Функциональный анализ в логистике

Шкарупило Дарья

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. И. Туган-Барановского

В настоящее время предприятию для того, чтобы быть среди первых, недостаточно просто предлагать качественную продукцию. Не менее важно, чтобы товар оказался в нужном месте, в нужное время, в строго необходимом количестве и с минимальными затратами. В такой ситуации приобретает особую актуальность профессия менеджера по логистике. При этом, XXI век называют «эрой логистики»: спрос на специалистов в этой сфере растет среди компаний самых разных сфер деятельности и, как следствие, рынок предоставляет широкие возможности для развития карьеры.

Следует отметить, что потребность отечественного рынка труда в специалистах по логистике уже сейчас велика и будет интенсивно нарастать в дальнейшем. Так, по исследованиям рейтинговых и рекрутинговых компаний профессия «логист» в течение 2005 – 2013 гг. устойчиво занимала место в первой десятке из 300 самых популярных профессий.

Логист — это специалист, который занимается решением вопросов снабжения, перевозки товаров и грузов, разработкой наиболее рациональных маршрутов между поставщиком и клиентом; он анализирует информацию и на ее основе продумывает пути и сроки поставки товаров, рассчитывает стоимость транспортировки, координирует работу перевозчиков, взаимодействует с поставщиками, работниками складов, таможенными службами и т. д. Поэтому основная задача логиста – это организация и обеспечение функционирования логистических процессов компании в целом, также снижение расходов и оптимизация затрат компании

Для достижения цели специалист по логистике выполняет ряд задач:

1. Участие в организации бесперебойности и продуктивности ежедневной работы отдела логистики.

2. Оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций.

3. Оценка и анализ производительности операций по логистике.

5. Выработка предложений по оптимизации логистических процессов в компании.

6. Соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета.

7. Совершенствование, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности работы отдела.

Функциональный анализ предполагает изучение функциональных обязанностей логиста, которые варьируются от компании к компании в зависимости от специфики ее деятельности.В данной работе мы рассмотрим функциональные обязанности менеджера по логистике, распределив их по функциям менеджмента для дальнейшего анализа деятельности данного специалиста.

Так, в области планирования менеджер по логистике занимается проектированием и разработкой логистических систем, составляет логистические планыи прогнозы, разрабатывает бюджетналогистику и обеспечиваетегособлюдение; планирует объемы запасов.

При организации логистической деятельности менеджер по логистике осуществляет организацию материально-технического снабженияи закупок на предприятии, организовывает работу склада, управляет рисками в сфере логистики, согласовывает взаимодействие отдела логистики с другими подразделениями предприятия в соответствии с разработанными и утвержденными технологическими схемами, обеспечивает координацию документооборота логистических процессов, а также координирует направления финансовых потоков, связанных с логистическими процессами.

В процессе реализации функции контроля менеджер по логистике осуществляет контроль состояния запасов на предприятии и проводит их инвентаризацию, рассчитывает затратына хранениеи формирование запасов, участвует в процессе формирования бюджета на логистику, анализирует затраты на логистику и логистические издержки, проводит анализ условий договоров надежности поставок.

Определим процентное соотношение выполнения каждой частной функции менеджера по логистике. Рассмотрев частные функции менеджера, можно сделать следующие выводы, что функция планирования в деятельности специалиста занимает 26,6%, функция организации логистической деятельности-40% и функция контроля охватывает приблизительно 33,3% элемента логистики.

При рассмотрении должностных обязанностей менеджера были выявлены следующие недостатки. Так, было замечено, что специалист чаще всего организовывает и контролирует работу и не уделяет должного внимания мотивации сотрудников. Менеджеру по логистике следует обратить внимание на эти функции, так как мотивация способствует более качественной и эффективной выполнению работы.

Литература:

1. Каталог должностных инструкций . — Электрон. текстовые, граф., дан. Режим доступа: http://www.profi.ua

2. Сайт LOGISTICStime . Режим доступа: http://logisticstime.com

Данное понятие необходимо для интегрированного рассмотрения логистических операций и функций в снабжении, производстве и распределении. Логистический цикл (цикл выполнения заказа, или функциональный цикл) — это промежуток времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции или сервиса конечному потребителю. Логистический цикл, как правило, включает в себя время передачи, обработки, размещения, производства и (или) комплектования, транспортировки заказа и время приема товара потребителем. Каждый из этих этапов требует затрат времени. Длительность этапов и общая продолжительность логистического цикла могут иметь временные отклонения. Примеры логистических циклов приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Продолжительность составляющих логистического цикла, дн.

Если Дж. Сток, Д. Ламберт (см. табл. 2.3) приводят средние оценки по составляющим логистического цикла, то с циклом выполнения заказа, рассмотренным Д. Бауэрсоксом, Д. Клоссом, не все так просто.

Научная дискуссия

На первый взгляд Д. Бауэрсокс, Д. Клосс также предлагают нам средние оценки; продолжительность функционального цикла в их примере находится в пределах от 5 до 40 дней, а ожидаемая, или средняя, продолжительность цикла составляет 10 дней. Логистический цикл заказа включает пять операций, как видно из табл. 2.3, это: передача, обработка, комплектование заказа, транспортировка и доставка потребителю. На рис. 2.12 приведены восстановленные нами плотности распределения указанных операций и общего цикла исполнения заказа.

Из рис. 2.12 следует, что плотности распределения /(г) асимметричны и отличаются от нормального закона. Ввиду отсутствия достаточной информации мы допускаем, что операции передачи и обработки заказа, а также транспортировки и доставки потребителю подчиняются закону распределения Рэлея с плотностью

где о— параметр распределения Рэлея.

Рис. 2.12. Плотности распределения операций функционального цикла выполнения заказа:

а — передача; б — обработка; в — комплектование; г — транспортировка; О доставка потребителю; е весь цикл

Хорошо известно, что для закона распределения Рэлея между параметром аЛ и статистическими параметрами наблюдаются следующие соотношения. Для среднего значения:

Для среднего квадратического отклонения:

Для медианы (серединное, или вероятное, значение, при котором функция распределения ЩМв) = 0,5):

Для моды (в случае непрерывного распределения плотности вероятности /(Ма) имеет наибольшее значение):

Если принять, что максимальное значение плотности распределения /та(£, оь) соответствует моде Ми, то искомые значения Т{ и а, должны рассчитываться по следующим формулам

где Тш — значение аргумента (продолжительности операции), соответствующее максимуму/тдх(<, <зь); Тш — параметр сдвига.

Например, для определения 7″, и а, операции передачи заказа по формулам (2.1) и (2.2) находим, дн.:

Г, = 1,253(1 -0,5)+ 0,5= 1,126;

а, =0,655(1 — 0,5) = 0,33.

Результаты расчета Т. и о, приведены в табл. 2.4.

Анализ операции «комплектования заказа» показывает, что с таким размахом значений (Д = 19 дней) и максимальным значением, соответствующим Гпшх = = 2 дн., плотность распределения представляет собой суперпозицию двух плотностей распределений или композицию двух случайных величин, подчиняющихся различным законам распределения.

Выберем для аппроксимации суперпозицию двух распределений — Рэлея и равномерной плотности, которая записывается в виде

где с» с2 — коэффициенты, с, + с2 = 1.

Таблица 2.4. Статистические параметры продолжительности операций функционального цикла, дн.

Для расчета среднего значения и дисперсии суперпозиции распределений g(t) используются формулы

где ^, Вл — среднее значение и дисперсия и-го распределения; п — количество распределений, п = 2.

Для нахождения параметров распределения Рэлея воспользуемся формулами (2.3), (2.4). При 1М = 2, Г0 = 1 найдем, дн.:

7″, = 1,253(2 -1) + 1 = 2,253; а, = 0,655(2 — 1) = 0,655.

Параметры распределения равномерной плотности определяется по формулам

При Тк = 20, Т0 = 1 получим, ди.:

Подставляя значения средних и дисперсий в формулы и принимая значения коэффициентов с, = 0,9, с2= 0,1, найдем, ди.:

Г, — 0,9 ■ 2,253 + 0,1 • 10,5 — 3,08; = 0,9 + 0,1 = 9,52 дн2.

Таким образом, для операции «комплектования заказа» среднее значение Т — 3,08, среднее квадратическое отклонение а = 3,08.

После того как определены статистические параметры всех операций, рассчитаем характеристики для общего цикла выполнения заказа. Среднее значение, дн.:

Т = 1,126 + 2,253 + 3,08 + 4,506 + 1,126 = 12,09.

Среднее квадратическое отклонение при условии отсутствия корреляции между операциями функционального цикла, дн.:

Следует обратить внимание, что 7′ = 12,09 дн., отличается от указанного в работе на 2,09 дн. Это значит, что Д. Бауэрсокс, Д. Клосс под средними оценками имеют в виду совсем другие, а не средние оценки времени функционального цикла.

Выводы

1. Что понимается под логистикой?

Трактовок логистики много, но несомненно, что логистика — это управление основными и сопутствующими потоками для достижения целей экономической системы, в том числе с оптимальными затратами ресурсов. Логистика связана с такими видами деятельности, как транспортировка, складирование, грузопереработка, закупки, формирование и контроль запасов, упаковка и др.

2. Что является объектом и предметом изучения и управления в логистике?

Объектом управления в логистике являются потоки, они имеют начальный и конечный пункты, траекторию и длину пути, промежуточные пункты, скорость и время движения, интенсивность и другие параметры.

Поток — совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени.

С развитием логистики изменилось представление об основных и сопутствующих потоках. К основным потокам относятся материальные потоки, сервисные потоки I типа и потоки человеческих ресурсов. Сопутствующими являются информационные, финансовые потоки и сервисные потоки II типа.

Предметом исследования в логистике является оптимизация ресурсов при управлении потоками.

3. Что такое логистические системы? Какие они бывают?

Логистическую систему образуют элементы, которые связаны с выполнением каких-либо видов логистической деятельности. Для повышения эффективности управления элементы группируются в звенья, а затем в подсистемы: функциональные и обеспечивающие. К функциональным подсистемам относятся снабжение, производство и распределение.

По масштабу выделяют микро-, мезо-, макро- и мегалогистические системы.

В зависимости от характера связей между переменными выделяются логистические системы с прямыми, обратными, горизонтальными и резервными связями, а также комбинированные системы.

Характером взаимного расположения элементов различаются логистические системы, имеющие линейную (последовательную), концентрационную (сборочную), распределительную и комбинированную (комплексную) структуры.

4. Какие термины составляют основу профессионального логистического лексикона?

Следует различать понятия: логистическая операция, логистическая функция, функциональная область логистики, логистическая цепь, логистический канал, логистическая сеть, цепь поставок, сеть поставок, логистический (функциональный) цикл.

Материальный поток, двигаясь от первичного источни­ка сырья через цепь производственных, транспортных и по­среднических звеньев к конечному потребителю, постоян­но увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составля­ют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими про­движение материального потока (рис. 9).

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономичес­ких показателей субъектов хозяйствования содержит опти­мизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффек­та от применения логистического подхода к управлению ма­териальными потоками. В сферах производства и обраще­ния применение логистики позволяет:

  • снизить запасы на всем пути движения материаль­ного потока;

  • сократить время прохождения товаров по логисти­ческой цепи;

  • снизить транспортные расходы;

  • сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промыш­ленной ассоциации сквозной мониторинг материального по­тока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30—70% (по данным промышленной ассоциации США сни­жение запасов происходит в пределах 30—50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

  • в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая рас­ходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

  • большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

  • в производстве расходы по содержанию запасов со­ставляют до 25—30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обес­печивается за счет высокой степени согласованности дей­ствий участников логистических процессов за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности рас­пределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения вре­мени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5% (рис. 10).

Таким образом, свыше 95% времени оборота прихо­дится на логистические операции. Сокращение этой состав­ляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, со­ответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики воз­никает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются дру­гие показатели использования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предпола­гает высокую степень согласованности участников товаро­движения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств ме­ханизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звень­ях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — со­кращение затрат ручного труда и соответствующих расхо­дов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улуч­шения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни од­ному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представ­ляют собой способность этих систем реализовывать конеч­ную цель, которая получила название «шесть правил ло­гистики» :

  • ПРОДУКТ — нужный продукт;

  • КАЧЕСТВО — необходимого качества;

  • КОЛИЧЕСТВО — в необходимом количестве;

  • ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;

  • МЕСТО — в нужное место;

  • ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный продукт не­обходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

1.7. Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг представляет собой систему управления, по­зволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован практикой в связи с воз­никшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке то­вара и применение маркетинговых методов изучения спро­са и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными по­токами, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких си­стем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых при­емов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних усло­виях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен свое­временно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает марке­тинг, увязывая потребителя, транспорт ‘и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечива­ет физическое продвижение востребованной товарной мас­сы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осу­ществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к органи­зации товародвижения: при эффективной организации то­вародвижения каждый из этапов этого процесса должен пла­нироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешен­ной и логически построенной общей системы. Однако мето­ды технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логисти­ка же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материа­лов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в табл. 1.

Сегодня существует множество различных КРI, применяемых в той или иной компании, многие из которых можно найти в сети интернет. К сожалению, далеко не каждый KPI можно применить в условиях работы конкретной компании и конкретного склада.

Выбор системы KPI должен соответствовать фактическому состоянию технологической архитектуры и возможностей программного продукта компании с точки зрения учета складских операций. Часть компаний используют дорогостоящие ERP системы, в которых гораздо проще получить статистику проведения складских операций. Большинство же компаний используют для отражения складских операций учетную систему 1С той или иной конфигурации. Для эффективной работы базовые модули 1С часто требуют доработки программного продукта под задачи компании, связанные с повышением эффективности работы складской логистики.

Какие же показатели наиболее важные из всего огромного массива используемых?

Так, к ключевым KPI следует относить такие показатели, достижение которых позволяет компании получить важные стратегические преимущества. На что хотелось бы обратить внимание, чтобы сформировать, чтоб сформировать на складе правильные ключевые показатели эффективности? Можно выделить несколько основных групп КРI, каждая из которых важна с точки зрения оценки эффективности конкретного складского процесса. Прежде всего, нужно понимать, что Вы должны управлять затратами на складскую логистику в целом, а также измерять и повышать эффективность каждого бизнес-процесса складской логистики.

Бизнес-процессы складской логистики, эффективность которых нужно оценивать:

• Приемка товара;

• Размещение товара;

• Пополнение ячеек;

• Комплектация заказов;

• Комплектация маршрутов;

• Отгрузка.

Все эти шесть процессов логистики могут производиться с совершенно разной степенью эффективности. Поэтому можно потратить на обеспечение данных процессов совершенно разные суммы денег, а хотелось бы как можно меньше (для этого должны быть установлены цели). Перечень процессов и наиболее часто используемые показатели, которые применяют компании для измерения эффективности складской логистики. С точки зрения должностей в каждой компании свои зоны ответственности, несмотря на одинаковое название должностей. Именно поэтому они носят для каждой компании индивидуальный характер. Пример, показателей по должностям, характеризующим эффективность работы:

1. Приемщик:

— своевременность закрытия приходных накладных;

— количество допущенных ошибок;

— время приема товара;

— количество принятых строк, упаковок, объем, вес.

2. Кладовщик:

— количество обработанных строк, упаковок, объем, вес;

— сложность работы с товаром;

— скорость работы;

— количество допущенных ошибок.

3. Контролер:

— количество обработанных строк, упаковок, объем, вес;

— скорость работы;

— количество допущенных ошибок.

4. Упаковщик:

— количество претензий к качеству упаковки;

— количество сформированных коробов.

5. Грузчик экспедиции:

— количество разложенных по маршрутам коробов;

— количество загруженных коробов в машины;

— количество претензий, связанных с качеством загрузки в машины.

Каждому менеджеру логистики нужно понять, зачем ему нужны KPI на складе и что он с ними будем делать, как анализировать их и на что они влияют. Чтоб определить KPI, нужно изначально ответить на такие вопросы:

1. Что может предложить вам информационная система на складе?

2. Какие показатели можно «вытащить» из нее, не создавая дополнительный отдел аналитиков?

3. Какие ваши цели на входе, обработке и выходе товара?

Чтобы определить основные KPI, нужно агрегировать складские процессы (прием товара, обработку, выход, сервис), а по ним определить 1–3 показателя, соответствующие критериям предоставляемого сервиса клиентам. Таким образом, сначала определяется, как работает склад и какими ключевыми показателями будет оцениваться деятельность конкретного склада, а после этого можно приступать к оценке деятельности и выставлению КРI сотрудникам. Мотивация строится на количестве показателей 3-5, чтобы материальный стимул достижения целевых показателей был весомым для сотрудника.

Алгоритм процесса «развесовки» показателей для мотивации индивидуален. Наиболее «продвинутые» компании ожидают повышение эффективности финансовых показателей от менеджмента складской логистики. Например, как показано на рисунке, директор по логистике отвечает за удельный вес (%) затрат на логистику в продажах, сокращение рабочего капитала и сокращение операционного цикла всех процессов в логистике. Это показатели, которые оцениваются по году. Улучшение показателей проводится с помощью личных Проектов «Трансформаций». По каждому такому Проекту формируется КВП (Критически важный показатель), который также бонусируется по итогам квартала.

Соответственно, в этой компании руководитель отдела складирования отвечает за снижение затрат на складскую обработку в продажах (доходах) компании. Он также имеет свои личные Проекты трансформации. По итогам года оценивается результативность (% достижения каждой цели с учетом ее веса) для каждого менеджера. В случае, когда результативность превышает 100% по итогам года, менеджеру выплачивается в течение года надбавка «за высокую результативность».

С точки зрения компании важно даже не какие показатели выбраны, а то, что эффективность измеряется и она связанна с индивидуальной системой KPI-мотивации. Сами показатели должны отражать приоритеты компании и могут меняться с течением времени. Когда люди видят, что их работа влияет на общий результат, а хорошие результаты премируются, они будут делать все возможное для их улучшения.

Измеряйте, мотивируйте и достигайте большего!
Игорь Немировский Управляющий партнер Nemirovsky & Starozhukova strategy consulting.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

18-19 января, Киев

2-х дневный тренинг-практикум от Игоря Немировского

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. БЮДЖЕТЫ»

Для Владельцев малого и среднего бизнеса, финансовых директоров, главных бухгалтеров, которые СТОЛКНУЛИСЬ С ВОПРОСАМИ: 1С есть, цифрмного, бухгалтеров много, а нужной управленческой информации нет если и есть какие-то цифры, то они собираются из разных источников: Excel, 1с бухгалтерия, CRM-системы, от разных людей и зачастую показывают разные цифры. Не управленческий учет, а каша из цифр, на что опираться не понятно; или наоборот, управленческого учета нет вообще и не понятно с чего начать.

Подробная программа тренинга

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

Портал о розничной и оптовой торговле TradeMaster.UA

ВСЕ НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *