Земельный кодекс 2015

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 2 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 239-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 22 статьи 3, вступающего в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 и пункта 3 статьи 26 названного Федерального закона, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Депутаты Палаты представителей рассмотрели в первом чтении проект изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле. Документ подготовлен во исполнение ряда указов Президента, а также для устранения противоречий с Лесным кодексом и Законом «О растительном мире». В том числе он затрагивают и порядок наследования и приобретения земельных участков иностранными гражданами.

Сейчас иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобретать в собственность жилые дома, но земельные участки могут получить только в аренду, в пожизненное наследуемое владение – только в случае наследования близкому родственнику. Приобрести землю в собственность по договорам купли-продажи нельзя. Поэтому если гражданин Беларуси хочет продать дом с участком иностранцу, он вынужден терять свое право на земельный участок и добровольно возвратить его государству.

«Когда белорусский гражданин продает свою долю в праве собственности иностранцу, тот сталкивается с невозможностью завершить оформление сделки или чтобы это сделать, белорусский гражданин вынужден получить этот участок в долевую аренду с иностранцем, – пояснил причины этих изменений в Кодексе о земле Председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев. – Чтобы права граждан Беларуси не нарушались и развивались сельские территории (85 % приобретаемых и наследуемых иностранными гражданами участков – в сельской местности и малых городах), предлагается разрешить совершение сделок с долями в праве на жилые дома, садовые домики вместе с долями в собственности на земельный участок».

Предлагается также разрешить наследование иностранцам и лицам без гражданства всего имущества не зависимо от определения долей. При этом нет и ограничений на приобретение оставшихся долей в последующем.

Изменения Кодекса о земле касаются определения основных принципов земельных отношений: принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений, а также принципа использования земельных участков по целевому назначению.

Другие новации Кодекса о земле предусматривают дальнейшие шаги по дедолларизации отношений в плане платежей за земельные участки – устанавливается определение кадастровой стоимости земельных участков, являющейся основой для внесения платежей за землю, в белорусских рублях.

Нашлось решение для ситуаций с неделимыми земельными участками, на которых находятся строения, принадлежащие нескольким лицам. Определение доли в праве собственности будет закреплено на основании площадей застройки.

По словам Андрея Гаева, ряд вопросов возникал с разрешением земельных споров. Поэтому законопроектом определяется, что граждане будут иметь право участвовать в работе комиссий по разрешению земельного спора.

С учетом Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» разрешается использование для предпринимательских нужд земельных участков не только по целевому назначению, указанному в документах единого госрегистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Например, участок предназначен для обслуживания склада, если предпринимательская деятельность не требует реконструкции здания, можно будет использовать участок и здание по иному назначению, не нарушающему общественное спокойствие, нормы и правила, без обращения в исполком за изменением целевого назначения участка.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» закрепляется возможность использовать предоставленные земельные участки для установки зарядных станций для электромобилей, а также предоставлять расположенные на земельных участках капитальные строения или их части в аренду без изменения целевого назначения участков.

Кроме того, корректируется компетенция районных исполкомов и подразделений по землеустройству в части осуществления контрольных функций в форме мер профилактического и предупредительного характера. Государственный контроль и охрану земель на предмет выявления деградации земель будет осуществлять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы в форме мероприятий технического (технологического, проверочного) характера.

Уточняются перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное пользование для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения, а также случаи, когда не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в госсобственности, при их предоставлении и заключении договоров аренды на новый срок с исчислением платы в белорусских рублях.

Корректируются сведения и условия, которые должны быть указаны в решении об изъятии и предоставлении земельного участка, и целевое назначение земельных указов, предоставляемых гражданам, занимающимся народными художественными ремеслами, а также объединяются в одну процедуру разработка проекта отвода земельного участка и установление его границы на местности.

Предусмотрена возможность прекращения прав на земельный участок, на котором расположен ветхий дом, когда соответствующее решение принято судом. Местный исполком может обращаться в суд с заявлением о передаче ему ветхого дома для продажи на аукционе или без его проведения.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Закон
Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан

Введение в действие настоящего Закона приостановлено до 31 декабря 2021 года Законом РК от 30 июня 2016 года № 5-VI

До 31 декабря 2016 года введен мораторий на применение норм настоящего Закона в соответствии с Указом Президента РК от 6 мая 2016 года № 248

1) оглавление дополнить заголовком статьи 48-1 следующего содержания:

«Статья 48-1. Особенности приобретения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности, на торгах (аукционах)»;

2) в статье 24:

части первую, третью пункта 1 и пункт 2 изложить в следующей редакции:

«1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан на праве частной собственности в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.»;

«Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, и оралманы могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

2. Предоставление права частной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения осуществляется на платной основе на торгах (аукционах) с учетом положений, установленных статьями 9 и 48 настоящего Кодекса.»;

пункт 3 исключить;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) в статье 33:

часть шестую пункта 1 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

«5) при отчуждении и передаче права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением передачи во вторичное землепользование (субаренду).»;

подпункт 7) пункта 2 исключить;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) часть вторую пункта 2 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«Право временного возмездного землепользования (аренды) может быть краткосрочным (до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до сорока девяти лет).»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5) пункты 1, 3 и 5 статьи 37 изложить в следующей редакции:

«1. Право временного возмездного (краткосрочного и долгосрочного) землепользования (аренды) земельным участком может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям, если иное не установлено настоящим Кодексом.»;

«3. Негосударственные землепользователи, выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды), вправе отчуждать и передавать принадлежащее им право временного землепользования в пределах срока договора аренды земельного участка, за исключением передачи земельного участка сельскохозяйственного назначения во вторичное землепользование (субаренду), без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Негосударственные землепользователи Республики Казахстан, которым предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, могут осуществлять указанные действия без выкупа права землепользования.

В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог.»;

«5. Право временного возмездного землепользования (аренды) для сельскохозяйственных целей предоставляется:

1) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства оралманам на срок до двадцати пяти лет;

2) для ведения товарного сельскохозяйственного производства иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, на срок до двадцати пяти лет.»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) в статье 48:

часть вторую пункта 1 исключить;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка с учетом особенностей, установленных статьей 48-1 настоящего Кодекса, в том числе в электронном виде, определяется центральным уполномоченным органом.»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) дополнить статьей 48-1 следующего содержания:

«Статья 48-1. Особенности приобретения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности, на торгах (аукционах)

Приобретение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности и не предоставлены в землепользование, осуществляется в особенном порядке в следующей последовательности:

1) через аукционную форму торгов с условием повышения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;

2) через аукционную форму торгов с условием понижения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка при невозможности его реализации по итогам проведения не менее двух аукционов с условием повышения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

При этом не допускается продажа земельного участка по цене ниже размера пятидесяти процентов от его кадастровой (оценочной) стоимости.»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8) часть вторую пункта 4 статьи 49 исключить;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9) подпункт 7) пункта 1 статьи 64 изложить в следующей редакции:

«7) распоряжаться принадлежащим им земельным участком на праве частной собственности, а также отчуждать и передавать право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды).»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10) в статье 97:

пункт 3 дополнить частью третьей следующего содержания:

«При строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства, на земельных участках, предоставленных для ведения сельскохозяйственного производства, и при преобразовании организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта изменение целевого назначения такого земельного участка не требуется.»;

подпункты 2) и 3) пункта 6 изложить в следующей редакции:

«2) гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан:

в частную собственность для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, ведения подсобного сельского хозяйства;

в землепользование для научно-исследовательских, опытных и учебных целей, огородничества, отгонного животноводства, выпаса скота и сенокошения;

3) иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, и оралманам во временное землепользование на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11) часть первую пункта 1 статьи 101 изложить в следующей редакции:

«1. Для ведения крестьянского или фермерского хозяйства земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан на праве частной собственности, оралманам — на праве временного землепользования сроком до двадцати пяти лет, а для ведения отгонного животноводства (сезонные пастбища) гражданам Республики Казахстан — на праве временного безвозмездного землепользования в соответствии с настоящим Кодексом.»;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12) статью 171 дополнить частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой и девятой следующего содержания:

«Граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан, которым до введения в действие статьи 48-1 настоящего Кодекса земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен на праве временного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, вправе до окончания срока временного землепользования (аренды) выкупить земельный участок либо его часть в частную собственность по льготной цене, определяемой в размере пятидесяти процентов от его кадастровой (оценочной) стоимости, с рассрочкой до десяти лет.

В случае, если такой земельный участок сформирован за счет земельных долей, переданных их обладателями в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса, вопрос выкупа земельного участка либо отказа от права выкупа решается общим собранием участников хозяйственных товариществ и членов производственных кооперативов.

Общее собрание участников (членов) должно состояться не менее чем за год до окончания срока временного землепользования (аренды) и считается правомочным при участии не менее двух третей от общего количества участников хозяйственных товариществ и членов производственных кооперативов.

В случае недостижения согласия по выкупу земельного участка в частную собственность участники хозяйственных товариществ и члены производственных кооперативов вправе выйти из состава участников (членов). При этом хозяйственное товарищество или производственный кооператив обязаны выделить земельный участок либо выплатить его стоимость в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Местоположение выделяемого в натуре земельного участка в счет доли или пая определяется в порядке, предусмотренном учредительными документами хозяйственных товариществ, производственных кооперативов или соглашением сторон.

Если временный землепользователь не реализует право выкупа на земельный участок либо его часть до окончания срока аренды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, его право землепользования на земельный участок либо его часть прекращается и земельный участок либо его часть для последующей продажи на торгах (аукционах) возвращается в государственную собственность.

Граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан, которые ранее приобрели земельный участок для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства в рассрочку либо по льготной цене, становятся собственниками такого земельного участка без взимания дополнительной платы за земельный участок при условии оплаты не менее пятидесяти процентов от его кадастровой (оценочной) стоимости до 1 июля 2016 года.

Положения части восьмой настоящей статьи распространяются также и на лиц, ранее приобретших земельный участок для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства по льготной цене в рассрочку, при условии полной оплаты льготной цены до 1 июля 2016 года.».

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья».

3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли — продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

оглавление |

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Макеев П.В., канд. юрид. наук, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Формирование земельных участков под многоквартирными домами является одной из наиболее актуальных тем в земельном и жилищном праве. Это обусловлено принципиально новым подходом федерального законодателя к правовому регулированию указанной сферы общественных отношений.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами на федеральном уровне урегулированы в следующих нормативных правовых актах:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

№ 136-ФЗ (далее – ЗК РФ)(п. 2 ст. 36).

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ (далее – ЖК РФ)(ч. 1 ст. 36).
3) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ)(ст. 16).
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
2004 г. № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ)(ст. 42–46).
5) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ГрК РФ)(ч. 2 ст. 6).
6) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ)(ст. 16, 17, 20, 22, 23, 37−40).
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Как следует из данной нормы, условия и порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах предусмотрены в жилищном законодательстве.

В п. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится лишь общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодатель закрепил в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ.

В соответствии с указанной статьей земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, законодатель подразделяет на две группы:
1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).

В первом случае в качестве условия предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.).

Во втором случае условиями предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета.
Анализ ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ показывает, что в ней не закреплен подробный порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах.

Данное обстоятельство послужило поводом к тому, чтобы при предоставлении земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах использовать общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений, предусмотренный в ЗК РФ.

Как отмечает Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 2 июня 2008 г. № 03-05-04-02/36, положения ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.

Указанная позиция отражена также в ряде решений судебных органов. Так, в постановлении от 31 марта 2009 г. № Ф04-957/2009(1585-А46-31)Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность, установленному в п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты, а последний в установленный законом срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Вместе с тем в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № ВАС-8594/09ссылки на п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ, предусматривающие заявительный порядок приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, отклонены, поскольку п. 2 ст. 36 ЗК РФ, касающийся прав на земельные участки под многоквартирным домом, содержит отсылку к жилищному законодательству, устанавливающему исключение из общего правила (заявительного порядка).

Об отсутствии необходимости в издании органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (решения о предоставлении земельного участка собственникам помещений в многоквартирном доме) даны разъяснения Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 16 октября 2009 г. № Д23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме».

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-Птакже указал, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка.

Полагаем, что нормы ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ являются специальными по отношению к нормам ст. 36 ЗК РФ, о чем свидетельствует п. 2 ст. 36 ЗК РФ, отсылающий к жилищному законодательству в том случае, когда вопрос касается условий и порядка предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах.

В связи с этим считаем, что соблюдение общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ЗК РФ, и принятие акта о предоставлении земельных участков под многоквартирными домами для приобретения собственниками помещений в таких домах права общей долевой собственности на указанные земельные участки не требуется.

Учитывая отсутствие в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ детального регулирования порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами, 15 ноября 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 455471-5 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (далее – законопроект № 455471-5).

Законопроектом № 455471-5 предлагается законодательно устранить препятствие собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Законопроектом № 455471-5 предусматривается возможность обращаться с заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в индивидуальном порядке.

Кроме того, в законопроекте № 455471-5 закрепляется срок рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, и срок утверждения (1 месяц) органами государственной власти или органами местного самоуправления схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимые для проведения кадастровых работ.

26 января 2011 г. законопроект № 455471-5 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, идет подготовка к принятию законопроекта № 455471-5 во втором чтении.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков регламентированы ГрК РФ, Вводным законом к ГрК РФ и Федеральным законом № 221-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона к ГрК РФ границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ путем подготовки межевого плана. При этом если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

До вступления в силу ЖК РФ на основе ст. 10 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу) было принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» (утратил силу). В указанном акте был предусмотрен порядок определения размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья.

В настоящее время подзаконный правовой акт об определении границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не разработан.

В этой связи 16 июня 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона
№ 391880-5 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект № 391880-5).

Законопроектом № 391880-5 предлагается внести изменение в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ, дополнив ее частью 8, предусматривающей утверждение уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методики расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как отмечается в пояснительной записке, необходимость разработки законопроекта № 391880-5 обусловлена тем, что в настоящее время методика расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, отсутствует.
Законопроект № 391880-5 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, планируется принятие его в первом чтении.
На основании изложенного считаем, что на федеральном уровне вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы недостаточно детально. Механизм предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах требует уточнения.
Полагаем, что с принятием законопроектов № 455471-5, № 391880-5 ряд вопросов, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными домами, будет решен.

СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.

СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

Там же. Ст. 15.

Там же. Ст. 16.

Там же. Ст. 17.

СЗ РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4017.

СПС «Консультант Плюс: Версия Проф».

СПС «Консультант Судебная Практика: Решения высших судов».

Там же.

Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2009. № 12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *