Закон об изъятии органов

Содержание

О трансплантации органов и (или) тканей человека

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О трансплантации органов и (или) тканей человека

(с изменениями на 23 мая 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки (абзац дополнен с 22 июня 2000 года Федеральным законом от 20 июня 2000 года N 91-ФЗ.

Раздел I. Общие положения (статьи 1-7)

Общие положения

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.
Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ.
Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Статья 2. Перечень органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке &nbspи реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук&nbsp.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 279-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.
Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.

Статья 3. Ограничение круга живых доноров

Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным.
Изъятие органов и (или) тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается.
Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Учреждения здравоохранения, осуществляющие забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека

Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2007 года Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 15-ФЗ.
Часть утратила силу с 25 февраля 2007 года — Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 15-ФЗ..
Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук&nbsp.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2007 года Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.

Статья 5. Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека

Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 279-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.

Статья 6. Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя.
Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.

Статья 7. Действие международных договоров

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют правила международного договора.

Раздел II. Изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации (статьи 8-10)

Изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации

Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей

Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Статья 9. Определение момента смерти

Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов.
Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкеи реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения&nbsp.
(часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 279-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ.
В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.

Статья 10. Разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа

Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего Закона.
В том случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

Раздел III. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации (статьи 11-13)

Раздел III
Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации

Статья 11. Условия изъятия органов и (или) тканей у живого донора

Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для их трансплантации может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и(или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и(или) тканей (часть дополнительно включена с 22 июня 2000 года Федеральным законом от 20 июня 2000 года N 91-ФЗ).

Части первая и вторая предыдущей редакции с 22 июня 2000 года считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции — Федеральный закон от 20 июня 2000 года N 91-ФЗ.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту допускается при соблюдении следующих условий:
если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;
если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или) тканей;
если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации.
Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга.

Статья 12. Права донора

Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе:
требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;
получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией.

Статья 13. Ограничения при пересадке органов и (или) тканей у живого донора

У живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья.

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала (статьи 14-16)

Раздел IV
Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Статья 14. Ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте

Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.
Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Недопустимость продажи органов и (или) тканей человека

Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу.
Действие настоящего Закона не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.

Статья 16. Ответственность учреждения здравоохранения

Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим Законом, учреждение здравоохранения несет материальную ответственность перед указанными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
22 декабря 1992 года
N 4180-1

Текст постановления Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 года N 4179-1 «О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» см. по .

Текст постановления Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 года N 4181-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» см. по .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Пояснение потребовалось в связи с развернувшейся бурной дискуссией в соцсетях и публикациями в некоторых СМИ. Обсуждая законопроект, люди, далекие от медицины, сделали ошибочный вывод, что новый закон упростит посмертное изъятие органов у погибших людей с целью пересадки больным.

«Уже в нескольких источниках в социальных сетях встретил информацию о том, что якобы принят какой-то документ, согласно которому у граждан в каком-то облегченном порядке могут быть изъяты органы. Таких нормативных актов не было, нет и быть не может», — сообщил Олег Салагай.

Он пояснил, что законодательство о трансплантации органов действует в России с 1992 года. В закон неоднократно вносились поправки. И поскольку тема всегда была острой, и любые законодательные решения в этой области привлекали повышенное внимание, всякий раз работу законодателей предваряло активное обсуждение и в профессиональной среде, и в обществе. «Законодательство неоднократно совершенствовалось и даже становилось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не установил каких-либо несоответствий закона о трансплантации нормам основного закона нашей страны — Конституции», — подчеркнул замминистра.

Он пояснил, что Минздрав России совместно с экспертным сообществом разработал проект федерального закона о донорстве и трансплантации органов, причем положения документа гарантируют защиту донора и реципиента, «в том числе в части волеизъявления человека о посмертном донорстве».

«Подчеркну, что все инициативы в области донорства и трансплантации органов проходят широкое общественное и экспертное обсуждение и никогда не принимаются без учета мнения граждан», — заключил Олег Салагай.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала, что законопроект о донорстве органов, который готовили пять лет, проходит последние согласования и будет внесен в Госдуму осенью. Все обсуждения этого документа сопровождались многочисленными спорами, однако он, как утверждает глава Минздрава, уже сейчас «в мире признан эталоном».

Как сегодня в России регулируют трансплантацию органов и тканей и как эксперты оценивают уже названные Минздравом положения нового закона — читайте в материале ТД.

Что есть сейчас

Сегодня в России пересадка органов регламентируется двумя документами: законом «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан».

Закон «О трансплантации органов и тканей человека» действует в России с 1992 года. Согласно нему пересадка органов и тканей будет запрещена, если гражданин, его близкие родственники или законный представитель заявили о его несогласии на донорство. В остальных случаях работает презумпция согласия — человек автоматически становится донором посмертно, если при жизни он не выразил своего несогласия. По закону допустимо также пожизненное донорство, оно возможно между биологическими родственниками старше 18 лет.

Пересадка органов и тканей оплачивается средствами из бюджета, так как процедура входит в программу государственных гарантий оказания медицинской помощи. Закон запрещает любые формы торговли органами, в том числе за компенсации и вознаграждения.

В 2001 году была утверждена инструкция Министерства здравоохранения по констатации смерти мозга человека. Однако документ не включал регламентацию констатации смерти мозга у детей, что делало невозможными в России, например, трансплантации сердца детям.

«В 2016 году была утверждена инструкция по констатации смерти мозга у детей. Это сняло последние нормативные барьеры для детского посмертного донорства, — рассказывает Елена Брызгалина, завкафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова, специалист по философским проблемам биологии и медицины. — Однако прецедентов в нашей стране пока не было. Вероятно, это следствие кризиса доверия по отношению к трансплантологии со стороны общества».

Что будет в новом законопроекте?

Главное новшество закона о донорстве, как его анонсируют в Минздраве, — создание регистра волеизъявлений граждан на согласие или несогласие с посмертным донорством. По словам представителей ведомства, фактически будет создана отдельная система донорства со службой, имеющей информационную базу с листом ожидания органов или их частей.

Кроме того, судя по заявлениям Минздрава, в новой редакции законопроекта подразумевается пункт о том, что каждый гражданин может дать свое согласие или несогласие на донорство органов при оформлении паспорта и других официальных документов.

«Важно, что министр Скворцова обращает внимание на развитие регистров, — отмечает Брызгалина. — В мировой практике полноценные трансплантационные регистры учитывают распределение донорских органов, сведения о выполненных в конкретных медицинских центрах для конкретных пациентов трансплантациях, их эффективности, включая практику их реабилитации и медикаментозного сопровождения. Такие регистры нужны и нашей стране, важно, чтобы закон их установил».

Заведующий лабораторией экспериментальной хирургии и заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга Дмитрий Суслов отмечает, что нынешний закон о трансплантации органов не раз становился причиной разногласий между врачами и родственниками умерших. По словам Суслова, проблему взаимоотношений между врачом и пациентом в масштабах страны могут решить региональные специализированные центры.

«Есть презумпция согласия, и незнание законов не освобождает от ответственности, — считает он. — Информирование и опрос граждан, как они относятся к донорству органов, можно, например, организовать в МФЦ при оформлении разных документов. Чтобы по-настоящему развивать трансплантологию, нужно в каждом регионе создавать специализированные центры. Если в каждом субъекте будут трансплантологи, то они смогут, в том числе, заняться региональными реестрами лиц, не согласных на посмертное донорство. И при этом мы сохраним презумпцию согласия».

Такого же мнения по поводу создания реестра лиц, не согласных на донорство, придерживается и председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА» Людмила Кондрашова.

«Чтобы пойти и сделать доброе дело, человеку психологически гораздо тяжелее встать с дивана. Но, наслушавшись страшилок про черных трансплантологов, он гораздо быстрее напишет бумагу, что не согласен быть посмертным донором органов, — считает она. — К сожалению, вокруг трансплантологии существует много мифов, развеять которые может только информирование населения».

По словам Кондрашовой, в основе новой редакции закона о трансплантологии и донорстве, будет стоять презумпция испрошенного согласия.

Что такое испрошенное согласие?

До своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил заявления. В противном случае трансплантация невозможна.

Этические коллизии неизбежны

Вокруг темы трансплантации органов и тканей всегда останется масса этических вопросов, вне зависимости от того, будет ли принят новый законопроект или нет, уверена специалист по биоэтике Елена Брызгалина.

«Ни один законопроект не в состоянии урегулировать этические вопросы в сфере биомедицины в целом и в сфере трансплантологии в частности, — говорит эксперт. — Трансплантология всегда будет воспроизводить этические коллизии, которые человек, попавший в ситуацию биоэтического выбора, должен будет решать сам».

Недавнее предложение Общероссийского народного фронта делать отметку о посмертном желании человека стать донором в водительском удостоверении граждан также вызвало этические споры.

Фото .com

Первоначальное обсуждение предложенного Минздравом законопроекта о донорстве органов и их трансплантации планируется завершить уже 20 января, сказано на странице документа. Законопроектом предусмотрено введение в России презумпцию согласия на донорство органов после смерти.

Сейчас желание или нежелание человека стать посмертным донором может быть зафиксировано в его медицинской документации работниками медучреждения или нотариусом. Однако зачастую достоверной информации о воле погибшего или находящегося в тяжелом состоянии человека нет и о его желании врачей извещают его близкие.

Согласно выставленной на обсуждение версии Минздрава, если человек при жизни не выразил свою волю письменно или устно, он может стать донором после смерти.

«Эта инициатива предполагает презумпцию согласия на посмертное донорство — то есть человек может стать донором, если он не высказал при жизни письменного или устного — при определенных условиях — отказа от этого, либо этот отказ не дали его родственники в течение трех часов после того, как у него диагностировали смерть мозга», — заявил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.

Законопроектом определены условия и порядок изъятия у граждан органов и их дальнейшей пересадки, а также конкретизированы права и обязанности доноров органов, реципиентов, медицинских работников и медицинских учреждений.

«Закрепляется презумпция согласия гражданина на посмертное донорство органов, предусматривается создание федерального регистра доноров, прописываются ключевые механизмы работы трансплантационных служб. Думаю, это будет серьезный шаг вперед», — сказал Морозов.

Законопроект был представлен Минздравом для обсуждения в декабре 2019 года, планируется, что первоначальное общественное обсуждение завершится уже 20 января 2020 года.

«Задавать родственнику вопрос о возможности изъятия органов у его умершего близкого, в общем-то, безнравственно, — заявил ТАСС директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова, главный специалист-трансплантолог Минздрава РФ Сергей Готье. — Это безнравственно, потому что у него горе и ему не до этого, и безнравственно, потому что в большинстве случаев он сделает ошибку: скажет «нет» и убьет несколько человек, которые ожидают эти органы. Эта позиция четко высказана Конституционным судом РФ».

Часть времени, отведенного на общественное обсуждение законопроекта пришлось на новогодние праздники, и потому текст активно обсуждали в Интернете, например, в Telegram.

«Цена вопроса: скорее тысячи, чем сотни, спасенных жизней в год, — полагает, например, «Адекват». — Ждать злоупотреблений, популярных в городских легендах, оснований нет — мы не бантустан вроде Косово. Важно, чтобы все соответсвующие процедуры обошлись без непредвиденных затыков, но это уже дело техники».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *