Запрет заниматься предпринимательской деятельностью

УДК 346.1

Л.В. Кравченко ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы деятельности предпринимателей и участие государства в регулировании предпринимательских отношений. Анализируются особенности ограничений в осуществлении предпринимателями своих прав, дается их классификация, приводятся конкретные примеры и способы ограничения прав. Автором предлагаются способы достижения и поддержания баланса различных интересов в сфере предпринимательства.

Ключевые слова: деятельность, законодательство, запрет, ограничения, отношения, предприниматель, субъекты.

Lyudmila Kravchenko LIMITATIONS OF BUSINESS:PECULIARITIES OF THE

RUSSIAN LEGISLATION

Keywords: activity, legislation, prohibition, restriction, relationships, entrepreneur, subjects.

Конституция Российской Федерации не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и у юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.

Исследователи существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности классифицируют следующим образом .

1. Ограничения, связанные с профессиональной деятельностью:

— связанные с государственной службой;

— установленные для федеральных и мировых судей;

— специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (нотариусов, адвокатов, служащих бирж и т.д.).

2. Ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением:

— предусмотренные административным законодательством;

— установленные в рамках уголовного наказания.

3. Ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

4. Возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным.

© Кравченко Л.В., 2014

Вестник Университета № 20, 2014

5. Ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой юридическое средство правового регулирования, которое позволяет вытеснить с рынка производства товаров, выполнения работ и оказания услуг нежелательные, несправедливые, неразумные предпринимательские отношения отдельных его участников. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности, в свою очередь, позволяет оставить определенные общественные отношения в сфере предпринимательства, сохраняя его участника на соответствующем рынке товаров, работ и услуг, сократив при этом его свободу до определенного предела. Это нельзя рассматривать как правовое явление, приравненное к запрету.

В случае ограничения права конкретного субъекта предпринимательской деятельности, речь не идет об урезании либо сокращении его правомочий в одностороннем порядке и исключении их из содержания гражданско-правового статуса предпринимателя. Вопрос может стоять о затруднениях при осуществлении части прав, связанных с предоставлением возможности их реализации другим субъектам предпринимательской деятельности, либо в иных обстоятельствах особой социальной значимости. Ограничение права может быть обеспечено посредством установления определенных запретов.

М.В. Блошенко под правовыми ограничениями деятельности предпринимателей понимает элементы механизма правового регулирования, направленные на установление пределов (границ) дозволенного поведения субъектов предпринимательской деятельности . Правовые ограничения обозначают или очерчивают сферу возможного поведения, внутри которой коммерческие, некоммерческие организации и предприниматели без образования юридического лица могут свободно реализовать свою правоспособность при наличии соответствующих юридических фактов.

Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности необходимо рассматривать как прямо установленные законом правила, создающие препятствия для свободного осуществления предпринимательской деятельности, вызванные необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных предпринимателей, потребителей, общества в целом, установление которых допускается только при обоснованности создаваемых препятствий в осуществлении субъективного гражданского права и их соразмерности степени охраняемого этим ограничением законного интереса иных лиц. Многие ограничения гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности вводятся актами публичного (административного), а не гражданского законодательства. Административный характер ограничений не обеспечивает должной защиты и гарантий имущественных прав граждан и юридических лиц.

Актуальной мерой по предотвращению административных препятствий в сфере малого и среднего предпринимательства стал указ Президента РФ № 797 от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Положениями Указа преимущество справедливо отдается уведомительному порядку начала предпринимательской деятельности, кроме того, предусмотрено сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления. Таким образом, сокращено количество формальных препятствий на пути к осуществлению предпринимательской деятельности . Существенно снижает вероятность злоупотребления органов государственного контроля своими полномочиями подп. «а» п. 1 названного Указа, который предписывает сокращение плановых мероприятий по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (кроме налогового контроля) до одного раза в три года; проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства теперь разрешено только в целях выявления нарушений, представляющих непо-

средственную угрозу жизни или здоровью людей, и только по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации .

Таким образом, любые ограничения предпринимательской деятельности должны быть регламентированы нормами гражданского законодательства исходя из следующего основного принципа: ограничение гражданских прав возможно и допустимо только федеральными законами. Кроме того, в Гражданском кодексе Российской Федерации целесообразно закрепить еще два принципа: а) соразмерности вводимых ограничений гражданских прав целям, которые преследуются при их установлении; б) обязательного общественного обсуждения устанавливаемых ограничений гражданских прав предпринимателей .

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вавилин Е.В. Препятствия и их ограничения в предпринимательской деятельности // Вестник Пермского университета. — 2011. — № 2.

3. Ручкина Г.Ф. Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности // Законность. -2004. — № 4.

4. Шерин В.В. Отдельные аспекты установления ограничений гражданских прав субъектов имущественного оборота // Вестник МГОСГИ. — 2014. — № 4.

В Конституции РФ отсутствуют положения, ограничивающие право на занятие предпринимательской деятельностью по сферам деятельности, либо по кругу лиц. У физического или юридического лица, при наличии имущества, существует право на его использование для осуществления различных видов предпринимательской деятельности.

Положение, содержащиеся в статье 22 ГК РФ гласят: «Никто не может быть ограничен в дееспособности и правоспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом», следовательно, конституционное право в предпринимательской деятельности может быть ограничено лишь федеральным законом, и должно быть соотнесено с требованиями, установленными ч.3 ст. 55 Конституции РФ.

В качестве ограничения этого права могут выступать запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для различных субъектов, либо запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для определенных субъектов на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать следующим образом:

1)ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением или преступлением:

ограничения, налагаемые при совершении:

-правонарушений, предусмотренных административным законодательством;

-преступлений, установленных уголовным законодательством;

2) Ограничения, связанные с профессиональной деятельностью: установленные для федеральных и мировых судей, для государственных служащих, а также специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (адвокатов, нотариусов, служащих бирж и т.д.);

3) Ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя банкротом (несостоятельным)

4) Ограничения по возрасту, а также ограничения, связанные с признанием лица недееспособным;

5) Ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.1

Ограничения, связанные с государственными служащими, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, предполагают недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Данные положения указаны в Федеральном законе от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который указывает на определенные ограничения, относительно сотрудников таможенных органов. В Законе РФ от 07 февраля 2011 г. «О полиции», содержатся запреты, применительно к сотрудникам полиции. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) устанавливает запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью для работников прокуратуры.

Вышеуказанный перечень федеральных законов приводит к таким видам запретов, как: недопустимость состоять в членстве органа управления коммерческой организации (если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении организацией), заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, научной, творческой, и др.

Более жесткие ограничения установлены Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017), который содержит запрет для сотрудников и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать различное содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении. Виды деятельности, на которые наложены ограничения, определяются российским законодательством.

Ограничение на занятие предпринимательской деятельностью также установлены для такой категории лиц, как: «нотариусы, адвокаты, служащие фондовых бирж, товарных бирж и др2». В частности, речь идет о служащих товарных бирж, которые не могут быть участниками или учредителями брокерских фирм, не имеют возможности и права использовать служебную информацию в своих собственных интересах, не могут участвовать в биржевых сделках и иное. Служащие фондовых бирж не могут быть участниками или учредителями организаций, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей или профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При нарушении ограничений, установленных законодательством РФ, лицо несет ответственность в виде признания совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствующей судьбе служащего, допустившего определенные нарушения в занимаемой должности.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). 3

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит «государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом), осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступивший в регистрирующий орган в установленном порядке.» Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.4

Административное законодательство предусматривает установление дисквалификации по отношению к лицу, совершившему правонарушение. Данный вид наказания содержится в ст. 3.11 КоАП, и заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.5

Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности в качестве основной или дополнительной меры наказания.

Если данная мера применяется как основной вид наказания, то в приговоре указывается срок лишения права, предусмотренный уголовным законодательством от одного года до пяти лет. Если лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью выражается в виде дополнительного наказания, то наказание может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). В приговоре указывается вид предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного срока, установленного судом.

Совмещение нескольких видов деятельности, помимо предполагаемого конфликта интересов, увеличивает количество коммерческих рисков. Организация-банкрот, как яркий пример возможных проблем6. Необходимо различать обязательные требования к осуществлению предпринимательской деятельности и ограничение права к ее осуществлению (минимальный размер уставного капитала, государственная регистрация, лицензирование и т.д.). Обязательные требования устанавливают лишь особые условия приобретения права на ведение предпринимательской деятельности, не касаясь при этом права на его ведение.

Отдельного правового регулирования требует вопрос, связанный с определением видов деятельности, которым не может занимать индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Я считаю, что данный перечень должен содержать в отдельном, едином правовом документе, а не в различных федеральных законах и иных актах.

Также, я считаю, что данное ограничение введено не с целью показать, что предпринимателям будет сложно реализовать себя в определенных направлениях ввиду различных причин. Эти ограничение предоставлены с целью разграничить сферы влияния между предпринимателем и государством, поскольку большая часть видов деятельности, несомненно, принадлежит государству. На самом деле, на сегодняшний день, складывается довольно интересная ситуация. С одной стороны существуют государственные поддержки и поощрения со стороны государства в сфере предпринимательского развития, упоминается значимость данной деятельности в экономике страны, при этом серьезно ограничивается субъективный состав индивидуальных предпринимателей, определяется ограниченный круг лиц и видов деятельности, в направлении которых запрещено работать. Существует множество недоработок в вопросе ограничения права на занятие предпринимательской деятельности, на который законодателям следует обратить более пристальное внимание, для урегулирования экономической ситуации в стране.

Список использованной литературы:

1 Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. М.: Юристъ, 2014 г.

2 Губин Е. П., Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2014

3 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)», //СПС «Консультант Плюс».

4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», //СПС «Консультант Плюс».

6 Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *