Электронный кошелек

Содержание

Электронные деньги — учет и налогообложение

Фомичева Людмила Петровна, налоговый консультант

Журнал «БУХ.1С» № 9/2012

Многие компании используют электронные платежные системы для приема платежей за свои товары и услуги, которые реализуют через интернет, например, при дистанционной торговле. Л.П. Фомичева, аудитор анализирует вопросы нормативного правового регулирования «рынка» электронных денег, а также дает рекомендации по их бухгалтерскому и налоговому учету.

Организация использует электронные деньги

Обращение электронных денег регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ).

Электронные расчеты: ограничения

Под электронными деньгами подразумеваемся эквивалент реальных денежных средств, они обращаются только внутри конкретной ЭПС — электронной платежной системы. Превратить их в рубли можно только выведя из платежной системы. Наиболее популярными платежными системами в данный момент являются WebMoney Transfer, Яндекс.Деньги (PayCash), RuPay, E-Gold, Rapida, CyberPlat и E-port, Кредит-Пилот и др.

Чтобы осуществлять расчеты электронными деньгами, организация должна заключить с оператором ЭПС договор (п. 1 ст. 4 и п.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ) и пройти регистрацию на сайте оператора. В договоре прописываются все услуги, которые оператор будет представлять организации-клиенту.

Оператором может быть только кредитная организация (банк).

Клиенту не открывается банковский счет; расчеты через оператора осуществляются только посредством электронных средств платежа. Электронное средство платежа является корпоративным. Расчеты электронными деньгами осуществляются с помощью так называемого «электронного кошелька» (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ).

Для использования электронного средства платежа юридические лица или предприниматели обязаны пройти идентификацию (п. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). Она проводится согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В отношении клиента-физического лица оператор может не проводить такую идентификацию. Это зависит от суммы операции и размера остатка электронных денежных средств.

Получить корпоративное электронное средство платежа организации могут в банке только при предъявлении свидетельства о постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 86 НК РФ). Банк обязан сообщать налоговому органу о предоставлении или прекращении права организации использовать корпоративные электронные средства платежа в течение трех дней со дня соответствующего события.

Электронные кошельки (счета) в ЭПС организации и предприниматели пополняют только путем перечисления со своего банковского счета (ч. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ), пополнить счет через подотчетных лиц нельзя. Денежные средства, переведенные клиентом оператору электронных денежных средств, остаются собственностью клиента.

Работа с электронным счетом имеет свои ограничения. Так, компании и предприниматели не могут рассчитываться электронными деньгами между собой. Одним из участников расчетов обязательно должно быть физическое лицо (ч. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Имеются ограничение по размеру одной транзакции — клиент не может перевести на счет компании сумму, превышаю 15 тыс. руб. по правилам Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Использование электронных средств платежа возможно лишь при условии, что остаток электронных денег не превышает 100 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте (по курсу ЦБ РФ на конец рабочего дня оператора). Сумма остатка может оказаться больше лимита только в одном случае: если изменение произошло за счет того, что официальный курс иностранной валюты вырос (п. 8, 9 ст. 10 Закона № 161-ФЗ).

При превышении остатка оператор обязан выводить излишек на банковский счет компании. При этом никакого распоряжения от владельца денег не потребуется. Для этих целей организация должна либо иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств, либо предоставить оператору информацию о банковском счете, открытом в иной кредитной организации, на который может быть переведен остаток (его часть) электронных денежных средств (п. 23 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Оператор формирует записи, отражающие размер его обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее — остаток электронных денежных средств). Оператору запрещено кредитовать клиента, начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплачивать любое вознаграждение клиенту.

Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента. Оператор одновременно уменьшает остаток электронных денежных средств плательщика и увеличивает остаток получателя на сумму перевода. В случаях, предусмотренных договором, оператор может осуществлять эти действия не одновременно. Такой режим переводов называется автономным режимом использования электронного средства платежа.

После осуществления перевода он становится безотзывным и окончательным. Оператор незамедлительно направляет клиенту подтверждение об исполнении его распоряжения. При этом оператор на постоянной основе ведет учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах. Организации и предприниматели должны использовать корпоративное электронное средство платежа, позволяющее идентифицировать клиента (ст. 10 Закона № 161-ФЗ).

По распоряжению организации остаток (его часть) электронных денег может быть переведен также только на банковский счет клиента (п. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Вывод денег из электронного кошелька юридического лица или предпринимателя не может быть осуществлен наличными.

Уже сейчас оператор имеет право прекратить или приостановить использование клиентом электронных средств платежа. Это возможно на основании уведомления, полученного от клиента, или при выявленных нарушениях договора, который описывает порядок использования электронных средств платежа (п. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Начиная с 2013 года, у операторов появятся новые обязанности:

— информирование клиентов о каждой совершенной операции с применением электронных средств платежа, для чего будут отправляться уведомления (п. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);

— представление компании документов, связанных с использованием электронных средств платежа. Порядок их представления прописывается в договоре (п. 7 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);

— клиент может направить оператору заявления, которые касаются использования электронных средств платежа. Заявления рассматриваются в срок, прописанный в договоре, но не более 30 дней, а в случаях трансграничного перевода — не более 60 дней (п. 8 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);

— если оператор получит от клиента уведомление об использовании средства платежа без его согласия или об утрате, то оператор должен возместить клиенту сумму операции, которая была совершена без его согласия (п. 12 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Нужно известить налоговую инспекцию

О возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств нужно сообщить в инспекцию в течение семи дней (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Сообщение составляется по форме С-09-1, код КНД 1110009. Форма сообщения и особенности ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 09.06. 2011 № ММВ-7-6/362@.

Самостоятельной нормы, предусматривающий ответственность за непредставление информации в НК РФ не предусмотрено. ФНС России в информации, распространенной от 13 июля 2011 года предупреждает об ответственности в случае не представления указанных сведений

— по общим нормам статей 126 или 129.1 НК РФ

— либо 200 руб. за каждый документ, который не был представлен,

— либо 5 000 руб.

Представляется, что более корректным будет привлечение к ответственности именно в соответствии с последней нормой, т. к. сведения должны представляться налогоплательщиком самостоятельно в силу закона, а не по требованию налогового органа.

Инспекция вправе заблокировать средства, имеющиеся на счете в электронной платежной системе, а также взыскивать недоимки, штрафы и пени за счет этих средств (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ). Это возможно в тех же случаях, в которых приостанавливаются операции по банковскому счету (п. 2 ст. 45, п. 8 ст. 46, ст. 76 НК РФ).

Кроме того, на остаток электронных денежных средств на корпоративных электронных средствах платежа может быть обращено взыскание в процессе исполнительного производства (ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Бухгалтерский учет электронных расчетов

До принятия Закона № 161-ФЗ электронные деньги по формальным признакам в полной мере не подпадали ни под определение денежных средств, ни под определение ценных бумаг или иных активов. Закон № 161-ФЗ, конечно, не содержит указаний по учету электронных денег. Однако его положения дали основания до появления соответствующих указаний в нормативных актах считать, что электронные деньги являются аналогом денежных средств. Поэтому, по нашему мнению, для их бухгалтерского учета может использоваться счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги». Могут быть выделены отдельные субсчета по платежным системам или видам электронных денег. В учетной политике необходимо закрепить перечень таких субсчетов (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Что касается аргументов о том, что платежные системы не являются банком, то отметим, что в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 161-ФЗ оператор платежной системы должен быть кредитной организацией. А если по состоянию на 29.09.2011 он не является таковой, этот недостаток надо устранить в течение 15 месяцев (п. 1 ст. 38 Закона № 161-ФЗ). Таким образом, все платежные системы обязаны иметь соответствующие лицензии.

Получение денег от покупателей

Комиссия за проведение платежа система, как правило, взимает с того, кто платит. Поэтому если деньги поступают на счет продавца, то расходов по зачислению денег на сет не возникает.

Операция зачисления денег на счет отражается следующим образом:

Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

— получены электронные деньги в качестве предоплаты от покупателя (физического лица) за товары, работы или услуги;

либо

Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 90 субсчет «Выручка»

— получена выручка от розничной продажи.

Вывод денег из электронного вида на свои счета

Организации и предприниматели могут вводить средства в платежную систему и выводить их оттуда только через свой банковский счет (п. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 55, субсчет «Электронные деньги»

— денежные средства из электронной платежной системы выведены на расчетный счет.

За операцию перевода электронных денег на банковский счет большинство платежных систем удержат вознаграждение. Его нужно вправе включить в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— учтены расходы на перевод денежных средств на расчетный счет;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— отражен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги перевода на расчетный счет;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

— списана оплата услуг ЭПС за вывод средств на расчетный счет.

Пополнение электронного счета с деньгами с расчетного счета

Пополнить свой счет электронными деньгами компания сможет, только переведя средства со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ):

Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 51

— введены в ЭПС денежные средства с расчетного счета.

Сумму комиссии вы вправе безбоязненно включить в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков.

Взаиморасчеты с физическими лицами

Пункт 9 статьи 7 Закона № 161-ФЗ запрещает организациям и предпринимателям рассчитываться между собой электронными денежными средствами. Получать платежи от организаций смогут только обычные граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Тем не менее, рассчитываться электронными деньгами по гражданско-правовому договору с физическим лицом вполне можно, как и использовать их в качестве средств расчетов с удаленно работающими сотрудниками, надомниками. Такую операцию следует отразить так:

Дебет 76 Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

— перечислены электронные деньги в оплату услуг, оказанных гражданином, либо в качестве предоплаты за его услуги,

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— учтены расходы на перевод денежных средств;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— отражен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги перевода;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

— оплачены услуги электронной платежной системы.

Электронные деньги в налоговом учете

Рассмотрим, какие особенности нужно учесть при начислении налогов, если расчеты осуществляются электронными деньгами.

Закон № 161-ФЗ фактически уравнивает электронные деньги с другими средствами платежа. Поэтому для целей налогового учета нет разницы, в какой форме вы получаете выручку и оплачиваете услуги — через расчетный счет, наличными или электронными деньгами.

НДС

Если вы получаете деньги от физических лиц как плату за товары, работы или услуги, то платеж формально считается авансом либо выручкой. Поэтому не забывайте начислять авансовый НДС, составлять авансовые счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж, а затем, после отгрузки, принимать налог к вычету, зарегистрировав авансовый счет-фактуру в книге покупок.

Что касается расходов, то обслуживание электронных платежей не относится к банковским операциям, не облагаемым НДС по условиям подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Поэтому оператор, если он является плательщиком НДС и не применяет специальные налоговые режим, в составе вознаграждения взимает НДС в общем порядке.

Для вычета налога на добавленную стоимость клиенту необходим счет-фактура. Он может быть выставлен на бумажном носителе или в электронном виде (п. 1 ст. 169 НК РФ).

«Входной» НДС можно принять к вычету на общих основаниях в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.

Налог на прибыль

Продавец товаров должен отразить в налоговом учете всю сумму дохода, поступившего в его электронный кошелек от покупателя, включая вознаграждение оператора электронной платежной системы (п. 2 ст. 249 НК).

Одновременно с этим сумму вознаграждения оператора следует включить в состав прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК). Комиссии, взимаемые оператором за проведение платежей (п. 12 ст. 5 Закона № 16-ФЗ) считаются оплатой услуг банка. Поэтому организация включает их в состав внереализационных расходов на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Расходы можно подтвердить документами (скажем, актами выполненных работ, отчетами), полученными от оператора платежной системы по цифровым каналам связи и заверенными цифровой подписью (письмо Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/1/3) или в бумажном виде. Например, Яндекс.Деньги в конце месяца присылает бумажный отчет об оборотах по электронному кошельку. Документ заверен печатью системы и подписью ее ответственного лица.

УСН

Если компания применяет упрощенную систему налогообложения, то плату за услуги платежной системы также можно учесть при расчете налога (подп. 9 п. 1 или пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

НДФЛ

Перечисляя вознаграждение физического лица помните, что НДФЛ налоговый агент перечисляет в бюджет при выплате дохода с банковского счета. В связи с тем, что электронные деньги являются аналогом денег лучше в день уплаты сотруднику электронных денег относить в банк и платежку на перечисление удержанного НДФЛ.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a14/470838.html

Электронные деньги

Классификация электронных денег

Электро́нные де́ньги — неоднозначный и эволюционирующий термин, употребляющийся во многих значениях, связанных с использованием компьютерных сетей и систем хранимой стоимости для передачи и хранения денег. Под электронными деньгами понимают системы хранения и передачи как традиционных валют, так и негосударственных частных валют — обращение электронных денег может осуществляться как по правилам, установленным или согласованными с государственными центробанками, так и по собственным правилам негосударственных платежных систем.

В Европейском союзе электронными деньгами считают денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трём критериям:

  1. Фиксируются и хранятся на электронном носителе.
  2. Выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме, не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.
  3. Принимаются как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.

В России закон «О национальной платёжной системе» содержит собственное определение электронных денежных средств.

Природа электронных денег

Термин «электронные деньги» является относительно новым и часто применяется к широкому спектру платёжных инструментов, которые основаны на инновационных технических решениях. Следствием этого является отсутствие единого, признанного в мире определения электронных денег, которое бы однозначно определяло их экономическую и правовую сущность.

Электронным деньгам свойственно внутреннее противоречие — с одной стороны они являются средством платежа, с другой — обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. Такой парадокс можно пояснить с помощью исторической аналогии: в своё время банкноты тоже рассматривались как обязательство, которое подлежит оплате монетами или драгоценными металлами. Вполне вероятно, что с течением времени электронные деньги будут являться одной из разновидностей формы денег (монеты, банкноты, безналичные деньги и электронные деньги). Также вероятно, что в будущем центробанки будут производить эмиссию электронных денег, так же, как сейчас чеканят монету и печатают банкноты.

Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.

Электронные деньги, являясь неперсонифицированным платёжным продуктом, могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег, однако могут обращаться в том числе и в государственных или банковских платёжных системах.

Как правило, обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платёжными картами (банкоматы, POS-терминалы, платёжные киоски). Используются и другие платёжные инструменты: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и другие устройства, оснащённые специальным платёжным чипом.

Разновидности электронных денег

Электронные деньги обычно разделяют на два типа: на базе смарт-карт (англ. card-based) и на базе сетей (англ. network-based). И первая, и вторая группа подразделяются на анонимные (неперсонифицированные) системы, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, и не анонимные (персонифицированные) системы, требующие обязательной идентификации пользователя.

Следует также различать электронные государственные и частные деньги. Государственные электронные деньги выражены в национальной валюте и являются составной частью государственной платёжной системы. Соответственно, эмиссия и обращение таких электронных денег происходит на основе национального законодательства.

Электронные частные деньги являются электронными единицами негосударственных платёжных систем, которые своими правилами регламентируют их эмиссию и обращение. Степень контроля и регулирования государственными органами таких платёжных систем в разных странах сильно отличаются. Часто негосударственные платёжные системы привязывают свои электронные деньги к национальной или иностранной валюте, однако государства никак не обеспечивают надёжность или ликвидность частных денег.

Согласно позиции ЕЦБ, средства доступа к банковскому счёту, а именно, традиционных банковских платёжных карт (как микропроцессорных, так и с магнитной полосой), а также интернет-банкинга не относятся к электронным деньгам, а в системах, которые осуществляют расчёты электронными деньгами, банковские счета используются только при вводе и выводе денег из системы. При этом используется консолидированный банковский счёт эмитента электронных денег, а не карточные или текущие счета пользователей. При эмиссии электронных денег традиционные деньги зачисляются на консолидированный банковский счёт эмитента. При предъявлении электронных денег для погашения традиционные деньги списываются с консолидированного банковского счёта эмитента.

Также согласно позиции ЕЦБ к электронным деньгам не относятся предоплаченные одноцелевые карты, такие, как: подарочная карта, топливная карта, телефонная карта и т. д. Использование такого платёжного инструмента не означает осуществления нового платежа. Реальный платёж осуществляется в момент покупки или пополнения такой карты. Его использование, как правило, не порождает новых денежных потоков и является простым обменом информацией о потреблённых предоплаченных товарах или услугах.

Эмиссия электронных денег

Одним из самых важных политических вопросов, связанных с электронными деньгами, является вопрос эмитента, а именно — определения перечня организаций, которые имеют право осуществлять в стране эмиссию электронных денег. Проблема эмиссии затрагивает как электронные национальные деньги (выраженные в одной из государственных валют), так и частные электронные деньги (которые обращаются вне государственной платёжной системы). Однозначного подхода в законодательствах стран мира по этой проблеме нет.

Законодательство ЕС разрешает осуществлять эмиссию электронных денег новому классу кредитных учреждений — Институтам электронных денег (ELMI). В Индии, Мексике, Нигерии, Сингапуре, на Тайване и Украине эмиссия электронных денег может осуществляться только банками. В Гонконге эмитенты электронных денег должны получить лицензию депозитной компании. В России эмитентами электронных денег могут быть только кредитные организации — банки или НКО, имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве оператора электронных денег и денежных переводов без открытия банковского счёта.

История развития электронных денег

В 1993 центробанки Европейского союза начали изучать феномен электронных денег, которыми в то время считались предоплаченные карты. Результаты этого анализа были опубликованы в мае 1994 и стали признанием на официальном уровне существования электронных денег. При анализе новых технологических схем, а именно, предоплаченных многоцелевых карт, центробанки Европейского союза пришли к фундаментальному выводу: в случае распространения таких продуктов со стороны центробанков необходимы: постоянный мониторинг, обмен информацией и принятие политических решений с целью сбережения целостности платёжной системы.

Начиная с 1993 года началось развитие не только электронных денег, базирующихся на картах (англ. card-based), но и сетевых электронных денег (англ. network-based).

В 1996 году руководители центробанков стран G10 заявили про намерение осуществлять мониторинг электронных денег в странах мира. С этого времени «Банк международных расчётов» при поддержке мировых центробанков регулярно анализирует развитие электронных денег и соответствующих систем. Сначала данные были конфиденциальными и были доступными только центробанкам, а с мая 2000 года стали общедоступными. В исследовании 2004 года приняли участие центробанки 95 стран, и выяснилось, что электронные деньги функционируют в 37 странах мира.

Преимущества электронных денег

Электронные деньги особенно полезны и удобны при осуществлении массовых платежей небольших сумм. Например, при платежах в транспорте, кинотеатрах, клубах, оплате коммунальных услуг, оплате различных штрафов, расчётах в интернете и т. д. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к получателю быстро.

Электронные деньги корректнее всего сравнивать с наличными деньгами, так как обращение безналичных денег обязательно персонифицировано, и известны реквизиты обеих сторон. В случае расчётов электронными деньгами достаточно знать реквизиты получателя денег.

Электронные деньги имеют следующие преимущества перед наличными деньгами:

  • превосходная делимость и объединяемость — при проведении платежа не возникает необходимость в сдаче;
  • высокая портативность — величина суммы не связана с габаритными или весовыми размерами денег, как в случае с наличными деньгами;
  • очень низкая стоимость эмиссии электронных денег — не надо чеканить монеты и печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т. д.;
  • не нужно физически пересчитывать деньги, эта функция переносится на инструмент хранения или платёжный инструмент;
  • проще, чем в случае с наличными деньгами, организовать физическую охрану электронных денег;
  • момент платежа фиксируется электронными системами, воздействие человеческого фактора снижается;
  • при платеже через фискализированное эквайринговое устройство торговцу невозможно укрыть средства от налогообложения;
  • электронные деньги не нужно пересчитывать, упаковывать, перевозить и организовывать специальные хранилища;
  • идеальная сохраняемость — электронные деньги не теряют своих качеств с течением времени;
  • идеальная качественная однородность — отдельные экземпляры электронных денег не обладают уникальными свойствами (как, например, царапины на монетах);
  • безопасность — защищённость от хищения, подделки, изменения номинала и т. п., обеспечивается криптографическими и электронными средствами.

Недостатки электронных денег

  • отсутствие устоявшегося правового регулирования: многие государства ещё не определились в своём однозначном отношении к электронным деньгам;
  • несмотря на отличную портативность, электронные деньги нуждаются в специальных инструментах хранения и обращения;
  • как и в случае наличных денег, при физическом уничтожении носителя электронных денег, восстановить денежную стоимость владельцу невозможно;
  • отсутствует узнаваемость — без специальных электронных устройств нельзя легко и быстро определить, что это за предмет, сумму и т. д.;
  • невозможность прямой передачи части денег от одного плательщика другому;
  • средства криптографической защиты, которыми защищаются системы электронных денег, ещё не имеют длительной истории успешной эксплуатации;
  • теоретически заинтересованные лица могут пытаться отслеживать персональные данные плательщиков и обращение электронных денег вне банковской системы;
  • безопасность (защищённость от хищения, подделки, изменения номинала и т. п.) не подтверждена широким обращением и беспроблемной историей;
  • теоретически возможны хищения электронных денег, посредством инновационных методов, используя недостаточную зрелость технологий защиты.

Проблемы внедрения

Центробанки большинства стран очень настороженно относятся к развитию электронных денег, боясь неконтролируемой эмиссии и других возможных злоупотреблений. Хотя электронная наличность может обеспечить массы преимуществ — таких, как быстрота и удобство использования, большая безопасность, меньшие транзакционные сборы, новые возможности для бизнеса с переносом экономической активности в Интернет. Существует много спорных вопросов касательно внедрения электронных денег. Введение электронных валют вызывает ряд вопросов — принципиально не решённые проблемы по сбору налогов, обеспечения эмиссии, отсутствия стандартов обеспечения эмиссии и обращения электронных частных денег, опасения об использовании электронных платёжных систем для отмывания денег.

Для оборота электронных денег используются достаточно сложные технологии. И коммерческие банки не всегда хотят и способны самостоятельно развивать новые продукты.

Основными причинами нежелания банков развивать проекты, связанные с электронными деньгами, являются:

  • необходимость финансировать разработки, плодами которых могут пользоваться конкуренты;
  • трудности кооперации с другими банками с целью разделить затраты на инновационные разработки;
  • каннибализация уже существующих банковских продуктов новыми;
  • отсутствие квалифицированных специалистов в собственном штате;
  • неуверенность в надёжности аутсорсеров.

На фоне проблем с реализацией проектов «электронных денег» коммерческими банками на рынке появляется множество мелких проектов и стартапов, основными проблемами которых на данный момент являются:

  • крайне малый размер реального рынка «электронных денег»;
  • приоритетная ориентированность законодательств в области платёжных систем на банковскую отрасль;
  • неготовность регуляторов пустить на рынок платёжных систем компании-«не банки»;
  • большое количество конкурирующих и плохо ориентированных на своих потребителей технологий и отсутствие стандартов.

Очевидно, что проблемы нового рынка «электронных денег» могут решаться длительным эволюционным путём либо с помощью больших инфраструктурных проектов, инициируемых государствами (например, российская Национальная система платёжных карт или украинская «Простір»).

Международный опыт внедрения и использования электронных денег

Фиатные электронные деньги на базе сетей

  • PayPal
  • Африканская платёжная система M-Pesa. Система функционирует в Кении и Танзании.

Фиатные электронные деньги на базе смарт-карт

  • Visa Cash
  • Mondex
  • Гонконгская карточная система «Октопус».
  • Голландская система Chipknip.

Частные электронные деньги на базе сетей

  • Криптовалюты: Bitcoin, Ethereum и т. п.
  • QIWI
  • Яндекс.Деньги
  • RBK Money
  • WebMoney

В России

Российский закон «О национальной платёжной системе» содержит следующее определение электронных денежных средств: это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учёт информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Также в России электронные деньги делятся на категории: персонифицированные электронные средства, неперсонифицированные электронные средства и корпоративные электронные средства. Персонифицированные и неперсонифицированные кошельки могут быть исключительно у частных лиц, корпоративные — исключительно у юридических лиц и частных предпринимателей. Между кошельками частных лиц разрешены внутренние платежи, так же, как и разрешены платежи на корпоративные кошельки. С корпоративных кошельков разрешено платить только частным лицам, платежи с корпоративных кошельков одних юридических лиц на корпоративные кошельки других юридических лиц запрещены.

Примечания

  1. Директива 2000/46/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС, Статья 1
  2. 1 2 Electronic Money Definition of European Central Bank. (англ.)
  3. Diana Ngo Deloitte Proposes ‘State-Sponsored Cryptocurrency’ 13.07.2015 (англ.)
  4. Государственные криптовалюты на подходе
  5. Robert Mendick Bank of England plots its own bitcoin-style digital currency / The Telegraph, 30.12.2017. (англ.)
  6. State-Sponsored Cryptocurrency:Adapting the best of Bitcoin’s Innovation to the Payments Ecosystem Deloitte Report] 2015 Deloitte Development LLC (англ.)
  7. Meirav Arlosoroff Israel’s Answer to Bitcoin: A Digital Shekel That Could Replace Cash / Haaretz, 24.12.2017. (англ.)
  8. European Parliament and of the Council. Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council. European Parliament and of the Council (September, 2000). Дата обращения 16 февраля 2010. Архивировано 21 января 2012 года.
  9. 1 2 3 Bank for International Settlements. Survey of developments in electronic money and internet and mobile payments. Банк международных расчётов (May, 2004). Дата обращения 15 февраля 2010. Архивировано 21 января 2012 года.
  10. 1 2 European Central Bank. REPORT ON ELECTRONIC MONEY. European Central Bank (August, 1998). Дата обращения 15 февраля 2010. Архивировано 21 января 2012 года.
  11. BANK FOR INTERNATIONAL SETTLEMENTS. IMPLICATIONS FOR CENTRAL BANKS OF THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC MONEY. Банк международных расчётов (October, 1996). Дата обращения 15 февраля 2010. Архивировано 21 января 2012 года.
  12. 1 2 3 журнал CHIP 8/2013, стр. 54-59
  13. Пункт 18 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 161-ФЗ г. «О национальной платёжной системе» от 27 июня 2011 года

> Литература

  • С. А. Белозеров «Электронные формы денег и новые виды платёжных систем» — Известия СПбГУЭФ

Ссылки

  • Эхо Москвы. Что такое интернет-деньги?
  • К вопросу об обращении «электронных денег» в РФ
  • Самые популярные электронные деньги в России — 2012 // banki.ru
  • Untraceable Digital Cash, Information Markets, and BlackNet from 1997, by Timothy C. May (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Principles for a free, powerful and stable monetary system for the digital era by S. Poirier (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Flood Control on the Information Ocean: Living With Anonymity, Digital Cash, and Distributed Databases, (1996) by Michael Froomkin (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Status Report on Free Market Money (2005) from The Indomitus Report (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Эволюция денег (1999 г.) (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • E-Money Questions and Answers (англ.) (Проверено 4 ноября 2009)
  • e-Commerce.ru: Платёжные системы (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11972072n · GND: 4014359-4 · LCCN: sh85042329 · NDL: 00866697

Системы онлайн-платежей

Системы мобильных платежей

С использованием электронных денег

С использованием электронных денег (история)

С использованием криптовалют

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8

В нашей стране в связи с развитием онлайн-коммерции невероятную популярность приобретают электронные кошельки. Совершать платежи с помощью таких сервисов действительно удобно: оплата происходит мгновенно в любом web-интерфейсе или приложении, комиссия за платежи отсутствует (а если и присутствует, то пользователь извещается об этом заранее). Однако при использовании электронных кошельков перед пользователем стоит вопрос: насколько безопасно с их помощью совершать платежи через интернет?

Популярные в России платежные системы: Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI и другие уделяют вопросам безопасности самое пристальное внимание, постоянно совершенствуя свои сервисы. Однако во многом безопасность использования зависит не от платежной системы, а от пользователя электронного кошелька. Как и при использовании банковских карт, пользователь должен соблюдать ряд несложных правил, благодаря которым риск пропажи средств будет максимально снижен.

Безопасный компьютер

Так как львиная доля платежей по электронным кошелькам совершается с компьютера, то первоочередным занятием является его защита. Правила защиты, перечисленные ниже, актуальны как для платежей с помощью банковских карт, так и с использованием электронных кошельков:

  • Устанавливайте на компьютер только лицензионное программное обеспечение. Скачивая файлы из не доверенных источников, Вы рискуете установить на свой компьютер вредоносную программу, открывающую доступ к защищенной информации.
  • Пользуйтесь современным антивирусом с включенной опцией автоматического обновления. Все новые файлы обязательно проверяйте на наличие вирусов.
  • Не храните логины и пароли на жестком диске своего компьютера. Если у Вас есть необходимость хранить эти данные именно в цифровом формате, сохраняйте их на внешних носителях: картах памяти, «флешках» и пр.
  • Если вы пользуетесь одним компьютером совместно с другими пользователями, установите пароль для входа в ваш профиль.
  • Не совершайте оплату с «общественного» компьютера (в интернет-кафе, библиотеке и пр.).
  • Постарайтесь использовать все возможности вашего браузера по максимуму: поставьте блокировку всплывающих окон, установите защиту от фишинга и вредоносного программного обеспечения. При совершении оплаты всегда обращайте внимание на адресную строку сайта: адрес защищенной платежной страницы должен начинаться с https://.
  • После ввода платежных данных карты или кошелька корректно завершите процесс оплаты. Никогда не оставляйте открытой страницу с введенными платежными данными.

Что еще?

Помните, что платежи с использованием электронного кошелька (в отличие от платежей по банковским картам) являются неименными. Это значит, что на них действует ряд ограничений (например, размер одного платежа не может превышать 15 000 рублей), а также они являются безотзывными (невозвратными). Для того чтобы стать «полноправным» пользователем и получить все преимущества именных платежей, необходимо пройти процедуру идентификации: подробную информацию о том, как это сделать, вы можете найти на официальном сайте кошелька.

Если вы все-таки стали жертвой мошенников и потеряли деньги, сразу же обратитесь в службу поддержки электронного кошелька и подробно опишите ситуацию. В случае, если вы обладаете статусом идентифицированного пользователя, средства вернутся на ваш кошелек; в остальных ситуациях возврат не гарантирован. Ответы на все дополнительные вопросы по использованию сервиса электронного кошелька вы можете получить при обращении в службу поддержки, а также непосредственно на официальном сайте кошелька. Прежде чем совершать платежи, необходимо ознакомиться с информацией о безопасности работы с электронным кошельком, расположенной на его официальном сайте – это может сэкономить вам силы и время.

Использование электронного кошелька может стать для вас не только простым и удобным, но и безопасным способом оплаты в интернете. Соблюдайте эти несложные правила, и вы исключите 95% случаев мошенничества.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/bank/articles/410694/

>»Кошелёк» общего пользования

Ответ на кроссворд из 8 букв, на букву Б:

БАНКОМАТ

Что значит слово БАНКОМАТ в словарях:

  • Вопрос: «Кошелёк» общего пользования — ответ: БАНКОМАТ
  • «Касса» для кредиток
  • «Электронный кассир»
  • Автокасса с монитором
  • Автомат «обмена» кредитки на деньги
  • Автомат для выдачи денег
  • Автомат для обмена валюты
  • Автомат, выдающий деньги
  • Автомат, выдающий деньги по кредиткам
  • Автомат, заряженный деньгами
  • Автомат, швыряющийся деньгами
  • Автоматическая касса банка
  • Автоматический кассир
  • Аппарат для обналичивания кредитной карточки
  • Банкир-робот
  • В каком автомате деньги получают?
  • Денежная машина
  • Деньги выдаёт
  • Из какого автомата получают зарплату?
  • Историк наличных
  • Касса без кассира
  • Механизм для выдачи купюр
  • Механический кассир
  • Первая его модель умела только выдавать деньги
  • Первый в мире БАНКОМАТ установили в Лондоне
  • Подсчитано, что каждые пять минут в мире устанавливают новый ..
  • Самое денежное устройство
  • Снабженец налом
  • Среднестатистический БАНКОМАТ ошибается за год примерно на 250 долларов
  • Устройство для выдачи купюр
  • Устройство, напичканное деньгами

Косынка неформала

В косе у первоклассницы

Источник: https://RKotv.ru/cw/koshelek-obshchego-polizovaniya.html

Побег в виртуальную реальность, или Как правильно использовать электронные деньги

Статистика Банка России показывает, что доля безналичных расчетов в нашей стране уверенно растет с каждым годом. Вместе с тем, расчеты без использования банкнот и монет прогрессируют не только количественно, но и качественно, с появлением новых инструментов и форм расчетов.

Так, широкую популярность получили так называемые электронные средства платежа (электронные деньги). По итогам первых трех кварталов 2013 года было совершено 957,4 млрд переводов на общую сумму 3 млрд руб., причем в основном – в пользу юридических лиц (91,6% от общего количества операций). С каждым кварталом число переводов и общий объем переведенных средств только возрастали, и эти тенденции не могли укрыться от внимания законодателя.

Первоначально основы правового статуса и правил использования электронных денег были закреплены в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – закон о платежной системе), а позже – в нормативных актах Банка России. Одним из последних стала Памятка «Об электронных денежных средствах», утвержденная письмом Банка России от 20 декабря 2013 г. № 249-Т (далее – Памятка) которая была рекомендована мегарегулятором к изучению кредитными организациями и распространению среди их клиентов-физических лиц.

Без купюр

Электронные деньги – это безналичные денежные средства, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (п. 1.2 Памятки). В частности, к электронным средствам платежа относятся банковские предоплаченные карты, а также так называемые «электронные кошельки».

40% респондентов предпочитают электронные деньги бумажным.

Узнать больше

Первые представляют собой банковскую карту, на которую клиент кредитной организации кладет определенную сумму денег, и после этого может совершать платежи посредством этой карты (а если карта именная – также получить наличными остаток денежных средств) (п. 1.5 положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»).

Пока они не получили широкого распространения среди россиян, однако в некоторых случаях могут быть очень удобными – к примеру, если нужно оплатить покупку в интернет-магазине, но не хочется раскрывать полные данные о зарплатной или другой платежной карте. Владельцы дистанционной торговли также выигрывают от использования электронных денег за счет уменьшения сумм наличных денег, которые курьеры магазина возят с собой для расчетов с покупателями, а также снижения риска получения фальшивых банкнот.

«Электронный кошелек» позволяет распоряжаться деньгами дистанционно, в том числе с установкой на компьютер, мобильный телефон или другое техническое устройство клиента специального программного устройства.

Банк России еще раз подчеркнул, что осуществлять операции по переводу электронных денежных средств может только кредитная организация (ст. 12 закона о платежной системе, п. 1.4 Памятки). Кстати, необязательно это должен быть банк – оператором по переводу электронных денег может быть и небанковская кредитная организация, получившая соответствующую лицензию.

Гюльчатай, открой личико

Электронные средства платежа делятся на две большие группы: персонифицированные и неперсонифицированные – в зависимости от того, осуществляется ли при переводе идентификация клиента. Впрочем, для юридических лиц и ИП, использующих электронные деньги, доступен только один вариант – все операции с их участием совершаются с обязательной идентификацией (ч. 7 ст. 10 закона о платежной системе).

ВНИМАНИЕ!

Электронные деньги отнесены законом к денежным средствам (п. 18 ст. 3 закона о платежной системе), поэтому их получение влечет налоговые последствия.

Если источником дохода физического лица является организация или ИП, они выступают по отношению к нему налоговым агентом и обязаны удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

В противном случае гражданин обязан самостоятельно задекларировать свой доход в виде полученной суммы электронных денег и уплатить налог (ст. 228 НК РФ).

У физических лиц возможности шире – они могут воспользоваться анонимными «электронными кошельками» или обезличенными предоплаченными банковскими картами (ч. 2, ч. 4 ст. 10 закона о платежной системе). Однако если предприниматель переводит электронные деньги гражданину (например, в счет оплаты услуг по гражданско-правовому договору), последний обязан использовать для этих целей именно персонифицированное средство платежа (ч. 9 ст. 7 закона о платежной системе).

Это, кстати, вызывает ряд вопросов при возврате некачественного товара, оплаченного, к примеру, через анонимный «электронный кошелек», – ведь вернуть деньги за товар на этот же кошелек продавец не сможет в силу закона. Учитывая, что наличными деньгами в этом случае плату за возвращенный товар выдать также невозможно (ч. 20 ст. 7 закона о платежной системе), остается только один вариант – покупатель предоставляет продавцу реквизиты своего банковского счета, и деньги перечисляются уже на него.

Различия между идентифицированными и неидентифицированными электронными средствами платежа проявляются и в предельно допустимой сумме переводов электронных денег.

Таблица 1. Ограничения при использовании электронных денег (для физических лиц)

Ограничение Персонифицированное электронное средство платежа Неперсонифицированное электронное средство платежа
Максимально допустимый остаток электронных денег (в любой момент) 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 10 закона о платежной системе) 15 тыс. руб. (ч. 4 ст. 10 закона о платежной системе)
Общая сумма переводов Без ограничений Не более 40 тыс. руб. в течение календарного месяца для одного электронного средства платежа (ч. 5 ст. 10 закона о платежной системе)

    МНЕНИЕ

    Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги»:

    «В сложившейся ситуации неверно считать неперсонифицированные электронные средства платежа анонимными. Даже если клиент и остается формально неидентифицированным, с точки зрения существующего закона, оператор электронных денежных средств располагает о нем обширным набором сведений: номером мобильного телефона, реквизитами привязанной карты, IP-адресами и прочей информацией. В определенном смысле это лучше, чем копия паспорта, – по телефону, например, можно определить местонахождение владельца, копия паспорта тут бесполезна. У правоохранителей всегда есть возможность запросить эти данные и эффективно использовать в ходе расследования. В наличных расчетах это, разумеется, невозможно».

От начала до конца

Создать резерв электронных денежных средств можно, перечислив определенную сумму со своего банковского счета либо без использования банковского счета – в том числе путем внесения наличных денег в банкоматы и платежные терминалы.

Банк России указал, что есть и еще один вариант – если у оператора мобильной связи, который обслуживает клиента, заключен договор с соответствующей кредитной организацией, то остаток электронных средств может быть пополнен за счет аванса на оплату услуг связи (п. 2.2 Памятки).

При переводе электронных денег происходит два действия одновременно – остаток средств плательщика уменьшается, а получателя – увеличивается.

После этого оператор обязан направить подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе электронных денежных средств (п. 4.5 Памятки). Пленум ВС РФ в 2012 году подчеркнул, что в целях защиты прав потребителей оно расценивается как подтверждение факта покупки (абз. 3 п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

При использовании платежных терминалов обязательно выдается чек – кстати, по поводу субъекта административной ответственности за нарушение этого требования в судебной практике существует два похода: в одном случае правонарушителем признается владелец платежного терминала (постановление ФАС Поволжского округа от 27 декабря 2010 г. по делу № А12-12756/2010, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 января 2008 г. по делу № А29-7985/2007), в другом – собственно оператор (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 февраля 2008 г. по делу № А28-8144/2007-456/1).

К слову

На электронные деньги распространяются правила о возврате средств по операциям, совершенным без согласия клиента. Более подробно – в нашем материале
«Возврат денег по несанкционированным транзакциям: что изменится с 1 января 2014 года»

О любой операции по переводу электронных денег кредитная организация обязана уведомить клиента (ч. 4 ст. 9 закона о платежной системе). Банк России в разъяснениях, размещенных на его официальном сайте 10 февраля текущего года, подчеркнул, что эта обязанность является законодательной, и следовательно, не предполагает взимания платы – в договоре должен быть предусмотрен способ безвозмездного информирования клиента.

По словам директора департамента информационных технологий СБ Банка Максима Волкова, из всех способов уведомления клиентов наиболее часто используется отправка SMS-сообщений. «Около 30% клиентов выбирают уведомления по e-mail. Дополнительно для всех клиентов в личном кабинете интернет-банка доступны уведомления об операциях с использованием электронного средства платежа», – рассказывает эксперт.

Конечно, перевод электронных средств можно осуществлять и в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства (ч. 24 ст. 7 закона о платежной системе).

Электронные деньги могут стать реальными – в случае зачисления остатка средств на банковский счет или выдачи его наличными деньгами. Правда, здесь необходимо учитывать, персонифицировано ли средство платежа, а также принимать во внимание статус владельца денег.

Таблица 2. Возможности распоряжения остатком электронных денежных средств

Статус владельца электронных денег Возможности распоряжения остатком электронных денег
Персонифицированное электронное средство платежа Неперсонифицированное электронное средство платежа
Физическое лицо
  • Перевод на банковский счет;
  • Перевод без открытия банковского счета;
  • Выдача наличными наличными (ч. 21 ст. 7 закона о платежной системе)
Перевод на банковский счет (выдача наличными деньгами запрещена) (ч. 20 ст. 7 закона о платежной системе)
Юридическое лицо или ИП Перевод на банковский счет (ч. 22 ст. 7 закона о платежной системе) Юридическое лицо или ИП идентифицируется при осуществлении операций с электронными деньгами в обязательном порядке (ч. 7 ст. 10 закона о платежной системе)

Надо знать

Электронные деньги могут быть очень удобными в использовании, однако по некоторым статьям они проигрывают прочим формам расчетов:

1. На электронные деньги не распространяются правила о страховании вкладов на случай банкротства кредитной организации (п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»). Напомним, сейчас сумма страхового возмещения по вкладам при наступлении страхового случая (чаще всего страховым случаем является аннулирование лицензии Банком России) составляет 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»), но в ближайшем будущем планируется увеличить его до 1 млн руб.

2. На остаток электронных денежных средств не начисляются проценты, а также не выплачивается любое иное вознаграждение клиенту за их использование (ч. 6 ст. 7 закона о платежной системе). Действительно, целью использования электронных денег является проведение платежей, а не создание накоплений. К тому же в отношении клиентов-физических лиц операции с электронными деньгами чаще всего осуществляются без открытия банковского счета – соответственно, к ним не могут применяться нормы о банковском вкладе, поскольку открытие вклада предполагает наличие счета (ст. 834 ГК РФ).

О действиях вкладчика в случае отзыва лицензии у банка узнайте из наших материалов:

  • Страхование банковских вкладов физических лиц. Действующий порядок и планируемые изменения
  • Инфографика. Как получить страховую выплату по вкладу при отзыве лицензии у банка

Кстати, сведения об остатках электронных денег и о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов относятся к банковской тайне (ч. 20 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности») и могут разглашаться только по запросу уполномоченного органа – к примеру, налоговой инспекции (п. 2 ст. 86 НК РФ).

3. Оператор не вправе предоставлять клиенту средства для увеличения остатка электронных денег. Таким образом, исключается кредитование посредством электронных денег. Фактически, единственный способ увеличения остатка электронных денежных средств заключается в пополнении его самим клиентом.

4. За операции с электронными деньгами взимается комиссия. Банк России еще раз подчеркнул право кредитных организаций взимать комиссионное вознаграждение за совершение операций с электронными деньгами (п. 4.4 Памятки). Размеры комиссии разнятся в зависимости от политики кредитной организации и типа операции. К примеру, при оплате покупки в интернет-магазине с использованием электронного кошелька Яндекс.Деньги комиссия составит от 0,5% до 3% от суммы перевода, за совершение каждой транзакции через систему WebMoney Transfer придется уплатить вознаграждение в размере 0,8% от суммы платежа, а та же операция на платформе RBK Money будет проведена без комиссии.

Взгляд в будущее

Законодательные инициативы последнего времени нередко направлены на борьбу с терроризмом и противодействие его финансированию – отразилось это и на предложениях по регулированию расчетов с использованием электронных денег. В середине января текущего года в Госдуму поступил законопроект, ужесточающий требования к переводам электронных денежных средств без идентификации клиента1.

Документ предусматривает следующие правила расчетов электронными деньгами:

  • общая сумма перевода без идентификации для одного электронного средства платежа не может превышать 1 тыс. руб. в течение одного дня (в случае использования предоплаченной карты – 3 тыс. руб.) и 15 тыс. руб. в течение календарного месяца (сейчас – не более 40 тыс. руб. в течение месяца, без ограничения суммы перевода за день);
  • максимально допустимый остаток электронных денег на каждом неперсонифицированном средстве платежа в любой момент не должен превышать 5 тыс. руб. (сейчас – не более 15 тыс. руб.);
  • запрещается использование неперсонифицированного средства платежа при трансграничных переводах (получатель либо плательщик находится за пределами России, при этом в переводе участвует иностранный банк), а также в случаях, когда идентификация отправителя и получателя проведена, но полная информация о них отсутствует;
  • запрещается использование неперсонифицированного средства платежа, выданного за пределами России либо иностранными финансовыми организациями;
  • анонимные переводы между физическими лицами (в том числе пополнение предоплаченных карт) не допускаются.

Авторы инициативы подчеркивают, что нововведения в случае их одобрения не окажут негативного влияния на интернет-торговлю и на использование персонифицированных средств платежа – более того, для последних предельно допустимый лимит электронных денег с 1 августа 2014 года будет увеличен со 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Однако представители экспертного сообщества делают неутешительные прогнозы по поводу платежей с использованием электронных денег в случае принятия новых правил. Так, Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции по законопроекту выдвинула предположение о том, что введение предлагаемых мер приведет к обратному эффекту – граждане будут предпочитать наличные деньги электронным.

Отличительная черта переводов с использованием электронных денег заключается в том, что они осуществляются без открытия банковского счета (п. 18 ст. 3 закона о платежной системе). Вместе с тем, для физическое лицо по желанию может предоставлять денежные средства оператору с использованием своего банковского счета, а для юридических лиц и ИП это требование является обязательным (ч. 2, ч. 3 ст. 7 закона о платежной системе).

Применительно к максимальному ограничению общей суммы анонимного перевода за один день аналитики РАЭК со ссылкой на Яндекс.Деньги отметили, что средний чек за ЖКУ составляет 1,7 тыс. руб., за купленные в интернет-магазине вещи – 1,3 тыс. руб., за авиабилеты – 8 тыс. руб., то есть зачастую превышают 1 тыс. руб.

В настоящее время, подчеркивают эксперты, платежи от 5 тыс. руб. составляют 19% от всех платежей, но при этом именно они обеспечивают 77% всего объема платежей. Если же ограничения коснутся не только платежей между неперсонифицированными электронными кошельками, но и платежей в пользу юридических лиц/поставщиков (ЖКХ, сотовая связь, игровые проекты и т.д.), то более 30% платежей превысят дневной лимит и более 10% – месячный лимит.

Кроме того, нередко указывают и на недостатки существующей в России системы идентификации плательщика и получателя платежа – как правило, она всегда требует визита в офис финансовой организации.

    МНЕНИЕ

    Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги»:

    «За рубежом уже много лет применяется рискориентированный подход, рекомендованный ФАТФ . Для операций пониженного риска (например, бытовых платежей, уплаты налогов) применяются упрощенные меры, личная явка необходима только для получения сложных финансовых продуктов. Например, в Европе для снятия лимитов на исходящие платежи в системе PayPal достаточно привязать к аккаунту банковскую карту. В США кредитные организации могут удаленно устанавливать личность клиента, проверяя сведения по государственным и частным базам данных. В Австралии, Новой Зеландии, Канаде очень активно используется потенциал кредитных бюро и электронных паспортов. Все эти подходы можно адаптировать и к российским реалиям.

    В течение последних двух лет экспертами и регуляторами были выработаны конкретные законодательные предложения в этом направлении; к сожалению, в январском законопроекте они оказались полностью проигнорированы. Мы надеемся, что в ходе обсуждения проекта федерального закона акцент будет все же перенесен с неэффективных мер по ограничению электронных платежей на модернизацию процедур идентификации клиентов».

Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов подчеркивает также, что законопроект снижает и порог для неперсонифицированных операций без открытия банковского счета, совершаемых в личном присутствии клиента (до 5 тыс. руб.). «Поэтому его последствия ощутят на себе также и те, кто ходит оплачивать квитанции на почту или в банк, – очереди станут длиннее, организации будут вынуждены перекладывать возрастающие издержки на потребителей. Возникнут проблемы с рядом операций через терминалы – например, погашением кредитов и пополнением карт», – прогнозирует эксперт.

Правда, некоторые эксперты надеются, что банковская система в целом от нововведений может только выиграть. Директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков обращает внимание на необходимость использования большого количества неперсонифицированных средств платежа при снижении планки максимальной суммы платежа для одного средства платежа, что не всегда удобно для клиента. «Но сделать в уличном терминале коммунальный платеж будет уже сложнее. При этом, возможно, люди, совершавшие подобные платежи, но не пользовавшиеся услугами банка, станут банковскими клиентами. Так что банковская система может и выиграть от таких нововведений», – заключает представитель банковского сообщества.

Источник: https://www.garant.ru/article/526228/

Еще недавно электронные деньги относились к категории виртуальных валют. Но в 2011 году все изменилось — они приобрели статус законного средства для проведения различного рода платежей. Термин «электронных денег» в законодательстве весьма размыт. Такая валюта представлена в качестве денежных средств, передаваемых между участниками операций без оформления банковского счета. При этом все операции проходят с применением электронных бумажников.

Углубляться в существующую формулировку бессмысленно, ведь о работе электронных платежных систем многие люди знают на личном опыте. Благодаря интернет-деньгам удается решать многие задачи — производить ткущие платежи, оплачивать товары в магазинах, погашать штрафы, платить налоги. Кроме этого, электронные деньги позволяют:

  • Перечислять средства физлицам.
  • Возвращать деньги при покупке товара.
  • Переводить валюту подотчетным субъектам и так далее.

Но некоторые сложности для бизнеса все-таки остаются. В частности, для применения электронных денег в бизнесе важно использовать специальный вид «хранилища» — корпоративный кошелек. Главным назначением виртуальных бумажников является проведение операций в режиме онлайн. При этом использование возможностей корпоративных виртуальных хранилищ для накопления средств не желательно.

Виды электронных кошельков

Для удобства пользования операторы электронных валют разработали несколько типов кошельков, различающихся в первую очередь объемом информации о держателе:

  • Анонимный. Такой тип бумажника может оформить каждый желающий. В предоставлении паспортных данных оператору нет необходимости.
  • Персональный. Для получения такого вида электронного кошелька придется пройти упрощенный алгоритм идентификации.
  • Корпоративный. Особенность кошельков заключается в том, что они доступны только ИП и компаниям. При выдаче бумажника обязательна идентификация клиента по ИНН.

От уровня электронного кошелька напрямую зависят возможности пользователя и потенциальный объем платежных операций, производимых с помощью таких бумажников. Например, анонимный вариант имеет ограничения в 40 тысяч рублей. Что касается корпоративного бумажника для электронных денег, здесь месячного лимита нет вовсе, но имеются требования к остатку на счету (600 000 р.).

По законодательству расчет электронными деньгами между ИП и компаниями запрещен. Для совершения платежа одной из сторон должно быть физлицо. Более того, если платеж проходит по специальному соглашению, получающая сторона должна пройти хотя бы упрощенную идентификацию.

Как получить корпоративный кошелек?

В РФ работает множество платежных систем (ПС) — Вебмани, Яндекс.Деньги, Киви и прочие. В среде предпринимателей наибольшим спросом пользуются Яндекс.Деньги — популярная ПС, внедрившая недавно специальный сервис Яндекс.Касса.

Для использования в бизнесе электронных денег требуется оформление корпоративного кошелька. Для этого:

  • Подается заявка, в которой прописывается форма деятельности (юрлицо или ИП), идентификационный номер, телефон и прочие.
  • Заполняется анкета.
  • Открывается расчетный счет (если он уже имеется — это плюс).
  • Сканируется паспорт директора компании или ИП.
  • Оформляется соглашение с платежной системой.

Если компания или ИП имеет свой сайт, для подключения виджета платежей представители ПС отправляют полный пакет необходимой документации. Остается только поставить платежный модуль и кнопку.

Читайте также — Оплата электронными деньгами: все варианты

При подключении платежей с помощью электронных денег применяются разные системы, среди которых Робокасса, Киви и Вебмани. Последняя, к слову, не относится к категории кредитных структур (ФЗ-161). По этой причине Webmoney имеет ограниченный функционал для компаний и ИП, позволяя им оплачивать услуги и товары в сети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *