Закон о волонтерстве 2018

5 февраля Президент подписал закон №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».

Основные изменения внесены в 135-ФЗ, сменивший даже свое название – теперь это закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» включены положения о добровольческой деятельности и добровольцах религиозных организаций, небольшие поправки – в 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ряд других законодательных актов (в основном они заключаются в дополнении слова «добровольцы» словом «волонтеры»).
Все изменения вступают в силу с 1 мая 2018 года.

Предлагаем Вам обзор основных дополнений о добровольчестве, включенных в новую редакцию 135-ФЗ.

Кроме перечисленных ниже пунктов, в законе указываться, что на добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» для благотворительной деятельности.

Добровольческая деятельность и добровольцы

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 в 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности:

Некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Добровольческая (волонтерская) организация:

Это некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 135-ФЗ закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

135-ФЗ закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» также дополнен Разделом III.1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доброволец (волонтер) ИМЕЕТ ПРАВО (согласно ст.17.1):

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

  • поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
  • психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
  • возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация ОБЯЗАНЫ не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

ДОГОВОР С ДОБРОВОЛЬЦЕМ

Теперь 135-ФЗ четко определяет статус договора с добровольцем — это гражданско-правовой договор.

Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

Договор может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

Статья 17.5 посвящена Единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства), её формирование и ведение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.

Уважаемые коллеги! Полный текст 135 ФЗ в новой редакции вы можете найти в любой информационно-правовой системе.

На нашем сайте в ближайшее время будут подготовлены обновленные версии материалов о Договоре с добровольцем, а также по отдельным вопросам работы с добровольцами.

Нужны ли волонтёры библиотекам? А библиотеки — волонтёрам? Ответ напрашивается сам собой: безусловно, волонтёры нужны. Как без них — особенно небольшим, особенно сельским библиотекам? Добровольные помощники (их раньше называли читательским активом) всегда были и, надеемся, будут в библиотеках. Но так ли все однозначно? Нет ли в этом угрозы для будущего библиотечной профессии?
Как молодёжное волонтёрство отвечает задаче библиотеки стать для молодых людей «социальным лифтом»? И чем можно и стоит мотивировать современных молодых людей безвозмездно тратить свое время и силы на помощь библиотекарям и читателям? Ведь на призыв «Нужно — значит, должен» они отвечают: «Кому это нужно и кому я что должен?».
И наконец, в российских библиотеках активно работают молодёжные советы, состоящие из библиотекарей. А во многих зарубежных странах успешно работают тоже молодёжные, но читательские советы. Может, стоит попробовать?

Во избежание разночтений в понимании такого явления, как «волонтёрская деятельность», будем опираться на формулировку, использованную в утверждённых распоряжением Правительства РФ в 2014 году «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года»: «Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность — добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Одной из важных задач государственной молодёжной политики является создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта”».

В разговоре о волонтёрской деятельности в библиотеках мы будем оперировать, по меньшей мере, тремя видами волонтёрства, которые назвали следующим образом: (а) библиотечно-информационное и культурно-просветительское, (б) неорганизованное (спонтанная, эпизодическая помощь друзьям, знакомым) и организованное (групповое), (в) неформализованное и формализованное (регламентированное и документированное).

Не будем углубляться в историю волонтёрства как такового – эта тема становится всё более популярна и широко освещается, в частности, в интернет-публикациях. Скажем только, что понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII веке: так называли солдат-добровольцев (наградой их была слава и добыча). На российскую землю оно пришло во времена Петра I, хотя предпочтение отдавалось больше отечественным понятиям «доброволец» и «ополченец». (Сама же идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу).

Для нас важно то, что в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты. Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах. Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. На этом фоне Россия пока серьёзно проигрывает: волонтёрской деятельностью у нас занимается пока 1% населения.

Причины разные. Те или иные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России: в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия, в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т. д. Не скроем, многие из этих работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, она резко пошла на спад.

Ситуацию усугубляло то, что, в отличие от многих зарубежных стран, никакого законодательного обеспечения добровольческого труда в Советском Союзе, а потом и в России до недавнего времени не было в принципе. А значит, нет легальной возможности как-то всерьёз стимулировать труд волонтёров. На развитие отечественного волонтёрства отрицательно влияет и то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Однако есть надежда, что ситуация эта всё-таки разрешится в положительную сторону (но об этом чуть позже).

Резкий всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения произошёл в период Сочинской зимней Олимпиады. Незадолго до того в Госдуму был внесён проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве)», адекватно отражающий мировые подходы к этой проблеме. Однако и по сей день он не принят, но, тем не менее, все на него в той или иной мере ориентируются и ссылаются.

Само же волонтёрское движение в олимпийском 2014-м получило мощнейший старт. Тогда была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она и стала катализатором развития добровольческого движения в России. Ныне насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны, и с каждым днём их всё больше. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры Министерства образования.

Российская государственная библиотека для молодёжи активно взаимодействует с Ассоциацией. В частности, в партнёрстве с ней 16 февраля 2017 года в библиотеке состоялся Межведомственный круглый стол «Молодёжное волонтёрство в сфере культуры: версии существующие и перспективные». В рамках круглого стола в режиме онлайн блестящую практику взаимодействия с волонтёрами продемонстрировала Самарская областная юношеская библиотека, на базе которой в 2014 году возник «Добровольческий центр». Его главная идея: волонтёры приглашаются не только на стадии воплощения мероприятий в жизнь, но и на стадии разработки идеи, когда молодёжь сама предлагает интересный ей формат, тему, определяет тенденции и тренды.

Ассоциация волонтёрских центров настроена весьма оптимистично относительно взаимодействия с библиотеками страны и предлагает им активно работать с центрами на местах. Вот направления проектов, реализуемых волонтёрскими центрами в регионах: событийное, социальное, культурно-просветительское (ориентированное на поддержку организаций культуры, включая библиотеки), медицинское, экологическое, серебряное (люди старшего возраста), корпоративное (это когда библиотекари при поддержке своей библиотеки выступают волонтёрами по отношению к другим), инклюзивное волонтёрство (вовлечение в волонтёрство людей с ограниченными возможностями). Библиотеки, безусловно, «вписываются» в той или иной мере во все направления (кроме, пожалуй, медицинского).

В последние годы многие библиотеки имели возможность почувствовать на себе, что такое организованное молодёжное волонтёрство, которое в значительной степени питалось идеями, продуцированными зарубежными волонтёрскими движениями.

С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». Мы с трудом верили в реализуемость этой затеи. Но с помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.

У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года.

В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом. Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

Сказанное выше имеет отношение к молодёжному культурно-просветительскому волонтёрству. И здесь крайне важно наличие у молодёжи интереса к библиотеке, а у сотрудников — инструментов для их мотивирования.

Как правило, к формам поощрения волонтёров относятся бесплатный формуляр читателя библиотеки; свободный доступ к информационным источникам и материалам; первоочередное чтение новой литературы; вручение значка (бейджа), футболки, бейсболки с логотипом библиотеки и надписью «Волонтёр»; приглашение на благотворительные мероприятия; популяризация их деятельности в школах, микрорайоне; постоянная реклама в библиотеке; статьи об их деятельности в СМИ. В 1997 году мы, работая тогда в ЦБС «Киевская» (Москва), «обменивали» часы работы волонтёров, которые помогали обслуживать посетителей в компьютерной библиотеке, на равное количество часов бесплатного «сидения за компами» с редким тогда доступом в Интернет.

Сейчас в системе поощрения волонтёров появляется, наконец, некая конструктивная (формализованная) составляющая. По инициативе Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2014 году была начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра — это документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях, дополнительной подготовке. Для некоторых коммерческих фирм эти записи (как и рекомендательные письма) уже являются своего рода свидетельством наличия у претендента определённого опыта работы в профильной области. В настоящее время Ассоциация волонтёрских центров готовит поправки в законодательство, которые бы позволили вносить записи о волонтёрской деятельности в трудовую книжку. И тогда уже точно можно будет говорить о том, что волонтерство — это форма «социального лифта» для молодёжи.

Не скроем, молодые люди сегодня в большей, если не в преимущественной, степени настроены на культурно-просветительское волонтёрство, связанное с участием и сопровождением неких проектов, акций, фестивалей, ярких мероприятий. Им это интересно. А библиотекам нужна их помощь.

Во взаимодействии и по согласованию с добровольческими (волонтёрскими) организациями можно привлекать волонтёров к проведению информационной, культурной, просветительской, научной, образовательной деятельности (с последующей выдачей им сертификатов участия). Это участие в опросах и обработке анкет, рассылка приглашений, рекламных библиотечных материалов, оповещение задолжников, помощь в организации библиотечных мероприятиях и формировании их аудитории (регистрация, встреча, сопровождение, подготовка питания, уборка помещений).

Так в Москве создан фонд «Мосволонтёр», в базе которого — более 15 тысяч молодых людей. В фонд за волонтёрами обращаются организаторы фестивалей, крупных мероприятий. В 2016 году для проведения «Библионочи» мы тоже воспользовались услугами фонда, который выделил нам 15 волонтёров.

Но могли бы и обойтись своими силами, если бы у нас был молодёжный библиотечный совет, который мы задумывали создать ещё 5 лет назад. Причём инициатива исходила от молодой сотрудницы, которая сама готова была возглавить его. Вывесили объявления, нашли, чем замотивировать членов совета, быстро собрали инициативную десятку, провели первую встречу… Но дальше всё застопорилось и тихо «умерло». Потому что члены молодёжного совета желали участвовать только в том, что было им весело и интересно делать, а библиотекари не могли, да и морально не были готовы «оторвать» от себя какие-либо участки работы, запустить на свою территорию «чужих». Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Библиотечный молодёжный совет — формат взаимодействия с волонтёрами, чрезвычайно развитый в некоторых странах, прежде всего, в США. Вот как предлагает использовать возможности такого совета при реализации библиотечных программ бывший директор по развитию Американской молодёжной ассоциации (YALSA), автор книги «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодежи, подростков, детей» Дж. Лиллиан: «Зачем делать все в одиночку? Если у вашей библиотеки есть молодежный совет, узнайте, какие маркетинговые стратегии они использовали бы, чтобы заинтересовать своих друзей. На очередной встрече молодежного совета попросите его участников помочь вам сделать флаеры и рекламные листовки. Пусть они распространят флаеры в своей школе (разумеется, с разрешения администрации школы, для этого вам стоит заручиться поддержкой медиаспециалистов школьных библиотек)… Возможно, члены молодежного совета знают, какие магазины и кафе вашего города чаще всего посещают их сверстники. Узнайте у руководства этих магазинов и кафе, можно ли в них раздавать библиотечные флаеры. Предложите им предоставлять купоны на скидку или подарки тем, кто посещает библиотечные мероприятия для молодежи…». И т.д.

Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Остановимся только на одном — социальном — аспекте работы. Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

Таким образом, мы подошли к другому виду волонтерской деятельности — библиотечно-информационной. Перспективы у него очень неплохие. Однако здесь не всё так радужно и однозначно.

Повторюсь, в советские годы в библиотеках всегда были добровольцы из числа активных читателей (недаром их называли читательским активом). Библиотекарям помогали взрослые, дети и их родители, «выросшие» дети-читатели, не говоря уже о собственных родственниках (прежде всего, мужьях), для которых работа на нужды библиотеки порой становилась второй по объему и значимости после основной.

То, что делали добровольцы в наших библиотеках, мало отличалось от того, чем занимались волонтёры, например, в библиотеках США, с которыми я познакомилась ровно 20 лет назад во время деловой поездки.

Существенная разница заключалась в следующем: если отношения советских, а потом российских библиотек с волонтёрами никак не формализовывались, то в американских библиотеках всё было жёстко регламентировано и документировано.

Вот «Должностные обязанности волонтёра Публичной библиотеки г. Норвич, штат Вермонт».

«Обязанности: Изучать и проводить в жизнь политику библиотеки и участвовать в библиотечных процессах. Помогать библиотекарю или помощнику библиотекаря в следующих видах работы: принимать и выдавать книги; помогать читателям; расставлять книги на полках; отвечать на телефонные звонки; расставлять каталожные карточки под наблюдением библиотекаря; вводить данные в библиотечный компьютер; другая деятельность — по необходимости.

Требования: Должен очень любить работать с людьми. Предпочтительно иметь библиотечный опыт.

Условия: Не полагаются оплата или привилегии. Работа 25 часов в неделю с двумя субботами или 5 часов в неделю с работой каждую пятую субботу в месяц. Отпуск не оплачивается. Больничный лист не оплачивается. Об отпуске следует предупредить библиотекаря за две недели (продолжительность отпуска — до 2 недель). Отпуск за год не может превышать 4 недель. Отпуск, превышающий 2 недели, берётся по договоренности с библиотекарем за 2 месяца. Отпуска предоставляются сначала тем, кто раньше подал заявление. Одновременно в отпуске не может быть больше одного работника. При уходе нужно помочь подыскать себе замену. Через каждые четыре часа работы можно взять десятиминутный перерыв».

С волонтёрами надо обращаться в максимально уважительной и деловой манере, наставляет руководство вермонтских библиотекарей. Следует составить письменные инструкции по выполнению ими тех или иных функций, оказывать волонтёрам помощь в профессиональной ориентации, в обучении и повышении их деловой квалификации. Любой сотрудник (оплачиваемый или не получающий зарплату) должен понимать, чего от него ожидают и насколько он соответствует этим ожиданиям.

А что взамен получает волонтёр? Библиотекарям необходимо вести учёт часов работы волонтёров и выполненных ими задач и проектов для регулярных отчетов об этом перед общественностью города или общины. Для того чтобы волонтёры получали моральное удовлетворение и чувствовали свою нужность, одни библиотеки устраивают для них ежегодный торжественный ленч или пикник, другие публикуют данные о них в местных газетах или информационных бюллетенях. В некоторых местах проводятся курсы обучения волонтёров по сертифицированным программам.

На лицо серьёзная работа над мотивированием волонтёров на помощь библиотеке, с одной стороны, и с другой — формализация взаимоотношений между библиотекой и волонтёрами, вплоть до заключения договора, в котором среди прочего определяются гарантии и поощрения.

В последние два десятилетия по мере того, как модернизируется библиотека, меняются и виды библиотечной деятельности, в которых участвуют добровольцы. Например, в европейских библиотеках появилось «наставничество по чтению», надомное обслуживание, помощь в организации и проведении мероприятий, экскурсий по библиотеке, помощь школьникам в подготовке домашних заданий, справочно-информационное обслуживание, создание баз данных. Волонтёры руководят библиотечными кафе и обслуживают там читателей, занимаются фандрейзингом и френдрейзингом — привлекают средства благотворителей к осуществлению библиотечных проектов, укрепляют связи между библиотекой и населением, осуществляют рекламную деятельность, работают с общественностью. «Информационные скауты» оказывают помощь пользователям библиотек в работе с компьютером и ознакомлении с Интернетом, участвуют в создании сайта и других интернет-проектов библиотеки.

Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). С ними заключаются договоры.

Это процесс встречного движения. Люди, причём с определенным уровнем квалификации, должны хотеть и быть мотивированы на безвозмездную работу в библиотеке. А библиотека должна быть готова передать часть работ, которые либо уже делались библиотекарями (в итоге те могут быть сокращены либо переведены на другие должности), либо предложить новые виды работ, которые библиотека планирует, но у неё не хватает кадровых ресурсов их выполнить.

Крупные европейские и американские библиотеки стали рассматривать привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг. Считается, что в период экономического кризиса и обусловленного им сокращения штатного персонала наличие волонтёров помогает решить кадровую проблему без привлечения финансов.

Сегодняшняя практика работы с волонтёрами в библиотеках многих зарубежных стран даёт поразительные результаты. В Германии, например, работают 6000 муниципальных и 4000 церковных библиотек, расположенных в сельской местности. 22% сотрудников муниципальных библиотек и 98% сотрудников церковных трудятся на безвозмездной основе. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает сейчас с помощью добровольцев.

В Великобритании в одном из графств в 36 библиотеках работают только 17 штатных сотрудников, остальные — волонтёры и группы «друзей библиотеки» (См. № 11 за 2011 год журнала «Библиотечное дело»). Не так давно в сети появился материал, автор которого с удовлетворением отмечает, что на фоне закрытия нескольких сот британских библиотек и потери работы почти 10 тысячами библиотекарей есть и положительные тенденции: параллельно со значительным сокращением штатных сотрудников, отмечен ещё более значительный рост библиотечных волонтёров — с 2010 года их число увеличилось с 16 до 31,5 тысячи.

О постепенном переходе деятельности библиотек от государственного к общественному финансированию говорит и факт перевода значительного их числа из ведения местных муниципальных советов в управление различного рода общественных организаций.

Эта тенденция (квалифицированную работу делают штатные сотрудники, а малоквалифицированную — волонтёры) постепенно захватывает всё большее число стран. И как это явление будет развиваться дальше — время покажет, прогнозировать пока трудно. Многое зависит от функционала библиотеки и её имиджа в местном сообществе, от наличия свободного времени у жителей города, которое они хотели бы направить на добровольные работы именно в библиотеках (сделали в Швеции шестичасовой рабочий день — сколько времени освободилось для добрых дел!), от включенности граждан в управление городом и т.д. Но очевидно, что замещение библиотекарей волонтёрами и автоматами (RFID технологиями, к примеру) дальше будет только усиливаться.

Подведём итог ко всему вышесказанному.

  • Трудно и бессмысленно надеяться, что развитию научно-технического прогресса, с одной стороны, и гражданского общества — с другой, можно противостоять, ссылаясь на традиции.
  • Волонтёрство, в том числе молодёжное, имеет хорошие перспективы. Оно отражает общую тенденцию взаимодействия общественности и государственных организаций в отношении населения, прежде всего, его социальных категорий.
  • При серьёзном развитии волонтерства в библиотеке встанет вопрос о чётком разграничении функциональных обязанностей по критерию их сложности и специфичности — сначала между штатным персоналом, потом между штатным персоналом и волонтёрами.
  • В любом случае актуальной становится задача документирования взаимоотношений между библиотекой и волонтёром, четкое обозначение требований, условий, гарантий, преференций, мотиваторов для волонтёров. Это необходимо не только библиотеке, но и в большей степени волонтёрам, особенно молодым.
  • Если волонтёры нужны только на некий временной период и группами, то целесообразней заключить договор с региональным центром волонтёров.
  • Альтернативой этому может стать создание в библиотеке молодёжного совета. Для этого нужно выявить в библиотечных процессах проблемные участки, которые стоит доверить волонтерам. И хорошо бы не забывать: всякое благое дело должно быть поощрено.

ЗАКОН
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 мая 2018 года N 65-ОЗ
О внесении изменений в Закон Воронежской области «О добровольческой деятельности (волонтерстве)»

Принят областной Думой
24 мая 2018 года

Статья 1

Статья 1

Внести в Закон Воронежской области от 11 марта 2013 года N 02-ОЗ «О добровольческой деятельности (волонтерстве)» («Молодой коммунар», 2013, 14 марта; информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru), 2015, 6 мая) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О добровольческой (волонтерской) деятельности»;

2) в статье 1:

а) в части 1:

— слова «(далее — добровольцы)» исключить;

— слова «добровольческой деятельности (волонтерства) (далее — добровольческая деятельность)» заменить словами «добровольческой (волонтерской) деятельности»;

б) абзац первый части 2 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона Воронежской области

Для целей настоящего Закона Воронежской области используются основные понятия, установленные Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».»;

4) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Цели добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность может быть направлена на достижение целей, установленных частью 1 настоящей статьи, и иных общественно полезных целей.»;

5) в статье 4:

а) наименование после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

б) в части 1:

— абзац первый после слова «Добровольческая» дополнить словом «(волонтерская)»;

— пункт 4 после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

— пункт 5 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

— пункт 6 после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

— пункт 7 после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

в) в части 2:

— после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

— после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

6) статью 5 признать утратившей силу;

7) в статье 6:

а) наименование после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

б) абзац первый части 1 после слова «Добровольческая» дополнить словом «(волонтерская)»;

в) в части 2:

— после слова «Добровольческая» дополнить словом «(волонтерская)»;

— слова «направлениями добровольческой деятельности» заменить словами «целями добровольческой (волонтерской) деятельности»;

8) наименование главы 2 изложить в следующей редакции:

«Глава 2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»;

9) статью 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.»;

10) статью 8 признать утратившей силу;

11) статью 9 признать утратившей силу;

12) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона Воронежской области, и иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.»;

13) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.»;

14) главу 3 изложить в следующей редакции:

«Глава 3

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА)

Статья 12. Полномочия Воронежской областной Думы

Воронежская областная Дума:

1) осуществляет законодательное регулирование в сфере добровольчества (волонтерства) в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством;

2) осуществляет контроль соблюдения и исполнения принятых Воронежской областной Думой законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области в сфере добровольчества (волонтерства);

3) заслушивает отчеты руководителя уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области о мероприятиях, проведенных в рамках осуществления работы по реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства).

Статья 13. Полномочия правительства Воронежской области

Правительство Воронежской области:

1) принимает нормативные правовые акты в сфере добровольчества (волонтерства) в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством;

2) участвует в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) обеспечивает разработку и реализацию государственных программ (подпрограмм) Воронежской области, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

4) утверждает порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) организует поддержку муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

6) формирует координационные и совещательные органы в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемые при исполнительных органах государственной власти Воронежской области;

7) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности (далее — уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области).

Статья 14. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области:

1) участвует в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разрабатывает и реализует государственные программы (подпрограммы) Воронежской области, содержащие мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) разрабатывает и утверждает ведомственные целевые программы, содержащие мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

4) оказывает поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) принимает меры, направленные на популяризацию добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе способствует выявлению, систематизации, распространению лучших практик добровольческой (волонтерской) деятельности и лучших добровольцев (волонтеров);

6) осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

7) координирует деятельность подведомственных организаций в сфере добровольчества (волонтерства);

8) организует научное, методическое и информационное обеспечение добровольчества (волонтерства);

9) организует участие добровольцев (волонтеров) в различных конкурсных программах и иных мероприятиях по развитию добровольчества (волонтерства);

10) готовит отчет о мероприятиях, проведенных в рамках осуществления работы в сфере добровольчества (волонтерства).».

Об утверждении программы подготовки городских волонтеров Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018тм в городе Нижнем Новгороде

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 декабря 2017 года № 1355-р

Об утверждении программы подготовки городских волонтеров Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018тм в городе Нижнем Новгороде

(с изменениями на 21 февраля 2019 года)

———————————————————————-
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением администрации города Н.Н. от 21.02.2019 № 172-р

———————————————————————-

На основании статей 43, 52.1 Устава города Нижнего Новгорода:

1. Утвердить программу подготовки городских волонтеров Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018(тм) в городе Нижнем Новгороде.

2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего распоряжения в официальном печатном средстве массовой информации администрации города Нижнего Новгорода — газете «День города. Нижний Новгород».

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение распоряжения на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Казачкову Н.В.

Исполняющий обязанности главы администрации города Н.В.Казачкова

Н.Е.Суханова
419 39 99

Программа подготовки городских волонтеров Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018(тм) в городе Нижнем Новгороде

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением администрации
города
от 26.12.2017 № 1355-р
(в редакции распоряжения администрации города Н.Н. от 21.02.2019 № 172-р)

(далее — Программа)
1. Общие положения

Настоящая Программа разработана на основании Федеральных законов от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1333-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 19.11.2013 года № 859 «Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу», соглашения города-организатора с автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет «Россия-2018» относительно организации и проведения Чемпионата в городе Нижнем Новгороде.
Настоящая Программа является основой для нормотворческих актов, разработки программ и проектов, направленных на развитие спортивного добровольческого движения и подготовку городских волонтеров для работы на время проведения Чемпионата Мира по футболу FIFA-2018 в городе-организаторе Нижнем Новгороде.
Чемпионат Мира по Футболу FIFA 2018(ТМ) (далее — Чемпионат) по праву является одним из крупнейших организационных событий в мире и требует значительного сосредоточения комплекса кадровых, управленческих, технических, информационных и материальных ресурсов. Ключевым фактором успешной организации и проведения Чемпионата является высокоэффективная, квалифицированная и слаженная работа волонтеров, подготовленных автономной некоммерческой организации «Организационный комитет «Россия-2018», и городских волонтеров за счет единых подходов к организации работы и подготовке волонтеров во всех 11 городах-организаторах. Для этого необходимо провести большую предварительную работу в части привлечения, качественного отбора и обучения городских волонтеров. Очень важным моментом является определение и внедрение эффективной системы управления волонтерами в период проведения Чемпионата.
Городские волонтеры — это неотъемлемая часть персонала Чемпионата, выполняющие работы по подготовке города к приёму гостей, мотивации населения на активную поддержку Чемпионата, проведению мероприятий логистического, просветительского, культурного и социального характера. Привлечение волонтеров позволяет вовлечь широкие слои населения страны в процесс подготовки и проведения Чемпионата. В Нижнем Новгороде на мероприятия в рамках проведения и подготовки Чемпионата планируется привлечь не менее 1500 городских волонтеров разного профиля. Для разработки и реализации Программы также были приглашены эксперты, задействованные в подготовке волонтеров на Чемпионате мира в Бразилии, Олимпиадах в РФ и в Великобритании, Универсиаде — 2013.
В настоящей Программе используются следующие термины и определения:
«FIFA(ФИФА)» — Международная федерация футбола;
«ЛОК» — Автономная некоммерческая организация «Организационный комитет «Россия -2018»;
«Чемпионат» — Чемпионат мира по футболу FIFA2018 в России™;
«Принимающий город», «Город-организатор Нижний Новгород» — администрация города Нижнего Новгорода;
«Дирекция» — ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий»;
«Волонтер (доброволец)» — физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности);
«Центр подготовки городских волонтеров» — структурное подразделение МАУ «Управление по туризму Нижнего Новгорода» для подготовки городских волонтеров Чемпионата мира по футболу FIFA2018™ в принимающем городе;
«Городской волонтер» — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, заключившие с МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» гражданско-правовые договоры об участии в Чемпионате Мира по Футболу FIFA2018в России™ путем применения своего опыта, знаний, умений без предоставления указанным гражданам и лицам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность, за исключением возмещения расходов, понесенных при исполнении гражданско-правовых договоров;
«Период Соревнований» — период времени, начинающийся за 10 (десять) дней до начала первого Матча соответствующего Соревнования и заканчивающийся через 5 (пять) дней после последнего Матча соответствующего Соревнования.
Волонтеры АНО «Организационный комитет «Россия-2018» — граждане Российской Федерации, иностранные граждане в возрасте от 18 до 80 лет, обладающие необходимыми компетенциями, прошедшие все отборочные процедуры, обучение, проверку службы безопасности, заключившие соглашение о работе волонтером, занятые в организации и проведении Чемпионата, работающие с такими клиентскими группами, как команды, VIP, телерадиовещатели, СМИ, представители АНО «Организационный комитет «Россия-2018» и FIFA и т.д.
Волонтеры «серебряного возраста» — волонтеры (добровольцы) в возрасте старше 55 лет.
Супервайзер — менеджер команд городских волонтеров по функциональным направлениям.
Тим-лидеры — волонтеры, выступающие руководителями групп (команд) волонтеров при осуществлении волонтерской (добровольческой) деятельности.
Спикер — оратор, человек, озвучивающий официальную позицию по Программе подготовки городских волонтеров.

2. Цели и задачи Программы

Миссия, цели и задачи Программы должны вытекать из стратегических императив и поддерживающих их стратегий Чемпионата. Ключевым фактором здесь является видение Чемпионата, которое отвечает на вопрос: «Зачем мы проводим Чемпионат?», а именно:

1. Провести незабываемый праздник для всего футбольного сообщества «от всей души».

2. Открыть позитивный образ современной России и улучшить наше отношение друг к другу через реальные достижения и взаимосвязь культур.

3. Использовать вдохновляющую силу футбола для популяризации здорового образа жизни.

4. Реализовать и расширить потенциал регионов через создание устойчивого наследия на уровне мировых стандартов.
Четыре императивы, отраженные в миссии Чемпионата, являются «сквозными» темами при разработке таких этапов, как привлечение, отбор, мотивация и обучение волонтеров. Городские волонтеры являются своеобразной визитной карточкой мероприятий Чемпионата. Своим радушием и гостеприимством, самоотдачей и слаженной работой они формируют положительный имидж города и, во многом, определяют успех спортивного события. Городская волонтерская программа всегда была неотъемлемой частью организации и проведения крупных спортивных мероприятий и обеспечивала создание атмосферы гостеприимства и комфорта для гостей города.
Миссия Программы — формирование профессиональной команды городских волонтеров, обеспечивающих как высокий интерес и уровень вовлеченности населения города в работу Чемпионата, так и комфортное и продуктивное пребывание на территории города гостей Чемпионата.
Цели Программы:

1. Привлечение и качественное сопровождение необходимого количества городских волонтеров.

2. Эффективная работа городских волонтеров на Чемпионате и его предварительных мероприятиях.

3. Создание атмосферы праздника, дружелюбия, терпимости и уважения, истинного гостеприимства.

4. Развитие культуры волонтерства в городе Нижнем Новгороде, сохранение созданной инфраструктуры, как важного элемента наследия Чемпионата.
С учетом мирового и российского опыта проведения масштабных спортивных мероприятий Программа в городе Нижнем Новгороде опирается на следующую пирамиду потребностей:
Важность каждого из «составляющих успеха» проведения волонтерской программы отражается иерархически: первостепенной и главной задачей проведения Чемпионата и работы со зрителями является обеспечение безопасности. Немаловажной частью организации является обеспечение комфортного пребывания туристов, болельщиков (в т.ч. и иностранных) на территории Нижнего Новгорода. Наивысшей целью работы волонтеров в городе является создание атмосферы праздника, дружелюбия и гостеприимства.
Еще одним важным аспектом, вытекающим из миссии и целей Программы, является компетенция (качество), требуемая от городских волонтеров, участвующих в подготовке и проведении Чемпионата, которая включает в себя:

1. Осознанность и исполнительность.

2. Лидерство и высокую активность.

3. Коммуникабельность.

4. Умение работать в команде.

5. Хорошее знание города, его истории и возможностей.

6. Хорошее знание истории Чемпионата, базовые знания о командах-участниках.

7. Стрессоустойчивость и самообладание.

8. Готовность и умение учиться.

9. Знание английского языка (желательно, на некоторых позициях — обязательно).

10. Способность работать в напряжённом режиме, оперативно реагировать на смену рабочих условий.

11. Мультизадачность.

3. Этапы реализации Программы

№ п/п

Наименования этапа

Сроки
реализации

Пояснение

Этап
технической подготовки

Сентябрь-октябрь 2016 года

1. Создание Волонтерского центра по адресу: город Нижний Новгород, ул. Рождественская, 39 на базе МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».
2. Укомплектование штатных единиц.
3. Создание и запуск раздела на сайте МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода», обеспечивающего IT-сопровождение процесса набора городских волонтеров.

Этап
подготовки, адаптации и реализации
методических программ

Декабрь 2016 — июль 2018 года

1. Разработка (адаптация) методических материалов для процессов набора, отбора, обучения волонтеров и их менеджмента:
тест на наличие компетенции, тест на знание английского языка для кандидатов в городские волонтеры;
профили городских волонтеров с учетом функциональных направлений деятельности;
методика проведения интервью с кандидатами в волонтеры, карты интервьюера, включая функциональную часть интервью;
программа проведения тренинга для интервьюеров волонтерского центра;
программы вводного тренинга, тренинга на наличие компетенций, функциональных тренингов по направлениям;
программа проведения тренинга для тренеров обучающих мероприятий для городских волонтеров;
программа проведения тренинга для супервайзеров функциональных направлений, осуществляющих управление волонтерами в период проведения мероприятий Чемпионата;
проект соглашения с городским волонтером;
кодекс городского волонтера города Нижнего Новгорода.
2. Создание и реализация плана по информационно-просветительской и коммуникационной кампании. Реализация Программы подготовки городских волонтеров потребует качественной, продуманной и масштабной коммуникационной кампании с привлечением первых лиц администрации города.
Информационная и коммуникационная кампания осуществляется по двум направлениям: через средства массовой информации, включая теле-, радиокомпании, наружную рекламу, интернет-ресурсы и социальные сети, путем презентаций, переговоров, просветительских мероприятий.
3. Разработка и реализация мотивационной программы для городских волонтеров города Нижнего Новгорода. Основой мотивационной программы для городских волонтеров станет системная программа вовлечения и признания, реализуемая в период подготовки к мероприятиям Чемпионата. Командообразующие мероприятия, общегородские сборы позволят сформировать у волонтеров чувство причастности и коллективной ответственности за выполняемые задачи. Значимый акцент будет сделан на мотивы общественного признания и чувства социальной значимости: заслуги городских волонтеров будут отмечаться на уровне администрации города и Правительства Нижегородской области.
В период подготовки и проведения Чемпионата будут реализовываться мотивационные проекты.
В период проведения Чемпионата для мотивации волонтеров будут проводиться активности, включая стартовое и финальное мероприятие проекта, празднования дней рождения, вручение памятных подарков. Лучшие городские волонтеры будут награждены билетами на игры Чемпионата, приобретенные городом в соответствии с соглашением принимающего города.
По окончании мероприятий Чемпионата департаментом культуры администрации города Нижнего Новгорода будет организован прием для городских волонтеров с вручением благодарственных писем и памятных сувениров.

Этап
рекрутинга
волонтеров

Октябрь 2016 — декабрь 2017 года

Город Нижний Новгород планирует отобрать и подготовить 1517 городских волонтеров. Плановое число поданных от кандидатов заявок — не менее 3000.
Рекрутинг волонтеров проходит в рамках коммуникационной компании, путем проведения презентаций волонтерской программы в различных учебных заведениях города, на массовых мероприятиях, перед широкой аудиторией.

Этап
отбора
волонтеров

Август 2017 года — март 2018 года

Каждый кандидат в городские волонтеры последовательно проходит следующие отборочные процедуры: заполнение анкеты на сайте nn-grad.ru в разделе «Городской волонтер», очное организационное собрание, очное интервью. При заполнении анкеты кандидат в городские волонтеры выбирает предпочитаемые функциональные направления, по которым хотел бы работать.
По результатам отборочных процедур принимается решение о соответствии кандидата профилю волонтера определенного функционального направления. В случае соответствия кандидат рекомендуется для дальнейшего прохождения обучения, в случае несоответствия анкета кандидата перемещается в резервную базу для дальнейшей отработки Волонтерским центром по другим функциональным направлениям.
Предполагается, что состав волонтеров будет сформирован в следующем соотношении: женщины — 60 процентов, мужчины — 40 процентов.
Дополнительная проверка органами безопасности.

Этап
практики
волонтеров

Апрель 2017 — май 2018 года

Привлечение зарегистрировавшихся кандидатов в волонтеры для участия в различных культурных, спортивных и массовых городских мероприятиях, для проверки компетенции, организации командной работы, обучения в действии.

Этап
обучения
волонтеров

Февраль 2018 — март 2018

Обучение планируется проводить совместно с волонтерами АНО «Оргкомитет Россия 2018»

Этап
проведения Чемпионата

Июнь 2018 — июль 2018 года

Предполагается организация работы волонтеров в течении всех 32 дней чемпионата, с максимальной мобилизацией в 6 пиковых дней (матчи в Нижнем Новгороде).

Этап
подведения итогов

Июль — Август 2018 года

По итогам работы на мероприятиях Чемпионата городские волонтеры получат памятные подарки (сувенирная продукция) и благодарственные письма. Для городских волонтеров будет организован торжественный прием.
Наследием Программы станет Волонтерский центр, специализированный сайт (раздел), функционирующий в режиме электронной волонтерской биржи, а также наработанный человеческий капитал и полученный волонтерами опыт организации международных спортивных мероприятий.

4. Организация работы волонтеров

Организовать работу планируется по 6 функциональным направлениям:

1. Фестиваль болельщиков FIFA.

2. Медицина.

3. Информационно-туристическая служба.

4. Навигация.

5. Транспорт.

6. Управление волонтерами.

Подфункции функции «Фестиваль болельщиков FIFA»:

1.1. Сервисы для зрителей.

1.2. Аккредитация.

1.3. Культура и церемония.

1.4. Управление объектом.

1.5. Обеспечение работы СМИ.

1.6. Телерадиовещатели.

1.7. Гостеприимство.

1.8. Кейтеринг.

1.9. Медицинское обслуживание.

1.10. Транспорт.
Количественное распределение по функциям выглядит следующим образом (в процентах от максимального числа волонтеров в одну смену):

Каждая функция включает в себя несколько волонтерских позиций. Работу волонтеров планируется построить по 12 различным графикам смен согласно приложению к настоящей Программе. Работа по каждой из позиций будет включать от 1 до 4 смен.
Атрибуты позиции включают в себя:
С учетом количества смен и резерва, график мобилизации волонтеров на время Чемпионата можно визуализировать следующим образом:

Сервисы для волонтеров, ранги, мотивация.

Комплект волонтерской формы. (абзац в редакции распоряжения администрации города Н.Н. от 21.02.2019 № 172-р — см. предыдущую редакцию)

Горячее питание. Планируется организовать на территории школ, находящихся в зоне последней мили и прилегающей к фан-фесту территории, а также с помощью доставки курьерами до удаленых позиций.
Бесплатный проезд по городу в течение дней проведения Чемпионата, путем предоставления единого проездного билета на все виды муниципального транспорта;
Страхование жизни и здоровья (уточняется).
Сувенирная продукция с символикой Чемпионата по итогам проведения соревнований.
Развоз до дома после поздних (ночных) смен.
Бесплатная мобильная связь внутри сети на время Чемпионата.
Механизмы мотивации волонтеров:

командный интерес, высокая вовлеченность в процесс;
соглашение с учебным заведением-партнером, местом учебы волонтера;
персональный договор с каждым волонтером;
комплект формы в подарок, по итогам чемпионата и выполнения условий договора между волонтером и городом-организатором;
особо ценные сувениры и награды в зависимости от проявленного усердия в работе;
благодарность первых лиц города.

Иерархия:
В целях мотивации, повышения статуса и ясности рангового различия различных должностей, планируется изготовление специальных знаков отличия, прикрепляемых к одежде, а также знаков цветового различия (браслеты, значки) в зависимости от функции, на которой работает волонтер.
Разные должности предусматривают разные условия сотрудничества с волонтерским центром, а также различный доступ на объекты.

Материальное снабжение.

В зависимости от количества утвержденных городских волонтеров, будет определено точное количество необходимого материального обеспечения.
В список обязательного материального обеспечения должны входить сервисы для волонтеров, указанные ранее.
Также для работы необходимо закупить следующее оборудование: рации, сувенирная атрибутика с символикой Чемпионата, оборудование для анимации, карты города, справочники, разговорники, высокие стулья для волонтеров-маршалов, инфостойки для вокзалов и улиц и т.п., а также оборудование для штабов на территории «последней мили» и «фестиваля болельщиков FIFA».

5. Риски при реализации Программы

Риски, с которыми приходится сталкиваться во время проведения масштабных спортивных событий, разделяются, по опыту, на организационные и социально-культурные. При этом, опыт футбольных мероприятий и иных спортивных событий показывает очень близкий характер и одинаковость ситуаций, которыми приходится управлять при подготовке и во время проведения мероприятия.
Один из главных рисков, который отмечается по итогам проведения футбольных мероприятий, является отсутствие качественной передачи материалов о волонтерской программе от мероприятия к мероприятию и отсутствие «базы знаний». Обмен знаниями проходит в форме формального де-брифинга.
Недостаточное понимание важности волонтерской программы в организации может привести к недофинансированию и недостаточному количеству персонала и сервисов, работающих с городскими волонтерами, что может отразиться на выполнении волонтерской программы в целом. Программа особенно подвержена данному риску, поскольку традиционно сложилась ситуация, когда волонтеры АНО «Организационный комитет «Россия-2018» считаются более «статусными», а организация работы с городскими волонтерами организуется по остаточному принципу.
Усиливает вышеперечисленные риски отсутствие или поздний запуск коммуникационной кампании, разъясняющей важность волонтерской программы, адаптированной к специфике города.
Поддержание мотивации городских волонтеров от момента отбора до начала мероприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед исполнителем программы по подготовке городских волонтеров. Как правило, с течением времени волонтеры, не вовлеченные в подготовку и проведение мероприятий Чемпионата и иные волонтерские активности, теряют интерес к участию в Чемпионате и возникает риск отказа части волонтеров от работы на Чемпионате.
Еще одной из сложностей является параллельный набор оплачиваемого персонала стадиона (стюардов) в количестве более 1000 человек, и недостаточное знание волонтерами английского языка, национальных особенностей гостей Чемпионата, удаленность некоторых волонтерских позиций от места основной активности и длительная продолжительность смен.
При проведении крупных спортивных мероприятий существует риск негативного отношения к волонтерству в целом и к работе волонтеров на мероприятиях в частности.
Анализ прошедших масштабных спортивных мероприятий требует включения всех вышеперечисленных рисков в Программу и проработку на самых ранних этапах работы.

Напомним, проект «Дежурный по языку» стартовал в конце октября прошлого года. Главный дежурный по языку — заведующий кафедрой русской филологии Татьяна Бунчук. Также на вопросы жителей республики отвечают сотрудники кафедры русской филологии и кафедры коми филологии, финноугроведения и регионоведения СГУ им. Питирима Сорокина, кандидаты и доктора филологических наук, магистранты и аспиранты.
Проект предполагает популяризацию знаний по русскому и коми языкам, актуальным в нашей республике.
На этот момент на проект поступило 20 вопросов. В конце прошлого года жители республики спрашивали про пунктуацию при написании писем, этимологию слова «шарашка» и разницу между добровольцами и волонтерами.
— Как правильно расставить знаки препинания в подписи в письме: «С уважением Иван Иванов» или «С уважением, Иван Иванов»?
— В современном русском языке стало привычным ставить запятую в этом случае. Возможно, это связано с ориентацией на западную традицию оформления этикетных формул. В русской традиции запятая никогда не ставилась по простой и понятной причине: «Иван Иванов (обращается к адресату письма) с уважением / с уважением (обращается к адресату письма) Иван Иванов». Как видите, оснований для постановки запятой вполне логично нет. Потому и пунктуационного правила не требовалось (его и нет!). Есть, а точнее, была традиция оформления этикетной формулы, а теперь она исчезает. Поэтому норма допускает оба варианта: пишущий или организация самостоятельно выбирает, на что ориентироваться — на русские традиции или на новую «западную» тенденцию. То же, кстати, происходит с этикетной формулой в начале текста письма: «Уважаемый_,» или «Уважаемый_ !». Русская традиция — восклицательный знак, а запятая — западноевропейская калька.
— Откуда появилось слово «шарашка» и выражение «шарашкина контора»?
— Происхождение слова «шарашка» точно пока не установлено. Хотя и высказывались разные версии. Например, В.М. Мокиенко предположил, что это жаргонное слово возникло от народного слова «шарань» со значением «жулье, голытьба». Есть версии, что это слово происходит от народного слова «шара» — ‘выварки кирпичного чая’ и др.
Рискнем предположить и другую версию. В русском языке известны такие слова, как «шарашить» ‘бить, ударять’, «шарашиться» ‘совершать ненужные, суетливые или аморальные движения, поступки’ (см. шарашиться по кустам), «ошарашить» ‘сильно или неприятно удивить’ (ср. «ошеломить»), «шарашка» ‘палка, которой чистили ружейный ствол, и выбрасывали (в отличие от шомпола, который хранили’) (Д.Н. Ушаков), «шарашка» ‘кривляка, дергун, широко держащий ноги при ходьбе’ (В.И. Даль). Как можно заметить, общий смысловой компонент всех приведенных однокоренных слов — ‘совершать какое-то не одобряемое обществом действие’, а потому и эмоциональная окраска этих слов всегда пренебрежительная.
Возможно, и в лагерном жаргонном слове «шарашка» (‘в годы сталинских репрессий: тюремное учреждение, конструкторское бюро, в котором работают заключенные-специалисты’) и выражении «шарашкина контора» (‘1. жульническое предприятие, плутовская компания. 2. предприятие, учреждение, занимающееся ненужным, бесполезным делом’) был заложен смысл ‘место, где занимаются работой по принуждению, а потому неответственно или даже жульнически’. Отсюда и появление в языке еще одного слова со значением ‘результат безответственной работы’ – «шараш (ж)-монтаж».
— Подскажите, пожалуйста, есть ли различия, в том числе и смысловые, между понятиями «доброволец» и «волонтер»?
— В Большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова у слова «доброволец» зафиксировано значение «Человек, вступающий в армию по собственному желанию, добровольно» и его смысловой вариант «Тот, кто по собственному желанию, без принуждения берёт на себя какие-л. обязанности, выполняет какую-л. работу». В том же словаре «волонтер» определяется как «Доброволец». Разница между этими двумя словами, согласно БТСРЯ, этимологическая и стилистическая: «доброволец» – 1. сложное слово, состоящее из русских корней -добр- и -вол-, 2. нейтральное; «волонтер» – 1. заимствование из французского языка, 2. имеет в словаре помету «книжное».
Кроме того, в современном русском языке, как нам представляется, у слова «волонтер» сформировался один оттенок, отличающий его от «добровольца»: «волонтер» – «человек, добровольно выполняющий работу без оплаты труда, помощник». У слова «доброволец» нет такого оттенка значения: тут главное – «без принуждения выполняющий к.-л. работу» (но это не значит, что работа не предполагает оплаты или что работа является помощью). В современном употреблении слово «доброволец», как кажется, чаще употребляется в контекстах, связанных с военной тематикой. Однако встречаются и употребления слов «доброволец» и «волонтёр» в качестве синонимов или слов, значения которых поясняются друг через друга.
Задать вопрос «Дежурному по языку» можно .
Основное внимание в проекте уделяется русскому и коми языкам, однако авторы готовы не ограничиваться только ими и отвечать и на вопросы, связанные с любым из языков, носители которых живут в нашей республике, – украинским, белорусским, болгарским, азербайджанским и другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *