468 постановление

Строительный контроль (ранее – «технический надзор») — комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.

Строительный контроль осуществляется на основании положений ст. 53 Градостроительного кодекса РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Статья 749 Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, выданное саморегулируемой организацией.

Цели строительного контроля:

— Обеспечение высокого качества строительства;

— Обеспечение применения строительных материалов, указанных в проекте строительства;

— Обеспечение выполнения проекта без превышения сметной стоимости строительства;

— Обеспечение высокого качества строительства.

Проблемы, которые можно избежать с помощью строительного контроля:

— Неравномерная осадка здания, трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных и проектных требований и технологий строительства;

— Необоснованное увеличение затрат на реализацию проекта вследствие неправильно составленной подрядчиками сметы. Как правило, сумма сметы подрядчика превышает реальную стоимость работ на 30-50 %;

— Некорректное ведение исполнительной технической документации, затрудняющее поиск нарушений технологий в ходе строительства и сознательных отступлений от проекта и строительных норм со стороны подрядчиков, а также создающее трудности для технических служб при последующей эксплуатации здания;

— Нарушение прочностных характеристик конструкций, ухудшение экологической ситуации в результате использования подрядчиками дешевых строительных материалов, не указанных в проекте;

— Снижение рентабельности проекта, вызванное срывом сроков проведения работ.

Область применения строительного контроля являются строительство, капитальный ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений:

— промышленных зданий и сооружений;

— объеков культурного наследия;

— торгово-развлекательных центров;

— бизнес-центров;

— гостиничных центров;

— жилых зданий и жилых комплексов.

Порядок проведения строительного контроля регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468.

Строительный контроль строительства осуществляется рабочей группой, назначаемой в соответствии с требованиями проекта и состоящей из специалистов различного профиля:

— инженер по общестроительным работам;

— инженер по электрическим сетям;

— инженер сантехнических систем;

— инженер систем вентиляции и кондиционирования;

— специалист по анализу и составлению сметной документации;

— инженер-проектировщик.

Назначенная группа осуществляет наблюдение и контроль за проведением строительных работ на объекте с частотой, задаваемой требованиями проекта и уровнем сложности объекта. По каждому посещению объекта (или с частотой, необходимой заказчику) составляются отчетные материалы о ходе реализации проекта, включающие:

— описание выявленных дефектов и нарушений;

— выдержки из нормативной и технической документации, подтверждающие наличие выявленных нарушений;

— фотоматериалы;

— графики выполнения работ;

— таблицы расхода средств.

По окончании проекта осуществляется участие в сдаче завершенного объекта Государственной приемочной комиссии.

В случае подключения технический надзор на стадии, когда строительные работы на объекте уже велись, целесообразно проведение предварительного обследования здания с целью своевременного выявления нарушений технологии и дефектов конструкций здания или сооружения и снижения рисков ухудшения качества строительства в дальнейшем.

С задачами и функциями отделов технического надзора нашего учреждения вы можете ознакомиться

СПб ГБУ «Стройкомплект» в рамках своих полномочий также оказывает платные услуги по строительному контролю, заказчиками которых являются:

— учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Комитета по здравоохранению, осуществляющие размещение государственного заказа на выполнение работ в сфере строительства и проектирования за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— иные учреждения и организации любых форм собственности.

Градостроительный кодекс как один из основополагающих документов в сфере строительного контроля и надзора

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) является базовым документом в рассматриваемой сфере. Согласно ст. 3 данного кодекса градостроительные отношения регулируются:

  • ГрК РФ;
  • законами и иными правовыми актами федерального уровня;
  • законами и иными правовыми актами регионального уровня;
  • актами органов местного самоуправления.

Непосредственно вопросам строительного контроля и государственного строительного надзора посвящены ст. 53 и 54 кодекса соответственно.

В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными документами на уровне РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 было утверждено положение о проведении строительного контроля.

Если в соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль осуществляется заказчиком и иными указанными в данной норме лицами, то государственный строительный надзор осуществляется представителями госвласти в соответствии со ст. 54 ГрК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Правительство РФ устанавливает порядок проведения государственного надзора. Такой порядок определен положением об осуществлении государственного стройнадзора в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (далее — положение о стройнадзоре).

ВАЖНО! В соответствии с п. 3 ст. 8 закона «О введении в действие ГрК РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ документы, разрешающие строительство и ввод в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ГрК РФ, являются действующими.

Положение о строительном надзоре

Порядок надзора за строительством, осуществляемого государством, регулируется, как было указано в предыдущем разделе, положением о стройнадзоре. При этом законодательство о защите прав организаций при проведении проверок применяется, но с учетом особенностей, установленных градостроительным правом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Согласно п. 2 положения о стройнадзоре надзор осуществляется:

  • при строительстве, когда экспертиза документации обязательна;
  • реконструкции с обязательной экспертизой документации.

Ростехнадзор и Минобороны осуществляют стройнадзор в отношении:

  • объектов атомной энергетики;
  • опасных объектов производства;
  • линий связи;
  • объектов инфраструктуры военного назначения.

Государственный стройнадзор большинства остальных объектов осуществляется региональными органами власти.

С 01.01.2018 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 при организации регионального строительного надзора применяется риск-ориентированный подход, при котором количество проводимых проверок за период строительства/реконструкции здания, сооружения будет зависеть от уровня риска, присвоенного возводимому объекту.

Когда строительство завершено, производится проверка соответствия строительства техрегламентам и проектной документации, в случае положительного завершения которой выдается заключение о соответствии, являющееся в дальнейшем одним из оснований для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ВАЖНО! ВС РФ признал недействующими нормы положения о стройнадзоре, согласно которым надзор проводится также в отношении жилых домов этажностью не более 3 этажей, предназначенных для проживания одной семьи (решение ВС РФ от 10.04.2008 № ГКПИ08-547, определение кассационной коллегии ВС РФ от 08.07.2008 № КАС08-309).

Административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре

В настоящем разделе статьи будет рассмотрен административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре — один из ключевых актов в рассматриваемой сфере.

Административный регламент по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного стройнадзора… (далее — регламент о стройнадзоре) утвержден приказом Ростехнадзора от 31.12.2013 № 38. Данный регламент касается возведения и реконструкции объектов капстроительства следующих категорий:

  • межрегиональное строительство (от 2 субъектов РФ);
  • строительство для посольств, консульств и зарубежных представительств РФ;
  • строительство, например, на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ;
  • строительство военных объектов;
  • строительство, предполагающее гостайну.

Помимо указанных категорий, контроль в соответствии с регламентом осуществляется также, в частности, применительно к автомобильным дорогам федерального значения.

В разделе V регламента определена возможность обжалования действий проверяющих во внесудебном порядке. Согласно п. 158 регламента срок для рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. При запросе дополнительных документов возможно продление сроков, но также не более чем на месяц.

О других документах, издаваемых Ростехнадзором в сфере строительства, в частности относительно деятельности СРО, читайте в нашей статье по ссылке: Установлен перечень документов, которые должны разработать СРО строителей.

Акты региональных госкомитетов (ГК по жилищному и строительному надзору) в рассматриваемой сфере

На уровне субъектов РФ принимаются соответствующие регламенты органов власти, осуществляющих строительный надзор, например:

  • административный регламент ГК Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по предоставлению госуслуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство…, утв. ГК РБ по жилищному и строительному надзору от 18.05.2015 № 368;
  • административный регламент по исполнению управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора…, утв. приказом управления госстройжилнадзора РС (Я) от 20.04.2015 № 40;
  • административный регламент исполнения ГК Псковской области по строительному и жилищному надзору госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора, утв. приказом ГК ПО по строительному и жилищному надзору от 09.07.2014 № 399-ОД.

Региональные регламенты (на примере административного регламента министерства строительного комплекса МО по исполнению госфункции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства, утв. распоряжением МС МО от 27.12.2016 № 428) регулируют следующие вопросы:

  • базовые принципы и применяемые нормы;
  • то, каким образом осуществляется соответствующая госфункция;
  • особенности отдельных процедур, в том числе совершаемых в электронной форме;
  • досудебный порядок оспаривания действий и решений контролирующих органов и их должностных лиц.

Нормативные правовые акты в сфере технического надзора

Понятие контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов дано в ст. 2 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. В соответствии с указанной статьей под данным видом надзора понимается проверка выполнения требований техрегламентов в отношении продукции, а также процессов ее строительства, проектирования, изготовления, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Согласно пп. 1, 2 ст. 4 указанного закона законодательство о техрегулировании и контрольной деятельности в этой сфере состоит, помимо данного закона, также из не противоречащих ему законов и подзаконных актов федерального уровня.

При этом согласно п. 3 данной статьи федеральные органы исполнительной власти и госкорпорация «Роскосмос» могут издавать только рекомендательные акты. В ст. 5 и 9.1 рассматриваемого закона определены случаи, когда органы исполнительной власти могут принимать не только документы рекомендательного характера. В частности, такие общеобязательные акты на основании п. 1 ст. 9.1 могут быть приняты по поручению Правительства РФ или главы государства.

Отдельные направления технического контроля регламентированы отдельными специальными подзаконными актами. Так, технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия регламентирован ГОСТ Р 56254-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технадзор на объектах культурного наследия. Основные положения», утв. приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1803-ст.

***

Итак, нормативная основа проведения строительного контроля и технического надзора весьма разветвленная. В настоящей статье были представлены базовые документы, такие как Градостроительный кодекс, утвержденное Правительством РФ положение, принятый Ростехнадзором регламент и регламенты региональных органов власти, осуществляющих соответствующие надзорные полномочия. Учет положений данных документов в организации работы предприятий строительного сектора позволит наладить оптимальное взаимодействие с проверяющими органами в установленных правовых рамках.

Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468

«О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства,

реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

Установлена процедура проведения проверки выполнения работ при строительстве на соответствие установленным требованиям в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Утвержденное Положение определяет порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной по договору для осуществления контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации). Определены мероприятия, осуществляемые подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятия! х и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

Установлено, что если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки до вступления в силу данного Положения, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без расчета размера затрат на проведение строительного контроля. В этом случае отсутствие расчета размера затрат не будет являться основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468

Добрый день! Чтобы ответить на ваш вопрос необходимо понять в чем суть строительного контроля и кто его осуществляет. ГрК РФ Статья 53. «Строительный контроль» дает ответ на этот вопрос:
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
По моему мнению, если в свод закладывается резерв средств на строительный контроль, то учитывать дополнительно затраты по содержанию службы Заказчика — это задвоение затрат. Так как основная функция заказчика контролировать и проверять стройку на соответствие проекту. Если Заказчик не имеет на это необходимой квалификации, то он заключает договор со специализированной организацией. Если заказчик (структура заказчика) имеет необходимую квалификацию и сам осуществляет данный контроль,то эти средства направляются на его содержание.
Из своего опыта: проектируем для Городского управления капитального строительства нашего города гос. объекты, при прохождении экспертизы в своде пропускают только строй.контроль.
Проект и смету прошедшую экспертизу передаем Заку, он нанимает подрядчика и начинает стройку (+процентуется) по нашему проекту и смете. На мелкие вопросы отвечаем. Если, что-то принципиальное надо уточнить с выдачей правок и доп. смет заключаем договор на проектное сопровождение.

Доброе утро, уважаемые коллеги. Готовлю аукционную документацию на текущий ремонт помещений. В локальном сметном расчете есть графа — строительный контроль 2,14%. В условиях контракта хочу прописать, что «подрядчик в течении 3 дней со дня заключения контракта обязан заключить договор на проведение строительного контроля с юридическим лицом, имеющим право выполнять данный вид деятельности и предоставить заверенные копии заключенного договора заказчику», т.к. согласно постановления Правительства РФ № 468 от 21.06.2010 строительный контроль проводится в том числе лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), . Но согласно ч.1 ст. 53 градостроительного кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка». Про текущий ремонт в ч.1. ст.53 ничего не сказано. Т.е. фактически проведение строительного контроля при текущем ремонте не предусмотрено законодательством. Но и не запрещено. Вопрос. Противоречит или не противоречит действующему законодательству пункт государственного контракта о том, что «подрядчик в течении 3 дней со дня заключения контракта обязан заключить договор на проведение строительного контроля с юридическим лицом, имеющим право выполнять данный вид деятельности и предоставить заверенные копии заключенного договора заказчику»? Конечно при условии, что подрядчик выполняет работы по текущему ремонту. Заранее спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *