293 приказ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам В МБДОУ «Детский сад №4комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Утвержден

Приказ по МБДОУ «Детский сад №4»
от ___________№ ___

Заведующий ____________М.В. Сафиуллина

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам

В МБДОУ «Детский сад №4комбинированного вида»

Приволжского района г. Казани

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБДОУ «Детский сад №4», в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для МБДОУ «Детский сад №4», осуществляющим образовательную деятельность и реализующим дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы)

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1.

5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. МБДОУ «Детский сад №4» реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего учебного года.

7. В МБДОУ «Детский сад №4» образовательный процесс организуется в соответствии с учебными программами — планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее — объединения), а также индивидуально.

8. Обучение по программам, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность3.

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения4.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам: групповые, подгрупповые. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. а также санитарными нормами и правилами к дошкольным образовательным организациям.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, по желанию менять их.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации6.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий8.

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается9.

11. Ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

12. В МБДОУ «Детский сад №4» образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации — русском и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации.

Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность10.

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

17. МБДОУ «Детский сад №4» самостоятельно определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

18. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

19. МБДОУ «Детский сад №4» может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.

1Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

2Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)

3Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)

5Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

6Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326).

7Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326)

9Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

10Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)

11Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

12Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326.

13Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 апреля 2010 г. N 293

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

УВЕДОМЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ О ФАКТАХ ОБРАЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ

СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <1> приказываю:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228.

1. Утвердить:

1.1. Порядок уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 1).

1.2. Примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 2).

1.3. Перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приложение N 3).

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, начальникам территориальных органов МВД России, управлений материально-технического снабжения, научных, образовательных и медицинских организаций, баз (складов) хранения ресурсов МВД России обеспечить ознакомление сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, с настоящим Приказом и выполнение его требований.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр

генерал армии

Р.НУРГАЛИЕВ

Приложение N 1

к Приказу МВД России

от 19.04.2010 N 293

ПОРЯДОК

УВЕДОМЛЕНИЯ СОТРУДНИКОМ ОРГАНА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ

СЛУЖАЩИМ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

(РАБОТОДАТЕЛЯ) О ФАКТАХ ОБРАЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СКЛОНЕНИЯ

К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ <1>

<1> Далее — «Порядок».

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и устанавливает единые в системе МВД России правила уведомления сотрудником органа внутренних дел <2>, федеральным государственным гражданским служащим <3> системы МВД России Министра внутренних дел Российской Федерации <4>, первого заместителя Министра, заместителей Министра, руководителей подразделений центрального аппарата МВД России, начальников территориальных органов МВД России, управлений материально-технического снабжения, научных, образовательных и медицинских организаций, баз (складов) хранения ресурсов МВД России либо лиц, исполняющих их обязанности (далее — представитель нанимателя (работодателя)), о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, порядок регистрации уведомлений, перечень содержащихся в них сведений и организацию их проверки.

<2> Далее — «сотрудник».

<3> Сноска исключена. — Приказ МВД России от 05.12.2016 N 790.

<3> Далее — «гражданский служащий».

<4> Далее — «Министр».

2. Обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения, в том числе о ставших известными фактах обращения к другим сотрудникам, гражданским служащим, работникам организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД России <6>, в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также склонение к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица возлагается на всех сотрудников и гражданских служащих системы МВД России.

<6> Далее — «работники».

II. Порядок подачи уведомления

3. Уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений осуществляется посредством подачи специального документа <1>, выполненного в произвольной форме либо в соответствии с примерным образцом (приложение N 2).

<1> Далее — «уведомление».

4. В уведомлении указываются сведения об обратившемся лице, источнике поступления обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению и иные данные в соответствии с приложением N 3.

5. Уведомление подписывается лицом, его составившим, с указанием даты составления, фамилии, имени, отчества, специального звания либо классного чина и должности.

Коллективное уведомление подписывается всеми лицами, его составившими, с указанием данных, перечисленных в настоящем пункте.

К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения.

6. Запрещается составление уведомления от имени другого лица (лиц).

7. Уведомление подается непосредственно представителю нанимателя (работодателя) в ходе личного приема.

8. В исключительных случаях, при нахождении сотрудника, гражданского служащего системы МВД России не при исполнении служебных обязанностей или вне пределов места службы, уведомление может быть направлено посредством почтового отправления, по каналам факсимильной связи либо через официальные сайты МВД России, его территориальных органов и организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <2>.

<2> Далее — «официальные сайты».

9. Сотрудник, гражданский служащий системы МВД России вправе уведомить органы прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о чем обязан сообщить представителю нанимателя (работодателя).

III. Сроки подачи уведомления

10. О факте поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений сотрудник, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) по месту службы в день поступления обращения, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, а также отсутствия по листку нетрудоспособности (не исключающего возможность уведомления).

11. В случае поступления обращения в выходной или нерабочий праздничный день, сотрудник, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) на следующий за ним рабочий день.

12. Уведомление, переданное непосредственно представителю нанимателя (работодателя), считается поданным со дня его получения представителем нанимателя (работодателя).

13. При передаче уведомления посредством почтового отправления, по каналам факсимильной связи либо через официальные сайты днем подачи уведомления считается день его отправления независимо от даты фактического поступления в подразделение делопроизводства и режима <1>.

<1> Далее — «подразделение делопроизводства».

IV. Регистрация и рассмотрение уведомления

14. Уведомление, поступившее непосредственно представителю нанимателя (работодателя) посредством почтового отправления, по каналам факсимильной связи либо через официальные сайты, регистрируется в подразделении делопроизводства.

15. Уведомление должно быть рассмотрено представителем нанимателя (работодателя) в течение суток (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) со дня его личного получения или регистрации в подразделении делопроизводства.

16. По результатам рассмотрения уведомления представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений:

16.1. Об оставлении уведомления без рассмотрения:

16.1.1. Если оно является анонимным.

16.1.2. Если в нем содержатся сведения, по которым ранее в установленном порядке проводилась проверка, в ходе которой они не нашли своего объективного подтверждения.

16.2. О назначении в установленном порядке проверки изложенных в нем сведений.

16.3. О передаче уведомления, если в нем содержатся сведения, имеющие признаки преступления, в органы, наделенные полномочиями возбуждать уголовные дела.

16.4. О передаче уведомления в вышестоящий орган внутренних дел, если рассмотрение уведомления по существу выходит за пределы его должностных полномочий.

Наименование главы V исключено. — Приказ МВД России от 30.07.2015 N 798.

17. Уведомление, поданное непосредственно представителю нанимателя (работодателя), передается в подразделение делопроизводства для незамедлительной регистрации.

18. Не допускается передача уведомления для рассмотрения нижестоящим в порядке подчинения представителям нанимателя (работодателя) либо в нижестоящие органы внутренних дел.

19. Передача уведомлений для проведения проверки без регистрации в установленном порядке запрещена.

20. Проверка информации, содержащейся в уведомлении, проводится в течение 30 суток со дня регистрации уведомления в органе внутренних дел.

21. Срок проведения проверки на основании мотивированного рапорта лица, проводящего проверку, может быть продлен представителем нанимателя (работодателя), ее назначившим, не более чем на 30 суток. Дальнейшее продление срока проведения проверки не допускается.

22. Проверка сведений, изложенных в уведомлении, проводится в соответствии с общими правилами организации и проведения проверок, установленными в системе МВД России, с изъятиями, предусмотренными настоящим Порядком.

23. В ходе проведения проверки от сотрудника, гражданского служащего системы МВД России могут быть истребованы объяснения по существу поданного уведомления и иные материалы, имеющие отношение к обстоятельствам поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

24. Результаты проверки с выводами и предложениями докладываются представителю нанимателя (работодателя), ее назначившему.

25. По результатам проведенной проверки представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений:

25.1. О передаче уведомления и материалов его проверки в органы прокуратуры в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России, определяющими правила приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, для рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

25.2. Об окончании проведения проверки в случае, если указанные в уведомлении сведения не нашли своего объективного подтверждения, и передаче материалов проверки в подразделение делопроизводства.

26. Материалы проверок хранятся в подразделении делопроизводства в предусмотренном номенклатурой деле в течение 5 лет в соответствии с правилами документационного обеспечения, установленными в системе МВД России.

Приложение N 2

к Приказу МВД России

от 19.04.2010 N 293

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ УВЕДОМЛЕНИЯ

СОТРУДНИКОМ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ

СЛУЖАЩИМ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

(РАБОТОДАТЕЛЯ) О ФАКТАХ ОБРАЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ СКЛОНЕНИЯ

К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Приложение N 3

к Приказу МВД России

от 19.04.2010 N 293

ПЕРЕЧЕНЬ

СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УВЕДОМЛЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

НАНИМАТЕЛЯ (РАБОТОДАТЕЛЯ) О ФАКТАХ ОБРАЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ

СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1. Фамилия, имя, отчество, специальное звание либо классный чин, должность сотрудника, гражданского служащего системы МВД России, заполняющего уведомление.

2. Сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к совершению коррупционного правонарушения (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации и иные известные сведения).

3. В случае если стали известны факты обращения к другим сотрудникам, гражданским служащим или работникам в целях их склонения к совершению коррупционного правонарушения, в уведомлении указываются сведения об этих сотрудниках, гражданских служащих или работниках.

4. Сущность коррупционного правонарушения, которое должно было быть совершено по просьбе обратившегося лица.

5. Способ склонения к совершению коррупционного правонарушения.

6. Обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения (телефонный разговор, личная встреча, почтовое отправление или иное обстоятельство).

7. Время, дата и место склонения к совершению коррупционного правонарушения.

8. Подпись сотрудника, гражданского служащего системы МВД России.

9. Дата составления уведомления.

О сроках действия ООП ДО

Вопрос. Прокомментируйте, пожалуйста, подпункт 9 статьи 2 главы 1 ФЗ-273 «Об образовании Российской Федерации», в котором говорится, что образовательная программа должна быть представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Свидетельствует ли это о том, что рабочие программы, разрабатываемые дошкольной образовательной организацией, должны быть разработаны не по возрастам, а в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными пятью образовательными областями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования? Подскажите, пожалуйста, перечень нормативных правовых актов, регламентирующих структуру и требования к рабочей программе дошкольной образовательной организации?

Ответ. Идеология разработки действующего Закона «Об образовании Российской Федерации» состояла в том, чтобы объединить в одном документе все уровни образования, не только общего, но и профессионального. Причиной этого являлись многочисленные противоречия в законодательстве об образовании между его уровнями и отсутствие требуемой целостности системы, что объясняется автономным развитием каждого уровня в 90-2000 годы. Однако разработка такого единого документа вызвала немало трудностей, в частности, и с нахождением общих подходов к регламентации деятельности различных по своей сути образовательных подсистем. В связи с этим данное общее для всех уровней образования положение Закона следует применять дифференцированно, с учетом специфики каждой отдельной подсистемы, включая дошкольное образование.
В дошкольных учреждениях нет и не может быть учебной деятельности, так как ведущей для развития детей данного возраста является игровая деятельность. Следовательно, документы, относящиеся к регламентации учебной деятельности, а именно: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), — не должны в них разрабатываться. Речь может идти о «других компонентах» образовательного процесса, например, «образовательных областях», по которым может быть разработана ООП.
Рабочая программа воспитателя не нормируется документами Федерального уровня, следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Назначение рабочей программы как документа состоит в выполнении задач оперативного планирования деятельности воспитателя и педагога по реализации ООП на краткосрочный период, например, месяц. Рабочая программа конкретизирует положения ООП и является механизмом ее реализации. По сути это календарный план работы. Деятельность может быть спланирована в нем по образовательным областям или интегративно на основе тематического планирования. Такие оперативные планы желательно иметь всем воспитателям и специалистам (музыкальному работнику, инструктору по физической культуре и др.) Рабочие программы должны быть гибкими и вариативными, перестраиваться в зависимости от результатов ежедневного мониторинга, включать время для свободной игры, занятий детей по интересам, то есть по их собственной инициативе. Нужно иметь в виду, что старшие дети сами должны участвовать в планировании будущих событий своей жизни. Следовательно, в рабочих программах не все должно регламентироваться воспитателем и педагогом. В программах можно указать время и регулярность проведения общих сборов по планированию, подведению итогов прошедших событий, проектов, экскурсий, регулярность занятий в какой-то области, не указывая их тем и содержания, имея в виду, что они будут спланированы вместе с детьми. Иными словами, чтобы программа позволяла вносить корректировку, она должна быть обобщенной, контурной. Более подробно о новых методах планирования по ФГОС можно прочитать в рекомендациях, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО».
Вопрос. Каковы требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП в каждой возрастной группе, кроме целевых ориентиров?
Ответ. Требований ФГОС ДО к результатам освоения ООП в каждой возрастной группе нет. Разработчики ФГОС намеренно ушли от дифференциации требований результатам освоения ООП по возрастам, заменив их целевыми ориентирами на этапах младенческого и раннего возраста и по завершении дошкольного образования, так как научно доказано, что развитие детей в дошкольный период имеет неравномерный скачкообразный характер. Возможно, такие требования сохранились в непереизданных и непеработанных вариантах авторских программ дошкольного образования, которые писались под ФГТ.

Вопрос. Просим оказать консультационную и методическую помощь по следующему вопросу: нужно ли включать в раздел Планируемые результаты диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду?

Ответ. Включать диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду не нужно. В структуру ООП дошкольной образовательной организации согласно ФГОС система оценки и любых материалов для проведения мониторинга не входит. Однако в организации инструменты для проведения мониторинга должны быть в числе всех тех научно-методических материалов, которые будут обеспечивать реализацию программы. Главное, чтобы они были научно-обоснованными и корректными с точки зрения обеспечения возможностей для изучения процесса развития детей. Нужно также иметь в виду, что ряд показателей развития ребенка носит общий характер, неделимый по областям.

Вопрос. Скажите пожалуйста, что должно быть отражено в самообследовании дошкольного учреждения в разделе АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Ответ. Содержание анализа деятельности учреждения определяется его целями. Если вы проводите самообследование системного характера по всем областям деятельности учреждения и даете оценку качеству его работы на определенном этапе, например, связанным с переходом на ФГОС, то мы можем предложить вам инструментарий для такого рода самообследования, размещенный на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель самообследования – выявление недостатков существующей системы относительно новых требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы, то подход будет иной, как при проблемно-ориентированном анализе, о методах проведения которого также можно прочитать в методических рекомендациях по разработке ООП на основе ПООП, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель иная, то необходимо знать общий метод анализа и использовать его в соответствии с целями вашего анализа. Рекомендуем внимательно прочитать размещенные на сайте рекомендации, в которых говорится о методе анализа.

Вопрос. Как отразить в каждой из основных разделов части, формируемой участниками образовательных отношений, наличия и описание:
— вариативных форм образования; (поясните, пожалуйста)
— особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик;
— способов, методов и средств реализации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, способов и направлений поддержки детской инициативы?

Ответ. В ООП можно перечислить все вариативные формы дошкольного образования, которые ваша образовательная организация будет в состоянии реализовать и поэтому предложить родителям. Эти формы должны быть интересны и привлекательны родителям, удовлетворять их насущные потребности. Например: группы кратковременного пребывания, группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещавших ранее детский сад; услуги для детей с ОВЗ и др. Открывать их можно не сразу, а поэтапно, по мере реализации ООП.
При описании образовательной деятельности в авторских программах, которая может осуществляться в различных видах культурных практик: продуктивной творческой деятельности (лепка, рисование, музыка и др.), познавательно-исследовательской деятельности, чтении художественной литературы, физкультурно-оздоровительной деятельности, особенности каждого вида деятельности раскрываются через их специфические цели, формы, методы, а также предметы осуществления. У каждого вида деятельности они свои. Вам следует руководствоваться теми особенностями культурных практик, на которые обращают свое внимание авторы используемых вами программ.
Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов является требованием к образовательной деятельности дошкольников.

Дифференциация способов, методов и средств реализации содержания программы по возрастам осуществляется с помощью структуры ООП и авторских программ, которые чаще всего пишутся по возрастам.
В ООП также следует указать, как будет происходить в организации учет индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, например, на основе данных мониторинга, анализа потребностей родителей, анализа передового опыта и новых возможностей для развития дошкольного образования и др.

Вопрос. Мы работаем в ДОУ в Республике Дагестан. Недавно только начали работу по программе » Мозаика»+ региональная, дагестанская, образовательная программа, где соотношение 60/40, где федеральный 60, а региональный 40. Как нам грамотно составить программу? Это нам следует делать самостоятельно, либо этим займется ДИРО — наш институт развития образования.

Ответ. Рекомендуем Вам обратиться с этим вопросам к руководству ДИРО или непосредственно в МО Республики Дагестан. Если более конкретных рекомендаций не будет, то региональный компонент программы можно разработать самостоятельно. Нужно определить его целевые ориентиры, разработать содержание в пяти образовательных областях и условия его реализации. Материалом для деятельности в различных видах культурных практик могут стать национальные традиции, обряды, игры, танцы, музыка, ремесла, сказки и другие литературные произведения, природа родного края и т.д., позволяющие формировать национальную идентичность.

Вопрос. Добрый день! Работаю зам. заведующей 2 месяца, поэтому нуждаюсь в Вашей помощи. В нашем детском саду в ООП отсутствует часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. Подскажите, пожалуйста, по какому алгоритму её написать. Заранее, спасибо!

Ответ. Прежде всего, рекомендуем вам внимательно прочитать наши рекомендации по разработке ООП. В них есть алгоритм. Сущность его такова: либо вы первоначально сами предлагаете различные варианты образовательной деятельности (авторские и парциальные программы, методы работы, варианты режима, дела, в которых могут участвовать родители), а они выбирают из предложенного. Либо вы собираете предложения от родителей, а потом совместно с группой активистов делаете из них выбор. Но в этом случае, предварительно нужно проинформировать родителей о существующих программах, методиках, разместить их на сайте. Лучше эти два алгоритма объединить: к своим предложениям добавить то, что предлагают родители. Можно сделать рубрики для внесения предложений, например по видам культурных практик и т.д.

Вопрос. Формы работы с родителями воспитанников и их количество определяется творческой группой, разрабатывающей программу. Мне сделано замечание о недостаточности работы с родителями.

Ответ. Чтобы оценить, правильно ли вам сделано замечание, нужно понять, чем руководствовалась рабочая группа, определяя количество мероприятий, и проверяющий, который его оценивал. Видимо, они руководствовались разными критериями, то есть разным пониманием о достаточности. Сейчас в связи с введением ФГОС речь должна идти не о работе, а о взаимодействии с родителями. Далее нужно определить цели, функции и, исходя из них, направления вашего взаимодействия, а затем уже количество дел. Их достаточность может быть правильно определена только с позиции стоящих целей взаимодействия, например: установление эффективного партнерства и взаимопомощи в развитии детей по направлениям…. Например, родители могут оказывать помощь (быть «замещающими воспитателями на режимных моментах, помогать на экскурсиях, помогать при подготовке детей к школе); могут быть участниками (отовить в вами вместе спектакли, праздники), выступать в роли наставников (проводить мастерские, учить спортивным играм), быть организаторами ( проектов, экскурсий), делиться опытом с другими родителями (консультировать, писать на форум и т.д.) и многое другое. Видите, как это отличается от работы с ними, где ваша функция их наставлять, поучать, а их подчиняться. Вы компетентные, а они нет. И не забудьте, оценивать достаточность дел нужно с позиции целей.

Вопрос. В нашем д/с ООП разработана, утверждена, мы по ней благополучно работаем (за основу взята «От рождения до школы»). Но, в связи с тем, что вышла ОДОБРЕННАЯ программа от 20.05.15 нам снова нужно перерабатывать свою ОП, или можно продолжать работу по Веракса?

Ответ. Одобренной является Примерная основная образовательная программа. Она является универсальной рамочной программой для реализации ФГОС. Все авторские программы, в том числе и программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, предлагают различные варианты ее выполнения. Рекомендуем вам прочитать ПООП и ответить на вопрос, в какой степени ПООП может быть реализована в рамках программы «От рождения до школы». Если программа «От рождения до школы» в этом плане в чем-то недостаточна, то ее можно дополнить парциальными или собственными программами. Технология разработки ООП на основе Примерной программы дана в рекомендациях, которые размещены на сайте ФГАУ «ФИРО».

Вопрос. Скажите, пожалуйста, в нашей школе 5 дошкольных групп. 4 работают по Вераксе, одна предшкольная группа работает по Виноградовой. Сколько нам писать образовательных программ на новый учебный год — одну совмещенную программу, или две по разным программам?

Ответ. Ваша ошибка состоит в том, что вы планируете ООП исходя из конкретной ситуации данного года. Между тем сначала нужно определиться, в принципе, какой у вас будет модель образования, ведь ООП пишется не на год, это ваша долгосрочная стратегия.
Может быть, несколько моделей образовательного процесса:
1. группы могут работать по двум разным программам, реализуя их в полном объеме, то есть на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду;
2. группы работают на основе одной интегративной программы, разработанной на основе двух авторских программ;
3. группы первоначально работают по одной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, а старшим группам предлагается два варианта на выбор: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и программа «На крыльях детства» или «Первоцветы» Н.А. Виноградовой.
Одна программа пишется для второй модели. Возможны и другие варианты
В вашей ООП Вы, таким образом, укажете модель и сделаете соответствующие ссылки на программы.

Вопрос. Должно ли быть указание на приоритетное направлении работы ДО или только на реализуемую Примерную образовательную программу?

Ответ. Если такое направление есть, то оно должно быть указано и полностью раскрыто в вашей ООП. Примерная программа универсальна, она носит обобщенный рамочный характер. А ваша задача подчеркнуть через ООП собственную уникальность.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно прописать в образовательной программе ДОУ приоритетное направление детского сада? (структура). Можно ли поменять направление?

Ответ. Да направление поменять можно. Более того, переход на ФГОС и ПООП может служить хорошим поводом для такого изменения, свои частные изменения рекомендуется приурочивать к более значительным общим. Так их легче проводить.
В общем виде новое направление работы вашей дошкольной организации должно отразиться во всех элементах программы, это и есть алгоритм: целевых ориентирах, содержании деятельности по пяти областям, условиях реализации ООП. А в какой степени оно будет определять ту или иную деятельность, зависит от него самого. Если у вас направление — развитие детской одаренности, то нужно уделить внимание творчеству детей в описании культурных практик, если – оздоровление детей, то наиболее полно оно будет раскрыто при описании физкультурно-оздоровительных мероприятий и т. д.

Вопрос. Допустимы ли слова в тексте образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО: «непосредственная образовательная деятельность», «организованная образовательная деятельность», «непрерывная образовательная деятельность» (речь идёт о форме работы с детьми — «занятие»)? Какое из них верное?

Ответ. Данный термин отсутствует во ФГОС и других документах, регламентирующих его выполнение, например, в ПООП. Практически вся деятельность воспитателя решает какие-то образовательные задачи, то есть является образовательной. Более того, следует шире использовать для образования ребенка режимные моменты, прогулки и др. Иными словами, избавляться от заорганизованности и стремиться к непринужденности и естественности образовательной деятельности. Занятие также следует понимать более широко, как любую целенаправленную образовательную деятельность ребенка, осуществляемую в партнерстве со взрослым или самостоятельно в определенном месте за отведенное время. В этом смысле не нужно бояться произносить это слово, наоборот, следует расширить сферу его применения. Это позволит уйти от узкого понимания образовательной деятельности, которая яко бы имеет место только на специально организованных занятиях.

Вопрос. Нужно ли адаптировать парциальные авторские программы (например «Цветные ладошки» под ред. Лыковой)?

Ответ. Под адаптацией понимается приспособление для конкретных условий. Методом адаптации может быть конкретизация программы, а также коррекция, внесение изменений с учетом особых конкретных условий. Вы должны сами определить, исходя из понятия адаптации, нужно ли вам адаптировать общую парциальную программу. Главное, что ее адаптация должна иметь обоснованный и осмысленный характер.

Вопрос. У меня вопрос, как правильно оформлять и вносить изменения в основную образовательную программу детского сада? Изменения на 2016-2017 уч .год в Программе касаются программ кружковой работы, учебного плана, сетки организованных видов детской деятельности. Все эти документы представлены в приложениях к программе. Нужно ли после изменения приложений снова распечатывать весь текст программы, утверждать и сшивать программу? Если нет, то как правильно оформить данные изменения?

Ответ. Это очень правильный вопрос. Хорошая программа должна меняться, уточняться, дополняться, возможно, ежегодно. Для того, чтобы это было законно, рекомендуем разработать и оформить приказом заведующей «Порядок внесения изменений в ООП», первоначально обсудив его с педколлективом и родителями как участниками образовательных отношений.
Порядок внесения изменений должен ответить на ряд вопросов:
— в связи с чем, в ООП могут вноситься изменения;
— каких вопросов образовательной деятельности и деятельности организации они могут касаться;
— кто их может вносить (не забудьте родителей, решите, могут ли быть персональные предложения или только от групп);
— каким будет порядок внесения изменений в ООП;
— кем и как будут отбираться изменения в ООП;
— кто и как будет принимать окончательные решения о внесении изменений в ООП (может быть, Управляющий совет);
— и, наконец, как они будут оформляться в тексте ООП (форма документа «Об изменениях в ООП».
Последнее зависит от масштабности изменений. Если они кардинальные, то возможно, какой-то раздел ООП потребуется переписать. В случае незначительных изменений, они могут оформляться в виде перечня или приложения, которые будут прикладываться к ООП.
Правильно ежегодно создавать такие условия, которые бы стимулировали участников образовательных отношений к внесению изменений в действующую ООП, например, проводить опросы, дискуссии, обсуждать вопрос на сайте.

Вопрос. Возможна ли экспертиза основной образовательной программы

Ответ. Даже желательна, причем как внутренняя, так и внешняя. Помните, что эксперт — это компетентный судья. Могут быть эксперты и по отдельным узким вопросам ООП. Обязательно ставьте перед экспертами конкретную задачу: что экспертировать, и в какие сроки.

Вопросы.
1. На какой срок разрабатывается основная образовательная программа.
2. На сколько лет пишется основная образовательная программа детского сада?

Ответ. С точки зрения содержания, ООП, как минимум, пишется на срок полного пребывания детей в вашей образовательной организации, например, от 3 до 7 лет, значит на 5 лет.

Это не нужно путать со сроком действия разработанной программы. Срок действия ООП определяется ее устареванием, которое может произойти по разным причинам и раньше: вследствие изменения образовательной ситуации (например, контингента дошкольной организации, или направления ее работы), по причине выхода более прогрессивных новых авторских программ; вследствие изменения стандартов дошкольного образования.

Чтобы ООП длительное время не устаревала, надо писать этот стратегический документ более обобщенно, конкретизируя его положения в Приложениях и, например, в ежегодных изменениях к ООП. Однако ежегодные частные изменения, которые вносит в Программу сама организация, также могут привести к необходимости замены ООП на новую.

Долгосрочная стратегическая Программа, какой и является ООП образовательной организации, утверждается на срок действия ООП, который не может быть меньше продолжительности пребывания в организации детей. Однако, утверждая ООП, совсем не обязательно указывать срок ее действия, так как заранее его определить сложно.

Видимо, в вопросе речь идет о рабочем варианте ООП или о рабочих программах воспитателей, которые, действительно, если такие имеются, должны разрабатываться на текущей период, например на год, а у воспитателя — на месяц. В них уточняется и конкретизируется содержание ООП применительно к ежегодной образовательной ситуации. Можно рекомендовать утверждать ежегодно только изменения к ООП, и те Приложения к ней, которые вносят в нее детализацию, если такие есть. Сама ООП остается стратегическим документом длительного действия.



В. В. Чеха

Новое положение о дошкольном образовательном учреждении: краткий комментарий

Автор рубрики — Чеха Вадим Витальевич — кандидат юридических наук, начальник отдела по кадровой и правовой работе агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края.

1.Общие положения

Правительство РФ приняло Постановление «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 г. № 666, в соответствии с которым Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» признано утратившим силу. Старое типовое положение принято в 1995 году в особых социально-экономических и политических условиях и в нынешних реалиях не учитывает многих изменений, в том числе изменений законодательства. Последний раз изменения в старое типовое положение вносились в 2005 году. В связи с изложенным принятие нового типового положения о дошкольном образовательном учреждении (далее также — новое типовое положение) выглядит своевременным и правильным.

Новое типовое положение по-иному регламентирует многие вопросы деятельности дошкольных образовательных учреждений, поэтому дошкольным образовательным учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в уставы. Важно иметь в виду, что подпункт 12 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и принятие устава коллективом образовательного учреждения.

В новом типовом положении в наибольшей степени подверглись изменению нормы, касающиеся общих принципов функционирования дошкольного образовательного учреждения, а также нормы, регламентирующие порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения.

Среди наиболее важных изменений, касающихся принципов функционирования дошкольных образовательных учреждений, можно выделить следующие:

— закреплена норма о том, что государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 3 нового типового положения);

В новом типовом положении в наибольшей степени подверглись изменению нормы, касающиеся общих принципов функционирования дошкольного образовательного учреждения, а также нормы, регламентирующие порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения.

— определено, что дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 нового типового положения);.

Важным представляется отметить изменение содержания задач дошкольного образования. В частности, задача укрепления здоровья детей конкретизирована в виде разделения

здоровья детей на психическое и физическое. Кроме того, к числу задач дошкольного образовательного учреждения добавлены: воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье и оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Последняя задача приобретает особое значение в силу требований пункта 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании», согласно которому сеть дошкольных образовательных учреждений действует в помощь именно семье, которая выступает основным субъектом, обеспечивающим воспитание детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (пункт 5 статьи 18 Закона РФ «Об образовании»).

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка в новой редакции типового положения сформулировано в виде задачи «обеспечения познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей», что более приемлемо с точки зрения целей дошкольного образования установленных в Законе РФ «Об образовании». Из задач дошкольного образовательного учреждения исключена задача «приобщение детей к общечеловеческим ценностям», которая в момент принятия старого типового положения имела ярко выраженную идеологическую составляющую, неуместную в сегодняшних условиях. Определено, что дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий (пункт 6 нового типового положения).

К числу положительных изменений следует отнести конкретизацию целей деятельности различных видов дошкольных образовательных учреждений. Появились новые виды дошкольных образовательных учреждений:

— детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах

общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах об-щеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

К числу задач дошкольного образовательного учреждения добавлены: воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье и оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

— детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур) (пункт 7 нового типового положения).

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения фактически всегда выступала группа детей дошкольного возраста. С принятием нового положения эта ситуация получила нормативное закрепление. Более того, новым типовым положением определено, что при создании групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется типовым положением об

учреждении дошкольного образования (пункт 8 нового типового положения). Это означает, по сравнению с предшествующим периодом более четко определен статус дошкольных групп в образовательных учреждениях различных типов.

В части языка обучения новое типовое положение, фактически сохраняя норму об определении языка обучения уставом учреждения, вводит правило, что в дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

2. Изменения в регулировании организации деятельности и в регулировании системы управления дошкольным образовательным учреждением

Из нового типового положения исключена норма о допустимости совместного учредительства дошкольного образовательного учреждения, противоречащая действующему в настоящее время законодательству, регламентирующему распределение полномочий между различными уровнями власти в части, касающейся финансирования подведомственных учреждений. Кроме того, исключены нормы, регламентирующие порядок аттестации дошкольного образовательного учреждения. Последнее свидетельствует о необходимости внесения изменений в положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 1327, в котором в пункте 1 определено, что аттестация дошкольных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовым положением об этом образовательном учреждении.

В новом положении продублированы соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующие статус юридических лиц. В частности, закреплено положение о том, что дошкольное образовательное учреждение (как и любое иное юридическое лицо) самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную

деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием (пункт 17 нового типового положения).

К числу положительных изменений следует отнести более приемлемую с точки зрения ныне действующей редакции Закона РФ «Об образовании» регламентацию содержания образовательного процесса. Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается, принимается и реализуется учреждением самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей (пункт 21 нового типового положения).

Из нового типового положения исключена норма о допустимости совместного учредительства дошкольного образовательного учреждения, противоречащая действующему законодательству

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная норма обуславливается содержанием пп. 6,15 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», согласно которым самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации, равно как и разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, относится к компетенции образовательного учреждения, в том числе и дошкольного.

Принципиально важным изменением, сформулированным в соответствии с установленным статьей 2 Закона РФ «Об образовании» принципом государственно-общественного характера управления образованием следует признать указание в пункте 48 нового типового положения на государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением, в соответствии с которым должна выстраиваться логика формирования и деятельности органов управления учреждением — попечительского совета, общего собрания и иных.

3. Изменения в сфере регулирования вопросов комплектования дошкольного образовательного учреждения

Среди разделов старого положения, в наибольшей мере подвергшихся изменению с принятием нового типового положения, следует признать раздел, связанный с регламентированием комплектования.

К числу наиболее важных изменений следует отнести:

— исключение нормы о том, что в дошкольное образовательное учреждение в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов. Данное исключение само по себе не означает, что указанные категории лиц лишаются права на «первую очередь» при приеме детей в дошкольное образовательное учреждение. Очевидно, данную норму следует признать фактически недействовавшей за весь период применения старого типового положения. Однако в новом типовом положении вопросы комплектования дошкольного образовательного учреждения определяются прежде всего в соответствии с волеизъявлением учредителя и регламентируются уставом учреждения (пункт 27 нового типового положения);

— закрепление перечня документов, необходимых для приема детей в дошкольное образовательное учреждение. Согласно пункту 28 нового типового положения прием детей (от 2 месяцев до 7 лет) в дошкольное образовательное учреждение осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Если в старом типовом положении среди документов, предъявляемых при приеме детей, было указано только медицинское заключение (остальные документы, как правило, требовали, «исходя из собственного усмотрения» или в силу наличия специального указания учредителя), то в настоящее время легализован полный перечень документов, которые дошкольное образовательное учреждение вправе

требовать с родителей (законных представителей) при приеме детей;

— введение нормы об обязанности дошкольного образовательного учреждения обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы (пункт 30 нового типового положения);

— установление некоторых новых требований в отношении предельной наполняемости групп в дошкольном образовательном учреждении в разновозрастных группах общераз-вивающей направленности — 15 детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) (ранее было 20 детей), разделение категорий детей на детей с умственной отсталостью легкой степени (предельная наполняемость 6 и 10 детей) и детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет (предельная наполняемость 8 детей), введение новой категории — «детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет» (предельная наполняемость 5 детей) и т. д.

С точки зрения юридической техники следует признать весьма удачным размещение норм, направленных на регламентацию предельной наполняемости групп именно в разделе «Комплектование дошкольного образовательного учреждения», в то время как в старом положении указанные вопросы находились в разделе «Имущество и средства учреждения», который имел весьма опосредованное отношение к нормам предельной наполняемости групп.

4. Изменение в регламентации статуса участников образовательного процесса

Так же как и ранее действовавшее типовое положение, новое типовое положение определяет в качестве участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников (пункт 36 нового типового положения).

По-новому сформулирована норма, регламентирующая прием педагогических работников в образовательное учреждение — по сути, в пункте 42 нового типового положения продублирована норма статьи 331 ТК РФ, регулирующей право на занятие педагогической деятельностью. Старое положение в части регламентации указанных вопросов противоречило ТК РФ.

В высшей степени положительным изменением, способным серьезно улучшить качество деятельности учреждений дошкольного образования, следует признать закрепление в пункте 43 нового типового положения возможности включения в штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, дополнительных должностей учи-телей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Пункт 46 нового типового положения, исключивший понятие единой тарифной сетки при установлении заработной платы, по сути, направлен на регламентацию новой системы оплаты труда в учреждениях дошкольного образования в соответствии с возможностями, предоставляемыми статьями 135 и 144 ТК РФ. Согласно данному пункту дошкольное образовательное учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда.

5. Изменения в сфере регулирования имущественных и финансовых основ деятельности учреждения дошкольного образования

Изменения в данной сфере деятельности дошкольного образовательного учреждения связаны в основном с потребностью приведения норм старого положения в соответствие с действующим законодательством. Среди наиболее важных, на наш взгляд, изменений возможно отметить следующие:

— закреплено, что объекты права собственности (здания, сооружения, имущество,

оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения) закрепляются за дошкольным образовательным учреждением-учредителем (в старом положении -собственником (уполномоченным им органом) (пункт 51 нового типового положения);

— исключено право бессрочного пользования земельными участками для дошкольных образовательных учреждений, что, однако, в принципе не лишает их права на получение такого рода пользования. Изменение, очевидно, связано с тем, что право на земельный участок, занимаемый дошкольным образовательным учреждением, может регламентироваться специальными нормативными актами, а не типовым положением;

Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

— более подробно регламентировано право дошкольного образовательного учреждения на привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя (пункты 52, 54 нового типового положения);

— урегулирован важный вопрос, связанный с финансовым обеспечением малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение указанных учреждений должно учитывать затраты, не зависящие от количества детей (пункт 53 нового типового положения). ■

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *