Содержание
Потенциальных поставщиков хотят обязать платить за использование веб-портала госзакупок и подачу жалоб на заказчиков, передает корреспондент Tenginews.kz.
Продолжение
Об этом заявил директор департамента законодательства госзакупок Министерства финансов РК Сабит Ахметов в ходе обсуждения вопроса установления платы за услуги сайта государственных закупок.
Министерство финансов разработало законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора». При рассмотрении законопроекта депутаты внесли ряд поправок. Одна из них — установление взимания платы за услуги по использованию веб-портала госзакупок с потенциальных поставщиков, с которыми уже заключены договоры.
«Есть два варианта взимания платы, которые депутатами предложены. Они предлагают брать плату только с победителей тендера, с которыми заключен договор. Плата в размере 0,1 процента от суммы договора, но не более 250 МРП — это порядка 600 тысяч тенге. Второй вариант, предложенный бизнес-сообществом — брать плату со всех потенциальных участников тендера, которые хотят зарегистрироваться на веб-портале. Это примерно около 10 тысяч тенге. Если у нас, к примеру, подтверждено 70 тысяч активных участников госзакупок, то это 700 миллионов тенге», — пояснил Сабит Ахметов.
«В случае принятия этой нормы, которая предусматривает взимание платы с победителей, с которыми заключены договоры, то предполагается, что эти суммы покроют все расходы, траты нашего бюджета», — добавил Ахметов.
В Министерстве финансов отметили, что ежегодно на сопровождение, развитие и обслуживание веб-портала из бюджета выделяется более миллиарда тенге.
«На сегодня расходы нашего портала по государственным закупкам составляют от 800 миллионов до полутора миллиардов. Все эти деньги мы берем на основе наших бюджетных заявок. Учитывая, что в государственных закупках участвуют субъекты предпринимательства в целях извлечения дохода, предлагается применить рыночные механизмы использования веб-портала. (…) К примеру, в России, Грузии услуги по использованию электронных систем государственных закупок предоставляются на платной основе. Причем плата взимается со всех участников закупок, независимо от присуждения контракта», — отметил директор департамента законодательства госзакупок Министерства финансов Сабит Ахметов.
Также он сообщил, что в рассматриваемый законопроект вносятся поправки в части платы за подачу жалоб на действия, бездействие, решения заказчика, организаторов госзакупок, комиссий, эксперта,
«У нас большое количество жалоб. Нам предлагают наши коллеги сделать фиксированной плату за подачу жалоб. Это примерно от пяти до десяти тысяч тенге. Чтобы вашу жалобу рассмотрели, вы должны будете сначала оплатить, жалобы все подаются в электронном виде. Если не оплатил, то заявитель не сможет подать ее. Но опять же это все будет обсуждаться, какое решение будет принято, мы пока не знаем», — сказал журналистам Сабит Ахметов, разъясняя поправки в законопроект.
Директор департамента законодательства госзакупок Министерства финансов отметил, что зачастую жалобы от участников тендера касаются затягивания закупочных процедур и срыва сроков заключения договоров. По официальным данным, половина всех жалоб связана с неправомерным допуском потенциальных поставщиков к участию в закупках.
«Но большинство жалоб подаются по принципу «ни себе, ни людям». Также имеются профессиональные жалобщики, для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок. Неограниченный доступ к системе обжалования приводит к нарушению прав третьих лиц, заказчик и победитель несут убытки вследствие задержки исполнения контракта. Поэтому возникает необходимость взимания платы за подачу жалоб, что позволит уменьшить количество таких злоупотреблений в закупках», — отметил Сабит Ахметов.
В Минфине отметили, что проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора» пока еще находится на рассмотрении Мажилиса. Планируется, что этой осенью по нему будет принято решение.
«Мы поддерживаем этот законопроект и не возражаем, но если общественность скажет «нет», то и мы скажем «нет». Сейчас все обсуждается и предлагается», — резюмировал директор департамента законодательства госзакупок Министерства финансов Сабит Ахметов.
Государственные закупки и их основное назначение
О государственных закупках мы слышали не раз – на работе, по телевизору, по радио, но вероятнее всего, лишь малая часть задумывалась над значением термина — «Государственные закупки». И сегодня мало кто может сказать, что значит – государственный тендер и в чем его основная суть. Поэтому давайте вкратце попытаемся определить – что такое государственный заказ, что он собой представляет и зачем нужен.
Государственный заказ – это проведение самых разных услуг, работ на поставку определенного товара, работ, необходимых для органов государственной власти – от небольшой школы муниципального уровня до различных министерств федерального уровня. Проще говоря, это самый обычный заказ на выполнение услуг, которые необходимы учреждениям, получающим финансирование от государства.
Как правило, нужды могут быть самыми разными – начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники, самолетов и т.д.
Для чего необходим государственный заказ и что он обеспечивает
Во-первых, государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений различного уровня:
- Федеральный уровень. На этом уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны.
- Региональный уровень. Здесь закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него.
- Муниципальный уровень. На данном уровне госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится.
В точности, как и с закупками – деньги, поступающие к бюджетным учреждениям от государства, можно поделить на федеральный, региональный и также на муниципальный бюджеты.
Приведем пример. Допустим, больница города Н может осуществить закупку партии перчаток за счет муниципальных средств, выделенных муниципалитетом, а также за счет федеральных средств – информация об этом указывается в извещении о торгах.
Иными словами государственные закупки – это «бензин», благодаря которому все движущие механизмы государства приводятся в действие. Но от качества этого так называемого «бензина» зависит огромная работа «организма» государства. Кроме того, ответственность за работу столь сложного и огромного «организма» напрямую зависит от качества и рациональности работы каждого механизма, в том числе и механизма, отвечающего за работу в сфере размещения государственных заказов.
Надеемся, что специалисты, занимающиеся размещением государственных закупок, максимально понимают всю важность работы, которая возложена на них государством.
Государственные закупки товаров и услуг
Госзакупки товаров и услуг – огромная сфера, в которой крутятся огромные бюджетные средства. И участие в государственных закупках для любой организации представляется хорошим шансом попасть в мир настоящего бизнеса и получать высокие прибыли. Государственный тендер – это своего рода аукцион, конкурс и благодаря именно такой форме проведения совершенно любая организация, в не зависимости от размера и местонахождения, может принять участие в закупках и оказаться поставщиком.
Не секрет, что сегодня сфера размещения заказа – одна из наиболее коррумпированных сфер госаппарат, поскольку основные финансовые средства проходят через государственные закупки на предоставление различных видов услуг, закупку товара и выполнения конкретных работ для нужд заказчика.
Несомненно, столь огромное количество финансов не может не привлечь мошенников, желающих поживиться за счет кого-либо. Именно государственные тендеры имеют возможность внести долю честности, справедливости и открытости. Благодаря новому закону о закупках госзакупки фиксируются на специальном сайте в открытом доступе, что обеспечивает всему процессу полную открытость и прозрачность. Такие нововведения направлены на оптимизацию процессов, протекающих в сфере государственных закупок. Однако избавиться от коррупции полностью пока не удалось.
В нашей статье мы разберем основные и распространенные способы мошенничества, которые, к огромному сожалению, не учитываются в 44 Федеральном Законе о закупках. Эти способы позволяют мошенникам проводить различные серые схемы, при этом, не нарушая Федеральное Законодательство.
Первый и довольно обыкновенный способ — это шантаж. Допустим, для больницы следует закупить дорогое оборудование в короткий срок, больница объявляет торг на поставку такого оборудования. Мошенники видят торги, затем пишут письмо или звонят к главному врачу этой больницы, требуя перечислить на их счет определенную сумму. В обмен на это мошенники предлагают быстрое прохождение всего процесса торгов без каких-либо проволочек, но если средства не будут перечислены, они грозят затянуть торги на долгий срок, и оборудование не поступит в больницу в нужное время.
К сожалению, таких мошенников нельзя привлечь к какой-либо ответственности, так как они выбирают именно те средства для затягивания торгов, которые не нарушают законодательство, например, они могут зарегистрировать на торги большое количество компаний, затем начинают или подавать свои заявки на разъяснение документации от этих компаний, или же начинают забрасывать Федеральную антимонопольную службу различными жалобами на заказчика. Весь процесс рассмотрения жалобы и иных действий мошенников может занять длительное количество времени, тем самым постепенно срываются торги заказчика.
Некоторые заказчики при этом вынуждены пойти на уступки и все-таки перечислить необходимую сумму мошенникам, только для того, чтобы не сорвать торги.
Другой способ – это когда мошенники сами выигрывают торги, в частности, электронный аукцион и по самым высоким ценам. Допустим, заказчик объявляет государственную закупку на услуги и товары, при этом, вы хотите выиграть в настоящих торгах при минимально возможном понижении цены контракта. Для этого специальное подставное лицо регистрирует фирму-однодневку, она также подает заявку на участие в данных торгах. Во время проведения аукциона ваша компания совершает один шаг аукциона на снижении цены, а, в свою очередь, подставная компания понижает цену до самой низкой. Безусловно, тут подставная компания выигрывает в торгах, а вы, в свою очередь, занимаете лишь второе место, поле чего компания-однодневка моментально отказывается от заключения контракта, после чего заказчик заносит ее в специальный список недобросовестных поставщиков, и теперь контракт заключается с компанией, которая заняла второе место, а именно — с вами.
Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные схемы имеют место быть и пока не будут внесены соответствующие и совершенно новые поправки, деление средств госбюджета в сфере размещения госзаказов товаров и услуг будет точно так же продолжаться.
Государственные закупки, тендеры, новый закон – все перечисленные нововведения должны заметно улучшить работу всей государственной структуры в вопросе закупок. Государственные закупки РФ – это довольно сложная, многоуровневая структура, требующая глубокой внимательности и ответственности.
Согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) процедура закупки из одного источника — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.50 Закона). При этом допускается предложение заключить договор 2 поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и более, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
В приложении к Закону приведен перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, который включает 48 пунктов.
Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) (п.1 ст.19 Закона, п.3 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778).
Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов) (п.3 ст.50 Закона).
Приглашение (приглашения) участнику (участникам) заказчик (организатор) направляет одновременно с проектом договора. Проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками)допускается. При этом отсутствует обязанность размещения приглашения к участию в процедурах государственных закупок на официальном сайте заказчика (организатора), а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет (п.2 ст.21 Закона).
Срок для подготовки и подачи предложений участником определяется заказчиком (организатором) по собственному усмотрению (часть вторая п.1 ст.22 Закона).
Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется по факту согласования условий договора, в т.ч. по результатам проведенных переговоров заказчика (организатора) с участником процедуры закупки из одного источника.
Договор между заказчиком и участником процедуры закупки из одного источника заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения (п.1 ст.25 Закона).
Следует отметить, что договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме бюджетных организаций), размер (не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках) и порядок предоставления которого устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Виды обеспечения: банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (п.3 ст.25 Закона).
Если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник процедуры закупки из одного источника предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (часть пятая п.3 ст.25 Закона).
В течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся заказчиком (организатором) составляется справка, в которую должны быть включены сведения о наименовании участника процедуры закупки из одного источника и цене заключенного с ним договора либо обосновании отмены процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Если участник процедуры закупки из одного источника отказался от заключения договора, в справке указывается информация об этом.
- РусТендер
- Статьи
- Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ)
- Инструкция участия в тендерах — с чего начать
Один из главных вопросов, на которые хотели бы найти ответ компании, впервые принимающие участие в государственном заказе это, конечно, с чего начать участие в тендере?
Для новичков поиск ответа на этот вопрос может занять немало времени, а лишние временные затраты в бизнесе — это зачастую непозволительная роскошь. Поэтому мы решили помочь Вам сэкономить ваши ресурсы.
Участие в тендерах пошаговая инструкция
Начало участия в электронных торгах начинается прежде всего с получения электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Процесс этот достаточно прост и не занимает много времени (при условии, что Вы оперативно подготовите все необходимые документы).
Для получения ЭЦП необходимо обратиться в лицензированный удостоверяющий центр. Здесь Вас проконсультируют и проинформируют о том, какие бумаги потребуются. Электронная цифровая подпись будет готова через 1-2 дня с момента подачи всех необходимых документов.
Получить электронную цифровую подпись
за 1 день в любом регионе России
Заказать
Следующий этап — регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП
Так же как и получение ЭЦП, этот процесс нельзя назвать трудоёмким. Вам следует прикрепить все необходимые документы при регистрации в ЕИС. На площадки эта информация попадет автоматически. После успешного занесения участников ЕРУЗ в течение одного рабочего дня проходит аккредитация на электронных торговых площадках.
Обращаем внимание на то, что на первом этапе регистрации в ЕИС необходимо пройти аутентификацию в ЕСИА (Портал Госуслуг). Только после этого будет возможно пройти на следующий этап регистрации.
Начало работы с тендерами
Успешно пройдя предыдущие два этапа, Вы можете приступать к выбору тендера. Для этого зайдите либо на официальный сайт государственных закупок, либо на электронную торговую площадку.
Поиск торгов по вашей тематике
Настройки поиска с помощью широкого набора фильтров
Бесплатный доступ
Если Вы ещё не получали аккредитацию на какой-либо ЭТП, то, возможно, вам будет удобнее выбирать тендер на официальном сайте zakupki.gov.ru — здесь представлен наиболее полный список торгов.
Если же Вы уже аккредитованы на определённой торговой площадке, то Вам, вероятно, проще найти наиболее подходящую госзакупку на данной ЭТП.
Выбирать тендер Вы можете в соответствии с различными критериями: регион, сумма контракта, тип товара и т.п. Сегодня крупные электронные торговые площадки (и, конечно, официальный сайт государственных закупок) снабжены удобными фильтрами, облегчающими поиск.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. Для поиска торгов можете использовать нашу поисковую систему.
Распространенные ошибки
Весь процесс подготовки к участию в государственных закупках довольно прост и по времени занимает приблизительно неделю. Обязательно учитывайте это при выборе торгов.
Чтобы начальный этап не затянулся, обратите внимание на наиболее распространённые ошибки поставщиков:
-
прикрепление отсканированных копий (а не оригиналов) документов;
-
попытки прикрепить файлы «весом» более 12 Мб (на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» — более 16 Мб) при аккредитации. При этом страница либо зависает, либо выдаёт информацию об ошибке;
-
вложенные документы не имеют необходимых печатей, подписей или плохо читаемы;
-
игнорирование полей, помеченных звёздочкой (то есть обязательных к заполнению).
Внимательность и оперативность — самые важные качества при подготовке к участию в государственных закупках и торгах в общем. Четкое выполнение всех инструкций способно помочь Вам затратить гораздо меньше времени и средств.
Пытаемся разобраться что почём в скандале с закупками жрачки для росгаврдии (перепост с телеграм канала Малюта Скуратов)
Итак, Главная военная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба по инициативе ФСБ проверяют контракты между Росгвардией и поставщиком продуктов мясокомбинатом «Дружба народов». О том, что мясокомбинат «Дружба народов», назначенный единственны поставщиком, продает структурам Росгвардии продукты питания по завышенным ценам 23 августа этого года рассказал в своем расследовании Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального.
Несколько моментов, которые хотелось бы отметить. Во-первых, информация о проверках контрактов Росгвардии появилась ровно накануне судебного заседания по рассмотрению иска мясокомбината «Дружба народов» к Навальному. Иск о защите деловой репутации будет рассматриваться в Московском арбитражном суде завтра, 11 декабря. Стороны как раз должны были к этому дню подготовить обоснование своих позиций. Получается двойственная ситуация. Данные о том, что контрактами и изучением обоснованности цен занялась Главная военная прокуратура, а ФАС – возбудила дело по этому же поводу, явно будут в пользу Алексея Навального и не в пользу мясокомбината. Игнорировать их, если они будут представлены на заседании, суд вряд ли сможет. Соответственно, вероятность победы Навального в суде – очень высока. Какие последствия? Во-первых, это будет ударом по Виктору Золотову, поскольку очевидно, что в результате расследования ФБК была задета, в первую очередь, репутация главы Росгвардии. Дуэль – проиграна? Во-вторых, победа Навального в суде значительно усилит его вес и вес будущих расследований ФБК.
Во-вторых, в статье РБК, из которой собственно и стало известно о настигшей Золотова и мясокомбинат «Дружба народов» напасти, говорится, что начальник отдела управления ФСБ по Росгвардии полковник В.А.Вертей
еще 8 мая 2018 г. сообщил в ФАС о завышении контрактных цен при поставках продовольствия Росгвардии и предложил провести совместную проверку закупок ведомства у «Дружбы народов». Из текста обращения ФСБ следует, что единственный поставщик и его подрядчики «незаконно завысили цену на продукцию, фактически выступив в качестве торгового посредника». Расследование ФБК вышло 23 августа. Что позволяет сделать предположение (замечу – только предположение) что либо один и тот же источник сначала обратил на контракты Росгвардии внимание ФСБ, а потом – ФБК Навального. Либо же непосредственно люди из ФСБ для подстраховки анонимно (?) поделились информацией с ФБК. Очень не хотелось бы, чтобы это оказалось правдой, но очень похоже на попытку (и успешную) использовать Алексея во внутренних разборках силовиков или так называемых башен.
И последний момент. Мясокомбинат «Дружба народов» был назначен единственным поставщиком Росгвардии подписанным Дмитрием Медведевым постановлением правительства от декабря 2017 г. По информации РБК, это решение прежде Золотов согласовал с Владимиром Путиным. Как отмечает в своем письме полковник ФСБ Вертей, «наделение статусом единственного поставщика хозяйствующих субъектов, действующих на рынках с развитой конкурентной средой, не обладающих необходимым опытом и производственными мощностями, является нецелесообразным, экономически невыгодным, коррупционноемким». Медведева, который кстати, упоминался в расследовании РБК, очень удобно сделать крайним в этой истории. Кстати, как уже писал «Малюта Скуратов», у Росгвардии есть еще один поставщик – ООО «Спецшвейснаб», которое в ноябре прошлого года также постановлением правительства было назначено единственным поставщиком одежды – от носков до костюмов. Но ни ФСБ, ни Навальный не стали обращать на него внимания, хотя целый ряд контрактов также вызывают вопросы. Что вновь позволяет сделать предположение (повторюсь не вывод — а только предположение), что ФСБ и ФБК использовали один и тот же источник. Или источник использовал их.