Запрос в минфин

Содержание

Тема: Письмо в Минфин

Спасибо, нашел сам!
9 Ноября 2005 19:29
Каждый налогоплательщик может узнать мнение государства
С.В. Маковская, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
Компании и предприниматели имеют право знать, как правильно исчислять и уплачивать налоги. И если у них появляются вопросы, ответить обязаны госслужащие. Но как написать запрос, куда его направить и что делать, если ответ окажется неблагоприятным? Дать соответствующий комментарий эксперты журнала «Консультант» попросили Вадима Зарипова, руководителя аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».
Разъяснять предписывает Налоговый кодекс
Если у фирмы или предпринимателя возникают вопросы, связанные с применением налогового законодательства, то они вправе получить разъяснения от Минфина России, региональных финансовых органов и органов местного самоуправления (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК). Можно затребовать такую информацию и по месту своего учета от налоговых органов (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК). Такую услугу госорганы оказывают бесплатно.
Минфин отмечает, что Федеральная налоговая служба имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, которые относятся к сфере ее деятельности (письмо от 14 января 2005 г. № 03-02-07/2-4). Направления, по которым контролеры должны информировать компании, определены в разделе 4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, который утвержден приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Органы ФНС не могут отказаться предоставить сведения о применении налогового законодательства (письмо ФНС от 26 января 2005 г. № ШС-6-01/58(a)). Таким образом, они обязаны давать ответы на запросы независимо от того, насколько сложными окажутся вопросы. Такой подход не противоречит Налоговому кодексу и отвечает интересам налогоплательщиков по нескольким причинам.
Во-первых, контрольная служба имеет богатый опыт разъяснительной и информационной работы. В то же время Минфин, у которого нет разветвленной сети территориальных органов, не в силах ответить на все запросы миллионов налогоплательщиков.
Во-вторых, налоговые инспекции обладают (и обязаны обладать) собственным мнением по любому вопросу. Ведь в ходе проверки именно им предстоит давать свою оценку различным обстоятельствам. Поэтому, отвечая налогоплательщику, контролеры информируют его о том, как они сами будут трактовать законодательство при проверке. Правда, такие данные по разным причинам не всегда основаны на законе.
В-третьих, ответ налогового органа позволяет узнать его позицию заранее. Хотя это не значит, что налогоплательщик обязан поступать так, как указано в ответе. Он имеет право направить запрос и в финансовую службу.
Запрос освободит от штрафа
Направление запросов – факт сам по себе примечательный. Он свидетельствует о том, что компания или предприниматель желает правильно заплатить налоги в условиях противоречивого и запутанного законодательства. Кроме того, ИФНС получает сведения о конкретной хозяйственной ситуации и может предотвратить нарушение закона. В Минфине собирается информация о вопросах, возникающих на практике, благодаря чему он может подготовить необходимые поправки в Налоговый кодекс. Поэтому государство должно поощрять направление запросов.
Даже если ответ не получен, тот факт, что налогоплательщик старался разобраться в ситуации, может быть учтен судом как смягчающее обстоятельство. Ведь здесь очевидно: компания постаралась правильно исполнить свои налоговые обязательства.
Если же ответ получен, то следование ему освобождает от штрафных санкций. Фирму не оштрафуют, даже если в дальнейшем выяснится, что полученное разъяснение ошибочно (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК). Ответ государственного органа «определенным образом ориентирует» налогоплательщика (постановление Президиума ВАС от 29 сентября 1998 г. № 3059/98). Учитывая это, следует сделать вывод, что ошибочный ответ финансового или налогового органа спасает и от уголовной ответственности. Правда, от уплаты недоимки и пеней он не освобождает, поскольку Налоговым кодексом это не предусмотрено.
Еще один интересный момент. Не имеет значения, кому адресовано разъяснение: непосредственному участнику спора или неопределенному кругу лиц (п. 35 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5). Поэтому главное – чтобы проблема, изложенная в разъяснении, которым воспользовался налогоплательщик, была идентична его конкретной ситуации. Так что в некоторых случаях запросы можно направить и от дружественных организаций, а также от имени иных лиц, например от редакций газет и журналов. Запросы от имени налоговых консультантов, юридических и аудиторских компаний нередко остаются без ответа, что, конечно же, незаконно.
Кто ответит на запрос
Налогоплательщик вправе направлять запросы в инспекции по месту учета (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК). Ответ должен быть подписан руководителем налогового органа или его заместителем (письмо Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39). Если разъяснение подписано иным лицом, необходимо затребовать его полномочия на подписание ответов (например, приказ руководителя о делегировании таких полномочий).
Кроме того, налогоплательщики вправе направлять запросы о порядке применения законодательства о налогах и сборах в Минфин России по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9. Ответы на них от имени финансового ведомства подписывают только министр финансов, его заместители, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители (письмо Минфина от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116).
Но вопросы может вызвать налоговое законодательство субъектов Российской Федерации или местные нормативные акты. Запросы о порядке их применения можно направлять в региональные или местные финансовые органы (министерства, департаменты, управления, отделы). Они не являются территориальными органами Минфина, ему не подчиняются, а входят в структуру региональных и местных органов исполнительной власти. Следует иметь в виду, что в настоящее время большинство региональных и местных органов по-прежнему не готово к даче разъяснений налогоплательщикам.
Если запрос направляется одновременно и в налоговый орган, и в финансовый, то указывать это в нем не рекомендуется – ответа можно вообще не дождаться.
Главное, сформулировать «нужный» ответ
При подготовке запроса желательно уже заранее заложить «нужный» ответ. То есть сформулировать ту позицию, которую сам налогоплательщик считает верной. Нередко госслужащим проще подтвердить правильность изложенной налогоплательщиком позиции, чем разбираться в проблеме и готовить собственный ответ.
Направить запросы можно и для проверки выбранного способа снижения налогов. Однако следует иметь в виду, что положительные ответы по отдельным элементам схемы еще не гарантируют полной безопасности. Ведь в таких ситуациях, как правило, решающее значение для минимизации имеет их взаимосвязь.
Запрос подписывает руководитель организации. Иные лица могут это делать на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями статьи 29 Налогового кодекса.
Свои вопросы следует направлять нарочным (с получением отметки канцелярии налогового органа о вручении) или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Инспекторы разъяснили ситуацию, но…
Полученные ответы могут противоречить друг другу. Тогда налогоплательщик имеет возможность выбрать тот, который его больше устраивает. Действуя в соответствии с ним, фирма или предприниматель будут освобождены от ответственности.
Иногда письма налоговой службы противоречат письмам Минфина. В этом случае приоритет в вопросах налогообложения следует отдавать ответам последнего. Именно Минфин уполномочен официально разъяснять налоговое законодательство, и его мнение в итоге будет учтено инспекциями. В настоящее время во избежание разночтений Минфин и ФНС создали межведомственную комиссию. Она согласовывает позиции этих органов и предотвращает выход противоречивых писем по одному и тому же вопросу (приказ Минфина от 9 августа 2005 г. № 102н).
Ответ налоговые органы должны дать через 30 дней после того, как поступил запрос (п. 4.3.2.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками). Этот срок может быть продлен заместителем руководителя инспекции не более чем на 30 дней (например, по причине сложности вопроса). Одновременно он должен уведомить об этом налогоплательщика.
Если в течение указанного срока отклик не пришел, то имеет место бездействие, которое организация вправе обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 137 и п. 1 ст. 138 НК). При этом в жалобе необходимо попросить обязать инспекцию дать ответ на запрос.
Долгое время суды не принимали жалобы на отрицательные разъяснения налоговых служб. Считалось, что такие ответы не нарушают права налогоплательщиков, поскольку не являются обязательными. Однако с этим сложно согласиться. Ведь если компания проигнорирует «неприятные» разъяснения, при проверке с нее неизбежно будут взысканы налоги и пени, а также ее оштрафуют. Следовательно, разъяснения налоговых (и других уполномоченных) органов или их должностных лиц могут проверяться на соответствие законодательству.
Достаточно часто налогоплательщик получает невнятный ответ, из которого неясна позиция налоговой службы. В этом случае можно направить дополнительный запрос с просьбой уточнить информацию. Если же налоговая служба по-прежнему не желает определиться, а окончательный ответ важен, тогда можно направить заявление в суд. В нем можно несколько сгустить краски, то есть написать так, как будто от налогового органа был получен отрицательный ответ (по крайней мере, так этот ответ можно понять). В этой ситуации контролеры будут вынуждены пояснить суду, что же они все-таки имели в виду. Если сотрудники налоговой службы дадут позитивную для налогоплательщика трактовку своего ответа, их слова необходимо зафиксировать в протоколе судебного заседания (ст. 70 АПК). После этого дальнейшее судебное разбирательство теряет смысл. Поэтому можно написать заявление об отказе от иска в связи с признанием налоговым органом позиции, удобной компании. Если же контролеры станут утверждать, что ответ был не в пользу налогоплательщика, то точку в этом споре пусть поставит суд.

Пишем в ФНС или Минфин: зачем и как?

Закон без противоречий, без разного толкования — это недосягаемый идеал. Неопределенность права- его объективное свойство.

Как же рядовому налогоплательщику преодолеть неопределенность налогового права по интересующему его спорному вопросу?

Один из способов- обратиться в Минфин. Ведь именно Минфин наделен полномочиями по разъяснению налогового законодательства (пп.2 п.1 ст.21 НК РФ, п.1 ст.34.2 НК РФ). Об этом сам Минфин напомнил нам в письме от 17.12.2018 №03-15-06/91817. Ответ на обращение налоговой тематики уполномочены подписывать Министр финансов, заместитель Министра, а также директор Департамента налоговой и таможенной политики и его заместители. При наличии личного, адресного разъяснения по спорному вопросу налогоплательщик освобождается от начисления пеней и штрафа в случае, если налогоплательщик следовал позиции, изложенной в письменных разъяснениях, а налоговый орган при проверке не согласился (п.8 ст.75, пп.3 п.1 ст.111 НК РФ). Кроме этого, наличие письменного ответа свидетельствует о добропорядочности налогоплательщика и может сослужить добрую службу в качестве весомого доказательства, если все-таки дело дойдет до суда.

Налогоплательщики часто в надежде найти ответ на свой вопрос обращаются к письмам Минфина, размещенным в справочных правовых системах. Напомним, что такие письма не освобождают налогоплательщика от штрафов и пеней. Вам необходимо получить личное письмо-ответ по интересующему вас вопросу. Если вы нашли в правовой системе устраивающую вас позицию Минфина, то смело пользуйтесь своим правом обратиться в Минфин с запросом.

В случаях, когда разъяснения по вашему вопросу нет, ищите судебную практику и ссылайтесь на нее.

Если вы решили составить запрос в Минфин, то соблюдайте требования к форме и содержанию. Сформулируйте вопрос максимально коротко, обезличенно опишите фактические обстоятельства ситуации и сформулируйте вопрос. В запросе укажите нормы НК в поддержку желаемого варианта толкования своей ситуации. То есть ответ вы фактически должны вложить в свой вопрос. Безусловно, такой подход не гарантирует полного согласия с вами Минфина, но сильно упрощает работу исполнителю, а значит увеличивает шанс получения адресного ответа.

Сам запрос можно отправить электронно на сайте www.minfin.ru, или обычным способом по почте. Адрес Минфина: 109097, г.Москва, ул.Ильинка,д.9. Общий срок для ответа на запрос- 1-3 месяца.

К сожалению, зачастую в своих ответах Минфин ограничивается простым цитированием норм НК и использует в конце своих ответов «волшебную фразу» о том, что его письма носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами НК. По сути, Минфин официально заявляет, что ответственности за свои разъяснения он не несет. Печально, но факт.

Итак, в идеале, именно Минфин уполномочен разъяснять нам-налогоплательщикам Закон. Однако на практике он же фактически самоустранился от этой функции и негласно делегировал эти полномочия ФНС. Фактически именно налоговый орган дает разъяснения по спорным вопросам. Поэтому, не бойтесь и пишите по спорной ситуации запрос и в ФНС.

Практичнее обращаться письменно именно в ФНС по адресу 127381, г.Москва, ул. Неглинная 23 или электронно на сайте www.nalog.ru, а не в свою местную инспекцию. В этом случае, даже если ваш запрос будет внутриведомственно спущен на уровень УФНС субъекта, то отвечать сотрудник УФНС уже будет подконтрольно вышестоящей инстанции.

Прежде чем составлять запрос в ФНС загляните на официальном сайте ведомства в раздел «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В разделе размещена позиция ведомства по целому ряду вопросов в виде писем ФНС , согласованных с Минфином, либо писем, в которых мнение налогового органа совпадает с мнением Минфина. Здесь же размещены письма и самого Минфина, направленные в адрес ФНС. Помним, что письма Минфина обязательны для налоговых органов.

Далее изучите судебную практику. В письме от 07.11.2013 №03-01-13/01/47571 Минфин указал, что в случаях, когда письменные разъяснения Минина или ФНС России по применению налогового законодательства не согласуются с выводами судов, налоговым органам следует руководствоваться позицией этих судов. Эти предписания для сотрудников налоговых органов обязательны. Инспекторы обязаны учитывать судебную практику в своей работе. Обобщив и проанализировав полученную информацию, сформулируйте свой запрос. В начале своего запроса вам необходимо будет сформулировать свою просьбу несколько иначе, чем, когда вы обращаетесь в Минфин ведь налоговый орган не разъясняет закон, он только информирует. А потому необходимо указать «на основании пп.4 п.1 ст.32, пп.1 п.1 ст.21 НК РФ прошу проинформировать по следующему вопросу».

Что касается разъяснений чиновников на семинарах, в СМИ, следует учитывать следующее. На семинарах представители налоговых органов, финансового ведомства высказывают свое личное независимое экспертное мнение, которое может не совпадать с позицией ведомства, в котором они работают.

И помните, что есть Постановление Конституционного суда от 28.11.2017 №34-П. Конституционный суд фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда налогоплательщику необходимо уяснить налоговую норму, но связанную с узкоспециализированной темой из другой отрасли экономики. То есть, если для разрешения ситуации необходимо сделать запрос в Минтруд, Минздрав, в органы статистики, то теперь это должны сделать сами чиновники.

Автор Налоговый консультант Гревцова Анастасия Владимировна

Опубликовано 07.02.2019

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Журнал «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

— о действующих налогах и сборах;

— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам. А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

КСТАТИ
Следите за подписью

К ответам, полученным из Минфина России, надо относиться очень внимательно. Подтверждением тому, что изложенные в ответе разъяснения — это официальная позиция министерства, является подпись министра финансов Российской Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации — это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому — отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание: обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.

Письмо в налоговую о разъяснении — образец

Граждане РФ часто сталкиваются с необходимостью подавать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган для подтверждения своих доходов и важных расходов, чтобы уплатить налог с прибыли или имущественное взыскание либо, напротив, оформить полагающийся в соответствии с государственной программой субсидирования налоговый вычет. Во всех случаях по предоставленным данным проходит камеральная проверка со стороны налоговиков, на основании которой могут возникнуть вопросы, требующие пояснений.

В каких случаях налоговая может запросить объяснения

Инспекторы ИФНС – обычные люди, которые действуют в соответствии с вверенными им регламентами при проведении камеральной обработки входящих данных от налогоплательщиков. Вопросы у них могут возникнуть в следующих случаях:

  • Ввиду того, что декларация является лишь подтверждением по факту произошедших событий в жизни налогоплательщика на протяжении отчётного периода в части получения им того или иного вида разового или периодического дохода, чаще всего у налоговиков есть свои сведения в отношении физического лица, полученные из различных компетентных источников.

Эти сведения на протяжении 90 дней камеральной проверки сверяются с представленной в отчёте информацией, которые не всегда совпадают между собой. При обнаружении подобных нестыковок инспекторы без промедления направляют письмо с требованием предоставить объяснения по факту образовавшихся разночтений.

  • Пояснений также требует то, когда уточняющий документ представлен с суммой налогообложения сниженной по отношению к оригинальной декларации 3-НДФЛ.
  • Особое внимание инспекторы уделяют тем показателям, которые по итогам сдачи декларации и расчёта налога показывают не прибыли лица, а понесённые им убытки, что при верных данных полностью освобождает его от уплаты налога. Таким образом, заявитель должен понимать, как объяснить уменьшенную сумму налога, подлежащего уплате.
  • Пояснение в налоговую о нулевой декларации по УСН (упрощённой системе налогообложения) требуется в максимальной комплектности с бухгалтерскими балансами, так как отсутствие налогооблагаемой базы всегда вызывает много вопросов у контролирующих органов. Образец пояснительной записки к налоговой декларации по УСН можно посмотреть на сайте www.nalog.ru.

Важно! Как написать письмо в налоговую о разъяснении, образец. Письмо оформляется в классическом виде на чистом листе формата А4, в печатной (предпочтительно) или рукописной форме с соблюдением регламентов ведения официальной переписки и может быть составлено как физическим, так и юридическим лицом.

Образец пояснительной записки в ИФНС

Несмотря на то, что административных мер за срыв сроков в данном случае не предусмотрено, все пояснения следует предоставлять в кратчайшие сроки во избежание переноса общего периода рассмотрения декларации.

Действия налогоплательщика при получении требований о пояснениях из ИФНС

Во всех случаях налогоплательщик должен принять требование к рассмотрению, определить для себя характер изложенных вопросов, составить свой план действий и предоставить откорректированную версию пакета документов, который может содержать:

  • Исправленную декларацию 3-НДФЛ под номером соответствующей корректировки в верхней части титульного листа документа.
  • Дополненную сопроводительную документацию в виде справки о доходах по форме 2-НДФЛ, договоров о реализации зарегистрированного движимого или недвижимого имущества с получением прибыли и сформированной в результате этих действий налогооблагаемой базы. Сюда же относятся недостающие бумаги, подтверждающие расход лица на лечение, обучение или жилую недвижимость, которые доказываются чеками, кассовыми ордерами или документами, подтверждающими внесение платежей по ипотечному или другому целевому кредиту. Юридические лица в данном случае должны уделить особое внимание налогу на прибыль и НДС с формированием доказательной базы.

Лица, отчитывающиеся по упрощёнке, должны предоставлять документацию об авансировании налога на прибыль за каждый квартал, в противном случае, упрощенец рискует быть переведённым на полноценную систему налогообложения

Ответ на требование о предоставлении пояснений по налогу на имущество должен комплектоваться свидетельствами о собственности и кадастровыми документами на представленное к отчётности имущество. Если лицо относится к категории претендующих на льготы, это также необходимо указать в пояснениях.

  • Сопроводительное письмо с объяснениями по установленной на уровне налогового законодательства формой.

Данные документы оформляются в единый комплект и передаются вместе с пояснительной запиской на повторную проверку в налоговый орган.

Как писать пояснение в ответ на уведомление в налоговую – образец

Письмо должно в обязательном порядке содержать следующие данные:

  • В шапке документа, в верхнем правом углу необходимо написать обращение в виде: «Начальнику ИФНС № (шифр инспекции, к которой приписан налогоплательщик) по г. (город и регион нахождения отделения налоговой службы) от (далее – либо паспортные данные физического лица с указанием места постоянной регистрации или название и все реквизиты юридического лица, либо ИП).

Налоговый вычет

  • После заполнения личных данных в шапке требуется посередине листа написать заголовок «Пояснения», после которого раскрыть тему письма.
  • После заголовка записывается содержание письма, в котором раскрывается суть пояснений в виде перечисления факторов, подтверждающих представленные к рассмотрению данные в первоначальном виде. В случае, если лицо признаёт ошибку, оно должно также это зафиксировать в части, какие откорректированные документы предоставлены и где конкретно были произведены исправления. Если пояснений в письме необходимо представить несколько, они составляются в виде нумерованного или ненумерованного списка.
  • После основной части документа необходимо дать второй заголовок «Приложения», а далее списком представить наименование прилагаемых копий документов, которые подтверждают достоверность откорректированной информации.
  • Пояснительная записка скрепляется подписью её составителя либо руководителем юридического лица, после чего проставляется дата составления. Число, месяц и год в данном письме очень важное дополнение, так как они показывают соблюдение регламентных сроков налогоплательщиком на случай, если период проверки затянется. Код документа 1777 пояснительная записка образец в налоговую можно увидеть на многих сайтах, где люди выкладывают их на основании опыта написания таких документов ранее.

Договор реализации жилья

Далее документ комплектуется сопроводительными официальными бумагами и направляется в инспекцию ФНС тем же путём, каким была сдана первоначальная отчётность.

Письмо в налоговую о разъяснении – образец можно посмотреть на официальном сайте инспекции ФНС. Следует учесть, что при отсутствии под рукой реальных примеров, письмо рискует быть непринятым.

При составлении пояснения в налоговую по налогу на имущество бланк и образец уже составленного и принятого письма от третьих лиц должен всегда быть под рукой.

В случае, если зарегистрированное на сайте и на сопутствующем сайте, принадлежащих единому порталу «Госуслуг» или инспекции «ФНС» лицо подавало сведения о доходах и налогах с использованием электронной формы онлайн, то именно обратным письмом на те же ресурсы оно получит и ответ из налоговой. В этом случае на сайте ФНС есть интерактивная функция написания разъяснения, которая автоматически генерирует письмо установленной формы и направляет его в электронном виде для продолжения камеральной проверки. В случае повторных недочётов по форме обратной связи должно прийти соответствующее письмо.

Последствия игнорирования требований налоговиков

В случае, если ни через 5, ни через 15 рабочих дней инспекция не получает от физлица, ИП или юрлица письма с разъяснением, в отношении него могут быть применены следующие взыскания:

  • Наложение денежного штрафа в размере 5000 рублей, если данная ситуация произошла в первый раз в истории взаимоотношений с налогоплательщиком.
  • Штрафные санкции в размере 20000 рублей, когда лицо неоднократно было замечено в невыполнении законных требований инспекции ФНС.
  • В случае тотального отсутствия какой-либо реакции со стороны налогоплательщика, в том числе и неуплата штрафа, инспекция оставляет за собой права обратиться в судебные органы с заявлением на лицо и обязать его выполнить все требования через решение суда.

Важно! Если запрос из налоговой пришёл, а налогоплательщик его принял, то он обязан, пусть и с несоблюдением всех регламентных сроков, на него ответить.

Упрощённая система налогообложения

Указанным видам взыскания могут быть подвергнуты только юридические лица. Это связано с тем, что при хозрасчётной деятельности компании она должна выступать с привлечением профессионалов в налоговых вопросах, а в случае с гражданином это вовсе необязательно, так как у него совсем другая заинтересованность, и предоставление в налоговую инспекцию документов для него лишь разовая необходимость.

В заключении следует сказать, что при начале взаимоотношений и документооборота с налоговыми органами лучше довести до конца все вопросы и представить необходимые разъяснения, особенно если учесть, что они в большинстве своём законны и обоснованны. Это в дальнейшем избавит налогоплательщика от многих неприятностей с бюрократической машиной нашего государства.

Вопрос 7: Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия

Министерство финансов Росси́йской Федерации (Минфин России) — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении

средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

4) разрабатывает прогноз консолидированного бюджетаРФ;

5) выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

6) осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

7) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

8) получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

9) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

10) предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

11) проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;

12) ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

13) осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

14) организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

15) исполняет федеральный бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом;

16) составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

17) налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;

18) введет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими актами бюджетного законодательства РФ.

К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

  • совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

  • разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

  • осуществление государственного финансового контроля;

  • обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

  • подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

  • участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

  • участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;

  • разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

  • участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;

  • разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

  • подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

Обращения граждан

Порядок рассмотрения электронных обращений граждан, направленных через официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в Министерство финансов Российской Федерации.

2. К рассмотрению принимаются электронные обращения, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

3. Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н.

4. По вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерство дает письменные разъяснения на запросы граждан, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство, в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.

5. Электронное обращение не рассматривается, если:

  • не указаны фамилия или имя заявителя;
  • не указан адрес электронной почты для ответа;
  • текст обращения содержит нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст обращения не поддается прочтению;
  • текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы;
  • при наборе текста использована некириллическая раскладка клавиатуры или только заглавные буквы;
  • текст обращения не имеет знаков препинания, содержит непонятные сокращения;
  • является дубликатом предыдущего обращения заявителя;
  • текст обращения является рекламным материалом.

6. Электронные обращения граждан, направляемые в Министерство финансов Российской Федерации минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.

7. Уведомление о приеме обращения к рассмотрению или об отказе в рассмотрении направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

8. Ответ на принятое к рассмотрению электронное обращение направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

УВЕДОМЛЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  1. При использовании информации, размещаемой на официальном интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации (далее — Сайт), технические средства Сайта автоматически распознают сетевые (IР) адреса и доменные имена каждого пользователя (посетителя Сайта). Упомянутые сведения; электронные адреса лиц, пользующихся интерактивными сервисами Сайта и (или) отправляющих электронные сообщения в адреса, указанные на Сайте; автоматически накапливаемые сведения о том, к каким интернет-страницам Сайта обращались пользователи; иные сведения (в том числе персонального характера), сообщаемые пользователями, — хранятся с использованием технических средств Сайта для целей, перечисленных в пункте 2 настоящего Уведомления.
  2. Сведения о пользователях Сайта, накапливаемые и хранимые в технических средствах Сайта, используются исключительно для целей совершенствования способов и методов представления информации на Сайте, улучшения обслуживания его пользователей (посетителей), выявления наиболее посещаемых интернет-страниц (интерактивных сервисов) Сайта, а также ведения статистики посещений Сайта.
  3. Вне пределов, указанных в пункте 2 настоящего Уведомления, информация о пользователях Сайта не может быть каким-либо образом использована или разглашена. Доступ к таким сведениям имеют только лица, специально уполномоченные на проведение работ, указанных в пункте 2 настоящего Уведомления, и предупрежденные об ответственности за случайное или умышленное разглашение либо несанкционированное использование таких сведений.
  4. Информация персонального характера о пользователях Сайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
  5. Какая-либо информация, являющаяся производной по отношению к сведениям, перечисленным в пункте 1 настоящего Уведомления, представляется для последующего использования (распространения) исключительно в обобщенном виде, без указания конкретных сетевых (электронных) адресов и доменных имен пользователей (посетителей) Сайта.

Я согласен с правилами

Источник: журнал «Актуальная бухгалтерия»

Экспертиза статьи: Артем Барсегян, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.

Если компания в своей деятельности опиралась на разъяснения налогового законодательства, которые были даны уполномоченным органом власти (или его должностным лицом) ей лично или же неопределенному кругу лиц, она освобождается от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Например, если в результате сумма налога была рассчитана неправильно.

ВАС РФ: письма Минфина — официальные разъяснения

Судебная практика по вопросам применения разъяснений Минфина России в качестве своего рода индульгенции достаточно противоречива. Но недавно появилось решение ВАС РФ № 4350/10 (пост. Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 (далее — Постановление № 4350/10)), благодаря которому компаниям станет проще в подобных случаях «переложить ответственность» на чиновников финансового ведомства. Судьи, рассматривая спор о доначислении компании налогов, пеней и штрафов, учли, что при формировании налоговой базы по ЕСН она руководствовалась письмами Минфина России. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.

Платформа ОФД 📌 Реклама ОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше Из документа:

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № 4350/10
<…> Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах <…> дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 № 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обоснование своей позиции.<…>

До этого ВАС РФ уже высказывал аналогичное мнение. В решении (определение ВАС РФ от 15.06.2009 № 7202/09), которое было принято в 2009 году, судьи указали: поскольку при исчислении налога фирма руководствовалась разъяснениями Минфина России, которые были опубликованы в общераспространенной информационной системе «Кодекс», она освобождается от ответственности. Но в отличие от Постановления № 4350/10 в судебном решении 2009 года не было указаний, что содержащееся в нем «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». А значит, теперь есть все основания полагать, что исход судебных разбирательств по вопросам применения разъяснений чиновников станет более предсказуемым. Но имейте в виду: в этом решении речь идет лишь о письмах Минфина России, о разъяснениях налоговиков там ничего не сказано.
Кстати, Постановление № 4350/10 интересно еще и тем, что в нем содержится важный для компаний вывод. О том, какую материальную помощь можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а какую — нет. Но подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «Актуальной бухгалтерии». ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 Реклама Все оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Разъяснять или информировать?
Обязанность разъяснять положения налогового законодательства возложена на Минфин России, а задача ФНС России — информировать граждан и организации по общим вопросам применения налогового законодательства и давать разъяснения по заполнению налоговой отчетности (п. 1 ст. 34.2, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Эти разъяснения могут быть индивидуальными или направленными неопределенному кругу лиц.

И здесь наибольшее число споров возникает по поводу того, что является разъяснениями для неопределенного круга лиц. Можно ли отнести к ним письма чиновников, которые опубликованы и находятся в открытом доступе (в средствах массовой информации, справочно-правовых системах и т. д.)?

В Минфине России считают, что нет. Эти письма носят информационно-разъяснительный характер и должны восприниматься вместе с другими публикациями специалистов в области налогообложения (письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-05/9-218). Ответы, которые в них содержатся, подготовлены по обращениям конкретных заявителей и адресованы им же, поэтому высказанные в этих письмах мнения и заключения другие компании могут распространять на прочие случаи лишь под свою ответственность (письмо Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176).

Иными словами, к письменным разъяснениям для неопределенного круга лиц, по мнению финансового ведомства, такие письма не относятся. А значит, от налоговой ответственности в виде пеней и штрафов компанию они не защитят.
Совершенно другой статус имеют письма Минфина России для налоговиков.

Сотрудники налоговых органов в своей работе обязаны учитывать мнение Минфина России. Это прямо установлено Налоговым кодексом (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Поэтому при проверках налоговики должны руководствоваться письменными разъяснениями, в которых выражается позиция финансового ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций. Причем речь идет не обо всех письмах финансового ведомства, а лишь о тех, которые специально адресованы ФНС России (письма Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176, от 13.04.2010 № 03-02-08/22).

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

По сравнению с Минфином России у налогового ведомства полномочий меньше — ему не дано право разъяснять нормы налогового законодательства, если речь не идет о порядке заполнения отчетности. Но имеется судебная практика, которая подтверждает, что в некоторых случаях разъяснения налоговиков могут освободить фирму от лишних доначислений в виде пеней и штрафов.

Например, если фирма допустила ошибку, потому что руководствовалась письменными разъяснениями налоговиков о порядке применения льготы по НДС, которые были выданы фирме в ответ на ее запрос (пост. ФАС ДВО от 11.03.2010 № Ф03-763/2010). Или предприниматель неправомерно применял налоговый спецрежим ЕНВД на основании сообщения из инспекции о том, что он является плательщиком ЕНВД (пост. ФАС СКО от 28.07.2009 по делу № А53-5840/2008-С5-47). Обратите внимание: в этих положительных судебных решениях речь идет об индивидуальных письменных консультациях. Что касается писем ФНС России, которые размещены в справочно-правовых системах, Интернете и т. д., то здесь велик риск, что решение суда будет не в пользу фирмы.

В качестве примера можно привести судебное решение (пост. ФАС СЗО от 01.09.2008 № А44-86/2008). При исчислении транспортного налога фирма руководствовалась письмом ФНС России, находящимся в открытом доступе. Суд пришел к выводу, что оно не является разъяснением, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того, поскольку транспортный налог — региональный, то разъяснения по поводу его исчисления должен давать только территориальный налоговый орган, в котором фирма состоит на учете.

Также имейте в виду: недавно Минфин России высказал мнение, что разъяснения должностных лиц налоговых органов, опубликованные по результатам семинаров, конференций и т. д., не всегда относятся к официальным. Например, если сотрудники ФНС России участвуют в семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, то лекторы на таких мероприятиях выступают как независимые эксперты, а не представляют налоговую службу. Их разъяснения на подобном семинаре не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции (письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/28). То есть следовать им компания может только на свой страх и риск.

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться? Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них.

Например, в одном таком решении (пост. ФАС ПО от 24.05.2007 № А49-4493/2006-260а/17Ак) судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.

Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу.

Правда, в судебном деле (пост. ФАС ПО от 09.12.2008 № А06-2176/2008), которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е. налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.

Мнение

Наталия Агешкина, юрист-эксперт

Дата издания документа не имеет значения

Выполнение компанией письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые даны ей или неопределенному кругу лиц органом государственной власти в пределах его компетенции, — это одно из обстоятельств, исключающих вину компании в совершении налогового правонарушения.
Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа.

Это положение подтверждено позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 35 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5), который определил, что компания вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа или его заместителем, как разъяснение компетентного должностного лица. К таким разъяснениям также относятся письменные разъяснения руководителей федеральных министерств, ведомств, иных уполномоченных на то должностных лиц (например, Минфина России, его структурных подразделений — департаментов по основным направлениям деятельности Минфина России, министра финансов РФ, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей).

Особо следует обратить внимание, что в данном случае не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно компании — участнику спора или неопределенному кругу лиц. Разъяснения, данные неопределенному кругу лиц, будут считаться таковыми, если в них нет указаний о некоем лице или лицах, которым эти разъяснения адресованы.

В случае руководства разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства компаниям необходимо учитывать, что эти разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации с учетом текущих изменений в законодательстве. И если по одному и тому же вопросу имеются разъяснения с противоположными точками зрения, лучше воспользоваться наиболее поздними из них.

Запрос в Минфин: азбука эффективного общения

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 ноября 2013 г.

Содержание журнала № 22 за 2013 г.М.А. Кокурина, юрист

Все знают, что если в какой-либо спорной ситуации с расчетом налога налогоплательщик следует разъяснениям Минфина, то в случае претензий налоговиков ему не страшны пени и штрафп. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Вы спросите, неужели это так просто — обратиться в Минфин и получить оттуда «личный» ответ. Мы раскроем вам секрет — просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью — ответ именно в вашу пользу.

Когда нужно обращаться за разъяснением

Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:

  • вы сами скрупулезно разобрали проблему, сделали для себя выводы, но не уверены, что налоговики при проверке будут читать нормы законодательства так же, как и вы;
  • отсутствуют решения ВАС РФ по данному вопросу;
  • цена вопроса для вашей компании высока;
  • у вас есть время — ведь ждать ответ придется 2—3 месяца.

Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.

Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойдетп. 9 ст. 89 НК РФ.

И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в судест. 138 НК РФ;

  • нет писем Минфина, в которых даны разъяснения в вашу пользу. А вот если вы знаете, что Минфин уже выпускал невыгодные письма по аналогичному вопросу, это не должно вас останавливать. Ведь разъяснения Минфина не являются нормативными актами, обязательными для применения всеми налогоплательщиками. Не исключено, что организация, посылавшая запрос до вас, не проработала его, из-за чего и получила формальную отписку. Поэтому вы можете попробовать получить свой ответ.

Как составить запрос

Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые органыРегламент по информированию, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н (далее — Регламент).

Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.

В Департамент налоговой и таможенно-тарифной политикиНаправляйте запрос в структурное подразделение Минфина, которое разъясняет применение именно налогового законодательства
Министерства финансов РФВ качестве адресата укажите в шапке запроса только Минфин, даже если такой же запрос вы подаете еще в какую-либо инстанцию (например, в ФНС). Тогда обращение не будет расценено как дубликат и оставлено без ответаподп. 8 п. 30 Регламента. Свои данные — полное наименование фирмы, ИНН, почтовый адрес — в шапке можно не указывать, если вы составите запрос на бланке компании, в котором все эти сведения есть

30.09.2013
г. Краснодар

Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборахЗадавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина — «рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сборах»п. 1 ст. 34.2 НК РФ. А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно в отношении расходов на благоустройство территории.

Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение — г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:
— озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;
— асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;
— асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.

Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.

До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.

Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информациип. 8 ст. 76 НК РФ

В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.

Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.

Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыльПостановления ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12.

Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается «оценкой конкретных хозяйственных ситуаций»

Правильно ли мы понимаем,Наличие такого «закрытого» вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: «Да, вы все понимаете верно»/»Да, вы правы» что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:
— в период строительства;
— после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?

Приложения на 16 листах:
— копии Постановлений ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12;
— копия Решения городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6.

Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть

Генеральный директор ООО «Уникум» Должна стоять подпись полномочного лица — руководителя или сотрудника, уполномоченного доверенностью на взаимодействие с госорганами. В последнем случае приложите к запросу копию доверенностиподп. 2, 4 п. 27 Регламента; Письмо Минфина от 20.09.2013 № 03-02-08/38952 Любопытный И.М.
М. П.
Печать лучше поставить, даже если вы составите запрос на бланке компании

Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщикап. 7 ст. 3 НК РФ.

Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-лет­него срока с момента ввода его в эксплуатациюп. 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013). В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопросподп. 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ, вы могли бы направить в Минфин такой запрос.

Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.

Ранее были выпущены следующие Письма Минфина:

— от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:

— остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;
— сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.

Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;

— от 10.08.2012 № 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при «досрочной» продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:

— восстанавливается в доходах;
— увеличивает прибыль от продажи ОС.

Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизации).

Куда направить запрос

Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

СОВЕТ

Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.

Копии документов — приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.

***

Помните еще вот о каких моментах.

Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщиковст. 5.59 КоАП РФ. Максимальный срок на ответ — 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.

Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет — нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.

Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без «лишнего» любопытства.

Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о получении официальных разъяснений о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N 446 полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы в Минфин России.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, является Федеральное казначейство.
При этом согласно действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Минфин России не наделен полномочием по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов.
При этом согласно пункту 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в том числе по разъяснению юридическим и физическим лицам вопросов, отнесенных к компетенции Службы.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.
Таким образом, разъяснение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Следует отметить, что вопросы, касающиеся осуществления закупок, а также участия в закупках в рамках положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе и осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, можно задать оператору единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) по телефону горячей линии 8-495-811-03-33 и 8-800-333-81-11 либо направить письменное обращение в виде электронного сообщения на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
В целях решения актуальных вопросов пользователей осуществляется работа форума, ссылка на который расположена на главной странице официального сайта. Все сообщения, поступающие в данный раздел, обрабатываются в режиме реального времени.
Также сообщаем, что на официальном сайте ЕИС в подразделе «Обучающие материалы» раздела «Документы» находится необходимая информация, связанная с осуществлением закупок.
Кроме того, в настоящее время на официальном сайте ЕИС функционируют специальные разделы «Вопросы и ответы по 44-ФЗ» и «Вопросы и ответы по 223-ФЗ», в которых изложены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся осуществления закупок.
Вместе с тем гражданин вправе направить письменное обращение в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — закон N 59-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *