Закон РФ 2446 1

З А К О Н РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности (В редакции Закона Российской Федерации от 25.12.92 г. N 4235-I; федеральных законов от 25.07.2002 г. N 116-ФЗ; от 07.03.2005 г. N 15-ФЗ; от 25.07.2006 г. N 128-ФЗ; от 02.03.2007 г. N 24-ФЗ; от 26.06.2008 г. N 103-ФЗ) Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Статья 3. Угроза безопасности Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Статья 4. Обеспечение безопасности Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общество и государство в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Статья 5. Принципы обеспечения безопасности Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством. РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 8. Основные элементы системы безопасности Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Статья 9. Основные функции системы безопасности Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией. Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере. Верховный Совет Российской Федерации: определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности; разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности; устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности; осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности; не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации; определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности; ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности. (Часть вторая признана не действующей — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации: возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; совместно с Верховным Советом Российской Федерации определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации. (Абзацы третий и шестой части второй признаны не действующими — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации): в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации: в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности. Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. (В редакции федеральных законов от 25.07.2002 г. N 116-ФЗ; от 07.03.2005 г. N 15-ФЗ; от 26.06.2008 г. N 103-ФЗ) Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. РАЗДЕЛ III. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» и настоящего Закона. В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (В редакции Федерального закона от 25.07.2006 г. N 128-ФЗ) Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации. В число Постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации входят по должности: вице-президент Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председатель Совета Министров Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации). Секретарь Совета безопасности входит в число постоянных членов Совета безопасности, назначается Президентом Российской Федерации и утверждается в должности Верховным Советом Российской Федерации. Членами Совета безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики и финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, Службы внешней разведки, а также иные должностные лица, назначенные Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации. (Части четвертая — шестая признаны не действующими — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) В заседаниях Совета безопасности принимает участие Председатель Верховного Совета Российской Федерации или по его поручению заместитель Председателя. (Часть дополнена — Закон Российской Федерации от 25.12.92 г. N 4235-I) В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (Часть дополнена — Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 24-ФЗ) Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации; подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства. Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Постоянные Члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности. Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации. Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии. Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации. Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации. Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются Председателем Совета безопасности. Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются: оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности; подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации; разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности; накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию; информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений; организация научных исследований в области обеспечения безопасности; подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности; подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации. РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств. РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности Контроль за деятельностью по обеспечения безопасности осуществляет Верховный Совет Российской Федерации через Совет Республики и Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, соответствующие постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. (Часть первая признана не действующей — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности. Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности. Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Дом Советов России 5 марта 1992 года N 2446-I

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 3. Угроза безопасности

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Раздел II. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 8. Основные элементы системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Статья 9. Основные функции системы безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Часть вторая не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

Органы исполнительной власти:

обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

абзац третий не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288;

контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

абзац шестой не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации):

в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:

в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Раздел III. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования

Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» и настоящего Закона.

В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.

Части четвертая — шестая не действуют. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

В заседаниях Совета безопасности принимает участие Председатель Верховного Совета Российской Федерации или по его поручению заместитель Председателя.

(часть седьмая введена Законом РФ от 25.12.1992 N 4235-1)

В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.

Секретарь Совета безопасности Российской Федерации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(часть десятая введена Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации

Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации

Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности.

Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.

Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации

Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе.

В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии.

Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации.

Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем Совета безопасности.

Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации

На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:

оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;

подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;

разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;

накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;

организация научных исследований в области обеспечения безопасности;

подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;

подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.

Раздел IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности

Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.

Раздел V. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности

Часть первая не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности.

Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.

Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности

Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

5 марта 1992 года

N 2446-1

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности»

<Письмо> ФНС России от 05.04.2017 N БС-4-21/6407@ «О направлении писем Минфина России и Минэкономразвития России по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных арбитражным судам, к земельным участкам, ограниченным в обороте» (вместе с <Письмом> Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-04-02/18685, <Письмом> Минэкономразвития России от 09.01.2013 N Д23и-1 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте», <Письмом> Минэкономразвития России от 03.08.2012 N Д23и-2603 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте», <Письмом> Минэкономразвития России от 13.07.2012 N Д23и-2037 «Об отнесении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным арбитражным судам, к ограниченным в обороте»)

Исходя из содержания письма Минфина России, ранее Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон N 2446-1) систему безопасности образовывали в том числе органы судебной власти. Указанный Закон N 2446-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон N 390-ФЗ).

<Письмо> ФНС РФ от 19.06.2008 N ШС-6-3/439 «О земельном налоге» (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 27.05.2008 N 03-05-04-02/33)

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 13.03.2007 N Д08-840, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами «Об обороне», «О безопасности».

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон N 2446-1) систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Согласно статьи 12 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Постановление Президиума Совета судей РФ от 17.05.2010 N 225 (ред. от 05.08.2010) «Об утверждении Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции»

Федеральный закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г. N 2446-1;

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 07.03.2020) «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»

В соответствии с пунктом «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» постановляю:

1. Утратил силу с 6 мая 2011 года. — Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590.

Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 N 1309-р «О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации»

Концепция определяет направления политики Российской Федерации в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности», Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации», Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р, Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, и других нормативных правовых актов.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон N 2446-1) систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Указ Президента РФ от 02.08.1999 N 949 (ред. от 07.06.2004) «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации»

В соответствии с пунктом «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О безопасности» постановляю:

1. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон «О безопасности») к силам обеспечения безопасности отнесены органы охраны здоровья населения.

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып. 19. С. 20-24.

Э. Р. Мурадян

КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,

ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Представлен конституционно-правовой механизм реализации уникальной концепции современной теории права — концепции безопасности трех основных взаимосвязанных элементов: личности, общества и государства.

Ключевые слова: личность, общество, государство, безопасность, концепция безопасности, концепция национальной безопасности.

При достижении баланса интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства важная роль принадлежит Конституции РФ, выступающей нормативноправовой основой безопасности личности, общества и государства.

Следует отметить, что в Конституции РФ неоднократно употребляется термин «безопасность»:

1) ч. 5 ст. 13 запрещает «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства»;

2) в ч. 3 ст. 37 сказано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности»;

3) в ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 речь идет об условиях допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называются безопасность государства и граждан;

4) п. «м» ст. 71 относит безопасность к ведению Российской Федерации;

5) п. «б» ст. 72 относит обеспечение общественной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

6) п. «д» ст. 72 относит обеспечение экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

7) ч. 2 ст. 74 оговаривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг в России, если это необходимо для обеспечения безопасности;

8) в соответствии с ч. 1 ст. 82 при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу,

в которой обязуется защищать безопасность государства;

9) п. «д» ст. 114 относит обеспечение государственной безопасности к ведению Правительства РФ;

10) п. «ж» ст. 83 закрепляет полномочия главы государства по формированию Совета Безопасности РФ и руководству им, указывая на то, что его статус определяется федеральным законом.

Анализ Конституции РФ показал, что значительное число конституционных норм посвящено безопасности личности.

Конституция РФ 1993 г. восприняла прогрессивные положения, сформулированные в последней Конституции СССР и Конституции РСФСР 1978 г., и содержит много новых положений, обеспечивающих безопасность личности.

Как справедливо отмечает Л. А. Окуньков, было бы заблуждением ожидать появления идеального варианта Конституции РФ, способной обеспечить стабильный прогресс во всех сферах общественной жизни. Однако действующая сегодня Конституция РФ отражает динамичный процесс развития российской государственности, как бы пронизывая быстро сменяющиеся события и направления в политической жизни и экономике, определяет то, что должно стать основным на долгие годы1.

Несмотря на то, что глава 2 Конституции РФ 1993 г. не предусматривает обособленного права человека и гражданина на безопасность, сам

термин «безопасность» применительно к обществу и отдельным людям встречается практически по всему ее тексту. Например, ч. 3 ст. 37 закрепляет право на труд в безопасных условиях; ст. 56 в качестве одной из целей ограничения прав и свобод при чрезвычайном положении называет безопасность граждан; ст. 74 определяет одной из целей ограничения перемещения товаров и услуг обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья людей.

Конституция РФ является нормативным актом, устанавливающим основы и принципы деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности личности с учетом принципов верховенства Основного Закона, федеральных конституционных и федеральных законов, федерализма, народовластия, единства системы государственной власти, разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Поэтому косвенно вопросы безопасности личности обозначены в п. «в» ст. 71 Конституции РФ, которым регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Определяя вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, ст. 71 предусматривает, что к исключительному ведению Российской Федерации относятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование (п. «е», «о»), установление системы федеральных органов исполнительной власти (п. «г»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий и охрана памятников истории и культуры (п. «б», «д» ст. 72), а также административное, административнопроцессуальное законодательство, установление принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «к», «л», «н» ст. 72). По вышеперечисленным вопросам субъекты Российской

Федерации могут принимать решения самостоятельно, и единственным требованием к ним будет соблюдение Конституции РФ и законов Российской Федерации.

Таким образом, безопасность личности получает свое воплощение путем конституционноправового закрепления прав и свобод человека и гражданина.

Некоторое противоречие мы можем наблюдать, сравнивая ст. 71 и 72 Конституции РФ, в которых защита прав и свобод личности указана и как предмет ведения Российской Федерации, и как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право на труд в безопасных условиях, проводит различие между безопасностью и гигиеной. Полагаем, что оснований к выведению понятия «гигиена» из определения «безопасность» не имеется, так как последнее является универсальным и охватывает все меры, способствующие обеспечению состояния защищенности прав и свобод человека. К таковым можно отнести и гигиенические мероприятия. В ст. 74 Конституции РФ также необоснованно выделяется понятие «безопасность» из определения «защита жизни и здоровья».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другими словами, безопасность личности требует такой организации конституционной материи, совершенствования ее регулятивного потенциала (действия), когда конституционные права и свободы человека и гражданина дают возможность четко определить саму защищаемую ценность. В свою очередь, такое положение должно отразиться и на степени конкретизации корреспондирующей правам и свободам человека и гражданина конституционной обязанности государства.

Что касается конституционного регулирования государственной безопасности, то соответствующие положения Конституции РФ могут быть разделены на несколько групп:

1) основы конституционного строя, выступающие нормативно-правовой базой государственной деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации;

2) статьи, посвященные отдельным видам безопасности (отдельным составляющим безопасности государства);

3) положения Конституции РФ, в которых требование обеспечения безопасности государства выступает критерием правомерности ограничения прав и свобод человека и гражданина;

4) положения Конституции РФ, в которых требование обеспечения безопасности государства выступает критерием правомерности деятельности общественного объединения.

В числе основ конституционного строя, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации, следует назвать прежде всего принцип суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ).

Помимо основ конституционного строя, выступающих нормативно-правовой базой государственной деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации, Конституция РФ содержит также ряд статей, посвященных отдельным видам безопасности (отдельным составляющим государственной безопасности).

Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации относятся «оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования». Как подчеркивается в научной литературе, установленные п. «м» ст. 71 предметы ведения объединены в один комплекс, а деятельность по их реализации, основанная на суверенитете Российской Федерации, имеет целями обеспечение целостности и неприкосновенности территории России, защиту личности, общества и государства. Оборона и безопасность являются предметами ведения и конституционными функциями федеративного государства.

Анализ текста Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев подчеркивается приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан, поскольку согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства. Другими словами, требование обеспечения государственной безопасности служит в данном случае критерием ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечает Д. А. Малый, в связи с особым историческим значением ч. 1 ст. 16 Конституции РФ данная норма отнесена к основам конституционного строя Российской Федерации и наделена большей юридической силой по сравнению

со ст. 30 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на объединение, и с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей основания и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина2. Подобные ограничения представляются вполне обоснованными и объективно необходимыми для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, любая толерантность имеет смысл лишь до тех пор, пока не сталкивается с силой, стремящейся уничтожить ее носителя. Самая свободная демократия должна защищать себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое конституционное государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, следовательно, насильственным путем3.

Меньше всего положений Конституции РФ посвящено безопасности общества. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение «законности, правопорядка, общественной безопасности» (п. «б» ч. 1 ст. 72). Безопасность общества косвенно закреплена также в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ.

Как отмечает В. О. Лучин, «конкретизация конституционных принципов и норм в текущем законодательстве, как способ их реализации, осуществляется путем трансформации общих конституционных требований в конкретные предписания законодательства применительно к отдельным видам социальных субъектов; происходит преобразование, перевод конституционных принципов с высокого уровня абстрактности на иной, «технологический” уровень, в результате чего основные требования, выражающие сущность конституционных принципов, приобретают вид конкретных прав и обязанностей соответствующих субъектов». Конституционное воздействие, по мнению В. О. Лучина, обычно сопровождается, дополняется воздействием комплекса правовых норм, иногда относящихся к различным отраслям права. При этом Конституция РФ не утрачивает ведущей роли в этом общем потоке правового регулирования, поскольку она формирует основу нормативной модели общественных отношений, делает возможным, целесообразным функцио-

нирование их с точки зрения высших интересов общества и государства4.

По мнению А. И. Кима, конституционные нормы могут быть разделены на три группы в зависимости от их воздействия на общественные отношения: одни из этих норм воздействуют на общественные отношения исчерпывающим образом и для достижения необходимого социального эффекта не нуждаются в текущем законодательстве; другие нормы, действуя непосредственно, допускают конкретизацию в актах текущего законодательства; третьи для полного раскрытия и наиболее эффективного применения к конкретным отношениям непременно нуждаются в текущем законодательстве5.

Конституционная концепция безопасности личности, общества и государства содержит совокупность всех указанных групп конституционных норм, что предопределяет особенности их конкретизации и детализации в отраслевом законодательстве. В то же время, не оспаривая важность конкретизации конституционных норм в текущем законодательстве как способа их реализации, следует согласиться с мнением В. О. Лучина о том, что «реализация ряда конституционных установлений объективно требует многоуровневого правового обеспечения. Вместе с тем нельзя не видеть тот факт, что многоступенчатость затрудняет сохранение, передачу без потерь подлинного, изначального содержания (духа и буквы) конституционных положений, нередко ведет к их деформации». Именно поэтому, отмечает В. О. Лучин, правовое обеспечение реализации конституционных положений должно быть системным, комплексным, исчерпывающим, полностью охватывающим однородные общественные отношения, единообразным по форме и методам регулирования6.

Полагаем, что указанные требования к процессу конкретизации конституционных норм должны быть применены при отражении конституционной концепции безопасности личности, общества и государства в отраслевом законодательстве.

Залогом эффективности реализации конституционных норм, регулирующих основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации, является качество их действия, потенциальная способность еще на стадии конституционного закрепления таких основополагающих принципов обеспечить охрану жизненно важных ценностей. Напротив,

отсутствие смыслового единства в конституционных определениях тех или иных основ обеспечения безопасности личности, общества и государства препятствует формированию состояния защищенности их жизненно важных интересов.

В настоящее время правовое регулирование вопросов обеспечения отдельных видов безопасности осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов и 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство из них носят фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что вопросы безопасности личности, общества и государства пронизывают фактически все сферы общественных отношений и объективно могут быть предметом регулирования в любой из существующих отраслей права.

Наиболее актуальные проблемы безопасности личности, общества и государства (Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Доктрина информационной безопасности РФ и др.) регулируются не федеральными законами, а указами и постановлениями. В правовой природе этих концепций и доктрин много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. К тому же в обществе еще не сложилось целостного представления о безопасности личности, общества и государства, что затрудняет системный подход к законотворчеству в этой области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации строго подчинена принципам, составляющим основы конституционного строя, а также конституционным нормам, образующим конституционно-правовую концепцию безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации и получающим дальнейшее отражение в отраслевом законодательстве.

Однако системного закрепления основ безопасности личности, общества и государства Конституция РФ не дает, речь идет либо об отдельных составляющих данных понятий, либо о требовании соблюдения безопасности как критерия ограничения прав и свобод человека и гражданина. В итоге целостное понимание

конституционно-правовой концепции безопасности личности, общества и государства возможно путем доктринального толкования.

Примечания

1 См.: Окуньков, Л. А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1997. С. 4.

2 См.: Малый, Д. А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: вопросы теории и практики. СПб., 2003. С. 144.

3 См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 69.

4 См.: Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 См.: Лучин, В. О. Указ. соч. С. 82.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2017 ВК-1065_07 (712.26Kb) О направлении методических материалов для организации профилактической работы

Актуальные сведения об федеральных и региональных законах, письмах органов власти и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних:

1. Федеральный закон РФот 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных»

2. Федеральный закон РФот 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»

3. Федеральный закон РФот 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

4. Указ Президента РФот 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»

В состав законодательства по обеспечению информационной безопасности включаются федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К числу наиболее значимых нормативных правовые актов в области обеспечения информационной безопасности относятся следующие законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др.

Например, к таким положениям относятся нормы, которые устанавливают право каждого субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4.ст. 29).

Это конституционное право, устанавливающее возможность удовлетворения интересов личности и общества сбалансировано необходимостью их ограничения федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.3.ст.55).

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на доступ к информации о частной жизни и передачу сообщений по линиям телефонной связи (ст.23).

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (87)закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон определяет ключевые термины в области безопасности, которые применимы и для сферы информационной безопасности, принципы и систему безопасности, правовой статус и состав Совета Безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(88)фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности. Они определяют основные термины и их определения, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст.3), классификацию информации по категориям доступа – общедоступную и ограниченного доступа (ст. 5), порядку ее предоставления или распространения (свободно распространяемую, обязательного предоставления или распространения, ограниченного распространения или запрещаемую для распространения вообще). Закон определяет базовые положения правового режима доступа к информации (ст.8) и его ограничения (ст.9), основные параметры правовых режимов распространения (ст.10) и документирования (ст.11) информации, информационных систем (ст.13), информационно-телекоммуникационных сетей (ст.15) и общие условия защиты информации (ст.16), информационных систем (ст.13) и использования информационных технологий, а также в общих чертах описывает ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральные законы от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (89, 90, 91) устанавливают правовые режимы информации ограниченного доступа, в том числе, сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

Нормы названных законов на более конкретном уровне, чем норма ст.9 закона «Об информации» регулируют формирование условий правового режима доступа к сведениям конфиденциального характера, конкретизируют правовой статус субъектов отношений, возникающих по поводу тайн и персональных данных. Именно в названных законах содержатся основные запреты, ограничения и дозволения, которые составляют правовые основания для формулировок составов информационных правонарушений, направленных на интересы личности, общества и государства в области конфиденциальности информации.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (92).Нормы названного закона определяют правовой режим технологического обеспечения защиты информации в системе базовых законов информационного законодательства. В ст. 1 этого закона определена его цель – обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В законе сформулированы функции электронной цифровой подписи: удостоверяющая, защитная и устанавливающая.

Уголовный кодекс РФ вглаве 28 Кодекса предусматривает ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации (ст.272-275). Всего в тексте Кодекса содержится более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение установленных запретов в информационной сфере.

Трудовой кодекс РФ устанавливает правовой режим персональных данных работника, определяет общие требования по их обработке и защите, устанавливает сроки хранения таких данных и процедуру их использования. В случаях нарушения норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет норму об ответственности за разглашение отдельных видов тайн и персональных данных.

КоАП РФ в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации посвящена отдельная глава (ст. 13.1-13.24). В него включены еще более 90 статей, в которых определяется ответственность за совершение проступков информационного характера. Так, например, устанавливается ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53).

Имеется также массив нормативных правовых актов подзаконного характера, состоящий из большого количества документов, регулирующих отдельные направления правового обеспечения информационной безопасности.

Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»(93). В данном Указе устанавливается запрет подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена. В целях защиты информации государственные органы обязаны использовать только средства защиты информации, прошедшие сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данных требований Указа в полной мере должно обеспечить защиту информации, составляющей государственную тайну.

Приказом ФСО России от 07.08.2009 N 487утвержденоПоложение о сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет(94) для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эксплуатацию, поддержание и развитие сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает Служба специальной связи и информации ФСО России.

В соответствии с названным нормативным правовым актом Сегмент сети Интернет – это находящаяся в ведении (эксплуатации) Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется – оператор сегмента сети Интернет) часть информационно-телекоммуникационной сети, связывающей информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети различных государств посредством сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее именуется – сеть Интернет).

Сегмент сети Интернет предназначен для обеспечения размещения информации о деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также для доступа к сети Интернет должностных лиц указанных государственных органов (далее именуются – пользователи сегмента сети Интернет).

Функционирование сегмента сети Интернет обеспечивается путем применения стандартных протоколов сети Интернет и регламентов обмена информацией в порядке, определяемом оператором сегмента сети Интернет.

В российском правовом пространстве длительное время в обороте используется «служебная информация ограниченного распространения» о деятельности органов государственной власти, которая нередко упоминается в нормативных правовых актах как «служебная тайна». Постановление Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах государственной власти» (95) определяется правовое положение информации ограниченного доступа, несмотря на то, что п.п.1 и 4 ст.9 ФЗ «Об информации» ограничение доступа к информации и, в частности, отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну, устанавливаются исключительно федеральными законами. Явное несовершенство информационного законодательства и практики его применения отрицательно влияет на состояние правовой защиты интересов субъектов правоотношений. Пробел в нормативных правовых актах, устанавливающих оборот информации служебного характера, не позволяет установить запрет либо ограничения на ее использование, а вместе с этим создает ситуацию невозможности установить административную и / или уголовную ответственность за нарушения порядка распространения этой важной формы информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *