Аудиторская тайна

Содержание

Аудиторская тайна

Актуально на: 26 декабря 2018 г.

Любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками (или индивидуальным аудитором и работниками, с которым он заключил трудовые договоры) при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, относятся к аудиторской тайне (ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Исключение составляют:

  • сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
  • сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг;
  • сведения о стоимости аудиторских услуг.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) и их работники, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (ч. 2 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Положение об аудиторской тайне, образец которого аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, может являться тем локальным нормативным актом, который регламентирует вопросы работы со сведениями и документами, составляющими аудиторскую тайну.

Поскольку соблюдение аудиторской тайны – это обязанность аудиторов, ее нарушение грозит им административной и даже уголовной ответственностью.

Ответственность за нарушение аудиторской тайны

За разглашение информации с ограниченным доступом (а аудиторскую тайну составляют преимущественно именно такие сведения) лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может быть оштрафовано. Штраф составляет: на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Поскольку аудиторской тайной являются в том числе и сведения, составляющие коммерческую тайну, незаконные разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по работе, чреваты уголовной ответственностью (ч. 2 ст. 183 УК РФ):

  • либо штраф в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо исправительные работы на срок до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет.

Если разглашение коммерческой тайны причинило крупный ущерб, было совершено из корыстной заинтересованности или повлекло тяжкие последствия, уголовная ответственность за несоблюдение аудитором аудиторской тайны ужесточается (ч.ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ).

Обращаем также внимание, что разглашение аудиторской тайны работником аудиторской организации или индивидуального аудитора рассматривается как грубое нарушение трудовых обязанностей. И даже однократного такого нарушения достаточно, чтобы с работником был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также с лица, виновного в разглашении аудиторской тайны, вправе требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Когда раскрытие аудиторской тайны – не нарушение

В отдельных случаях передача без согласия лица сведений и документов, составляющих его аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, если у аудиторской организации или индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг возникло основание полагать, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, об этом необходимо уведомить Росфинмониторинг (п.п. 2.1, 3 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Постановление Правительства от 16.02.2005 № 82, Информационное сообщение Минфина от 25.04.2018 № ИС-аудит-22).

Кроме этого, с 01.01.2019 НК РФ дополняется статьей 93.2, регламентирующей вопросы истребования налоговиками документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ).

О раскрытии аудиторской тайны налоговикам

С 01.01.2019 на основании решения руководителя (зам.руководителя) ФНС налоговый инспектор по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы и информацию, полученные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (п. 1 ст. 93.2 НК РФ).

Такое решение может быть вынесено, если запрошенные налоговиками документы (информация) не были представлены при проведении в отношении аудируемого лица выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Запрашиваемые документы должны служить основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). Иными словами, речь идет не о внутренних документах аудиторов, а о документах проверяемых ими лиц. При этом запрашивать документы при проведении камеральной проверки налоговики не вправе.

Решение ФНС должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 93.2 НК РФ):

  • реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребовать у аудиторской организации документов (информации), предмет проверки и период, за который она проводится;
  • дата направления проверяемому лицу требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
  • сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации), о получении уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или об отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Копия указанного решения вместе с требованием о представлении документов (информации) направляется аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления соответствующих документов (информации) проверяемым лицом.

Также документы (информация) могут быть запрошены у аудиторской организации (индивидуального аудитора), если в отношении проверяемого ими лица налоговикам поступил запрос компетентного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ) (п. 3 ст. 93.2 НК РФ). В этом случае решение ФНС должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
  • сведения о наличии в запросе компетентного органа запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации (если такого запрета нет, аудиторы могут проинформировать лицо, что в отношении него получен иностранный запрос) (п. 4 ст. 93.2 НК РФ);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны представить истребуемые документы (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.2 НК РФ).

За непредставление в установленный срок запрошенных документов (информации) или представление документов с заведомо недостоверными сведениями аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут быть оштрафованы на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Что такое аудиторская тайна

Закон № 307-Фз гласит: саморегулируемая организация аудиторов и аудиторы обязаны хранить аудиторскую тайну. Именно с этой целью составляют различные стандарты, правила ведения документов, хранение и архивирование итогов аудиторской проверки, полученные в результате аудиторского проверки работы. Аудиторам запрещено разглашать, делать копии и передавать их без письменного соглашения организации третьим лицам.

Аудиторская тайна включает в себя все сведения и документы, которые были получены и документированы предприятием и работниками, и индивидуальными аудиторами. Данные лица заключают трудовые договоры, при оказании услуг, согласно Закону № 307-ФЗ, за исключением:

  • информации, которая была разглашена клиентом, либо с его разрешения;
  • информации о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • информации о размере заработной платы за труд аудитора.

Передача документов возможна в том случае, если это предусмотрено законом. Все владеющие информацией и документами должны держать их в тайне. Данная ответственность отражена в подпункте «в» части I статьи 81 ТК РФ и в статье 13.14 КоАП РФ, в статье 183 УК РФ.

Замечание 1

Если аудиторская тайна была провозглашена, то потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Виды ответственности аудиторов и аудиторских предприятий

Классификация видов:

  1. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда;
  2. Административная;
  3. Уголовная;
  4. Ответственность исходя из правил-стандартов аудиторской деятельности.

Рассмотрим каждый из них.

  1. Если аудиторская проверка была неквалифицированной и привела к затратам государства или предприятия, то на аудитора накладывается штраф за убытки и перепроверку, которые он должен оплатить. Штраф может накладывать суд или арбитражный суд, в соответствии со статьей 15 «Возмещение убытков» и со статьей 393 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность включает ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны. В статье 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» Уголовный кодекс Российской Федерации говорит об ответственности за оглашение содержания регистров бухучета, являющиеся коммерческой тайной (прописано в ФЗ от 6.12.11 года № 402-ФЗ).

  1. Данная ответственность связана со штрафными санкциями, приостановлением и ликвидированием членства аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов.

В ФЗ № 307-ФЗ содержит меры дисциплинарного воздействия: предписание, предупреждение в письменной форме, приостановлении членства организации, аудитора и саморегулируемой организации аудиторов на 180 дней, их исключение, наложение штрафа.

Если произошло приостановление членства, то в течение всего срока аудитор не может:

  • принимать участие в аудиторской работе;
  • давать какие-либо рекомендации;
  • принимать участие в деятельности выборных и специализированных органов саморегулируемого предприятия;
  • заключать договоры на оказание услуг.

Если закон был нарушен, то применяются следующие меры:

  • предписание по уничтожению нарушений;
  • предписание о приостановлении работы членства.
  1. За нарушение уголовной ответственности возлагается штраф 100 000-500 000 рублей или в размере зарплаты/другого дохода, или до 3 лет лишения свободы, если повторное нарушение то до 5 лет лишения свободы, при этом нарушитель больше не может заниматься данной деятельностью. Данный процесс предусмотрен статьей 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» УК РФ.

При сокрытии преступления налагается штраф до 200000 рублей или зарплаты другого дохода за период до 18 месяцев, либо арест 3 года – 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет, это предусмотрено статьей 316 «Укрывательство преступлений» УК РФ.

Если советы аудитора влияют на неуплату налогов, то возлагается штраф 100 000-300 000 рублей или зарплаты/другого дохода за период 1-2 года, либо арест сроком в 4 года или 6 месяцев, или лишение свободы сроком в 2 года, при этом аудитор больше не может работать в данной сфере до 3 лет или никогда. Предусмотрено статьей 199 «Уклонение от уплаты налогов» УК РФ.

Если неуплата налогов составляет более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов или сборов больше 10% или больше 6 млн. рублей, то это называется неуплата налогов в крупных размерах. В особо крупных размерах неуплата составляет 10 млн. рублей 3 года подряд, где доля неуплаченных налогов и сборов превышают 20% или превышают 30 млн. рублей.

  1. Предприятие, согласно стандарту №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», отвечает за:
  • предоставление обоснованного мнения в заключении о достоверности бух. отчета;
  • правильность и полноту искаженных данных в отчете;
  • нарушение аудиторской тайны, кроме предусмотренных законом случаев.

Вывод

Каждый работник должен сохранять конфиденциальность за полученные данные в результате аудиторской проверки. Так как эта тема щепетильна, то ответственность аудитора страхуется, согласно ФЗ №307-ФЗ. В развитых странах с развитой рыночной экономикой доходы организаций в размере 10% направлены на страхование.

Что представляет собой аудиторская тайна

Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:

  • документирования в процессе аудиторской проверки;
  • хранения полученных сведений;
  • архивирования результатов аудита.

Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.

Для чего нужна аудиторская тайна?

Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

  • Сохранением конфиденциальных требований.
  • Сохранением коммерческой тайны.
  • Защитой компании от действий конкурентов.
  • Обеспечением доверия к аудиторской компании со стороны предприятия.

Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.

Составляющие тайны

Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:

  • Организационно-правовая форма.
  • Копии учредительной документации.
  • Копии различных юридических документов.
  • Аудиторская программа.
  • Документы о планировании проверки.
  • Записи об исследовании систем бухучета.
  • Исследование операций хозяйственного характера.
  • Анализ остатков по счетам бухучета.
  • Исследование тенденций работы компании.
  • Записи о характере и объеме мероприятий, проведенных в рамках аудита.
  • Материалы о работе, которая осуществлялась не аудиторами, но контролировалась ими.
  • Переписки с экспертами, касающиеся аудита.
  • Документы об экономическом состоянии компании.

Однако есть исключения:

  • Информация, разглашенная самой компанией, в отношении которой проводилась проверка.
  • Сведения разглашены с согласия компании.
  • Разглашалась информация о заключении соглашения об осуществлении обязательной проверки.
  • Разглашались данные о размере оплату услуг аудитора.

ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:

  • Гражданско-правовая. Данная форма ответственности накладывается в случае причинения вреда. Вред может быть в том числе материальным. Для того чтобы наложить гражданско-правовую ответственность на виновное лицо, требуется обратиться с иском в арбитражный суд. При этом с аудиторской компании или с индивидуального аудитора взыскивается вся сумма причиненного ущерба. К данной сумме прибавляется штраф, оплата за осуществление перепроверки. Компенсация ущерба выплачивается на основании статей 15 и 393 ГК РФ. В эту категорию также входит ответственность за разглашение коммерческой тайны, регламентируемая статьей 183 УК РФ. Также ответственность накладывается за разглашение регистров бухучета на основании ФЗ №402 «О бухучете» от 6.12.2011.
  • Административная ответственность. Это может быть выплата штрафа, выход из саморегулируемых организаций. В ФЗ №307 прописана конкретная ответственность, которую несет лицо, нарушившее аудиторскую тайну. Это может быть предписание, выход из саморегулируемой организации, письменное предупреждение о недопустимости разглашения информации, наложение штрафа. Выход из саморегулируемого объединения может быть временным (на 180 дней). Аудитор, исключенный из саморегулируемой компании, не может проводить аудит, предоставлять рекомендации по аудиту, заключать соглашения на проведение проверки.
  • Уголовная ответственность. Это наиболее тяжкая мера ответственности. Регулируется она статьей 202 УК РФ. На ее основании на виновное лицо накладывается штраф в объеме 100 000-500 000 рублей. Альтернативная мера – лишение свободы до 3 лет. При повторном правонарушении виновное лицо может лишиться свободы на срок до 5 лет. Если частный аудитор превысил свои полномочия для получения собственной выгоды, из-за чего был допущен существенный вред, накладывается штраф 100 000 – 300 000 рублей. Аудитора также могут арестовать на срок от 3 до 6 месяцев или лишить свободы на срок до 3 лет с запретом заниматься аудитом на протяжении еще 3 лет.

Также к аудитору могут быть применены эти статьи:

  • Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
  • Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.

Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.

Спорные места в законодательстве

Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.

ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.

Аудиторская тайна: в каких случаях может быть раскрыта

12.10.2018 # Аудит Расим Назаров

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Определение аудиторской тайны приведено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») в котором указано, что:

аудиторская тайна — любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры (далее – аудитор), при оказании услуг, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудитор обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (п. 2 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Рассмотрим исключения, на которые не распространяется аудиторская тайна, и главное кому аудиторы должны предоставить конфиденциальную информацию?

  • Росфинмониторинг

Прежде всего, речь идет о случаях, когда у аудитора при оказании аудиторских услуг появились основания полагать, что хозяйственные операции, совершенные аудируемым лицом, могут быть осуществлены в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма (п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 –ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115). Как указано в данной статье, если подозрения все же появились, то аудитор должен сообщить о своих подозрениях в уполномоченный орган. В роли уполномоченного органа выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг).

Порядок передачи информации установлен Инструкцией «О представлении в федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной федеральным Законом № 115 утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 (далее – Инструкция).

Документы, необходимо передать в электронном виде через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).

Аудитор, обязан в не позднее 3 рабочих дней сообщить в Росфинмониторинг о подозрительных операциях (п. 5.3 Инструкции).

Обращаем внимание, что аудитор не вправе разглашать факт передачи документов (информации) в Росфинмониторинг (п. 4 ст. 7.1 Закона № 115).

  • Налоговые органы

Также с 01.01.2019 г. после вступления в действия поправок в ст. 82 НК РФ налоговые органы смогут осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудитора документов (информации). Порядок истребования документов, относящихся к аудиторской тайне, будет определен в ст. 93.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы смогут требовать от аудиторов документы, составляющие аудиторскую тайну в трех случаях:

  • при проведении выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • в случае получения запроса от компетентного органа иностранного государства.

Налоговые органы могут запросить только те документы (информацию) которая была затребована у налогоплательщика, но которую налогоплательщик не предоставил налоговым органам.

Требовать от аудитора предоставить в налоговые органы рабочие документы аудитора и (или) письменную информацию (отчет) по аудиторской проверке налоговые органы не имеют права. На указанные документы по-прежнему распространяется режим аудиторской тайны.

Срок предоставления аудитором документов (информации) составит 10 дней. Также аудитор вправе проинформировать своего клиента, в отношении которого получен запрос о предоставлении документов.

  • Суд и следственные органы

Также аудитор может раскрыть информацию, составляющую аудиторскую тайну только с санкции суда (п. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ) по запросу следственных органов и (или) самого суда. Но только в рамках требований, полученных от следственных органов и (или) суда.

Выводы

Из выше указанного следует вывод о том, что хоть законодатель и предусмотрел исключения из режима аудиторской тайны, но опасаться, что аудиторы массово начнут раскрывать государственным органам конфиденциальную информацию о своих клиентах, не стоит, так как документы (информация), которые могут быть переданы в государственные органы, носит ограниченный характер.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Статья КоАП РФ

ст. 19.7

п. 1 ст. 15.11

п. 2 ст. 15.19

Кто штрафует

Росстат

ИФНС

ЦБ РФ

Ответственность

для должностных лиц

От 300 руб. до 500 руб.

От 5 000 руб. до 10 000 руб.

От 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

для юридических лиц

От 3 000 руб. до 5 000 руб.

Х

От 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Ко всем публикациям

В соответствии со ст. 9 «Аудиторская тайна» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полу­ченные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работ­никами, а также индивидуальным аудитором и работниками, с кото­рыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, преду­смотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о про­ведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный ауди­тор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры:

1) обязаны сохранять аудиторскую тайну;

2) не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения

и содержание документов без предварительного письменного согла­сия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» и другими федеральными законами.

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тай­ну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Феде­ральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими феде­ральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

При этом федеральный орган исполнительной власти, осуществ­ляющий функции по выработке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере аудиторской „ ‘ лельности и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их чле­ны и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в частности, при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских орга­низаций и индивидуальных аудиторов, обязаны обеспечить (сохра­нять) конфиденциальность таких сведений и документов.

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организаци­ей, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным орга­ном, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лица­ми, получившими на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, вправе по­требовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена подп. «в» части первой ст. 81 Трудового ко­декса РФ, ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонару­шениях, ст. 183 Уго. явного кодекса РФ.

Вопросы для самопроверки

1. Какие ‘1± @ния предъявляются к лицам, допускаемым к сдаче экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора?

2. Перечи ите документы, которые должен представить претендент на получение квалификационного аттестата аудитора.

3. Приведите основания, по которым может быть аннулирован ква- лифика ионный аттестат аудитора.

4. Рассмотрите понятие «независимость аудиторов и аудиторских организаций».

5. Назовите основные принципы поведения, которые должен со­блюдать аудитор.

6. Приведите содержание принципа «конфиденциальность» в ауди­торской деятельности.

7. Дайте определение понятия «аудиторская тайна» и рассмотрите ее сущность.

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.

Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг .

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм .

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений .

.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку .

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие — нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации — юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов .

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна .

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы .

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) .

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам .

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков .

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)» .

В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.

Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности». Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк .

Аудиторы при реализации поправок в жизнь будут лишены возможности «договариваться» со своими клиентами об устранении нарушений без огласки и будут обязаны сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах и нарушениях, обнаруженных в банках. Аудиторские компании превратятся в «стуковой орган». Действующий сейчас закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было. Только по решению суда. Новый закон может оставить без работы большие аудиторские компании, а мелкие взлетят до беспредельной высоты. Они начнут торговать своими положительными заключениями за вознаграждения. И потеря лицензии им не страшна, продали заключения и закрылись. Возродились на следующий день с новым названием и юридическим лицом. .

Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.

Аудиторская тайна

Закон № 307-ФЗ обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц. С этой целью должны быть разработаны внутрифирменные стандарты, устанавливающие внутренние правила документирования, хранения и архивирования результатов аудиторской проверки, обеспечивающие сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. Передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, запрещено.

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Законом № 307-ФЗ, за исключением:

  • 1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
  • 2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • 3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги.

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом № 307-ФЗ и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с законодательством и другими федеральными законами, обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов. (Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена подп. «в» ч. I ст. 81 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), ст. 13.14 КоАП РФ, ст. 183 УК РФ.)

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

Рассмотрим виды ответственности.

1. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда (т.е. материальная). В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудитора могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому организацией, в которой проводился аудит, понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки, штраф, если иное не оговорено договором. Компенсации ущерба за причинение вреда посвящены ст. 15 «Возмещение убытков» и ст. 393 ГК РФ.

К гражданско-правовой ответственности примыкает ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны. В ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ установлена ответственность за разглашение содержания регистров бухгалтерского учета, которые согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются коммерческой тайной.

2. Административная ответственность. Она связана со штрафными санкциями, а также приостановлением и аннулированием членства в саморегулируемых организациях аудиторов.

Закон № 307-ФЗ предусматривает следующие меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов: предписание, предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения, приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на 180 дней, исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов, наложение штрафа.

Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе: участвовать в осуществлении аудиторской деятельности; давать рекомендации; участвовать в работе выборных и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов; заключать договоры оказания аудиторских услуг.

Федеральный орган в отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований законодательства, может применить меры дисциплинарного воздействия: предписания по устранению выявленных нарушений; предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов.

3. Уголовная ответственность. Статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» УК РФ предусматривает штраф от 100 до 500 тыс. руб. или лишение свободы до трех лет, повторно до пяти лет.

Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Имеется еще ряд статей, которые можно связать с аудиторами.

Согласно ст. 316 «Укрывательство преступлений» УК РФ укрывательство преступлений наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

К аудитору может быть применена ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов» УК РФ, если своими советами аудитор способствует неуплате налогов, предусматривающая наказание штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В особо крупных размерах считается неуплата налога, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Глава 7 «Соучастие в преступлении» УК РФ может быть применена к аудиторам.

  • 4. Ответственность исходя из правил-стандартов аудиторской деятельности. Согласно правилу (стандарту) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторская организация несет ответственность:
    • • за выражение обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, которое представлено в аудиторском заключении;
    • • правильность и полноту данных, отраженных в заключении или отчете аудитора, о выявленных существенных искажениях отчетности;
    • • несоблюдение конфиденциальности, выраженное в разглашении сведений третьим лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.

Так как совокупная ответственность при проведении обязательного аудита весьма существенна, в Законе № 307-ФЗ предусматривается обязательное страхование риска ответственности за нарушение договора. В странах с развитой рыночной экономикой до 10% прибыли аудиторских организаций направляется на страхование.

«Нормативное регулирование аудиторской деятельности»

Онлайн-тестыТестыБухгалтерский учёт и аудитОсновы аудитавопросы76-90

1-15 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 196-197
76. Осуществление физическим лицом аудиторской деятельности без лицензии влечет взыскание штрафа в размере:
• 200 МРОТ
77. Порядок аттестации аудиторов определяется:
• Минфином РФ
78. Порядок лицензирования аудиторской деятельности определяется:
• Правительством РФ
79. При проведении аудиторской проверки аудитор:
• имеет право привлекать аудиторов, работающих самостоятельно
80. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать:
• риск ответственности за нарушение договора
81. При проверке аудитор запросил материалы за предыдущий и текущий годы. Руководство клиента отказало в этом. Оцените ситуацию:
• аудитор имеет право проверять у клиента документацию о финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме, данный отказ можно рассматривать как ограничение аудита
82. Укажите российский аудиторский стандарт, не имеющий аналогов в международных стандартах аудита:
• образование аудитора
83. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждает:
• Правительство РФ
84. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными:
• для аудиторских фирм, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц
85. Что такое аудиторская тайна?
• это обязанность аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги

«Организация подготовки проверки бухгалтерской отчетности»

86. Аудируемая организация вправе самостоятельно выбрать аудитора или аудиторскую фирму?
• да, за исключением аудиторских проверок по поручению государственных органов
87. Аудитор подготавливает письмо-обязательство и передаст его руководству проверяемой организации:
• в начале проверки
88. Во всех ли случаях между сторонами должно обязательно составляться письмо-обязательство:
• нет, если ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор на оказание аудиторских услуг
89. Всегда ли следует определять в договоре на оказание аудиторских услуг оформление аудиторского заключения:
• итоговая форма представления информации зависит от цели аудиторской проверки
90. Из какого источника аудитор может получить знания о деятельности проверяемого субъекта:
• запросы третьим лицам
• официальные отчеты экономических субъектов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *