Закрытие иностранного представительства

Содержание

Как правильно закрыть представительство иностранной организации

Иностранные фирмы обычно функционируют в РФ в форме представительства. В своей работе они должны руководствоваться законами страны. Однако ликвидация подобных представительств отличается от закрытия обычных фирм. Рассмотрим все нюансы процедуры.

Основания для ликвидации

Представительства ликвидируются по разным причинам. Рассмотрим самые распространенные основания:

  • Срок действия документов, на основании которых представительство осуществляло работу в РФ, завершился.
  • Ликвидация головного офиса фирмы, которой принадлежало представительство, на территории другой страны.
  • Зарубежными учредителями фирмы было принято единогласное решение о закрытии. Причина может быть любой.
  • Представительство закрывается государственными структурами в том случае, если оно нарушило процедуру аккредитации.
  • Филиал нарушает своей деятельностью законодательство РФ.
  • Завершились сроки действия учредительного соглашения. Однако это не касается тех случаев, когда на договор действовала пролонгация.

От причин ликвидации зависит порядок процедуры. Если это решение государственных органов, то они и будут заниматься закрытием.

Процедура ликвидации представительства

Первый шаг при ликвидации – составление официального уведомления. Направляется оно в государственные структуры. Если учредитель принял решение о закрытии филиала до истечения срока действия соглашения, то и аккредитора он должен уведомить о ликвидации досрочно.

Документы

Для закрытия иностранного представительства нужны эти документы:

  • Официальное решение о закрытии (к примеру, это может быть протокол собрания).
  • Разрешение на работу, которое было получено при открытии субъекта.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ внесен в реестр.
  • Документы, подтверждающие аккредитацию.
  • Бумага о назначении руководителя филиала.
  • Печати и штампы представительства.

Желательно предоставлять именно оригиналы документов. Если это будут копии, они заверяются посредством консульских печатей. Удостоверяются у нотариуса и зарубежные подписи.

Требования к документам

Документация должна соответствовать этим требованиям:

  • Текст на русском языке.
  • Если документ составлен на иностранном языке, потребуется перевод, заверенный у нотариуса.
  • Форму №15 ПФП не нужно заверять у нотариуса. Достаточно подписи руководителя иностранного субъекта. Также документ требуется прошить.
  • Решение зарубежного субъекта о ликвидации должно быть узаконено через Консульство.

Если бумаги не будут соответствовать требованиям, они отклоняются.

Основные шаги

Рассмотрим главные шаги по ликвидации:

  1. Снятие с учета в Минюсте. Учредителю нужно направить в регистрационную палату бумаги, касающиеся разрешения на работу, лицензии. Составляется соответствующее заявление. Решение по снятию с учета принимается на протяжении 3 недель.
  2. Снятие с налогового учета. Уведомление направляется в течение 3 дней. Снятие представительства с налогового учета – это довольно ответственное мероприятие, а потому рассмотрим его детально ниже.
  3. Снятие фирмы с учета в ФСС и ПФ. Эти структуры нужно оповестить о ликвидации. Для этого направляется уведомление, к которому прилагается решение о закрытии. Сделать это желательно в течение 5-10 дней.

Процедура оканчивается в регистрационной палате. Здесь сотрудники уничтожают печать и штампы.

ВАЖНО! Если рассматриваемый порядок не будет соблюдаться, компании отказывают в ликвидации до устранения всех недочетов.

Ликвидация через налоговый орган

Фирма должна не позже 3 суток с даты принятия решения о ликвидации направить уведомление об этом налоговый орган. Уведомление направляется в орган по адресу постановки на учет. Снятие с учета осуществляется по заявлению плательщика в течение 2 недель. Соответствующее положение содержится в абзаце 9 пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Для снятия с налогового учета нужны эти бумаги:

  • Заявление.
  • Копия решения о ликвидации.
  • Декларация о доходах.
  • Расчеты по налоговым платежам на период закрытия филиала.
  • Письмо из банковского учреждения о том, что счета представительства закрыты.
  • Свидетельство о постановке филиала на учет.

Если отсутствует хотя бы одна бумага из перечисленных, плательщику отказывают в снятии с учета. Однако налоговая не имеет права требовать дополнительные документы. Существует решение арбитражного суда по делу №А40-14078/02-33-152 от 7 июня 2002 года. В нем изложены эти обстоятельства: налоговая отказалась снять фирму с учета, запросив дополнительные документы. В дальнейшем она бездействовала, не снимая субъект с учета. Это бездействие было признано отказом. То есть налоговая нарушила права плательщика. Суд вынес решение о том, что налоговая должна немедленно снять филиал с учета. Это решение было поддержано апелляционными и кассационными инстанциями.

Есть только одно основание для снятия субъекта с учета – это наличие соответствующего решения учредителя, отраженное в заявлении. Снять с учета не могут при наличии этих обстоятельств:

  • Отсутствие работников в штате.
  • Отсутствие банковских счетов.
  • Плательщик неверно указал свой адрес.

Данные положения подтверждают суды. То есть при неправомерном закрытии филиала суд, скорее всего, встанет на сторону плательщика.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ВФ)

Для того чтобы снять представительство с учета в ВФ, нужно направить туда заявление. Отправляется оно или в письменном, или в электронном виде. В документе нужно указать причину закрытия. Сроки направления оповещений:

  • ПФР – не позднее 10 суток с даты получения уведомления.
  • ФСС – не позднее 5 суток.

Оповещения во все фонды направляются по стандартному порядку. Желательно проконтролировать процедуру снятия с учета. В обратном случае может возникнуть ситуация, когда представительство остается числиться на учете.

Дополнительные особенности

Закрытие филиала предполагает сокращение персонала. Сокращать сотрудников нужно грамотно. В обратном случае могут возникнуть проблемы с трудовой инспекцией. Работники уведомляются о сокращении за 2 месяца до предположительной даты ликвидации. При увольнении им выплачиваются компенсации.

Если у закрываемого представительства есть непокрытые задолженности/кредиты, учредители должны уведомить о ликвидации кредиторов. Последние имеют право на взыскание долга в течение 2 месяцев с получения уведомления.

Существует определенный перечень документов, который нужен при ликвидации. Он является исчерпывающим. То есть органы не имеют права запросить дополнительные бумаги.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации зависят от следующих обстоятельств:

  • Наличие сотрудников, которых нужно сокращать.
  • Прохождение налоговой проверки.
  • Наличие всех требуемых бумаг.
  • Своевременность обращения в государственные органы.
  • Наличие сотрудниц, которые находятся в декретном отпуске.

Если фирма не нуждается в налоговой проверке, а весь ее персонал переводится в другой филиал, срок закрытия сокращается до 1 месяца. Если же присутствуют усложняющие обстоятельства, срок может быть увеличен до 3 месяцев. Иногда процедура затягивается на полгода.

Ликвидация (прекращение деятельности) представительств и филиалов иностранных организаций

Представительства и филиалы иностранных компаний, ведущих свою деятельность на территории РФ, прекращают ведение любой деятельности на территории нашей страны на основании решения, принятого иностранной компанией (по тексту – инкомпания) об этом.

Для официального закрытия представительства (филиала) иностранной компании на территории России необходимо обращаться в Межрайонную Инспекция ФНС России №47 (МИФНС №47). Данный орган приобрел функцию по ликвидации (исключению из госреестра аккредитованных представительств и филиалов иностранных компаний) представительств и филиалов инкомпаний с 1.01.2015 года. При ликвидации представительства или филиала действие его аккредитации прекращается.

Действие аккредитации представительства или филиала инкомпании прекращается по 3-м основаниям:

  1. Принятое иностранной компанией решение о ликвидации (прекращении деятельности) на территории РФ своего представительства (филиала);

  2. Закрытие (ликвидация) иностранной компании в стране создания;

  3. Решение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на аккредитацию представительств и филиалов инкомпаний (то есть МИФНС №47). Относительно представительств и филиалов инкомпаний, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации таким органом, принимающим решение является Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта). В отношении представительств и филиалов иностранных кредитных организаций решение о ликвидации таких представительств (филиалов) принимает Центральный банк России.

Порядок ликвидации представительств и филиалов иностранных организаций

Для ликвидации представительства либо филиала инкомпании в МИФНС №47 необходимые документы подаются не позднее 15-го календарного дня с момента принятия решения о ликвидации.

Документы, представляемые в МИФНС №47 для ликвидации представительства или филиала инкомпании в связи с закрытием иностранной компании в стране регистрации либо принятием ею непосредственно решения о закрытии своего представительства (филиала):

  1. заявления по форме №15ПФП о ликвидации (закрытии, прекращении действия аккредитации) представительства или филиала инкомпании;

  2. решения инкомпании о закрытии представительства либо филиала на территории России.

В ответ на представленные иностранным представительством или филиалом документы, МИФНС №47 со дня их предоставления прекращает действие аккредитации в течение 10-ти рабочих дней. В качестве подтверждения ликвидации представительства или филиала инкомпании МИФНС №47 выдает информационный лист о прекращении действия аккредитации данного представительства (филиала) инкомпании в течение 5-ти рабочих дней с момента внесения такой записи в госреестр.

Аккредитация представительства или филиала инкомпании прекращается решением МИФНС №47 в случае представления следующих документов:

  1. документ ИФНС о факте отсутствия годового отчета, налоговых деклараций представительства (филиала) инкомпании о его деятельности в РФ на протяжении 12-ти месяцев с момента последнего их представления;

  2. любая корреспонденция ИФНС (минимум 2 вида), направлявшаяся в адрес представительства (филиала) инкомпании на протяжении последних 12-ти месяцев и вернувшаяся в адрес ИФНС с любой из отметок сотрудниками почты: организация выбыла с места нахождения; срок хранения корреспонденции истек либо другая пометка;

  3. документ, предоставленный банковской организацией, обслуживающей счет иностранного представительства (филиала), подтверждающий отсутствие операций по счету представительства (филиала) инкомпании за последние 12-ть месяцев либо документ ИФНС об отсутствии у банка сведений о наличии у представительства (филиала) каких-либо счетов в банковских учреждениях.

В случае ликвидации представительства или филиала инкомпании на основании решения МИФНС№47 информационный лист о внесении записи в госреестр о прекращении аккредитации не выдается.

Центробанк России и Росавиация сообщают электронно в МИФНС №47 о своем решении ликвидировать соответственно представительство (филиал) иностранной кредитной организации и представительство (филиал) инкомпании, работающей в сфере гражданской авиации либо о прекращении их аккредитации не позднее 5-ти рабочих дней с момента совершения соответствующих действий. МИФНС №47 в свою очередь с момента принятия от указанных органов соответствующей информации вносит ее в госреестр на протяжении 3-х рабочих дней.

На протяжении 3-х рабочих дней МИФНС №47 передает электронно сведения о ликвидации представительства (филиала) инкомпании во внебюджетные фонды России с целью снятия их с регистрационного учета.

Юристы Международной Юридической Компании, осуществляющие свои функции в сфере аккредитации представительств (филиалов) инкомпаний помогут Вам быстро оформить необходимые документы для закрытия вашего представительства (филиала), а также на протяжении всей процедуры ликвидации представительства (филиала) инкомпании будут самостоятельно взаимодействовать без Вашего участия с аккредитующим органом, в том числе решать все возникающие вопросы. АНО «Международная юридическая компания» признана лучшим исполнителем проектов в сфере ликвидации и банкротства по выбору Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства.

Бесплатная консультация по телефону

Вы не прошли валидацию

Отправить Это самый простой и быстрый способ узнать все интересующие Вас вопросы.

Стоимость ликвидации

Стоимость услуги по юридическому сопровождению ликвидации представительств и филиалов иностранных организаций составляет 50 000 рублей, если Вам необходимо бухгалтерское сопровождение – стоимость обсуждается в процессе переговоров на встрече.

Закрытие представительства

Процедура закрытия Представительства или Филиала осложняется требованиями к большому пакету документов для каждого отдельного государственного органа, т.е. процесс закрытия состоит из нескольких этапов и занимает достаточно длительное время.

Закрытие Филиала/Представительства иностранного юридического лица возможно по следующим основаниям:

  • прекращение деятельности Филиала/Представительства на территории Российской Федерации на основании решения головной компании;
  • прекращение деятельности головной компании в стране регистрации,
  • прекращение деятельности Филиала/Представительства по решению уполномоченного гос. органа.

Процедуру закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица можно разделить на несколько этапов:

  1. Регистрация прекращения действия аккредитации в Межрайонной инспекции №47 по г. Москве (данная процедура применима для Филиалов/Представительств, внесенных в Реестр филиалов и представительств иностранных юридических лиц, в иных случаях, процедура осуществляется с этапа №2).

    В состав процедуры входит: подача пакета документов в МИФНС № 47, включая Заявление установленной формы.

    Результат процедуры: МИФНС № 47 выдает Информационный лист с записью о прекращении действия филиала/представительства.

  2. Снятие иностранной компании с налогового учета в МИФНС47.

    В состав данной процедуры входит: получение справки по налогам, штрафам, пеням, сборам; закрытие всех текущих договоров; увольнение сотрудников и закрытие расчетного счета в банке; сдача всей необходимой отчетности и проведение сверок по всем налоговым платежам.

    По результатам проведения процедуры снятия с учета в налоговом органе МИФНС № 47 выдается следующий документ — Уведомление о снятии с налогового учета.

  3. Снятие иностранной компании с учета в Пенсионном фонде РФ.

    В состав процедуры входит: сверка отчетностей и выплат с ПФР; погашение недоимок, пени (при наличии).

    По результату ПФ РФ выдает документ – Уведомление о снятии с учета в территориальном органе ПФ РФ.

  4. Снятие иностранной компании с учета в Фонде социального страхования РФ.

    В состав процедуры входит: сверка отчетностей и выплат с ФСС.

    Результат: ФСС России выдает документ – Решение о снятии с учета в ФСС РФ.

Услуга «Закрытие Филиала/Представительства иностранного юридического лица» включает:

  • устное консультирование по процедуре закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица;
  • разработка необходимых документов;
  • осуществление сопровождения процедуры закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах;

Дополнительно Вы можете заказать:

  • бухгалтерское сопровождение процедуры закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица (составление и сдача отчетности);
  • осуществление взаимодействия с территориальной ИФНС (по месту налогового учета организации) и внебюджетными фондами по вопросам проведения сверок расчетов, а также сопровождение иных процедур, связанных с закрытием Филиала/Представительства иностранного юридического лица (участие в проведении камеральной и/или выездной проверке);
  • иные услуги, необходимые для успешного осуществления закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица;

Перечень необходимых документов:

  • уведомления о регистрации в качестве страхователя в ПФР и ФСС.
  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с присвоенным номером НЗА;
  • свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе с присвоенным номером ИНН;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационное письмо Росстата;

ВОПРОС: как правильно, поэтапно провести процедуру «закрытия» представительства в Белоруссии,

При подготовке процедуры ликвидации представительства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

соблюдение порядка принятия решения о ликвидации;

внесение изменений в устав общества в связи с ликвидацией представительства;

порядок и срок подачи в налоговый орган сообщения о ликвидации обособленного подразделения;

порядок снятия представительства с налогового учета по месту регистрации обособленного подразделения;

порядок передачи обществу активов представительства, учитываемых на его балансе;

реализация трудовых прав работниками представительства при его ликвидации.

Рассмотрим каждый из этих моментов подробно.

Решение о ликвидации представительства. Согласно ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) решение о ликвидации представительства принимается на заседании совета директоров общества большинством голосов членов совета, принимающих участие в заседании (ст. 68 Закона об АО).

Действующим законодательством не установлено обязательных требований к формулировке решения о ликвидации представительства.

Закон также не предусматривает создания специальной ликвидационной комиссии в случае ликвидации представительства. В то же время обязательность ее создания может быть установлена документами, утвержденными решением совета директоров (в частности, положением о представительстве). Состав ликвидационной комиссии утверждается обществом по своему усмотрению, например одновременно с решением совета директоров общества о ликвидации представительства. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами представительства.

Внесение изменений в устав общества. В силу п. 5 ст. 12 Закона об АО изменения, связанные с ликвидацией филиалов и представительств общества, вносятся в устав общества на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) ОАО. Таким образом, право принятия решения о внесении изменений в устав общества в связи с ликвидацией представительства принадлежит совету директоров общества.

Но совет директоров не обладает правом утверждать устав общества в новой редакции. Это полномочие принадлежит общему собранию акционеров ОАО (п. 1 ст. 12, подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). ФАС Центрального округа в Постановлении от 26 сентября 2005 г. по делу N А23-1375/05А-12-111 указал, что для регистрации изменений в уставе общества необходимо наличие в числе документов, представленных в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации),решения общего собрания акционеров об утверждении новой редакции устава.

Изменения, вносимые в устав общества в связи с ликвидацией представительства, могут быть включены в текст решения о ликвидации представительства либо утверждаться отдельным решением.

Уведомление о ликвидации представительства. Сообщение об изменениях в уставе общества представляется органу государственной регистрации*(1) в уведомительном порядке (п. 6 ст. 5 Закона об АО и ст. 19 Закона о госрегистрации). Порядок регистрации внесенных в учредительные документы изменений предполагает, что они приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Следовательно, представительство признается ликвидированным с момента уведомления регистрирующего органа об изменениях в уставе общества.

Для регистрации изменений в уставе, связанных с ликвидацией представительства, в регистрирующий орган по местонахождению общества необходимо представить:

уведомление о внесении изменений в учредительные документы (по форме N Р13002*(2));

решение о внесении изменений в учредительные документы общества;

вносимые в учредительные документы общества изменения (либо непосредственно включенные в текст решения, либо изложенные в отдельном документе, который утвержден решением совета директоров);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В течение пяти дней с момента получения указанных документов регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и выдает обществу свидетельство по форме N Р50003*(2).

После ликвидации представительства все права и обязанности по обязательствам, связанным с его деятельностью, несет общество. Это следует из п. 5 ст. 5 Закона об АО: представительство осуществляет деятельность от имени создавшего его общества, которое и несет ответственность за деятельность представительства.

Общество обязано в срок не позднее одного месяца со дня ликвидации представительства письменно сообщить об этом налоговому органу по своему местонахождению (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается в произвольной форме, поскольку рекомендуемая форма для него не утверждена.

Снятие представительства с налогового учета. Заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения подается по форме N 09-1-4*(3). Снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Порядок передачи активов, учитываемых на балансе представительства. Все имущество, числящееся на балансе представительства (как закрепленное за ним обществом, так и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности), после его ликвидации передается обществу. Обязательных требований как к порядку передачи активов, так и к составлению каких-либо документов, оформляющих такую передачу, нет. По нашему мнению, необходимо составить опись всех активов представительства и затем передать их по акту приемки-передачи от одного материально ответственного лица другому (например, от главного бухгалтера представительства главному бухгалтеру общества). То же относится и к документам представительства: их целесообразно передавать по акту с приложением подробной описи. Такой порядок передачи позволит минимизировать риск утраты имущества и документов в процессе ликвидации представительства.

Реализация трудовых прав работников представительства. При прекращении деятельности представительства организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками структурного подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ).

Если общество и его представительство находятся в одной местности, применяются положения ст. 72, 73 ТК РФ. Переводом по инициативе работодателя является в том числе перевод на другую постоянную работу в той же организации, т.е. изменение трудовой функции или существенных условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Согласно ст. 57 ТК РФ место работы является одним из существенных условий трудового договора, изменение которых по инициативе работодателя допускается по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (ст. 73 ТК РФ). По нашему мнению, ликвидацию представительства, расположенного в одной местности с организацией, можно отнести к изменениям организационных условий труда.

О ликвидации подразделения и связанном с ней переводе работодатель обязан письменно уведомить его сотрудников за два месяца. Перевод допускается только с письменного согласия работника, которое должно оформляться как отдельный документ. Сотруднику представительства может быть подготовлено письменное предложение о смене места работы по причине изменения организационных условий труда, подписанное самим работодателем (директором представительства) или лицом, уполномоченным на оформление трудовых отношений с работниками. В предложении следует предусмотреть реквизит «С переводом согласен» и место для росписи работника. Этот документ рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых (с росписью работника) сохраняется у общества и служит основанием для оформления приказа (распоряжения) о переводе и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником.

Если работника не устраивают новые условия труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при ее отсутствии — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии такой работы или если работник отказался от предложенной ему вакансии, по истечении двух месяцев со дня предупреждения об изменениях организационных условий труда трудовой договор с ним расторгается на основании п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации возможно применить абз. 3 ст. 72 ТК РФ: при перемещении на работу в другое структурное подразделение организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и существенных условий трудового договора, согласие работника не требуется. Разъяснения этой нормы ТК РФ содержатся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: если в трудовом договоре рабочее место сотрудника было определено с указанием конкретного структурного подразделения (представительства), то изменение структурного подразделения организации (как места работы) возможно лишь с его письменного согласия, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если структурное подразделение в трудовом договоре не указано, то такое изменение не будет изменением существенных условий договора и при отсутствии существенного ухудшения транспортной доступности места работы согласие работника в такой ситуации не требуется.

Однако, по нашему мнению, в данной ситуации предпочтительнее воспользоваться ст. 73 ТК РФ, так как, во-первых, в этом случае обязательно учитывается мнение работника, а во-вторых, структурное подразделение относится к числу существенных условий трудового договора и должно быть в нем указано (ст. 57 ТК РФ).

При переводе работников вносить изменения в штатное расписание общества не требуется. У представительства нет полномочий на утверждение своего штатного расписания, вся структура и предусмотренное количество работников должны содержаться в штатном расписании общества, утвержденном его генеральным директором.

Закрытие представительства иностранной организации

Обновление: 10 августа 2017 г.

Представительства иностранных организаций в Российской Федерации не являются самостоятельными юридическими лицами. Процедура их закрытия несложна. Закрытие представительства иностранной организации происходит по правилам Закона об иностранных инвестициях. Уполномоченными органами регистрации прекращения деятельности иностранных представительств являются: ФНС, для кредитных организаций – Банк России, для организаций воздушного транспорта – Росавиация.

Причины и порядок закрытия иностранных представительств

Представительство иностранной компании закрывается прекращением его аккредитации и исключением из Государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Вести Реестр уполномочена ФНС, сведения из него можно получить на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Поиск необходимой информации происходит по ИНН, или по названию, или по государственному номеру аккредитации. Сведения на сайте можно получить бесплатно. За предоставление выписки из Реестра придется заплатить.

Аккредитация представительства прекращается, а иностранное представительство закрывается со дня внесения записи в Реестр.

Аккредитация может быть прекращена по следующим причинам:

  • в связи с решением иностранной организации — учредителя представительства;
  • если иностранный учредитель прекратил деятельность в стране регистрации;
  • по решению налоговой (с 01.01.2015 -Межрайонная инспекция ФНС России N 47 по г. Москве)

Процедура закрытия

Рассмотрим порядок ликвидации представительств иностранных компаний за исключением организаций кредитной сферы и воздушного транспорта, для которых действуют специальные нормы.

Для закрытия представительства иностранной организации уполномоченные лица подают в пятнадцатидневный срок в налоговую инспекцию комплект документов:

  • заявление, подписанное руководителем представительства;
  • решение учредителя о прекращении деятельности на территории РФ.

Документы могут быть составлены:

  • на русском языке;
  • на иностранном языке с выполненным переводом на русский, заверенным в установленном порядке.

С даты получения документов у налоговой имеется 10 дней на прекращение аккредитации иностранного представительства. В пятидневный срок (дни – рабочие) с даты записи о прекращении в Реестре представительство информируется о факте закрытия.

Когда налоговая может лишить иностранное представительство аккредитации

Налоговая полномочна прекратить действие аккредитации иностранного представительства, если:

  • представительство за двенадцать месяцев со дня последнего представления в налоговый орган не представляло необходимые налоговые декларации, другая отчетность о деятельности в РФ;
  • в течение последних двенадцати месяцев письма, направленные налоговыми органами по адресу иностранного представительства, возвращались с визами об истечении срока хранения, выбытия адресата и др.;
  • в течение последних двенадцати месяцев нет движения на счете в банке, другой кредитной организации, у которых имеется лицензия Банка России.

Если деятельность иностранного представительства прекращена принудительно по инициативе уполномоченного налогового органа, иностранное представительство не информируется о факте внесения в его отношении записи в Реестр: документ, свидетельствующий о факте прекращения деятельности не выдается и не направляется.

Что нужно сделать перед закрытием иностранного представительства в России?

Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков? А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России? Обратимся к основному закону страны – Конституции РФ. В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Важно! То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения. Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 Земельного Кодекса РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе. Иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта. Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». Важно! Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка. Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю. Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами. Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности. А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых российское? Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833. Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом России, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Алена Талаш. Читайте: https://rosco.su/consult/mogut-li-inostrannye-grazhdane-ili-inostrannye-firmy-pokupat-zemlyu-v/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России «РосКо». Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube — https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook — https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен — https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter — https://twitter.com/RosCo_audit Instagram — https://www.instagram.com/rosco.consulting/ https://rosco.su/

Снятие с учета представительства иностранной компании

Снятие с учета представительства иностранной компании производится по установленной законом схеме и может происходить по разным причинам. Что это за причины и как происходит процедура снятия с учета — узнайте из нашего материала.

Причины снятия с учета представительства иностранной компании в 2016–2017 годах

Как происходит ликвидация (закрытие) представительства иностранной компании и изымается ли при этом первичка

Итоги

Причины снятия с учета представительства иностранной компании в 2016–2017 годах

Снятие с учета подразделения зарубежной компании происходит при прекращении действия его аккредитации (в случаях, указанных в п. 7 ст. 21 закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях в РФ):

  • по решению иностранного юрлица (ИЮЛ) — при закрытии его подразделений на территории РФ;
  • в связи с прекращением деятельности самого ИЮЛ;
  • по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Аккредитующий орган может принять решение о прекращении аккредитации иностранного представительства, если оно нарушило:

  • условия, на которых ИЮЛ было разрешено работать в РФ через свое подразделение;
  • нормы российского законодательства.

Кроме того, прекращение аккредитации происходит в ситуации окончания действия заключенного с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого представительство было открыто (если это прямо указано в содержании такого соглашения).

Как международные соглашения помогают снизить налоговое бремя, расскажет материал «Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)».

Как происходит ликвидация (закрытие) представительства иностранной компании и изымается ли при этом первичка

Ликвидация представительства ИЮЛ представляет собой комплекс мероприятий, происходящих по нормам российского законодательства и включающих процедуры следующего характера:

  • юридического (подача необходимых заявлений и уведомлений в регистрирующий орган);
  • организационного (увольнение, перевод сотрудников и руководства);
  • бухгалтерского (сверка налоговых платежей и обязательств, составление заключительной отчетности, подготовка первички к налоговой проверке и др.).

Важным элементом процедуры ликвидации филиала/представительства ИЮЛ является налоговая проверка. Если налоговики заподозрят проверяемого субъекта в налоговых нарушениях, его бухгалтерская и налоговая первичка изымается — выемка регламентируется ст. 94 НК РФ.

Схему осуществления налоговых контрольных мероприятий узнайте из материала «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Основные этапы ликвидационной процедуры указаны в таблице:

Процедура ликвидации филиала зарубежной фирмы

Этапы

Результат

Регистрация прекращения действия аккредитации филиала/представительства ИЮЛ

Подача в межрайонную инспекцию № 47 по г. Москве пакета документов, включая:

  • заявление ф. № 15ПФП;
  • решение ИЮЛ о закрытии

Налоговики выдают информационный лист с записью о прекращении действия филиала/представительства ИЮЛ

Снятие с налогового учета

Сверка налоговых платежей, расчеты с персоналом и его увольнение, взаиморасчеты с контрагентами, закрытие расчетных счетов, сдача отчетности, прохождение процедуры налоговой проверки и др.

Налоговики выдают уведомление о снятии с налогового учета

Информационный лист не выдается, а прекращение аккредитации подразделения ИЮЛ происходит исключительно по решению налоговиков, если в их распоряжении находятся документы, свидетельствующие об отсутствии на протяжении законодательно определенного срока:

  • годового отчета и налоговых деклараций;
  • счетов в банковских учреждениях или операций по счетам.

Тот же порядок ликвидации филиала/представительства ИЮЛ действует, если у налоговиков есть подтверждение выбытия подразделения ИЮЛ с места его нахождения (как минимум 2 вида отправленной налоговиками в адрес филиала и вернувшейся обратно корреспонденции либо корреспонденция, имеющая почтовые отметки об истечении срока хранения или отсутствии адресата).

Итоги

Зарубежные компании, осуществляющие свою деятельность на территории нашей страны через филиалы или представительства, при закрытии этих подразделений должны руководствоваться российским законодательством.

Снятие с учета таких подразделений включает регистрацию прекращения их аккредитации, а также все этапы процедуры снятия их с налогового учета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *