Защита прав субъектов финансового права

Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и МСУ, предприятиям, учреждениям и организациям. В финансовом законодательстве 90-х годов особое внимание уделяется на судебную защиту – субъектам финансовых правоотношений гарантируется судебная защита своих прав. Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав в соответствии с международными договорами. Также граждане по своему выбору могут обращаться за защитой прав не в суд а к вышестоящему органу или ДЛ, т.е. использовать административный порядок защиты. Важное стороной защиты в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями госорганов и ДЛ. Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. В его полномочия входит – разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других норм. Актов, разрешение споров о компетенции между государственными органами, жалобы на нарушение конституционных прав и свобод и т.д.). Важная роль принадлежит также Прокуратуре, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, МСУ и ДЛ.

Понятие защиты прав субъектов в области финансового права

Говоря о защите прав субъектов финансового права, стоит отметить, что она подразумевает: четкие правила, которые устанавливаются в финансовом законодательстве; контролирование деятельности данных правил, а также поэтапное и эффективное разрешение конфликтных ситуаций.

Определение 1

Защита прав субъектов финансового права – это ряд закрепленных в законе материально-правовых и процессуальных мер, имеющих принудительный характер и гарантирующих восстановление нарушенных или оспариваемых финансовых прав.

Замечание 1

Нормы, в которых закреплены правила о защите прав субъектов финансового права, содержатся в финансовом, административном, гражданском, уголовном законодательстве.

Все субъекты финансовых правоотношений наделены правами на защиту своих прав и интересов. Финансовое законодательство, которое действует на сегодняшний день, определило такие права субъектов в сфере защиты. При этом в качестве субъектов, которые имеют права на защиту, следует рассматривать: государство, органы государственной власти, местное самоуправление, а также предприятия, организации, учреждения и граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений 410 руб.
  • Реферат Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений 260 руб.
  • Контрольная работа Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Способы защиты прав субъектов в сфере финансов

Посредством анализа нормативно-правовой базы финансового законодательства, можно определить следующие виды защиты прав субъектов финансовых правоотношений:

  • судебный;
  • президентский;
  • административный;
  • прокурорский;
  • самозащита.

Судебный способ лежит в основе положений Федеральных конституционных законов, описывающих деятельность Конституционного суда РФ, а также всей судебной системы страны в целом, и положений Арбитражного процессуального, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Большая часть финансовых правоотношений регулируется правом на обжалование в суд своих нарушенных прав. При этом стоит учесть тот факт, что юридические лица имеет такое право только лишь тогда, когда их финансовые правоотношения были оформлены договором. Рассматриваются такие дела арбитражными судами, привилегией которых являются экономические споры. Последнее время ассоциируется с возрастанием роли Конституционного суда России при решении вопросов о защите прав субъектов финансового права.

Президентский способ характеризуется тем, что Президент РФ обладает особым (специальным) статусом. Данный способ можно назвать властно-публичным, что связано с реализацией Президентом РФ своих властных полномочий. Определяя основные направления как внешней, так и внутренней деятельности страны, Президент занимает одно из главных положений и в финансовой сфере. Так, особую роль приобретает Бюджетное послание Президента в Федеральное Собрание, ведь с этого момента происходит составление проекта федерального бюджета. Кроме того, можно обратиться к Президенту с вопросом об обжаловании действий или бездействия органов контроля в финансовой области.

Административный способ заключается в предоставлении возможности обращения за защитой прав в вышестоящий орган власти. Данный способ считается упрощенным в сравнении с судебным, так как предусматривает, как правило, месячный срок рассмотрения жалобы, а также сведенный к минимуму действий процесс производства и вынесения решения.

Прокурорский способ, как это явно вытекает из названия, связан с деятельностью органов прокуратуры РФ. В финансовой сфере прокуратура выполняет свои прямые обязанности, связанные с надзором на исполнением финансового законодательства. При этом данные органы имеют право на проведение различных проверок в случае поступления жалоб, заявлений, а также в случае наличия иных сведений о различных финансовых нарушениях.

Самозащита нарушенных или оспариваемых финансовых прав наибольшее распространение получила в налоговом праве. Данный способ был разрешен государством с целью предотвращения финансово-правовых конфликтов.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, прокурорский, самозащита прав.

Президентский способ защиты обусловлен специальным (особым) статусом Президента России.

Такой способ защиты носит публично-властный характер, поскольку он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти.

Это обусловлено тем, что важной особенностью Конституции РФ является то, что президент не входит ни в одну из трех ветвей власти, хотя именно он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Это отражено в одном из положений Основного Закона, согласно которому «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», «Президент Российской Федерации… определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».

В финансовой сфере Президент РФ также занимает особое положение. Например, стадия составления проекта федерального бюджета начинается с направления Федеральному Собранию РФ Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Это объясняется тем, что Президент как глава государства наделен правом обращения с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето.

Также Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в его применении. Например, в соответствии со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.

Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:

во-первых, ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать его права;

во-вторых, нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.

Наряду с административным применяется и судебный порядок защиты прав субъектов финансового права.

Эта возможность гарантирована Федеральными конституционными законами от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Арбитражным процессуальным, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, а также КоАП РФ.

В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Право на обжалование имеет любой гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица – субъекты финансового права – вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. К экономическим отнесены споры: о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта; взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, но которому взыскание производится в бесспорном порядке.

Гарантией судебной защиты выступает отнесение к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.

В последнее время значительно возросла роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусматривают возможность рассмотрения и разрешения запросов и жалоб, в том числе в финансовой сфере, о соответствии Конституции РФ законов, других нормативных актов, разрешения вопросов о компетенции между государственными органами, конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих конституционные права и свободы граждан.

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В рамках защиты прав и интересов участников финансовых отношений прокуратура осуществляет надзор:

  • • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением нрав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • • исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • • исполнением законов судебными приставами;
  • • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитраж ными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства, органы прокуратуры вправе проводить проверки исполнения и соблюдения финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту правонарушения.

Защита нарушенных прав субъектов финансового права осуществляется не только мерами, прямо названными действующим законодательством. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам. На практике невыполнение налогоплательщиком неправомерных актов и требований налоговых органов влечет привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, поскольку критерии неправомерности акта или требования у налогоплательщиков и налоговых органов различны.

Способы защиты нарушенных прав налогоплательщиков имеют законодательно установленные гарантии реализации. В частности, НК РФ устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустранимости сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ).

  • См.: Крохина Ю. А. Финансовое право России. М. : Норма, 2004. С. 112.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок; тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные социальные фонды. В бесспорном порядке списываются суммы бюджетных средств, используемые получателем не по целевому назначению.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

В финансовом законодательстве последнего времени особое внимание уделяется праву на судебную защиту.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу. В Конституции Республики Беларусь о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст.60). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в Налоговом кодексе Республики Беларусь и других нормативных актах.

Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений в настоящее время по разным причинам применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В отношении граждан преобладающий характер носят конституционные нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина, в соответствии с которыми каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Применение данных конституционных положений в финансовых правоотношениях означает, что взаимоотношения государства с гражданами (взыскание неуплаченных налогов и сборов, финансовых санкций и т.д.) возможны только в судебном порядке.

В то же время взаимоотношения граждан с государством предусматривает оба порядка защиты прав — действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в административном порядке или в суде. В данном случае Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь установил порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Другой стороной защиты прав в финансовых отношениях граждан и организаций с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Например, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав.

Отдельно необходимо обратить внимание на роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав субъектов финансовых правоотношений. По Конституции Республики Беларусь и Кодексу Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции Республики Беларусь законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Таким образом, в Республике Беларусь предусмотрены два способа защиты прав субъектов финансовых правоотношений — административный и судебный. При этом потерпевшая сторона может воспользоваться любым из них по своему усмотрению, что создает условие альтернативности такого решения и влияет на степень удовлетворенности истца.

Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений

Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов в контексте достижения между ними определенного баланса, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве. Учитывая обязательный правовой характер налоговых отношений, можно утверждать, что реализация прав, регулируемых отраслью налогового права, вне правоотношения невозможна.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством санкций как мер ответственности за налоговые правонарушения, а также мер к принудительному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины). Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства. Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном. Налоговые санкции выражены в форме денежных штрафов.

Вместе с тем, при нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности их защиты в административном или судебном порядках.

К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов относится обжалование действий налоговых органов. Налоговый кодекс Республики Беларусь, опираясь на ранее принятое законодательство и Конституцию Республики Беларусь, конкретизировал процедуру их обжалования.

Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента они нарушают его права.

Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.

Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (административный порядок) и (или) в общий либо хозяйственный суд (судебный порядок), если иной порядок обжалования не установлен Президентом Республики Беларусь.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение одного года со дня вынесения решения.

Обоснованность назначения внеплановой налоговой проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске, может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области и г. Минске).

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *