Защита прав инвесторов

§ 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов

В России действует ряд нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Основополагающий акт – Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких?либо общественно полезных целей.

В соответствии с положениями части 4 ст. 15 Конституции международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.

Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

Для успешного привлечения капиталовложений из?за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат. Важнейшей составляющей последнего является законодательное регулирование, развивающее и охраняющее инвестиционные отношения, в том числе устанавливающее правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

уверенность в осуществлении своего права;

возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации .

Гарантии прав иностранных инвесторов – конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с обеспечением условий осуществления инвестиционной деятельности. Речь идет о том, что государство в законодательном или международно – правовом порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих законные права и интересы инвестора. Не случайно согласно преамбуле Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» основной его задачей является обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».

В вышеупомянутом Федеральном законе отсутствуют многие необходимые нормы, как то: условия допуска иностранного вкладчика, процедура оформления допуска, нормы о правах и обязанностях инвестора, его ответственности при нарушении условий его функционирования; ничего не говорится об органе, который решает вопрос о допуске конкретного инвестора, и т. д. Данный правовой акт ограничен: как указано в статье 1, им регулируются лишь отношения, «связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации».

В нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях установлена система государственных гарантий прав иностранных инвесторов. Данная система состоит из следующих видов гарантий:

– гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);

– гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России (ст. 5);

– гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории России (ст. 6);

– гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

– гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

– гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

– гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7)

– гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

– гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

– гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);

– гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10).

Система государственных гарантий характеризуется рядом особенностей.

Во – первых, в Законе об иностранных инвестициях присутствуют гарантии, сформулированные в предшествующем Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Например, к ним относятся гарантия получения адекватной компенсации в случае национализации и реквизиции иностранных инвестиций, гарантия разрешения инвестиционных споров, включая международно – правовые средства их разрешения, гарантия перевода прибыли и сумм компенсации за рубеж. Но имеются и отличия.

Например, гарантия возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, закрепленная пунктом 2 ст. 5 Закона об иностранных инвестициях, отличается от аналогичной нормы пункта 2 ст. 7 Закона 1991 г. формулировкой нормы.

Во – вторых, необходимо отметить закрепление новых гарантий прав иностранных инвесторов. Речь прежде всего идет о гарантии от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения российского законодательства, так называемой стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки, действие которой распространяется на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций.

Важнейшее нововведение представляет собой норма статьи 7 Закона об иностранных инвестициях, которая устанавливает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу. Данное положение на законодательном уровне зафиксировало принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Таким образом, можно сделать вывод, что формальное увеличение числа предоставляемых иностранному инвестору гарантий по сравнению с Законом 1991 г. не послужило значительному укреплению и совершенствованию правового механизма гарантирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указанный механизм по – прежнему глубже разработан в международных двусторонних соглашениях о взаимной гарантии и защите инвестиций .

Усиление правовой защиты иностранных инвестиций – важнейшая задача при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им экономической и политической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, которые вкладывают свои капиталы в экономику страны. Прежде всего, это гарантии от ухудшения условий хозяйствования. На основе этих гарантий осуществляется приток иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он должен быть уверен, что, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому?то определенному соглашению, любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал. Запрет на введение изменений, которые ухудшают оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, и получил наименование «дедушкина оговорка», о которой упоминалось выше.

Закон РСФСР об иностранных инвестициях 1991 г. не предусматривал гарантии от изменения законодательства в виде стабилизационной, или «дедушкиной» оговорки. Попытка ввести стабилизационную оговорку в действие на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями») не удалась, поскольку стабилизационная оговорка, предусмотренная Указом (нормативные акты, регулирующие условия функционирования иностранных и совместных предприятий (кроме обеспечивающих более льготные условия их деятельности), не применяются в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов), во – первых, могла действовать лишь на уровне нижестоящих нормативных актов (постановлений правительства, актов других федеральных органов исполнительной власти, актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления), но не на уровне федеральных законов, на котором и принимаются законодательные акты, способные серьезно ухудшить положение инвесторов (акты налогового, валютного, таможенного законодательства), во – вторых, правоприменительная практика ограничила действие Указа только нормативными актами, изменяющими специальные условия функционирования совместных предприятий, а нормативные акты, имеющие общее применение, в том числе по вопросам налогообложения, под его действие не подпали. На практике данный Указ не нашел применения в силу общей политической и экономической нестабильности в стране.

Позитивным явилось то, что Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» попытался утвердить стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Закон предусматривает, что «в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Особенное значение имеет норма статьи 9 Закона об иностранных инвестициях, впервые вводящая на уровне закона гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, включение в текст Закона стабилизационной оговорки – важный шаг в развитии законодательства об иностранных инвестициях в сторону повышения правовой защищенности иностранных инвесторов перед лицом политической и экономической нестабильности в России.

В соответствии с гарантией от изменения законодательства стабилизационной период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Новый Закон дает поручение Правительству Российской Федерации определить порядок дифференциации сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов. Но, по мнению специалистов, это сделать трудно, поскольку срок окупаемости инвестиционного проекта является частью индивидуальной характеристики конкретного проекта. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., Правительство Российской Федерации может продлить этот срок. Пункт 1 ст. 9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства предоставляется в отношении новых федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов России при внешней торговле товарами в соответствии с российским законодательством – имеются в виду компенсационные, антидемпинговые, специальные пошлины; ст. 7 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе») и федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Гарантия стабильности законодательства предоставляется также в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвесторов в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Совокупная налоговая нагрузка – расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Защита прав инвесторов

Защита прав инвесторов на фондовом рынке

Инвестор – это физическое или юридическое лицо, которое вкладывает личные, заемные или привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор обладает правом независимо определять объемы, характер, результативность инвестиций, а также проверять целевое использование этих средств.
Законодательство четко регламентирует позицию инвесторов на рынке РФ. Данные отношения регулируются Федеральным законом № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральным законом № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными нормативно-правовыми актами. Инвестиции бывают как национальными так и иностранными. Защита иностранных инвестиций регулируются Федеральным законом № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Конвенцией о защите прав инвестора, заключенная в г. Москве 28.03.1997 г., а также иными нормативно-правовыми актами.
Защита прав и законных интересов инвесторов на фондовом рынке осуществляется в претензионном и судебном порядке.
Общим признаком защиты прав инвесторов является судебный порядок урегулирования разногласий.
Защита прав и законных интересов федеральными исполнительным органом власти по рынку ценных бумаг осуществляется в порядке обращения в суд с иском: в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов, а также о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Также в инвестиционной и биржевой терминологии имеется понятие «трейдер».

Трейдеры – это биржевой торговец, осуществляющий анализ текущей ситуации на рынке и заключающий выгодные торговые сделки. Обычно подразумевается торговля ценными бумагами, акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже.

Трейдерами также называют торговцев на валютном и товарном рынках.

Выделяют несколько видов трейдеров:

  • Дневные трейдеры (дейтрейдеры) — их сделки, как правило, длятся не больше одного торгового дня. На рынке основная часть сделок приходится на европейскую и американскую сессии.
  • Позиционные трейдеры форекс — совершают сделки продолжительностью в несколько дней. Этот срок является оптимальным для прогнозирования большинства движений на основе новостей.
  • Скальпер, Пипсовщик — разновидность дейтрейдеров, которые совершают большое количество сделок малой продолжительности: от нескольких секунд до десятка минут (скальпинг). Как правило, результативность отдельной сделки невелика, но велико число сделок.
  • Среднесрочный трейдер — совершает несколько сделок в год, закрывает позиции при изменении недельных трендов
  • Долгосрочный трейдер — сделки могут длиться несколько лет, закрывает позиции при изменении глобальных трендов.

Отметим, что трейдеры работают со своими клиентами на основе договора. К сожалению, риски на фондовых рынках очень высоки а финансовая ситуация очень динамична.
Инвестор может попросту потерять свои денежные средства. В случае, если финансовые потери произошли из-за недостаточно профессиональных действий трейдера, инвестор имеет право на защиту своих финансовых интересов.
В законодательстве Российской Федерации имеется ряд правовых норм защищающих права как национального инвестора, так и иностранного инвестора.
Специалисты Коллегии Адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» помогут Вам защититься от недобросовестных трейдеров.
Наши адвокаты оказывают консультационную поддержку, помогут подготовить претензию, исковое заявление. Ваши интересы могут быть также представлены в суде на любой стадии процесса.

Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг представляет собой составную часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в России до сих пор не имеет достаточно полной правовой базы, организационной и информационной структуры.

Отметим, что существенной проблемой российского рынка ценных бумаг является отсутствие необходимого числа высококвалифицированных специалистов, которые были бы в состоянии обеспечить эффективную работу субъектов рынка ценных бумаг, таких, как инвестиционные компании, фондовые биржи, внебиржевые системы торговли ценными бумагами, информационные, консультантские и аналитические организации и отделы, посреднические и эффективные брокерские структуры.

Что же касается защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, следует отметить, что сами по себе инвестиционные отношения являются разновидностью частно-правовых отношений, а значит им присущи все признаки гражданско–правовых отношений. Поэтому способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг такие же, как и для других гражданско–правовых отношений.

Основной формой производства по защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг является исковое производство, как в гражданском, так и в арбитражном процессе. Большинство споров данной категории подведомственно арбитражным судам.

Если обратиться к вещно–правовым способам защиты, то здесь владельцу эмиссионных ценных бумаг противостоит строго определённо обязанное лицо – эмитент. Поэтому права владельцев ценных бумаг, удостоверенными такими ценными бумагами, могут быть нарушены эмитентом и должны защищаться от нарушений со стороны этого лица.

Сложнее обстоят дела с защитой прав владельцев эмиссионных ценных бумаг на ценные бумаги как объект права. Право на ценную бумагу является абсолютным и поэтому может нарушаться неопределённым кругом лиц. Так как документарные ценные бумаги являются вещами, следовательно, права на них могут защищаться вещно–правовыми способами и прежде всего – виндикационным производством (т.е. путем истребования из чужого незаконного владения). Хотя и здесь могут возникнуть некоторые трудности. К примеру, если документарные ценные бумаги являются именными, то учёт по ним ведётся либо в реестре, либо в депозитарии. Передаваться такие ценные бумаги могут только в порядке трансферта и соответственно истребовать сертификат такой документарной ценной бумаги может только лицо, указанное в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг или в депозитарии. Применение виндикационного иска в сфере ценных бумаг является достаточно ограниченным, так как виндицировать можно только документарные ценные бумаги, которые являются предъявительскими, виндикация которых от добросовестного приобретателя законодательно запрещена.
Адвокаты в сфере ценных бумаг могут предложить Вам:

  • консультационную поддержку;
  • участие в переговорах, досудебном урегулировании споров;
  • подготовку заявлений/жалоб в ФСФР (Федеральную службу по финансовым рынкам);
  • подготовку претензий, исковых заявлений;
  • представление интересов в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Коллегия адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» оказывает ряд правовых услуг по защите прав своих доверителей, участвующих в гражданских правоотношениях на рынке ценных бумаг.

Говоря об инвестиционных отношениях следует особое внимание уделить их главному субъекту, а именно, инвесторам.

Следует отметить, что законодатель не установил легального определения понятия инвестор, однако раскрытие данной категории можно осуществить через само обозначения понятий инвестиционной деятельности и инвестиций в целом.

Правовой статус в России

Относительно законодательного регулирования поведения и отношений в сфере инвестиций касательно вкладчиков необходимо отметить следующее. Законодатель не установил ограничений относительно круга лиц, которые могли бы иметь статус инвестора.

Руководствуясь положениями Закона об инвестиционной деятельности, капиталовложения могут быть выраженными в различных формах, а статус носителя инвестиций способны иметь физ и юрлица, их объединения.

Причём, последние могут быть созданными на договорной основе, путём заключения соглашения о проведении совместной деятельности. Они могут быть и в форме консорциума, целью создания которого является осуществление крупномасштабных проектов строительства.

Они могут быть представлены коммерческими и некоммерческими организациями, а также государственными органами и органами МСУ. Правовой статус определяется в зависимости от вида вложенных активов и рынком, на котором происходит осуществление инвестиций.

Регулятором инвестиций в форме капиталовложений служит Закон об инвестиционной деятельности. Принципиальный подход к урегулированию правового положения вкладчиков предполагает обеспечение равного уровня прав и гарантий, обременение одинаковой меры ответственности на всех инвесторов, вне зависимости от формы ведения бизнеса и формы собственности.

Права инвесторов, которые осуществляют портфельные инвестиции, находят определение в ценных бумагах, пребывающих в их владении. Примером может послужить тот факт, что обыкновенная акция способна удостоверить имущественные права, в частности на получение доходов в форме дивидендов, а также на квоту в случае ликвидации, а также ряд неимущественных прав в форме участия в управлении, а также на получение информационных сведений относительно текущих дел общества.

Обязанности инвесторов, которые занимаются осуществлением капитальных вложений также нашли своё закрепление на законодательном уровне, и находят своё отражение в части:

  1. соблюдения заявленных стандартов, выраженных в нормах и правилах;
  2. исполнения требований, оговоренных законом, которые предъявляются компетентными органами;
  3. в использовании активов, исходя из заявленного целевого назначения.

Если говорить об иностранных инвесторах, то их права и обязанности отражаются как законодательством страны резидента, так и законодательством страны, в которой размещены вложения.

Конституция РФ говорит, что права и обязанности одинаковы для всех. Исключение составляют случаи, которые определены федеральными законами или договорами Российской Федерации (ч.3 ст.62).

Способы осуществления защиты

Процесс реализации инвестором своего права на защиту, исходя из положений действующего законодательства, предполагает обращение в государственные и судебные инстанции с соответствующими требованиями.

Инвестор обладает правом реализации любой допустимой формы обращения в компетентные органы с целью защиты своих нарушенных или оспоренных прав.

Форма защиты предполагает собой совокупность комплекса действий в части осуществления согласованных мероприятий, призванных осуществить защиту субъективных прав, и определяемый законом спектр действий компетентных органов относительно установки фактических обстоятельств, с целью применения законодательства о рынке ценных бумаг, формированию наилучшей линии защиты права, а также рассмотрения возникшей спорной ситуации по существу.

На практике часто можно заметить возникновение необходимости по устранению коллизий в нормах ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Ряд случаев говорит о необходимости системного применения судами указанных положений.

С одной стороны можно отметить, что это служит интересам акционеров, что связано с применением дополнительных санкций по отношению к нарушителям прав последнего, которым выступает эмитент.

С другой стороны, это может существенно усугубить положение акционеров, чьи права были нарушенными. Система методов защиты прав инвестора предполагает собой возможность применения совокупности предусмотренных законом и допустимых мер относительно восстановления нарушенных прав, а также пресечению и предупреждению нарушений. Существующие особенности и многообразие способов защиты предполагает собой комплекс возможных и допустимых мер относительно восстановления нарушаемых или нарушенных прав, а также мер по пресечению и предупреждению их нарушения.

Именно их универсальность позволяет определить и выработать самостоятельную систему мер по защите прав инвесторов и акционеров, в качестве субъектов правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг:

  • первую группу составляют способы, применив которые можно подтвердить защищаемое право, а также подвергнуть обязанность изменению;
  • вторую группу составляют способы, позволяющие предупредить, а также осуществить пресечение существующих нарушений прав акционеров;
  • третью группу составляют способы защиты, применение которых предполагает достижение цели по восстановлению нарушенных прав акционеров, а также компенсацию потерь, которые были понесены в результате нарушения прав.

О необходимости проведения данных мероприятий рассказано в следующем видеоматериале:

Особенности для иностранных акционеров

Правоотношения, возникновение которых обусловлено осуществлением иностранных инвестиций, подлежит регулированию нормами международных договоров, а также нормами международного частного права.

Для примера можно привести Сеульскую конвенцию 1985 года об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 года).

Основной идеей, воплощённой в содержании Сеульской конвенции, была узаконенная возможность предоставления иностранным инвесторам финансовых гарантий от подтверждения некоммерческим рискам путем осуществления страхования инвестиций.

Основной задачей Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которое является организацией с международным статусом, – это предоставление гарантий, в числе которых страхование рисков инвестиций, осуществление которых происходит в какой-либо из стран – членов Агентства из других стран, которые также имеют статус члена агентства.

Гарантии находят своё распространение:

  • на риски, которые связаны с переводами валюты;
  • риски в виде экспроприации или аналогичных мер;
  • риски в виде нарушения договоров, что включает в себя отказ от принимающего правительства относительно договора, стороной которого является держатель гарантий либо несоблюдение пунктов такого договора в случаях, которые определены в Конвенции.

Об особенностях и правилах осуществления данной защиты рассказано в ходе следующей видео дискуссии:

Финансовый рынок получает для этого новый законодательный инструмент

Людмила Морозова «Российская Бизнес-газета» №631 от 27 ноября 2007 г.

На финансовом рынке вскоре появится документ, который усиливает защиту интересов инвесторов и законных интересов лиц, а также совершенствует механизм лицензирования деятельности инвестфондов.

Соответствующий закон о внесении изменений в ФЗ «Об инвестиционных фондах» на прошлой неделе приняла Госдума в окончательном третьем чтении. Этот закон направлен на совершенствование государственного регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов и государственного контроля осуществления данных видов деятельности.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) получает сильный инструмент для воздействия на участников рынка доверительного управления. По новому закону ФСФР сможет по собственному усмотрению аннулировать лицензии управляющих компаний, без соответствующего решения суда (на сегодня отзыв лицензии проходит исключительно в судебном порядке). В то же время ФСФР получает право приостанавливать все или часть операций лицензиата и закрепляется право назначать временную администрацию при обнаружении каких-либо нарушений.

Однако участники рынка пока не знают, насколько этот документ изменит существующий рынок, но понятно одно, что все будет зависеть от того, насколько жестко себя проявит Федеральная служба по финансовым рынкам. И прав у нее для этого будет достаточно.

Замруководителя ФСФР Сергей Харламов считает, что «закон дает ровно такие же полномочия службе в отношении участников рынка (управляющих компаний, инвестфондов, пенсионных фондов, спецдепозитариев), какие по другим участникам (страховым компаниям, кредитным организациям, профучастникам) дают другие специализированные законы». Новый закон ужесточает требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, а также членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев.

Между тем Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты РФ», направленный на совершенствование госрегулирования деятельности инвестфондов, предусматривает и внесение изменений в Гражданский и Семейный кодексы РФ, в законы «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Однако к отзыву лицензий без судебных разбирательств эксперты относятся с осторожностью. Их опасения в основном вызваны тем, что в законе прописаны положения, по которым отзыв лицензий имеет достаточно большие границы. Существенным моментом нового закона является введение института квалифицированных инвесторов, под их понятие попадают: брокеры, дилеры, управляющие, кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, международные финансовые организации. При этом предусматривается, что Росфинмониторинг установит критерии, при соблюдении которых другие лица могут быть признаны также квалифицированными инвесторами.

«

Российская бизнес-газета» обратилась к разработчикам и экспертам с просьбой более подробно прокомментировать документ о внесении изменений в ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Сергей Харламов,
Заместитель руководителя ФСФР России:

— Между первым и вторым чтениями в закон были внесены существенные поправки. Поправки эти, в частности, связаны с рядом концептуальных замечаний в отношении вопросов согласования единоличного исполнительного органа и контролера.

Существенным образом ограничен вопрос введения временной администрации. В предлагаемом варианте закона это возможно только в случае, когда фонды остаются бесхозными.

В частности, текст закона дополнен основополагающим для этого закона определением квалифицированного инвестора. Закон по отношению к рассматриваемому в первом чтении содержит качественные критерии для определения квалифицированного инвестора как физического, так и юридического лица. Количественные же критерии отнесены на уровень подзаконных актов, что позволит более тонко настроить эти параметры. Законом предусматривается приостановка некоторых видов операций, а не приостановка лицензии. В тексте уточнен и конкретизирован перечень оснований для аннулирования лицензий и приостановки отдельных видов операций. Перечень этот является исчерпывающим и закрытым. Это позволит ФСФР, действуя в жестких рамках закона, незамедлительно реагировать на негативное развитие ситуации в компаниях, которые управляют значительными средствами.

Первоочередные документы, связанные с количественными критериями для определения квалифицированного инвестора, порядок определения квалифицированных инвесторов, типовые правила, будут разработаны нами в течение следующего года. Далее нормативные документы будут вступать в силу по мере готовности.

Татьяна Медведева,
Эксперт ФСФР:

— Поправки в закон дают возможность создания.в России хеджфондов.

Такие фонды предназначены для квалифицированных инвесторов, поскольку вложения в эти фонды являются и одновременно высокодоходными и рискованными.

В самом тексте закона нет понятия хеджфонд. Категория хеджфондов появится на уровне подзаконных актов.

Возможность появления хеджфондов на российском рынке сопровождается введением понятия квалифицированных инвесторов, для которых такие фонды будут предназначаться. Конечный вариант поправок позволяет создать не только закрытые, но и интервальные паевые фонды для квалифицированных инвесторов. Такой вариант позволит инвесторам выйти из фонда с наименьшими трансакционными издержками. Кроме того, это позволит сделать вложения в такие фонды более ликвидными.

Появление на российском рынке хеджфондов даст новые возможности и новые финансовые инструменты для российских квалифицированных инвесторов и позволит российским управляющим компаниям конкурировать с зарубежными.

Алексей Тимофеев,
Председатель правления НАУФОР:

— Преимущества от поправок получат как паевые инвестиционные фонды, так и посредники на финансовом рынке — брокеры и управляющие ценными бумагами.

Этот закон вводит понятие «квалифицированный инвестор» — это традиционный прием регулирования инвестиционной политики на развитых рынках.

Неискушенным инвесторам обычно ограничивают возможности инвестирования, а более квалифицированным — позволяются более рискованные операции и с более широким кругом финансовых инструментов, и это очень важный момент.

Кроме квалифицированных инвесторов, таких, как брокеры, дилеры, управляющие, кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, международные финансовые организации, квалифицированными инвесторами будут признаваться некоторые физические лица, которым в силу их опыта может быть позволено более рискованное инвестирование.

В дальнейшем же, чтобы упростить доступ эмитентам к ресурсам финансового рынка, институт квалифицированных инвесторов позволит создать возможности для упрощения процедуры эмиссии, адресованной квалифицированным инвесторам.

Вопрос 3. Защита прав инвесторов

Инвестирование в финансовые активы, в том числе в ценные бумаги, связано с высокой степенью риска, в том числе с риском мошенничества. Ведь финансовый рынок – идеальная площадка для обмана разного рода: от прямого мошенничества (например, создание финансовых пирамид вроде пирамиды АО «МММ») до более изощренных форм, таких как неполное раскрытие информации эмитентами о себе и о своей деятельности (из-за этого инвестор может принять неправильное для себя решение), манипулирование ценами, использование инсайдерской (внутренней) информации и так далее. В связи с этим деятельность на рынке ценных бумаг очень строго регулируется во всем мире, в том числе и в России создается такая система регулирования. В центре государственного регулирования рынка ценных бумаг стоит защита прав всех участников рынка: эмитентов, профессиональных участников, инвесторов.

Защита прав инвесторов – это особый вопрос. Ведь если инвестор не уверен в защите своих прав, он просто не будет вкладывать деньги в ценные бумаги, и экономика останется без инвестиций. Известно, что в настоящее время у населения России хранятся «в чулках», по некоторым оценкам, до 70 млрд. долларов. Все они могли бы финансировать российскую экономику, если бы у инвесторов была уверенность в защите их прав.

Следует отметить, что сегодня в России не защищены права не только мелких и крупных инвесторов, но и самого государства. Как уже говорилось, государство выступает держателем большого количества пакетов акций крупных и крупнейших российских предприятий, однако не всегда получает дивиденды, не может обеспечить проведение соответствующей политики на этих предприятиях.

Причину нарушения прав инвесторов необходимо искать не только и не столько в несовершенстве правовой базы, сколько в самой российской экономике.

Мы знаем, что в начале 90-х годов 20 века в России прошла чековая приватизация государственной собственности, в результате чего значительная часть населения страны стала акционерами. В частности, это произошло потому, что до 25 % уставного капитала предприятий в виде акций распределялись бесплатно среди членов трудового коллектива. Россия в это время заняла первое место в мире по числу акционеров. Однако, к сожалению, российский рынок акций не стал розничным. В настоящее время в России сформировалась такая структура акционерного капитала, в которой значительную и все растущую долю занимают контрольные или крупные пакеты акций. Российский рынок акций, таким образом, формируется как оптовый, низко ликвидный. Формирование вторичного рынка акций – затруднено, а это значит, что сотни тысяч мелких акционеров не могут продать свои акции без ущерба для себя, и не могут повлиять на политику предприятия.

Другой особенностью российских акционированных предприятий является то, что многие из них перешли в результате приватизации под контроль своих директоров, поскольку администрация предприятий имела льготы в получении акций. Это явление можно назвать «феодальным капитализмом». Если директор относится к предприятию как к своей вотчине, «эксплуатирует» его в своих интересах, не заботясь о развитии производства, реконструкции, модернизации, то перспективы мелких акционеров весьма незавидны: они не могут выгодно продать свои акции, не получают доход и не будут получать его в будущем.

Таким образом, видно, что в первую очередь нуждаются в защите мелкие акционеры, акционеры меньшинства, к которым относятся, в том числе, владельцы достаточно крупных пакетов акций, при этом они не могут оказывать контролирующее влияние на компанию.

В 1999 году в России был принят Федеральный закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» с целью обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в ценные бумаги – акции, облигации, государственные ценные бумаги. В этом законе предусматриваются следующие меры для защиты прав инвесторов:

Ограничения на рынке ценных бумаг, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг, в целях защиты прав инвесторов

Предоставление информации инвесторам в связи с обращением ценных бумаг

Полномочия федерального исполнительного органа по рынку ценных бумаг по наложению штрафов

Защита прав инвесторов федеральным органом по рынку ценных бумаг в судебном порядке, и другие.

Одной из самых острых проблем, связанных с защитой прав инвесторов в России, является затрудненный доступ к информации. Американский инвестор, например, «завален» информацией о фондовом рынке. Это и специальные ежедневные газеты для инвесторов объемом в сотни страниц, и специализированные еженедельные, ежемесячные издания, и другие формы получения информации (электронные базы данных, Интернет). А что имеет на сегодня рядовой российский гражданин, причем не в Москве или Санкт-Петербурге, а в глубинке? В лучшем случае, свежий номер газеты «КоммерсантЪ», а чаще всего – вчерашний. Не имея информации об эмитентах, их хозяйственной деятельности и финансовом положении, о выпущенных ценных бумагах, инвестор не может принять взвешенное решение.

Другой проблемой, связанной с защитой прав инвесторов, является отсутствие развитого вторичного рынка ценных бумаг. Инвестору попросту негде купить или продать ценные бумаги. Ведь даже выйти на рынок государственных ценных бумаг, которые торгуются на Московской межбанковской валютной бирже и ряде региональных валютных бирж (во Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге) жителям других населенных пунктов практически невозможно, а что уж говорить о рынке акций или корпоративных облигаций.

Таким образом, мы видим, что законодательные предпосылки для защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг в России созданы. Осталось дело «за малым» – за созданием экономических предпосылок для защиты прав инвесторов. Основная мера, которая должна быть принята в этом направлении – это всестороннее стимулирование со стороны государства развития рынка ценных бумаг на территории всей страны. Формирование эффективно действующего рынка ценных бумаг, как первичного, так и вторичного – это не только возможность защитить инвесторов, но и возможность обеспечить российскую экономику финансовыми ресурсами, инвестициями, которых так не хватает для ее реформирования и процветания.

С.С. ЩЕРБИНИН
Щербинин Сергей Сергеевич
Руководитель Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Специалист по гражданскому, конституционному праву, а также по системному анализу законодательства. Кандидат юридических наук.
Родился 26 января 1975 г. в Москве. В 1997 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автор Комментария к Закону об экспортном контроле (2002), Комментария к Закону об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (2002), соавтор Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), а также статей в научных сборниках, юридических и экономических журналах.
Согласно ст. 15 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» государство гарантирует в соответствии с действующим законодательством защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции также не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательством РФ возмещаются инвесторам, за исключением сумм, используемых или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием (при наличии вины иностранного инвестора).
Защита прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках
Согласно Указу Президента РФ от 26 апреля 1995 г. N 416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий» определены направления и меры защиты инвесторов, связанные с деятельностью инвестиционных институтов.
Для этого государство путем законодательного регулирования:
создает организационные и материальные условия для компенсации потерь инвесторов от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовом рынках (Федеральный закон о рынке ценных бумаг);
пресекает незаконную деятельность юридических лиц по привлечению без соответствующих лицензий денежных средств физических и юридических лиц для хранения, инвестирования, доверительного управления или иных операций (ст. 61 ГК РФ, ст. 171 УК РФ, Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности);
обеспечивает своевременный поиск и арест по решениям судов имущества юридических лиц, действующих (действовавших) на финансовом и (или) фондовом рынках, к которым предъявлены иски в связи с неисполнением их обязательств перед инвесторами (АПК РФ, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»);
обеспечивает привлечение в установленном порядке к административной и уголовной ответственности лиц, создавших юридические лица, действующих на финансовом и (или) фондовом рынках по привлечению средств инвесторов без цели исполнения объявляемых обязательств (ст. 159, 173, 196 УК РФ и др.).
Дополнительные гарантии прав инвесторов, касающиеся порядка их информационного обеспечения, прав федерального органа исполнительной власти на рынке ценных бумаг, саморегулируемых и общественных организаций по защите интересов инвесторов, определены Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Комиссия по защите прав инвесторов
В целях защиты интересов инвесторов Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 730 была образована Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России (далее — Комиссия).
Функциями Комиссии, в частности, являются:
разработка и осуществление мероприятий по привлечению инвестиций в российскую экономику и их защите, в том числе в приоритетном порядке иностранных инвестиций в сумме свыше 100 млн. долларов США, а также направляемых в 100 крупнейших предприятий России;
организация контроля за осуществлением всесторонней и полной проверки и расследования фактов нарушения прав и законных интересов инвесторов, а также фактов неисполнения юридическими лицами, в том числе банками, иными кредитными организациями и финансовыми компаниями, своих обязательств перед инвесторами, вкладчиками и акционерами;
анализ законодательства РФ и разработка рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, касающихся защиты прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, создания системы страхования инвесторов, а также механизмов возмещения ущерба лицам, пострадавшим от правонарушений на финансовом и фондовом рынках России;
анализ процедур банкротства и ликвидации юридических лиц, в том числе банков, иных кредитных организаций и финансовых компаний, осуществлявших свою деятельность на финансовом и фондовом рынках России, а также анализ надзора за сохранностью арестованного имущества и порядка его реализации в процессе исполнительного производства;
анализ процедур преобразования чековых инвестиционных фондов, а также процедур ликвидации юридических лиц, привлекавших денежные средства населения без лицензии, в паевые инвестиционные фонды.
В связи с этим Комиссия имеет право:
организовывать проверки соблюдения прав инвесторов в процессе деятельности юридических лиц на финансовом и фондовом рынках России;
направлять информацию федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для принятия решений о применении санкций в отношении нарушающих права инвесторов банков, иных кредитных организаций и финансовых компаний;
направлять соответствующие материалы в правоохранительные органы при обнаружении нарушений законодательства РФ банками, иными кредитными организациями и финансовыми компаниями;
вносить Президенту РФ представления о привлечении к ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, не обеспечивших надлежащее исполнение возложенных на них функций защиты прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, а также, в установленном порядке, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Таким образом, инвесторы в случаях нарушения их прав государственными органами, банками и иными хозяйствующими субъектами вправе в досудебном и ином порядке обращаться в Комиссию по защите прав инвесторов, обладающую существенными контрольно-ревизионными полномочиями на рынке ценных бумаг.
Режим стабильности
В главе IV Федерального закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений определяются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, формы защиты капитальных вложений.
В статье 15 данного Закона в форме капитальных вложений описывается специфическая гарантия для приоритетных инвестиционных проектов, направленная на обеспечение их запланированной реализации и завершения, независимо от таможенных, налоговых и других изменений законодательства РФ (режим стабильности). Она касается случаев, когда:
вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры:
ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации в сфере внешней торговли товарами согласно Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и другим нормативным актам РФ);
федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации);
взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);
вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые:
приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации;
устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.
Во всех вышеназванных случаях новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие нормативные правовые акты, не применяются в отношении инвестора приоритетного проекта в течение срока окупаемости последнего (но не более 7 лет со дня начала финансирования) при условии, что товары, ввозимые им на таможенную территорию страны, используются исключительно для реализации данного проекта.
При этом существует исключение в предоставлении вышеуказанной льготы. Так, возложение налогового и иного бремени на инвестора возможно в случае, если изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ, или новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты направлены на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, государство проводит политику по обеспечению стабильности положения инвесторов, т.е. в качестве базового принципа государственного регулирования предусматривается создание и поддержание устойчивого положения инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, получение чистой прибыли от такого проекта, полного возвращения займов и кредитов.
Срок действия условий и режима нераспространения для конкретного инвестора таможенных, налоговых и других финансовых обременений может превышать 7 лет:
если приоритетный инвестиционный проект осуществляется в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры и срок окупаемости его превышает 7 лет;
на основании акта Правительства РФ.
Предельный срок действия такого режима федеральным законом не определен и устанавливается Правительством РФ.
Национализация и реквизиция капитальных вложений
В статье 16 Федерального закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяются дополнительные гарантии инвестиционной деятельности. Так, капитальные вложения могут быть:
национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;
реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.
В соответствии с Конвенцией «О защите прав инвестора» (Москва, 28 марта 1997 г.) инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. Решение о национализации в Российской Федерации может быть принято только в форме закона (ст. 235 ГК РФ), а о реквизиции — на основании подзаконных актов (ст. 242 ГК РФ).
Инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны-реципиента и нормам международного права. Компенсация за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции.
Как указано в ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Гражданский кодекс РФ в ст. 235 предусматривает национализацию и реквизицию в качестве оснований прекращения права собственности. В соответствии со ст. 242 ГК РФ в случае возникновения обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установленны законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Реквизиция производится в силу форс-мажорных обстоятельств, в отличие от национализации, которая происходит, как правило, по политическим или экономическим мотивам, в интересах общественной безопасности и общественного порядка.
Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, чье имущество реквизировано, вправе при прекращении действия форс-мажорных обстоятельств требовать по суду возврата сохранившегося имущества.
Согласно ст. 306 ГК РФ в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.
Под убытками в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Споры о возмещении убытков разрешаются судом.
Страхование капитальных вложений
Капитальные вложения подлежат страхованию в соответствии с ГК РФ, Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другими действующими нормативными актами РФ.
В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕИНВЕСТИЦИЙ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ «

Защита прав инвесторов на фондовом рынке

Инвестор – это физическое или юридическое лицо, которое вкладывает личные, заемные или привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор обладает правом независимо определять объемы, характер, результативность инвестиций, а также проверять целевое использование этих средств.
Законодательство четко регламентирует позицию инвесторов на рынке РФ. Данные отношения регулируются Федеральным законом № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральным законом № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными нормативно-правовыми актами. Инвестиции бывают как национальными так и иностранными. Защита иностранных инвестиций регулируются Федеральным законом № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Конвенцией о защите прав инвестора, заключенная в г. Москве 28.03.1997 г., а также иными нормативно-правовыми актами.
Защита прав и законных интересов инвесторов на фондовом рынке осуществляется в претензионном и судебном порядке.
Общим признаком защиты прав инвесторов является судебный порядок урегулирования разногласий.
Защита прав и законных интересов федеральными исполнительным органом власти по рынку ценных бумаг осуществляется в порядке обращения в суд с иском: в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов, а также о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Также в инвестиционной и биржевой терминологии имеется понятие «трейдер».

Трейдеры – это биржевой торговец, осуществляющий анализ текущей ситуации на рынке и заключающий выгодные торговые сделки. Обычно подразумевается торговля ценными бумагами, акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже.

Трейдерами также называют торговцев на валютном и товарном рынках.

Выделяют несколько видов трейдеров:

  • Дневные трейдеры (дейтрейдеры) — их сделки, как правило, длятся не больше одного торгового дня. На рынке основная часть сделок приходится на европейскую и американскую сессии.
  • Позиционные трейдеры форекс — совершают сделки продолжительностью в несколько дней. Этот срок является оптимальным для прогнозирования большинства движений на основе новостей.
  • Скальпер, Пипсовщик — разновидность дейтрейдеров, которые совершают большое количество сделок малой продолжительности: от нескольких секунд до десятка минут (скальпинг). Как правило, результативность отдельной сделки невелика, но велико число сделок.
  • Среднесрочный трейдер — совершает несколько сделок в год, закрывает позиции при изменении недельных трендов
  • Долгосрочный трейдер — сделки могут длиться несколько лет, закрывает позиции при изменении глобальных трендов.

Отметим, что трейдеры работают со своими клиентами на основе договора. К сожалению, риски на фондовых рынках очень высоки а финансовая ситуация очень динамична.
Инвестор может попросту потерять свои денежные средства. В случае, если финансовые потери произошли из-за недостаточно профессиональных действий трейдера, инвестор имеет право на защиту своих финансовых интересов.
В законодательстве Российской Федерации имеется ряд правовых норм защищающих права как национального инвестора, так и иностранного инвестора.
Специалисты Коллегии Адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» помогут Вам защититься от недобросовестных трейдеров.
Наши адвокаты оказывают консультационную поддержку, помогут подготовить претензию, исковое заявление. Ваши интересы могут быть также представлены в суде на любой стадии процесса.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Защита прав инвесторов в гражданском процессе»

Рынок ценных бумаг, как известно, является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на нем, масштабность, риск, интересы безопасности его участников — все это предполагает необходимость принятия детальных стандартов и правил работы, а также наделение функциональными полномочиями по вопросам организации деятельности в этой сфере различные государственные органы и саморегулируемые организации. Государственные органы должны регулировать рынок в той части, которая находится в поле их компетенции. Например, Центральный Банк РФ определяет порядок операций банков с ценными бумагами, а Министерство финансов — объемы эмиссии государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг как орган, фактически ответственный за состояние всего фондового рынка, устанавливает правила лицензирования тех же банков.

В вопросах упорядочения правоотношений сферы рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают. Прежде всего по вопросам, связанным с предупреждением и разрешением конфликтов «.между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности»1.

См. подробнее: Глумаков В. Отечественная модель фондового рынка// Журналъ для акционеров. 1996. № 8. С. 9-11.

Финансовые компании, собравшие значительные средства населения в России в 1993-1995 гг., оказались неспособными исполнить принятые на себя обязательства. Многие из них действовали на рынке с мошенническими целями. Одной из причин этого явилась неспособность властных институтов повлиять на стихийно складывающиеся отношения в сфере рынка ценных бумаг, в том числе и по причине отсутствия правовых механизмов для такого рода действий.

В настоящее время государство пытается жестко контролировать сферу инвестиций, предлагая участникам «бюрократическую» модель построения отношений в соответствии с классическими возможностями государственного регулирования и контроля. В частности, ст. 2 о

Федерального закона «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что основанием признания выпуска эмиссии ценных бумаг несостоявшимся является нарушение процедуры эмиссии, в результате чего создаются неоправданно широкие возможности для использования частно-правовых способов защиты в ущерб частным же интересам, поскольку признание выпуска ценных бумаг недействительным по искам нескольких инвесторов может повлечь охранительные последствия, нежелательные для другой части инвесторов.

Таким образом, в настоящее время в действующем законодательстве преимущественно речь идет о публично-правовых формах защиты инвесторов. Действительно, когда из-за своей неопытности страдает один инвестор, акционер, вкладчик, то это его частно-правовая сфера интересов. Но когда затронуты интересы больших групп граждан -ситуация меняется качественно и затронутыми становятся публично-правовые отношения. В то же время, недостаточно уделяется внимания частно-правовым формам защиты инвесторов, основным выражением которых является судебная процедура разрешения конфликтов. В России

2 Российская газета, 25 апреля 1996 года. традиционно сильно государственное участие в жизни гражданского общества. Однако следование эталону правового государства предполагает необходимым корректировать прежде всего правовое сознание гражданина и развитие частно-правовых форм защиты гражданина является приемлемым и необходимым способом этого. Таким образом, указанные выше причины свидетельствуют об актуальности и остроте поднятых в работе вопросов.

Актуальность данной работы определяется тем обстоятельством, что в настоящее время отсутствует разработанный механизм судебной защиты инвесторов. В ходе совершенствования законодательства необходима выработка специальных норм, устанавливающих надежные средства защиты прав инвесторов и регулирующих вопросы восстановления этих прав. Нарушения прав неопределенного круга лиц (инвесторов) в сфере фондового рынка стали возможными, в том числе и ввиду недостаточного развития в российском праве положений процессуального института «иск», приспособленных к защите многочисленных по составу групп истцов.

Отсутствие четких определений указанных положений, прежде всего в процессуальном законодательстве, приводит к массовым нарушениям прав заинтересованных лиц на финансовом и фондовом рынках России и в настоящее время, что известно по целому ряду громких дел скандального характера. Значительная часть проблем защиты прав вкладчиков нелицензированных компаний связана именно с отсутствием комплексного законодательного подхода, когда права инвесторов не могут быть осуществлены из-за отсутствия эффективных механизмов реализации (например, массовое обращение вкладчиков в суды по всей стране привело к коллизии судебных решений, фактической невозможности их исполнения, а также к тому, что в процессе исполнения судебных решений права одной группы инвесторов ущемлялись за счет другой). Необходимым поэтому является обоснование разработки целого комплекса взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих сферу защиты интересов неопределенного круга лиц. Только комплексный и сбалансированный подход позволит максимально предусмотреть все аспекты правового регулирования нового и довольно сложного правового института, внедрить его в существующее правовое поле, обеспечивая эффективность функционирования, а также логическую завершенность нормотворческого и правоприменительного процессов. Таким образом, проблема защиты прав инвесторов, с точки зрения законодательства, в целом имеет комплексный характер, который находит свое проявление как в нормах материального права (гражданского, уголовного, административного), так и при отправлении правосудия, которое в соответствии со ст. 118 (п. 2) Конституции РФ осуществляется в формах конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводств.

С точки зрения соотношения права материального и процессуального (цели и средств), введенные законодателем новеллы материального права (норм, на которых основаны правоотношения в сфере рынка ценных бумаг) не обеспечены процедурными механизмами их реализации. Учитывая что, «критическая масса изменений материального права . определяет необходимость перехода к разработке механизмов его принудительного осуществления»3; «гражданский процесс есть модель обеспечения реализации правовых форм в зависимости от различных фактических ситуаций. При отсутствии либо недостаточности юридико-фактических моделей поведения в конкретных правовых ситуациях защита материального права становится

3 Ярков В. В. Влияние реформы частного права на развитие системы и форм гражданской юрисдикции/ЛГеоретические и прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции//Межвузовский сборник научных трудов/отв. Ред.: Ярков В. В. — Екатеринбург, Гум. Ун-т, 1998. С. 42; затруднительной либо невозможной»4, а также имея ввиду, что: а) правовым основанием исков в делах о защите прав инвесторов являются нормы Федеральных законов «Об акционерных обществах»5, «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»6, положения которых во многом заимствованы из англо-саксонского материального права; б) процесс применения указанных норм имеет свои особенности, в отличие от континентального права; в) для того, чтобы сделать нормы права реально работающими, применяемыми судами в соответствии с их назначением — следует вести речь о совершенствовании российского процессуального права. Безусловно, этот процесс не должен сводиться к заимствованию отдельных положений зарубежного опыта, а должен проводиться путем обдуманного реформирования. Некоторые правовые институты в США и Англии более развиты, чем в России. Это объяснимо разными причинами. Так, последовательный опыт рыночных отношений привел к использованию в гражданском процессе конструкции class action -групповых исков. Здесь и далее автор безусловно разделяет мнение И. В. Решетниковой и предлагаемый ею подход к обсуждению основных положений об используемых средствах и способах действий в гражданском процессе, который «продиктован убеждением в том, что правовая система любой страны развивается в соответствии с собственными национальными, культурными, правовыми традициями. Поэтому насаждение чужого не может оказать ей помощь, а даже, п наоборот, способно принести вред» .

4 Там же. С. 61.

5 Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ) 01.01.96, № 1, ст. 1.

6 СЗ РФ 08.03.99, № 10, ст. 1163.

7 Решетникова И. В. Доказательственное право Англии и США//Екатеринбург, изд. УрГЮА. 1997. С. 6.

Актуальность данной работы обусловлена интеграционными процессами между правовыми системами. Право проходит в своем развитии различные этапы. Сначала осуществлялась дифференциация, приводящая к формированию отраслей и институтов права, затем -интеграция, характерная для развитых правовых систем. В то же время страны мира не только развиваются по собственным законам, но и подчиняются некоторым общим тенденциям. Последнее обстоятельство способствует облегчению поиска оптимальных правовых решений, избавляет законодателя от необходимости «изобретать колесо», предполагает возможность определенной разумной рецепции и т. п.

Работы М. А. Гурвича, В. К. Пучинского , предполагают именно такой подход. Наличие в нормах материального права (Ст. 19 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»9, ст. 26 Федерального закона «О рекламе»10, ст. ст. 43, 45 Закона

РФ «О защите прав потребителей»11, ст. 91 Закона РФ «Об охране

12 окружающей природной среды» ) конструкции защиты интересов неопределенного круга лиц активизирует работу судов по рассмотрению заявлений, подаваемых в этой форме. Однако в нормах процессуального права не закреплена возможность истцов облекать свои требования через суд к ответчикам в указанных формах. Отсутствие в нормах материального права, регулирующих отношения с участием инвесторов, указаний на возможность защиты неопределенного круга лиц, подачи групповых исков затрудняет ведение эффективной защиты интересов о

См. в частности: Гурвич М. А. Судебное решение. Теоретические проблемы. М., Юрид. лит. 1976; Пучинский В. К. Участники буржуазного гражданского процесса, М., 1991 г. — одна из первых, в которой рассмотрены вопросы процессуального оформления больших групп граждан в единые классы истцов.

9СЗРФ 08.03.99, N 10, ст. 1163.

10 СЗ РФ 24.07.95, N 30, ст. 2864.

11 СЗРФ 15.01.96, №3, ст. 140.

12 Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.92, № 10, ст. 457. инвесторов. Решению проблемы во многом способствовало принятие Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», устанавливающего составы правонарушений на финансовом и фондовом рынках, ответственность нарушителей, права инвесторов в случае таких нарушений и средства их защиты. Положения ст. 19 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» содержат указания о возможности создания федерального компенсационного фонда и представление и защиту им имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов -физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявления исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов — физических лиц.

Автор предлагает создание моделей, механизма процессуально-правовой защиты прав инвесторов, основанного на взаимосвязи материального и процессуального права, опыте зарубежных стран, что определяет актуальность выбранной темы исследования, ее своевременность.

Цель предпринятого исследования — 1) разработать систему процессуальной защиты прав инвесторов на основе комплексного анализа отраслевых и интеграционных процессов, связанных с правовым статусом инвестора; 2) определить наиболее приемлемые процессуальные средства, адекватно отвечающие главной цели судебной защиты, — снятию состояния правовой незащищенности интересов больших групп инвесторов.

Общая цель достигается в работе последовательным решением отдельных задач, которые ставятся автором в ходе описания специфики в судопроизводствах в ходе рассмотрения дел о защите прав инвесторов в рамках гражданской процессуальной формы.

В ходе диссертационного исследования решались следующие задачи:

1. Определить субъектов, выступающих участниками гражданских процессуальных правоотношений и процессуальные средства применительно к указанной теме работы. Провести разграничение статуса инвестора и иных категорий лиц, подающих в суд заявления в защиту своих интересов. Указать способы и формы защиты прав инвесторов в гражданском процессе.

2. Смоделировать (построить и рассмотреть конструкции) варианты правовых действий инвесторов в гражданском процессе, которые в дальнейшем могут быть дополнены с учетом конкретных обстоятельств каждого отдельного дела.

3. Выделить специфику в видах производств в гражданском процессе применительно к рассмотрению гражданских дел по защите прав инвесторов. Определить тенденции и направления развития гражданского процесса в соответствии с изменениями в материальном праве, возможностями правового применения процессуальных норм международного законодательства, рецепции норм иностранного права.

4. Показать возможности взаимодействия судопроизводств гражданского процесса и процедур материального права, которые основаны на межотраслевых комплексных нормах права.

В работе рассматривается построение систем процессуальной защиты прав инвесторов, которые позволяют: во-первых, пресечь нарушение интересов добросовестных участников правоотношений сферы рынка ценных бумаг со стороны иных участников рынка ценных бумаг и добиваться их прекращения; во-вторых, привести правоотношения, участниками которых являются инвесторы в соответствие нормам права; в-третьих, решать проблемы возмещения, компенсации убытков добросовестным инвесторам в случаях, когда они потеряли свои вложения в результате недобросовестных действий; в-четвертых, предупредить совершение в дальнейшем недобросовестных действий в отношении инвесторов.

Новизна работы определяется тем, что до настоящего момента в литературе проблематика процессуальной защиты прав инвесторов не нашла специального отражения. Данная тема освещалась в работах В. В. Яркова, И. В. Решетниковой. В опубликованных статьях, как правило, рассматривались возможности защиты многочисленных групп граждан, имеющих статус потребителя. Статус инвестора — более широкий термин по сравнению с правовым понятием потребителя, который лишь приобретает товар для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Правовой же механизм защиты действий многочисленных индивидуальных и корпоративных инвесторов, «на свой страх и риск вкладывающих денежные суммы в развитие проектов для последующего извлечения из них прибыли» прямо нигде не рассматривался. В работах И. В. Редькина и др. защита инвесторов дается с позиций совершенствования норм материального права. В ряде статей указанных выше ученых приводится развернутый комментарий комплексных процедурных норм Федерального закона «Об акционерных обществах».

На защиту выносятся следующие положения, характеризующие новизну исследования:

1. Обоснование концептуального подхода к вопросу о защите прав инвесторов в гражданском процессе, который, по мнению автора, предполагает использование возможностей гражданского процесса в сочетании с публично-правовыми способами действий, установленными материальным законодательством, а также другими видами процессуальных форм, возможности которых предоставляются при отправлении судами правосудия в форме уголовного, конституционного и административного судопроизводства. Указанные действия возможны на стадии возбуждения дела, сбора доказательств, его подготовки (досудебное урегулирование, привлечение в процесс третьих лиц).

Определение недобросовестных инвесторов позволяет ограничить злоупотребление правом со стороны не надлежащих участников процесса.

2. Предложена дефиниция и определены признаки:

• групповых исков — требований, заявляемых через суд группой инвесторов о защите нарушенных прав, количественный состав участников группы либо невозможно точно количественно установить (ограничить) на момент предъявления иска в суде, либо точное число членов группы, находящихся в аналогичных правоотношениях с ответчиком, достаточно велико для того, чтобы признать их соучастниками в возникшем процессе;

• производных исков — обращений о пресечении действий, направленных на изменение положения инвестора в правоотношениях ? гражданского оборота (создающих реальную угрозу правоотношениям с его участием), путем недобросовестной, ненадлежащей реализации ответчиком своих прав и (или) соблюдения (исполнения) обязанностей в правовых отношениях сферы рынка ценных бумаг.

3. В диссертации сделан вывод об исках в защиту неопределенного круга инвесторов применительно к делам в сфере рынка ценных бумаг как требованиям, заявляемым в суд инвесторами (лицами, имеющими намерение в дальнейшем действовать в этом статусе), о защите нарушенных прав, о признании действий юридических лиц, организаций, выполняющих функции в сфере рынка ценных бумаг на основании договоров с ними, противоправными в отношении инвесторов, круг которых невозможно установить, и прекращении этих действий.

4. В дополнение к трем видам решений (о признании права, присуждении, преобразовании правоотношений) автором предлагается введение конструкции решений о запрете («связывающих постановлений»), представляющей собой в резолютивной части обязывание не допускать в дальнейшем фактов нарушения законодательства, аналогичных рассмотренных судом и признанных им как имевших место. Мерами обеспечения исполнения подобных решений являются закрепленные в законодательстве поводы к возбуждению в исполнительном производстве дел об ответственности за неисполнение судебного акта. Указанные категории дел должны возбуждаться исключительно по заявлениям заинтересованных субъектов, являющихся участниками гражданского процесса и сторонами в исполнительном производстве. Возможность вынесения судами решений в форме запрета, иначе «связывающих» решений, по которым происходит пресечение действий, создающих угрозу нарушения права, запрещает в дальнейшем действия, нарушающие определенные законом требования.

Действие решения распространяется на лиц, права и обязанности которых были предметом судебного разбирательства и получили закрепление в постановленном по делу решении.

5. Предложена новая классификация исков. Взяв за основу материально-правовой критерий деления исков, автор в работе обосновывает существование комплексных исков, а именно: рекламных 4 исков, информационных исков, исков о крупных сделках на рынке ценных бумаг. Существование комплексных исков в работе рассматривается во взаимосвязи со спецификой правоотношений в сфере рынка ценных бумаг и как отличительная особенность процессуального способа их защиты. Новизна указанного классификационного деления не только в выделении новых категорий исков, но и в том, что требования инвесторов рассматриваются с учетом процедурных, процессуальных положений, которые опосредуют неизбежную трансформацию первоначальных требований, в зависимости от существа права и избираемого способа защиты. Комплексный характер исков выделяется исходя из их оснований, которые образуются совокупностью фактов, предусмотренных в нормах правовых актов, отраслевую принадлежность которых сложно определить, вследствие чего указанные можно считать комплексными нормативными актами.

6. В понятийный аппарат работы введены новые теоретические категории «системы» и «метасистемы», которые позволяют рассмотреть проблему защиты прав инвесторов на основе гражданских процессуальных категорий и понятий нормативных актов и институтов различных отраслей права, выделяя при этом те положения процессуального и материального права, которые способствуют разрешению проблемы. Автором предлагается через такую комплексную постановку вопросов проблемы защиты прав инвесторов ее решение гражданско-процессуальными способами, соотносимыми с регулированием, установленным в других отраслях права. Таким образом, термин «метасистема» — это действия инвестора по выбору одного из вариантов процессуального поведения, заключающегося в использовании во взаимосвязи возможностей различных отраслей права (гражданского, гражданского процессуального, исполнительного, уголовного, административного); и, соответственно, система — сочетание возможностей различных производств в гражданском процессе для видения проблемы во всех аспектах и достижения конечной цели -защиты своего субъективного права и законного интереса участника гражданских процессуальных правоотношений.

7. Предлагаются правовые процессуальные модели составов гражданских дел по защите прав инвесторов, исследуются и рассматриваются необходимые доказательства. Раскрыта возможность использования отдельных положений при выборе тактики доказывания по делам о защите прав инвесторов.

Работа содержит отдельные положения сравнительно-правового плана, в которых рассматривается форма разрешения дел по защите прав инвесторов в зарубежном процессе. В итоге сформулированы предложения по совершенствованию российского гражданского процессуального права. Предложена конкретизация в процессуальных нормах порядка применения судами аналогии международно-правовых актов, норм иностранного законодательства в делах, связанных с частными интересами инвесторов.

В работе предлагается комплексный законодательный подход к защите прав инвесторов, который предусматривает, в частности:

• четкое определение в законодательстве оснований для частных исков инвесторов и установление эффективных механизмов защиты -групповых исков, косвенных исков, стимулирующих инвесторов к самостоятельной защите своих прав;

• внесение дополнений в исполнительное законодательство, связанных с процедурой наложения ареста на денежные средства и ценные бумаги, находящиеся у добросовестного приобретателя, а также уточнение норм, касающихся места и сроков хранения денег и ценных бумаг, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам;

• установление более четких правил в законодательстве об инвестиционной деятельности с соответствующим внесением изменений в законодательные акты.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что проведенный правовой анализ проблемы защиты интересов инвесторов наряду с разработанными моделями с учетом современных реалий может быть использован в нормотворческой или правоприменительной деятельности, а также практике преподавания как общих, так и специальных курсов в рамках процессуального права. Значимость проявляется и в сформулированных предложениях по совершенствованию процессуального и иного законодательства. Выводы, изложенные в работе, могут быть использованы в нормотворческой, правоприменительной деятельности, научных исследованиях.

Методологическую основу диссертационного исследования составил комплексный анализ законодательной базы на основе формально-юридического, сравнительно-правового и метода обработки статистических данных и судебной практики по рассматриваемой категории дел. Кроме того, в процессе исследования применялись во взаимодействии как индуктивный так и дедуктивный методы. Источниками правового осмысления процессов являются работы И. Б. Новицкого, И. С. Петерского, описывающие период создания римского частного права. Российский гражданский процесс после реформы 1861 г. (по отдельным стадиям и процедурам) описаны в работах классических русских юристов М. М. Михайлова, В. М. Гордона. Теоретическую основу исследования составляют также труды таких ученых как: С. С. Алексеев, С. М. Амосов, М. Г. Авдюков, Т. К. Андреева, В. А. Белов, Е. В. Васьковский, А. X. Гольмстен, М. А. Гурвич, В. М. Жуйков, И. М. Зайцев, С. В, Курылев, А. Ф. Козлов, К. И. Комиссаров, А. Ф. Клейнман,

При написании работы автор использовал в качестве фактического материала обобщение практики по указанной категории дел, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ, а также, разрешенных Свердловским областным судом общей юрисдикции за период 1998-1999 годов.

Структура работы обусловлена логикой исследования и включает в себя: введение, пять глав, заключение, приложение и библиографию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *