Актуальность экологического права

Не допускается: загрязнение (воды, биосферы), порча земли, леса, мест размножения видов, занесённых в красную книгу, незаконная охота, незаконный оборот ядовитых сильнодействующих веществ.

Не допускаются нарушения: нарушение правил охраны окружающей среды при производственных работах, нарушение правил использования недр, нарушение режима особо охраняемых экологических территорий и объектов; сокрытие фактов, явлений, событий, создающих опасность для людей и окружающей среды; нарушение правил безопасности с микробиологическими организмами или токсинами, если это повлекло за собой вред для человека.

4-й учебный вопрос:

Виды ответственности за экологические правонарушения

Эколого-правовая ответственность применяется:

  1. Как правонарушение между государством (в лице его органов) и правонарушителем

  2. Как государственное правонарушение

  3. Как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей производства.

Предметом правонарушения признаётся элемент окружающей среды.

Субъектом – лицо, достигшее 16 лет, на которое нормативно-правовыми актами возложили соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за их соблюдением).

В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность — за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранного законодательства.

Её несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и иными правовыми актами.

Дисциплинарные взыскания: заключение, выговор, строгий выговор, увольнения, материальная ответственность (должностные и иные работники предприятий, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причинённого экологическим правонарушением).

Административная ответственность: за превышение предельнодопустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы.

Штрафы зависят от характера и вида правонарушения, степени и вида причинённого вреда.

5-й учебный вопрос:

Мониторинг окружающей среды.

Это система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга – это оптимизация отношения человека с природой.

Три основных направления деятельности:

  1. Наблюдение за факторами воздействия и состоянием среды

  2. Оценка фактического состоянием среды

  3. Прогноз состояния окружающей природной среды и оценка прогнозируемого состояния

Экологический контроль — деятельность организмов, предприятий, граждан по соблюдению экологический норм и правил.

Различают:

  • Государственный

  • Производственный контроль

  • Общественный

В природоохранном законодательстве РФ государственная служба мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля.

Экологический мониторинг возник на стыке геологии, биологии и т. д. Выделяют виды мониторинга в зависимости от критериев:

  • Биомологический (санитарный)

  • Геоэкологический (природохозяйственный)

  • Биосферный (глобальный)

  • Космический

  • Геофизический

  • Климатический

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают:

  • Импактный мониторинг

  • Фоновый

В зависимости от масштабов наблюдения различают:

  • Глобальный

  • Региональный

  • Локальный

Глобальный – слежение за развитием общемировых процессов и явлений.

Региональный — слежение за природными и антропогенными воздействиями и процессами в пределах какого-то региона.

Локальный — слежение за природными и антропогенными воздействиями и процессами в пределах небольшой территории.

6-й учебный вопрос:

Оглавление Введение 3 § 1. Понятие и предмет экологического права 4 § 2. Предмет экологического права 6 § 3. Методы экологического права 9 § 4. Источники экологического права 12 § 4.1. Система источников экологического права 15 § 4.2. Виды источников экологического права 19 Заключение 21 1) Нормативные правовые акты 22 2) Акты судебных инстанций 23 3) Учебная и научная литература 23 3) Периодическая литература 24 Введение

Актуальность темы реферата. В России экологические права в полном соответствии с признанными нормами и принципами международного права закреплены в ряду естественных неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Постоянно увеличивающееся воздействие человека на окружающую среду, и как следствие, продолжающиеся процессы деградации природных систем, создают необходимость разработки гарантий эффективной охраны экологических прав. В настоящее время отрасль экологического права формируется в двух основных направлениях. Во-первых, создаются новые правовые нормы для решения задач охраны окружающей природной среды в совокупности с обеспечением постоянного социально-экономического развития общества. Во-вторых, постепенно приспосабливаются к новым условиям старые, ранее созданные юридические нормы земельного, горного, водного, лесного, воздушного и права особо охраняемых природных территорий. Именно из-за становления и развития нормативного содержания отрасли экологического права, тема, избранная для исследования, в настоящее время является актуальной. Тема настоящего реферата является достаточно изученной, в частности широко освещена в учебниках и учебных пособиях (С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, В.В. Петров, И.А. Иконицкая, И.О. Краснова, О.И. Крассов), научных статьях современного периода (С.А. Боголюбов, Б.Д. Клюкин, М.М. Бринчук, М.И. Васильева, Л.А. Заславская, Т.В. Петрова, Г.А. Волков, Е.А. Галиновская, А.К. Голиченков, О.Л. Дубовик, В.В. Круглов, И.Ф. Панкратов, А.С. Шестерюк В.В. Петров, Ю.С. Шемшученко,) и т.д. Цель настоящего исследования состоит в изучении и обобщении наработанного научного материала касающегося отрасли экологического права, выявлении основных взглядов и точек зрения на предмет, метод и источники данной отрасли права.?

Заключение

Итак, в настоящей работе были рассмотрены основные точки зрения современных авторов на понятие экологического права, а также, было дано следующее понятие экологического права как отрасли права — система правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения в процессе хозяйственной и иной деятельности человека, отношения личности и общества, человека и природы. На основании изученного материала было рассмотрено понятие предмета экологического права и сделан вывод, что предметом экологического права являются всесторонние (комплексные) отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны природных объектов. Дано определение понятия метод правового регулирования экологического права и кратко рассмотрены основные виды методов, применительно к экологическому праву. В процессе изучения материала было раскрыто понятие источников экологического права как совокупности правовых актов компетентных государственных органов, регулирующих экологические правоотношения и обязательные для исполнения, рассмотрена система источников экологического права. Было установлено, что Конституция РФ имеет первостепенное значение среди источников экологического права, т.к. предопределяют уровень, смысл и содержание нормативных правовых актов, составляющих экологическое законодательство. Изучен дискуссионный вопрос о том, является ли судебный прецедент источником экологического права. В результате чего было установлено, что Постановление Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ являются источниками экологического права. В завершении настоящего реферата была проведена классификация источников экологического права по юридической силе, по характеру правового регулирования, предмету регулирования, по их характеру.

Список литературы

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ПРАВА

1 1 1 Романов Э.В. , Лелецкий А.В. , Лабунин К.А.

1 Романов Эдуард Викторович — студент, кафедра английской филологии, институт иностранных языков;

Лелецкий Александр Владимирович — студент;

Лабунин Кирилл Анатольевич — студент, кафедра зоологии, институт естественных наук и биотехнологии

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл

Проблемы развития экологического законодательства в условиях рынка связаны с увеличением масштабов производства, которое отодвинуло на задний план тему состояния экологии. Недостатки правовой базы в области защиты окружающей среды обусловлены пробелами в законодательстве, недостаточной осведомленностью граждан и низкими санкциями за нарушения закона.

Одной из главных проблем деятельности по защите экологии считается несовершенство правовой базы, а именно: необходимость создания единого Экологического кодекса, регулирующего отношения в области использования окружающей среды; пробелы в законодательстве: экологическим правом не регулируются вопросы об экологическом страховании, аудите, сертификациях, возмещении вреда от правонарушений; изоляция экологического законодательства: документы, регулирующие вопросы по охране природы, не подкреплены Гражданским, Уголовным, Административным и другими кодексами; низкие ставки платежей за загрязнение окружающей природы: промышленные предприятия предпочитают оплатить штрафы, а не проводить природоохранительные мероприятия и внедрять зеленые технологии в производство.

К актуальным проблемам экологического права также относятся незнание и некомпетентность граждан в вопросах природопользования. В России слабо развита экологическая культура, поэтому немногие знают о своих правах и обязанностях в этой сфере. Отсутствует постоянное информирование населения о текущем состоянии окружающей среды. Отсюда вытекает пассивное поведение граждан и нежелание вмешиваться в экологическую сферу. Причинами отсутствия разрешения экологических споров среди населения являются: некомпетентность в области собственных прав и обязанностей; неосведомленность о необходимости судебных разбирательств при нанесении вреда здоровью в результате экологического преступления; проблемы судебной системы .

Для дальнейшего развития экологического законодательства в РФ проблема реализации прав граждан в области природопользования должна быть решена следующими путями: участием россиян в правотворчестве; предоставлением гражданам информации о внутренних документах и правовых актах; информированием граждан о состоянии окружающей среды.

Главной мыслью, проходящей через большинство научных статей по проблемам экологического права, является необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением экологического законодательства. На современном этапе развития правовой базы проблема заключается в том, что принимаемые нормативные акты хоть и закрепляют основополагающие правила

природопользования, однако на практике никак не отслеживаются и не контролируются.

К проблемам реализации мероприятий и законов по защите окружающей среды относятся коррупционные риски. Они появляются из-за наличия нормативных актов, которые по своей формулировке противоречат друг другу. Другой причиной проявления коррупции являются пробелы в нормативной базе, которые касаются экологической

экспертизы, разрешений на выброс вредных веществ и предельно допустимой их нормы .

Актуальные проблемы экологического права имеют двойственный характер. Для развития законодательства требуется соблюдение правил и повсеместное информирование об ответственности. Главная проблема лежит в законодательстве, которое требует изменений, улучшений и создания единого Кодекса.

Список литературы

2. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа / А.С. Шестерюк. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. 92 с.

Известно, что возникновение самостоятельной отрасли права в системе права происходит при наличии:

1) государственного интереса в создании такой отрасли;

2) специфики общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

3) особых источников права или потребности в их возникновении.

Все эти условия характерны для рассматриваемой нами правовой отрасли — экологического права.

Государственный интерес в формировании экологического права обусловлен тем, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный правопорядок без дополнительных правовых усилий и эти усилия не должны носить характер частных усовершенствований, а должны быть направлены на формирование цельной системы правового регулирования.

Экологическое (природоохранительное) право сложилось позже других отраслей, постепенно обособившись от земельного, в границах которого первоначально сформировались его нормы.

ООС еще советскими исследователями определялась не как проблема «очистки», а как активная экологизация производства и одновременно как проблема охраны здоровья и жизни человека. В этой связи природопользование в перспективе хочется видеть как безотходное производство, утилизирующее вредные для биосферы вещества.

Для экологического права базисным является Федеральный Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он явился результатом анализа предшествующей законодательной практики в соответствующей области и поэтому многие его нормы (принципы, конкретные регулятивные нормы, запреты) направлены на преодоление установившихся в прежние годы вредных для общества стереотипов. На его основе законодатель принял специальные природоохранительные законы «О радиационной безопасности населения», «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране природы Севера», «Об охране озера Байкал» и многие другие. Состояние экологического законодательства свидетельствует о том, что экологическое право имеет собственные специфические источники, достаточно многообразные и продолжающие развиваться в настоящее время.

Вместе с тем функционально ведущая роль природоохранительного права обусловливает необходимость как прямого включения принципиальных начал этой отрасли в законодательные акты других отраслей права, опосредующих различные области хозяйственных отношений, так и «экологизацию» их некоторых институтов.

Основными функциями экологического права являются:

— установление экологической правосубъектности; установление экологической правосубъектности;

— установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров);

— регулирование деятельности, связанной с контролем за состоянием природной среды и с прогнозированием ее состояния;

— лицензирование и лимитирование деятельности субъектов, связанной с вмешательством в естественные природные процессы;

— регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов;

— регулирование ответственности за нарушения законодательства в области ООС.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в России сложились объективные условия для существования самостоятельной комплексной отрасли — экологическое право, которую следует рассматривать прежде всего как совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, а также общественные отношения по обеспечению рационального их использования и охране окружающей среды от вредных воздействий антропогенной деятельности, по охране экологических прав физических и юридических лиц.

Таким образом, экологическое право как комплексная отрасль права включает в себя систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по:

— изучению, сохранению и воспроизводству ОС, включая предупреждение и устранение последствий хозяйственной деятельности человека (природоохранительное право);

— рациональному использованию отдельных природных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологических прав природопользователей (нормы природно-ресурсных отраслей права — земельного, водного, лесного и др.);

— защите экологических прав физических и юридических лиц;

— сотрудничеству между государствами, международными организациями по ООС от вредных воздействий в интересах всего человечества.

Предметом экологического права являются экологические правоотношения — урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в области защиты экологических прав физических и юридических лиц; по поводу собственности на природные ресурсы и объекты; в сфере ООС и природопользования.

Предмет и метод правового регулирования должны обладать определенным единством и общностью. Отрыв способов воздействия на поведение участников регулируемых общественных отношений от содержания самих этих отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования. Экологическое право преследует цель установления такого использования ОС, которое не наносило бы ей вреда, т. е. было бы направлено на гармонизацию отношений общества и природы. Соответственно для данной отрасли права характерно сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным пообъектным, т. е. правовое регулирование использования каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности системы в целом, но в то же время с учетом особенностей данного объекта.

Метод правового регулирования в экологическом праве — это совокупность приемов и способов правового воздействия на поведение участников экологических отношений со стороны государства. В экологическом праве применяются публично-правовой или императивный (административно-правовой) и частноправовой (гражданско-правовой) методы. Первый основывается на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении их исполнения путем государственного принуждения к должному поведению. Второй исходит из равноправия и независимости сторон друг от друга и реализуется путем заключения соглашения, в котором ими добровольно определяются свои права и обязанности.

Рассмотрим систему экологического права как отрасли права. «Первокирпичиком» отрасли является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, установленное для неопределенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь образуют отрасль — экологическое право.

Традиционно систему любой отрасли права представляют в двух частях -общей и особенной. Мы предлагаем для экологического права в качестве третьей части Специальную, что обусловлено комплексностью отрасли и сложностью формирования законодательной базы.

Общая часть экологического права включает в себя:

— право собственности на природные объекты;

— право природопользования и его виды;

— государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды;

— организационно-правовое обеспечение рационального природопользования и сохранности экологической системы;

— экономико-правовой механизм ООС;

— экологические права и обязанности граждан;

— юридическая ответственность за нарушение законодательства в области ООС.

В Особенную часть входят:

— эколого-правовой режим особо охраняемых природных объектов;

— правовая ООС в процессе осуществления различных видов деятельности;

— правовая ООС в городах и иных населенных пунктах;

— правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций и др.

Специальная часть охватывает международно-правовой механизм регулирования ООС.

Законодательством определены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, меры, направленные на охрану окружающей среды и всех ее элементов от возможного негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности и на охрану сельского хозяйства от негативного антропогенного воздействия. На сельскохозяйственные предприятия (организации), фермерские хозяйства возлагаются обязанности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологические требования к сельскохозяйственному производству закреплены Законом об охране окружающей среды (ст. 42). При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должен выполняться комплекс мер по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной для окружающей среды деятельности объектов сельскохозяйственного назначения.

Наряду с этим в соответствии со ст. 28 Закона о животном мире сельскохозяйственные предприятия, фермеры обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных работ, эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем. Запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибель объектов животного мира, а также ухудшение среды их обитания.

В целях уменьшения вредного воздействия на животный мир применение химических препаратов защиты растений и других препаратов должно сочетаться с проведением агротехнических, биологических и других мероприятий.

Осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды и должно проводиться с соблюдением земельного, водного, лесного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, о недрах, животном и растительном мире. При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или прекращение таких работ. Проектные организации, разрабатывающие мелиоративные сооружения, сельскохозяйственные предприятия, принявшие их к эксплуатации, обязаны возместить вред, причиненный нарушением правил охраны животного мира, лесных ресурсов и других природных объектов.

Одним из направлений повышения урожайности сельскохозяйственных культур является использование агрохимикатов и пестицидов, предназначенных для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями растений. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами приводит к загрязнению окружающей среды, причинению вреда здоровью человека, лесной растительности, животному миру. Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами устанавливает Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Термин «пестициды» охватывает химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Все пестициды (около 2000 видов) имеют некоторые общие характеристики. Они высокотоксичны и обладают двойным действием: непосредственно убивают один живой организм и уничтожают источник пищи для другого. Попадая в почву, эти химические вещества под воздействием почвенных микроорганизмов способны трансформироваться в другие, но могут и оказывать влияние на почвенный состав. Агрохимикаты — удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа.

Для всех разрешенных к применению пестицидов установлены предельно допустимые концентрации в объектах окружающей среды, порядок учета и хранения ядохимикатов, а также правила, согласно которым химическая обработка посевов, насаждений и других угодий проводится только после предварительного их обследования, определения степени поражения вредителями и заселения полезными видами насекомых. О начале работ с ядохимикатами предварительно оповещаются близлежащие населенные пункты, органы местного самоуправления и соответствующие службы. На границах обрабатываемых участков выставляются единые знаки безопасности для работ с пестицидами, запрещающие проведение полевых работ и нахождение скота и птицы на таких участках до истечения установленных карантинных сроков.

Законом об охране окружающей среды (ст. 49) установлены экологические требования к использованию химических веществ в сельском и лесном хозяйстве.

Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и по ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экосистем и сохранения природных ландшафтов. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере безопасного применения пестицидов и агрохимикатов возложена на Минсельхоз России. Государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляют

Роспотребнадзор, Роснрироднадзор и Россельхознадзор в пределах своей компетенции. Лица, виновные в нарушении правил безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Действующее законодательство предусматривает также правовые меры охраны сельского хозяйства от внешнего негативного воздействия. Так, в соответствии с законодательством сельскохозяйственные предприятия имеют право на предъявление иска о возмещении ущерба, причиненного посевам, почвам загрязнением окружающей среды сточными неочищенными водами и другими отходами производства; о возмещении потерь в урожае сельскохозяйственных культур, происшедших в результате загрязнения сельхозугодий неочищенными и необезвреженными выбросами промышленных предприятий (см. Закон об охране атмосферного воздуха). ЗК РФ предусматривает обязанность предприятий, деятельность которых связана с нарушением почвенного покрова, проводить рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия почв, приводить земельные участки в состояние, пригодное для их использования по назначению. Важной мерой, направленной на охрану сельскохозяйственных угодий, является возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей.

Сельскохозяйственное производство при его неправильной организации может привести к значительным негативным процессам в экологических системах, находящихся в сфере воздействия агропромышленного комплекса. Например, нарушение правил внесения агрохимикатов может повлечь за собой гибель естественных опылителей, чем нарушаются естественные циклы.

Нарушение взаимодействия общества и природы в сфере сельскохозяйственного производства в конечном счете может значительно сказаться на здоровье населения. Так, нарушение правил использования химических удобрений может привести к нарушению ряда естественных геохимических и биохимических процессов, поскольку рост урожайности сельскохозяйственных культур сопровождается выводом из почв все большего количества минеральных веществ, прежде всего калия, фосфора, азота и других элементов, что существенным образом отражается на качестве производимой сельскохозяйственной продукции.

Законодательством предусмотрены следующие основные виды требований к объектам сельскохозяйственного производства:

  • — они должны быть экологически безопасны;
  • — технологии и приемы сельскохозяйственных работ должны быть максимально экологизированы, включены в естественные процессы эксплуатируемых природных объектов;
  • — производимая сельскохозяйственная продукция должна быть безопасной для потребителей. Производство, транспортировка и хранение такой продукции разрешаются при соблюдении санитарно-гигиенических правил и норм.

Наряду с указанными требованиями законодательством установлена правовая защита:

  • — природных объектов — от вреда, наносимого сельскохозяйственной деятельностью. Так, органам, осуществляющим государственный земельный надзор за использованием земель, дано право приостанавливать агротехнические работы сельскохозяйственного предприятия, которые могут привести к процессам, снижающим плодородие почв; права сельскохозяйственных предприятий и других пользователей земли как землепользователей могут быть ограничены, если их производство наносит вред природным объектам, и др.;
  • — сельскохозяйственной деятельности — от вреда, причиняемого несельскохозяйственной сферой производства. Например, предприятия, причинившие сельскохозяйственным угодьям вред в результате загрязнения атмосферного воздуха производственными выбросами, обязаны возместить хозяйствам — собственникам, землевладельцам и землепользователям стоимость причиненных убытков (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

Сельское хозяйство — это сфера активного взаимодействия общества и природы, в которой естественные экосистемы преобразуются в качественно новые агрозооэкосистемы. Как правило, они обедняются человеком, поскольку на пахотных полях, например, вместо естественного разнотравья выращиваются монокультуры. Обеднение экосистем вызывает их неустойчивость (сила экосистемы заключается в многообразии составляющих ее культур). Поэтому важнейшей проблемой экосистемы, находящейся в сфере сельскохозяйственного производства, является сочетание агроцепозов (преобразовательных систем) с биоценозами (системами, сохраненными в первозданном виде).

  • См.: Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулированииобеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
  • См.: Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *