Закуп или закупка?

В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.

В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:

  • новом порядке проведения электронного запроса котировок;
  • новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.

И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.

Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:

  • Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
  • Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.

Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.

Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.

Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ

Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.

Даны разъяснения о порядке расчета сроков

Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.

Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.

Пандемия официально признана форс-мажором

Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.

ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок. Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.

Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.

Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:

  • при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
  • при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
  • изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат

Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.

На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.

Как изменились правила осуществления конкурентных закупок

Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.

Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.

Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.

При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.

Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.

Отдел сопровождения торгов Контура создал шаблоны согласно требованиям, обозначенным в постановлении.

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.

Узнать больше

При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.

Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.

В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.

В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.

Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными. По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства. Аналогичные сведения будут и в заявке.

Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.

В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Запуск ГИС «Независимый регистратор»

С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.

Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.

ГИС «Независимый регистратор» можно бесплатно на сайте zakupki.gov.ru.

Что нового в закупке новых машины и оборудования

Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств. По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.

Организуйте закупки по 44-ФЗ правильно с первого раза. Онлайн-сервис поможет заказчику правильно оформить документацию и контролировать сроки закупочных процедур.

Попробовать бесплатно

Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.

Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как поменяется алгоритм запроса котировок

Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.

Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.

Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.

Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Содержание извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.

Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.

Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.

Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.

Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.

Изменения в закупках у единственного поставщика

С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.

Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.

Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы. По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.). Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.

Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.

Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.

Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В этой статье мы расскажем о различных видах закупочных процедур, применяемых для определения победителей при проведении государственных и муниципальных закупок. Перечень таких процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Прошедший 2018 год принес существенные изменения в закон 44-ФЗ, в том числе и в порядок проведения закупок. Изменения продолжились и в 2019 году. В связи с этим мы приняли решение переработать данную статью с учетом изменений в законодательстве. В дальнейшем, по мере вступления в силу очередных изменений в законодательство о закупках, мы будем вносить изменения в текст статьи, поддерживая информацию в актуальном состоянии.

Итак, одним из главных нововведений в законе 44-ФЗ является перевод большинства закупочных процедур в электронную форму. Полный перечень процедур для госзакупок, перечисленных в законе 44-ФЗ, по состоянию на 22 марта 2019 года выглядит следующим образом:

1. Конкурс (открытый, с ограниченный участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный).

2. Аукцион (электронный, закрытый).

3. Запрос котировок.

4. Запрос предложений.

5. Закупка у единственного поставщика.

Конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений относятся к конкурентным процедурам. Как следует из названия, принцип определения победителей таких процедур является состязательным, участники соревнуются между собой, предлагая наиболее низкую цену или более выгодные условия. Условия и сроки проведения конкурентных процедур всегда известны заранее. Они указываются в закупочной документации.

Закупка у единственного поставщика, напротив, является неконкурентной процедурой. Порядок проведения таких закупок регламентируется законом «О контрактной системе» и постановлениями Правительства.

Кроме того, конкурентные процедуры бывают открытые и закрытые. Если информация об открытых процедурах находится в общем доступе в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), то информация о закрытых процедурах направляется заказчиком ограниченному кругу поставщиков в виде приглашения к участию закупке. В ЕИС информация о проведении закрытых закупок не публикуется.

Классификацию способов закупок по закону 44-ФЗ можно проиллюстрировать следующей схемой:

Рассмотрим более подробно возможные способы проведения закупок.

Открытый конкурс – как следует из названия, это конкурс, в котором может принять участие любой из поставщиков товаров, работ или услуг. Открытый конкурс признан основным способом размещения государственного и муниципального заказа. Открытый конкурс должен проводиться в случаях, когда нет предусмотренных законом специальных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, ограниченный рынок предложений, узкоспециализированная продукция, малый объем закупок, срочные или секретные закупки.
Основная особенность открытого конкурса – это применение дополнительно к ценовым критериям неценовых критериев определения победителя. При этом каждому из критериев присваивается определенная значимость, определенная закупочной документацией. Победителем открытого конкурса признается участник, набравший большее количество баллов.

Конкурс с ограниченным участием – конкурс, при проведении которого информация о закупке размещается в свободном доступе в ЕИС, но при этом к участникам закупки кроме единых требований предъявляются и дополнительные требования. Победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным единым и дополнительным требованиям.
Заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием только в двух случаях:

1. Если требуется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг высокой технической или технологической сложности и осуществить их могут только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.

2. Для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов), и при этом требуется допуск подрядчиков к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек и т.п.

Двухэтапный конкурс – как следует из названия, конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе участники такого конкурса обязаны первоначальные заявки на участие, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Конкурсная комиссия обсуждает поступившие предложения с участниками закупки. При этом, на обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники. По результатам первого этапа заказчик имеет право уточнить или дополнить условия закупки, а именно:

– требования к функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам объекта закупки;

— критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) Конкурс проводится для заключения:

а) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;

б) энергосервисного контракта;

в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Первый этап проводится в виде предквалификационного отбора или переговоров. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. На втором этапе подаются заявки с указанием цены с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. Победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе провести закупку в форме двухэтапного конкурса только при одновременном соблюдении следующих условий:

— конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

— для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

На втором этапе двухэтапного конкурса заказчик направляет всем участникам, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе такого конкурса. Победитель определяется по итогам рассмотрения окончательных заявок на участие в конкурсе.

Аукцион – самая простая (но не всегда самая эффективная) закупочная процедура. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену в ходе торгов с пошаговым снижением цены. Но, как известно, низкая цена далеко не всегда является гарантией качества поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. Поэтому, если заказчик хочет при определении победителя учитывать дополнительные критерии (например, наличие материально-технической базы, опыт исполнения контрактов, квалификация персонала и т.п.), он должен проводить закупки в форме конкурса, а не аукциона.

Запрос котировок – неторговая процедура, в которой победителем признается участник, предложивший самую низкую цену. Обязательное условие – заявка участника должна быть признана соответствующей требованиям, установленным закупочной документацией.

Закон устанавливает ограничения на использование процедуры. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Запрос предложений – неторговая процедура, победителем которой признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Основное отличие запроса предложений от запроса котировок заключается в наличии дополнительных критериев оценки поступивших заявок при использовании запроса предложений, в то время как при запросе котировок стоимость контракта является основным и единственным критерием определения поставщика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

2) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 ст. 95 закона 44-ФЗ;

3) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии;

4) осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

5) признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 закона 44-ФЗ;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

Закупка у единственного поставщика – неконкурентная закупочная процедура, при которой заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя, минуя конкурсные процедуры.

Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок». Таких случаев в законе указано более 50.

Закупка у единственного поставщика позволяет заказчику приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В то же время, из-за отсутствия конкуренции этот способ закупки создает широкие возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. В большинстве случаев проведение закупки у единственного поставщика регулируются Президентом и Правительством РФ. В феврале 2019 г. Правительством дано поручение Минфину принять меры к сокращению закупок у единственного поставщика.

Необходимо помнить, что в ряде случаев при осуществлении закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупки, а также цену и иные существенные условия контракта.

Закрытые процедуры (аукцион, конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) – проводятся аналогично открытым конкурентным процедурам, за исключением ограничений на доступ к участию.

В соответствии со ст. 84 закона «О контрактной системе в сфере закупок» закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности государства, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Поговорим о том, в каком виде проводятся эти закупочные процедуры ?

В соответствии с внесенными изменениями в закон «О контрактной системе в сфере закупок» с 1 июля 2018 года заказчики получили возможность проводить все открытые конкурентные процедуры в электронном виде. Возможность проведения электронных закупок было на тот момент правом, а не обязанностью заказчика.

С 1 января 2019 года проведение аукционов, открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов возможно только в электронном виде, а запросов котировок и запросов предложений — в основном в электронном виде, за исключением отдельных случаев, специально оговоренных в законе 44-ФЗ.

Поясним, о чем идет речь. Закон «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривает, что в ряде случаев разрешено проводить запросы котировок и запросы предложений в «бумажном виде». Это касается закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций:

• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

• проведение закрытых закупок (ст. 84);

• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Оговоримся сразу, что норма закона об обязательном проведении конкурентных процедур в электронном виде касается закупок, объявленных после 1 января 2019 года. Закупочные процедуры, о проведении которых было объявлено еще в 2018 году, будут проводиться в соответствии с редакцией закона 44-ФЗ, действующей на момент объявления закупки. Порядок проведения при этом определяется закупочной документацией, т.е. возможны закупки как в «бумажной», так и в электронной форме. Следовательно, в течение 2019 года в ЕИС нередко еще будут встречаться процедуры, объявленные в 2018 году и проводимые в «бумажной» форме.

С 14 марта 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. N 223. Постановление в соответствии с требованиями ст. 84.1 закона 44-ФЗ утвердило «Положение об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» и «Перечень заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с применением закрытых электронных процедур».

Согласно Перечню, Положением при проведении в электронной форме закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса и закрытого аукциона обязаны руководствоваться:

— Министерство обороны России;

— Федеральная служба безопасности России;

— Служба внешней разведки России.

Пользоваться Положением должны также подведомственные указанным заказчикам государственные учреждения и унитарные предприятия.

Обязанность проводить закрытые электронные процедуры при осуществлении закупок в соответствии с Положением в случае, установленном п. 5 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, появится у заказчиков с 1 июля 2019 года.

В рамках реформы системы государственных и корпоративных закупок Правительство РФ распоряжением № 1447-р от 12 июля 2018 года утвердило перечень электронных торговых площадок для проведения закупочных процедур.

Новый перечень электронных площадок (операторов электронных площадок), отвечающих требованиям ч. 3 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и ч. 11 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выглядит следующим образом:

1. Zakaz RF (Акционерное общество «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»).

2. ЕЭТП (Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»).

3. РАД (Акционерное общество «Российский аукционный дом»).

4. ТЭК-Торг (Акционерное общество «ТЭК – Торг»).

5. Национальная электронная площадка (Акционерное общество «Электронные торговые системы»).

6. Сбербанк – АСТ (Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»).

7. РТС – тендер (Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер»).

8. ЭТП ГПБ (Общество с ограниченной ответственностью «Электронная
торговая площадка ГПБ»).

Согласно этому же распоряжению, торги в рамках государственного оборонного заказа будут проходить на специализированной электронной торговой площадке АСТ-ГОЗ (Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа»).

Для участия в электронных закупочных процедурах все поставщики должны быть аккредитованы на электронных торговых площадках. Согласно новой редакции Закона 44-ФЗ (часть 48 ст. 112) с 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется только после регистрации участников закупок в ЕИС и размещения информации и документов участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).

Аккредитация происходит в автоматическом режиме, сразу на всех площадках, посредством электронного взаимодействия между ЕИС и ЭП. На аккредитацию участников, зарегистрировавшихся в ЕИС, операторам ЭП отводится не более 1 рабочего дня.

Подробнее о регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках Вы можете узнать из статьи на нашем сайте «Регистрация поставщиков в ЕИС – как и когда это необходимо сделать».

получение электронной подписи, подбор тендеров, тендерное сопровождение,

ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ «БЕРЕЗКА»

Перечисляя виды закупочных процедур необходимо сказать несколько слов о Едином агрегаторе торговли (ЕАТ) «Березка». Агрегатор создан в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 824-р. и предназначен для проведения закупок на малые суммы у единственного поставщика. По своему функционалу ЕАТ «Березка» представляет собой интернет-магазин, размещенный на интернет-сайте по адресу — https://agregatoreat.ru/.

С 1 марта 2019 года закупки товаров, работ, услуг федеральными заказчиками у единственного поставщика, проводимые в соответствии с п. 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе», осуществляются с использованием единого агрегатора.

Уточним о каких закупках идет речь:

— закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

— закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

— закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей».

Обязанность использования ЕАТ для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственному управлению в области обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства Российской Федерации.

Подробнее о работе агрегатора Вы можете прочитать в статье на нашем сайте «Единый агрегатор торговли «Березка» — как это работает».

Как видите, способов проведения закупок по закону «О контрактной системе» не так уж и много. Но Правительство не собирается на этом останавливаться. Минфину и Федеральному казначейству поручено заняться упрощением закупочных процедур и сокращением их числа. В процесс реформирования закупок включилось и Федеральная антимонопольная служба. В настоящее время уже подготовлены предложения ведомств, предусматривающие отказ от избыточно сложных процедур – таких, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и, возможно, запрос котировок. Упростить собираются и закупочное законодательство в целом.

Это означает, что спокойной жизни у заказчиков и поставщиков в ближайшее время не ожидается. Перемены продолжаются. Станет ли лучше работать система закупок — это никому не ведомо. Но скучно точно не будет !

О способах закупок по федеральному закону 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» мы расскажем в одной из следующих статей.
Удачных Вам закупок!

В самом общем виде конкурентные типы закупок можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия. К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя. Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить следующие основные закупочные процедуры:

1. Торговые процедуры:

  • Одноэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

2. Неторговые конкурентные процедуры:

  • Одноэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры — конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме — в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Какие бывают виды закупок по 223-ФЗ, отличаются ли они от видов закупок по 44-ФЗ? Закон №223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции при проведении тендера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *