Содержание
- Об особенностях рекламы медицинских услуг и лекарственных средств в изданиях, не предназначенных для медицинских работников.
- Размещение рекламной конструкции без заключения договора с собственником недвижимого имущества.
- Размещение рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.
- Комментарий к Статье 14.3 КоАП РФ
- Другой комментарий к Ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
21 января 2019
Об особенностях рекламы медицинских услуг и лекарственных средств в изданиях, не предназначенных для медицинских работников.
Для редакций и издателей журналов Анастасия Махнёва составила подробную юридическую памятку о рекламе медицинских услуг и препаратов.
I. Нормативно-правовые и ведомственные акты в сфере рекламы медицинских услуг и сопутствующих (смежных) объектов рекламирования.
1.1. Статья 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». В статью вносились следующие изменения:
- Федеральным законом от 23 июля 2013 г. №200-ФЗ.
- Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ.
- Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №190-ФЗ.
1.2. Письма и рекомендации Федеральной антимонопольной службы:
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 декабря 2013 г. №АД/51199/13 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе».
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2017 г. №АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 КоАП РФ».
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации».
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. №АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников».
- Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств, утв. 7 ноября 2018 г.
II. Требования к рекламе медицинских услуг и сопутствующих (смежных) объектов рекламирования.
В настоящее время при размещении рекламы медицинской (в том числе косметологической, стоматологической, массажной, фитнес-, велнес-) тематики издатели и редакции немедицинских журналов должны учитывать следующее.
2.1. Издатель и редакция немедицинского издания, будучи рекламораспространителями, а также рекламодатели журнала несут ответственность за соблюдение следующих норм (ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
2.1.1. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Предупреждение должно занимать не менее 5% рекламной площади (ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).
2.1.2. В немедицинских изданиях запрещена:
- реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты,
- методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,
- медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка (ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).
Стоит отметить, что Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации. На это в том числе указано в Письме Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2017 г. №АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 КоАП РФ».
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» разъясняет следующее:
<…> необходимо обратить внимание на разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
По мнению ФАС России, при отнесении рекламы к рекламе медицинских услуг или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н (далее – Номенклатура).
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Данный подход также подтверждается судебной практикой, в частности, из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама часть 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» не нарушает.
При этом суды отмечают (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 №303-КГ16-8450 по делу №А04-5936/2015), что реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.
По результатам анализа судебной практики мы рекомендуем:
- Включать в рекламный текст точную формулировку медицинской услуги согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. №804Н.
- Не включать в рекламный текст описание способов (методов) лечения, предлагаемых рекламодателями. Смысловые акценты делать именно на медицинских услугах, т.е. на их потребительских свойствах: например, стоимость, качество, безболезненность, заботливое отношение персонала, результаты и цели лечения, социальные аспекты лечения, изменение качества жизни пациента и т.п.
- Не указывать название медицинского оборудования (например, «томограф»), а заменять его на названия соответствующих медицинских услуг согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. №804Н (например, магнитно-резонансная томография позвоночника, магнитно-резонансная томография суставов).
2.1.3. В немедицинских изданиях запрещена реклама лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
Запрещена реклама «лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации».
2.2. Рекламодатель дополнительно несет ответственность за соблюдение следующих норм (издатель и редакция журнала как рекламораспространители в данном случае не несут ответственность, ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
2.2.1. Реклама медицинских услуг не должна (ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
2.2.2. Реклама лекарственных средств не должна (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
- обращаться к несовершеннолетним;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (запрет не распространяется на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»);
- создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
- гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
- представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
- содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования (ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).
Подробные разъяснения требований к содержанию рекламы безрецептурных лекарственных средств см. в документе: «Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств», утв. 7 ноября 2018 года (документ доступен по ).
2.2.3. Реклама методов народной медицины не должна (ч. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
- создавать впечатление ненужности обращения к врачу.
2.2.4. Реклама медицинских изделий не должна (ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»):
- обращаться к несовершеннолетним;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
- создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
- гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования (ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).
2.2.5. Использование образов медицинских и фармацевтических работников допускается только в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены. То есть нельзя использовать образы медицинских и фармацевтических работников в рекламе лекарственных средств, методов народной медицины, медицинских изделий (п. 4 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. №АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников» разъясняет следующее:
<…> необходимо отметить, что запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.
Под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым.
Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, по мнению ФАС России, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п.
Следовательно, под образом медицинского и фармацевтического работника понимается, в том числе, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
<…>
При этом следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.
2.3. Также обращаем внимание, что закон устанавливает определенные ограничения на рекламу БАДов и детского питания (ст. 25 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»).
Материал подготовлен специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С
Если Вы уже прочитали статью «Получение разрешения на установку рекламной конструкции» и у Вас остались сомнения по поводу целесообразности законного оформления рекламной конструкции, то этот раздел написан именно для Вас.
Мы рассмотрим, чем может грозить владельцу рекламной конструкции размещение таковой без заключения договора с собственникам недвижимого имущества и без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.
Размещение рекламной конструкции без заключения договора с собственником недвижимого имущества.
Разместив рекламную конструкцию на не принадлежащем Вам имуществе, без заключения соответствующего договора, Вы рискуете стать ответчиком по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Исходя из положений ч.1 ст. 1102 ГК РФ и ч.2 ст.1105 ГК РФ, владелец рекламной конструкции, разместивший ее без согласия собственника земельного участка, здания, сооружениях, строения и т.д. неосновательно пользуется чужим имуществом и обязан возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования.
Так, если рекламная конструкция размещена на имуществе находящемся в собственности Санкт-Петербурга, расчет суммы неосновательного обогащения производится исходя из требований и тарифных расценок, установленных Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 23.11.2007 №39-р, с учетом площади рекламной конструкции, ставки условной единицы.
Размещение рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.
2.1 Административная ответственность за размещение рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.
Ст.14.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность за нарушения требований к установке рекламной конструкции.
Так, установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В случае совершения данного административного правонарушения индивидуальным предпринимателем, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, он будет нести административную ответственность как должностное лицо. Таким образом, за совершение административного правонарушения предусмотренного ст.14.37 КоАП РФ на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Теперь рассмотрим подробнее, в отношении кого может быть возбуждено дело об административном правонарушении по вышеуказанной статье.
Безусловно, в первую очередь к административной ответственности может быть привлечен сам владелец рекламной конструкции, но только ли он?
Может ли, предположим, быть привлечено к административной ответственности лицо, сдавшее в аренду земельный участок под размещение рекламного щита?
Пунктом 9 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрено, что установка рекламной конструкции может производиться только при наличии соответствующего разрешения, которое может быть выдано, как по заявлению самого собственника рекламной конструкции, так и владельца имущества на котором она будет располагаться.
По смыслу приведенной нормы, владелец земельного участка, уравнен в правах с владельцем рекламной конструкции в праве на получение разрешения на установку.
Исходя из принципа добросовестности осуществления гражданских прав, установленного ч.3. ст.1 ГК РФ, владелец земельного участка, не получивший самостоятельно разрешение на установку рекламной конструкции, должен убедиться в наличии такого разрешения у собственника рекламной конструкции. Стоить заметить, что аналогичная обязанность при осуществлении гражданских прав лежит и на владельце рекламной конструкции.
В результате мы пришли к выводу, что в рассматриваемом нами примере к административной ответственности, может быть привлечен и владелец земельного участка.
Следует отметить, что на практике не редки случаи, когда по одному факту размещения рекламной конструкции без разрешения возбуждаются два дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.37 КоАП РФ — в отношении владельца рекламной конструкции, и в отношении собственника недвижимого имущества на котором она размещена.
Пленум ВАС РФ в п.14 Постановления от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», указал на еще один субъект ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП – лицо осуществившее установку рекламной конструкции. Так как прежде, чем выполнить работы по установке, оно должно удостовериться, есть ли у заказчика соответствующее разрешение.
Обращаем ваше внимание, что рекламная конструкция, которая была установлена с соблюдением требований законодательства, но в последствии разрешение на ее установку было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, не может быть признана самовольной и эксплуатация таковой не образует состав административного правонарушения предусмотренного ст.14.37 КоАП РФ.
Разъяснение по данному вопросу дал Пленум ВАС РФ в п.18 Постановления от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»».
2.2 Демонтаж рекламной конструкции, установленной без предусмотренного законодательством разрешения.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрен административный порядок принуждения владельца рекламной конструкции к ее демонтажу. Так, в случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она демонтируется на основании соответствующего предписания, которое может быть выдано органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых непосредственно установлена рекламная конструкция.
Обязанность демонтировать рекламную конструкцию может быть наложена, не только в административном порядке в виде предписания, но и в судебном.
Так часть 22 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрено, что в случаях, когда лицо не исполняет возложенные на него обязанности по демонтажу рекламной конструкции, соответствующий орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованиями обязать демонтировать данное лицо рекламную конструкцию.
Сопоставив положения ч.22 ст.19 и ч.10 ст.19 Закона о рекламе, возникает вопрос: вправе ли уполномоченный орган обратиться в суд с требованием о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции, в том случае, если данным органом ранее не выдавалось предписание о ее демонтаже.
Разъяснения по данному вопросу дал Пленум ВАС РФ в п.21 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», а именно указал, что обязание лица демонтировать рекламную конструкцию — является общим правилом.
Демонтаж рекламной конструкции на основании предписания соответствующего органа местного самоуправления, суд посчитал исключением из правила, позволяющим решить вопрос демонтажа во внесудебном порядке.
Судебный порядок является общим правилом и для случаев, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия.
Часть 22 статьи 19 Закона о рекламе, устанавливает возможность возложения обязанности по демонтажу рекламной конструкции на собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. Так же на него в случаях необходимости может быть возложена обязанность по последующему хранению и уничтожению демонтированной рекламной конструкции.
Владелец недвижимого имущества в свою очередь вправе требовать от собственника рекламной конструкции возмещения расходов понесенных в связи с демонтажем, хранением и уничтожением рекламной конструкции, а тот в свою очередь обязан их возместить.
Автор статьи надеется, что изложенная в ней информация побудит Вас при установке рекламной конструкции осуществлять свои гражданские права добросовестно. Заблаговременное заключение договора на размещение рекламной конструкции и получение соответствующего разрешения, сэкономит в дальнейшем Ваше время и убережет от неблагоприятных последствий проверок надзорными органами.
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.10.2008 N 179-ФЗ.
Новая редакция Ст. 14.3 КоАП РФ
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Комментарий к Статье 14.3 КоАП РФ
1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ, урегулированы Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон).
Согласно ст. 3 Закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих законодательство о рекламе.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования законодательства о государственном языке РФ, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Не допускается реклама:
1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба (см. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 331).
3. Субъекты данного правонарушения — рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. В соответствии со ст. 3 Закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
5. Суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний ФАС зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет — 40 процентов;
2) в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, — 60 процентов.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Другой комментарий к Ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения выступают общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц), а также рынка ценных бумаг, установленные Федеральным законом от 18 июля 1995 г. «О рекламе». В частности, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения; реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ.
Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством РФ, не допускается.
2. Объективная сторона характеризуется как действием, так и бездействием, совершаемым рекламодателем, рекламопроизводителем или распространителем рекламы в виде ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы. Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой нарушены требования к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
3. Недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламой является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических и физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента; вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
4. Отказ от контррекламы — невыполнение обязанности опровергнуть ненадлежащую рекламу в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик, продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.
5. Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа (его территориального органа) является невыполнением рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем обязанности в установленный срок представлять достоверные документы, объяснения в устной и письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления их законных полномочий. Непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) образует юридический состав правонарушения, предусмотренный ст.19.8 КоАП РФ.
6. Следует различать ненадлежащую рекламу, отказ от контррекламы и заведомо ложную рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Совершение последних квалифицируется по ст.182 УК.
7. Субъективная сторона административного правонарушения за ненадлежащую рекламу характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
8. Субъектом правонарушения за ненадлежащую рекламу выступает специальный субъект: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель — должностное лицо. Субъектом административной ответственности выступают и юридические лица.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 января 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 296-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 202-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 июля 2020 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 89-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 383-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 октября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 325-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 183-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.
Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 61-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 июня 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 44-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2017 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 413-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Положения части 7 статьи 21 (в редакции названного Федерального закона) в части размещения, распространения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, не применяются с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 460-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении двухсот дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 235-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Положения частей 6 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) не применяются с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 ноября 2013 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 119-ФЗ)
Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 202-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 115-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 354-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 320-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 228-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 179-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 70-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзацев второго, третьего, шестого — восьмого подпункта «г», абзацев второго и третьего подпункта «е», подпунктов «ж» и «и» пункта 1 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2008 г.
Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.