Исполнение постановления об административном правонарушении

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

9.8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшие постановление.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном ст. 32 2—32 11 КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.

Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом — исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов).

Постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП (за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке гражданского судопроизводства).

Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания (в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законодательствам порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП;

5) отмены постановления.

Предыдущая

15. Панова И. В. Административно-процессуальное право России: учебник. — Саратов, 2002.

16. Панова И. В. Административно-процессуальное право России. — М., 2003.

17. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. -М., 1964.

18. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). — СПб., 2003.

19. Сорокин В. Д. Проблемы административного процесса.-СПб., 1968.

20. Старилов Ю. Н. О новом понимании административной юстиции // Правоведение. — 2000. — № 2.

21. Старилов Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. — М., 2002.

22. Старилов Ю. Н. Производство по делам об административных правонарушениях и административный процесс // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — Омск, 2004.

23. Студеникин С. С. Социалистическая система государственного управления и вопрос о предмете советского административного права // Вопросы советского административного права. — М., 1949.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

И. В. Слышалов

Омская академия МВД России

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в ст. 31.2 («Обязательность постановления по делу об административном правонарушении») устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Тем самым КоАП РФ нормативно закрепляет такое свойство постановления по делу об административном правонарушении, как обязательность его исполнения*.

Принцип обязательности исполнения постановления о назначении административного наказания имеет троякую правовую направленность. Во-первых, в соответствии с ним постановление о назначении административного наказания обязательно для исполнения лицами, в отношении которых оно вынесено. Во-вторых, как следует из формулировки ст. 31.2 КоАП РФ, в которой указаны такие субъекты исполнения, как органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица, постановление о назначении административного наказания обязательно для исполнения и этими органами и лицами, и в этом смысле правильнее будет говорить не об обязательности исполнения постановления, а об обязательности приведения его в исполнение. В-треть-их, постановление о назначении административного наказания обязывает все лица и организации, не имеющие в данном деле непосредственного юридического интереса, счи-

таться с авторитетом постановления по делу и способствовать его исполнению.

В отношении лица, совершившего правонарушение в области дорожного движения, могут быть вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, административного штрафа, лишения специального права, административного ареста и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Наиболее распространены меры ответственности в виде административного штрафа и лишения специального права.

Достижению задачи безусловного и полного исполнения вынесенного по делу постановления способствует наличие норм, предусматривающих наступление негативных последствий в случае его неисполнения. Так, неисполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа лицом, в отношении которого оно вынесено, образует самостоятельный состав административного правонарушения и карается административным штрафом в том же размере или временной изоляцией от общества (ст. 20.26 КоАП РФ).

Неисполнение постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права лицом, в отношении которого оно вынесено, состоит в активном уклонении таким лицом от сдачи соответствующего удостоверения. Действующее законодательство не предусматривает правовой ответственности за подобное деяние. Однако неблагоприятные последствия для лица, лишенного специального права и уклоняющегося от сдачи удостоверения, тем не менее, наступают. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения срок лишения специального права прерывается, течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения. Данное положение Кодекса может рассматриваться, на наш взгляд, в качестве законодательно предусмотренного способа обеспечения исполнения требований закона об обязательности постановления о назначении административного наказания.

В свою очередь, обязанность по исполнению постановлений о назначении административных наказаний органами государственной власти и местного самоуправления также обеспечена соответствующими нормами ответственности. Как указано в ст. 315 УК РФ, злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

В связи с этим интересными представляются точки зрения некоторых авторов, предлагающих законодательно предусмотреть возможность неисполнения постановлений о назначении административных наказаний, если государственный орган, в компетенцию которого входит приведение наказания в исполнение, установит незаконность этого постановления.

Так, М. В. Лещенко предлагал нормативно закрепить правило, в соответствии с которым в случае обнаружения незаконности вынесенного постановления орган-исполнитель, не принимая постановление к исполнению, направляет его обратно юрисдикционному органу с одновременным сообщением прокурору (1, 36).

Другие авторы предлагают закрепить за указанным органом право, не приступая к исполнению, немедленно сообщать об обнаруженном нарушении законности юрисдикционному органу, а в случае необходимости — вышестоящему

* Примечательно, что, например, Словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой дает определение понятию обязательности именно через призму необходимости исполнения: «обязательность — необходимость, безусловность исполнения чего-либо».

должностному лицу и прокурору, после чего производить исполнительные действия в соответствии с указанием юрисдикционного органа, а при спорности вопроса — по указанию вышестоящего должностного лица или прокурора (2, 24).

Приведенные позиции представляются нам излишне радикальными в той части, в которой допускают самостоятельное принятие решения органом-исполнителем о неисполнении постановления. По сути, в таком случае происходит подмена процессуального статуса органа-исполнителя как субъекта производства по делу об административном правонарушении. Из органа, призванного привести наказание в исполнение, он превращается в орган, полномочный не только поставить под сомнение правильность постановления по делу, но и не исполнять его, как минимум, до разрешения вопроса об оставлении в силе по становления по делу, т. е. выполняющий некие надзорные функции с правом приостановления исполнения постановления.

В условиях существования института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях наделение органов, исполняющих административные наказания, функциями надзора, скорее всего, не будет иметь положительного эффекта. Вместе с тем, нельзя не признать необходимости адекватного правового реагирования на постановления, вынесенные с грубыми и очевидными нарушениями закона (например, не уполномоченным на то органом). В этой связи следует отметить отсутствие правовых препятствий для письменного уведомления о выявленных нарушениях закона органа, обладающего правом инициации процедуры пересмотра вынесенного по делу решения.

Проведенный автором опрос показал, что именно такой вариант правового реагирования избрали некоторые подразделения по исполнению административного законодательства Управления ГИБДД УВД по Омской области.

Следствием отсутствия нормативно предусмотренной обязанности по уведомлению прокурора о выявленных при вынесения постановления по делу об административном правонарушении фактах нарушения закона является ситуация, в которой такое уведомление производится далеко не в каждом случае и зависит исключительно от гражданской позиции руководителя органа, исполняющего административное наказание.

Изложенное позволяет сделать вывод о целесообразности нормативного закрепления обязанности органа, исполняющего административное наказание, по уведомлению прокурора о выявленных при вынесении постановления по делу об административном правонарушении очевидных фактах нарушения закона. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 31.4 Ко АП РФ п. 2 следующего содержания: «2. В случае, если орган, уполномоченный привести постановление по делу об административном правонарушении в исполнение, усмотрит, что постановление было вынесено с существенным нарушением закона, он, не приостанавливая приведение его в исполнение, направляет соответствующую информацию прокурору».

Под существенным нарушением закона предлагаем понимать такую диспропорцию между процедурой привлечения к ответственности, подлежащей применению, и реально примененной, которая является очевидной и бесспорной. Полагаем, что подобная мера будет способствовать повышению уровня правовой защищенности и соблюдению прав граждан при применении мер административной ответственности, в том числе за правонарушения в области дорожного движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лещенко М. В. Исполнение административных взысканий органами внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1979.

2. Парыгин Н. П. Исполнение постановлений об административных взысканиях, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях: учебное пособие. — Омск, 1996.

К ВОПРОСУ ОБ АБСОЛЮТНООПРЕДЕЛЕННЫХ САНКЦИЯХ

Канд. юрид. наук С. А. Поляков

НГТУ, г. Новосибирск

Констатация факта существования абсолютно-определен-ных санкций отражена в работах всех ученых, занимающихся проблемами юридической ответственности и наказания. Использование же их в уголовном законодательстве достаточно ограниченно. Так, в Уголовном кодексе РСФСР абсолютноопределенная санкция содержалась в карательной части шестидесяти уголовно-правовых норм, что составляло 11,3% от общего числа, в пятидесяти восьми случаях — альтернативно с относительно-определенной санкцией. Безальтернативно абсолютно-определенная санкция (при наличии отягчающих обстоятельств) указывалась в ст. ст. 1912, 1915 УК РСФСР.

В Уголовном кодексе Российской Федерации количество норм, предусматривающих наличие абсолютно-определенной санкции, сокращено до пяти. Из 255 статей Особенной части, содержащих в себе более 530 норм с карательной частью, это составляет 0,9%.

На наш взгляд, необходимо помнить, что приоритет одного из видов применяемых (имеющихся) в уголовном законодательстве (праве) санкций, может привести к нежелательному уклону от стабильного курса в борьбе с преступностью. Имеются в виду чрезмерное ужесточение карательной политики при применении абсолютно-определенных санкций, либо чрезмерная лояльность при излишнем изобилии альтернативно применяемых в карательной части нормы санкций, достаточно разнящихся по степени суровости, что в итоге ведет к нарушению принципа единообразного применения закона на всей территории государства.

В абсолютно определенной санкции мера наказания, которой угрожает закон, ни в коем случае не может быть изменена судьей, а применяется буквально. Подобное имеет место тогда, когда законодатель полагает возможным не только заранее оценить объективное значение каждого преступления, но и определить приоритетное значение различных оттенков виновности. Здесь уместно привести слова Цицерона: «Виновность определяется судом, а наказание — законом».

Этот вид санкции преобладал в уголовных законах древнейшей формации по весьма понятным причинам: на первое место выдвигался причиняемый в результате преступления вред; этот вред и определял свойство и меру уголовной реакции. Позднее, в конце XVIII в., в доктрине и законодательстве возрождается стремление сделать абсолютно-определен-ную санкцию наиболее применяемой в законе, но уже по иным основаниям. Вольтер и Монтескье во Франции, Филанджие-ри и Беккариа в Италии, Фейербах в Германии были его сторонниками. Практически пытались его применить Фридрих II, Екатерина Великая, Учредительное собрание в России. «Наказ», повторяя положение Беккариа, говорил: «Право давать законы о наказаниях имеет только законодавец, всю власть в руках своих держащий, а судьи и правительство, будучи сами только частью общества, не могут по справедливости, ниже ради общего блага, ни другого какого-нибудь члена общества, наложить наказания, точно законами не определенного».

Основанием возрождения такого направления была, с одной стороны, реакция против страшного судейского произвола, господствовавшего во всей Европе в XVII и XVIII вв., с другой — высокое значение, придаваемое идее личности в праве, стремление гарантировать ее права от правительственного произвола. Но проведение этого принципа на практике, построение уголовного кодекса по этому образцу ставило законодателю достаточно сложную задачу. В связи с этим в последующем при издании новых уголовных законов количе-

Романенко Д. А. Специфика этапов исполнения постановлений по делам об административных
правонарушениях // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №9 (37). С. 233-236

Как завершающая стадия производства, стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении имеет свои этапы. Сам процесс начинается с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, что регламентировано ст. 31.2 КоАП РФ .

Как и любая стадия, имеющая момент начала, стадия исполнения постановления имеет и стадию окончания. В.А. Гуреев под моментом окончания понимает время, когда произошло официальное подтверждение того, что вынесенные постановлением имущественные и физические ограничения были применены .

По мнению С.Ф. Мазурина стадию исполнения постановлений по делам об административных правоотношениях целесообразно делить на этапы. Первый этап целесообразно именовать этапом подготовительным либо же начальным, так как именно с него все начинается. На втором этапе происходит приведение в исполнения постановления назначения административного наказания. Третий этап завершает весь процесс исполнения постановления, поэтому его С.Ф. Мазурин называет завершающим .

Благодаря выделению данных этапов появляется возможность исследовать каждую по отдельности, изучив при этом их внутреннее нормативное содержание. При этом можно проанализировать в полном ли объеме осуществляется административно-юрисдикционное усмотрение.

Анализируемая тема давно широко изучена и исследована различными авторами в научных трудах и публикациях, в частности наибольшему интересу поддавался порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях и его этапы. Тем не менее, каждый по отдельности из этапов, как самостоятельное звено всего процесса фактически рассмотрен не был, что делает данные тему весьма актуальной.

С.Ф. Мазурин считает, что посредством анализа этапов по отдельности и вместе взятых, а также всех обстоятельств, связанных с ними появляется возможность разработать и предложить пути совершенствования процесса осуществления правового регулирования тех стадий, которые в этом нуждаются. В результате выявления недостатков и разработке путей совершенствования можно существенно повысить эффективность административно-правовой практики ее реализации в деятельности административно-юрисдикционных органов исполнительной власти, а также других органов, которые наделены административно-юрисдикционной компетенцией по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях .

Именно на первом (начальном) этапе вынесшее постановление должностное лицо должно осуществить обращение данного постановления непосредственно исполнителю. Данный факт является отправной точкой начала реализации стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

А.С. Мамыкин считает, что процесс обращения это ни что иное как реализация мер властного принуждения, которое обусловлено административным наказанием.

В процессе реализации подготовительного этапа анализируемой стадии должностные лица наделены ограниченными возможностями административно-юрисдикционного усмотрения в соответствии с нормами административно-процессуального законодательства .

На данном этапе усмотрение появляется в процессе воплощения в действие ст. 31.5 и 31.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ на подготовительном этапе должностное лицо, которое вынесло постановление по делу об административном правонарушении, имеет возможность рассрочить или отсрочить исполнение данного постановления.

Такое усмотрение имеет под собой правовое основание, в частности им является оценочное понятие, которое закрепил законодатель:

В первую очередь, это случаи, когда невозможно исполнить постановление по делу об административном правонарушении в установленные сроки. По мнению Н.А. Колоколова первая ситуация является оценочным критерием для отсрочки исполнения постановления, обусловленным жизненной ситуацией, сложившейся у исполнителя постановления по делу об административном правонарушении .

Несомненно, что оценка невозможности исполнения постановления базируется фактически на административно-юрисдикционном усмотрении лица, которое обращает данное постановление непосредственно к исполнителю. По нашему мнению, данное ограничение неуместно, в частности, как и ликвидация такого правового основания для административно-юрисдикционного усмотрения.

Во вторую очередь, материальное положение лица, которое привлекается к административной ответственности, при этом оно должно быть таковым, что в установленные сроки исполнить административное наказание в виде административного штрафа реально не предоставляется возможности. Лицо, привлекаемое к административной отвественности, находящееся в материальном положении не позволяющим ему исполнить в срок административное наказание, должно обосновать таковое доказательствами. Данный факт определенная граница административно-юрисдикционного усмотрения при рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания.

Согласно нормам действующего законодательства, также возможно приостановление исполнения постановления (ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ). Настоящим Кодексом предусмотрено приостановление, в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста и других случаях.

В данном случае правовое основание административно-юрисдикционного усмотрения — диспозитивная норма, которая дает возможность принять решение о том, чтобы приостановить исполнения постановления на основании усмотрения. По нашему мнению, данный подход в полнее обоснованный. В нем имеется необходимость в процессе принятия решения о приостановлении данной стадии .

На следующем этапе стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, именуемым вторым этапом, происходит непосредственное приведение в исполнение постановления о назначении административного наказания.

Именно на данном этапе происходит осуществление процессуальные властно-принудительные действий, для того, чтобы исполнить административное наказание, что предусмотрено действующим законодательством . Это осуществляется в тех случаях, которые также определены нормами законодательства, когда лицо не исполнило соответствующее постановление добровольно. Законодательством определены случаи, когда административное наказание может быть исполнено в добровольном порядке (ст. 32.2, ч. 1.1 ст. 32.7, ст. 32.11 и 32.14 КоАП РФ).

Уполномоченные должностные лица во властно-принудительном порядке осуществляют исполнение постановлений по делу об административном правонарушении, а должностные лица органов исполнительной власти осуществляют исполнение административных наказаний: наказания в виде административного штрафа или дисквалификации, либо иных, в случае, когда имеет место быть добровольное неисполнение .

Гл. 32 КоАП РФ в полном объеме регламентирует порядок действий и их особенности по исполнению административного наказания, которое было назначено. В частности, данные действия предопределяются конкретным видом исполняемого административного наказания.

На третьем этапе стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, или как его принято называть завершающем, происходит фактическое завершение (прекращение) производство. Это связано с тем, что постановление по делу об административном правонарушении было исполнено. Также это может быть связано с тем, чтоб исполнить его невозможно .

В соответствии со ст. 31.7 КоАП РФ на третьем этапе происходит прекращение исполнения данного рода постановления, а, следовательно, и окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания, что регламентировано ст. 31.10 КоАП РФ.

Анализируя стадии исполнения постановления о назначении административного наказания, считаем целесообразным, обратить внимание на особенности административно-юрисдикционное усмотрение, которое, по нашему мнению, имеет характерные особенности:

На первом этапе данной стадии оно ограничено правовыми пределами. Данный факт административно-процессуального регулирования весьма целесообразен.

На втором этапе, когда происходит исполнение постановления по делу об административном правонарушении, основанием административно-юрисдикционного усмотрения в большей степени являются диспозитивные административно-процессуальные нормы. В том числе, на данном этапе возможны такие ситуации, когда будут применены оценочные понятия, на полном основании являющиеся основой административно-юрисдикционного усмотрения.

На третьем этапе, в соответствии с ч. 3 ст. 31.10 КоАП РФ пределы административно-юрисдикционного усмотрения предоставляются требованиями мотивированности решения, в том числе это возможно за счет утверждения решения вышестоящим должностным лицом.

Давность исполнения постановления о назначении административного наказания регламентируется ст. 31.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 указанной статьи постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. Это означает, что в течение двух лет постановление должно быть передано на исполнение в службу судебных приставов. В связи с этим в ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) указано, что судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В ч. 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве установлено, что истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. При этом в срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что ч. 2-4 ст. 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается. По истечении срока, установленного ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ст. 31.7 КоАП РФ независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

Аналогичные разъяснения содержатся в п. 20.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

В случае если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный ст. 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление (п. 3 ч. 2 ст. 31.10 КоАП РФ).

В силу ч. 2 ст. 31.9 КоАП РФ течение указанного срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

Под уклонением от исполнения постановления (о назначении административного наказания) следует понимать сокрытие самого лица либо его вещей или доходов, на которые может быть обращено взыскание, отказ лица от совершения направленных на исполнение требований исполнительного документа действий. Иные действия должника не являются уклонением (см. постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 16АП-3924/2016).

Таким образом, неоплаченный штраф может «сгореть», но при условиях, перечисленных выше.

Что касается запрета на выезд за границу России, то согласно ч. 1 ст. 67 Закона об исполнительном производстве в конкретном случае запрет может быть наложен при общей сумме штрафов 30 тыс. руб. и более.

При этом после истечения сроков взыскания штрафов согласно ч. 4 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством РФ, и ограничения прав должника на его имущество.

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

С.Е. Ильин

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях представляет завершающую стадию административнопроцессуальной деятельности органов административной юрисдикции.

Выделение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях’ специального пятого раздела, посвященного исполнению постановлений, вызвано особой важностью и особенностями этой стадии административного процесса. Это связано с тем, что на этой стадии завершается производство, осуществляются принятые по административным делам постановления и решения, производится карательное воздействие и вместе с тем на этой стадии появляются новые участники производства, действуют особые принципы, специфично само содержание деятельности органов государственной власти, действует особый статус наказанного2.

Производство по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях является частью администра-тивно-юрисдикционного процесса и административного процесса вообще, и регулирует административно-процессуальными нормами специальную деятельность государственных органов, призванных обеспечить исполнение вынесенного по делу решения.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях состоит из стадий, имеющих важное юридическое значение. К ним относятся: время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу; приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение; срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний; окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации вступает в законную силу: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; 2) после истечения срока, установленного для обжалования

решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением вышеуказанных случаев.

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления в законную силу.

Постановление о назначении административного наказания реально исполняется органами, должностными лицами, которые уполно-моченынаэто Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ст. 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сказано, что постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченным на то органом, должностным лицом в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение само стоятельно.

Следовательно, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации называет две большие группы субъектов исполнения по делам об административных право нарушениях:

а) специально уполномоченные государственные органы;

б) должностные лица государственных органов.

Однако уполномоченные государственные органы, исполняющие постановления по делам об административных правонарушениях можно в свою очередь классифицировать на следующие группы.

Первая группа государственных органов

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

— это служба судебных приставов в лице судебных приставов-исполнителей, осуществляющие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст.32.2; 32.4; 32.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации3.

Вторая группа — это органы внутренних дел, исполняющие постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст.32.4; 32.8; п.2 ст.32.9; 32.11 в части ведения реестра дисквалифицированных лиц.

Третья группа — это пограничные органы, осуществляющие исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с п.1 ст.32.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Четвертую группу субъектов исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях составляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники; за соблюдением правил пользования судами; за соблюдением правил охоты; государственный надзор за связью.

Следовательно, служба судебных приставов является государственным органом и основным субъектом исполнительного производства, в том числе по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Как указано в ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов и постановлений других органов Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Правовой статус службы судебных приставов сегодня значительно повысился. В связи с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марга 2004 г.4 служба судебных приставов находится в структуре Министерства юстиции РФ, но ей придан статус самостоятельной федеральной службы. Сегодня служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению деятельности судов, включая Конституционный Суд РФ, обеспечивает принудительное исполнение судебных актов и постановлений других органов5.

Процесс совершенствования правового положения судебных приставов — непрерывный процесс, условия и задачи, которые стоят перед государством потребуют изменения пра-

вового статуса судебных приставов как нового правоохранительного органа Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской

Федерации подготовило проект

Исполнительного кодекса РФ, который предусматривает 1*. ведение института частных судебных исполнителей, который будет функционировать наряду с государственной службой судебных приставов6. Думается, что часть полномочий судебных приставов-исполнителей можно было бы передать частным приставам, например, исполнение постановления о наложении административного штрафа.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами.

В.В. Ярков считает, все действия судебного пристава-исполнителя можно подразделить на пять больших групп: 1) осуществляемые им самостоятельно, без чьей-либо санкции; 2) осуществляемые с санкции Старшего судебного пристава; 3) осуществляемые с санкции Главного судебного пристава субъекта РФ; 4) осуществляемые с санкции Главного судебного пристава РФ; 5) осуществляемые с санкции суда общей юрисдикции, либо арбитражного суда7.

В соответствии со ст.32.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, теперь при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель осуществляет такие действия, как наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяет другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения этого вида административного наказания. Ранее подобные исполнительные действия судебного пристава-исполнителя предусматривались только федеральным исполнительным законодательством и не были предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторую группу государственных органов, исполняющих постановления по делам об административных правонарушениях составляют органы внутренних дел.

В юридической литературе отмечается, что

полицейские (милицейские) органы образуют в системе органов исполнительной власти самостоятельную группу органов, осуществляющих специальные надзорно-контрольные и принудительные функции8.

По юридической природе субъекты полицейской (милицейской) деятельности подразделяются на государственные и негосударственные. К государственным относятся: милиция, ГИБДД, государственный пожарный надзор, ФСБ, таможенные органы и т.д. Эти органы действуют от имени государства и обладают широкими государственно-властными полномочиями.

В Российской Федерации к общей полиции (милиции) относятся органы внутренних дел и их службы: патрульно-постовая служба, ГИБДД, служба участковых уполномоченных милиции, которые действуют под руководством Министерства внутренних дел РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»9 установлено, что федеральные министерства осуществляют на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации функции контроля и надзора за исполнениями органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, а также установлено, что все министерства Российской Федерации являются федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию во вверенной им области деятельности.

Анализ законодательства об органах внутренних дел показывает, что их основные обязанности и права соответствуют им как государственным органам, исполняющим постановления по делам об административных правонарушениях, указанных в ст.32.4; 32.8; 32.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что органы внутренних дел являются по существу органами принудительного исполнения судебных актов и постановлений других органов в части исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, их полномочия по исполнению судебных постановлений не отличаются от полномочий судебного пристава-исполнителя, поэтому представляется, что в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», либо в разрабатываемый ныне Исполнительный кодекс Российской Федерации, нужно внести дополнения о том,

что органы внутренних дел также являются органами принудительного исполнения судебных постановлений и актов других органов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был принят в 1997г., а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в конце 2001 г., поэтому многое изменилось и необходимо привести в соответствие эти два федеральных закона.

В настоящее время Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в ст.45 говорит только о взаимодействии судебных при-ставов-исполнителей с работниками милиции по поводу содействия судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей и не связан со ст. 3, 4, 5 и 6 указанного закона, где говорится об органах и организациях, исполняющих требования судебных актов и актов других органов.

Эта же проблема связана с третьей группой государственных органов, исполняющих постановления по делам об административных правонарушениях — пограничными органами.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что наряду с министерствами, в систему федеральных органов исполнительной власти входят и федеральные службы. К таким федеральным службам относится Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в состав которой входят органы пограничной службы и пограничные войска10.

Пограничные органы и пограничные войска осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Правовой статус пограничных органов и пограничных войск составляют: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»11, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности»12, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»13, Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации»14, Кодекс РФ об административных правонарушениях15, Положение о ФСБ России, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г.16 и другие акты.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» подчеркивается, что федеральные службы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществля-

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

ющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции обороны, безопасности, защиты и охраны государственной границы.

Таким образом, пограничные органы — это органы исполнительной власти, которые исполняют постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 18.1 и ч.2 ст. 18.4 КоАП РФ — нарушение режима государственной границы Российской Федерации и нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обладают властными полномочиями к иностранным гражданам или лицам без гражданства, их требования являются обязательными, подлежат неукоснительному исполнению и сравнивая их с требованиями судебных приставов-исполнителей, а также органов внутренних дел, то они обладают одинаковой юридической силой. Это необходимо закрепить в Исполнительном кодексе Российской Федерации.

Также, в Исполнительном кодексе необходимо закрепить правовой статус органов четвертой группы — органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, других видов техники; за соблюдением правил пользования судами; за соблюдением правил охоты; государственный надзор за связью.

Другой большой группой субъектов исполнения по делам об административных правонарушениях выступают должностные лица государственных органов. Среди них можно выделить:

а) должностные лица органов внутренних дел;

б) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники

в) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными);

г) должностные лигщ органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты;

д) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

Кроме этого, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии пос-‘тановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, в которой говорится, что постановление по делу об административном правонаруше-

нии объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Особое место занимают дисквалифицированные лица, которые в соответствии со ст.32.11 КоАП РФ сами исполняют постановление о дисквалификации путем прекращения управления юридическим лицом на основании прекращения договора (контракта) на осуществление ими деятельности по управлению юридическим лицом.

В связи с принятием Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» такой учет, а также другие формы государственного регулирования миграционных процессов, возложен на специальный орган исполнительной власти в сфере миграции. Ему предоставлены широкие полномочия в сфере регулирования миграционных процессов (миграционный учет, регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания, проставление отметки о регистрации, внесение в государственную информационную систему миграционного учета данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства, контроль за соблюдением правил миграционного учета).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место в системе миграции занимают положения о порядке регистрации иностранных граждан по месту жительства и постановке на учет иностранных граждан по месту пребывания (ст. 14-23 данного Закона), т.е. почти половина статей в Законе посвящена регулированию миграционного учета органами исполнительной власти по миграции, которые по существу выполняют функции исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного

управления в сфере миграции» от 18.07.2006г. полномочия органов внутренних дел в сфере миграции были упразднены и переданы исполнительному органу, уполномоченному на осуществление функций в сфере миграции, поэтому было бы логично, чтобы органы в сфере миграции исполняли бы постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.

Более того, названным Федеральным Законом Ко АП РФ был дополнен статьей 23.67 «Органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции», которая предоставила право указанным органам рассматривать дела об административных правонарушениях. Поэтому мы считаем, что органом по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2. ст. 32.9 КоАП РФ должны исполняться федеральным уполномоченным органом исполнительной власти в сфере миграции.

1 Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

3 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не называет Службу судебных

приставов как орган исполнения, а использует понятие судебный пристав-исполнитель. Однако, в соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» органами принудительного исполнения является служба судебных приставов в составе которой непосредственное осуществление по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные (межрайонные) подразделения судебных приставов. Предлагается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (статьи 32.2, 32.4, 32.12) необходимо внести изменения, добавив после слов «судебным приставом-исполнителем» термин «службы судебных приставов».

4 Собр. законодательства РФ. 2004. № 11, с. 945.

5 Указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». Этим же Указом Президента РФ утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов // Собр. законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.

6 Долговая яма в частных руках // Рос. газ. 2006. 31 янв.

I Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и к Федеральном)’ закону «О судебных приставах». М, 1999. С. 35.

8 Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и к Федеральному закону «О судебных приставах». М, 1999. С. 35.

9 Собр. законодательства РФ. 2004. №11. Ст. 945

10 Собр. законодательства РФ, 2004. №11. Ст. 945

II Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. №17. Ст. 594.

12 Собр. законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

13 Там же. № 49. Ст. 4694.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *