Журнал операций 8

Регистры бюджетного учета. Главная книга

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией №25н и Приказом №123н.

Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается.

Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.

Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты:

— наименование формы документа;

— код документа по ОКУД;

— дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения;

— наименование учреждения и его код ОКПО;

— наименование структурного подразделения учреждения;

— наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ.

Регистры бюджетного учета в заголовочной части могут содержать и иные сведения (например: грифы секретности, коды прямых получателей бюджетных средств ППП, коды ОКОФ и тому подобное).

Незаполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы.

Содержательная часть регистров бюджетного учета содержит показатели, характеризующие наличие и движение тех или иных объектов учета.

Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы.

Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя.

Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции №25н и Приказе №123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения.

Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом №123н.

К регистрам бюджетного учета относятся:

— инвентарные карточки,

— описи,

— инвентарные списки — оборотные ведомости,

— накопительные ведомости,

— книги учета,

— карточки накопительного и суммового учета,

— книги регистрации,

— реестры,

— книги аналитического учета,

— карточки учета средств и расчетов,

— ведомости учета,

— журналы учета,

— инвентаризационные описи,

— журналы операций,

— главная книга.

Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. Журналы операций ведутся по единой форме по соответствующим направлениям деятельности учреждения отдельно. Инструкцией №25н и Приказом №123н установлены следующие формы журналов:

1) Журнал операций по счету «Касса»:

Этот журнал применяется для учета движения денежных средств в кассе бюджетного учреждения.

Записи в журнале операций производятся ежедневно на основании кассового отчета по видам валют.

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по получению наличных денежных средств со счета по учету бюджетных (внебюджетных) средств в кассу учреждения и по внесению наличных денег из кассы учреждения на счет по учету бюджетных (внебюджетных) средств, которые отражаются в журнале операций по банковскому счету.

2) Журнал операций с безналичными денежными средствами:

Журнал операций с безналичными денежными средствами применяется для учета движения средств на счетах, открытых бюджетному учреждению в кредитных организациях; по движению денежных средств по аккредитивным счетам, а также для учета расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета по средствам, поступающим в бюджет, и по платежам из бюджета.

Учет операций по движению денежных средств в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центробанка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Записи в журнале производятся на основании ежедневных выписок по счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, или в учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении с приложенными к ним документами.

Журнал операций составляется по каждому счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении.

3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами:

Этот журнал операций применяется бюджетными учреждениями для отражения движения средств по счету «Расчеты с подотчетными лицами» на основании авансовых отчетов, приходных и расходных ордеров. По каждой строке графы «Наименование показателя» журнала записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса.

При отражении сумм в иностранной валюте в следующей строке показывается сумма в валюте Российской Федерации, при этом в графе «Наименование показателя» приводится запись: «в рублевом эквиваленте».

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по выдаче и возврату подотчетных сумм, которые отражаются в журнале операций по счету «Касса».

4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками:

Этот журнал предназначен для ведения аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и формируется по поставщикам и подрядчикам бюджетной организации. Журнал заполняется на основании платежных документов, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг.

В графе журнала «Наименование показателя» указываются наименования поставщиков и подрядчиков.

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по оплате, которые отражаются в соответствующих журналах операций.

5) Журнал операций расчетов по оплате труда:

В этом журнале отражаются расчеты по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Журнал расчетов по оплате труда составляется в бюджетных учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей. К журналу обязательно прилагаются первичные документы:

— табель использования рабочего времени;

— приказы (выписки) о зачислении, увольнении, перемещении, об отпусках (для штатных сотрудников) работников;

— договоры и акты о выполненных работах (для внештатных сотрудников);

— документы, подтверждающие право на получение государственных пособий;

— другие документы.

Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов:

Этот журнал применяется бюджетными организациями для учета выбывающих с баланса учреждения и перемещаемых объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

В этом же журнале отражаются операции по ежемесячному начислению амортизации и материальные запасы.

Записи в журнале производятся на основании соответствующих документов:

— Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма 0306032),

— Требование-накладная (форма 0315006),

— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210),

— Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004),

— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0604143),

— Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144),

— Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202),

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (форма 0504203),

— Путевой лист,

— Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).

При списании нефинансовых активов учитываются и суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.

В графе журнала «Наименование показателя» указываются фамилия, имя, отчество материально ответственного лица.

7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.

В графе журнала «Наименование показателя» указывается наименование дебитора:

· наименование учреждения (организации) — для юридического лица;

· фамилия, имя, отчество — для физического лица.

8) Журнал операций по прочим операциям:

Этот журнал применяется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, для отражения операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов», по прочим операциям, не отраженным в перечисленных выше журналах.

Данные из этого журнала записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Кроме перечисленных журналов операций, в целях организации учета и контроля за получением и использованием лимитов бюджетных обязательств в учреждении ведется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064). Журнал регистрации бюджетных обязательств применяется бюджетными учреждениями для учета бюджетных обязательств текущего финансового года. В журнале указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.

По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

Журналы операций формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Журналы операций открываются путем перенесения остатков на начало отчетного периода с детализацией по соответствующим аналитическим показателям (подотчетным лицам, поставщикам, дебиторам, нефинансовым активам и другим).

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Инструкцией №25н установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета:

· ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

· ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

· ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

В настоящее время повсеместно происходит внедрение в практику бюджетного учета персональных компьютеров, поскольку в современных условиях осуществлять учет «в ручную» стало невозможно.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 1 февраля 2006 года №02-14-10а/187 устанавливает порядок хранения регистров бюджетного учета в условиях комплексной автоматизации и приводит перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях, с целью обеспечения хранения информации. В этом же письме установлена и периодичность, с которой эти регистры следует формировать на бумажных носителях.

Перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях:


п/п
Код формы
документа
Наименование регистра Периодичность
1 2 3 4
1 0504031 Инвентарная карточка учета основных средств ежегодно
2 0504032 Инвентарная карточка группового учета основных средств ежегодно
3 0504033 Опись инвентарных карточек по учету основных средств ежегодно
4 0504034 Инвентарный список нефинансовых активов ежегодно
5 0504035 Оборотная ведомость по нефинансовым активам ежемесячно
6 0504036 Оборотная ведомость ежемесячно
7 0504037 Накопительная ведомость по приходу продуктов питания ежемесячно
8 0504038 Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ежемесячно
9 0504039 Книга учета животных ежегодно
10 0504041 Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей ежегодно
11 0504042 Книга учета материальных ценностей по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
12 0504043 Карточка учета материальных ценностей ежегодно
13 0504044 Книга регистрации боя посуды по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
14 0504045 Книга учета бланков строгой отчетности по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
15 0504046 Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
16 0504047 Реестр депонированных сумм ежемесячно
17 0504048 Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий ежемесячно
18 0504049 Авансовый отчет по мере необходимости формирования регистра
19 0504051 Карточка учета средств и расчетов ежегодно
20 0504052 Реестр карточек ежегодно
21 0504053 Реестр сдачи документов по мере необходимости формирования регистра
22 0504054 Многографная карточка ежегодно
23 0504055 Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке ежегодно
24 0504056 Реестр учета ценных бумаг ежегодно
25 0504057 Карточка учета выданных ссуд (кредитов) ежегодно
26 0504058 карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям ежегодно
27 0504059 Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах ежегодно
28 0504061 Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета ежегодно
29 0504062 Карточка учета лимитов бюджетных обязательств ежегодно
30 0504063 Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения ежегодно
31 0504064 Журнал регистрации бюджетных обязательств ежегодно
32 0504071 Журналы операций ежемесячно
33 0504072 Главная книга ежегодно
34 0504081 Инвентаризационная опись ценных бумаг При инвентаризации
35 0504082 Инвентаризационная опись остатков
на счетах учета денежных средств
При инвентаризации
36 0504083 Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) При инвентаризации
37 0504084 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах При инвентаризации
38 0504085 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям При инвентаризации
39 0504086 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов При инвентаризации
40 0504087 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов При инвентаризации
41 0504088 Инвентаризационная опись наличных денежных средств При инвентаризации
42 0504089 Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами При инвентаризации
43 0504091 Инвентаризационная опись расчетов по доходам При инвентаризации
44 0504092 Ведомость расхождений по результатам инвентаризации При инвентаризации
45 0511015 Ведомость учета невыясненных поступлений ежегодно

По требованию проверяющих органов, регистры бюджетного учета формируются на бумажном носителе независимо от установленного срока.

Руководители органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений обязаны обеспечить сохранность в электронном виде учетной информации в первичных документах, в регистрах бюджетного учета, в бюджетной отчетности до сдачи их в архивное производство в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга, форма 0504072.

В Главной книге обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения.

В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания.

Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.

Для этого, Приложением №3 к Инструкции №25н утвержден «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей». В этом перечне приведены все Журналы операций с подробным описанием состава реквизитов и показателей каждого из Журналов.

Всего таких журналов восемь:

— Журнал операций по счету «Касса»;

— Журнал операций с безналичными денежными средствами;

— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

— Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

— Журнал операций расчетов по оплате труда;

— Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

— Журнал по прочим операциям.

Сама Главная книга содержит следующие показатели:

— номер счета бюджетного учета,

— остатки на начало года по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— остатки на начало периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— обороты за период по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— обороты с начала года по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— остатки на конец периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— номер журнала операций,

— итоговые данные за период и сначала года.

При открытии главной книги записываются суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца или дня), которые берутся из заключительного баланса за истекший год.

Обороты по дебету и кредиту счетов за соответствующий период, как было уже отмечено, формируются на основании показателей Журналов операций.

В главной книге подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. По всем счетам выводятся дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего периода. При этом сумма оборотов за период, а также сумма остатков на начало следующего периода по дебету всех счетов должны быть равны сумме оборотов или остатков по кредиту всех счетов.

Бюджетные учреждения заполняют Главную книгу ежемесячно, а организации, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органы, организующие исполнение бюджетов, — ежедневно.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

КАКИЕ РЕГИСТРЫ ПРИМЕНЯТЬ?

Анализ информации с сайта Минфина России

Основные документы, регулирующие учет и отчетность бюджетных учреждений с 1 января 2005 года:

Бюджетный учет – это сбор, регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, бюджетным законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и принятой инструкцией.
Правила оформления первичных документов определены законом о бухгалтерском учете.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированной форме первичной учетной документации. Альбом форм документов, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а, был разработан с учетом нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета хозяйственных организаций и распространен на юридических лиц всех форм собственности. Инструкцией предусмотрены формы по классу 03, взяты из этого альбома и специально доработаны формы, имеющие класс 05по ОКУД.

Конечно, целесообразно Госкомстату России ввести в основной альбом унифицированных форм разработанные формы.

Время покажет, все ли учетные формы предусмотрены в инструкции. Но в любом случае документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету «Касса» № 1;
Журнал операций по банковскому счету № 2;
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами № 3;
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам № 5;
Журнал операций расчетов по заработной плате, довольствию военнослужащих и стипендиям № 6;
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов № 7;
Журнал по прочим операциям № 8;
Главная книга.

Комментарий специалиста

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета или дебету одного счета и кредиту нескольких счетов (кредиту одного счета и дебету нескольких счетов).
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. При автоматизированной обработке данных данные из журналов операций сразу попадают в главную книгу.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу. (Это должно быть теоретически при ручном способе ведения учета).
В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, и в органах, организующих исполнение бюджета, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Регистры бюджетного учета и главная книга

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н (далее — Инструкция).

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета.

Инструкция предусматривает восемь журналов операций.

Для удобства пользования целесообразно журналам присвоить порядковые номера:

N 1 Журнал операций по счету “Касса“;

N 2 Журнал операций по банковскому счету;

N 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

N 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

N 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

N 6 Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;

N 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

N 8 Журнал по прочим операциям.

Содержание журналов операций в основном одинаково, в каждом должны быть дата (месяц), наименование учреждения, структурного подразделения, наименование и код по реестру получателей бюджетных средств (РПБС) главного распорядителя (распорядителя), единица измерения (ОКЕИ и ОКВ).

Далее во всех журналах операций приводятся дата, номер, наименование документа, наименование показателя, содержание операции, остаток на начало периода, номер счета по дебету и кредиту, сумма, остаток на конец периода. Так записываются:

в Журнале операций N 1 по счету “Касса“ — отчеты кассира (для сумм в иностранной валюте приводится запись “отражается в рублевом эквиваленте“);

в Журнале операций N 2 по банковскому счету выписка органа казначейства, банка (для сумм в иностранной валюте производится запись “отражается в рублевом эквиваленте“);

в Журнале операций N 3 расчетов с подотчетными лицами — авансовые отчеты, расходный ордер, приходный ордер, фамилия, имя, отчество подотчетного лица;

в Журнале операций N 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками — поручение на перечисление денежных средств, товарно-транспортная накладная на получение материальных ценностей, счет на оплату выполненных работ, оказанных услуг, наименование показателя — наименование поставщика, подрядчика;

в Журнале операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам — первичный документ по начислению и поступлению доходов, наименование показателя наименование дебитора: юридическое лицо (наименование показателя (наименование учреждения (организации), физическое лицо (фамилия, имя, отчество);

в Журнале операций N 6 — свод расчетно-платежных ведомостей по начислению заработной платы с приложенными к ним: табелями использования рабочего времени, выписками из приказов о зачислениях, увольнениях, перемещениях, отпусках (для штатных сотрудников); договоры и акты выполненных работ (для внештатных сотрудников), наименование показа теля (начисленная зарплата, начисления на зарплату, удержания из зарплаты);

в Журнале операции N 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов акт о списании (выбытии), накладная на перемещение), наименование показателя (фамилия, имя, отчество материально ответственного лица);

в Журнале операций N 8 по прочим операциям — наименование документа, наименование показателя, содержание операций, которые не проходили по журналам операций с N 1 по N 7.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и исполнителем, при этом указываются должности, подписи, расшифровка подписей и дата.

Приводим образец журнала операций.

Журнал операций
—————¬
по __________________ ¦ Коды ¦
+—————+
Формы по КФД ¦ 0511802 ¦
+—————+
за ________________ 200_ г. Дата ¦ ¦
+—————+
Учреждение ____________________________________________________________ ¦ ¦
+—————+
Структурное подразделение _____________________________________________ ¦ ¦
+—————+
Главный распорядитель (распорядитель) _________________________________ ¦ ¦
+—————+
Единица измерения: руб. по ОКЕИ ¦ 383 ¦
L—————

Исполнитель _______________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер _________ ______________________ Приложение на _____________ листах
(подпись) (расшифровка подписи)

“___“ _____________ 200__ г.

По истечении месяца данных оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу ф. 0511811.

В заголовочной части Главной книги указываются дата (за месяц), наименование учреждения, структурное подразделение, единица измерения по ОКЕИ.

В содержательной части наименование месяца; число месяца; номер журнала операций; сумма по журналу; обороты по соответствующим счетам (по дебету и кредиту); входящие остатки, сумма оборотов по дебету и кредиту счетов, исходящие остатки, итоговые данные за месяц и с начала года.

В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Образец Главной книги прилагается.

Главная книга
————¬
¦ Коды ¦
+———-+
Формы по КФД ¦ 0511811 ¦
+———-+
за ________________ 200_ г. Дата ¦ ¦
+———-+
Учреждение __________________________________________________________ по ОКПО ¦ ¦
+———-+
Структурное подразделение ___________________________________________ ¦ ¦
+———-+
Единица измерения: руб.

Оформляем журнал хозяйственных операций

по ОКЕИ ¦ 383 ¦
L————

Месяц _____________________ Форма 0511811 с. 2

—-T———T——————T——————T——————T——————T————-¬
¦ N ¦ Номер ¦Остаток на начало¦Остаток на начало¦ Оборот ¦Остаток на конец¦Номер журнала¦
¦п/п¦ счета ¦года ¦периода ¦ ¦месяца ¦операций ¦
¦ ¦ +———T———+———T———+———T———+———T———+ ¦
¦ ¦ ¦по дебе-¦по кре-¦по дебе-¦по кре-¦по дебе-¦по кре-¦по дебе-¦по кре-¦ ¦
¦ ¦ ¦ту ¦диту ¦ту ¦диту ¦ту ¦диту ¦ту ¦диту ¦ ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—+———+———+———+———+———+———+———+———+———+—————

Ю.М. Пискарева

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 5, март 2005 г.

>Первичные документы к журналам операций

Материал из Guod-doc

Перейти к: навигация, поиск

Скачать методику и шаблон одним файлом

Общие понятия

Санкционирование расходов текущего финансового года производится согласно требованиям Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее Инструкция), утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010г.

An error occurred.

№157н, и Положения об особенностях бюджетного учета в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее Учетная политика).

В частности, Инструкцией (раздел VI) определено, что:

— изменения в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных и денежных обязательств участника бюджетного процесса отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов хозяйствующего субъекта:

при увеличении показателей — со знаком «плюс»;

при уменьшении показателей — со знаком «минус»;

— по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных и денежных обязательств текущего финансового года на следующий год не переносятся;

— учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, принятыми бюджетными и денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования (ф. 0504064) на основании первичных документов.

Учетной политикой определено, что:

— регистром аналитического учета по счетам учета лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) является Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062);

— для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064);

— для учета денежных обязательств текущего финансового года применяется Журнал регистрации денежных обязательств (ф. 0504064).

В комплект поставки входят:

— настоящие Методические рекомендации;

— Форма 0504064_50212.xlt – шаблон для печати Журнала регистрации денежных обязательств.

Порядок настройки и печати регистров учета

Карточка учета лимитов бюджетных обязательств

Карточка печатается накопительным итогом с начала года по выбранным счетам:

— КРБ. 150115000000;

— КРБ. 150315000000.

Переданные и полученные лимиты печатаются в отдельных карточках.

Печать карточки может осуществляться на любую дату.

Согласно Учетной политике карточка должна печататься один раз в год.

Печать карточки осуществляется из раздела Хозяйственные операции через контекстное меню Отчеты. Выбирается отчет «Форма 0504062 (Карточка учета лимитов БО)»

Нажать ОК.

В окне выбираются следующие параметры формирования:

— «Дата» — дата формирования карточки;

— «Счета» — счет или счета, по которым формируется карточка. Можно выбирать один или несколько счетов, а также использовать подстановки при написании маски счета;

— «Уровень аналитики КОСГУ» — выбирается уровень аналитики, по которому детализируются обороты по счетам;

— «Вид средств» — выбрать «полученные».

Нажать ОК.

Журнал регистрации бюджетных обязательств

Журнал печатается накопительным итогом с начала года по выбранным счетам:

— КРБ. 150211000000.

Печать журнала технически может осуществляться за любой период и на любую дату.

Согласно Учетной политике журнал должен печататься один раз в год.

Печать журнала осуществляется из раздела Хозяйственные операции через контекстное меню Отчеты. Выбирается отчет «Форма 0504064 (Журнал регистрации бюджетных обязательств)»

Нажать ОК.

В окне выбираются следующие параметры формирования:

— «Дата с» «Дата по» — период формирования журнала;

— «Уровень аналитики КОСГУ» — обязательный параметр. Выбирается уровень аналитики, по которому детализируются обороты по счетам;

— «Шаблон финансирования» — необязательный параметр. При выборе журнал печатается только по данному КБК;

— «Счета учет бюдж. обязательств» — необязательный параметр. Счет или счета, по которым формируется карточка. Можно выбирать один или несколько счетов, а также использовать подстановки при написании маски счета. При пустом поле журнал формируется по всем КБК счета 150211000000;

— «Выводить содержание хозяйственной операции» — необязательный параметр. При наличии галочки в графе Примечание выводится наименование ХО;

— «22-й символ» — обязательный параметр. Вводится 22-ой разряд кода счета.

Нажать ОК.

В сформированном журнале проводки сгруппированы по дате постановки на учет БО. Данные в графу Документ выводятся из строки Документ-основание хозяйственной операции.

Журнал регистрации денежных обязательств

Шаблон Форма 0504064_50212.xlt необходимо скопировать в папку Template.

В разделе Словари – Журналы операций необходимо завести новый журнал операций (например, 9)

В разделе Словари – План счетов необходимо привязать этот журнал операций к счетам 150212000000.

В разделе Словари – Настройка отчетов – Шаблоны отчетов необходимо привязать шаблон Форма 0504064_50212.xlt к мнемокоду отчета MEMORD_Rop

Журнал печатается помесячно.

Печать журнала осуществляется из раздела Отчеты – Журналы операций. Выбирается журнал и параметры его формирования

Нажать ОК.

В сформированном журнале проводки сгруппированы по дате постановки на учет ДО. Данные в графу Документ выводятся из строки Документ-подтверждение хозяйственной операции.

Документооборот в бюджетном учреждении

Документооборот в бюджетном учреждении

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что сфера его действия распространяется на все организации, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Следовательно, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.

Как следует из ст. 6 Закона N 129-ФЗ, ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетном учреждении несет его руководитель. Он же своим приказом утверждает принятую учреждением учетную политику (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).

Некоторые специалисты полагают, что организации, финансируемые из бюджета, не должны составлять такого документа, как учетная политика, объясняя это тем, что нормы Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации“ ПБУ 1/98“ (далее — ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, устанавливающие принципы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета, не распространяются на бюджетные учреждения. Однако, по мнению автора, такая точка зрения является ошибочной.

Да, действительно, бюджетники не обязаны применять нормы ПБУ 1/98. Единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“ (далее — Инструкция N 25н). Однако Инструкция N 25н, как и бухгалтерские стандарты, применяемые коммерческими организациями, допускает использование нескольких вариантов учета, например списание материальных запасов в учреждении может производиться либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости. Кроме того, Инструкция N 25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетными учреждениями. Поэтому организации, финансируемые из бюджета, как и любые другие организации, должны составлять свою учетную политику, утверждаемую руководителем учреждения, тем более что это прямо предусмотрено Законом N 129-ФЗ.

Напомним, что вместе с учетной политикой утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых в бюджетном учреждении, а также график документооборота и технология обработки учетной информации. Правила своего документооборота бюджетное учреждение определяет самостоятельно, при этом оно может воспользоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина СССР 29.07.1983 N 105 (далее — Положение о документообороте).

В соответствии с п. 5.1 указанного документа под документооборотом понимается движение первичных бухгалтерских документов от момента их создания (принятия к учету учреждением от других организаций), обработки и передачи в архив.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ любая хозяйственная операция, осуществляемая бюджетным учреждением, отражается в бюджетном учете на основании первичного бухгалтерского документа.

Хозяйственные операции, не оформленные первичными учетными документами, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Напомним, что бухгалтерское законодательство допускает использование следующих первичных документов:

1) первичных бухгалтерских документов, составленных по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Как указано в п. 3 Инструкции N 25н, бюджетники используют формы первичных учетных документов, приведенных в приложении N 2 к Инструкции N 25н. Перечень рекомендуемых к использованию регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей содержится в приложении N 3 к Инструкции N 25н;

2) самостоятельно разработанных учреждением форм первичных документов, в случае отсутствия типовой унифицированной формы. Самостоятельно разработанные формы первичных бухгалтерских документов принимаются учреждением к учету при наличии следующих обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ):

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Формы самостоятельно разработанных первичных бухгалтерских документов, как правило, оформляются в виде приложения к учетной политике учреждения.

Первичные учетные документы составляются учреждением в момент совершения хозяйственной операции, если же это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

За своевременность и качественное оформление первичных учетных документов, достоверность информации, содержащейся в них, а также передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете отвечают лица, составившие и подписавшие указанные документы.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель бюджетного учреждения по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

График документооборота разрабатывается непосредственно главным бухгалтером учреждения и утверждается приказом руководителя. Этот документ может представлять собой либо схему движения документов, либо таблицу в виде перечня работ по созданию, проверке, обработке документов и передаче их в архив с указанием исполнителей и сроков представления.

Пример графика документооборота приведен в приложении к Положению о документообороте.

Все сотрудники учреждения, выступающие в соответствии с графиком движения документов исполнителями, должны быть с ним ознакомлены. Как правило, обязанности по представлению документов закрепляются либо в должностной инструкции, либо сотруднику “под роспись“ вручается выписка из графика документооборота, где перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности сотрудника, сроки их представления и подразделения учреждения, в которые представляются указанные документы.

Контроль за соблюдением сотрудниками графика документооборота осуществляет главный бухгалтер учреждения.

Принятые к учету первичные документы проверяются и систематизируются по датам совершения операций, затем их данные накопительным способом отражаются в регистрах бюджетного учета.

Инструкцией N 25н предусмотрены следующие регистры бюджетного учета:

1) Журнал операций по счету “Касса“;

2) Журнал операций с безналичными денежными средствами;

3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

5) Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

6) Журнал операций расчетов по оплате труда;

7) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

8) Журнал по прочим операциям;

9) Главная книга.

Формы перечисленных регистров бюджетного учета вместе с рекомендациями по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н “Об утверждении форм регистров бюджетного учета“.

Внесение записей в перечисленные журналы операций осуществляется по мере совершения операций, причем сделать это нужно в срок не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Записи в журналах операций осуществляются как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером учреждения и бухгалтером, составившим журнал.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций переносятся в Главную книгу.

По окончании каждого отчетного месяца все первичные документы, относящиеся к соответствующему журналу операций, подбираются в хронологическом порядке и подшиваются непосредственно к журналу. Если число первичных документов незначительно, то брошюровка первичных документов может производиться за несколько месяцев в одной папке (деле). При этом на папке следует указать наименование учреждения, название и порядковый номер папки (дела), отчетный период — год и месяц, начальный и последний номера журналов операций, а также количество листов в папке.

В соответствии с п.

Журнал операций по прочим операциям Форма 0504071

1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ учреждение обязано хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Пунктом 150 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Росархивом 06.10.2003, установлено, что сроки хранения первичных документов и приложений к ним, зафиксировавших факт совершения хозяйственной операции и являющихся основанием для бухгалтерских записей при условии завершения проверки (ревизии), составляет пять лет, а в случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел — до вынесения окончательного решения.

Как следует из п. 2.9 Указаний по применению данного перечня: “Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством“.

Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2007 г., начинается с 1 января 2008 г.

Обращаем внимание, что нарушение правил документооборота в учреждении может привести к неблагоприятным последствиям для учреждения.

Напомним, что ст. 18 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете: “Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации“.

Так, в соответствии со ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред, от 06.12.2007).

2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (в ред. от 03.11.2006).

3. Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету“).

4. Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации“ ПБУ 1/98“ (в ред. от 30.12.1999).

5. Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 123н “Об утверждении форм регистров бюджетного учета“.

6. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 N 105.

7. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000 (в ред. от 27.10.2003).

8. Книга авторов “Бюджетные учреждения“ ЗАО “BKR-Интерком-Аудит“.

А.С. Базарова,

консультант по налогам
ЗАО “BKR-Интерком-Аудит“

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 5, март 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *