Как рассчитывается остаточная стоимость имущества

01.01.2015 г. вступил в силу Закон № 71, которым внесены изменения в Налоговый кодекс, вследствие чего налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (далее — налог на недвижимое имущество), трансформировался в налог на имущество, который будет состоять из налога на недвижимое имущество, транспортного налога и платы за землю.

Вышеуказанным Законом расширена база обложения налогом на недвижимое имущество путем налогообложения как жилой, так и нежилой недвижимости.

Объектами жилой недвижимости в соответствии с пп. 14.1.129 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса считаются здания, отнесенные согласно законодательству к жилищному фонду, дачные и садовые дома.

Здания, отнесенные к жилищному фонду, делятся на следующие типы:

  • жилой дом — здание капитального типа, сооруженное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного проживания. Жилые дома делятся на жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности. Жилой дом усадебного типа — жилой дом, расположенный на отдельном земельном участке, который состоит из жилых и вспомогательных (нежилых) помещений;
  • пристройка к жилому дому — часть дома, расположенная вне контура его капитальных внешних стен и имеющая с основной частью дома одну (или больше) общую капитальную стену;
  • квартира — изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного проживания;
  • коттедж — одно-, полутораэтажный дом небольшой жилой площади для постоянного или временного проживания с при-усадебным участком;
  • комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах — изолированные помещения в квартире, в которой живут два или больше квартиросъемщика;
  • садовый дом — дом для летнего (сезонного) использования, который в вопросах нормирования площади застройки, внешних конструкций и инженерного оборудования не соответствует нормативам, установленным для жилых домов;
  • дачный дом — жилой дом для использования в течение года с целью загородного отдыха.

Объекты нежилой недвижимости — это здания, помещения, не отнесенные в соответствии с законодательством к жилищному фонду (пп. 14.1.1291 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

К нежилой недвижимости, в частности, относятся:

  • здания гостиничные — гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары, туристические базы, горные приюты, лагеря и дома отдыха;
  • здания офисные — здания финансового обслуживания, административно-бытовые здания, здания для конторских и административных целей;
  • здания торговые — торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки, павильоны и залы для ярмарок, станции технического обслуживания автомобилей, столовые, кафе, закусочные, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания;
  • гаражи — гаражи (наземные и подземные) и крытые автомобильные стоянки;
  • здания промышленные и склады;
  • здания для публичных выступлений (казино, игорные дома);
  • хозяйственные (приусадебные) здания — вспомогательные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летные кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т. п.;
  • другие здания.

С целью формирования реестра плательщиков налога на недвижимое имущество собственники объектов жилой и/или нежилой недвижимости (физические лица) на основании оригиналов документов о праве собственности на объекты недвижимости могут осуществлять сверку сведений относительно объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в их собственности, до 31 декабря 2015 г. (включительно).

Рассмотрим подробнее изменения, касающиеся, в частности, плательщиков налога, объекта налогообложения, объектов, не облагаемых налогом, порядка исчисления сумм налога, ставок налога, льгот, а также особенности начисления налога на недвижимое имущество в 2015 г.

Плательщики налога

Плательщиками налога на недвижимое имущество являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, являющиеся собственниками объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

Объекты, не облагаемые налогом

Законом № 71 дополнен перечень объектов жилой и нежилой недвижимости, которые не являются объектом налогообложения. В частности, к таким объектам относятся:

  • жилая недвижимость, непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная таковой согласно решению сельского, поселкового, городского совета;
  • объекты нежилой недвижимости, используемые субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, которые осуществляют деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;
  • здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
  • здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
  • объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.

База налогообложения

Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей.

База налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется контролирующим органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые бесплатно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в частности документов на право собственности.

База налогообложения вышеуказанных объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности юридических лиц, исчисляется такими лицами самостоятельно исходя из общей площади каждого отдельного объекта налогообложения на основании документов, которые подтверждают право собственности на такой объект.

Льготы по уплате налога

Пересмотрены размеры жилой недвижимости, к которой будут применяться льготы. Так, база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица — плательщика налога, уменьшается:

  • для квартиры/квартир независимо от их количества — на 60 м2;
  • для жилого дома/домов независимо от их количества — на 120 м2;
  • для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их долей) — на 180 м2.

Вместе с тем действующие нормы дополнены новой нормой, согласно которой сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения.

Кроме того, внесенными изменениями предусмотрено, что сельские, поселковые, городские советы устанавливают льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями). Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой недвижимости для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов.

Вместе с тем согласно пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса сельским, поселковым, городским советам не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

Также следует обратить внимание на то, что льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, для физических лиц не предоставляются на:

  • объект/объекты налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер не облагаемой налогом площади, утвержденной решением органов местного самоуправления;
  • объекты налогообложения, которые используются их собственниками с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).

Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения.

Ставки налога

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения (пп. 266.5.1 п. 266.5 ст. 266 Налогового кодекса).

Согласно п. 33 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса на 2015 г. ставки налога для объектов нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, определенные этим подпунктом, не могут превышать 1% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 для объектов нежилой недвижимости.

Порядок исчисления сумм налога

Исчисление суммы налога с объекта/объектов жилой недвижимости, которые находятся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости с учетом следующих особенностей:

  • при наличии в собственности плательщика налога одного объекта жилой недвижимости, в том числе его доли, налог исчисляется исходя из базы налогообложения, уменьшенной согласно пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса, и льготы органов местного самоуправления по не облагаемой налогом площади таких объектов (в случае ее установления) и соответствующей ставки налога;
  • при наличии в собственности плательщика налога больше одного объекта жилой недвижимости одного типа, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной согласно пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса, и льготы органов местного самоуправления по не облагаемой налогом площади таких объектов (в случае ее установления) и соответствующей ставки налога.

Исчисление суммы налога с объекта/объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости исходя из общей площади каждого из объектов нежилой недвижимости и соответствующей ставки налога.

Налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога и соответствующие платежные реквизиты, в частности, органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, направляются (вручаются) плательщику налога контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).

Особенности исчисления в 2015 году

Учитывая изменения, внесенные Законом № 1166 в Налоговый кодекс и вступившие в силу 01.04.2014 г., согласно которым базой налогообложения вместо жилой площади определена общая, в 2015 г. физическим лицам налог будет начисляться контролирующими органами по месту их налогового адреса (месту регистрации) за 2014 г. в следующем порядке:

  • в период с 1 января по 31 марта 2014 г. — с жилой площади;
  • с 1 апреля по 31 декабря 2014 г. — с общей площади объектов жилой недвижимости.

Пример алгоритма расчета налога на недвижимое имущество

У физического лица в собственности находится квартира, жилая площадь которой 123 м2, а общая — 220 м2. Льгота по уплате налога составляет 120 м2. Ставка налога установлена в размере 1% минимальной заработной платы по состоянию на 01.01.2014 г. (12,18 грн.). За 2014 г. сумма налога рассчитывается:

I квартал — (123 м2 — 120 м2) × 12,18 грн./12 мес. × 3 мес. = 9,14 грн.;

ІІ — ІV кварталы — (220 м2 — 120 м2) × 12,18 грн./12 мес. × 9 мес. = 913,5 грн.

За 2014 г. сумма налога составляет 922,64 грн. (9,14 грн. + 913,5 грн.).

То есть до 1 июля 2015 г. физическому лицу будет направлено налоговое уведомление-решение об уплате налога в сумме 922,64 грн., которую необходимо уплатить в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Юридические лица — плательщики налога на недвижимое имущество в 2015 г. будут исчислять сумму налога за текущий год по ставкам, установленным решением сельского, поселкового или городского совета, в зависимости от места расположения (зональности) и типов объектов:

  • для объектов жилой недвижимости — в размере, не превышающем 2% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 01.01.2015 г., за 1 м2 базы налогообложения;
  • для объектов нежилой недвижимости — в размере, не превышающем 1% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 01.01.2015 г., за 1 м2 базы налогообложения (п. 33 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

Остаточная стоимость имущества

Видео по теме

Остаточная стоимость (далее ОС) имущества рассчитывается как первоначальная стоимость активов во время всего эксплуатационного срока, из которой должен быть вычтен начисленный износ – амортизация.

Амортизационным имуществом являются материальные и нематериальные ценности, принадлежащие компании на правах собственности и применяются для получения дохода. Амортизация может быть начислена согласно срокам полезного применения объекта основных средств.

Срок полезного применения – это период, за который объект основных средств может быть эксплуатирован с целью решения необходимых задач деятельности компании и приносить ей прибыль. Поэтому компании необходимо возмещать себе убытки, которые имеют отношение к покупке основных средств во время его полезного применения.

Срок полезного применения рассчитывается на период поступления объекта в зависимости от следующих моментов:

  • Ожидаемый срок применения данного объекта согласно с предполагаемыми объемами мощности;

  • ожидаемый физический износ, который напрямую зависит от эксплуатационного режима (числа смен), естественного положения и действия агрессивной среды, ремонтных систем;

  • нормативно-правовые и прочие ограничения применения данного объекта (к примеру, арендный срок).

Срок полезного применения основного капитала – это период, во время которого компании необходимо возместить себе все первоначальные расходы. Каков объем таких возмещений? Чтобы определить конкретную сумму отчислений на амортизацию, которая должна быть возвращена компанией за отчетный период, используются разные способы начисления амортизации.

Нужно отметить, что начисление амортизации с целью налогообложения проводится компанией методом, который определяется приказом об учетной политике для составления финансовых отчетов. Он может быть пересмотрен лишь в случае изменения ожидаемых способов получения финансовых преимуществ от его применения.

В бухгалтерском учете ОС не всегда совпадает с реальной стоимостью объекта. Поэтому чтобы привести ОС объекта, которая будет соответствовать его рыночной стоимости, необходимо сделать переоценку.

Расчет ОС делают в первую очередь аудиторы и бухгалтера. Основные средства находятся в балансе ОС, поэтому их еще иногда называют балансовой стоимостью.

Как рассчитывается остаточная стоимость

Основной капитал предприятия переносится на готовую продукцию несколькими частями в течение длительного временного отрезка, который включает в себя несколько организационных групп. Поэтому основной капитал учитывается таким образом, чтобы была возможность продемонстрировать и поддержание первоначального состояния, и постепенную утрату стоимости.

Для того чтобы определить стоимость основного капитала необходимо выделить несколько ее видов. Фактические расходы на покупку имущества показаны в графе ее первоначальной стоимости. Она не может быть изменена в течение всего эксплуатационного периода основного капитала, исключение здесь составляют лишь случаи, когда проводится реконструкция либо частичная ликвидация.

Оценивание основного капитала по ОС нужно для определения его состояние в период применения, а также для того, чтобы была возможность свести бухгалтерский баланс. Расчет производится по следующей формуле:

С ост = С перв. – И

Данная формула позволяет производить расчет также и восстановительной стоимости. Она равна расходам на изготовление и покупку схожего основного капитала в нынешних условиях. Для того чтобы рассчитать восстановительную стоимость основного капитала, необходимо осуществить переоценку методом индексирования и прямого пересчета по действующим ценам на рынке.

Анализируя основные средства по ОС, нужно произвести расчет ОС на конец года. Для этого следует произвести расчет по следующей формуле:

Сост(к) = Сост(н) + Сввед – Свыб

где
Сост(к) – это ОС собственность на конец года,
С ост(н) – ОС собственности на начало года,
Сввед – стоимость основного капитала, поступающего на счет в течение всего года,
Свыб – стоимость основного капитала, который уходил со счета в течение года.

Так как объем ОС основного капитала в начале и конце года может значительно отличаться, для анализа необходимо рассчитать их среднее значение ОС. Расчет осуществляется таким образом:

Сост (ср) = (Сост (сумм) + Сост (след))/(N+1)

где
Сост (ср) – это среднее значение ОС основного капитала,
Сост (сумм) – суммарные данные ОС основного капитала по состоянии на 1 число каждого месяца периода,
Сост (след) – суммарный показатель ОС по состоянии на 1 число месяца, следующего после отчетного периода,
N – количество месяцев.

Как определяется остаточная стоимость основного капитала

Стоимость основного капитала компании, которая рассчитывается с учетом амортизации, является остаточной. Методика расчета данной характеристики является элементом специальной измерительной системы, которая именуется оценкой основного капитала.

Термин «основные средства» применяется во время создания налогового или бухгалтерского отчета. Основными средствами называют финансовые активы организации, которые выражаются в денежном эквиваленте и принимают участие в процессе изготовления продукции, а также оказывают услуги с эксплуатационным сроком не более одного года.

Основной капитал делится на искусственные (техническое оснащение, инструменты и прочее) и естественные (земельные участки, озера) трудовые средства. Каждое из этих средств имеет свой срок эксплуатации и с течением времени подвержено износу. Для увеличения износостойкости оснащения в бюджете компании предусмотрены отчисления на амортизацию, которые воспринимаются как производственные издержки.

Отчисления на амортизацию могут быть рассчитаны несколькими способами, такими как:

1) уменьшаемых остатков;
2) линейный;
3) списания стоимости в соответствии с величиной объема товаров;
4) списания стоимости по суммарному числу лет полезного эксплуатационного срока.

Способ уменьшаемого остатка определяет ОС объекта на начало отчетного периода и амортизационные нормативы с коэффициентом не более 3. Каждая компания может выставлять коэффициенты по своему усмотрению.

Линейный способ рассчитывается путем определения первоначальной цены оснащения в соответствии со сроками полезного применения. Данные сроки устанавливаются в соответствие с классификацией основного капитала.

Способ списания стоимости в соответствии с величиной объема товаров применяется, как правило, для расчета отчислений на амортизацию трудовых средств, направленных на добычу природных материалов. Суммарный показатель износа рассчитывается в отношении стоимости основного капитала к количеству изготовленной продукции.

Согласно способу списания стоимости по суммарному числу лет полезного эксплуатационного срока суммарный показатель амортизации должен быть рассчитан по первоначальной стоимости и соотношению между количеством лет, которые остались до конца полезного эксплуатационного срока и числом прошедших лет полезного эксплуатационного срока основного средства.

Краткая инструкция по расчету остаточной стоимости

так, произведем обзор действий, которые нужно осуществить для данного расчета.

Чтобы сделать правильный расчет ОС, необходимо использовать линейную или нелинейную методику начисления амортизации. Изначально нужно рассчитать ОС на каждый месяц отчетного периода. После этого все полученные данные необходимо суммировать, а полученную сумму разделить на количество месяцев отчетного периода, которое будет увеличено на 1. Это значит, что суммарное число в квартальном отчете должно быть разделено на 4, а не на 3, в полугодии – на 7, и за год, соответственно, – на 13.

Далее необходимо подсчитать среднее значение стоимости отдельно по каждой группе объектов. После этого полученная цифра умножается на налоговую ставку. Согласно законам РФ, каждый объект имеет свою налоговую ставку, которая не должна быть выше отметки в 2,2%.

Сумму, которая вышла при суммировании налоговой ставки среднего значения стоимости имущества необходимо разделить на 4. В итоге должна получиться ¼ от годовой налоговой суммы, которая именуется авансовым платежом. Сумма данного округленного платежа находиться во втором налоговом расчете на строке 180 раздела.

Помимо этого, необходимо определить реверсию. Это ОС объекта, образуемая после окончания поступлений доходов. Рассчитать ее можно после того, как будет завершен эксплуатационный срок объекта, а также во время перепродажи на ранних периодах.

По завершении эксплуатационного срока объекта реверсия определяется согласно гипотезе, что стоимость земли всегда будет оставаться одинаковой, поэтому прибыль, которая от нее получена, также неизменна. Норматив прямолинейного возмещения средств используется на основе мнения, что поток прибыли от здания с течением времени является убыточным.

Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 «Налог на имущество физических лиц» (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), которая призвана заменить Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-I). Нововведения вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Разберемся, как эти поправки повлияют на порядок расчета налога и какие льготы предусмотрены законодательством.

Объект налогообложения

НАША СПРАВКА

Единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ). К единому недвижимому комплексу можно отнести, например, базу отдыха, гостиницу, автозаправку.

По действующим сегодня правилам налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика (ст. 2 Закона № 2003-I). С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаться налогом будут находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 3-5 ст. 401 НК РФ). Что касается дач, то они, как в действующем на сегодняшний день Законе № 2003-I, прямо не будут поименованы в списке объектов, подлежащих обложению. Тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Налоговая база

Сегодня налоговой базой для исчисления налога является инвентаризационная стоимость имущества, но уже с 1 января 2015 года расчет налога будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта и не чаще, чем раз в три года. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет (ст. 24.12 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 135-ФЗ). Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.

Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать из Публичной кадастровой карты (работает в тестовом режиме). Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости1. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Физлицам, в отличие от предпринимателей в комиссию можно и не обращаться, а напрямую подавать заявление в суд (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ).

МНЕНИЕ

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Достаточно сложно спрогнозировать тенденцию оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами. Ведь размер налога должен быть настолько существенным, что для оспаривания порядка его исчисления гражданин будет готов обратиться в суд, тратить время и нести расходы на представителей, а также по назначенным судом оценочным экспертизам. Такие расходы, возможно, будут существенно превышать подлежащую уплате сумму налога на имущество физических лиц и смогут себя оправдать лишь в далекой перспективе».

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ) :

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости

Другие бланки

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

МНЕНИЕ

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Рассматривая систематичность нарастания налогового бремени, можно предположить, что валовой нагрузки ни на комиссии при управлениях Росреестра, ни на суды не ожидается. Возможно некоторое увеличение числа сделок с недвижимостью, когда собственники будут переписывать свое имущество на лиц, имеющих право на льготу. Принимая во внимание, что в последнее время все чаще совершается фиктивная регистрация недвижимости на пенсионеров, инвалидов, отставных военных и иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ и имеющих право на льготы по налогу, можно предположить, что судебные разбирательства будут скорее касаться не правильности определения кадастровой стоимости недвижимого имущества и исчисления и уплаты в бюджет налога, а установления права собственности. Так как пенсионеры и инвалиды фактически окажутся владельцами имущества, им не принадлежащего, и вынуждены будут платить большие налоги».

Если же объект недвижимости новый и не имеет кадастровой стоимости, то для ее получения нужно обратиться в территориальное БТИ с заявлением на вызов технического специалиста. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт собственника и правоустанавливающие документы на имущество. Специалист оформит технический и кадастровый планы. Результат оценки будет зафиксирован в оценочном акте, при этом владелец имущества может попросить выписку из этого акта.

Информация о кадастровой стоимости объекта может потребоваться не только для проверки правильности исчисления налога на имущество, но также и в случае обременения недвижимости залогом, при разделе наследства и исчислении НДФЛ при дарении имущества.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Как и раньше, налог нужно будет уплачивать один раз в год до 1 октября года, следующего за отчетным годом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Причем если в уведомлении указано больше налоговых периодов, то налогоплательщик может не уплачивать налог за них (п. 1-4 ст. 409 НК РФ). Если срок уплаты налога уже подошел, а уведомление так и не получено, то узнать сумму налога и произвести его оплату можно в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России.

Ставка налога

НАША СПРАВКА

Существует несколько видов территориальных зон. К ним относятся: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Некоторые из них, в свою очередь, могут включать и более мелкие зоны. Так, например, в состав жилых зон могут входить: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов (п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Законом установлены три базовые ставки по налогу:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов (п. 2 ст. 406 НК РФ).

Однако каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество. При этом снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза по сравнению с базовой ставкой (п. 3 ст. 406 НК РФ). Узнать действующую ставку можно будет на официальном сайте муниципалитета.

Так, например, в Москве могут установить следующие налоговые ставки (проект Закона г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц», внесен в Мосгордуму 15 октября 2014 г.):

Ставка

Описание

0,1%

Для имущества, кадастровая стоимость которого меньше или равна 10 млн руб., а также для гаражей и машино-мест

0,15%

Для объектов с кадастровой стоимостью от 10 млн руб. до 20 млн руб. включительно

0,2%

Для имущества, чья кадастровая стоимость будет в диапазоне от 20 млн руб. до 50 млн руб. включительно

0,3%

Для тех объектов недвижимости, у которых кадастровая стоимость превышает 50 млн руб., но меньше 300 млн руб. включительно, а также для незавершенных жилых домов

2%

Для административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.

0,5%

В отношении прочих объектов

Налоговые льготы

ВАЖНО ЗНАТЬ

В соответствии с НК РФ налог должен уплачиваться по месту нахождения самого имущества (п. 2 ст. 409 НК РФ). А значит, при расчете налога должны применяться ставки, установленные муниципалитетом, на территории которого находится имущество. При этом место жительства самого налогоплательщика значения не имеет.

Новый закон предусматривает также применение различных вычетов, льгот и понижающих коэффициентов. Так, вне зависимости от того, кто является собственником имущества, налогом не облагается 20 кв. м от общей площади квартиры, 10 кв. м от площади комнаты и 50 кв. м от площади дома (количество собственников значения не имеет) (п. 3-5 ст. 403 НК РФ). Что касается единого недвижимого комплекса, то для него предусмотрен денежный вычет – налогоплательщики смогут уменьшить налоговую базу на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Категории льготников, которые полностью освобождены от уплаты налога, не изменились – к ним по-прежнему относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды, военнослужащие и члены их семей, пенсионеры и другие. Но от обложения налогом освобождается только один объект имущества каждого вида, который находится в собственности налогоплательщика и не используется в предпринимательской деятельности (сегодня количество объектов в собственности одного льготника не ограничено). При этом определять, в отношении какого именно объекта будет использоваться освобождение, будет сам налогоплательщик (п. 3 ст. 407 НК РФ). Так, например, если пенсионер владеет гаражом и двумя квартирами, то налогом будет облагаться только одна квартира.

Также на первые четыре года действия новых правил законодатели предусмотрели применение понижающих коэффициентов. Так, для исчисления налога за 2015 год налоговую базу нужно будет умножить на 0,2, за 2016 год – на 0,4, за 2017 год – на 0,6, а за 2018 год – на 0,8 (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Разные ситуации уплаты налога

Сам налог должны рассчитывать налоговые органы и присылать уже готовые уведомления на его оплату. Но иногда бывает, что инспекторы не учли каких-либо особенностей – например, льгот, на которые имеет право налогоплательщик, – поэтому нелишним будет перепроверить их расчет.

Рассчитаем налог на имущество для двух ситуаций: при долевом владении имуществом, а также в случае покупки/продажи имущества в отчетном году.

ПРИМЕР 1

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании Хренов и Партнеры.

В столичной квартире площадью 49 кв. м прописана семья из трех человек: отец (инвалид II группы, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 2/3), мать (не является пенсионером, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 1/3), а также совершеннолетний сын (прописан в квартире, но не имеет доли в праве собственности на нее). Кадастровая стоимость квартиры составляет 7,5 млн руб., инвентаризационная стоимость – 250 тыс. руб.

Рассчитаем налог на имущество за 2014 год. Напомним, в этом случае сумма платежа рассчитывается еще из инвентаризационной стоимости

При инвентаризационной стоимости квартиры 250 тыс. руб. налоговая ставка составит 0,1% (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц»; далее – Закон № 47).

Отец как инвалид имеет льготу в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 2003-I в виде освобождения от уплаты налога. Сын права собственности на квартиру не имеет, а значит, не уплачивает налог. Мать, владеющая долей в праве собственности на квартиру в размере 1/3, уплачивает налог, исчисленный с принадлежащей ей собственности, по следующей формуле:

Сумма налога = Инвентаризационная стоимость недвижимости х Размер доли х Ставка налога (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-I)

Подставив данные из примера, получим сумму налога:

250 тыс. руб. х 1/3 х 0,1% = 83,33 руб.

Следовательно, сумма налога на имущество, которую должна будет уплатить мать за 2014 год, составит 83,33 руб.

Посмотрим, как изменится сумма налога, исчисленного за 2015 год.

Налоговая база будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости квартиры. При этом, вне зависимости от количества собственников, предусмотрен вычет – 20 кв. м от общей площади квартиры налогом не облагаются.

Налог рассчитывается по следующей формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога = (Сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости с учетом льгот – Сумма налога, рассчитанная, исходя из инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости

1 Чтобы посчитать сумму налога, нужно сначала определить, какая площадь квартиры будет облагаться налогом. Для этого общую площадь квартиры уменьшим на предусмотренный законодательством вычет (п. 3 ст. 403 НК РФ):

49 — 20 = 29 кв. м

2 Далее определим кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:

7 500 000 руб. / 49 кв. м = 153 061,22 руб.

3 Для определения налоговой базы по налогу на имущество нужно умножить стоимость 1 кв. м квартиры на облагаемую налогом площадь:

29 кв. м х 153 061,22 руб. = 4 438 775,38 руб.

По условиям примера отец имеет льготу по налогу в виде освобождения (подп. 2 п. 1 ст. 407 НК РФ). Сын права собственности на квартиру не имеет, и, следовательно, налог не платит.

4 Для расчета налога, подлежащего уплате матерью, нужно полученную налоговую базу умножить на долю матери в праве собственности на квартиру (получим налоговую базу):

1/3 х 4 438 775,38 руб = 1 479 591,79 руб.

5 Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.

1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1479,59 руб.

6 По формуле, указанной выше, рассчитаем налог на 2015, 2016 и 2017 года, поскольку НК РФ предусмотрены разные понижающие коэффициенты для каждого года (п. 8 ст. 408 НК РФ).

За 2015 год:

(1479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,2 + 83,33 руб. = 362,58 руб.

За 2016 год:

(1479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,4 + 83,33 руб. = 641,83 руб.

За 2017 год:

(1479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,6 + 83,33 руб. = 921,09 руб.

Если налогоплательщик в течение года приобрел или продал имущество либо у него изменилась доля владения имуществом, то при расчете налога должен использоваться специальный коэффициент. Рассчитывается он по следующей формуле (п. 4-5 ст. 408 НК РФ):

Коэффициент = Количество месяцев владения имуществом / Общее число месяцев в отчетном периоде

При этом если покупка произошла до 15 числа месяца включительно, а продажа после 15 числа включительно, то этот месяц в расчет принимается. Если же наоборот, имущество было приобретено после 15 числа или продано до 15 числа, то при расчете налога этот месяц не учитывается (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Попробуем рассчитать налог на имущество по новым правилам для ситуации, когда гражданин купил квартиру.

ПРИМЕР 2

10 мая 2015 года налогоплательщик приобрел квартиру в Москве площадью 70 кв. м. Кадастровая стоимость квартиры составляет 8,7 млн руб. Инвентаризационная стоимость – 300 тыс. руб. Рассчитаем налог за 2015 год.

При расчете используется та же формула, что и в примере 1.

1Рассчитываем площадь квартиры с которой будет уплачиваться налог, применяя налоговый вычет (п. 3 ст. 403 НК РФ):

70 — 20 = 50 кв. м

2 Определяем кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:

8 700 000 руб. / 70 кв. м = 124 285,71 руб.

3 Находим налоговую базу для расчета налога:

50 кв. м х 124 285,71 руб. = 6 214 285,50 руб.

4 Определяем инвентаризационную стоимость квартиры:

300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.

5 Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.

6 214 285,50 руб. х 0,1% = 6214,29 руб.

6 Определяем сумму налога за 2015 год:

(6214,29 руб. — 300 руб.) х 0,2 + 300 руб. = 1482,86 руб.

7 Рассчитываем период, за который будет уплачиваться налог как отношение числа месяцев владения имуществом к общему числу месяцев отчетного года (п. 4-5 ст. 408 НК РФ):

8 мес. / 12 мес. = 0,67

8 Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате за период владения квартирой с мая по декабрь 2015 г. нужно сумму налога из п. 6 настоящего примера умножить на коэффициент из п. 7 настоящего примера:

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

Что меняется с 1 января 2018?

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога по движимому имуществу, принятому к учету с 1 января 2013 г. и относящемуся к 3-10 амортизационным группам, принимают региональные органы власти.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

Обратите внимание, в отношении движимого имущества, принятого на учет ДО 1 января 2013 года, а также полученного в результате реорганизации, ликвидации юрлиц, либо от взаимозависимых лиц, льгота как и прежде не применяется (п. 25 ст. 381, ст. 381.1 НК РФ).

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 — 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 — -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка — 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Таким образом, с 2018 года платежи по налогу на имущество с движимых основных средств возросли, если ваш регион не установил льготу.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Российские организации облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Это правило распространяется как на объекты недвижимости, так и на некоторые объекты движимого имущества. В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:

  • предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, а также совместную деятельность (в т. ч. за границей);
  • получены по концессионному соглашению;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

В нашей статье можно прочесть, как правильно сделать проводки налога на имущество в бухгалтерском учете и как заполнить декларацию по налогу на имущество.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Жилые объекты, учтенные в составе основных средств, облагаются налогом на основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. А жилые дома, не учтенные в составе основных средств, – на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для таких жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость, в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:

– основные средства, учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;

– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.

Из этого правила есть два исключения.

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства силовых структур;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
  • ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:

  • реорганизации (ликвидации) организации;
  • сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что реорганизацией не признаются изменения, которые организации вносят в свои наименования или в учредительные документы в связи с новыми требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ. Например, если ЗАО становится непубличным акционерным обществом (ст. 66.3 ГК РФ). В таких случаях льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 31 декабря 2012 года, сохраняется. Если же изменение названия (корректировка учредительных документов) влечет за собой смену организационно-правовой формы (например, ЗАО преобразуется в ООО), организация-правопреемник теряет право на льготу.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5111 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Если имущество, принятое на учет после 31 декабря 2012 года, организация приобрела через посредника, она тоже может воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что продавец имущества не является взаимозависимым лицом ни по отношению к посреднику, ни по отношению к самой организации-заказчику. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:

Основания для постановки имущества на учет Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1
Первая или вторая Другие
Объект принят на учет до 1 января 2013 года
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (ст. 374 НК РФ)
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503). Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного организацией в качестве вклада в уставный капитал?

Да, нужно, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, а объект движимого имущества относится к третьей–десятой амортизационным группам.

Основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не признаются объектом налогообложения в принципе. Поэтому, если в уставный капитал организация получила такое имущество, платить налог с него не надо.

Если движимое имущество отнесено к другим амортизационным группам, у организации тоже есть возможность не платить налог. Дело в том, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, подпадает под льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Однако эта льгота применяется с ограничениями, одним из которых является приобретение имущества у взаимозависимого лица.

Признается ли передача имущества в качестве вклада в уставный капитал сделкой с взаимозависимым лицом? Да, признается, если доля участия лица, внесшего вклад, превысит величину, установленную пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (как правило, 25%).

Влияет ли на налогообложение имущества временной разрыв между датой передачи имущества и датой регистрации увеличения уставного капитала? Нет, не влияет. Наличие взаимозависимости между сторонами подтверждает само решение об участии в уставном капитале с долей, превышающей 25 процентов. Передача имущества свидетельствует о том, что сделка состоялась. А внесение изменений в учредительные документы и регистрация этих изменений в ЕГРЮЛ – это всего лишь формальность, которая удостоверяет права учредителя (участника, акционера).

Таким образом, если в результате сделки по передаче движимого имущества в уставный капитал организация и учредитель (участник, акционер) становятся взаимозависимыми лицами, полученные основные средства нужно включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество. При условии, что эти активы относятся к третьей–десятой амортизационным группам. Налоговую базу нужно увеличивать с момента фактической передачи имущества во вклад.

Если в результате сделки организация и учредитель (участник, акционер) взаимозависимыми лицами не становятся, движимое имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, от налогообложения освобождается.

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение (в качестве взноса в уставный фонд) от администрации муниципального образования?

Нет, не нужно.

Дело в том, что основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.

При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и администрацию не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А администрация муниципального образования к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией? Оборудование для монтажа приобретено после 1 января 2013 года у продавца, который не является взаимозависимым.

Нет, не нужно.

Если движимое имущество, учтенное в составе основных средств, изготовлено из материалов, купленных после 1 января 2013 года, то облагать налогом такое имущество не нужно. При этом неважно, является ли организация – собственник основного средства взаимозависимой по отношению:

  • к продавцу оборудования и материалов, из которых было собрано основное средство;
  • к организации, которая занималась сборкой (монтажом) оборудования.

В данном случае действует правило, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Да, есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Однако рассматриваемая ситуация под такое исключение не попадает. Ведь организация не приобретала основное средство у взаимозависимого лица. Взаимозависимое лицо (подрядчик) лишь выполнило работы по монтажу основного средства из предоставленных ему материалов. А сами по себе материалы не являются объектом обложения налогом на имущество. А взаимозависимость с подрядчиком не ограничивает право организации на применение льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, основное средство, смонтированное взаимозависимым подрядчиком, освобождается от налогообложения у заказчика. Аналогичный вывод можно сделать из писем Минфина России от 5 марта 2015 г. № 03-05-04-01/11797 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4037), от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17289.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из собственных материалов? Основное средство принято на баланс после 1 января 2013 года.

Да, нужно. Объясним, почему так.

По общему правилу движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Но есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Способ и документальное оформление приобретения имущества для применения названной льготы значения не имеет. Главное, что основное средство организация получила от взаимозависимого лица. На практике эта передача могла быть оформлена договором купли-продажи, договором купли-продажи с условием о монтаже основного средства силами поставщика, договором подряда на изготовление основного средства из материалов подрядчика и др. В каждом из этих случаев стороной, передающей объект организации, является взаимозависимый с ней контрагент: продавец или подрядчик.

Поэтому за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из ее собственных материалов, организация, получившая объект, должна платить налог на имущество.

Это следует из положений пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке платить налог на имущество с машино-мест, которые расположены в административно-офисном здании?

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:

  • включено ли административно-офисное здание в перечень объектов, налог с которых платят исходя из кадастровой стоимости;
  • является ли организация собственником машино-мест (владеет ли ими на праве хозяйственного ведения).

Организации на упрощенке платят налог на имущество только с недвижимости, базу для которой считают исходя из кадастровой стоимости. Состав таких объектов определяют региональные власти. Посмотреть их можно в перечнях, которые публикуют на официальных сайтах субъектов РФ. Если здание включено в перечень, то с машино-места придется заплатить налог. Но только если оно в собственности организации. Ведь платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости должны только собственники и организации, которые владеют объектами на праве хозяйственного ведения. Это установлено пунктом 2 статьи 346.11, пунктом 7 и подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

А с какой стоимости платить налог? Ведь машино-место – это лишь часть здания.

Действительно, обособленными помещениями сами по себе машино-места не являются. В частности, в офисных зданиях они, как правило, располагаются на подземных паркингах без каких-либо перегородок. Тем не менее платить налог с машино-места все-таки нужно. Оно является неотъемлемой частью подземного паркинга, а тот в свою очередь входит в состав здания как обособленное и специально оборудованное помещение (п. 5.2.1 Свода правил, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/9). Поэтому право собственности на машино-места регистрируют на долевой основе. То есть в собственность организации передают не целый объект, а долю в нем, соответствующую площади машино-мест. В бухучете такие объекты отражают в составе основных средств по первоначальной стоимости, пропорциональной доле в общей собственности.

Таким образом, со следующего месяца после включения машино-мест в состав основных средств они становятся объектом налогообложения. Налог на имущество по таким объектам рассчитывайте исходя из доли кадастровой стоимости, пропорциональной размеру машино-мест в общей площади здания или парковочного пространства. Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 23 апреля 2015 г. № БС-4-11/7028, от 27 апреля 2015 г. № ГД-4-3/7143.

Внимание: в Москве организации, владеющие многоэтажными гаражами-стоянками, освобождены от уплаты налога на имущество с этих объектов. Однако в рассматриваемой ситуации эта льгота не применяется.

С 2016 года льгота распространяется только на многоэтажные гаражи-стоянки, которые расположены в отдельно стоящих зданиях. Если парковка находится в административно-офисном комплексе или в торговом центре, она облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости на общих основаниях. Такой порядок предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года? Организация – собственник имущества находится в Крыму (Севастополе).

Да, нужно.

Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года, признается объектом обложения налогом на имущество. Единственное исключение – если имущество входит в первую или вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

До присоединения территорий Крыма и Севастополя к России даты принятия имущества к учету организации, расположенные в этих регионах, определяли по украинскому законодательству. После внесения данных об этих организациях в российский ЕГРЮЛ ни даты постановки имущества на учет, ни стоимость имущества не пересматриваются. Это следует из положений пункта 5.1 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014. Таким образом, для расчета налога на имущество по российскому законодательству даты принятия к учету имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, остаются прежними.

По российскому законодательству от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к организации в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внесение данных об организации в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация организации по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, организация, расположенная в Крыму (Севастополе) и зарегистрированная в российском ЕГРЮЛ, должна платить налог на имущество на общих основаниях.

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об организации в российский ЕГРЮЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *