Земельный налог налоговый период

Налоговый и отчетный периоды по земельному налогу

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Налог, который обязаны уплачивать обладатели земельных участков, определяется не только федеральным законодательством, но и нормами представительных органов муниципалитетов. Поэтому для участков, расположенных в разных сельских и городских поселениях, правила исчисления налога на землю могут различаться. Выясним, касается ли это установления налогового периода по земельному налогу и что признается отчетным периодом по нему.

Налоговый и отчетный периоды: чем определяются и в чем разница

На федеральном уровне возможность введения налога на земельные владения определена главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вердикт о том, будет ли земельный налог уплачиваться на территории каждого отдельного города или сельского округа, принимают представительные органы муниципалитетов, например, советы депутатов или земские собрания. Если такое решение принято, то этим же органам власти доверено определить нюансы установленного фискального платежа.

Но свобода местных законотворцев ограничена положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, например, им не дано право изменять продолжительность налогового периода по земельному налогу. Она равна календарному году. Это означает, что все расчеты налога производятся за временной отрезок с 1 января по 31 декабря каждого года.

Однако местные представительные органы вправе:

  • зафиксировать собственные ставки фискального платежа в рамках, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации,
  • установить регламент совершения платежей,
  • определить даты совершения платежей.

Также им дано право не вводить отчетные периоды по земельному налогу, то есть периоды, за которые организации обязаны совершить нормативно обусловленные действия, например, уплатить авансы или представить промежуточные расчеты.

Надо ли отчитываться по налогу на землю в течение года

Как и по другим налогам, организации-землевладельцы по итогам налогового периода отчитываются в фискальные органы, представляя декларацию в срок не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит изменению местными законодателями, как и то, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Установление отчетных периодов — прерогатива местных законотворческих органов. Но отчетные периоды не могут быть иными, чем определенные в Налоговом кодексе Российской Федерации: первый, второй и третий кварталы года.

Свое решение представительные органы муниципалитетов закрепляют в нормативных правовых актах, которые обязательны к публикации. Краткую информацию по каждому из них (номер, дату принятия, название принявшего органа и прочие) возможно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Если отчетные периоды установлены, то по итогам каждого из них организации, владеющие землей, обязаны осуществлять авансовые платежи по налогу на землю.

Обязанность по представлению промежуточных расчетов по итогам отчетных периодов по земельному налогу отсутствует.

Уточним также, что представлять фискальный расчет по земельному налогу требуется только организациям. Для остальных владельцев земли такой обязанности не установлено.

Действующим законодательством определено, что владеющие земельными наделами граждане и организации, являются плательщиками земельного налога. Данный бюджетный платеж относится к категории местных налогов и регламентирован гл. 31 НК РФ.

Для того чтобы расчеты с бюджетом были произведены верно, необходимо правильно определить налоговый период по земельному налогу.

Несмотря на то, что данный бюджетный платеж введен в действие на федеральном уровне, все нюансы его применения утверждаются муниципалитетами. Закон предусматривает достаточно широкий спектр полномочий местных властей. Так, например, им предоставлена возможность на основании реальной картины определить ставку бюджетного платежа в пределах обозначенного налоговым правом диапазона. Также муниципалитеты могут установить для своей территории для налогоплательщиков конкретные сроки проведения расчетов с бюджетом.

При этом местные власти жестко ограничены в определении такой характеристики налога, как налоговый период.

Налоговый период по налогу на землю

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Что это означает? Главным образом то, что исчисление суммы налога осуществляется за период пользования землей с 1 января по 31 декабря.

Однако помимо такого понятия как налоговый период, для уплаты налога на землю важную роль играет отчетный период по земельному налогу, который может быть установлен только для юрлиц, являющихся собственниками земли. Для выяснения, установлен ли он и какой для налога на земельный надел, налогоплательщик должен также руководствоваться актами муниципалитетов, так как определение отчетного периода для этого бюджетного платежа опять же является прерогативой местных властей.

Налоговым законодательством, в частности ст. 393 НК РФ, отчетный период установлен в виде квартала (1, 2, 3 и 4 квартал). Тем не менее, если налоговым периодом по земельному налогу является календарный год в обязательном порядке и изменять этот временной интервал никто не вправе, то для отчетного периода ст. 393 НК РФ предусмотрена возможность полной отмены на территории муниципалитетов.

Если местные власти все же установили отчетный период, это требование обязывает всех налогоплательщиков-организаций вносить по итогам отчетных периодов авансовые платежи по налогу на земельные наделы.

Ежегодно юридические лица, которые имеют в собственности участки земли, должны отчитываться перед местным бюджетом, представляя налоговую декларацию по налогу на землю. Сделать это налогоплательщику необходимо не позднее 1 февраля по окончании налогового периода. Данное требование распространяется только на организации. Соответственно, физические лица, являющиеся владельцами земельных наделов, в том числе ИП, по данному налогу декларацию не сдают.

Вывод: налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Определение отчетного периода осуществляется местными властями, и их может и не быть. Узнать, какой отчетный период установлен на территории конкретного муниципалитета, налогоплательщик может, обратившись к местному законодательству.

В чем отличие отчетного периода от налогового

Отчетными периодами по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пример:

Налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, для данного налогоплательщика является период с 15.02.2013 по 31.12.2013.

— период с 15.02.2013 по 31.03.2013 (1 квартал 2013 года);

— период с 15.02.2013 по 30.06.2013 (полугодие 2013 года);

— период с 15.02.2013 по 30.09.2013 (9 месяцев 2013 года).

В чем отличие налогового периода от отчетного?

Согласно п. 1 ст. 55 Кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Таким образом, можно выделить следующие различия между отчетным и налоговым периодами:

— по итогам отчетного периода исчисляется сумма авансовых платежей, а по итогам налогового периода — сумма налога.

— отчетные периоды входят в состав налогового периода, а не наоборот.

Налоговая база.

Что признается налоговой базой при применении УСН?

Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик для исчисления налога.

Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, то налоговая база определяется как денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В случае если в качестве объекта налогообложения используются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщик, получающий доходы или осуществляющий расходы, выраженные в иностранной валюте, должен учитывать их в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. Причем пересчет таких доходов и расходов в рублевый эквивалент осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Белорусский портал о налогах

Белорусский портал о налогах

  • Налоговед
  • Аналитика
  • Налоговый и отчетный период: в чем отличие?

Налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога.

Отчетный период — период времени, по истечении которого необходимо подать в налоговый орган налоговую декларацию или другие документы и сведения.

Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Например, налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год, а отчетным периодом — календарный квартал.

Налоговым периодом налога при УСН признается календарный год, а количество отчетных периодов в налоговом периоде налога при УСН зависит от того, какой период времени признается отчетным периодом налога при УСН: календарный месяц либо календарный квартал.

Для целей исчисления подоходного налога налоговым периодом признается календарный год. А отчетные периоды по этому налогу установлены только в отношении ИП, нотариусов и адвокатов и ими признаются квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

1. Раскройте понятие налогового периода. Чем отличается налоговый период от отчетного периода.

2. Кто является сейчас плательщиком НДС ?

1. Раскройте понятие налогового периода. Чем отличается налоговый период от отчетного периода.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговое регулирования – одна из форм управления рыночной экономикой.

Цели государства при введении налогов:

1. Фискальная – изъятие у предприятий и населения части доходов в свою пользу.

2. Регулирующая – воздействие на процессы производства и обращения: стимулирование или сдерживание темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса.

Экономический механизм системы налогообложения может достигнуть поставленной цели при создании равных экономических условий для организаций не зависимо от форм собственности.

Формы налогов различаются по объектам налогообложения, источникам уплаты, формам взимания и т.д., что воздействуют на различные стороны хоз. деятельности.

В рыночных условиях налоги – основной источник доходов бюджетов различных уровней. Бюджетным кодексом предусмотрено, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и за счет безвозмездных перечисления.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Первым отчетным годом для созданной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, созданной после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если иное не предусмотрено законодательством страны-члена СНГ.

Для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позднее шести месяцев после окончания отчетного периода. Каждая составляющая бухгалтерской (финансовой) отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей; отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность; фирменное наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму; ее юридический адрес; валюта бухгалтерской (финансовой) отчетности; формат представления числовых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности; подписи лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Многим объектам налогообложения свойственна протяженность во времени, повторимость. В целях определения результата необходимо периодически подводить итог. Срок подведения итогов (окончательных или промежуточных) является

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговая декларация подается до 28 марта следующего года.

Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие; девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

Налоговые расчеты представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ежеквартально уплачивать налог на прибыль имеют право следующие организации (ст.286 НК РФ):

— бюджетные;

— иностранные, у которых в России есть постоянное представительство;

— некоммерческие, которые не продают продукцию;

— участники простого товарищества — в части прибыли, полученной от совместной деятельности;

— инвесторы соглашений о разделе продукции, если от таких соглашений получены доходы.

Кроме того, платить налог на прибыль ежеквартально могут организации, чья выручка за предыдущие четыре квартала не превышает в среднем 3 млн руб. за каждый квартал.

Организации, которые платят налог один раз в квартал, должны перечислять налог и сдавать декларации за I квартал, полугодие и девять месяцев не позднее соответственно 28 апреля и 28 октября.

Организации, не относящиеся к перечисленным, вправе выбрать один из двух способов уплаты налога на прибыль (ст. 287 НК РФ):

— уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли за прошлый квартал;

— уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли за прошлый месяц.

Если организация выбрала первый способ, то обязана перечислять авансовые платежи не позднее 28-го числа.

В I квартале каждый ежемесячный авансовый платеж равен 1/3 суммы налога за последний квартал предыдущего года, а каждый месяц II квартала нужно перечислять в бюджет 1/3 от общей суммы налога за I квартал текущего года.

Расчет ежемесячного авансового платежа за III квартал равен:

Ежемесячный авансовый платеж = (Налогооблагаемая прибыль за полугодие — налогооблагаемая прибыль за I квартал) х Ставка налога на прибыль : 3.

Налог, который нужно платить в последнем квартале года, рассчитывается так:

Ежемесячный авансовый платеж = (Налогооблагаемая прибыль за девять месяцев — Налогооблагаемая прибыль за полугодие) х Ставка налога на прибыль : 3.

Организации, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли за прошлый квартал, рассчитывают сумму авансового платежа по итогам I квартала, первого полугодия, девяти месяцев и года. Такой платеж рассчитывают в декларации по налогу на прибыль. Декларации за отчетные периоды нужно сдать не позднее 28 дней после окончания очередного квартала.

В счет уплаты авансового платежа за квартал засчитывают перечисленные в бюджет ежемесячные авансовые платежи. Если получится, что начисленный налог по декларации меньше суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, то эта разница идет в счет уплаты будущих платежей в бюджет. Если же по декларации налог больше налога, уплаченного в бюджет, тогда недостающую сумму нужно внести в бюджет. Сделать это необходимо до окончания срока сдачи декларации по налогу на прибыль.

Если организация выбрала уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли за прошлый месяц (п. 2 ст. 285 НК РФ), то для таких организаций отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

Подлежащую ежемесячной уплате сумму авансового платежа, исходя из фактической прибыли, определяют с учетом ежемесячных авансовых платежей, уже начисленных и уплаченных в предыдущие месяцы.

Организации, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают такие авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого исчисляется налог. В этот же срок ежемесячно организации обязаны представлять и налоговые декларации за отчетный период, заканчивающийся предыдущим месяцем.

Сроки уплаты и период земельного налога

Обязанность своевременной уплаты налога установлена ФНС. На местном уровне муниципалитеты имеют право принимать нормативные акты, регулирующие размер и правила взимания налога. В их компетенцию входит определение размера ставки, которая не может быть выше предельного значения, установленного НК. В документе определены льготы, порядок расчета, срок внесения платежей авансом, подачи деклараций и многое другое.

Расчетные сроки

Налоговый период по земельному налогу и время для предоставления отчетности содержатся в НК. В документе, согласно статье 393, им признается календарный год. Для организаций определены четыре отчетных периода, то есть каждый квартал. Местное самоуправление не имеет полномочий изменять сроки подачи отчетов.

Уведомление граждан

Физическим лицам ФНС высылает заказные письма, вручаемые только лично в руки адресату. В них содержатся:

  • требование об уплате налога;
  • бланки с указанием суммы начисленного налога, пени за просрочку;
  • налоговый период по земельному налогу для физических лиц;
  • объект налогообложения, его адрес, стоимость по кадастру;
  • крайний срок расчета.

Рассылка уведомлений происходит не позже 30 дней до момента наступления срока оплаты налога за землю. Граждане могут получить информацию о задолженности непосредственно в органе ФНС или в своем кабинете на специальных интернет-сервисах.

Физические лица должны уплатить налог до 01 декабря года, наступившего после окончания налогового периода. Индивидуальные предприниматели сейчас освобождены от подачи деклараций, они получают уведомление по почте, срок уплаты такой же, как у граждан.

Правила для организаций

По окончания установленного периода представители организации должны подать в ФНС декларацию. Она предъявляется в инспекцию, находящуюся по месту фактического расположения земельного объекта. В НК предусмотрено, что последний срок предоставления документов истекает 01 февраля, года, наступившего после текущего налогового периода. Чтобы узнать налоговую базу организации используют сведения государственного кадастра.

Подача декларации осуществляется строго по установленной форме:

  • бумажный и съемный электронный носитель;
  • документ со штрих-кодом;
  • в электронном виде по специальным каналам связи.

Налоговый период по земельному налогу для юридических лиц составляет один календарный год. Общая сумма делится на четыре равные доли и оплачивается ежеквартально не позднее месяца, следующего за прошедшим кварталом. В конце года сумма долг считается как разница между начисленной за год суммой и внесенными авансом платежами. Оставшийся долг необходимо уплатить в следующем году (до 01 февраля).

В отдельных случаях организации имеют право на льготу, она предоставляется:

  • при пересечении участка государственной автодорогой;
  • при нахождении земли в свободной экономической зоне, ее владелец резидент.

Местная администрация может вводить новые льготы, снижать ставку.

Кто является плательщиком

Все лица, имеющие земельные участки, признаются налогоплательщиками. Для признания их собственности в качестве объекта налогообложения она должна принадлежать владельцу на следующих основаниях:

  • право собственности;
  • право бессрочного пользования;
  • пожизненное владение с правом передачи по наследству.

Если участок земли входит в общее имущество паевого фонда инвестиций, то обязанность по уплате налога возлагается на управляющую компанию. Средства на оплату берутся за счет любого имущества фонда.

Граждане и организации, арендующие землю, имеющие участки по праву бесплатного пользования, в том числе ограниченного определенным сроком, не платят налог.

Объекты

Земля, расположенная в границах муниципалитета, в пользу которого оплачиваются налоги. Не все участки подлежат налогообложению. Есть отдельные территории, за которые сбор не насчитывается. В их число входят:

  • изъятые из оборота;
  • земли, распоряжение которыми законодательством РФ ограниченно;
  • леса;
  • находящиеся под многоквартирными домами;
  • занятые водными объектами.

Заповедные места, территории с памятниками культурного и археологического наследия не облагаются налогом.

База для расчета

Сумма платежа напрямую зависит от кадастровой стоимости земли. Если он появился в качестве объекта в текущем году, то за основу для расчета будет браться стоимость на день внесения сведений в ЕГРН.

При прохождении границы участка через территорию двух и более муниципалитетов база определяется раздельно. Если изменение кадастровой оценки земли произошло в текущем налоговом периоде, то база за предыдущие сроки не будет пересмотрена. Исключения из этого правила допускаются только в случае изменения оценки в результате исправления ошибок.

Земельный налог остается на месте. Текущие и авансовые платежи полностью поступают в бюджет муниципалитета по месту расположения участка.

Земельный налог — отчетный (если есть), налоговый период.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Налоговым периодом согласно п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года, на что указывает п. 2 ст. 393 НК РФ.

Налогоплательщики — организации должны в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности по итогам отчетных периодов (при их наличии) представлять налоговые расчеты. Исключением являются налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и упрощенную систему налогообложения, порядок применения которых регулируются соответственно гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, но о них мы расскажем чуть позже.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговый расчет по авансовым платежам представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть налоговые расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода должны быть представлены в следующие сроки:

— за I квартал — не позднее 30 апреля;

— за II квартал — не позднее 31 июля;

— за III квартал — не позднее 31 октября.

Заметим, что если указанные сроки приходятся на дни, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации выходными и (или) нерабочими праздничными днями, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Такое правило установлено ст. 6.1 части первой НК РФ.

Если налогоплательщиком не представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу в установленные сроки, то данное лицо можно привлечь к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

Также налогоплательщика можно привлечь к административной ответственности на основании п. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Земельный налог — налоговые ставки

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При этом налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, оговоренных в п. 1 ст. 394 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, на что указывает п. 2 ст. 394 НК РФ.

Рассмотрим подробнее налоговые ставки земельного налога, установленные ст. 394 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

— 0,3 процента в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Напомним, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Об этом сказано в ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ).

Если организация имеет на праве собственности земельный участок, расположенный в составе зоны сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, то указанная организация согласно Письму Минфина России от 4 марта 2008 г. N 03-05-05-02/10 вправе применить ставку земельного налога, установленную в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Однако это справедливо только при условии, что в правоустанавливающем документе на такой земельный участок вид разрешенного использования указывает на использование участка в целях сельскохозяйственного производства и уставная деятельность организации также связана с сельскохозяйственным производством.

Таким образом, исходя из указаний Минфина России организации, уставная деятельность которых связана, например, с промышленностью, при владении на праве собственности земельным участком сельскохозяйственного назначения не смогут уплачивать земельный налог по ставке, не превышающей 0,3 процента;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Жилищным фондом на основании ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ) признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

— частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

— государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

— муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

— жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

— жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

В отношении определения «объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» необходимо отметить, что НК РФ не содержит перечня таких объектов. Поэтому некоторые арбитражные суды из буквального прочтения пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ делают вывод о том, что по пониженной ставке (не более 0,3 процента) земельный налог могут исчислять только организации, осуществляющие деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2009 г. N 1514/09 указал, что данный вывод является ошибочным. По мнению суда, так как налоговое законодательство не содержит самостоятельного определения «объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса», то для уяснения этого понятия следует учитывать нормы других отраслей права, на это указывает ст. 11 НК РФ. В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» дано определение системы коммунальной инфраструктуры: это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Положения данного Федерального закона возможно применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.

Таким образом, любая организация (а не только предприятия, работающие в сфере ЖКХ), имеющая участки, занятые объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, может использовать ставку не более 0,3 процента.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налогоплательщикам следует обратить внимание на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — Постановление N 54).

Согласно п. 8 Постановления N 54 неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ.

Таким образом, если по каким-то причинам ранее приобретенный (предоставленный) для жилищного строительства земельный участок длительное время остается неосвоенным, то за налогоплательщиком, как и прежде, остается право применить пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%);

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Понятие «личное подсобное хозяйство» дано в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которой личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В отношении земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и животноводства, следует иметь в виду положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон N 66-ФЗ), которым садовые, огородные и дачные земельные участки выделяются в качестве самостоятельных земельных участков.

На основании ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Огородным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

— 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как уже отмечалось ранее, на основании п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Нередко, имея в собственности земельные участки, в отношении которых установлены несколько видов разрешенного использования, у налогоплательщиков возникает вопрос, как поступить в ситуации, когда по отдельным видам разрешенного использования земель, находящихся в границах одного земельного участка, возникают разные налоговые ставки.

Налогоплательщики, имеющие в собственности земельные участки, в отношении которых установлены несколько видов разрешенного использования, самостоятельно решают вопрос о применении той или иной налоговой ставки по земельному налогу, учитывая, что в случае применения минимального значения кадастровой стоимости данное решение нужно будет отстаивать в судебном порядке.

Какой налоговый период по земельному налогу?

Налоговый период по земельному налогу для всех категорий налогоплательщиков равен одному календарному году. Но для юридических лиц наряду с налоговым могут существовать и отчетные периоды по земельному налогу.

Плательщики налога на землю

Порядок уплаты налога

Плательщики налога на землю

Перечислять в бюджет земельный налог обязаны все категории лиц, обладающие участками земли на правах собственности, бессрочного пользования и пожизненного владения. Не подразумевает возникновения налоговых обязательств безвозмездное использование земли, в том числе и на правах аренды.

Содержание п. 2. ст. 389 НК РФ перечисляет варианты участков, которые не являются объектами налогообложения. Это могут быть изъятые из обращения участки, земли, входящие в состав водного и лесного фондов, а также находящиеся под объектами культурного значения или многоквартирными домами.

О некоторых законодательных новшествах см. материал «С 1 января 2015 года собственники помещений в многоквартирных домах не будут платить земельный налог»

Порядок уплаты налога

Календарный год принят за налоговый период по земельному налогу для всех категорий владельцев участков. Предприятия при необходимости производят уплату платежей ежеквартально в качестве авансов, если наличие отчетных периодов подтверждено местными властями (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Юрлица обязаны начислять земельный налог самостоятельно. Сроком уплаты налога за предыдущий налоговый период принято считать 1 февраля.

Прочим гражданам сумму налога рассчитывают налоговые органы. Законом 334-ФЗ от 02.12.2013 изменены конечные сроки, обязывающие граждан, не являющихся ИП, уплачивать имущественные налоги. В 2015 году рассчитаться с бюджетом за прошлый год необходимо до 1 октября.

Что касается ИП, в соответствии с законом № 347-ФЗ от 04.11.2014, внесшим изменения в п. 1 ст. 398 НК РФ, начиная с налогового периода 2015 года они более не обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог и подавать декларацию. Уплачивать налог теперь им нужно также до 1 октября года, следующего за отчетным периодом.

О лицах, в обязанности которых не входит уплата данного налога, см. материал «Кто освобождается от уплаты земельного налога»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *