1156 постановление

1. Регулирование сферы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) осуществляется федеральными законами, в том числе специальным законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, созданию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе может заключаться, и в приобретении, обслуживании органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

2. Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее– ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

В соответствии статьей 13 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» предусмотрено, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз с мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО (далее – региональный оператор). Указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования).

Так, Основами ценообразования предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что Основы ценообразования, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора требования, в части обязанности приобретения и содержания контейнеров и бункеров для ТКО.

Таким образом, контейнеры и бункеры могут приобретаться:

собственниками контейнерных площадок, в том числе органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами;

собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, в том числе собственниками помещений в многоквартирном доме, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

региональными операторами (только при условии учета затрат в составе единого тарифа).

3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89) твёрдые коммунальные отходы (далее – ТКО), это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Исходя из данного понятия Закона № 89-ФЗ принадлежность отходов к ТКО определяется следующими критериями:

1) образование происходит в жилых помещениях;

2) образование происходит в процессе потребления физическими лицами;

3) к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;

4) к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, состоит из блоков, типов, подтипов и так далее.

Например, в блок 7 «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» входит тип 73 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению», состоящий, в свою очередь, из подтипов, в том числе 731 «Отходы коммунальные твердые», 733 «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» и так далее, явно относящихся к ТКО; и в то же время, блок 7 содержит подтип 732 «Отходы жизнедеятельности населения в не канализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам».

Таким образом, к ТКО могут относиться любые виды отходов, входящие в различные блоки ФККО, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено.

В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство – это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с пунктом 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В связи с этим, необходимо разделять понятия «строительство» и «текущий ремонт».

На основании вышеизложенного, отходы, образующиеся при строительстве, капитальном ремонте, в том числе при перепланировке жилых помещений, относятся к отходам строительства (блок 8 в ФККО), а, следовательно, не являются твердыми коммунальными отходами.

Работы по замене отдельных участков и элементов балконов, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, согласно указанного выше постановления относятся к работам по текущему ремонту. Следовательно, отходы, образующиеся в ходе выполнения текущего ремонта, являются твердыми коммунальными отходами, и относятся к крупногарабитным отходам.

Что касается обращения с крупногабаритными отходами, обращение с данным видом отходов предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором по обращению с ТКО (далее – региональный оператор), в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

4. Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о разъяснении положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами от 18 мая 2018 года предусмотрено, что понятийным аппаратом Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89) определено, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 (далее – ФККО), группа отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов – мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 24.6. Федерального закона № 89 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Исходя из комплексного трактования норм федерального законодательства, отходы, образующиеся при уборке территорий городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Вопрос: ИП, ООО — Оптовая и розничная торговля, все помещения в аренде. Договор с ПК ГУП «Теплоэнерго» не заключали. Могут ли к нам применить административный штраф согласно ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение требований Порядка накопления ТКО №309-п Постановления Пермского края?

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Согласно Правил обращения с ТКО от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор по обращению с ТКО заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, в частности, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях. Индивидуальный предприниматель, ООО — арендатор владеет объектами аренды, в том числе, нежилыми помещениями, на законных основаниях.

Следовательно, по нашему мнению, индивидуальный предприниматель и ООО обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в приложении к которому указываются все арендуемые нежилые помещения, в которых образуются ТКО.

За отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, может быть привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Такое лицо обязано соблюдать Закон об отходах, экологические и санитарно-эпидемиологические требования, поэтому за их нарушение оно несет административную ответственность (Постановление Верховного Суда РФ от 18.05.2015 по делу N 305-АД14-8712).

Кроме того, если граждане — собственники ТКО, собственники жилых домов или их частей уклоняются от заключения договора на оказание услуг в сфере обращения с ТКО с региональным оператором, тогда как данная обязанность возложена на них законом, то другая сторона (региональный оператор) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Следует отметить, что судебной практики по вопросам о понуждении специализированными организациями собственников отходов к заключению соответствующих договоров с ними, сформировавшейся с учетом новых правил ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ЖК РФ по обращению с твердыми коммунальными отходами, пока нет.

Отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, когда обязанность по его заключению предусмотрена законом, фактически не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не могли быть потребителями указанной услуги и не могли пользоваться мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или самим региональным оператором. В таком случае, кроме понуждения к заключению указанного договора в судебном порядке, с указанных граждан может быть взыскана стоимость фактически уже оказанных услуг, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6 — 24.13 Закона N 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

В соответствии с ФККО, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

7 31 100 00 00 0 — отходы из жилищ;

7 31 200 00 00 0 — отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 31 300 00 00 0 — растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 33 100 00 00 0 — мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 100 00 00 0 — мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 200 00 00 0 — мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 900 00 00 0 — прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 35 000 00 00 0 — отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 200 00 00 0 — отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 400 00 00 0 — отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 37 000 00 00 0 — отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 39 400 00 00 0 — отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242» (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2018 N 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:

7 41 119 00 00 0 — остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.

Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) установлено, что ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), — с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, — с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения), и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

На основании изложенного, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых, помимо отходов производства, образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Из содержания статьи 606 ГК РФ следует, что арендатор владеет объектами аренды, в том нежилыми помещениями, на законных основаниях.

По общему правилу оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ваши ТКО. Вы обязаны заключить с ним договор и оплачивать ему данную коммунальную услугу по утвержденному единому тарифу (п. 1 ст. 24.6, п. п. 2, 4 ст. 24.7 Закона об отходах, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

Порядок заключения такого договора установлен в разд. I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.

Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора) (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Обращение с ТКО, как правило, завершается их утилизацией или захоронением. При этом для утилизации или захоронения предварительно осуществляют накопление отходов ТКО, в том числе раздельное.

По общему правилу все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого данные отходы образуются и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах).

Вместе с тем юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения ТКО — объектов размещения ТКО (с возможностью хранения и захоронения ТКО), расположенных в границах земельного участка, на котором образуются такие ТКО, или на смежном к нему земельном участке, вправе не заключать договор с региональным оператором (п. 6 ст. 24.7 Закона об отходах).

Следует также учитывать, что юридические лица могут самостоятельно осуществлять раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию либо заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ).

Кто вправе оказывать услуги по вывозу мусора (обращению с ТКО)

Если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он. У собственника отходов возникает обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО региональному оператору (п. 1 ст. 24.6, п. п. 2, 4 ст. 24.7 Закона об отходах, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Заключить с ним договор, в частности, обязаны собственники помещений в многоквартирных домах и частных домовладений, а также юрлица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в них деятельность (Письмо Минприроды России от 29.11.2018 N 12-50/09872-ОГ, Информация Минприроды России «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)»). В отношении ИП и юрлиц устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ст. 18 Закона об отходах). Если юрлицо отразило в таких нормативах и лимитах ТКО, оно обязано заключить договор с региональным оператором (Письмо Минприроды России от 11.12.2018 N 12-50/10263-ОГ). Оператор не может отказаться заключить договор на услугу по обращению с этими отходами, если они возникают и копятся в его зоне деятельности (п. 1 ст. 24.7 Закона об отходах).

Какую ответственность можно понести за отсутствие договора на вывоз мусора (обращение с ТКО)

За отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, может быть привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Такое лицо обязано соблюдать Закон об отходах, экологические и санитарно-эпидемиологические требования, поэтому за их нарушение оно несет административную ответственность (Постановление Верховного Суда РФ от 18.05.2015 по делу N 305-АД14-8712).

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}
Статья: Вывоз мусора: платежи, льготы, ответственность (Анищенко А.) («Налоговый вестник», 2017, N 2) {КонсультантПлюс}

Как заставить граждан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО? Согласно части 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора. Таким образом, несмотря на отсутствие в формулировке указанной нормы слова «обязаны», данное правило следует понимать как обязанность собственников отходов по заключению указанных договоров с оператором.

Известный принцип гражданского права — принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ), в соответствии с которым граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством, в данном случае не применим, поскольку соблюдение принципа свободы вступления в договорные отношения может быть ограничено положениями Гражданского кодекса РФ, иными законодательными актами или добровольно принятым обязательством.

Необходимо также обратить внимание, что упомянутый принцип свободы договора также существенным образом ограничивается правилом, закрепленным в п. 4 ст. 445 ГК РФ, согласно которому в случае, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, если граждане — собственники ТКО, собственники жилых домов или их частей уклоняются от заключения договора на оказание услуг в сфере обращения с ТКО с региональным оператором, тогда как данная обязанность возложена на них законом, то другая сторона (региональный оператор) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Следует отметить, что судебной практики по вопросам о понуждении специализированными организациями собственников отходов к заключению соответствующих договоров с ними, сформировавшейся с учетом новых правил ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ЖК РФ по обращению с твердыми коммунальными отходами, пока нет.

Вместе с тем есть ряд интересных судебных решений, принятых несколько ранее по делам со схожими обстоятельствами, которые свидетельствуют о неоднозначности позиций судебных органов в условиях отсутствия законодательно закрепленной обязанности собственников отходов заключать договоры на оказание соответствующих услуг по обращению с отходами.

Необходимо учесть и то, что суды основывались на толковании положений п. п. 1 и 3 ст. 426, а также п. 4 ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которыми обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Однако с 1 января 2016 г. обязанными сторонами в отношениях по обороту ТКО являются как потребитель услуги, так и оператор. К числу таких решений следует отнести, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2010 г. по делу N А21-12603/2009, в котором суд отказал управляющей компании, являющейся специализированной организацией, оказывающей потребителям услуги по вывозу, размещению и захоронению отходов, в иске об обязании ООО заключить договор об обеспечении размещения и захоронения твердых бытовых отходов. Суд указал, что норма Гражданского кодекса РФ, на которую ссылается компания в обоснование заявленных требований, обязывает специализированную организацию заключить публичный договор с каждым обратившимся лицом, но не устанавливает такой обязанности для потребителя услуги. Затем в передаче указанного дела для пересмотра в порядке надзора было отказано, так как суды апелляционной и кассационной инстанций, отказывая в удовлетворении иска, пришли к обоснованному выводу о том, что с иском о понуждении заключить публичный договор может обратиться только ответчик (потребитель услуги), а не истец <1>.

———————————

<1> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 2011 г. N ВАС-661/11 по делу N А21-12603/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

По какому юридическому основанию взыскивать стоимость оказанных услуг при отсутствии договора на сбор, транспортирование и размещение ТКО? Отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, когда обязанность по его заключению предусмотрена законом, фактически не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не могли быть потребителями указанной услуги и не могли пользоваться мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или самим региональным оператором. В таком случае, кроме понуждения к заключению указанного договора в судебном порядке, с указанных граждан может быть взыскана стоимость фактически уже оказанных услуг, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно многочисленным примерам судебной практики по делам о взыскании неосновательного обогащения в связи с пользованием земельными участками при отсутствии договора аренды на основании ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ <2>, сумма неосновательного обогащения соответствует размеру арендной платы за пользование земельным участком, сбереженной ответчиком. Содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.

———————————

<2> См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N 309-ЭС15-16763 по делу N А76-31980/2014; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф08-7064/15 по делу N А32-41464/2014; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2015 г. N Ф07-1468/15 по делу N А56-60353/2014; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2015 г. N Ф04-23587/15 по делу N А45-17682/2014 и др. // СПС «КонсультантПлюс».

Указанные положения могут быть также применены при взыскании стоимости оказанных услуг по обороту ТКО по тарифам, предусмотренным в данном субъекте РФ. Основанием для рассматриваемой аналогии является, в частности, то, что услуги по обороту ТКО также являются платными и потребители данных услуг обязаны заключать соответствующие возмездные договоры с региональными операторами в соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ.

Существуют также иные примеры судебной практики по взысканию неосновательного обогащения за фактически оказанные услуги при отсутствии заключенного договора и отказе потребителя услуги от его заключения <3>.

———————————

<3> См., в частности: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2016 г. N 15АП-20700/2015; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2016 г. N 13АП-28313/15 // СПС «КонсультантПлюс».

При этом согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательном сбережении.

Между тем Высшим Арбитражным Судом РФ ранее было разъяснено <4>, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует оценивать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Однако, в соответствии с новыми правилами ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ЖК РФ обязанными в отношениях по обороту ТКО являются обе стороны, как потребитель данных услуг, так и региональный оператор.

———————————

<4> Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // СПС «КонсультантПлюс».

Стоимость оказанных региональным оператором услуг в целях взыскания с граждан, уклоняющихся от заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, может быть рассчитана как цена по договору, заключенному с другими гражданами — потребителями данных услуг в данном субъекте РФ за указанный период времени. Согласно ч. 2 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» это плата, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа (определяемого в соответствии со ст. 24.9 указанного Федерального закона) на услугу регионального оператора.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 20.08.2019 г.

Ответ недели: договор на оказание услуг по обращению с ТКО

В НАЧАЛО СТАТЬИ Обзор изменений в законодательстве РФ о контрактной системе в начале 2019 года.

4-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)

Суть изменений:

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) до 01.01.2019 г. в большинстве субъектов РФ должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами

Так, каждый субъект РФ обязан разработать электронную территориальную схему обращения с отходами, утвердить региональную программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет отвечать за полный цикл обращения с ТКО.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

При этом, согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, собственники твердых коммунальных отходов ОБЯЗАНЫ заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО являются регулируемыми и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, каждый заказчик, у которого образуются твердые коммунальные отходы, с 01.01.2019 г. обязан заключить договор на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором на основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления с учётом положений пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Исключениями из этого общего правила являются субъекты Российской Федерации, относящиеся к городам федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь:

Согласно ч. 5 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления до 1 января 2022 года города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации региональными операторами.

Практические последствия изменений:

В случае невыполнения заказчиком, у которого образуются твёрдые коммунальные отходы, своей обязанности по заключению договора на основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, с учётом положений пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, это может повлечь административную ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для должностных лиц заказчика данное правонарушение может повлечь наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Соответственно, специалисту по закупкам при заключении такого договора с региональным оператором в порядке, установленном пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, необходимо понимать, что в действующем законодательстве об отходах производства и потребления понимается под термином «твёрдые коммунальные отходы», которые образуются у заказчиков, являющихся юридическими лицами.

В соответствии со статьёй 1 Закона об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к ТКО относятся отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве или при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0).

Таким образом, если у заказчика в процессе деятельности образуются отходы типа по ФККО «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве или при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), то есть любая позиция отходов из этого типа (например, отходы с кодом ФККО 7 33 100 00 00 0 – «Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций»), то ему необходимо заключить договор на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

2-е изменение: Перечень оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, дополнен пунктом 55, предусматривающим закупку без проведения конкурентных процедур бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского гражданского состояния, документов, которые удостоверяют личность

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ дополнена с 27.12.2018 г. пунктом 55 следующего содержания:

  1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

55) заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также бланков документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Практические последствия изменений:

При осуществлении закупки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов, удостоверяющих личность, на основании п. 55 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, составление отчёта о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснование цены контракта не являются обязательными (см. ч. 3 и 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Однако, требуется регистрация такого контракта в реестре контрактов, заключённых заказчиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *