Законопроект о образовании и медицине

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона No 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Мифы и реальность

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения. Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что:

  • право на образование имеет каждый гражданин;
  • общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством;
    каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе;
  • обязательным является основное общее образование.

Верить или нет?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения. Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Оплата за дополнительное образование и репетиторов

Вряд ли в России полноценно возродится система факультативных бесплатных занятий. Такое практикуется лишь в малом количестве образовательных учреждений, причем большая часть из них находится в сельских населенных пунктах. В ряде городских школ даже практикуется неофициальный запрет таких мероприятий со стороны руководства. Небольшое количество бесплатных кружков еще пока сохраняется, но основная масса дополнительных занятий уже давно платная. При этом кружки по интересам и другие формы дополнительного образования не являются обязательными, к тому же экзаменов по ним не предполагается. Поэтому здесь родители и дети поступают согласно желаниям и возможностям.

Другая ситуация наблюдается с особенностями преподавания общеобразовательных предметов, репетиторства и последующей экзаменации. Очень часто в социальных сетях и даже в самих школах появляется такая информация, что ОГЭ и ЕГЭ сдать без дополнительных занятий с репетитором невозможно. Безусловно, если уровень преподавания критично низкий, то высокие баллы на экзамене будет сложно получить. При этом, если учащийся пытается освоить хотя бы этот объем преподаваемой информации, то он сможет пройти выпускные экзамены. Вопрос только в том, какая итоговая оценка будет выставлена по результатам.

Выводы

К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях складывается такая нехорошая традиция, когда сами педагоги заинтересованы в том, чтобы стандартная программа предоставлялась детям некачественно с целью дальнейшего оказания репетиторских услуг на платной основе. Родителям нужно перестать верить в дезинформацию относительно платности общего образования и не «вестись» на уговоры учителей на их найм в качестве репетитора по причине сложности экзаменов. Дополнительные занятия нужны только тем детям, которые халатно относятся к учебе или учатся в очень слабом образовательном учреждении. Даже в этих случаях стоит предпочесть стороннего преподавателя в качестве репетитора или просто самостоятельно помочь ребенку немного подтянуть свои знания.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным – в России платного школьного образования не будет. Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

23 апреля Госдума без лишнего шума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В народе этот закон уже прозвали о платном образовании и медицине.

Законопроект меняет статусы бюджетных учреждений и принципы их финансирования. Главным плюсом разработчики назвали будущую финансовую самостоятельность учреждений, не забывая уточнить, что при этом учреждения лишатся бюджетного финансирования в полном объёме. Планируется, что при реализации закона по традиционной схеме будут финансироваться лишь военные части, исправительная система, психиатрические больницы и лепрозории. А школам и больницам деньги будут выделять лишь по числу учеников и пациентов в рамках гослимита, который пока тоже не известен.

Если весть о том, что часть медицины может стать платной, люди восприняли спокойно – привыкли отдавать деньги за уколы-капельницы, то возможность платного образования возмутила всех. Родители уже подсчитали: если в бесплатный лимит войдут лишь по два часа русского языка, математики, три часа физкультуры и религии в неделю, то за остальные предметы придётся платить 5-6 тысяч в месяц. Большинству гранит науки покажется очень дорогим камнем.

Но министерство образования и науки России попыталось опровергнуть эти подсчёты: «Суть законопроекта применительно к системе общего образования – предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования». По сообщению министерства, оно выступает и всегда выступало «с позиции обеспечения каждого ребёнка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование».

Опроверг слухи и мэр города Читы Анатолий Михалёв: «Ещё закон не был подписан, а уже на митингах звучало, что в России отменяется бесплатное образование в школах и в высших учебных образованиях. Давайте мы в окончательном варианте получим все нормативно-правовые документы, а потом будем их обсуждать. У меня есть информация, что новых изменений не будет. Закон даёт право сохранять казённые образовательные учреждения и создавать автономные образовательные учреждения. Но обязательный перечень и стандарт услуг, так или иначе, будут финансироваться из бюджета. Такая же схема будет работать в медицинских учреждениях».

По его словам, законопроект предусматривает, что плата будет взиматься лишь за дополнительные занятия, такие, как кружки по пению или рисованию.

«Учебным заведениям будет предоставлено право самим выбирать: или они остаются казённым учреждением и работают по старым схемам, или, если они считают, что способны оказывать дополнительные услуги, могут переходить в статус автономного. Никто не собирается все учреждения перевести в автономные. Готовы – работайте, но при условии, что мы вам финансируем стандарт, необходимый для учащихся, а по дополнительным услугам – зарабатывайте, тратьте на себя», — отметил мэр 11 мая на пресс-конференции.

По его словам, у всех школ разные условия. Есть те, где обучается около двух тысяч школьников и существуют условия для проведения дополнительных занятий. «Здесь нельзя подходить однозначно. И президент не сказал, что всё – завтра заканчиваются казённые предприятия или муниципальные учреждения образования и все будут автономными», — сказал Михалёв. Он отметил, что пока ни одно из 75 дошкольных образовательных учреждений и 55 школ города не выразило желание быть автономным.

Директор читинской школы №49 Руслан Никонов считает, что многие руководители современных школ давно ждут перелома в вопросах финансирования образования, но пока с боязнью относятся к инновациям.

«Получается, что мы по форме собственности, по своим нормативным документам являемся муниципальными. Это говорит о том, что нам должны финансировать содержание здания, модернизацию, техническое обеспечение. К сожалению, этого практически нет», — рассказывает Никонов.

По его словам, в России можно создать несколько категорий школ, например, частных, открытых, закрытых и, конечно, бесплатных: «Если родители хотят большего, они могут выбирать среди школ, оплачивая дополнительные услуги. Тогда руководители школ будут знать, что есть деньги на ремонт, проводку, покупку аппаратуры, учебников, чтобы отправить специалистов обучиться, переучиться. У меня, как у директора, не будет болеть голова, где всё это взять. Это будет нормально. Сегодня уже менталитет изменился – родители готовы платить, например, за частные детские сады».

С опаской приняли новый законопроект и представители здравоохранения. Прежде всего, по словам председателя краевого профсоюза работников здравоохранения Надежды Кулинченко, был проведён анализ возможных социальных последствий реализации закона.

«Мы высказали несогласие, что федеральным бюджетом будут предусматриваться финансовые средства для индексации заработной платы работников только казённых учреждений. Что приведёт к ущемлению интересов подавляющего большинства работников государственных муниципальных учреждений», — сказала Кулинченко.

По её словам, письма с указанием недостатков закона были направлены представителям законодательной и исполнительной власти федерального и краевого уровня.

«Мы согласились с мнением центрального комитета профсоюза, что недостатки должны быть устранены. Этот закон рассматривался в нарушении регламента Государственной думы, без предварительного рассмотрения закона трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений РФ. Поэтому Федерация независимых профсоюзов направила обращение к председателю правительства Путину, чтобы он отозвал проект закона из государственной думы, и чтобы трёхсторонняя комиссия рассмотрела социально-экономические последствия, если закон будет реализован», — рассказала Надежда Кулинченко, уточнив, что не имеет официальных результатов этого обращения.

Точки над «и» расставил президент России Дмитрий Медведев, который на прошлой неделе, как сообщает «Российская газета», впервые прокомментировал слухи и домыслы о том, станет ли образование платным: «Общий ответ – нет. Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг. И, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели».

По уточнению министерства образования и науки РФ по новым финансово-управленческим принципам уже начали работать 20 тысяч школ или 40% от общего числа, в которых обучается 5 из 13 миллионов школьников.

По мнению президента, не должно быть негативных последствий и для медицинских учреждений – наоборот, финансирование будет увеличено до 460 миллиардов рублей. Эти деньги должны пойти на материально-техническое обеспечение, питание, медикаменты и заработную плату.

Как сообщает «Российская газета», президентская подпись на документе — лишь вопрос времени. А, по словам собеседников агентства, время ещё и покажет, что принесёт медицине и образованию новый закон.

Юлия Золотуева

Юлия Золотуева18:10, 12 мая 2010

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным– в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *