Защита прав работников

«Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 3

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКА

От конфликтных ситуаций с работниками не застрахован ни один работодатель. Причем с претензиями может обратиться как работающий, так и уволенный сотрудник. И хорошо, если такую ситуацию удастся разрешить мирным путем. А если нет? Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг вариантов защиты трудовых прав. О них и расскажем в данной статье.

Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров. Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

— самозащита работниками трудовых прав;

— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

— государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— судебная защита.

Самозащита работниками трудовых прав

На основании ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты. В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

— государственными служащими;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Обратите внимание! Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. (ст. 20.26 КоАП РФ).

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Защита интересов работников профсоюзами

Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:

— трудового договора (контракта);

— рабочего времени и времени отдыха;

— оплаты труда;

— гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;

— по другим социально-трудовым вопросам.

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями <1>, утверждаемыми профсоюзами.

<1> Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

— беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Обратите внимание! В силу ст. 377 ТК РФ работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст. 371 ТК РФ). В частности, в случае когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя — ст. 373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Государственный контроль

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право:

— в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

— запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Обратите внимание! Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положением.

Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

— обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

— обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3. Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

К сведению. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

Судебная защита

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

К сведению. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель — индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.

Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны. Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

В заключение

Как видим, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения. Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т. д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем. Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

Т. Ю. Комиссарова

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать 28.02.2013

Источник: https://hr-portal.ru/article/zashchita-trudovyh-prav-rabotnika

Понятие, основные способы и формы защиты трудовых прав работников

На сегодня защита трудовых прав граждан (работников) является одним из основных направлений трудовой политики РФ. Так, уже в ст. 1 ТК РФ указывается, что одной из основных целей трудового законодательства является надзор и контроль (в том числе профсоюзный контроль) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), а также разрешение трудовых споров (ст. 1 ТК РФ).

Говоря о защите как трудовых прав, так и защите вообще, следует отличать ее от такого термина, как «охрана». На первый взгляд, данные понятия являются схожими, но при более детальном рассмотрении выявляется ряд различий. Защита предполагает комплекс мероприятий, направленных на пресечение какого-либо посягательства на законные интересы, и действует непосредственно после начала посягательства как такового. Охрана же является более масштабным понятием, которое включает в себя комплекс мер, направленных не только на пресечение противоправных действий, но и на защиту законных прав и интересов вообще. Что касается защиты, то в теории трудового права она понимается в двух смыслах: в широком и узком.

Защита трудовых прав работников в узком смысле слова – это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, в том числе и профилактика, восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей (администрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, т. е. за нарушение трудовых прав работников. В этом узком смысле такая защита регулируется разделом ХIII ТК РФ.

В широком смысле под защитой трудовых прав следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая в свою очередь отражает защитную функцию государства.

Исходя из содержания ст. 352 ТК РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

-самозащита работниками трудовых прав;

-защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-судебная защита.

Перечисленные способы могут быть использованы для защиты действительно или мнимо нарушенных трудовых прав. Однако само по себе перечисление этих способов в ст. 352 ТК РФ может и не привести к восстановлению нарушенных трудовых прав. Должны появиться предусмотренные в законодательстве основания, которые и могут позволить воспользоваться тем или иным способом защиты, а в ряде случаев использовать несколько способов защиты для того, чтобы нарушенные права работника были восстановлены. Наличие таких оснований связано с действиями работников, их представителей, деятельностью органов государственного надзора и контроля, КТС, а при использовании судебной защиты — с деятельностью перечисленных субъектов и работодателей. Такие действия могут быть совершены только при возникновении отношений, входящих в предмет трудового права, в частности, отношений по самозащите трудовых прав, отношений по участию профсоюзов в защите трудовых прав, по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников, а также отношений по разрешению трудовых споров.

Следовательно, перечисленные способы защиты трудовых прав и законных интересов могут быть реализованы через действия субъектов трудового права, которые приводят к возникновению соответствующих отношений. В свою очередь, в рамках этих отношений могут быть выявлены нарушения трудовых прав и свобод. Данные нарушения и должны быть устранены в перечисленных отношениях, содержанием которых является осуществление процессуальной деятельности с целью устранения нарушений трудовых прав. Данная деятельность подлежит надлежащему процессуальному оформлению. Без процессуального оформления использование любого способа защиты не может привести к восстановлению нарушенных прав работников. Поэтому в нашем понимании защита трудовых прав осуществляется определенными способами, которые перечислены в нормах материального права (ст. 352 ТК РФ), и с использованием установленных процессуальным законодательством форм устранения нарушений трудовых прав. Отсутствие процессуальных форм восстановления нарушенного права приводит к тому, что способы защиты трудовых прав не выполняют своей роли, поскольку использование любого из перечисленных способов может привести к восстановлению нарушенного материального права только при надлежащем процессуальном оформлении. Следовательно, устранение нарушений трудовых прав и свобод в рамках возникших отношений по их защите требует специального процессуального оформления, то есть оно происходит в определенных процессуальным законодательством формах. В связи с этим только при сочетании способов, перечисленных в ст. 352 ТК РФ, с процессуальными формами защиты прав можно добиться восстановления трудовых прав и законных интересов. Поэтому защита трудовых прав не может рассматриваться исключительно как совокупность способов, которые включают в себя действия полномочных субъектов, которые являются основанием для возникновения соответствующих отношений. В защиту трудовых прав, на наш взгляд, следует включать и процессуальные формы, которые могут быть использованы для устранения выявленных в этих отношениях нарушений трудовых прав.

Сказанное, полагаем, позволяет определить защиту трудовых прав и законных интересов как совокупность способов и процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

В юридической литературе традиционно выделяют две формы защиты трудовых прав:

1) неюрисдикционные;

2) юрисдикционные.

Юрисдикционная форма представляет собой деятельность полномочных государственных органов по защите нарушенного права, а неюрисдикционная форма защиты рассматривается как применение мер защиты самостоятельно, независимо от органов государственной власти.

В административном праве юрисдикционная форма определяется через деятельность полномочных государственных органов, которые в пределах имеющейся у них компетенции могут оформить обязательные решения об устранении нарушенных прав и законных интересов, а также применять к правонарушителям предусмотренные законодательством меры ответственности.

Применение юрисдикционных форм, как правило, связано с принципом диспозитивности. Вопрос об использовании или неиспользовании предоставленного права на защиту работник решает самостоятельно. В этом случае работник для защиты своих трудовых прав может выбрать следующие варианты:

а) совершить не запрещенные законом действия по самостоятельной защите своего права, то есть осуществить самозащиту;

б) обратиться в профсоюз с целью защиты трудовых прав;

в) обратиться за защитой своих прав в компетентные государственные органы.

Если работник обращается в государственные органы за защитой своего права, то возникают отношения с участием государственного органа, в которых могут быть использованы меры государственного принудительного характера.

Однако отношения по привлечению работодателя государственным органом к административной и уголовной ответственности в предмет трудового права не входят, хотя нельзя не признать, что привлечение к указанным видам ответственности может способствовать восстановлению нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма влечет возникновение отношений без участия властных государственных органов, тогда как использование юрисдикционной формы защиты приводит к возникновению отношений с участием полномочных государственных органов, в которых они могут реализовать властные полномочия.

Деятельность государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав работников. Можно выделить следующие особенности данной юрисдикционной формы защиты трудовых прав работников:

1) наличие самостоятельной цели – обеспечение реализации трудовых прав работников;

2) наличие властных полномочий у органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, которые должны обеспечивать достижение указанной цели;

3) реализация властных полномочий органами государственного надзора и контроля в отношениях по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников;

4) отсутствие правового регулирования вступления в законную силу решений органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права;

5) отсутствие принудительного механизма исполнения решений органов государственного надзора и контроля по соблюдению трудовых прав работников;

6) особое процессуальное оформление результатов деятельности по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права.

Следовательно, в нашем понимании государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права как одна из форм юрисдикционной защиты трудовых прав может быть определен через деятельность полномочных государственных органов, которая протекает в отношениях по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников и имеет своей целью обеспечение реализации трудовых прав работников, что должно получать соответствующее процессуальное оформление.

Государственный надзор и контроль является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав граждан. По нашему мнению, форма защиты трудовых прав включает в себя не только осуществление определенной деятельности, в частности совершение действий, направленных на возникновение отношений по защите трудовых прав граждан, но и ее соответствующее оформление в виде правоприменительного акта.

К числу неюрисдикционных форм защиты трудовых прав работников следует отнести деятельность по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку она оформляется в виде рекомендаций, соглашений, решений, которые могут иметь для участников коллективного трудового спора обязательную силу.

Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов. – М.: Норма-Инфра, 2001. С. 401.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. С. 497 – 446.

Источник: https://magref.ru/ponyatie-osnovnyie-sposobyi-i-formyi-zashhityi-trudovyih-prav-rabotnikov/

1.2. Формы и способы защиты трудовых прав работников, проблема их соотношения

ТК РФ не дает определения понятий формы и способа защиты трудовых прав работников и критериев разграничения этих понятий. Поэтому целесообразно в настоящей работе рассмотреть вопрос о соотношении понятий способа и формы защиты трудовых прав.

Некоторые авторы считают, что форма защиты прав представляет собой комплекс согласованных мероприятий по защите субъективных прав.

Под формой защиты понимают вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения по защите трудового права, выделяют четыре формы защиты (судебная – осуществляется судами РФ, управленческая, общественная и непосредственная – самозащита трудовых прав)12.

Считаем, что помимо того, что форма защиты трудовых прав – это деятельность, необходимо, чтобы эта деятельность имела формальное официальное закрепление.

В.А. Сафонов под формой защиты трудовых прав работников понимает установленную законодательством разновидность правореализующей деятельности по применению допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работника13.

Большинство ученых выделяют только две формы защиты трудовых прав работников: юрисдикционные и неюсдикционные.

К неюрисдикционным формам защиты трудовых прав работников относятся самозащита и согласительные процедуры (то есть переговоры с работодателем с целью достижения соглашения по существу возникших разногласий).

В юрисдикционной форме защиту трудовых прав работников осуществляют:

1) Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссии по трудовым спорам – КТС, суды общей юрисдикции).

2) Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. С таким органам, в частности, относится Федеральная инспекция труда и другие государственные контрольные органы.

3) Органы общей компетенции, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников, но не уполномоченные к рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К данным органам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Полномочия данных органов по защите трудовых прав работников естественно, закреплены законодательно.

При выборе той или иной юрисдикционной формы защиты следует учитывать рамки компетенции конкретного органа, его подведомственность, а в некоторых случаях – и условия обращения в соответствующий орган. При наличии возможности обращения за защитой нарушенного права в несколько органов (например, в суд и в органы федеральной инспекции труда) право выбора принадлежит заинтересованному субъекту, то есть работнику.

Защита трудовых прав работников осуществляется посредством определенных способов защиты.

Под способом защиты трудовых прав работников понимаются предусмотренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работников14.

ТК РФ закрепляет основные способы защиты трудовых прав работников. В статье 352 ТК РФ указано четыре основных способа защиты трудовых прав работников:

1. Самозащита работниками своих трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

Рассмотрение трудовых споров отнесено к подведомственности судов (ст. 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации)15. Исходя из смысла ст.ст. 23,24 ГПК дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции16.

По мнению отдельных авторов, способы защиты трудовых прав – это конкретные действия, которые направлены на защиту субъективного права и устранение препятствий к осуществлению субъективного права.

Так, выделяют материально-правовые и процессуальные способы. К материально-правовым способам защиты относят действия субъектов материально-правовых отношений, направленных на защиту нарушенных прав. Процессуальные способы защиты рассматриваются как процессуальные действия юрисдикционных органов, регулируемые процессуальным законодательством и направленные на предупреждение нарушения гражданских прав и реализацию материально-правовых мер защиты гражданских прав. Появление такой классификации объясняется тем, что защита может быть осуществлена без обращения в юрисдикционные органы17.

А.Г. Юрьева, помимо легально закрепленных в ТК РФ способов защиты трудовых прав, относит следующие способы:

а) восстановительные меры;

б) меры, направленные на принудительное исполнение обязанностей;

в) меры по отмене неправомерных актов;

г) меры пресечения18.

Однако перечисленные меры также характеризуют полномочия органов по восстановлению нарушенных прав. Тогда как из содержания ст. 352 ТК РФ следует, что к числу способов защиты трудовых прав относятся не конкретные меры, а отдельные виды деятельности, в результате которой возникают отношения по восстановлению нарушенного права. В этих отношениях могут быть реализованы полномочия по устранению нарушений прав и законных интересов работников, что и позволяет включить соответствующий вид деятельности в защиту трудовых прав работников.

Следует отметить, что перечень способов защиты трудовых прав работников, приведенный в статье 352 ТК РФ, не является исчерпывающим, о чем свидетельствует сама формулировка «основные способы защиты трудовых прав работников», которая подразумевает наличие иных способов защиты трудовых прав.

Исходя из определенного выше круга субъектов, осуществляющих защиту трудовых прав работник, к способам защиты необходимо относить, в частности, обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих трудовые права работников, а также урегулирование трудового спора посредством процедуры медиации.

Переходя к вопросу о проблеме соотношения способа и формы защиты трудовых прав, следует подчеркнуть, что, по нашему мнению, трудно четко разграничить категории «форма» и «способ», однако с определенной долей условности их все-таки можно различать, но видимых критериев отличия нет.

Поэтому наиболее приемлемой представляется следующая позиция: способ защиты трудовых прав – это совокупность приемов, средств и мер, закрепленных в законодательстве. При помощи закрепленных способов осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов работников. Форма защиты, в свою очередь реализуется через способы защиты.

Также о соотношении способа и формы защиты трудовых прав можно сделать определенные выводы, уяснил значение слов «способ» и «форма». Так, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «форма» означает «способ существования содержания, его внешнее выражение»19, а «способ» определяется как «действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь».

Некоторые ученые указывают, что от способов защиты трудовых прав работников следует отличать меры защиты. Например, Ю.Н. Полетаев помимо способов и форм защиты трудовых прав также выделяет меры защиты.

Меры защиты трудовых прав работников – это способы восстановления уже нарушенного права работника.

В качестве мер защиты трудовых прав работников, применяемых вследствие невыполнения работодателем (уполномоченным должностным лицом) возложенных на него обязанностей и (или) совершения действий, препятствующих нормальному осуществлению работником предоставленных ему прав, применяются:

  • восстановление работника на работе;

  • возмещение работнику материального ущерба, причиненного незаконным лишением его возможности трудиться;

  • обязание работодателя предоставить работнику условия труда, установленные законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором;

  • компенсация морального вреда;

  • отмена дисциплинарного взыскания, примененного работодателем.

Итак, защиту трудовых прав работников можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательстве порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников. Защита трудовых прав работников реализуется в юрисдикционной и неюсдикционной формах.

Существует 4 основных способа защиты трудовых прав работников, предусмотренные ТК РФ: самозащита работниками своих трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Помимо основных способов, работники могут использовать иными способами защиты, например, сравнительно недавно в России появился институт медиации. Ученые предлагают дополнить ТК РФ статьей «Способы защиты трудовых прав», среди которых, по нашему мнению, должна быть указана и медиация, которая относится к числу способов защиты трудовых прав как работника, так и работодателя20.

Медиация, согласно ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», является альтернативной процедурой урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора. Привлечение к урегулированию разногласий третьей стороны имеет то преимущество, что посредник (арбитр) обладает навыками налаживания переговоров между сторонами, знаком с психологией разрешения разногласий, умеет организовать между сторонами взаимодействие и возможность согласования интересов сторон. Привлечение к урегулированию трудовых споров квалифицированной третьей стороны гарантирует справедливость и безопасность разрешения разногласий, которое дает цивилизованные и гуманные способы к мирному сосуществованию и сохранению трудовых отношений. Такой способ защиты, как медиация, по нашему мнению, должен в ближайшем будущем снизить загруженность судов, в частности по делам о трудовых спорах, и усилить защиту не только работников, но и работодателей при возникновении трудовых споров между ними. Но подробнее данный способ рассматривается в следующей главе.

О соотношении формы и способа защиты трудовых прав следует сказать, что, по нашему мнению, они соотносятся друг с другом как форма и содержание защиты трудовых прав работников. То есть форма защиты трудовых прав работников – это внешнее выражение способа. Помимо форм и способов некоторые ученые выделяют еще меры защиты, но, по сути, меры и способы это одно и тоже.

Необходимо подчеркнуть, что реализация защиты трудовых прав работников имеет большое значение по причине того, что работник является менее защищенной стороной в трудовых правоотношениях с работодателем и требует достаточно четкой правовой регламентации и механизмов осуществления это защиты. Важно, чтобы формы и способы защиты трудовых прав работников, закрепленные в законодательстве РФ были не просто формально закреплены, а были широко применимы работниками на практике и имели достаточную эффективность.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6012592/page:3/

Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы

Защите трудовых прав и свобод посвящена часть V ТК РФ, включающая в себя разд. XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права», гл. 56–62 (ст. 352–419).

Данные нормы развивают и конкретизируют применительно к сфере трудового права положения Конституции РФ, в частности ее ст. 2 (об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина), 17 (о неотчуждаемости основных прав и свобод человека), 45 и 46 (о государственной, судебной защите и самозащите своих прав и свобод).

Трудовой кодекс РФ не дает легального определения понятия «защита трудовых прав и свобод работника», в связи с чем можно ориентироваться на суждение, сформулированное в научной среде. По мнению Т. В. Иванкиной, защита трудовых нрав работника представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба.

Способы защиты трудовых прав и свобод перечислены в ст. 352 ТК РФ, причем ч. 1 данной статьи, продолжая положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, указывает, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы защиты подразделяются по субъектам, защищающим трудовые права и свободы работников (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Способы и субъекты защиты трудовых прав и свобод работников

Самозащита работником своих трудовых прав заключается в отказе от выполнения работ:

  • – не предусмотренных трудовым договором;
  • – непосредственно угрожающих его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами;
  • – в случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 6 ст. 220 ТК РФ);
  • – в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны груда (ч. 7 ст. 220 ТК РФ);
  • – с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

Остается дискуссионным вопрос об отнесении к самозащите права работника приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней в порядке ст. 142 ТК РФ. Президиум Верховного Суда РФ, давая ответ на вопрос о том, в каком размере производится оплата за время приостановления работы, если отказ работника от исполнения трудовых обязанностей вызван задержкой выплаты заработной платы, не назвал данный случай самозащитой, хотя и высказал мнение об обязанности работодателя «возместить не полученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ».

О начале реализации работником своего права на самозащиту он обязан известить работодателя, своего непосредственного руководителя, иного представителя работодателя в письменной форме. Прекратить осуществление самозащиты, т.е. приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, работник обязан сразу после прекращения нарушения его трудовых прав и свобод.

Необходимость присутствия работника на своем рабочем месте в период самозащиты должна решаться, на наш взгляд, в зависимости от того, имеет ли работник возможность выполнять свои трудовые обязанности без нарушения его прав. Например, если работодатель поручает работнику выполнение разового поручения, выходящего за пределы его трудовых обязанностей, то работник, отказываясь выполнять его, не лишен возможности исполнять свои трудовые обязанности, что он и должен, по нашему мнению, делать. Если же работодатель, издает приказ о постоянном переводе работника на другую работу без его письменного согласия, то работник, вероятно, не будет иметь возможность исполнять свою работу, а потому, отказавшись от выполнения работы в этом случае, имеет право не находиться на своем рабочем месте до отмены незаконного приказа и предоставления ему прежней работы. Исключением из данного правила является норма ч. 3 ст. 142 ТК РФ, предоставляющая работнику право в период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней отсутствовать на рабочем месте.

Оплата периода времени самозащиты в размере средней заработной платы обусловлена наличием в ч. 1 ст. 379 ТК РФ указания на сохранение за работником на время отказа от работы всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Вопрос о выплате заработной плате за период приостановления работы в связи с задержкой заработной платы в настоящее время решен только на уровне разъяснения Верховного Суда РФ, приведенного ранее.

Судебная защита трудовых прав и свобод работника будет рассмотрена в гл. 21.

Источник: https://studme.org/45285/pravo/zaschita_trudovyh_prav_svobod

1. Защиты трудовых прав и свобод работников. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы

Защите трудовых прав и свобод посвящена часть V ТК РФ, включающая в себя разд. XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права», гл. 56–62 (ст. 352–419).

Данные нормы развивают и конкретизируют применительно к сфере трудового права положения Конституции РФ, в частности ее ст. 2 (об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина), 17 (о неотчуждаемости основных прав и свобод человека), 45 и 46 (о государственной, судебной защите и самозащите своих прав и свобод).

Трудовой кодекс РФ не дает легального определения понятия «защита трудовых прав и свобод работника», в связи с чем можно ориентироваться на суждение, сформулированное в научной среде. По мнению Т. В. Иванкиной, защита трудовых нрав работника представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба.

Способы защиты трудовых прав и свобод перечислены в ст. 352 ТК РФ, причем ч. 1 данной статьи, продолжая положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, указывает, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы защиты подразделяются по субъектам, защищающим трудовые права и свободы работников (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Способы и субъекты защиты трудовых прав и свобод работников

Самозащита работником своих трудовых прав заключается в отказе от выполнения работ:

– не предусмотренных трудовым договором;

– непосредственно угрожающих его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами;

– в случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 6 ст. 220 ТК РФ);

– в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны груда (ч. 7 ст. 220 ТК РФ);

– с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

Остается дискуссионным вопрос об отнесении к самозащите права работника приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней в порядке ст. 142 ТК РФ. Президиум Верховного Суда РФ, давая ответ на вопрос о том, в каком размере производится оплата за время приостановления работы, если отказ работника от исполнения трудовых обязанностей вызван задержкой выплаты заработной платы, не назвал данный случай самозащитой, хотя и высказал мнение об обязанности работодателя «возместить не полученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ».

О начале реализации работником своего права на самозащиту он обязан известить работодателя, своего непосредственного руководителя, иного представителя работодателя в письменной форме. Прекратить осуществление самозащиты, т.е. приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, работник обязан сразу после прекращения нарушения его трудовых прав и свобод.

Необходимость присутствия работника на своем рабочем месте в период самозащиты должна решаться, на наш взгляд, в зависимости от того, имеет ли работник возможность выполнять свои трудовые обязанности без нарушения его прав. Например, если работодатель поручает работнику выполнение разового поручения, выходящего за пределы его трудовых обязанностей, то работник, отказываясь выполнять его, не лишен возможности исполнять свои трудовые обязанности, что он и должен, по нашему мнению, делать. Если же работодатель, издает приказ о постоянном переводе работника на другую работу без его письменного согласия, то работник, вероятно, не будет иметь возможность исполнять свою работу, а потому, отказавшись от выполнения работы в этом случае, имеет право не находиться на своем рабочем месте до отмены незаконного приказа и предоставления ему прежней работы. Исключением из данного правила является норма ч. 3 ст. 142 ТК РФ, предоставляющая работнику право в период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней отсутствовать на рабочем месте.

Оплата периода времени самозащиты в размере средней заработной платы обусловлена наличием в ч. 1 ст. 379 ТК РФ указания на сохранение за работником на время отказа от работы всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Вопрос о выплате заработной плате за период приостановления работы в связи с задержкой заработной платы в настоящее время решен только на уровне разъяснения Верховного Суда РФ, приведенного ранее.

С момента принятия в 2001 году нового Трудового кодекса Российской Федерации в законодательстве появился институт «защиты трудовых прав работников». Защита трудовых прав и свобод работников является одной из юридических гарантий.

В соответствии со статьей 352 ТК РФ: «Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Анализируя правовые нормы, регламентирующие защиту трудовых прав работников, можно выделить следующие ее признаки:

  • защита нарушенных трудовых прав работников возможна лишь при условии наличия такого субъективного права. Осуществление защиты работником трудовых прав невозможно, например, в случае когда работник не состоит в трудовых отношениях с работодателем.


  • защита трудовых прав возможна только если нарушены или существует реальная угроза нарушения трудовых прав работника. Естественно, когда права и законные интересы работника не нарушаются, то у последнего нет оснований для осуществления защиты своих трудовых прав.


  • защита представляет собой комплексную систему мер, осуществляемую в пределах, установленных действующим законодательством РФ. При осуществлении работником защиты своих нарушенных прав, он может использовать только способы защиты, не запрещенные законом. Так, например, незаконными будут действия работника, который защищает свои права путем причинения телесных повреждений лицу, нарушившему или нарушающему его трудовые прав .


  • защита трудовых прав осуществляется посредством обращения в государственные органы либо общественные организации (объединения), а также путем осуществления самостоятельной защиты трудовых прав (самозащиты).


Таким образом, можно сделать вывод, что защита трудовых прав — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации трудовых прав и борьбы с их нарушениями, осуществляемая государственными органами, общественными организациями, а также посредством самозащиты трудовых прав .

Статья 352 ТК РФ устанавливает следующие «способы защиты трудовых прав:

  • самозащита работниками трудовых прав;


  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;


  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


  • судебная защита».


Рассмотрим каждый способ защиты трудовых прав более подробно.

Самозащита прав субъектом права — это самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Статья 379 ТК РФ устанавливает формы самозащиты: «В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ТК РФ устанавливает лишь одну форму самозащиты — отказ работника от выполнения своих обязанностей.

Вторым способом защиты трудовых прав и свобод работников является защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Деятельность профсоюзов в РФ регламентированна Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 11 названного закона устанавливает, что «профсоюзы вправе:

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;- Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;


Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений;- Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав».


Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзы вправе требовать устранения выявленных на- рушений от работодателя, который, в свою очередь, обязан в течение недели сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Профсоюзы при осуществлении данных полномочий взаимодействуют с государственными органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.

Третий способ защиты трудовых прав и свобод — государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государствен- ный надзор за соблюдением трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

И последний способ защиты трудовых прав и свобод работников, установленный Трудовым кодексом РФ, — судебная защита. Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что большой процент рассматриваемых судами дел связан с невыплатой заработной платы и незаконным увольнением. Работодатели зачастую нарушают порядок увольнения, что влечет за собой признание судом действий работодателя незаконными и восстановление трудовых прав и свобод работника.

Таким образом, законодательство РФ устанавливает гарантии защиты трудовых прав и свобод работников. Однако, проблемы в защите трудовых прав возникают из-за незнания работниками своих прав и гарантий их защиты, что приводит к систематическому нарушению трудовых прав работников работодателями.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6705261/page:2/

Надзор и контроль в сфере законодательства о труде

Государственная инспекция труда в Краснодарском крае в своей деятельности руководствуется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Главой 57 Трудового кодекса РФ, иными федеральными законами, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 324, Положением о Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, утвержденном приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24.03.2005 г.

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Краснодарского края осуществляет Государственная инспекция труда в Краснодарском крае.

На основании статьи 355 Трудового кодекса РФ деятельность Государственной инспекции труда в Краснодарском крае и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами Государственной инспекции труда в Краснодарском крае являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 356 Трудового кодекса РФ установлены полномочия Государственной инспекции труда в Краснодарском крае:

— осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— проведение анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрения дел об административных правонарушениях;

— направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;

— проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение его самостоятельно;

— принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получение информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

— запрос у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получение от них информации, необходимой для выполнения возложенных на них задач;

— ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

— осуществление информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;

— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основе вышеперечисленных полномочий Гострудинспекции статьей 357 Трудового кодекса РФ определены

основные права государственных инспекторов труда:

— в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

— запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; #S

— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Обязанности государственных инспекторов труда:

В соответствии со статьями 358, 359 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Статьями 362, 363 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статьей 365 Трудового кодекса РФ установлено, Государственная инспекция труда в Краснодарском крае осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, Ростехнадзором РФ, Роспотребнадзором РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Источник: https://git23.rostrud.ru/deyatelnost_gosudarstvennoy_inspektsii_truda/16092.html

Служба по защите прав трудовых работников как называется?

Главным органом по защите является Государственная инспекция труда. Инспекция разрешает споры, возникшие между сотрудником и работодателем. Для того чтобы обратиться в службу по защите трудовых интересов работников, необходимо в письменной форме подать жалобу, изложив подробную суть вопроса.

Государственной инспекцией труда рассматриваются в обязательном порядке абсолютно все заявления, даются ответы, при обнаружении нарушения к работодателю принимаются соответствующие меры в виде санкций.

Основные способы защиты прав трудовых работников

Формы защиты трудовых интересов работников разнообразны.

Существует несколько основных способов:

  • Самозащита, когда сотрудник действует в одиночку;
  • Обращение в профсоюз;
  • Обращение в вышестоящий орган;
  • Обращение в Государственную инспекцию труда;
  • Обращение в комиссию по трудовым спорам;
  • Обращение в органы прокуратуры;
  • Обращение в судебные органы.

Государственный контроль подразумевает осуществление систематических проверок кадровой деятельности организаций со стороны инспекции на предмет выявления нарушений.

Что касается формы изложения жалобы, то она в основном письменная. При самозащите возможно заявление устного характера, выдвижение требований работником к работодателю. При направлении документов в различные инстанции, жалоба должна быть оформлена обязательно письменно.

Порядок защиты прав трудовых работников по ТК РФ

ТК РФ определяет порядок защиты. В первую очередь должны быть соблюдены сроки подачи обращений. Они регламентированы статья 392 Закона. Общий срок – 3 месяца с момента совершений незаконных действий.

Трудовой Кодекс — статья 392

Если вопрос связан с увольнением, то заявление нужно успеть написать в месячный срок с момента получения трудовой книжки на руки. При причинении ущерба сотруднику работодателем срок обращения – один год. Следует отметить, что если работник не успел отстоять свои права в указанные сроки по уважительным причинам, болезнь, вынужденная смена места жительства, командировка и т.д., то он может обратиться и позднее установленного времени.

Как правило, сначала отстаивание прав производится на местном уровне – трудящийся выдвигает устные требования своему руководителю. Он может подать также письменное заявление, которое должно быть рассмотрено в тридцатидневный срок.

Если все принятые меры на местном уровне не принесли должного результата, и нарушения в свой адрес избежать не удалось, целесообразно обратиться в государственные органы за помощью.

Защита прав трудовых работников – самозащита

Самым мирным путем избежать нарушения права работник можно при помощи самозащиты. Чтобы знать свои трудовые права, нужно быть знакомым со статьями ТК РФ. Он представляет собой наглядное пособие, как делать можно и как делать нельзя.

Как только сотруднику стал известен факт нарушения, необходимо приступать к действию. Для начала нужно попытаться в устном порядке обсудить с руководителем возникшую проблему, найти компромисс. Если в устном порядке договориться не пришлось, то следует направить в организацию письменное обращение, в котором подробно изложить суть вопроса. Обращение лучше направить заказным письмом с приложением уведомления, чтобы быть уверенным в том, что получателю оно доставлено.

Согласно законодательству ответ должен последовать в месячный срок. В случае не разрешения проблемы, следующим шагом является обращение в профсоюзный орган организации, а затем в государственные органы по защите трудовых прав.

Судебная защита прав трудовых работников – закон

ТК РФ в качестве способа защиты трудовых прав работников предусматривает судебную защиту.

Обычно в суд сотрудник обращается, когда все иные способы оказались бессильными. Для того чтобы восстановить справедливость, гражданин выдвигает иск в суд. Очень важно при этом соблюдать срок обращения, предусмотренный ТК РФ.

Предметами иска сотрудников по данным судебной практики являются:

  • Причинение вреда трудящемуся;
  • Незаконное увольнение;
  • Невыплата заработной платы;
  • Нарушение порядка предоставления отпуска;
  • Производственные травмы;
  • Невыплата должных пособий и компенсаций при увольнении;
  • Иные вопросы.

Чаще всего, если нарушение имеет место быть, то сотрудник восстанавливает свои законные интересы, а также получает от организации компенсацию за причиненный вред и убытки.

Трудовой Кодекс в последней редакции

Источник: https://legionfg.ru/kuda-obratitsya-po-zashhite-prav-trudovyx-rabotnikov/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *