Запрет социальных сетей на работе

Запрет соцсетей на рабочем месте не повышает производительность труда

Новости

Корпоративный запрет соцсетей, вопреки мнению целого ряда работодателей, вовсе не приводит к прибыли. Данные об этом исследовании публикует портал BFM.ru. Как считает вице-президент исследовательской компании Gartner Кэрол Розвел, работодателям не следует блокировать доступ к социальным сетям.

По словам Розвелл на симпозиуме Gartner во Флориде, «блокировать доступ к социальным сетям из корпоративной сети бесполезно, ведь в мире, где мы живем, доступны цифровые технологии и социальная коммуникация». Она подчеркнула, что Интернет проник практически во все сферы жизни человека, и бороться с этим бессмысленно.

В исследовании утверждается, что даже несмотря на запреты, пользователи проводят в социальных сетях и блогах все больше времени. Ситуация в России мало отличается от положения дел в США. По данным TNS, в августе этого года суммарная аудитория восьми крупнейших социальных сетей России («Мой круг», «МойМир@mail.ru», «Одноклассники.ру», «ВКонтакте», «Друзья», Memori.ru, TourOut.ru, «В кругу друзей») составляла 20,2 миллиона человек — это 88% от всех пользователей социальных сетей в стране.

«Конечно, избежать таких ситуаций, когда сотрудники используют рабочее время не по назначению, проще всего именно с помощью запрета. Но если сотрудники не мотивированы на активную работу, если не на 100% вовлечены в производственный процесс, то запрет на соцсети, скорее всего, приведет к тому, что они просто найдут себе другое занятие, которым будут убивать рабочее время», — отмечает в интервью BFM.ru президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров.

По его оценкам, в целом не на рабочие дела в современном офисе тратится не менее 10% рабочего времени. «Блокировать доступ сотрудников к социальным сетям — идея не новая. Особенно часто к такому запрету, как показали наши исследования, прибегают банки и крупные торговые компании. Мне такой способ кажется вполне целесообразным, хотя я, застав своих сотрудников за приятным времяпрепровождением на сайте соцсети, потратил бы, скорее, силы и время на анализ бизнесс-процессов».

Тем не менее, ряд зарубежных исследователей все же настаивает, что социальные сети полезны в работе. Их использование подталкивает сотрудников к более тесному общению друг с другом и с клиентами, что в результате приводит к повышению эффективности работы, говорится в исследовании Demos. Это подтверждают и данные Robert Half Technology, согласно которым сотрудники компаний, где доступ к соцсетя разрешен, работают на 1,5% продуктивнее, чем те, кто лишен такой возможности, сообщает BFM.ru.

Проблема доступа к социальным сетям на рабочем месте тревожит умы работодателей более 10 лет. В далеком 2004 году, в западном сегменте интернета появился первый крупный игрок, завладевший сознанием и временем миллионов пользователей по всему миру – Facebook. Конечно, социальные сети, в том или ином виде существовали и до этого, но первый шаг к такому уровню «вовлеченности» и «социализированности» сделал именно он. А уже в 2006 в России появились Одноклассники и ВКонтакте, начав эпоху новых убийц рабочего времени.

Первоначально, самым оптимальным решением для руководителей было – запретить. Минимум времени, сил и работники гарантированно отрезаны от социальной среды. Однако, спустя 10 лет такое решение не только стало не эффективно, но и опасно для бизнеса.

Социальные сети – зло?

Время, проводимое в социальных сетях, очень сильно зависит от рода деятельности сотрудника, сбалансированности рабочей нагрузки, наличия или отсутствия систем контроля деятельности персонала. Для среднестатистических компаний — 70% работы в течение дня — практически норма. Однако если анархия в организации цветет и пахнет, а руководителю не интересно, чем занимаются его подчиненные, процент безделья может достигать 80-90% рабочего времени, потраченного в пустую.

Лидерами среди лентяев являются секретари, но и работники других подразделений стараются держать марку и готовы побороться за первое место. Нередки случаи, когда бухгалтерия или отдел продаж массово мигрируют в виртуальное пространство, предпочитая просматривать посты с «няшными котиками» и «забавные гифки». И пусть весь мир подождет.

Кроме убитого времени, благодаря социальным сетям в полный рост встала проблема защиты информации. Нельзя сказать, что тот же уютный ВКонтактик лидер среди каналов утечки данных.

Объективная реальность такова: любая неконтролируемая коммуникация с внешним миром представляет угрозу. Важные данные можно отправить по почте, с помощью Skype или Viber, или даже через полумертвый ICQ. Социальные сети всего лишь один из дополнительных каналов, не более. Однако его эффективность в деле кражи данных трудно переоценить. Практически любой сотрудник в один клик может отправить файл с базой данных, фотографию важных документов или снимок с информацией из кабинета директора. На худой конец, данные можно «слить» самым обычным текстовым сообщением.

Запретить? Нельзя разрешить?

Очевидное и неплохо действовавшее еще 5-7 лет назад решение – закупорить наглухо доступ к социальным сетям, уже не просто не работает, а скорее вредит бизнесу.

Первая проблема, с которой столкнется руководитель, решившийся на столь резкий шаг – падение продуктивности работы. Социальные медиа это не только «вредитель», но еще и эффективный инструмент обмена данными, поиска новых деловых контактов, расширения партнерской сети. Существует целый ряд узкопрофильных профессиональных сетей, отлично справляющихся с этими задачами. Даже банальный Facebook в умелых руках может служить источником полезной информации, новых связей и, конечно, продаж. Таким образом, закрывая доступ, руководитель ограничивает возможности персонала и мешает сотрудникам качественно выполнять должностные обязанности.

Проблема вторая — тотальный запрет уже невозможен технически. У каждого сотрудника есть лазейка, мирно лежащая в кармане или дамской сумочке – это смартфон или планшет с мобильным интернетом. Благодаря ему можно спокойно путешествовать по просторам всемирной паутины, без каких либо ограничений. Вот только проконтролировать такие «походы» руководитель уже никак не сможет. К тому же, время, затрачиваемое на общение в социальных сетях, резко возрастет: хоть мобильные устройства и достаточно быстрые, процесс «включить планшет – подключить интернет – зайти на сайт» явно отнимет больше времени, чем открыть одну вкладку браузера на ноутбуке или компьютере.

Проблема третья – резкий рост возможности возникновения рисковых ситуаций. Руководитель, утративший контроль за действиями персонала, даже не подозревает, что может происходить у него за спиной. Одни сотрудники готовы вредить целенаправленно, за деньги продавая ценные данные «налево», другие могут выдать коммерческую тайну по неосторожности. Процесс важно держать под контролем, отслеживая коммуникации и загодя выявляя «слабое звено» и уязвимые места в системе безопасности. Это позволит предотвратить ЧП. Например, уволить «инсайдеров», провести разъяснительную работу среди сотрудников, не заботящегося о сохранности данных, или, в крайнем случае – запретить выполнение опасных действий, таких как отправка файлов или текстовых сообщений с определенным содержанием.

И самое главное — любой запрет можно сравнить со страусом, спрятавшим голову в песок: «я ничего не вижу, значит, ничего не происходит», что в корне контрпродуктивно. Чем больше коммуникаций персонала происходят «в тени», тем выше шанс возникновения ЧП. В лучшем случае, процент нецелевого расхода времени плавно поползет вверх. Случаи, когда около 80-90% дня протекает в общении и развлечениях Стахановец фиксирует их с завидной регулярностью. В худшем – из-под носа у руководителя ценные коммерческие данные потекут к конкурентам.

Выход – контролируемое общение

На сегодняшний день единственным оптимальным выходом из ситуации является контролируемое общение. Оно дает возможность оценить реальный расход рабочего времени на нецелевые задачи, предотвратить утечки информации, выявить инсайдеров, а главное – модернизировать внутренние процессы в организации.

Сами по себе социальные сети не влияют негативно на производительность сотрудников. Это вопрос контекста использования. Один сотрудник с их помощью увеличит продажи, другой – будет целый день играть в странные игры. Эффективность работы зависит в первую очередь, не от доступных таймкиллеров и развлечений, а от налаженных внутренних процессов, системы KPI, бонусов и поощрений. От грамотности подбора, обучения и адаптации персонала. Если нет внутренней системы, если руководитель не хочет вникать в модели работы подчиненных и совершенствовать процессы – запрет социальных сетей не повлияет на производительность труда.

Статистика, собранная Стахановцем, подтверждает простое правило: «безделье» сотрудника является следствием неверных действий руководителя. Например, секретарь или бухгалтер может сидеть в социальных сетях дни напролет не потому, что она злостный нарушитель рабочего распорядка, а из-за недостаточной нагрузки. Когда работнику нечем заняться, он начинает искать себе подходящее развлечение. Далеко не каждый найдет полезное занятие самостоятельно или подойдет к непосредственному начальнику с просьбой: «Мне нечего делать, подкиньте еще задач». При этом руководители зачастую вообще не в курсе, насколько интенсивна нагрузка у подчиненных.

Незнание – вот самый главный враг продуктивности. Неравномерное распределение рабочей нагрузки, отсутствие или неработающие системы мотивации, неконтролируемое перемещение важных данных – факторы, наносящие непоправимый ущерб. Натан Ротшильд однажды сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Эффективное управление компанией начинается именно с получения достоверной информации о внутренних процессах. И ценность этого аспекта для создания работающего на полную мощность бизнеса сложно переоценить.

Глава московского муниципального округа Бабушкинский Алексей Лисовенко призвал запретить в России социальные сети, серверы которых расположены за пределами страны. Об этом он написал в своем блоге на сайте «Эхо Москвы».

По его данным, в настоящее время каждый россиянин в среднем имеет 5 аккаунтов в различных интернет-ресурсах, 3 из которых приходятся на социальные сети. При этом, если сервер находится за пределами России, то никто не может гарантировать защиту персональных данных пользователей.

— Сноуден подтвердил, что за нашими аккаунтами в соцсетях следит крупнейшая государственная корпорация по сбору разведывательной информации – Агенство национальной безопасности США. По сути, полученные данные они могут использовать по собственному усмотрению. И официально предъявить кому- либо претензии за это гражданин России не имеет возможности, потому что у некоторых социальных сетей нет представительства на территории РФ», – пишет он.

Чтобы оградить россиян от подобных действий, он предлагает перекрыть доступ к соцсетям.

— По-моему, социальные сети, которые не имеют представительств в РФ (соответственно работающих вне юрисдикции российского законодательства) и размещающие информацию на серверах, находящихся вне территории РФ (любая социальная сеть собирает личные данные пользователей, и эти личные данные российских пользователей хранятся на серверах, размещенных не на территории РФ), должны быть заблокированы», – пишет Лисовенко

Соответствующее предложение Лисовенко уже направил председателю Госдумы Сергею Железняку. В пример он привел ситуации с соцсетями в Китае и Японии.

— Отличный пример выхода из ситуации показывает Китай, где популярные международные социальные сети заблокированы, существуют только собственные аналоги этих ресурсов. В целях безопасности нации они разместили ресурсы в дата-центрах на своей на территории. Иностранные службы к ним доступа не имеют. Япония пошла еще дальше и нашла свой подход к решению вопроса безопасности личной информации во всемирной сети интернет и ее доступности для сторонних организаций. Их самая популярная социальная сеть Mixi.jp для регистрации учетной записи требует обязательного наличия адреса электронной почты в доменной зоне, администрируемой именно Японией. Соответственно, и личные данные, используемые при создании аккаунта в этой социальной сети и будут находиться в распоряжении Японии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *