАФИЯ
2. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации : проект. — М. : Р. Валент, 2008. — 176 с.
5. Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2017. — 416 с.
6. Социальная защита государственных служащих в современной России // Право и безопасность. — 2005. — № 3.
7. Тучкова Э. Г. Социально-экономические права человека в социальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. — М. : Проспект, 2003. — 280 с.