Земельный налог 2016

Содержание

Порядок оценки кадастровой стоимости земельных участков и иных объектов недвижимости


При определении кадастровой стоимости недвижимости учитывается расположение и планировка объекта, престижность района, а также наличие и качество инфраструктуры.
Что влияет на кадастровую стоимость?

Максимальный срок действия кадастровой оценки земли — 5 лет, после чего требуется повторить процедуру оценивания кадастровой стоимости участка.
Как определить кадастровую стоимость участка?

Определение кадастровой стоимости имущества может быть необходимо в случае:

  • продажи недвижимости;
  • раздела собственности;
  • наследования недвижимости;
  • расчета налога на собственность.


В случае несогласия с проведенной оценкой, завышения кадастровой стоимости собственник может обратиться в комиссию по переоценке или в суд.

Проведение оценки кадастровой стоимости имущества с помощью независимого эксперта может существенно снизить сумму налога на собственность или значительно повысить компенсацию в случае отчуждения в пользу государства.
Получить бесплатную консультацию…

При заказе оценки кадастровой стоимости имущества необходимо убедиться в том, что организация является членом СРО, имеет необходимые лицензии и разрешения, а специалисты числятся в Едином государственном реестре кадастровых инженеров.
Где можно заказать оценку кадастровой стоимости?

С 2016 года владельцы и арендаторы земли вынуждены платить налог на свою недвижимость, исходя из кадастровой стоимости. Установленная экспертами цена участков при этом может существенно превышать реальную рыночную стоимость. Многие признаются, что с изменением законодательства налоговые затраты возросли в десятки раз и для некоторых стали непосильными. Мы поговорим о том, как рассчитывается кадастровая стоимость и какие шаги предпринять тем, кто не согласен с результатами оценки.

Что такое кадастровая стоимость и как ее узнать

Каждый объект недвижимости можно оценить в денежном выражении, будь то земельный участок, сооружение, здание или помещение в нем. Согласно отечественным нормам речь может идти о рыночной (РС) и кадастровой стоимости (КС). В первом случае — это цена, по которой участок может быть продан с учетом всех его особенностей и текущей ситуации на рынке. Во втором — цена участка с точки зрения государственных органов. Причем кадастровая стоимость, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 07.06.2016 № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», не должна превышать рыночную. К сожалению, это требование не всегда исполняется. Причин тому масса: от неверно подобранной методики оценки до ошибок в расчетах. Чем это грозит? Финансовыми потерями. Дело в том, что именно кадастровая стоимость является точкой отсчета для расчета:

  • налога на недвижимость;
  • налога с продажи недвижимости;
  • арендной ставки, если арендодатель — государство;
  • штрафов. Например, при нецелевом использовании участков (ст. 8.8 КоАП);
  • других пошлин и платежей. Например, при изменении вида разрешенного использования земли в Московской области, платеж составляет разницу между новой и старой кадастровой стоимостью, помноженную на коэффициент.

Переоценка кадастровой стоимости происходит не реже чем один раз в пять лет и не чаще чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года). Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» право проводить процедуру принадлежит сотрудникам специализированных бюджетных учреждений, но пока их штат еще не сформирован, оценку могут осуществлять лицензированные частные оценщики.

Определение кадастровой стоимости проходит в три этапа:

  • принятие решения о проведении оценки;
  • собственно оценка;
  • утверждение полученных результатов.

Если с первой и последней частью все понятно, то о самой процедуре оценивания недвижимости мы поговорим детальнее.

Порядок расчета кадастровой стоимости земельного участка

Итак, задача оценщика сводится к тому, чтобы объективно определить цену собственности. Влиять на оценку будет множество факторов:

  • регион расположения и экономическая ситуация;
  • конкретное местоположение объекта, так называемая удаленность от ценообразующих факторов. Например, земельный участок в престижном районе населенного пункта или, наоборот, вдалеке от всех крупных городов оценивают по-разному;
  • категория земельного участка. Участок, относимый к поселению, будет иметь цену отличную, например, от земель сельхозназначения;
  • вид разрешенного использования (ВРИ). Земля для дачного строительства будет стоить дороже соседнего участка, если тот имеет ВРИ, например, «огородничество»;
  • наличие коммуникаций;
  • наличие построек или «недостроя».

Эксперт не рассматривает каждый объект индивидуально. Их распределяют на группы и подгруппы, исходя из общих признаков. Для оценки кадастровой цены в группе используют один из методов массовой оценки:

  • сравнительный — цену на недвижимость вычисляют по суммам сделок купли-продажи в данном регионе и районе на аналогичные объекты. Этот подход является предпочтительным, остальные применяют в тех случаях, когда невозможно применить сравнение;
  • доходный — объект оценивают, исходя из возможного дохода от него, например, прибыли от аренды недвижимости;
  • затратный — подход актуален, например, для оценки земель общего пользования, принадлежащих садовому товариществу. Подобные объекты обычно не встречаются в продаже, дохода с них не получают, зато можно учесть расходы: например, на строительство дорог и периодический ремонт;
  • комбинированный — сочетает два и более предыдущих подхода.

Если для объекта невозможно применить вышеперечисленные методы массовой оценки, его рассматривают индивидуально.

Результатом применения метода(-ов) является вычисление удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) — то есть, условной рыночной цены одного квадратного метра земли для данной группы или подгруппы.

С конечной КС конкретного земельного участка все просто: это УПКС, умноженный на количество квадратных метров. Для примера: допустим, показатель в одном коттеджном поселке Подмосковья составил 1000 рублей за квадратный метр. Таким образом, кадастровая стоимость участка площадью десять соток (1000 м2.) будет 1 000 000 рублей.

Кстати
По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя. В суде показатель еще выше — за 2016 год, например, лишь 7% дел были проиграны истцом, в остальных случаях требования были удовлетворены полностью или частично.

Как рассчитывается кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений и иных объектов недвижимости

В процессе оценки определяют не только стоимость земли, но и любой недвижимости, на ней расположенной. Порядок расчета аналогичен земельным участкам, но коэффициенты, влияющие на стоимость, будут несколько отличаться. Например, для строения любого типа имеет значение материал стен и год постройки: кирпичный дом стоит дороже деревянного, а ветхое здание — дешевле нового.

Поскольку любое сооружение считают неотделимым от земли, их кадастровую стоимость суммируют. Например, мы рассмотрели участок в 10 соток с КС, равной 1 000 000 рублей. Если на нем расположен дом, оцененный в 2 000 000 рублей, и гараж с ценой 500 000, то стоимость участка в документах будет уже 3 500 000 рублей.

Как узнать кадастровую стоимость?

После того как КС недвижимого имущества прошла этап утверждения, ее можно легко узнать одним из следующих способов:

  • в онлайн-справочнике на сайте Росреестра;
  • на публичной кадастровой карте;
  • в территориальном органе кадастровой палаты, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о кадастровой стоимости;
  • в МФЦ, заказав выписку;
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра.

Чтобы узнать стоимость, достаточно знать кадастровый номер земельного участка либо адрес объекта недвижимости. В первых двух случаях получить информацию можно бесплатно и практически мгновенно. Чтобы оформить официальный документ, придется обратиться за выпиской в МФЦ, кадастровую палату или через сайт Росреестра. Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости предоставляется бесплатно. В случае заказа выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах цена услуги для физических лиц составит 250 (за электронный документ) или 400 рублей (за бумажную версию), а срок получения — три и более рабочих дней. Официальный документ необходим, например, в том случае, если собственник собирается оспаривать существующую кадастровую стоимость недвижимости.

Знать кадастровую стоимость собственного участка или того, который планируется к покупке, — крайне полезно. Это дает возможность более трезво оценить рыночную стоимость земли и построек, а также узнать размер налогов и возможных штрафов. Если выяснится, что КС завышена — это повод оспорить ее.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

Дмитрий Строк, руководитель практики «Оценка» КСК групп:

«Если собственник или арендатор не согласен с государственной оценкой стоимости земли, он может обратиться в комиссию по переоценке или в суд. Процедура потребует обязательного участия лицензированного эксперта, который установит реальную рыночную стоимость объекта. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость недвижимости. На практике это означает, что собственник может существенно сократить свои расходы по налогам на имущество.

Процедура с каждым годом становится все более популярной — разовые затраты на оспаривание более выгодны, чем завышенные платежи. Последние изменения законодательства, кроме того, позволяют собственнику или арендатору земли взыскать с государственных органов сумму ущерба за весь период, в течение которого кадастровая стоимость земли была завышена».

P.S. Подробнее о процедуре оспаривания кадастровой стоимости можно узнать по адресу kskgroup.ru

Источник: https://www.kp.ru/guide/kadastrovaja-stoimost.html

Кадастровая палата объяснила причины увеличения кадастровой стоимости земельных участков в Нижегородской области и рассказала о механизмах решения проблемы. Такая необходимость вызвана многочисленными вопросами со стороны нижегородцев, возникшими после получения уведомлений об уплате налога на недвижимость в октябре. Как пояснили в ведомстве, все дело в проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Как определяется кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по кадастровому номеру и отображается на Публичной кадастровой карте. Она устанавливается государством и зависит от параметров каждого участка и рыночных цен. Контролируется положениями Земельного кодекса РФ и утверждается Постановлениями Правительства Нижегородской области. По Налоговому кодексу от этой величины и зависит размер налога на землю.

С 1 ноября 2010 года на территории Нижегородской области кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов определялась на основании результатов государственной кадастровой оценки (утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 № 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области»).

В 2014 году на территории Нижегородской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор (Распоряжение Правительства Нижегородской области от 20.11.2013 № 2380-р «О проведении в 2014 году государственной кадастровой оценки земель Нижегородской области»). Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет.

Какие изменения произошли?

С 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов изменилась в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».

Земельные участки, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости до даты формирования перечня объектов недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, в составе земель населенных пунктов, сформированный по состоянию на 01.11.2013, вошли в данный перечень, и их кадастровая стоимость утверждена Приложением 1 Постановления от 10.12.2014 № 863.

В том случае, если земельный участок в составе земель населенных пунктов, расположенный на территории Нижегородской области поставлен на государственный кадастровый учет после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, следовательно, после 01.11.2013, определение его кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» с применением среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Приложением 2 Постановления от 10.12.2014 № 863.

С 1 января 2016 года налог на земельные участки населенных пунктов рассчитывается исходя из результатов Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».

Кем определяется кадастровая стоимость?

Определение кадастровой стоимости в ходе государственной кадастровой оценки осуществлялось оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Заказчиком работ по массовой государственной оценке земельных участков населенных пунктов в Нижегородской области являлось Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (в настоящее время Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области), исполнителем работ – ООО «Группа комплексных решений».

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области не утверждает результаты определения кадастровой стоимости, не уполномочен делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов.

Основания для пересмотра результатов кадастровой стоимости:

  • если при определении кадастровой стоимости земельного участка использовались недостоверные сведения;
  • завышенная кадастровая стоимость земельного участка.

Механизм оспаривания кадастровой стоимости:

  • Через комиссию.

Нужно направить в комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, по адресу: г. Н.Новгород, ул. Варварская, д.32 (номер контактного телефона 411-85-73) заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.. К нему приложить документы, подтверждающие наличие ошибки (официальные бумаги, в которых указаны верные сведения об объекте недвижимости, или независимую оценку его стоимости) перечень которых установлен частью 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности.

  • Через суд.

Для этого нужно подавать исковое заявление на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в соответствии со ст. 245 КАС РФ. Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Источник: https://www.Domostroynn.ru/statyi/instrukcii/kadastrovaya-palata-obyasnila-prichiny-uvelicheniya-kadastrovoy-stoimosti-zemelnyh-uchastkov-v-nizhegorodskoy-oblasti

Время чтения: 9 минут

Кадастровая стоимость земли (КСЗ) – это цена участка, устанавливаемая в целях налогообложения. Используемая как налоговая база при расчете имущественных налогов и сборов при сделках с недвижимостью, она часто бывает завышена, что дает повод для недовольства граждан. Еще больше критики вызывает увеличение кадастровой стоимости земель, происходящее в результате плановой переоценки. Как часто она происходит, кем проводится и почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Как часто производится переоценка КСЗ

Дата определения новой КСЗ зависит от того, когда была переоценка кадастровой стоимости последний раз. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, проведение кадастровой оценки осуществляется не чаще, чем раз в три года.

Что касается городов федерального значения (Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге), минимальный срок для переоценки сокращен до двух лет. В любом случае если речь не идет о внеочередной процедуре, следующая оценка должна проводиться не позже, чем через пять лет.

Региональный или муниципальный орган власти принимает решение о проведении переоценки, после чего на конкурсной основе выбирается оценщик, с которым заключается договор.

Эксперт, используя методы массового оценивания, определяет КСЗ для каждого подлежащего оценке земельного участка и формирует соответствующий отчет.

При изменении кадастровой стоимости земельных участков результаты новой оценки утверждаются органом власти региона или муниципалитета, а обновленные сведения вносятся в реестр недвижимости (ЕГРН).

Больше информации о сроках проведения переоценки в статье «Как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости».

Изменения в кадастровой стоимости в 2012-2017 годах

Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2012 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.

Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной. Но так было лишь до 2015 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.

С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.

Фактическое применение КСЗ началось с 2016 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.

В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.

Это привело к массовому оспариванию КС. , только в 2016 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.

В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2020 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 19 от 03.07.2016, на период с 2017 по 2020 год КСЗ принимается как стоимость, определенная в ЕГРН на 01.01.2014 или на дату, с которой она начала впервые действовать, если первая кадастровая оценка производилась после 01.01.2014.

Данная норма не касается случаев, когда кадастровая стоимость после 1 января 2014 года снижалась – этот пересмотр остается действительным.

Таким образом, не имеет значения, с какого года повысилась КСЗ. Если это произошло с 2014 по 2017 год, действовать будет лишь первичная оценка кадастровой стоимости. По сути, это является гарантией того, что до 2020 года КСЗ не повысится – она может быть лишь снижена по результатам оспаривания или новой переоценки.

До 2020 года местные или региональные власти должны создать бюджетные организации, которые впредь будут заниматься оценкой. Планируется систематизирование их работы, благодаря чему результаты будут более объективными.

Изменения КСЗ в 2019 году

Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2019 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.

Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:

  • оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
  • первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
  • проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.

Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.

Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2019 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.

Подробности читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2019 году».

Причины завышения кадастровой стоимости

Тем, кто интересуется, почему подняли кадастровую стоимость на землю, следует знать, что это может быть связано с несовершенством методики оценки либо с ошибками, допущенными при ее проведении.

Так, приоритетным методом определения КС земель является способ массовой оценки. Он предполагает, что объекты недвижимости в пределах конкретных территорий подлежат группировке по видам разрешенного использования. Затем объекты группируются по ценовым зонам, на основе чего выводится удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый к каждому участку, исходя из его площади.

Этот подход не требует осмотра и изучения конкретного участка, в результате чего не учитываются его индивидуальные характеристики. Таким образом, выведенная в результате этого метода оценки КСЗ является не более чем усредненной стоимостью 1 м2 земли в пересчете на площадь конкретного участка. Логично, что такой показатель будет иметь значительную погрешность.

Второе основание для увеличения КСЗ – применение некорректных сведений об участке:

  • неправильных показателей площади;
  • недостоверного целевого назначения или вида использования;;
  • неактуальных данных при проведении расчетов;
  • игнорирование значимых дефектов участка и так далее.

Если оценщик допустит такие ошибки, итоговая КСЗ может вырасти в несколько раз. Наличие неточностей в расчете стоимости – законная причина для пересмотра результатов оценки.

Проведение переоценки

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, переоценка кадастровой стоимости земли может проводиться не чаще, чем раз в три года (2 года для городов федерального значения) и не реже, чем раз в 5 лет. Этот срок начинает исчисляться не с фактической даты проведения оценочных действий и не с даты определения КСЗ, а с момента утверждения результатов оценки заказчиком – органом местной или региональной власти.

По истечении трехлетнего срока уполномоченный орган самостоятельно принимает решение о проведении переоценки.

В рамках переходного периода такая переоценка может проводиться как по старым правилам (с привлечением частных оценщиков), так и по новым (путем создания бюджетного учреждения, проводящего оценку).

С 2020 года закон позволяет регионам проводить внеочередную переоценку.

Так, согласно ст. 19 ФЗ № 237, решение о проведении внеочередной переоценки принимается в случаях, когда:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КСЗ установлена рыночная стоимость.

Больше об этом в материале «Переоценка кадастровой стоимости земельного участка».

Как оспорить КСЗ

Если собственник участка считает КС земли завышенной, согласно ст. 22 ФЗ № 237, он имеет право оспорить ее. Не имеет значения, в каком году она была определена – можно сделать это до момента внесения в ЕГРН результатов новой переоценки.

Собственник вправе оспорить результат оценки в следующем порядке:

  • внесудебный – путем обращения в комиссию по рассмотрению споров, созданную при каждом территориальном подразделении Росреестра;
  • судебный – через обращение в суд с иском по оспариванию КСЗ и с обжалованием негативного решения комиссии при Росреестре.

Закон не обязывает собственника обращаться сначала в комиссию – он вправе сразу идти в суд. В любом случае для этого ему потребуется основание для обращения, которым может быть:

  • выявление ошибок, допущеных экспертом при проведении оценки и значительно завысивших итоговую КСЗ;
  • определение рыночной стоимости путем проведения независимой оценки по заказу собственника на дату определения КСЗ.

Подробности читайте в статье «Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка».

Законное основание для изменения КСЗ

Если изменилась кадастровая стоимость земли, для этого могут быть законные причины. Причем такое изменение не всегда происходит при проведении очередной оценки или оспаривании.

Дело в том, что ст. 16 ФЗ № 237 позволяет корректировать данные в отношении конкретных земельных участков в период между оценками в случае модификации качественных/количественных характеристик:

  • изменения фактического размера участка;
  • смены разрешенного вида пользования или целевого назначения;
  • перехода земли из одной категории в другую;
  • объединения нескольких земельных участков или, наоборот, разделения одного надела на несколько частей;
  • присвоения статуса особо охраняемой территории и так далее.

Если информация о таких изменениях поступает в ЕГРН, Росреестр в течение 3 дней передает ее бюджетной оценочной организации. Та, в свою очередь, на протяжении пяти дней проводит необходимые расчеты и в трехдневный срок с момента определения КСЗ вносит обновленные сведения в ЕГРН.

Если для такого определения недостаточно информации, организация-оценщик вправе запросить дополнительные данные у компетентных органов. Такая оценка впоследствии тоже может быть оспорена в порядке, описанном выше. Оспаривание возможно с момента внесения обновленных сведений в ЕГРН.

Возможные изменения в законодательстве 2019

Учитывая нынешние настроения в обществе и позицию властей, повышение кадастровой стоимости в 2019 году, вероятнее всего, не произойдет. О несовершенстве кадастровой оценки и выведенной в итоге КСЗ впервые высказался даже сам президент. В своем послании Федеральному собранию он негативно оценил факты значительного превышения кадастровой стоимости перед рыночной.

Президент отметил, что имущественные налоги должны быть посильны для населения, а механизм определения кадастровой стоимости предполагает получение завышенных цифр. В связи с этим усовершенствовать методику определения КСЗ.

Конечная дата исполнения поручения – 15 июля 2019 года. На момент подготовки данной публикации неизвестно, изменилась ли методика – официальных сообщений не было. Однако действующая система не выдерживает критики, а потому в экспертном сообществе ожидают изменений, среди которых возможно:

  • введение максимальной суммы налога с сохранением действующей методики расчета (определение предела, выше которого налог не будет насчитываться);
  • внесение изменений в формулу расчета и стандарты оценки;
  • введение понижающего коэффициента, например, расчет имущественных налогов от КСЗ, сниженной на 30% (погрешность);
  • упрощение порядка обжалования и изменение состава комиссий по обжалованию при Росреестре.

Эксперты едины во мнении – сделать кадастровую оценку безошибочной невозможно. Потому потенциальные изменения вызывают скепсис.

Как уменьшить КСЗ

Единственная возможность уменьшить кадастровую стоимость участка – это оспорить ее. Как упоминалось выше, для этого необходимо подать в комиссию при Росреестре заявление на пересмотр либо обратиться в суд.

Чаще всего применяется стратегия определения КСЗ на основе рыночной стоимости: согласно , если в отношении объекта установлена рыночная стоимость, она принимается как кадастровая.

Рыночная стоимость – это результат индивидуальной оценки, учитывающий все значимые характеристики конкретного объекта, начиная с площади и заканчивая проведенными коммуникациями.

Этот показатель является наиболее объективным, а потому должен быть определен на ту же дату, что и КСЗ. Для определения рыночной стоимости заинтересованное лицо:

  1. Обращается к частному независимому оценщику.
  2. Заключает с ним договор и предоставляет необходимый доступ.
  3. Получает отчет об оценке с объективной рыночной стоимостью.
  4. С отчетом и пакетом документов отправляется в комиссию при Росреестре или в суд.


Важно: чтобы оценка была максимально объективной, следует обращаться к квалифицированным оценщикам с хорошей репутацией на рынке.

Объективность оценки – главный критерий для успешного оспаривания завышенной КСЗ. Если у суда возникнут сомнения, он назначит независимую судебную экспертизу и сам выберет оценщика. Как показывает практика, в таком случае итоги судебной оценки оказываются на 20-50% выше, чем результаты, представленные заявителем.

Как узнать КСЗ

Чтоб оспорить КСЗ, для начала необходимо узнать ее размер. Так как кадастровая цена является неотъемлемым атрибутом сведений из ЕГРН, а сам реестр является публичным, у любого заинтересованного лица есть доступ к КСЗ конкретного участка.

Такие сведения предоставляются гражданам бесплатно на основании запроса в Росреестр. Есть и другие способы, например, интернет-ресурсы. Среди самых распространенных инструментов выделяются следующие:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Все они позволяют получить необходимые сведения в считаные минуты.

Кроме того, доступ к данным о КСЗ предоставляется при личном обращении в офис Росреестра либо в ближайшее отделение МФЦ.

Подробная инструкция опубликована в материале «Как узнать кадастровую стоимость земли».

Учитывая сказанное, можно сделать ряд важных выводов:

  • определение кадастровой стоимости осуществляется по решению органа местной или региональной власти не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет;
  • ранее привлекались частные оценщики, но после внесения изменений в законодательство эти функции были переданы новообразованным бюджетным организациям;
  • с 2017 по 2020 год КСЗ остается на уровне, установленном на 01.01.2014 или позже, если она проводится впервые (кроме случаев снижения КСЗ);
  • кадастровая цена участка может вырасти в этот период лишь в случае качественных или количественных изменений в отношении такого надела;
  • заинтересованное лицо вправе оспорить КСЗ в специальной комиссии или суде.

Источник: https://pravovdom.ru/ocenka/uvelichenie-kadastrovoj-stoimosti-zemel.html

Государственный бюджет практически на треть формируется из налоговых сборов. Уплата налогов четко прописана в законодательстве и является долгом каждого гражданина. Собственники земли часто интересуется вопросами, связанными с налогообложением собственных земельных участков. Понять сухое изложение закона под силу не каждому. Бежать к юристу за разъяснением тоже не каждый захочет.

Кто делает налог на земельный участок

Расчет налога проводит налоговая служба, которая опирается на кадастровую стоимость владений. Данные об этом поступают от Росреестра. Если имущество находится в общей долевой собственности, то налог распределяется пропорционально, по каждой доле владения. При совместном владении, налог делится равными частями.

Налоговый кодекс в первом пункте 396 статьи говорит, что государственный сбор вычисляется на основе произведения налоговой базы, которая приравнивается к стоимости участка по кадастру и налоговой ставки. Также кодекс указывает размер ставки и ее применение. Размер ставки равный 0,3% относится к следующим участкам:

  • Земли сельскохозяйственного пользования, используемые по прямому назначению
  • Занятые жилищным фондом. Сооружения инженерной инфраструктуры, относящиеся к коммунальным комплексам. Земли, выделенные под строительство жилья
  • Используемые для ведения подсобного хозяйства, животноводства, садоводческие и дачные кооперативы
  • Имеющие ограниченность в обороте. Такие земли предоставляются оборонным организациям, таможням. К ним стоит отнести и участки выделенные для обеспечения безопасности.

Остальные земельные владения облагаются налоговой ставкой равной 1,5%. Также в число таких участков входят те, которые не приходятся на объект, относящийся к фонду жилья. Такой порядок указывается в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина (17 декабря 2012 года № 03-05-05-02/122).

Срок уплаты налога на землю

Начисление налога происходит ежегодно, после получения соответствующего уведомления от налоговой службы. Налог должен быть уплачен до 1 декабря, следующего за ним года. Согласно налоговому кодексу (статьям 52, 57, 397) уведомить собственника следует не позднее первого ноября.

В случаях неполучения такой бумаги, закон (НК статья 23) предписывает собственника самостоятельно до 31 декабря сообщить в налоговую о наличии участков и не пришедших по ним уведомлений. В противном случае неуплата, в том числе и просроченная повлечет начисление пеней и штраф. Это может грозить взысканием долга посредством судебного разбирательства.

Штраф составит 20% (40% при умышленной неуплате) от размера налога. Пени рассчитываются в зависимости от ставки рефинансирования центрального банка и будут составлять 1/300 часть от нее. Возникновение права собственности регулируется 7 и 8 частями НК РФ:

  • Если вступление во владение произошло до 15 числа (включительно), то считается полный месяц
  • Если вступление во владение произошло после 15 числа, то данный период не берется в налоговый расчет.

По логике данной схемы рассчитывается налогообложение во время прекращения права собственности. Те есть полный месяц считается для утративших право после 15 числа, не берется в расчет утративших до этого числа. При наследовании уплата налога рассчитывается с месяца открытия наследства.

Льготы по налогу на землю для пенсионеров

На федеральном уровне пенсионерам льготы не предусмотрены, но местное самоуправление имеет право расширить перечень льготников. Большинство регионов добавляет льготу для многодетных семей в размере 100%, пенсионерам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Для примера мы приведем таблицу с примерами льгот пенсионерам в разных регионах России в 2016 году.

Регион Размер льготы Основное условие
Московская область от 50% до 100% Доход ниже двукратной величины прожиточного минимума
Москва не предусмотрено
Ленинградская область от 0 до 100 000 рублей снижение налогоблагаемой базы Одиноко проживающие пенсионеры по старости или инвалидности
Санкт-Петербург 100% В отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в собственности или пожизненном наследуемом владении, площадь которого не превышает 2500 кв.м.
Ростовская область от 0 до 100% Пенсионерам по старости: 55 лет для женщин и 60лет для мужчин
Ростов-на-Дону 100% Пенсионерам по старости.
Краснодарский край не предусмотрено
Краснодар 100% Пенсионерам по старости.
Свердловская область до 100% Пенсионерам по старости или неработающим пенсионерам.
Екатеринбург налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 100000 рублей или 400000 рублей зависит от категории

Права на такие льготы необходимо подтвердить документально в налоговой. Для чего необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением и собранным пакетом документов. Всю необходимую информацию вы можете уточнить у наших юристов или непосредственно у налоговых органов вашего региона.

Если возникают вопросы по характеристикам участков и их заявленной кадастровой стоимости, то следует обратиться в Росреестр. Также для расчета своих налоговых отчислений можно воспользоваться специальным калькулятором на сайте налоговой службы России. Для получения любой интересующей информации в сфере налогообложения данный портал является незаменимым средством.

Источник: https://oformi.su/nalog-na-zemlyu-dlya-fizicheskih-lits/

Действующее налоговое законодательство предусматривает обязанность собственников земельных участков уплачивать земельный налог. Плательщиками данного налога признаются физические и юридические лица, которые владеют земельным участком на праве собственности, праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Кроме того, обязанность по уплате данного налога возникает у арендаторов земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности.

Ставки земельного налога в 2016 году для физических лиц

Граждане производят оплату земельного налога на основании специального уведомления из ФНС России. Налоговый орган производит расчет суммы налога и предоставляет его налогоплательщику, который обязан до 1 октября 2016 года произвести оплату земельного налога.

Размер ставки налога определяют органы местной власти, но они не могут превышать максимальные, регламентированные Налоговым кодексом РФ. В настоящее время закон определяет два варианта максимальных ставок:

1) 0,3% для следующих земельных участков:

  • Земли сельскохозяйственного назначения или земли населенных пунктов, используемые для сельскохозяйственного производства;
  • Земли, занятые жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры;
  • Земли для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • Земли ограниченные в обороте.

2) 1,5% — в отношении иных земельных участков.

Предусматривает законодательство и определенные льготы по данному налогу. Например, полностью освобождены от уплаты земельного налога коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего востока в отношении земель, используемых для традиционных промыслов.

Кроме того, уменьшить налогооблагаемую базу на 10 000 рублей могут следующие категории физических лиц:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физические лица, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Местные органы власти имеют право установить дополнительные льготы и льготные категории по данному налогу.

Совет: проверить правильность расчета земельного налога можно с помощью Публичной кадастровой карты. Для этого достаточно найти на ней свой земельный участок, например, по кадастровому номеру. На карте будет отражена информация по участку: площадь, кадастровая стоимость, категория земель и назначения. Исходя из полученных данных, можно произвести расчет налога. Например, если участок относится к категории сельхозназначения, например, под ЛПХ, то ставка будет 0,3%. Ставку умножаем на кадастровую стоимость и получаем размер налога, причем это будет максимальный размер, так как данная ставка максимальная.

Ставка земельного налога в 2016 году в Московской области

В большинстве муниципальных образований Московской области установлены максимальные ставки по земельному налогу, то есть 0,3 и 1,5 процента. Как показывает практика, размер налога в некоторых случаях оказывается довольно серьезным. В данном случае необходимо понимать, что для расчета берется кадастровая стоимость земельного участка, которая может оказаться и завышенной. В таком случае уменьшить размер налога можно, проведя независимую оценку стоимости земли, и путем оспаривания существующей кадастровой стоимости в судебном порядке.

Сохраните статью в 2 клика:

Земля – это отличный ресурс, который дает возможность создать востребованный бизнес в кризис и в стабильные с точки зрения экономики времена. Размер налоговых платежей за земельный участок несопоставим с теми доходами (не только материальными), которые можно получить от владения землей. Поэтому оплата земельного налога не должна быть тяжелым бременем, правильный подход к уплате позволит избежать лишних хлопот, и земля будет служить источником только положительных эмоций.

Источник: http://megaidei.ru/raznoe/zemelnyj-nalog-dlya-fizicheskix-i-yuridicheskix-lic

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *