Государственная и муниципальная собственность

Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Казна в системе гражданско-правовых отношений.

1. Казна: понятие и развитие законодательства о ней 12

2. Гражданско-правовые основания пополнения казны 26

3.Гражданско-правовая ответственность за счет казны: необходимость и возможность обращения взыскания 53

Глава II. Казначейство как специальный субъект гражданских правоотношений.

1. Гражданско-правовой статус казначейства 96

2. Правовое регулирование казначейского исполнения денежной части казны 120

Заключение 150

Библиография… 153

  • Казна: понятие и развитие законодательства о ней
  • Гражданско-правовые основания пополнения казны
  • Гражданско-правовой статус казначейства

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена кардинальным реформированием российского общества и государства, в связи с чем возросла теоретическая и практическая значимость изучения законодательного регулирования статуса государства как субъекта гражданского права, а также казны — специфического объекта гражданских прав.

Вопросам гражданско-правового положения казны в отечественной науке гражданского права традиционно уделяется недостаточно внимания. Это имело место как в дореволюционной (до 1917 года), так и в советской цивилистической литературе. По данной теме отсутствуют также глубокие научные исследования и труды современных цивилистов.

В советский период, когда роль казны была принижена, все
было огосударствлено и государство не выступало равным с
другими субъектами в правоотношениях, преобладал

административный метод воздействия на казну. Теперь в условиях
значительного сокращения государственного сектора в экономике
первостепенное значение приобретает гражданско-правовое

регулирование отношений, возникающих на основе принадлежности имущества разным собственникам и связанных с его переходом от одних собственников к другим.

В результате настоятельно необходимо исследование

правового положения казны как объекта гражданско-правовых
отношений, взаимодействия государства с другими субъектами
гражданского права по обязательствам за счет казны. В соответствии
с действующим гражданским законодательством Российская

Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в качестве самостоятельных субъектов, что позволяет выявить общие черты, которые характеризуют гражданско-правовое положение всех перечисленных субъектов по отношению к объекту — казне.

Договорные обязательства организаций — бюджетополучателей за счет казны стали одними из самых распространенных в гражданском обороте. Особо важную роль играют нормы гражданского права об ответственности государства за счет казны. Они повседневно применяются в практической деятельности юридических лиц и граждан. Между тем, при реализации статей 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — Гражданский кодекс РФ) нередко возникают осложнения, когда одни и те же нормы права по-разному толкуются сторонами. Не единообразно складывается практика судов в субъектах Российской Федерации. Поэтому на передний план выдвигается задача создания правовых механизмов, позволяющих надежно обеспечить пополнение и целевое расходование средств казны государства, казны субъектов Российской Федерации и казны муниципальных образований, а также повышения эффективности казначейства в этом деле.

Изложенные соображения предопределили выбор темы.

Однако и ими далеко не исчерпывающе раскрыты разнообразные проблемы, касающиеся казны.

Объект исследования — регулируемые нормами гражданского права общественные отношения, складывающиеся по поводу казны и казначейства.

Предмет исследования — казна как категория экономическая и категория гражданского права и казначейство как субъект гражданского права и орган государственной власти.

Работа имеет целью проследить динамику развития казны и казначейства, выявить факторы, существенно изменяющие их положение, определить гражданско-правовые средства повышения эффективности формирования и использования казны и деятельности казначейства.

Поставленная цель достигалась на основе решения комплекса исследовательских задач:

аналитическое осмысление правовой сущности казны и казначейства в гражданском праве на разных этапах истории России;

проведение анализа положений Гражданского кодекса РФ о собственности, о казне, об ответственности за счет казны;

исследование нормативно-правовой основы, определяющей статус органов федерального казначейства России;

выработка предложений по совершенствованию статуса казначейства и государственно-правового регулирования отношений по поводу казны

Методологическую основу исследования составляют диалектический, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно-правовой, статистический и теоретико-прогностический методы. Диалектический метод использован как общенаучный метод

познания, сравнительно-правовой — при рассмотрении текущего и ранее действовавшего законодательства в нашей стране, конкретно-исторический — при изучении исторической динамики категории «казна» в гражданском праве, системно-правовой — при выявлении факторов, оказывающих определяющее влияние на гражданско-правовое положение казны в современном гражданском праве РФ, статистический — при сборе данных о количественной оценке казны, о рассмотрении дел в судах по искам за счет казны и их анализе, теоретико-прогностический — в ходе формулирования рекомендаций о совершенствовании законов, иных нормативных правовых актов и структуры органов казначейства.

Теоретическая основа исследования сложилась в ходе
изучения и осмысления работ ученых — цивилистов, которые внесли
значительный вклад в ее разработку. Использованы труды
К.Анненкова, Т.Е.Абовой А.И.Беспаловой, О.И.Бетина,

М.К.Юкова, В.М.Юрьева и других.

Источниковедческую основу составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс

РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и акты иных федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, содержащие относящиеся к казне нормы права, решения, постановления и обзоры практики Высшего Арбитражного Суда РФ, касающиеся вопросов настоящего исследования.

Научная новизна состоит в проведении специального комплексного исследования понятия «казна», статуса казны и казначейства в единстве теории, государственной политики, законодательства и практики реализации законоположений, оказывающих определяющее влияние на гражданско-правовое положение казны в современном гражданском праве Российской Федерации.

Дан всесторонний анализ действующего законодательства о казне и казначействе, изучен и обобщен опыт судебно-арбитражной практики, а также сформулированы выводы о необходимости дальнейшего развития правового регулирования отношений по поводу казны. На основе изучения современного гражданского и бюджетного законодательства России выявлены новые исходные возможности Гражданского кодекса РФ о положении, функциях, условиях и способах защиты казны и ответственности за ее счет.

Несмотря на то, что тема исследования носит межотраслевой характер, в диссертации четко отражена ее гражданско-правовая направленность.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие положения и выводы, обладающие научной

новизной, имеющие практическое значение и выносимые автором, на защиту:

1. Показаны причины и условия трансформации экономических и
юридических аспектов понятия казны. Уточняется юридическое
содержание этого понятия в современной российской системе
объектов гражданских прав и делается вывод о незавершенности
процесса формирования представлений о казне, дающих
возможность однозначной трактовки ее статуса. Предложено
доктринальное определение казны как родового обобщающего
понятия — имущественного публичного объекта гражданских
прав, служащего экономической основой функций Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

  1. Обоснована система классификации оснований пополнения казны, исходя из их принадлежности к различным отраслям права: гражданскому, земельному, административному, финансовому, уголовному и др. В пределах той или иной отрасли права, в свою очередь, выделены более конкретные классификационные основания. В частности, гражданско-правовые основания поступления денежных средств на бюджетные счета подразделяются по критерию их обязательности на договорные и обязательные, а в зависимости от воли плательщиков — на добровольные и принудительные. Особо выделены межотраслевые правовые основания пополнения казны. Так, по критерию сбалансированности бюджета все возможные поступления группируются на плановые и внеплановые.

  2. Выявлено общее в экономическом и юридическом содержании налогов и неналоговых платежей как источников пополнения казны и особенное в регулировании поступления их в казну: налогов — в соответствии с нормами финансового

законодательства, неналоговых платежей — с нормами иных отраслей законодательства (пенсионного, экологического, земельного, природоохранительного и др.).

4. Сформулированы, в целях совершенствования правовой основы
возмещения вреда за счет казны, конкретные предложения об
обновлении условий и порядка возмещения ущерба,
причиненного гражданину незаконными действиями
государственных и общественных организаций, а также
должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

5. Показана посредством сопоставления законодательства и
правоприменительной практики, процедур исполнения судебных
актов нерациональность взыскания исполнительного сбора за счет
казны.Отстаивается необходимость изменения норм статей
Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части
взыскания исполнительного сбора. Сделан вывод, что
исполнительский сбор не может быть одновременно и доходом, и
расходом казны, так как Российская Федерация является особым
субъектом гражданских правоотношений и под действие данного
Федерального закона не подпадает, следовательно, не может быть
и плательщиком исполнительного сбора.

6. Раскрыт правовой статус казначейства как государственного органа — с одной стороны и субъекта гражданских прав — с другой. Показана целесообразность наделения органов федерального казначейства специальным правовым статусом в сфере гражданского права с тем, чтобы казначейские правоотношения стали разновидностью гражданско-правовых отношений.

Вносятся предложения о выделении федерального казначейства из состава Министерства финансов РФ в самостоятельное ведомство

и о необходимости принятия Федерального закона «О Федеральном казначействе».

7. Определен механизм осуществления гражданской правосубъектности органами федерального казначейства путем разграничения имущественных и организационных отношений. Выдвигается и отстаивается позиция о наличии специальной правоспособности у казначейства.

Практическая значимость диссертационного исследования

состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и предложения могут способствовать совершенствованию законодательства о казне и практики его применения.

Результаты работы могут быть использованы в законотворческой и научно-исследовательской деятельности, в преподавании гражданского права, а также судьями при разрешении экономических споров.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на методологическом семинаре и заседаниях кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора.

Некоторые самостоятельные выводы автора по вопросам
правового обеспечения защиты казны и возмещения вреда за счет
казны докладывались на научно-практической конференции,
посвященной пятилетию органов федерального казначейства
Российской Федерации (декабрь 1997 года, г.Москва). На
Всероссийских совещаниях руководителей и юристов

территориальных управлений федерального казначейства

Министерства финансов Российской Федерации автор выступил по проблематике гражданско-правового регулирования рассмотрения споров по искам о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации (апрель 1999 года и апрель 2001 года, г.Москва).

Структура диссертации обусловлена целью исследования и включает: введение, две главы, объединяющие 5 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.

Казна: понятие и развитие законодательства о ней

Становление казны началось с примитивного представления о ней. В дореволюционной научной литературе указывается на то, что в древности под казной понимали запасы домашней рухляди, драгоценных камней, денег и другое.

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений, субъекта гражданского права.

В более поздних трудах казна стала признаваться, как правило, юридическим лицом — субъектом имущественных гражданских прав и обязанностей.

Многозначность трактовки понятия казны и как объекта, и как субъекта гражданских прав имеет место как в цивилистической литературе, так и в ныне действующем гражданском законодательстве, что приводит к определенным противоречиям. В частности, статья 124 Гражданского кодекса РФ определяет, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, участвуют субъекты публичного права: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. При этом законодатель в статьях 124-127 Гражданского кодекса РФ не относит к указанным субъектам казну, тем самым определив ее как объект гражданского права.

Статья 128 Гражданского кодекса РФ содержит обширный перечень объектов гражданских правоотношений, которые объединяются в пять групп:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

2) работы и услуги;

3) информация;

4) результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

5) нематериальные блага.

Таким образом, включение в данный перечень такого вида объекта как казна не является целесообразным, поскольку она поглощается понятием имущество.

Тот факт, что казна — объект гражданских прав, подтверждается и статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено, что за счет казны соответствующего уровня возмещается вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного управления.

Однако не совсем понятной остается позиция законодателя, нашедшая свое отражение, в частности, в статье 1071 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что в случаях, когда в соответствии с Гражданского кодекса РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Из приведенного законоположения вытекает то, что казна является субъектом гражданского права. По мнению автора, представляется неоправданной практика использования понятия казна в нескольких значениях в законодательных актах, регулирующих имущественные отношения в гражданском законодательстве и цивилистической литературе. Ей следует придать строго определенное значение. Для придания казне строго определенного значения необходимо рассмотреть её эволюцию за весь исторический период. В Российской Империи название казна изначально давалось не частному имуществу, а как казна государева, казна монастырская, казна церковная.

Казна — имущество, принадлежащее государству (ранее также королю, князю, герцогу) или организации (например, войсковая, монастырская казна). В Древней Руси это всякого рода движимое имущество (домовая, постельная, золотая казна и т. п.), место для хранения ценностей.

В середине XY — начале XYI веков казна являлась одним из центральных исполнительных органов Московского великого княжества и Русского государства.»

Функционально-территориальная организация казны отражала постепенное формирование системы государственных учреждений в период складывания Русского централизованного государства. Казна контролировала:

1) взимание большинства общегосударственных прямых налогов, таможенных сборов и выполнение ряда повинностей (в том числе ямской);

2) выдачу разных видов тарханных иммунитетных грамот;

3) несение службы пушкарями, пищальниками и другое. Казна управляла некоторыми бывшими территориями

Новгородской республики и другими землями Русского Севера (двинское и печорское Поморье, г. Каргополь, Устюжко-Вычегодская, Вятская и Пермская земли), а также некоторыми другими территориями на юго-востоке и северо-востоке.

Казна активно участвовала в организации посольского дела, была центром правительственного делопроизводства, при ней формировался Государственный архив.

Как дворцовое учреждение казна с XIY века была хранилищем княжеских (царских) сокровищ и имущества и руководила главным образом, промысловыми отраслями дворцового хозяйства. Возглавлялась она двумя казначеями — Первым и Вторым, их помощниками были печатники. В середине XYI века отдельные функции подведомственных казне территорий постепенно перешли к приказам (Приказ Большой казны, Казенный, Посольский приказы, Приказ Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский приказ, Приказ холопьего суда) и отчасти к четям.1 Понятие казны в словаре русского языка под редакцией Евгеньевой А. П. и в словаре Ожегова С. И. дано в трех значениях: Казна: 1) совокупность денежных, земельных и иных средств государства;

Гражданско-правовые основания пополнения казны

В связи с признанием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъектами права государственной собственности в настоящее время выделяют казну Российской Федерации и казну каждого из субъектов Российской Федерации.

Кроме того, для обозначения имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, законодатель ввел специальный термин — «государственная казна».

Имущество, непосредственным собственником которого является государство, по мнению С.Н. Братуся, выступает в качестве фонда денежных средств и включено в бюджет государства. «Казна -считает С.Н. Братусь, — это не государственное имущество вообще, а определенная его часть — именно те денежные средства, которые проходят по бюджету»1.

Факт вхождения бюджетных средств в состав казны получил широкое распространение в цивилистической литературе и признается многими цивилистами, в том числе А.А. Пушкиным М.И. Брагинским и другими цивилистами. Так, М.И. Брагинский считает, что С.Н. Братусь «совершенно прав, указывая на то, что сюда должны быть отнесены средства государственного бюджета».

Несколько иной позиции по данному вопросу придерживается А.И. Беспалова, обратив внимание на то, что в состав казны входят не все денежные средства, проходящие по бюджету, а лишь те, «что в каждый данный момент хранятся на счетах соответствующих бюджетов в Госбанке» .

В современной цивилистической литературе, на взгляд автора, правомерно отмечается, что «находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части».Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Это государственное имущество составляет базу для участия данных организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Имущество, не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования.

Вхождение в состав государственной казны соответствующего уровня бюджетных средств признается и ныне действующим гражданским законодательством РФ. Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственную казну соответствующего уровня составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Если попытаться классифицировать основания пополнения казны, то они могут быть представлены в следующем виде.

Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп: доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; доходы от государственных имуществ и угодий; доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие доходы.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные доходы и заемные средства. К собственным доходам бюджетов отнесены: закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов; отчисления, получаемые в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов федерации и местного самоуправления. Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть: получения органами исполнительной власти процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов; выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели; получение кредита в банке.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней; доходы государственных внебюджетных фондов; доходы государственных и муниципальных предприятий.

Гражданско-правовой статус казначейства

По мнению автора настоящей работы, рассмотрение гражданско-правового статуса казначейства невозможно без исследования истории его создания и развития. Первейшей заботой государства была и есть забота о пополнении казны и рачительных тратах из нее. Эту заботу государства исполняли на Руси доверенные люди Государя — казначеи1. Среди исследователей нет единства в вопросе о дате основания прообраза казначейства Казенного приказа (Двора). Одни авторы указывают, что Казенный приказ на Руси был основан около 1495 года,2 другие полагают, что Казенный приказ образован в 1512 году.3 Главным лицом названного Приказа был казначей, который заведовал двором, где хранились и откуда выдавались ценности и дорогие вещи, составляющие царскую казну. Помещался двор в Москве при Благовещенском соборе, кладовые которого сохранились до сих пор. 4

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года.

В результате финансовых преобразований Петра Великого была создана Счетная или Казначейская контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов.

Бетин О.И. и Юрьев В.М. считают, что прообразом российского казначейства можно считать Камер-коллегию, образованную в период петровских преобразований.1

Задачи Казенного приказа с более широким кругом функций с 1775 года указом Екатерины II были поручены вновь учрежденной Казенной палате. С образованием Государственного Казначейства России в 1821 году казенная палата стала губернским органом Министерства финансов по Департаменту Государственного казначейства, на который было возложено получение доходов, счетоводство и отчетность по приходу и расходу.

До февраля 1917 года особых перемен в устройстве учреждений Государственного казначейства России не было. Лишь в годы войны 1914-1917 гг. были организованы полевые казначейства для обслуживания действующей армии. С февраля 1917 года в период правления Временного правительства структура и учреждения Государственного казначейства сохранялись, однако их работа была дезорганизована из-за влияния революционных настроений на чиновников казенных палат и казначейств. Повсеместно образовывались союзы чиновников губернии и союзы чиновников губернских учреждений, в том числе союз чиновников казенных палат и казначейств, взявшие на себя в самовольном порядке право управления деятельностью учреждений наравне с назначенными властями управляющими. Это был конец функционирования казначейских учреждений Российской Империи.

После 1917 года функции по исполнению Государственного бюджета и контроля за расходованием государственных средств осуществлялись созданными в Наркомфине приходно-расходными кассами. С середины 20-х годов и до 1991 года эти функции выполнял Государственный банк СССР.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение — решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения для установления контроля Правительства РФ за государственными финансами.

В связи с созданием органов федерального казначейства к ним перешла часть функций Министерства финансов РФ и его органов, в том числе и по учету, выделению бюджетных средств и др.

В число значимых задач, решаемых казначейством, входит обеспечение бюджетного федерализма, реализуемое через распределение доходных источников по уровням бюджетной системы в соответствии с установленными нормативами и с учетом групповых и индивидуальных налоговых льгот, установленных каждым властным уровнем.

Наличие на центральном уровне информации о состоянии и движении бюджетных средств предоставляет Министерству финансов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и оперативного контроля за состоянием финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств.

Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.

От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом «О введении в действие Земельного кодекса”, Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

1. по прямому указанию федеральных законов,

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. при разграничении государственной собственности на землю;

4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;

4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г., если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.

Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По общему правилу неразграниченными земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:

1) если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;

2) неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;

3) это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Основания для выделения государственной собственности при разграничении государственной собственности на землю.

К государственной собственности относится:

1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;

2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;

4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;

5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.

К собственности муниципальных образований относятся:

1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;

2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.

Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков).

Правовой режим недвижимого имущества как объекта гражданских прав

ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:

  1. Право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
  2. Обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения.
  3. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551).
  4. Установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (ст. 234); обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество (ст. 349); распоряжения государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (ст. 295).
  5. Действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью.

При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии — право ограниченного пользования (сервитут) (ст. 552, 553 и 652, 653).

Государственная регистрация недвижимости производится в соответствии со ст. 131 ГК и Законом о государственной регистрации прав на недвижимость. Государственной регистрации подлежат вещные права, а также пра­ва аренды и доверительного управления и сделки с объектами недви­жимости. Регистрация осуществляется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа учреждения юстиции путем внесения записей о правах на каждый объект недвижимости в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Факт проведения государственной регистрации удостоверяется либо свидетельством о регистрации прав при регистрации возникновения и прекращения прав, либо посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе при регистрации договоров и иных сделок. С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с новыми нормами, в стране прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе повторных. Таким образом, государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость после 15 июля 2016 года удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

См. также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

См. также Письмо Минэкономразвития России от 14.03.2017 N ОГ-Д23-2633 «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

Письмо Минэкономразвития России от 04.12.2015 N Д23и-5877 «Относительно государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые признаны в судебном порядке (в порядке статей 222, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации)»

О разъяснении некоторых вопросов, связанных с определением местоположения границ земельного участка при осуществлении постановки его на государственный кадастровый учет см. Письмо Росреестра от 16.02.2016 N 19-00221/16

Правовое значение государственной регистрации недвижимости:

    • только государственная регистрация признается государством в качестве юридического акта, влекущего возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество;
    • государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке;
    • каждое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со сведениями о любом объекте недвижимости, содержащимися в Едином государственном реестре.

Такая регистрация осуществляется учреждениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на­ходящейся в ведении Министерства экономического развития РФ, в Едином государственном реестре, и удостоверяется выдачей свиде­тельства о государственной регистрации прав на недвижимость. Ре­гистрационная запись является завершающим элементом сложного фактического состава, порождающего возникновение, прекращение, изменение или переход соответствующего права. Сведения, содер­жащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимость, имеют открытый характер и могут быть предоставлены любому лицу по любому объекту недвижимости. Отказ в государственной регист­рации может быть обжалован в суд.

Отграничение от кадастрового и иного технического учета

Государственную регистрацию прав на недвижимость, имеющую гражданско-правовое значение, не следует смешивать с кадастровым и иным техническим учетом (инвентаризацией) самих объектов недви­жимости. Такая регистрация или учет в настоящее время также осу­ществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Сама по себе она не имеет правопорождающего значения и не влияет на дей­ствительность совершенных сделок. Однако в отсутствие данных ка­дастрового учета соответствующий земельный участок (или иной объ­ект недвижимости) нельзя считать обособленным, т.е. индивидуально определенным и в силу этого способным быть объектом субъективных имущественных прав. В соответствии с п. 1 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Зако­на о регистрации прав на недвижимость кадастровый план земельно­го участка с указанием его кадастрового номера является обязатель­ным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации соответствующих прав. Более того, при изменении дан­ных кадастрового учета в результате объединения или разделения зе­мельных участков одни из них юридически прекращают существование, а другие (вновь образованные) появляются в качестве объектов гражданских прав. Все это также свидетельствует о юридической, а не о «физической» природе понятия «недвижимость».

Имущественные комплексы как объект гражданских прав

См. также Письмо ФНС России от 18.10.2018 N БС-4-21/20327@ «О судебных спорах о квалификации объектов в качестве недвижимых вещей»Особым объектом гражданских прав являются комплексы взаимо­связанных недвижимых и движимых вещей, используемых по общему назначению как единое целое. К ним относятся предприятия и неко­торые другие объекты.

Термин «предприятие» используется в нашем законодательстве и для обозначения некоторых видов юридических лиц — субъектов гражданского права. Однако в нормальном имущественном обороте предприятия являются объектами, а не субъектами права.

Как объект гражданского оборота предприятие представляет собой не единую вещь и не простую совокупность вещей, а используемый по единому хозяйственному назначению имущественный комплекс, вклю­чающий в свой состав наряду с недвижимостью (земельными участка­ми, зданиями, сооружениями) и движимостью (оборудованием, инвен­тарем, сырьем, готовой продукцией) обязательственные права и долги (обязанности), а также некоторые исключительные права (на коммер­ческое обозначение, товарный знак и т.п.) (ст. 132 ГК) и «клиентеллу» (goodwill), т.е. устойчивые хозяйственные связи с потребителями про­дукции или услуг, весьма важные в условиях конкурентного рыночно­го хозяйства. Поэтому действующее предприятие (предприятие «на хо­ду», «бизнес») обычно стоит дороже, чем простая совокупная «балансо­вая стоимость» его наличного имущества или чистых активов. Наличие «клиентеллы» составляет весьма важную особенность предприятия как имущественного комплекса и обычно предопределяет целесообразность совершения сделок с ним именно как с имущественным комплексом, а не как с простой совокупностью вещей и других объектов.

Самостоятельным объектом гражданского оборота может стать и часть предприятия (например, имущество цеха), и производственная единица, не имеющая гражданской правосубъектности (например, не­большой магазин, кафе, гостиница, ателье или иное «предприятие» сфе­ры обслуживания). В случаях продажи, аренды, залога или совершения иных сделок с такими имущественными комплексами их собственник(юридическое лицо или гражданин, в том числе индивидуальный пред­приниматель) в соответствии с условиями договора передает приобре­тателю или другому контрагенту не только входящие в их состав недви­жимые и движимые вещи, но и относящиеся к ним свои права, обязан­ности и даже «клиентеллу» (ср. п. 2 ст. 132 и ст. 559, 656 ГК).

Таким образом, предприятие (или его часть) как единый имуще­ственный комплекс является самостоятельным объектом не любых имущественных, а только обязательственных прав (главным образом различных сделок в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 130 ГК), связанных с передачей этого имущества от одних лиц к другим. Оно не может стать единым объектом вещного права (собственности), ибо в «ста­тике» (состоянии принадлежности, а не передачи) этот комплекс не­избежно юридически распадается на различные объекты с различным гражданско-правовым режимом: вещи, обязательственные и исклю­чительные права и т.д. Неудачно поэтому законодательное признание «предприятия в целом» недвижимостью (недвижимой вещью) (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК), поскольку оно может создать неправильное представ­ление о возможности установления на этот объект обязательственных прав как на единую вещь также и вещного права (собственности).

Имущественным комплексом является и общее имущество жилого дома, в силу закона находящееся в долевой собственности владельцев жилых квартир и(или) комнат (п. 1 ст. 290 ГК; ст. 36-43 ЖК). Оно обычно появляется после приватизации жилья в многоквартирных до­мах, когда частные собственники отдельных квартир должны совмест­но эксплуатировать лестничные площадки и лестницы, лифты, кры­ши и подвалы, электрическое, сантехническое и иное оборудование, обслуживающее жилой дом в целом, а также придомовую территорию (земельный участок), которые, строго говоря, вообще не являются от­дельными вещами — объектами гражданских прав. Право собствен­ности на квартиру (комнату) неразрывно связывается с долей в праве собственности на общее имущество жилого дома.

Такая юридическая конструкция (в ранее действовавшем законода­тельстве именовавшаяся «кондоминиумом») стала способом решения вопроса о принадлежности общих частей и оборудования многоквар­тирных жилых домов, в ходе приватизации которых отдельные квар­тиры и даже жилые комнаты стали рассматриваться законом в качестве самостоятельных объектов права собственности. Само по себе дан­ное решение нельзя признать наиболее удачным, ибо такие квартиры и комнаты не предназначены для самостоятельной эксплуатации, бу­дучи теснейшим образом связанными и друг с другом, и с другими час­тями дома (обычно общими в них являются не только стены, но даже пол и потолок, а объектом права собственности жильца в этом случае по сути становится «пространство»). Самостоятельными вещами не являются и общие части дома, которые к тому же лишены оборотоспособности вне связи с обсуживаемыми ими жилыми помещениями (п. 2 ст. 290 ГК, ст. 37, 38,42 ЖК). Более эффективным, как, в частно­сти, показывает и европейский опыт, было бы признание многоквар­тирного жилого дома единой, юридически неделимой вещью и тем са­мым в целом — объектом долевой собственности жильцов. Последние в этом случае получают в пользование (или на особом вещном праве) приходящиеся на их доли квартиры и в этих же долях несут все необ­ходимые расходы по содержанию дома в надлежащем состоянии.

Особым объектом гражданских прав (единой вещью) может быть признан технологический имущественный комплекс (например, газо­проводы с компрессорными станциями и тому подобным оборудова­нием, установки по переработке нефти и иного сырья и т.п.). От пред­приятия этот комплекс отличается тем, что в его состав входят только вещи, но не права и обязанности. При этом составляющие его вещи разнородны (недвижимость — земельный участок, здания, сооруже­ния; движимость — оборудование и т.д.), но объединены единым хо­зяйственным назначением, что делает целесообразным его рассмот­рение опять-таки как единого объекта имущественного оборота, но не вещных прав.

В качестве имущественных комплексов закон рассматривает также паевые инвестиционные фонды (ПИФы), находящиеся в доверительном управлении специально созданных для этого акционерных обществ(управляющих компаний). Названные фонды представляют собой иму­щество (главным образом в виде денежных средств), находящееся в об­щей собственности лиц, учредивших доверительное управление им и по­лучивших право требовать от управляющей компании «погашения паев» (т.е. прекращения договора и соответствующих выплат) по истечении заранее установленного срока действия договора («закрытый ПИФ», в который владельцы «паев» могут вносить как денежные средства, так и иное имущество, благодаря чему только эти ПИФы и можно считать имущественными комплексами в строгом смысле слова).

Как единый комплекс это имущество выступает только в виде объ­екта договора доверительного управления, заключаемого его совла­дельцами с управляющей компанией.

Таким образом, все предусмотренные действующим законодатель­ством «имущественные комплексы» являются едиными объектами обя­зательственных, но не вещных прав.

Отличия отношения государственной собственности от отношений собственности других субъектов:

1. В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте.

2. Способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов).

3. Государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют органы и лица, указанные в п.

1 ст. 125 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в п. 2 ст. 125 ГК РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *