Акциз на нефтепродукты

Президент России Владимир Путин подписал закон, который предполагает сохранение акцизов на авиакеросин в 2020-2022 годах на уровне текущего года, а также рост в 2020 году акциза на бензин пятого класса на 3,6% и акциза на дизтопливо на 3,4%. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Акциз на авиакеросин в ближайшие два года, как и планировалось раньше, останется на текущем уровне в 2 800 рублей. В 2022 году ставка акциза также не изменится. Акциз на дизельное топливо в 2020 году повысится на 3,4% до 8 835 рублей, в 2021 году дойдет до 9 188 рублей, а в 2022 году — до 9 556 рублей.

Акциз на бензин пятого класса в 2020 году вырастет на 3,6% в сравнении с 2019 годом — до 12 752 рублей за тонну. В 2021 году он составит 13 262 рубля, в 2022 году — 13 793 рубля. Акциз на бензин более низкого класса в 2020 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей.

В 2018 году повышение акцизов назвали одной из причин резкого роста цен на бензин и дизтопливо, поэтому их внепланово снижали в середине года. В январе 2019 года акцизы вернулись на прежний уровень, а цены на топливо стали сдерживать за счет других инструментов.

Есть много видов сделок, обеспечением по которым выступает банковская гарантия. Акцизные операции занимают среди них особое место. Для России связанные с ними гарантии – достаточно новый инструмент. С 2011 года Налоговый кодекс дал возможность налогоплательщикам, производящим подакцизную спиртосодержащую продукцию, не вносить авансовые платежи по акцизам. Эту возможность реализует особый вид банковской гарантии, получить которую поможет Центр гарантий и инвестиций.

Банковская гарантия и акцизы

Акцизные банковские гарантии предоставляются в уполномоченный орган по месту регистрации. Здесь возможны 2 варианта:

  1. Гарантия в пользу таможни призвана обеспечивать исполнение участниками внешнеэкономической деятельности обязательств перед ФТС. Таким образом, банк подтверждает, что акцизные марки, полученные на импортируемый товар, используются по назначению.
  2. Гарантия в пользу Росалкогольрегулирования призвана обеспечить выполнение производителем спиртосодержащей продукции всех обязательств по использованию приобретенных акцизных марок по их назначению.

Приобретаются акцизные марки только при условии предоплаты. Акцизная банковская гарантия дает возможность обеспечить исполнение производителем или импортером спиртосодержащей продукции обязательств без внесения авансового платежа, что является эффективным способом решения финансовых проблем.

Размер и сроки предоставления гарантии

Получить банковскую гарантию можно на сумму от 100 000 рублей и выше. Размер зависит от кредитоспособности клиента. Выдается гарантия на срок до 12 месяцев.

Необходимые условия для получения акцизной гарантии:

  • ведение хозяйственной деятельности предприятия на протяжении как минимум 3 лет;
  • наличие лицензии на вид деятельности, под которую дается гарантия;
  • стабильное финансовое положение предприятия;
  • наличие счета в банке, предоставляющем гарантию;
  • положительная репутация заемщика.

Это общие правила получения акцизной гарантии. В каждом конкретном банке могут быть собственные специфические требования. При предоставлении в финансовое учреждение полного пакета документов заявка на гарантию рассматривается в течение 5-10 дней. Стоимость вознаграждения устанавливается каждым банком индивидуально и зависит от многих факторов.

Для подбора оптимального варианта акцизной банковской гарантии обращайтесь в Центр гарантий и инвестиций. Записывайтесь на бесплатную консультацию и узнайте, на каких условиях она может быть выдана именно вам.

Российское правительство согласовало с нефтяными компаниями параметры продления соглашения о стабилизации топливных цен. В частности, корректировка демпфирующего механизма, о которой просили нефтяники, будет проведена за счет введения новых акцизов и надбавки к налогу на добычу.
«Введение акциза по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты (суррогаты средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут) с предоставлением вычета акциза для нефтепродуктов, потребляемых для нужд бункеровки судов дальнейшей переработки, производства тепла и электроэнергии; введение в диапазоне цен на нефть от $55-57 до $80 за баррель фиксированной надбавки налога на добычу полезных ископаемых на нефть в размере 75 рублей за тонну. При ценах на нефть $80 за баррель и выше равномерное увеличение надбавки к НДПИ на нефть по формуле с 75 до 204 рублей за тонну», – говорится в сообщении, размещенном на сайте правительства.
При этом компании, работающие в РФ в рамках соглашений о разделе продукции будут освобождены от уплаты повышенного НДПИ.
Таким образом, кабмин принял сторону Минфина в его споре с Минэнерго. Министерство финансов предлагало корректировать демпфер именно за счет акцизов, тогда как Минэнерго настаивало на использовании в этих целях средств Фонда национального благосостояния.
Нефтяные компании со своей стороны пообещали снизить цены на дизельное топливо до уровней октября 2018 года с учетом роста НДС в начале текущего года и сезонной корректировки цены «дизеля».
Демпферный механизм был введен в рамках соглашения о фиксации топливных цен на внутреннем рынке. Он предусматривает возмещение нефтяникам до 60% разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (сейчас это 51 тыс. рублей за тонну бензина и 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива).
Но в случае, когда цены внутреннего рынка оказываются более выгодными, нефтяникам приходится самим доплачивать в бюджет, как это произошло в начале текущего года. После этого нефтяники и обратились с просьбой скорректировать демпфер – изначально цены для расчета компенсаций были приняты на уровне 56 тыс. рублей за тонну бензина и 50 тыс. рублей за тонну «дизеля».

«Нефтегазовая вертикаль»

Контакты с редакцией

123317, г. Москва,
Пресненская набережная, д. 10, этаж 47.
Комплекс «Башня на Набережной», блок C.

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в «Интерфаксе» на тему «Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?».

Фото: ИНТЕРФАКС

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы «Петромаркет», новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты «Петромаркета».

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач — снижение объема переработки нефти. «По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн», — отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой — в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить «незатейливые» программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании — до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

«Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных», — отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

«Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%», — сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ — «лишенцев» акциза на нефть — может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

«Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть», — отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Налогового маневра оказалось мало – потребовался еще и акцизный Д. Абрамов / Ведомости

Чиновники хотят еще упростить жизнь экспортерам: крупнейшие из них смогут возмещать акцизы так же быстро, как и НДС, и в заявительном порядке. Такая идея обсуждалась в Минфине, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Нужные поправки в Налоговый кодекс депутаты Госдумы уже приготовили, а правительство написало положительный отзыв, знает один из них.

Экспортерам дается нулевая ставка по НДС и освобождение от уплаты акцизов, но, чтобы получить возмещение налога, включенного в стоимость сырья, они должны пройти проверку. На это уйдет полгода. «Собираешь документы, подтверждающие фактический экспорт, заявляешь вычеты в декларации, ее камерально проверяют налоговики – и только потом возмещение», – рассказывает партнер юркомпании «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

Можно получить деньги ускоренно, до камеральной проверки, если представить банковскую гарантию. Без гарантии, по Налоговому кодексу, тоже можно – крупнейшим налогоплательщикам, у кого НДС, акцизы, налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых за три календарных года (без налогов, связанных с экспортом) в сумме превышают 10 млрд руб.

Налоговые идеи

Письмо подписали Игорь Сечин («Роснефть»), Вагит Алекперов («Лукойл») и Александр Дюков («Газпром нефть»). В нем предлагались разнообразные идеи, как можно было бы кардинально изменить налогообложение нефтяной отрасли: от введения налога на финансовый результат до изменения закона о консолидированных налогоплательщиках.

При возмещении акцизов такого исключения для крупнейших плательщиков почти нет: оно распространяется только на переработчиков прямогонного бензина, лиц, совершающих операции с бензолом, и эксплуатантов гражданской авиации, а теперь будет для всех производителей подакцизной продукции, радуются чиновники.

С начала года правительство решило значительно ускорить возмещение средств экспортерам, например, чтобы получить вычет по НДС, не надо будет показывать документы, подтверждающие экспорт. Задача – в кризис максимально больше оборотных средств оставлять у компаний, объяснял высокопоставленный чиновник.

Бенефициары поправки об акцизах – производители нефтепродуктов, алкоголя и табака. Доля экспорта в выручке производителей алкоголя сильно различается: у «Русского стандарта» не менее 40% продукции идет на экспорт, у «Синергии» – не больше 10%.

Но в основном от поправок выиграют нефтяники. По данным Минэнерго, в 2014 г. в России продано 34,3 млн т бензина, а экспортировано 4,2 млн т; дизтоплива – 31,8 млн т и 45,2 млн т соответственно. С начала года экспорт нефтепродуктов сильно увеличился: за два месяца экспортировано свыше 1 млн т моторного бензина.

О таких поправках нефтяники и просили, признает федеральный чиновник, в письме Минфину (см. врез). Отдельное письмо написал президент «Роснефти» Игорь Сечин: «Банки существенно сократили лимиты по документарным операциям и повысили вознаграждения за гарантии». Стоимость гарантий не так выросла, как ставки кредита, но все равно это миллионы, солидарен топ-менеджер крупной нефтяной компании, а кроме того, у банков кончаются кредитные лимиты на крупные нефтяные компании, а гарантии учитываются в этих лимитах. ВТБ отрицает, что с гарантиями сложности, Сбербанк и крупные нефтяные компании не ответили «Ведомостям».

Проблемы с дорогими гарантиями есть, а для бюджета риска от этих поправок нет, объясняет чиновник Минфина: «Суммарный эффект нулевой – разве что появляется риск кассовых разрывов».

Риска потерь нет, считает и юрист Golts­blat Дмитрий Малкин: ускоренный порядок не отменяет проверку, и если налоговая решит отказать в возмещении, то уже возмещенный налог должен вернуться в бюджет с учетом процентов.

Поправки даже увеличат доходы бюджета, уверен представитель «Газпром нефти»: налог на прибыль вырастет, потому что не будет расходов на банковские гарантии.

А административная нагрузка на бизнес, связанная с оформлением этих гарантий, снизится, продолжает представитель компании. «Роснефть» и «Лукойл» не стали комментировать тему. Мера поддержит нефтепереработку, где как раз сильно снизилась маржа из-за низких цен на нефть и налогового маневра, говорит сотрудник крупной нефтяной компании, но это капля в море по сравнению с другими проблемами отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *