Акт об установлении опеки

Приложение N 3

Примерная форма

Бланк органа опеки и

попечительства

Рассмотрев заявление гражданина(ки)

________________________________________________________________________,

(Ф.И.О.)

проживающего(ей) по адресу

_________________________________________________________________________

(указывается адрес места проживания с индексом)

с просьбой о назначении его (ее) опекуном (попечителем) на возмездной основе над несовершеннолетним

________________________________________________________________________,

(Ф.И.О.)

дата рождения ____________________________________, проживающим по адресу

_________________________________________________________________________

(указывается адрес места проживания с индексом)

и принимая во внимание, что:

1. Родители несовершеннолетнего:

Отец

________________________________________________________________________,

(Ф.И.О., адрес места проживания (при наличии), а также причины утраты родительского попечения)

Мать

________________________________________________________________________,

(Ф.И.О., адрес места проживания (при наличии), а также причины утраты родительского попечения)

2. Из представленных документов и материалов обследования следует, что гражданин(ка) может представить несовершеннолетнему надлежащие условия содержания, воспитания и образования.

3. У несовершеннолетнего имеется имущество, опись которого проведена в установленном порядке.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» _____________________________________

(наименование органа опеки и попечительства)

постановляет:

1. Назначить гражданина(ку) _____________________________________________

(Ф.И.О.)

опекуном (попечителем) несовершеннолетнего _____________________________,

(Ф.И.О.)

исполняющим свои обязанности возмездно.

2. В соответствии с _____________________________________________________

(наименование нормативного правового акта субъекта Российской Федерации)

установить выплату денежных средств на передаваемого под опеку (попечительство) несовершеннолетнего в размере __________________________ _________________________________________________________________________

(указывается размер выплат (прописью))

О приемной семье

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1996 года N 829

О приемной семье *О)

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16) Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о приемной семье.

2. Рекомендовать органам опеки и попечительства заключать с родителями-воспитателями ранее созданных детских домов семейного типа договоры в соответствии с настоящим Положением.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание;
предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи;
предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений;
принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов;
выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв.

4. Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации в двухмесячный срок представить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части порядка и условий пенсионного обеспечения приемных родителей.

5. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР» (СП РСФСР, 1986, N 15, ст. 109);
постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. N 475 «О создании детских домов семейного типа в РСФСР» (СП РСФСР, 1988, N 23, ст. 136);
пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 786 «О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 11, ст. 1302).

6. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. N 1022 «О создании детских домов семейного типа» (СП СССР, 1988, N 30, ст. 85).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Положение о приемной семье

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1996 года N 829

(с изменениями на 18 августа 2008 года)

I. Общие положения

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. *1.1)
Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). *1.2)

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению N 1.
Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

II. Порядок организации приемной семьи

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. *6.6)

7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению должны быть приложены:
справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49.
Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 617.
Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). *12.1)
При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:
свидетельство о рождении ребенка;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);
заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.
К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. *14.3)

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей).
Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора — судом в установленном законом порядке.

III. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:
дети-сироты; *20.2)
дети, родители которых неизвестны;
дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; *20.4)
дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья, ребенка (детей)-инвалида (абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 617.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.
Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:
свидетельство о рождении;
выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
документ об образовании (для детей школьного возраста);

документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;
копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.
Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.
За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. *26.2)

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. *28)

IV. Материальное обеспечение приемной семьи

29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. *29.1)
На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. *30.1)
Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).
Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет. *31)

32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. *32)

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

35. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

36. Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные настоящим Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Приложение N 1 к Положению. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

Приложение N 1
к Положению о приемной семье
(в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года
постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 августа 2008 года N 617, —
см. предыдущую редакцию)

ДОГОВОР
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью

(примерная форма)
г.______________ » «__________19__г. N ___

Орган опеки и попечительства, действующий на основании статьи

далее именуемые — приемные родители (приемный родитель),
заключили настоящий договор о нижеследующем:

(фамилия, имя, отчество детей, N, серия свидетельства о

рождении, кем и когда выдано )

1. Приемные родители (приемный родитель) обязуются(ется):

1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

1.2. Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

1.3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

1.4. Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).

1.5. Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

1.6. Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

2. Орган опеки и попечительства обязуется:

2.1. Перечислять ежемесячно, не позднее 20 числа предыдущего месяца, на банковские счета приемных родителей денежные средства в размере ________ рублей исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

2.2. Пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка (детей), ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

2.3. Ежемесячно производить оплату труда приемным родителям в размере ________ рублей.

2.4. Ежемесячно производить дополнительную оплату труда приемным родителям в размере ________рублей (на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида и других).

2.6. Прикрепить приемную семью для приобретения продуктов питания к базе (магазину N) _____________________________

___________________________________________________________________
(наименование)
с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету.

Договор может быть по соглашению сторон дополнен другими взаимными обязательствами (в том числе выделением во временное пользование земельных участков на срок, установленный настоящим договором, автотранспорта и другое).

* Пункт 2.5. вводится для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3-х детей и не имеющих необходимого жилого помещения.

2.8. Настоящий договор заключен сроком на _________________________ и вступает в силу с момента подписания.

2.9. Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за ________________________ до его истечения.

2.10. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:
по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семейного или имущественного положения);
по инициативе органа опеки и попечительства в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

2.11. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
При невыполнении условий настоящего договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения договора).

Приложение N 2 к Положению. Удостоверение

Приложение N 2
к Положению о приемной семье

УДОСТОВЕРЕНИЕ N

в том, что он(она) в соответствии с договором о передаче ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью ____________________________

орган опеки и попечительства

________________________ подпись __________
(фамилия, должность)

печать

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

В соответствии с пунктом 1 статьи 61, пунктом 2 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей; все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей, и с учетом мнения детей.

Разногласия и споры по всем вопросам воспитания, образования детей могут возникнуть между:

— родителями, проживающими совместно;

— родителями, проживающими раздельно;

— родителями и близкими родственниками ребенка.

Действующим законодательством предусмотрен различный порядок участия органа опеки и попечительства в указанных категориях споров.

Если родители, проживающие совместно, не могут прийти к взаимному согласию, они вправе обратиться за разрешением возникших разногласий в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или в суд.

Родители, проживающие раздельно и пришедшие к взаимному согласию о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, вправе заключить об этом соглашение в письменной форме.

Если родители не могут прийти к взаимному согласию, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства по определению суда обязан провести обследование условий жизни ребенка и родителя, претендующего на его воспитание, и, в соответствии со статьей 78 Семейного кодекса РФ, представить суду акт обследования и основанное на нем письменное заключение по существу спора.

Споры о детях, связанные с их воспитанием, относятся к числу наиболее сложных, так как имеет место противостояние сторон – равных обладателей родительских прав и прав близких родственников, находящихся обычно в состоянии ожесточенного конфликта.

Противостояние между обладателями прав, предусмотренных семейным законодательством, осложняется тем, что «предметом» глубоких разногласий является ребенок со своими переживаниями, склонностями и привычками. Поэтому для разъяснения спорных вопросов могут быть привлечены специалисты, в частности, педагоги, психологи, медицинские работники.

Очень часто в ситуации конфликта наиболее полезной оказывается помощь третьего лица, включенного в конфликтную ситуацию и несущего функцию посредника.

Он, посредник (медиатор), должен быть максимально нейтральным, он не осуждает, не защищает, не принимает решение о том, кто прав, кто виноват, не учит, не дает советов. Его задача – создать условия, чтобы стороны услышали и поняли друг друга, а также договорились о том, как они будут исправлять ситуацию. Только в этом случае ситуация окажется разрешена непосредственно ее участниками, отношения могут быть восстановлены, а стороны получат опыт ответственности и осознанности. Подробная информация на сайте http://crisiscenter74.ru/sluzhba-primireniya

УДК 347.64

ПРИРОДА ДОГОВОРА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

Н.А. Темникова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Омский государственный университет. 644077, Омск, Проспект Мира, 55А

Рассматриваются особенности договоров об осуществлении опеки и попечительства. Сделан вывод о том, что можно проводить классификацию этих договоров в зависимости от способа вознаграждения, ими предусмотренного. Анализируются также особенности правоотношений, возникающих на основании договоров об осуществлении опеки.

Ключевые слова: опека, попечительство, несовершеннолетние, договор

ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту – Закон) , вступивший в законную силу в прошлом году, внес ряд новых положений, которые требуют научного осмысления. Неоднозначна и природа договора об осуществлении опеки (попечительства), заключаемого, если опека (попечительство) является возмездной. Заранее оговоримся, что в рамках статьи не ставится цели разграничить опеку (попечительство) над детьми и совершеннолетними гражданами, рассматриваются правовые особенности договора об осуществлении опеки (попечительства).

До принятия закона договорными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являлись приемная семья и патронатная семья (в случае, если ее возможность была предусмотрена законом субъекта Российской Федерации). В научных исследованиях природа этих договоров также не получила однозначного понимания. Разнообразие взглядов ученых можно свести к следующему: одни придерживаются мнения о гражданско-правовой природе ; другие – о семейно-правовой природе ; третьи – о смешанном характере этих договоров . Высказывалось мнение и о том, что договор о создании приемной семьи является трудовым договором .

Изменения, внесенные в СК РФ в 2008 г., на первый взгляд, должны были поставить точку в этом споре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг, поскольку это не противоречит существу таких отношений (абз. 2 п. 2 ст. 152 СК РФ). В диссертационных исследованиях, проведенных после вступления в силу Закона, вопроса о правовой природе договора о приемной семье, договора об осуществлении опеки (попечительства) практически не возникает: авторы полагают, что эти договоры имеют гражданско-правовую природу.

Так, А.В. Барков рассматривает договоры, опосредующие опеку и попечительство, как «договоры социального содейсвия», или договоры оказания социальных услуг .

Е.Г. Куропацкая отмечает гражданско-правовую природу отношений между приемными родителями/опекунами (попечителями)/патронатными воспитателями и органом опеки и попечительства. А заключаемый в данном случае договор (об опеке, приемной семье, патронате или патронатном воспитании), по мнению автора, является договором возмездного оказания услуг. Причем, вслед за Л.Ю. Михеевой, безвозмездная опека также рассматривается как договорное отношение .

Г.А. Магдесян указывает, что данный договор заключается в пользу третьего лица – подопечного – и характеризуется как взаимный консенсуальный договор о возмездном оказании особого рода услуг – социальных услуг .

Прежде чем изложить собственные доводы в пользу правовой природы договора об осуществлении опеки (попечительства), отметим, что следует учитывать его специфику по сравнению с договором о создании приемной семьи. Патронатную семью мы не будем рассматривать в рамках этой статьи в связи с тем, что правовое регулирование отношений по ее созданию, правам и обязанностям патронатных воспитателей осуществляется субъектами Российской Федерации, что и предопределяет значительное расхождение в понимании сущности патроната в разных регионах России.

Пункт 1 ст. 14 Закона предусматривает, что установление опеки и попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье). В той же статье указывается, что основанием для заключения договора и основанием возникновения правоотношения между опекуном (попечителем) и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя).

Согласно ст. 152 СК РФ правоотношения по опеке (попечительству) в случае создания приемной семьи возникают из договора, однако в соответствии с Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье основанием для заключения договора является заявление лица о передаче конкретного ребенка ему на воспитание и акт органа опеки и попечительства о назначении его опекуном (попечителем). Таким образом, до заключения договора о приемной семье (в случае разрыва во времени) приемные родители являются опекунами (попечителями), исполняющими свои обязанности безвозмездно, поскольку право требовать вознаграждения за свою деятельность возникает с момента заключения договора.

Думается, что необходимо все же предусмотреть положение, в силу которого права и обязанности приемных родителей должны возникать не на основании акта органа опеки и попечительства, а в силу договора. Причины тому следующие:

1) деятельность приемных родителей всегда предполагает вознаграждение, которое выплачивается из бюджетных средств;

2) в ст. 153.1 СК РФ указываются условия договора о приемной семье, в числе которых: сведения о ребенке (детях), передаваемом(ых) на воспитание, срок действия договора, условия содержания, права и обязанности органа опеки и попечительства и приемных родителей, основания и последствия прекращения договора. Статья 16 Закона в числе условий договора об осуществлении опеки (попечительства) называет лишь источники и способы получения вознаграждения опекуном, состав имущества подопечного, которым может пользоваться опекун;

3) размер вознаграждения приемного родителя, предоставляемая социальная поддержка, как правило, более значительны по сравнению с вознаграждением опекуна (попечителя);

4) образование приемной семьи, как правило, предполагает передачу под опеку нескольких детей;

5) требования к приемным родителям предполагают наличие педагогического образования либо прохождение специального обучения, учитывается и опыт осуществления обязанностей приемного родителя.

Таким образом, нам представляется более логичным сохранение ранее действующего положения, когда права и обязанности приемных родителей возникали именно из договора о создании приемной семьи.

Рассмотрим более подробно договор об осуществлении опеки (попечительства). Договор должен быть заключен в случае, если акт органа опеки и попечительства устанавливает, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно. В Законе отсутствуют четкие основания назначения возмездной опеки и сохранено ранее существовавшее положение о безвозмездном исполнении обязанностей опекунами (попечителями), если иное не предусмотрено ст. 16 Закона и СК РФ. Между тем ст. 16 не содержит оснований назначения возмездной опеки, а указывает на способы получения вознаграждения опекуном (попечителем).

Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в ст. 42 устанавливает, что опекунам (попечителям), заключившим договор об осуществлении опеки или попечительства (за исключением договора о приемной семье), выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере одна тысяча рублей на каждого ребенка за счет средств областного бюджета при одновременном наличии следующих условий:

1) осуществление опеки (попечительства) над ребенком, который относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) заключение договора об осуществлении опеки или попечительства с лицами, не являющимися бабушками, дедушками, братьями, сестрами, а также братьями и сестрами родителей подопечного;

3) невозможность выплаты вознаграждения опекунам за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц.

В других субъектах Российской Федерации (например, Калужская, Курганская, Московская области) основаниями для назначения возмездной опеки признаются: инвалидность несовершеннолетнего подопечного, судимость несовершеннолетнего подопечного либо если он состоит на учете в органах внутренних дел.

Статья 14 Закона предусматривает, что права и обязанности опекуна (попечителя) по представительству и защите интересов подопечного возникают с момента принятия акта органом опеки и попечительства. Следует отметить некоторую неполноту формулировки. В проекте Закона, автором которого является Л.Ю. Михеева, предполагалось, что права и обязанности опекуна (попечителя) по обеспечению подопечного уходом и лечением, а также по обучению и воспитанию несовершеннолетнего возникают с момента заключения договора . Предположительно, и совместное проживание опекуна (попечителя) с подопечным также становилось необходимым после заключения договора. Но в окончательном варианте Закона отсутствует указание на момент, с которого опекун (попечитель) должен проживать с подопечным и осуществлять уход за ним, заботиться о его здоровье, воспитании и обучении несовершеннолетнего. Думается, что норму следует толковать расширительно: внутреннее правоотношение между опекуном (попечителем) и подопечным возникает с момента принятия акта. Содержание же этого внутреннего правоотношения отнюдь не исчерпывается представительством и защитой интересов подопечного. Поэтому с момента принятия акта о назначении опекун обязан проживать с подопечным, заботиться о содержании подопечного, обеспечении его уходом и лечением, обучении, воспитании и развитии несовершеннолетнего подопечного.

Т.О. Урумова отмечает, что договор является лишь одним из юридических фактов в этом правоотношении, поскольку непосредственно права и обязанности опекунов (попечителей) возникают на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства . В целом это утверждение справедливо, но с оговоркой, что договор является основанием для получения вознаграждения за осуществляемую опеку. По сути его надо именовать не «договор об осуществлении опеки и попечительства», а «договор о получении вознаграждения за осуществление обязанностей опекуна (попечителя)».

Таким образом, данный договор должен содержать, прежде всего, источники, способы и порядок получения вознаграждения опекуном (попечителем). Права и обязанности, связанные с самой деятельностью опекуна (попечителя), являющиеся элементами содержания внутреннего правоотношения опекуна и подопечного, определены СК РФ, ГК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Сам порядок заключения договора также свидетельствует о наличии расхождений с порядком, установленным гражданским законодательством. В соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства от 18.05.09 № 423, договор должен быть заключен в течение 10 дней со дня принятия решения о назначении опекуна (попечителя). Заключение договора с участием представителя не допускается. В случае уклонения органа опеки и попечительства от заключения договора опекун (попечитель) имеет право предъявить требование о понуждении заключить договор. Следует отметить, что в Законе упущено, что требования должны предъявляться в суд, указано лишь, что требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, предъявляются органу опеки и попечительства, тогда как указанная норма ГК РФ непосредственно содержит правило о судебной подведомственности данной категории дел. Однако, исходя из приоритета судебной защиты законных прав и интересов граждан в Российской Федерации, предполагаем, что опекун (попечитель) может и в судебном порядке заявлять требование о понуждении органа опеки и попечительства к заключению договора. Но лучше, чтобы это положение было непосредственно отражено в Законе.

При возникновении разногласий опекун (попечитель) может представить письменное предложение о согласовании спорных условий и в течение 6 дней он принимает меры по согласованию условий или в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении. Этот пункт Правил необоснованно ограничивает права опекуна. Заключение договора на основании акта о назначении опекуна (попечителя) обязательно для органа опеки и попечительства. При отказе от заключения договора не возникает права опекуна на получение вознаграждения, тогда как в акте указано, что опека (попечительство) является возмездной. Законы субъектов РФ одним из оснований для выплаты вознаграждения опекунам (попечителям) называют договор об осуществлении опеки. Более логичным было бы применить положение п. 2 ст. 445 ГК РФ, предусмотрев право опекуна (попечителя) передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора.

Предмет рассматриваемого договора обусловлен целями его заключения: необходимостью определить источники, порядок и способы получения вознаграждения опекуном (попечителем). В ст. 16 установлены различные источники получения денежных средств: это могут быть бюджет субъекта Российской Федерации, средства третьих лиц (в том числе и организаций), средства самого подопечного. Способы получения вознаграждения также могут варьироваться: оно может выплачиваться в денежной форме, опекуну (попечителю) может быть разрешено безвозмездное пользование имуществом подопечного, в том числе и проживание в его жилом помещении.

К сожалению, ни Правила, ни Закон не содержат особенностей процедуры заключения договора об осуществлении попечительства, предусматривающего право попечителя пользоваться имуществом подопечного, достигшего возраста 14 лет. В соответствии со ст. 26 ГК РФ они сами совершают сделки с согласия своих родителей, попечителей, усыновителей. Думается, что право органа опеки и попечительства распоряжаться имуществом такого лица без его согласия (хотя получение его Законом не предусмотрено, подопечный должен дать согласие только на назначение опекуна) противоречит гражданскому законодательству.

Правилами оговорен и предельный размер вознаграждения, которое может выплачиваться за счет имущества подопечного. Этот размер должен составлять не более пяти процентов дохода от имущества несовершеннолетнего. Некоторое недоумение вызывает использование прилагательного «безвозмездный» применительно к пользованию имуществом опекуном, поскольку наличествует встречное предоставление (исполнение опекуном обязанностей).

Если предмет договора об осуществлении опеки (попечительства) – возможность опекуна (попечителя) пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, следует предусмотреть и обязанности, связанные с пользованием жилым помещением. Также необходимо указать, что прекращение опеки (попечительства) влечет прекращение право опекуна (попечителя) пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному.

Иные существенные условия договора Законом не установлены. Договор может содержать срок его действия (если опека (попечительство) назначаются на определенный срок). Возможно закрепление в договоре ответственности за несвоевременное или ненадлежащее исполнение обязанностей органом опеки или опекуном.

Несмотря на наименование ст. 14 «Установление опеки и попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства», учитывая ранее изложенное, можно сделать следующий вывод: незаключенность договора, его расторжение, односторонний отказ от договора не являются безусловным основанием для прекращения отношений по опеке (попечительству). В силу ст. 29 Закона права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей.

А.В. Барков, исследуя вопрос о правовой природе договоров социального содействия детям, оставшимся без попечения родителей, за основу дифференциации принимает предмет и цель заключения договора. В итоге автор признает эти договоры разновидностью договора возмездного оказания услуг . Однако вышеизложенные особенности договора об осуществлении опеки (попечительства) не позволяют безусловно утверждать, что он является гражданско-правовым договором.

Во-первых, основным признаком гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является юридическое равенство сторон. При заключении договоров об осуществлении опеки (попечительства) орган опеки и попечительства выступает как уполномоченный государственный орган (если субъект Российской Федерации воспользовался правом делегирования полномочий, то муниципальный орган), непосредственно исполняющий возложенные на него функции. Будет опекун исполнять свои обязанности безвозмездно или возмездно, зависит от органа опеки и попечительства, избранного вида опеки и нормативных актов, принятых субъектом Российской Федерации. Так, в Омской области назначение временного опекуна (попечителя) в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона (иные возможные случаи назначения опекуна ребенку, не являющемуся сиротой и не утратившему родительского попечения), принятие ребенка под опеку бабушкой, дедушкой, братом, сестрой, дядей, тетей подопечного препятствуют заключению договора об осуществлении опеки.

Размер вознаграждения опекуна (попечителя), если оно выплачивается из бюджета, также определено законом субъекта Российской Федерации и не может быть изменено договором. Права и обязанности сторон определены законом и не могут быть изменены соглашением, ограничения прав опекуна либо дополнительные требования к исполнению им обязанностей также должны быть установлены в акте органов опеки и попечительства(п. 4 ст. 15).

Во-вторых, любой гражданско-правовой договор, прежде всего, юридический факт. Цивилистами неоднократно отмечалось, что при отсутствии направленности воли сторон на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей соглашение не может быть признано договором . На наш взгляд, исследуя вопрос о правоотношениях, возникающих из указанных договоров, следует разграничивать договоры об осуществлении опеки (попечительства), предметом которых является получение вознаграждения опекуном (попечителем) за счет бюджета субъекта Российской Федерации или выплата вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, и договоры, предусматривающие возможность пользования имуществом подопечного (в том числе и жилым помещением) либо выплату вознаграждения за счет третьих лиц.

При получении вознаграждения за счет бюджета или доходов от имущества подопечного, как уже отмечалось, нового правоотношения не возникает, поскольку акт органа опеки и попечительства предусматривает возмездность опеки, не происходит и изменения правоотношения. Опекун исполняет свои обязанности, в том числе предусмотренные п. 5 ст. 18 Закона (заботиться об имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения имущества и способствовать извлечению из него доходов).

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Р.О. Халфина отмечала, что в понятие договора помимо согласования воли двух или нескольких лиц «должны быть включены их взаимные права и обязанности», обращая внимание на то, что «права и обязанности, принимаемые на себя каждой из сторон, как правило, различны, но они должны быть взаимно согласованы, должны в своей совокупности дать единый правовой результат» .

Договоры об опеке и попечительстве, предусматривающие выплату вознаграждения за счет субъекта Российской Федерации, не предполагают возникновения, изменения новых правоотношений, даже само получение вознаграждения за счет бюджетных средств уже предусмотрено актом органов опеки и попечительства. В случае просрочки выплаты вознаграждения опекуну возможность понуждения к исполнению обязанности обусловлена прежде всего Законом, прекращение соглашения, в том числе и односторонний отказ, не прекращают опеки (попечительства). Поэтому представляется, что в случае выплаты вознаграждения из бюджета можно говорить лишь о соглашении, которое является элементом фактического состава, необходимого для получения вознаграждения, но договором в понимании цивилистом оно вряд ли является. Насколько необходим в этом случае договор? На наш взгляд, именно в вышеуказанном случае он является избыточным, мало того, он фактически не обладает свойствами юридического факта.

Во втором же случае возникает гражданское правоотношение: это может быть правоотношение по пользованию имуществом либо по получению вознаграждения за счет третьих лиц.

Правоотношение по пользованию имуществом возникает между собственником, в интересах которого в пределах своих полномочий действует орган опеки и попечительства, и опекуном (попечителем). Ранее уже было указано, что указание в п. 3 ст. 16 Закона на безвозмездное использование имущества представляется не соответствующим особенностям возникающего правоотношения. Опекун (попечитель) исполняет свои обязанности, вознаграждением же является возможность пользования имуществом подопечного.

Отношения по временному пользованию имуществом регулируются гл. 34–36 ГК РФ. Возможно, указание на «безвозмездное пользование имуществом» означает, что ответственность опекуна (попечителя) за сохранность вещи определяется в соответствии с нормами гл. 36 ГК РФ «Безвозмездное пользование имуществом».

Если договором предусмотрено проживание опекуна (попечителя) в жилом помещении, принадлежащем подопечному, жилищные отношения регулируются ЖК РФ.

Договор об осуществлении опеки (попечительства) в этом случае должен содержать положения об ответственности опекуна за сохранность вещи, его обязанности за свой счет осуществлять содержание вещи (в отличие от общего правила п. 5 ст. 18 Закона), субъекте ответственности в случае причинения вреда третьему лицу, основания досрочного прекращения договора, обязанность по возврату вещи после прекращения опеки (попечительства) или в случае существенного нарушения опекуном (попечителем) имущественных прав подопечного. Поскольку отношения по пользованию имуществом подопечного регулируются договором, в случае повреждения или гибели вещи не подлежит применению п. 2 ст. 26 Закона об ответственности опекуна (попечителя) в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ.

В случае если вознаграждение будет выплачиваться за счет третьих лиц (организаций, родственников, родителей и т.д.), возникает гражданское правоотношение между опекуном (попечителем) и плательщиком. Опекун (попечитель) оказывает особого рода социальную услугу, плательщик выплачивает за его деятельность вознаграждение. Но для возникновения этого правоотношения необходим либо договор между плательщиком и органом опеки и попечительства, на основании которого возникает обязанность третьего лица по выплате вознаграждения, либо договор непосредственно между плательщиком и опекуном (попечителем). Иначе при уклонении плательщика от выплаты вознаграждения только на основании договора об осуществлении опеки (попечительства) принудительное взыскание представляется затруднительным, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Принятие ФЗ «Об опеке и попечительстве» отнюдь не поставило точку в дискуссии о природе внутренних отношений между опекуном (попечителем) и подопечным. По-прежнему ответ зависит, прежде всего, от того, признает ли конкретный исследователь отраслевую самостоятельность семейного права (очевидно, что отношения по опеке (попечительству) над несовершеннолетними и недееспособными имеют существенные различия).

Не все договоры об осуществлении опеки и попечительства могут быть безусловно отнесены к гражданско-правовым. Следует разграничивать договоры в зависимости от способа получения опекуном (попечителем) вознаграждения, поскольку различаются правовые последствия этих договоров. Если же предметом договора об осуществлении опеки (попечительства) является получение вознаграждения за счет средств бюджета, с точки зрения доктрины можно говорить лишь о соглашении, которое волей законодателя включено в фактический состав.

Необходимо отметить имеющиеся в законе и нехарактерные для гражданского права конструкции: в случае выплаты вознаграждения за счет третьих лиц договор устанавливает обязанность третьего лица по уплате денежных средств; если же предметом договора является пользование имуществом подопечного, который (независимо от возраста) не является стороной договора, правовой режим пользования имуществом в Законе также определен недостаточно.

Библиографический список

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *