Индекс международной торговли

Формы участия государства в мировой торговле

По мере развития мировой торговли все более актуальным становился вопрос участия государства в этом процессе. На сегодня сформировались и реализуются две концепции государственного отношения к мировой торговле:

  • протекционизм;
  • фритредерство.

Идея протекционизма во внешней торговле сформулирована меркантилистами еще в XV-XVII вв. Суть ее в следующем: в интересах собственного национального производства государство активно регулирует внешнюю торговлю, всячески поощряя экспорт и ограничивая импорт.

В период промышленной революции широко распространилась концепция свободной торговли — фритредерство. Согласно ей государство проводит политику либерализации внешней торговли, открывая внутренний рынок для иностранных товаров, капитана и рабочей силы.

В реальной жизни государство в своей внешнеторговой политике вынуждено создать элементы и протекционизма, и фритредерства. Так или иначе, но сегодня государство должно не только провозглашать концепцию своей политики во внешней торговле, но и реально осуществлять меры по ее реализации, используя различные инструменты. Как правило, их делят на две группы.

Первая группа — таможенные пошлины (тарифы). Это традиционные и наиболее активно применяемые средства государственною регулирования внешней торговли: импортные (фискальные и протекционистские), экспортные и транзитные пошлины. Механизм их применения достаточно прост: единица измерения ввозимых товаров или единица декларируемой импортером стоимости товара облагается налогом в виде пошлины, что приводит к удорожанию ввозимых товаров на внутреннем рынке.

Вторая группа инструментов государственного регулирования — нетарифные ограничении (или так называемые нетарифные барьеры). К ним относят: административный запрет на импорт; количественные ограничения (так называемое квотирование); введение стандартов здравоохранения, безопасности, экологичности, установления уровня минимальной цены; введение правил по расфасовке и маркировке; и т. д.

Таким образом, государство, используя разнообразный инструментарий регулирования объема товарных потоков из страны и в страну, добивается определенных результатов в обшей экономической политике.

Регулирование международной торговли на современном этапе

Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

  • ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)
  • ВТО (Всемирная торговая организация)
  • ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)
  • ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

ГАТТ

В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.

ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.

ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.

ВТО

Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.

ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

ГАТС

Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).

Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

См.также: Свобода торговли

К первым прообразам индексов прибегали уже более двух столетий назад. Исторически первыми появились индексы цен товарного рынка как инструмент анализа тенденций динамики цен и рыночной конъюнктуры. Так, в 1738 г. французский исследователь Дюто сопоставил суммы цен набора из единиц некоторых товаров и опубликовал их отношение, в 1764 г. Дж. Карли вычислил невзвешенный арифметический индекс измерения трех видов товаров (хлеб, вино, оливковое масло) за период 1500-1750 гг. В 1798 г., независимо от Дж. Карли, Дж. Шакберг стал вычислять таким же способом индекс оптовых цен десятка товаров, а в 1812 году И. Янг ввел в этот индекс веса (от 1 до 5 для разных товаров).

Первая мировая война повлекла за собой огромные сдвиги цен на мировом рынке и в экономике отдельных государств; для их измерения потребовались многие новые индексы: индекс розничных цен, индекс стоимости жизни, индекс физического объема экономических явлений, индекс покупательной силы валютных единиц (в связи с крушением мировой системы золотомонетного стандарта и попытками заменить валютные курсы паритетами покупательной силы валют), различные индексы для изучения конъюнктуры и другие.

Поэтому последнее столетие стало новым этапом истории индексов, отмеченным небывалым развитием индексного метода статистической науки и расширением практического использования индексной теории, в том числе и во внешней торговле.

Более того, индексная теория с середины XX века стала основным инструментом исследования динамики внешней торговли. Индексы внешней торговли, являясь характеристикой изменения количественных и стоимостных объемов внешней торговли, играют значимую роль в решении задач, связанных с макроэкономическим анализом, изучением конъюнктуры рынков, формированием политики в области внешней торговли, все большим вовлечением той или иной страны в международную торговлю. Решение поставленных задач напрямую зависит от того, насколько индексы внешней торговли адекватно отражают реальную динамику экспорта и импорта товаров. Эффективная внешнеторговая политика возможна лишь при наличии полноценной информационной базы, которая будет являться основной для принятия управленческих решений.

Многообразие индексов, используемых для анализа внешней торговли, определяется именно тем обстоятельством, что каждый из них имеет очевидные преимущества перед другими и не менее очевидные недостатки. В каждом конкретном случае оптимальным является какой-либо один или несколько индексов из всего множества возможных.

Анализ зарубежного опыта исчисления индексов, в частности на уровне Евросоюза, подтверждает наличие разнообразных индексов, характеризующих изменение показателей внешней торговли на уровне Союза. Так, официальные публикации статистической службы Евросоюза (далее — Евростат), включают данные об индексах физического объема, стоимости и удельной стоимости (стоимости единицы товара) внешней торговли отдельно по каждой стране и в целом по всему Евросоюзу (табл. 1).

Табл. 1

Индексы физического объема импорта стран Евросоюза, %

В международной практике используются две принципиально разные методологии (система исходных данных и методов) исчисления индексов внешней торговли и третья — смешанная, построенная на комбинации двух методологий:

  1. методология, основанная на прямом наблюдении за ценами (ПНЦ), то есть в качестве исходных данных используются фактические цены конкретных товаров;

  2. методология, основанная на использовании стоимости единицы товара (СЕТ), когда в качестве исходных данных используют средние цены товаров, входящих в низшие классификационные группы (элементарные аг­регаты);

  3. смешанный подход, который сочетает использование метода прямого наблюдения за ценами для одних товаров и метода СЕТ для других. Обычно используется один определенный метод и в качестве альтернативы для отдельных товарных позиций – другой.

Например, некоторые страны – основные производители минеральных продуктов используют систему СЕТ, но так как детализированные достоверные данные с готовностью могут быть представлены производителями этого важного сектора хозяйства, система СЕТ может быть дополнена системой прямого наблюдения за экспортными и импортными ценами в указанном секторе экономике на основе данных о ценах производителей или мировых цен.

Аналогично, основным может быть метод прямого наблюдения за ценами, а метод СЕТ может дополнять в части однородных товаров и услуг, состав и качество которых вряд ли будет значительно меняться в каждом периоде исследования.

Для формирования информационной базы методологии на основе СЕТ используются данные электронных копий деклараций на товары, в которых идентифицируются не конкретные товары, а принадлежность товара к высшей классификационной группе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В декларации указываются также фактурная, таможенная и статистическая стоимости декларируемых партий товара и количество товара в каждой партии в основных (весовых) и дополнительных единицах измерения. Так как цена конкретного товара не фиксируется, то в качестве ее заменителя используется стоимость единицы товара, определяемая как отношение суммарной стоимости товаров низшей классификационной единицы к суммарному количеству этих товаров за определенный период времени.

Для формирования информационной базы методологии на основе ПНЦ используется информация, поступающая от участников внешнеэкономической деятельности. Ввиду огромного количества конкретных товаров экспорта и импорта данная система наблюдения за ценами может быть реализована только как выборочная, то есть полный охват товаров не обеспечивается.

В Норвегии при исчислении индексов внешней торговли используется методология СЕТ. История исчисления и публикации индексов внешней торговли Норве­гии по данной методологии начинается в 1920 году. С тех пор методология рас­четов пересматривалась в деталях много раз и продолжает совершенство­ваться, но вопрос о переходе на методологию ПНЦ не ставился никогда. Вообще, опыт Норвегии крайне интересен, так как страна представляет самый передовой опыт, так как макроучет и моделирование были вменены в обязанность Статистическому управлению в Норвегии с конца 30-х годов.

Основной задачей методологии расчета индексов внешней торговли норвежские специалисты считают минимизацию искажающего влияния на значения индексов товарной (ценовой) неоднородности низших классификационных товарных групп и несопоставимости товаров по качественным ха­рактеристикам. Для решения этой задачи используется тщательный качест­венный и статистический анализ исходной информации по базисному перио­ду. В процессе качественного анализа из номенклатуры удаляются товары, которые не имеют приемлемых единиц измерения их количества, например, произведения искусства, а также некоторые потребительские товары и строительное оборудование. Если становится известной несопоставимость определенных товаров по качественным характеристикам, то они исключаются из расчетов. Одной из мер борьбы с этой проблемой является сокращение ин­тервала между базисным и отчетным периодами. В некоторых случаях ис­пользуется также метод подстановки при отсутствии сопоставимых товаров. Трудности, возникающие при изменениях товарной номенклатуры из-за по­явления новых товаров, исключения старых или повышения товарной дета­лизации разрешаются с учетом цепных свойств индексов.

Разработка и практическое использование ныне действующей в США методологии исчисления индексов внешней торговли осуществляется в рамках федеральной программы IPP (International Price Program). В рамках этой программы в настоящее время ведется расчет и публикация ежемесячных индексов цен экспорта и импорта по товарам и услугам.

Начало осуществления программы IPP было положено в 1961 году в докладе о проблемах федеральной статистики цен, подготовленном Национальным бюро экономических исследований (Bureau of Economic Research, NBER) для объединенного экономического комитета Конгресса США. В докладе обосновывалась важность проблемы исчисления индексов внешней торговли по методологии ПНЦ, требуемые ресурсы и целесообразность возложения функций по расчету индексов на Федеральное статистическое агентство.

В результате десятилетних предварительных исследований, проведенных сотрудниками NBER, в 1971 году состоялось учреждение программ IPP. В рамках этой программы впервые годовые индексы цен по некоторым товарам были рассчитаны в 1973 году. Затем по требованию федерального правительства и частного сектора начались расчеты квартальных индексов цен, при этом расширялась товарная номенклатура и объем выборки. Сводные квартальные индексы цен по импорту товаров в целом начали рассчитываться с декабря 1982 года, а по экспорту с декабря 1983 года. С этого же времени Управление менеджмента и бюджета (Office of Management and Budget) ввело индексы цен IPP в список основных федеральных экономических показателей, наравне с индексами потребительских цен и индексами цен производителей. Индексы цен IPP на некоторые виды услуг были введены в течение 1980-х годов, с одновременным продолжением исследований по другим видам услуг.

Начиная с 1989 года Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics) начало рассчитывать месячные индексы цен IPP по ограниченной номенклатуре товаров. Расчеты велись для того, чтобы Бюро цензов (Bureau of Census) могло публиковать месячные показатели по внешней торговле в постоянных ценах. Ранее Бюро цензов использовало индексы на основе методологии СЕТ. Полный переход на индексы IPP с месячной периодичностью закончился в 1993 году.

Необходимость исчисления индексов цен внешней торговли является прямым следствием необходимости измерения динамики объема экспорта и импорта, очищенного от инфляции. Индекс физического объема является приемлемой условной мерой этой величины, поскольку прямое измерение объема разнообразных товаров невозможно. Индексы цен используются в качестве дефляторов.

Индексы цен, рассчитываемые по методологии IPP, предназначаются в первую очередь для дефлятирования статистических показателей экспорта и импорта, рассчитываемых и публикуемых Бюро цензов и Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis, BEA). Вследствие этого IPP использует концепции и определения, разработанные этими ведомствами. С незначительными уточнениями индексы IPP используются также во внешнеторговом секторе Платежного баланса и в Национальных счетах потребления и производства.

При сопоставлении двух рассмотренных методологий исчисления индексов внешней торговли, подробно рассмотренных в научном труде ученых Российской таможенной академии Г.И. Деева, Т.А. Крутовой, Е.В. Родительской «Достоверность индексов внешней торговли», можно сделать следующие выводы:

1. Методология на основе прямого наблюдения за ценами (ПНЦ) имеет методические преимущества перед методологией на основе стоимости единицы товара (СЕТ), которые в основном сводятся к двум позициям:

  1. исключается ложная вариация цен, имеющая место при методологии на основе СЕТ, обусловленная неоднородностью товарных групп низшей классификации;

  2. исключается возможность преднамеренного искажения цен товаров, ввиду заинтересованности, как участников внешнеэкономической деятельности, так и таможенной службы в занижении или завышении таможенной стоимости, которая является не только базой определения цен товаров, но и базой определения таможенных платежей.

Нужно заметить, что ложная вариация цен является причиной не только случайного колебания индексов, но и систематических ошибок – смещений значений индексов.

2. Главный недостаток методологии на основе ПНЦ – значительные затраты ресурсов как материальных, так и временных. В США переход на методологию ПНЦ ведется с 1961 года и полностью не завершен до настоящего времени. Переход осуществляется в рамках федеральной программы IPP, ассигнования на которую определяются Конгрессом США. Несмотря на это, разработчикам программы IPP приходится учитывать ресурсные ограничения. Проблематичность организации чрезвычайно сложной, многоступенчатой выборки IPP связана не только с недостатком отечественного опыта, но и с уровнем подготовки респондентов в вопросах «очистки» цен от влияния торговых факторов и в других вопросах. Трудности с подготовкой респондентов испытывает даже английская статистика внешней торговли. Английская статистика в процессе перехода на методологию ПНЦ испытывает также трудности с покрытием выборкой товарной номенклатуры.

3. Переход отечественной статистики внешней торговли на методологию ПНЦ в настоящее время вряд ли реален по причине ресурсных ограничений и необходимых организационных мероприятий.

В России, как и во многих других странах, применяется методология СЕТ, хотя более перспективной является методология ПНЦ.

Методология на основе прямого наблюдения за ценами имеет ряд преимуществ перед методологией на основе стоимости единицы товара, вместе с тем существует и значимый недостаток — колоссальные материальные и временные затраты.

Основные проблемы, связанные с использованием методологии СЕТ на основе таможенных данных:

  • ложная вариация цен и возможность преднамеренного искажения цен товаров;

  • смещения в оценке индексов возрастают по мере совместного изменения количеств и качеств экспортируемых и импортируемых товаров. Даже при наилучшей стратификации совокупности товаров, для снижения смещений значений индексов, такое снижение ограничено ввиду ограниченных возможностей классификации, на основе таможенной документации, по размерам классов и принадлежности товара к стране происхождения/назначения;

  • для уникальных и сложных товаров, например машин с определенными техническими характеристиками, невозможно полноценно определить индексы ВТ на основе методологии СЕТ. В этом случае в качестве эталона может быть использовано установление цены на основе обследования предприятий, когда предприятие запрашивается о цене товара за интересующие периоды;

  • нет возможности рассчитать индексы в случае изменения качественных характеристик, временно исчезающих стоимостных показателей и сезонных товаров. В этом случае необходимо применение методологии на основе данных прямого наблюдения за ценами ПНЦ.

  • методология СЕТ предполагает, что экстремальные выбросы цен будут обнаружены и устранены. Однако при введении слишком жестких ограничений для многочисленных колебаний цен, повышается риск пропустить скачки цен, которые имеют место в реальности и позволяют понять причины инфляции;

  • ввиду функционирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, данные о перемещении товаров внутри Союза являются неполными;

  • недостоверное декларирование непосредственно влияет на достоверность индексов внешней торговли;

  • увеличение в торговле доли торговли услугами, а также теневой и незаконной торговли (которые не учитываются в таможенной статистике) способствует еще более серьезному отклонению исчисляемых индексов от реального изменения цен.

Указанные проблемы использования методологии СЕТ существуют не только в России, но и в других странах, использующих данную методологию.

Динамика индексов экспорта и импорта на основе методологии СЕТ не соответствует динамике индексов цен экспорта и импорта и, более того, может вводить в заблуждение относительно изменения цен. Ложные тенденции сохраняются из месяца в месяц, могут распространяться на годы и увеличиваться при различных агрегированиях. Такая ситуация достаточно давно побуждает авторитетных специалистов большинства стран изучить вопрос об отказе от использования методологии СЕТ для расчета индексов цен экспорта и импорта или ее значительной корректировке.

В эпоху глобализации, непрерывного изменения условий функционирования мировой и национальных экономик, технического прогресса объективно созрела необходимость совершенствования существующей системы исчисления индексов внешней торговли на международном уровне. Это являлось следствием не только существования проблем методологии СЕТ, но и выдвижения новых концептуальных требований к системе индексов цен.

На своей двадцать девятой сессии в 1997 году Статистическая комиссия ООН приняла решение о том, что одним из приоритетных направлений работы в области статистики международной торговли товарами должен стать сбор технической информации об индексных показателях статистики международной торговли. Руководствуясь данным решением, Статистический отдел Организации Объединенных Наций провел обследование с целью сбора информации о национальных методах составления и распространения индексных показателей внешней торговли.

В начале 1999 года ряду стран была направлена анкета с вопросами об используемой системе исчисления индексов внешней торговли. В период с 1999 по 2002 годы Отдел поддерживал контакты с этими странами в целях получения разъяснений по представленным ими ответам на вопросник, дополнительных сведений и новой информации из соответствующих национальных публикаций. К декабрю 2002 года Отдел получил ответы о методах составления индексных показателей в общей сложности от 76 стран и одного таможенного союза.

Девяносто пять процентов стран-респондентов используют таможенные документы, и для 60 процентов эти документы являются единственным источником данных. Тридцать пять процентов стран-респондентов помимо таможенных документов пользуются и другими источниками, такими как обследования цен или сообщения различных государственных учреждений или коммерческих организаций. Лишь 5 процентов стран-респондентов используют обследования цен в качестве единственного источника данных.

Анализ методов расчета индексов используются показал следующее: индексы стоимости единиц товаров, индексы цен и индексные показатели объема рассчитываются с использованием формул Ласпейреса, Пааше или Фишера. Индексные показатели объема также получают путем деления индексных показателей общей стоимости на индексные показатели стоимости единицы товара (производное). Наиболее часто используемой комбинацией (25 процентов стран-респондентов) является формула Пааше для определения индекса стоимости единицы товара или индекса цены и формула Ласпейреса для индексного показателя объема. Четырнадцать процентов стран-респондентов пользуются формулой Ласпейреса для расчета индекса стоимости единицы товара, индекса цены и индекса физического объема, в то время как 9 процентов стран-респондентов используют формулу Фишера для получения индекса стоимости единицы товара и индекса цены, а также для выведения индекса объема. Девять процентов стран-респондентов пользуются несколькими формулами для расчета индексных показателей стоимости единицы товара или индекса цены и индексных показателей объема. Некоторые используют индексы с постоянной базой (прямые индексы), в то время как другие пользуются цепными индексами.

Были выявлены недостатки используемых индексов, проблемы и замечания при их исчислении:

  • ошибки и пропуски при вводе данных;

  • неправильное кодирование и/или описание товара;

  • изменения в классификации товаров;

  • товарные группы на определенных уровнях являются чересчур неоднородными;

  • неточность и непоследовательность данных, касающихся физического объема отдельных товаров;

  • отсутствие корректировок с учетом изменения качества;

  • невозможность составить индексы, скорректированные с учетом сезонных колебаний;

  • сложности при исчислении индексов в рамках Таможенного союза;

  • нехватку опытных специалистов или экспертов для подготовки имеющегося персонала;

  • неточности в результате использования крайних относительных единиц стоимости, в том числе в определении верхнего и нижнего пределов применяемых относительных цен;

  • определение, является ли тот или иной конкретный тариф репрезентативным или нет;

  • отсутствие современной технологии и/или средств;

  • учет колебаний валютных курсов;

  • выбор и разработку соответствующего программного обеспечения.

С учетом результатов исследования для организации работы по пересмотру руководства была создана рабочая группа, членами которой являлись: Международная организация труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская экономическая комиссия ООН, Статистическое управление ЕС, Всемирный банк, Международный валютный фонд.

Предварительный вариант обновленного руководства был подготовлен в 2006 году и разослан национальным статистическим ведомствам и заинтересованным международным организациям с целью получения конструктивных замечаний и предложений. 25-29 сентября 2006 года в Вашингтоне был проведен семинар по исчислению индексов цен экспорта и импорта, на котором присутствовали члены рабочей группы, эксперты в соответствующих областях и представители национальных статистических ведомств. Письменные замечания и предложения были учтены при разработке окончательной версии Руководства по исчислению индексов, которая вышла в свет в 2009 году.

Руководство включает в себя концептуальные теоретические и практические вопросы расчета индексов цен экспорта и импорта, рекомендуемые для использования национальными статистическими службами в текущей работе по исчислению индексов внешней торговли. В редакции 2009 года наиболее значимые изменения коснулись глав, в которых раскрываются теоретические принципы и практические рекомендации по исчислению индексов на основе метода замены информации о фактических ценах товаров информацией по элементарным агрегатам стоимости единиц товаров (СЕТ) и особенности оценки изменения условий торговли страны на основе соотношения между индексами экспортных и импортных цен.

На международном уровне была проведена колоссальная работа по подготовке рекомендаций по исчислению индексов внешней торговли, результатом которой стало руководство по исчислению индексов цен экспорта и импорта Статистического отдела ООН, Международного валютного фонда и Всемирного банка, разработанное более четверти века назад. Положения данного руководства, с учетом вышесказанного, необходимо использовать при выработке рекомендаций по совершенствованию системы индексов внешней торговли Российской Федерации.

Литература:

  1. Достоверность индексов внешней торговли: монография / Г.И. Деев, Т.А. Крутова, Е.В. Родительская. – М.: РИО РТА, 2006.

  2. Использование макрорасчетов при анализе экономической политики. – Издание статистического отдела департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. – Методологические исследования, серия F, № 81.

  3. Национальные методы составления и распространения индексов внешней торговли. – Технический доклад статистического отдела департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. – Статистические документы, серия F, № 86.

  4. Г.И. Деев, О.Ф. Копылова «Два направления развития методологии исчисления индексов внешней торговли». – Вопросы статистики. – 2003. – 11. – С.78-84.

  5. Официальный сайт Статистической службы Евросоюза http://epp.eurostat.ec.europa.eu/

Международная торговая система является объединяющим механизмом, включающим международный товарооборот, международную торговлю с участием государств, компаний и частных представителей бизнеса, а также ряд международных регулирующих институтов. Одна из важнейших ролей в этой системе отведена Международной торговой палате.

Международная торговая система в рамках ГАТТ-ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое сокращенно называю ГАТТ, стало важной вехой на пути развития международной торговли. Вступившее в силу в начале 1948 года Женевское соглашение (подписано 23 государствами в конце октября 1947 года) содержало нормативы права, регулирующие международную торговлю среди государств участников.

Функции, которые выполняла Международная торговая система ГАТТ/ВТО:

1) Формирование государственной политики в области международной торговли путем внедрения торговых правил;

2) Содействие в проведении международных форумов для упрощения международной торговли;

3)Разрешение спорных ситуаций в системе международной торговли.

Международная торговая система в рамках ГАТТ/ВТО была призвана создать безопасные и понятные условия для международной торговли за счет:

— Преодоления ограничений для международной торговли со стороны таможенных и других органов;

— Борьбы с различными дискриминационными проявлениями в международной торговле;

— Содействия в вопросах рационального использования сырьевых ресурсов, роста объемов международной торговли, производства и благосостояния граждан.

Международная торговая система ГАТТ/ВТО была сформирована на принципах:

1. Торговля без дискриминации. Это признак благоприятствуемой нации, согласно которому участники соглашения обеспечивают равные условия для всех государств в вопросах отмены и применения пошлин;

2. Содействие развитию национальных производств за счет пошлин на таможне вместо ограничительных мероприятий количественного и иного характера;

3. Планомерное снижение размеров пошлин в процессе переговоров с участием государств соглашения;

4. Консультационное урегулирование проблемных вопросов международной торговли;

5. Справедливая конкурентная борьба как результат развития системы международной торговли;

6. Развитие региональной торговли;

7. Льготная политика в отношении международной торговли с государствами с развивающейся экономикой;

8. Регулирование международной торговли текстильными изделиями.

Международная торговая система и ее компоненты:

— Сессия сторон соглашения;

— Совет представителей;

— Комитеты, рабочие группы, отделы разрешения спорных вопросов;

— Секретариат.

  • Всемирная торговая организация ВТО: принципы, мифы и проблемы

До 1994 ᴦода в рамках этой международной торговой системы было проведено 6 торговых раундов. Основная задача таких мероприятий заключалась в либерализации международных отношений в торговле и снятии существующих барьеров на этом пути:

1947 — Женева;

1949 — Аннеси (Франция);

1951 —Торки (Великобритания);

1956 — Женева;

1960-1961 — Женева (Диллон-раунд);

1964—1967 — Женева (Кеннеди-раунд);

1973—1979 — Женева (Токио-раунд);

1986-1993 — Женева (Уругвайский раунд).

Пять туров переговорных процессов, проведенных до 1963 года, помогли достичь договоренности по взаимовыгодным уступкам для государств-участников соглашения, уменьшению тарифов таможен и уровня регулирования барьеров нетарифного характера в международной торговле.

В период с 1964 по 1967 годы проводился шестой переговорный тур, получивший название Кеннеди-ра­унд. В этом раунде впервые были сделаны шаги по ограничению нетарифного протекционизма, что позволило согласовать международный антидемпинговый кодекс в области международной торговли. Кроме того, участники соглашения приняли решение об уменьшении тарифных ставок за пять лет примерно на 1/3.

В ходе седьмого (1973-1979 гг.) переговорного тура (Токио-раунд) участниками было согласовано постепенное уменьшение пошлин таможни на промтовары за восемь лет в среднем на 1/3. Начало этого процесса было намечено на январь 1980 года. Кроме того, в ходе переговоров система международных торговых организаций добилась существенных сдвигов в вопросах снижения нетарифных барьеров.

Уругвайский раунд (1986-1993 гг.) был посвящен согласованию оргструктуры и созданию органа, контролирующего исполнение обязательств, принятых странами соглашения, по неприменению ограничений в области международной торговли, которые идут в разрез с нормами ГАТТ. Кроме того, в течение этого раунда сформировались 15 переговорных групп:

  1. По тарифам таможен.
  2. По нетарифным ограничениям.
  3. По продукции природного происхождения.
  4. По текстильной продукции.
  5. По торговле одеждой.
  6. По сельхозпродукции.
  7. По тропическим товарам.
  8. По субсидиям.
  9. По компенсационным пошлинам.
  10. По интеллектуальным правам в международной торговле.
  11. По защитным мероприятиям в практике международной торговли.
  12. По работе международной системы ГАТТ.
  13. По договорам в системе ГАТТ.
  14. По спорам, возникающим в международной системе торговли.
  15. По вопросам международной торговли услугами.

В ходе проведения переговоров в рамках Уругвайского раунды среди представителей участников наиболее существенные разногласия возникли в вопросах применения правил международной торговой системы к сельхозпродукции и интеллектуальной собственности. Различие в подходах к дотированию аграрного сектора между Евросоюзом и Соединенными Штатами не дали возможности разработать заключительный документ раунда, запланированный на 1990 год. Итоговый документ Уругвайского раунда появился только через 4 года после намеченного срока. Его подписали представители 118 стран. Он распространяется на все области, обсуждавшиеся в процессе переговоров и отраженные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 ᴦ. Не вошли в этот документ только итоги обсуждения вопросов доступа на рынки, входящие в систему международной торговли об упрощении доступа к рынку, отмене таможенных платежей и снижении нетарифных ограничений, а также создания более удобных условий для торговли услугами.

По результатам данного раунда была сформирована современная международная торговая система – Всемирная Торговая организация. Это было отражено в заключительном акте Уругвайского раунда. ВТО как международная торговая система — это более эффективная замена ГАТТ, что зафиксировано соглашениями Уругвайского раунда, итоговый акт которого включает:

— Соглашение о ВТО;

— Соглашение по тарифам таможни и торговле, включающее большое количество меморандумов по некоторым группам товаров;

— Протокол Уругвайского раунда;

— Генеральное соглашение по международным нормам торговли услугами;

— Меморандум, регулирующий разрешение спорных вопросов. При выявлении несоблюдения норм международной торговой системы участники ВТО должны прибегнуть к процедуре, которая определена меморандумом. Это подразумевает проведение консультаций, формирование органа по решению споров с последующим рассмотрением его решений апелляционными структурами.

— Механизм осуществления контроля политикой участников ГАТТ в области международной торговли;

— Соглашения по углубленному согласованию процедур международной эко­номической политики;

— Решения по разным сферам международной торговли (аграрный сектор, текстильная продукция, одежда, ограничения в системе торговли, инвестиционная деятельность в мировой торговле, антидемпинговые мероприятия, особенности защиты интеллектуальных прав в торговле и т.д.);

— Соглашение по оказанию помощи развивающимся государствам, которые зависят от продовольственного импорта, при отрицательном воздействии реформирования.

Раунды переговоров, которые проводились ГАТТ в 60-е и 70-е годы, позволили снизить таможенные ограничения в среднем с 30 до 4%, что позволило в три раза увеличить объемы торговли в рамках международной системы в последующие годы.

Понятие и особенности международной торговой системы ВТО подразумевают формирование единых институционных норм, объединяющих все принятые ранее решения с соглашениями Уругвайского раунда. Новая международная торговая система регулируется Меморандумом о правилах урегулиро­вания споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).

Важнейшая задача Всемирной Торговой организации – обеспечить направленность экономической политики стран-участниц на рост уровня жизни населения за счет таких факторов, как:

— Максимальная занятость населения;

— Расширение производства и объемов международной торговли продукцией и услугами;

— Эффективное использование сырьевых ресурсов, направленное на долгосрочные проекты, защиту экологии и природной среды.

  • Международное развитие бизнеса: проблемы и пути их решения

Что изменилось в международной торговой системе с появлением ВТО

Отличает ВТО как международную систему торговли от ГАТТ та особенность, что в сферу интересов ГАТТ входила только торговля товарами, в то время как в систему ВТО включены Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Соглашение по интеллектуальной собственности определяет требования по охране и использованию интеллектуальных прав в торговле. Каждое государство, участвующее в международной системе ВТО, обязано соблюдать решение по защите интеллектуальных прав и гарантировать применение на своей территории процедур принуждения к соблюдению интеллектуальных прав. Данное соглашение включает семь разделов:

  1. Общие принципы ТРИПС.
  2. Международные стандарты охраны авторских и смежных прав, промышленных образцов, торговых знаков, географических названий, топографии, интегральных микросхем, коммерческой тайны и других разновидностей интеллектуальной собственности.
  3. Меры принуждения в вопросах соблюдения интеллектуальных прав.
  4. Процедуры установления прав интеллектуальной собственности.
  5. Согласительные процедуры.
  6. Временные договоренности.
  7. Оргвопросы и заключения.

Участие в международной системе торговли (ВТО) предполагает, что государство-участник при подписании 18 многосторонних соглашений берет на себя все обязательства и получает все права, предусмотренные данными документами.

ВТО имеет следующую структуру:

1. Конференция с участием министров (каждые два года).

2. Всеобщий совет:

— Комитет по разрешению споров,

— Комитет по политике в области торговли (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).

3. Вспомогательные органы:

— Совет по услугам,

— Совет по товарам,

— Совет по охране интеллектуальных прав в торговле,

— Комитет по торговле и развитию,

— Комитет по бюджетам.

Принципы деятельности международных систем торговли ВТО и ГАТТ предполагают, что регулирование международных отношений в области торговли происходит с помощью тарифов таможни. При этом правила таможенного регулирования зафиксированы в отдельных документальных актах. Кроме того, для регулирования в международной системе торговли, согласно договоренностей Уругвайского раунда, могут применяться и такие мероприятия, как:

— Административные барьеры на основании неэкономических решений;

— Ограничения административного характера, целью которых является выход из сложных, с экономической точки зрения, ситуаций (кризис платежного баланса, существенный урон производству и др.);

— Защита от недобросовестной конкуренции в рамках международной торговой системы;

— Согласованные в добровольном порядке компаниями или правительствами ограничения экспортно-импортных операций;

— Регуляторные мероприятия, исходящие из неэкономических целей (угроза госбезопасности, экологии и т.д.).

Нужно отметить, что мероприятия, основанные на неэкономических потребностях, часто имеют признаки протекционизма. Соглашения, которые позволила выработать система международных торговых организаций ВТО-ГАТТ, снижают фактор произвольности в толковании нормативов, регулирующих международную торговлю, и формируют единые условия для участников. Кроме того, для преодоления сложностей, возникающих в результате существующих различий в государственных системах, регулирующих внешнюю торговлю, ВТО проводит их планомерную унификацию. Примером такой политики может служить применение внедрения принципов стандартизации таможенной стоимости продукции, а также установления ее происхождения.

  • Организация международной торговли: формы, методы и помощь

Что представляет собой современная международная торговая система (СМТС)

Современная международная торговая система отношений, сформировавшаяся в 90-х годах прошлого столетия, включает торговые связи между всеми государствами. СМТС создавалась на основе устоявшегося всемирного разделения труда и представляет собой многогранную систему политического регулирования мировых торговых отношений с учетом ее национальных составляющих. В рамках этой системы происходит взаимодействие огромного количества участников из всех государств планеты, экономическо-политических межгосударственных объединений и организаций – ВТО, МВФ, ЮНСИТРАЛ, МТП и т.д.

Правовая основа международной торговой системы сегодня включает:

— Международные нормативные акты в области международной торговли;

— Нормативы международных объединений экономического характера;

— Соглашения, принятые в системе ВТО.

Система международных торговых организаций

Различные организации, действующие в международной торговой системе, осуществляют выработку нормативов, решений, постановлений и рекомендаций, регулирующих торгово-экономические взаимоотношения стран-участниц и документы, правила, стандарты для компаний, устанавливающих основные принципы международной торговой деятельности. Несмотря на очевидный прогресс в развитии системы международных торговых организаций, повышение эффективности управления процессами мировых торговых отношений по-прежнему является одним из основных вопросов для научных и общественных дискуссий, форумов и других мероприятий. Кризисы, которые были характерны для мировой экономики, сделали эту проблему еще более злободневной. В то же время, время от времени раздаются голоса скептиков, рассуждающих о бессмысленности существования системы международных торговых организаций. Наибольшая критика приходится на долю наиболее значимых организаций – МВФ, ВТО и Организации Объединенных Наций. Протестные акции антиглобалистов не сходят с картинок новостных каналов. В то же время, учитывая все более возрастающую взаимосвязь национальных экономик, не трудно сделать вывод о насущной необходимости в эффективной работе международной торговой системы. Более ста международных организаций в этой системе созданы в настоящее время. Все существующие организации можно распределить по таким признакам:

• По характеру членства и природе участников. Согласно такому критерию, можно выделить объединения стран и негосударственные организации;

• По кругу участников. На основании такого принципа можно выделить открытые сообщества, допускающие членство любых стран, универсальные и объединения по территориальному признаку;

• По кругу компетенции. Этот подход дает возможность выделить объединения общей или специальной компетенции;

• По характеру полномочий – межгосударственные и наднациональные;

• По условиям участия. По такому признаку можно разделить международные организации на сообщества, членство в которых допускается только по специальному приглашению, и открытые организации.

Основой мировой торговой системы являются международные организации. Их роль состоит в регулировании отношений в области торговли и в развитии предпринимательства через модернизацию государственных законодательств, приведение к единому знаменателю их составляющих; в осуществлении утвержденных политических мероприятий в сфере торговли и инвестиций, а также в приспособлении к протекающим процессам глобализации. Одна из ключевых ролей в международной торговой системе отведена Международной торговой палате (МТП).

  • Международные торговые договоры – как и когда стоит их использовать

Международная торговая палата и ее роль в международной торговой системе

Чтобы как можно быстрее преодолеть разрушительные последствия Первой Мировой войны, сообщество, включавшее промышленников и специалистов в области финансов, приняло решение о создании МТП. В начале прошлого века стало очевидным, что отсутствие международной торговой системы, всемирных финансовых и инвестиционных организаций становится причиной столкновения интересов мирового масштаба. Частный бизнес оказался в ситуации, единственный выход из которой предполагал создание базовой системы международной торговли. Идея о формировании такой системы имела большой успех у предпринимателей. Группа, которая называла себя «купцы мира», стала пионером в формировании международной организации без помощи правительственных организаций. Скорее всего, они и предположить не могли, что плодом их усилий станет Международная торговая палата, которая окажет ключевое воздействие на развитие международной торговой системы. Деятельность МТП способствовала успешному развитию всемирных торговых отношений и международного бизнеса. Эта организация разработала широкий перечень законодательных актов, нормативов, принципов и механизмов, которые успешно работают в международной торговой системе современности, невзирая на существующие трудности в области правоотношений.

Сначала участниками организации были представители бизнеса пяти государств, но плодотворная деятельность МТП позволила организации превратиться в крупнейшее международное сообщество бизнеса, участниками которого являются несколько сот тысяч организаций и предприятий из более 120 мировых государств. Члены МТП – наиболее крупные международные корпорации, компании разного уровня и форм собственности, ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Первым президентом МТП стал министр коммерции Франции Этьен Клементэль, авторству которого принадлежит большинство первых инициатив организации. Этот видный деятель поспособствовал организации секретариата в Париже, а также Международного Арбитражного Суда МТП (1923 г.). МТП с первых лет функционирования представляла интересы представителей бизнеса в области международной торговли на уровне государств и межгосударственных организаций. В 20-е годы МТП работала на обслуживание военных обязательств и репараций. Базой для формирования политики экономического национализма стал закон о тарифе, принятый в США (Смута-Хоули). В период депрессии МТП противодействовала протекционизму в экономике, который усиливался на фоне угрозы новой мировой войны.

Именно МТП создала первую версию Унифицированных Правил и обычаев для документарных аккредитивов (1933 г.), применяющихся банковскими учреждениями для обеспечения отношений в международной торговле и в наше время. В 1936 году МТП разработала стандарты торговых терминов INCOTERMS, а еще через год Международная торговая палата сформулировала Международный рекламный Кодекс.

По версии ООН, Международная торговая палата стала лучшей консультативной организацией в 1946 году. С этого момента МТП непременный участник различных мероприятий под эгидой ООН в области представительства интересов частного бизнеса.

Проводя планомерные торговые сессии, МТП последовательно строит политику, направленную на расширение открытости международной торговой системы. Членами МТП становятся все новые и новые страны, среди которых много развивающихся государств, поэтому сегодня Международная торговая палата работает над открытием рынков сбыта для продукции таких государств (в частности, для продукции аграрного сектора).

Чтобы более полно удовлетворять запросы своих участников, организация постоянно расширяет спектр своей деятельности. В 80-х годах было учреждено лондонское Криминальное Бюро МТП, занимающееся вопросами противодействия международной коммерческой преступности.

Сегодня в МПТ входят организации торговли, профессиональные ассоциации, предприятия из разных сфер коммерции, а также представители ТПП разных стран, которые образуют национальный комитет МТП.

Способы реализации политики МТП:

— Через постоянно действующие представительства в ООН (Нью-Йорк, Женева);

— Путем участия в межгосударственных конференциях;

— Через представления определенным правительствам.

Работа МТП осуществляется через 13 комиссий по вопросам:

— арбитраж;

— воздушный транспорт;

— морской транспорт;

— банки;

— коммерческая практика;

— конкуренция;

— торговля восток-запад;

— энергетика;

— окружающая среда;

— страхование;

— интеллектуальная собственность;

— многонациональные предприятия;

— иностранные капиталы;

— маркетинг;

— связь;

— налоги;

— торговая политика;

— валютные отношения.

В компетенцию комиссий входит формирование рабочих групп по специальным вопросам.

Вопросами судоходства занимается Комиссия по морскому транспорту (КМТ), которая включает участников из 43 государств. В работе комиссии задействованы владельцы судов, грузоотправители, фрахтователи, представители банков и страховых организаций. В своей деятельности КМТ руководствуется пониманием, что наиболее эффективное содействие международной торговой системе судоходство может оказать, избавившись от дискриминационной политики, искажающей свободные рыночные отношения.

КМТ получила статус консультирующей организации при ИМО и ЮНКТАД и постоянно взаимодействует с Евросоюзом. КМТ работала на этапе разработки и утверждения Конвенции об условиях регистрации судов.

  • Международные торговые организации и их функции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *