Закон о продаже лекарств

Законна ли продажа лекарственных средств в интернет-аптеках?

  • Об управлении
    • Руководство
    • Структура
      • Отделы
      • Территориальные отделы
    • История
    • Контакты
    • Вакансии
    • Закупки
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Общественная приемная
    • Положение об Управлении
    • Прием обращений
  • Новости
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Нормативная база по противодействию коррупции: Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства
      • Ведомственные нормативные правовые акты
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
      • Формы
      • Справки
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Часто задаваемые вопросы
  • Направления деятельности
    • Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года
    • Государственная служба и кадры
      • Нормативная база
      • Конкурс на замещение вакантных должностей
      • Назначения
    • Защита прав потребителей
    • Санитарно-эпидемиологический надзор
    • Социально-гигиенический мониторинг
    • Юридическое обеспечение
    • Ведомственные целевые программы
    • Межведомственное взаимодействие
    • Административная практика
    • Информация о проведенных проверках и их результатах
    • Прием и рассмотрение обращений
      • График личного приема
      • Нормативная база
      • «горячая линия»
      • Анализ работы с обращениями
      • Консультативный центр для потребителей
      • Общественная приемная
  • Документы
    • Федеральные Законы
    • Постановления Правительства РФ
    • Технические регламенты
    • Документы Роспотребнадзора
    • Документы Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия
      • Приказы
      • Государственные доклады
      • Работа с обращениями граждан
      • Постановления
      • Письма
      • Протоколы
      • Прочие документы
  • Государственные услуги
    • Прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов работ и услуг
      • Реестр уведомлений
      • Нормативная база
      • Образец уведомления
      • Бланк уведомления
      • Информация о возможности получения услуги
      • Прием уведомлений в электронном виде
    • Лицензирование деятельности
    • Государственная регистрация
    • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
  • ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    • Правила (требования) соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок
    • Новости
    • Госуслуги
    • Телефон доверия
    • Правовая поддержка предпринимателей
    • День открытых дверей для предпринимателей
  • Пресс-центр
    • Анонсы событий
    • Пресс-релизы
    • Публикации
    • Статистика
      • «Горячая линия»
      • Проведенные проверки
      • Центр информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ»
  • Санитарно-эпидемиологическая обстановка
    • Архив
    • Заболеваемость гриппом и ОРВИ
    • Мониторинг за укусами клещей
  • Вопросы и ответы
  • Дополнительные информационные ресурсы
  • Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия
    • Вопрос-ответ
      • Дезинфекционные мероприятия
      • Испытательный лабораторный центр
      • Санитарно-гигиеническая деятельность
      • Эпидемиологическая деятельность
      • Гигиеническое обучение и воспитание
      • Бытовая техника
      • Бытовые услуги
      • Дистанционная торговля
      • Мебель
      • Мобильные телефоны
      • Обувь и одежда
      • Продовольственные товары
      • Технически сложные товары
      • Транспортные услуги
      • Туристские услуги
      • Услуги ЖКХ
      • Финансовые услуги
    • О центре
      • История
      • Структура
      • Регламент работы учреждения
      • Закупки
      • Вакансии
      • Контактная информация
      • Видео
      • Аттестаты аккредитации, лицензии
    • Информация
      • Отчеты
      • Анонсы
      • Документы
      • Публикации
      • План мероприятий
      • Форма обращения
      • Адреса и телефоны органов исполнительной власти в Республике Мордовия
    • Финансовая грамотность
    • Консультационный центр для потребителей
      • Консультационные пункты
      • Вопрос-ответ
        • Общие положения законодательства о защите прав потребителей
        • Условия, ущемляющие права потребителей
        • Услуги связи
      • Образцы документов
        • Претензии
        • Жалобы
        • Исковые заявления
      • Судебные решения
        • Товары
          • Обувь и одежда
          • Техника
          • Недвижимость
          • Мебель
          • Автомобили
          • Строительные материалы
          • Продовольственные товары
        • Работы
          • Установка окон
          • Ремонт жилых помещений
          • Иные
        • Услуги
          • ЖКХ
          • Финансовые услуги
          • Услуги связи
          • Туристские услуги
          • Иные услуги
      • Актуальная информация
      • Новости
      • Еженедельная отчетность
      • Инфотека
        • Общие положения законодательства о защите прав потребителей
        • Товары
          • Непродовольственные
          • Продовольственные
        • Работы, услуги
          • Финансовые услуги
          • Услуги ЖКХ
          • Туристские услуги
          • Услуги связи
          • Медицинские услуги
          • Бытовые услуги
          • Строительство
          • Транспортные услуги
      • Комиксы
        • Условия, ущемляющие права потребителей
        • Общие положения закона «О защите прав потребителей»
        • Продажа товаров
        • Выполнение работ
        • Оказание услуг
          • Туристские услуги
          • Услуги ЖКХ
          • Услуги банка
          • Иные услуги
          • Услуги мобильной связи
      • Памятки
      • Схемы
      • Уроки потребительской грамотности
    • Орган инспекции
      • Общая информация
      • Состав органов управления
      • Этапы инспекции
      • Перечень документов, используемых при выполнении органом инспекции работ по оценке соответствия
      • Правила рассмотрения жалоб и апелляций на решение ои
      • Стоимость работ по оценке соответствия
      • Область аккредитации
    • Противодействие коррупции
      • Нормативно-правовые документы в сфере противодействия коррупции
        • Федеральные законы
        • Указы Президента РФ
        • Постановление правительства РФ
        • Нормативно-правовые акты
        • Иные акты
        • Иные нормативные правовые акты
      • Формы документов связанных с ПК, для заполнения
      • Методические материалы
      • Обратная связь о фактах коррупции
        • Форма заявления
        • Телефон доверия
        • Формы заявления
        • формы электронных обращений
    • Направления деятельности
      • Гигиеническое обучение и воспитание
      • Формирование здорового образа жизни
      • Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний
      • Санитарно-гигиенический анализ и экспертиза
      • Защита прав потребителей
      • Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ)
    • Абитуриенту 2019
    • Оказываемые услуги
      • СОУТ
      • Гигиеническое обучение и аттестация профессиональной гигиенической подготовки декретированного контингента, оформление и учет личных медицинских книжек
        • График проведения лекций по профессиональной гигиенической подготовке
        • Режим аттестации декретированного контингента по итогам гигиенической подготовки
        • Информация по получению личных медицинских книжек для физических лиц
        • Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
        • Порядок прохождения медицинского осмотра
          • Доврачебная медицинская помощь по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
          • Доврачебная медицинская помощь по медицинской статистике
          • Стационарная медицинская помощь по вирусологии
        • Документы
      • Санитарно-эпидемиологическая экспертиза
    • Новости Центра
    • 95 лет со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России
      • История развития службы
        • История развития санитарно-эпидемиологической службы России
        • История развития санитарно-эпидемиологической службы Мордовии
      • Вчера, сегодня, завтра
      • Ветераны службы
  • 95 лет со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России

Источник: http://13.rospotrebnadzor.ru/content/zakonna-li-prodazha-lekarstvennyh-sredstv-v-internet-aptekah

Онлайн-продажа лекарств в настоящее время

Сейчас аптечные и ветеринарные сети могут реализовывать лекарства только оффлайн, через стационарные точки продаж. Единственной возможностью приобрести препарат через сайт аптеки является его предзаказ с доставкой в ближайшую удобную торговую точку аптечной сети, где клиент самостоятельно забирает и оплачивает товар. Доставка лекарств на дом курьерской службой запрещена.

Вместе с тем, по оценкам независимых экспертов оборот рынка интернет-продажи фармацевтических препаратов приближается к 700 млн. российских рублей. Фактически продажи осуществляются вне правового поля по «серым» схемам обхода действующего законодательства. И необходимость регламентации этого сегмента назревала давно.

Первые попытки законодательно урегулировать рынок онлайн-продаж лекарств были предприняты еще в 2015 году, когда Институт Развития Интернета внес такое предложение в «дорожную карту развития Рунета». Инициативу подхватил Минздрав и в течение года был создан проект постановления Правительства, который должен был разрешить аптечным сетям открывать интернет-аптеки и продавать в них не только безрецептурные препараты, но и те, для продажи которых рецепт необходим.

Вступить в действие постановление должно было еще в начале 2017 года. Однако в ходе обсуждения и согласования проекта стало понятно, что без внесения изменений в законы, регулирующие фармацевтическую отрасль постановление работать не будет. Принято оно так и не было.

Нововведения после принятия закона по онлайн-аптекам

Предполагается, что новый закон даст разрешение на продажу через интернет-аптеки с доставкой на дом лекарств и ветеринарных препаратов, которые отпускаются без рецептов. Рецептурные препараты по-прежнему можно будет купить только в стационарной аптеке. Нельзя продавать через сайт и препараты с содержанием спирта в них более 30%.

Контроль за предложением лекарств на сайтах аптечной или ветеринарной фармацевтической организации будет возложен на Росздравнадзор, кроме того это ведомство будет вести реестр таких страниц и иметь возможность закрыть к ним доступ, если будет доказан факт продажи рецептурного или ограниченного к распространению препарата. Кроме блокировки интернет-аптеки компанию ожидает штраф до 30 тыс. рублей.

После вступления в силу этого закона, предполагается принятие Минздравом ряда нормативных актов, которые будут подробно регламентировать дистанционную продажу лекарств. Так, доставка к клиенту должна будет осуществляться с соблюдением всех нормативов по хранению фармацевтических препаратов, например, особого температурного режима, а курьером может быть человек с фармацевтическим образованием. Кроме этого открывать интернет-аптеку получат право только реально существующие аптечные или ветеринарные сети.

Заказчик лекарства, при доставке ему некачественного препарата может потребовать его замену или отказаться от оплаты.

Законопроект прошел первое чтение в Государственной думе только 13 декабря, однако текст документа содержит дату его вступления в силу с 01 января 2018 года. Вряд ли, онлайн-продажа лекарственных и ветеринарных препаратов начнется сразу после новогодних праздников, так как второе чтение по этому законопроекту будет проходить после 11 января 2018 года. И к этому времени в него должны будут внести поправки, которые озвучили парламентарии при первом чтении. Какие изменения войдут в новый закон, а что останется по-старому, пока неизвестно.

Проблемные вопросы нового закона по продаже лекарств в интернете

Первоначально, в ходе обсуждения необходимости регулирования дистанционных продаж фармацевтических препаратов, и Минздрав и представители крупных аптечных сетей предлагали разрешить онлайн-реализацию рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, за исключением препаратов особого учета, анаболиков и спиртосодержащих средств. Однако разрешить реализацию рецептурных фармпрепаратов на данный момент мешает отсутствие мер по контролю за их обращением. После разработки системы маркировки таких препаратов и электронных рецептов, а также проведения пробных продаж и отработке надзора за этой деятельностью, возможно изменение законодательства на допуск рецептурных препаратов к дистанционной реализации.

Еще одной проблемой становиться финансирование технических изменений для блокировки сайтов, которые продают рецептурные препараты. По предварительной оценке, специалистов Минсвязи на разработку мер по ограничению деятельности таких интернет-аптек может понадобиться больше 6 млн. рублей.

Представители фармацевтических компаний считают, что реализация безрецептурных лекарств через интернет не получит большого распространения, так как стоимость таких препаратов невелика, а доставка будет увеличивать ее на 10-15%. Клиенту проще будет дойти до ближайшей аптеки, чем оплачивать дополнительную услугу курьера. Кроме того, ограничение на возможность продажи лекарств только фармацевтическими аптечными и ветеринарными сетями закрывает доступ на этот рынок для торговых агрегаторов, у которых уже развита продажная сеть в интернете.

ФАС также высказала мнение, что законопроект в его нынешнем виде не решит проблему доступности лекарственных средств для людей, у которых ограничена возможность передвижения, а действенные меры по контролю за оборотом рецептурных препаратов уже существуют.

Изменения законодательства, регламентирующего продажу лекарственных и ветеринарных препаратов, планируют ввести в действие с началом 2019 года. Однако законопроект не решает всех проблем в этой области и требует дополнительного финансирования для реализации мер по надзору за продажей лекарств. Будет проект принят в нынешнем виде или отправлен на доработку, покажет ближайшее будущее.

Источник: https://pravo.moe/onlajn-prodazha-lekarstv-izmeneniya/

Официально в министерстве на момент написания материала не ответили на запрос РБК о своей позиции по поводу инициативы Шувалова. Неофициально источник в Минздраве пояснил, что мнение ведомства не изменилось: от реализации поручения Шувалова следует отказаться. В Минздраве против продажи лекарств в местах без специальной фармацевтической лицензии, которая в отличие от супермаркетов есть у аптек, уточнил другой собеседник РБК в Минздраве. «Наличие лицензии гарантирует правильное хранение медикаментов и квалифицированную консультацию фармацевта или провизора при их продаже», — пояснил собеседник позицию ведомства.

Ранее, в 2014 году, Шувалов дал поручение Минздраву сформировать перечень медикаментов, которые можно было бы продавать в продуктовых магазинах. Минздрав включил в список безрецептурные местные антисептики для лечения боли в горле, спреи и капли против насморка, активированный уголь, противовирусные и противоаллергические кремы и мази. Список до сих пор не утвержден правительством.

Препараты, которые входят в список предложенных для продажи в супермаркетах, занимают 2,5% коммерческого фармацевтического рынка в денежном выражении, подсчитал директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Объем всего коммерческого фармрынка к концу 2017 года составит около 945 млрд руб., прогнозирует Беспалов.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Если супермаркетам разрешат продавать медикаменты, это не значит, что аптеки сразу потеряют 2,5% рынка. «К аптекам уровень доверия значительно выше. Даже если представить, что 30–50% потребителей все-таки выберут супермаркет, а не аптеку, то последние потеряют где-то 1,3% рынка. Это приблизительно 12,3 млрд руб.», — считает Беспалов.

Аптеки и производители против

Если инициатива Шувалова оформится в законопроект и будет одобрена, цены на лекарства могут подскочить, сказала РБК исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина. «Аптеки зарабатывают на том сегменте лекарств, который предлагается передать в супермаркеты. Если его не будет, им придется поднимать цены на другие препараты, например для лечения хронических заболеваний, чтобы покрыть убытки», — объяснила она.

Необходимости продавать лекарства в супермаркетах нет, уверен исполнительный директор ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма» Дмитрий Целоусов. «Сейчас достаточное количество аптечных организаций, которые успешно справляются с потребностями населения. Свои прикассовые аптеки есть у многих продуктовых сетей. Кроме того, продавать лекарства собираются крупные интернет-игроки Ozon и «Яндекс.Маркет», и они готовы это делать с соблюдением всех лицензионных требований», — указал он. Лекарства — это тот товар, который нельзя отпускать без консультации фармацевта или провизора, уверен Целоусов.

В пресс-службе аптечной сети «36,6» РБК также указали на неготовность торговых сетей отпускать лекарства. «В аптеках работают люди с фармацевтическим образованием. А кто будет отпускать лекарства в продуктовых сетях?» — сказали РБК в компании.

Фармпроизводители также высказываются против инициативы Шувалова. «Условия на рынке для всех должны быть одинаковыми. И если аптека получает специальную лицензию, для того чтобы работать, и выполняет ее условия, почему супермаркеты должны быть особенными и работать в привилегированных условиях?» — сказал РБК заместитель генерального директора фармкомпании Stada CIS Иван Глушков.

В торговой сети «Дикси» сообщили РБК, что поддерживают инициативу Шувалова. Если речь идет о безрецептурных препаратах, которые не требуют наличия провизора в торговом зале, их продажа в обычных магазинах была бы удобна для покупателей. «Можно было бы сделать покупки продуктов и медицинских товаров на одной кассе», — сообщил РБК представитель «Дикси».

Источник: https://www.rbc.ru/society/05/10/2017/59d4cf9b9a7947cd85384238

Соответственно с некоторыми положениями законодательства требует лицензирования любой деятельности, особенно фармацевтическую. Об этом же подтверждает постановление Правительства РФ от 06.07.2006 года No 416. Также в соответствии с регламентом административного требования, необходимо оформить лицензию для осуществления фармацевтической деятельности, который в дальнейшем будет осуществлен по указу государственной функции.

Это все исполняется только Федеральной службой по определенному надзору в области здравоохранения и даже социального развития. Отчего представляет из себя организацию, связанную с дальнейшим предоставлением лицензий для реализации фармацевтического предприятия. Здесь же можно провести переоформление необходимых документов, которые могли бы подтвердить наличие лицензии.

Дополнительно ко всему, вы сможете приостановить любую деятельность, если до этого вашу организацию закрыли за административное нарушение всех лицензионных и других требований и даже условий. Эта же организация занимается другими действиями:

  • это полное возобновление или же прекращение лицензий, в результате чего действует окончательное аннулирование лицензий;
  • проведение полнейшего контроля, где также должно будет соблюдаться все необходимые требования, где также придется соблюдаться любые лицензируемые виды деятельности, которые в полном порядке соответствовали бы лицензионного требования и даже необходимым условиям; при ведении некоторых реестров лицензионных документов, также для предоставления его соответствующим образом, где каждый бизнесмен сможет получить необходимые лицензированные информации.

Некоторые требования

Одним словом, индивидуальное предприятие лучше всего перерегистрировать в ООО, так как согласно Федеральному требованию и новому закону, который появился совсем недавно, запрещает торговать некоторые очень важные лекарственные средства. Их количество с недавних пор был увеличен.

К тому же, не имея специального образования, вам все же потребуется оформиться как ООО, а не как индивидуальное предприятие. Более того, руководителем своей аптеки вы можете назначить кого-нибудь, кто в действительности понимает толк в лекарственных средствах и может их в дальнейшем реализовать.

Таким образом, для оформления ИП вам в обязательном порядке необходимо иметь соответствующее образование, возможно вам потребуется получить ветеринарное, или же медицинское образование.

Без его наличия вам не будет предоставлена лицензия. Зато вы сможете оформить ООО, где все же придется нанять фармацевта с соответствующим образованием. Но в данном случае отсутствие образования не входит в число грубых нарушений, а вот требования могут возникнуть со стороны медицины или, же сельскохозяйственного надзора (при ведении ветеринарного магазина).

ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОДАЖА ЛС: ЗАКОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЯСНЫМ

По словам исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколовского, рост рынка интернет-торговли в прошлом году ускорился на 20%. По популярности заказов в онлайн-магазинах на первом месте находятся продукты питания, на втором — детские товары, на третьем — все необходимое для животных. Также люди активно заказывают бытовую технику, одежду и обувь. Но есть три группы товаров, продажа которых через Интернет запрещена, — алкоголь, ювелирные изделия и лекарства с БАД.

Официально безрецептурные лекарства можно только забронировать, а потом получить в удобной для вас по местоположению и другим параметрам аптеке. Несмотря на то, что ЛС по закону нельзя заказать напрямую, спрос на бронирование препаратов через Интернет с каждым годом растет, и теперь на него приходится почти 5% розничного сегмента. Среднестатистический пользователь прибегает к услуге онлайн-бронирования 4 раза в год, средний чек составляет 1 тыс. руб. Сегодня доля заказов составляет 10,9%, тогда как четырьмя годами ранее она была всего лишь 4,7%. В прошлом году было забронировано 8,33 млн заказов на сумму 14,22 млрд руб. Лидерами в этой области являются Apteka.ru, «Живика» и AptekaForte. Однако, по словам А. Соколовского, в Сети существуют сайты, предоставляющие возможность заказать любые препараты, в т.ч. курьерской доставкой. По мнению эксперта, теневая часть интернет-рынка растет именно из-за законодательных ограничений, не позволяющих дистанционно покупать ЛС у надежных поставщиков, что, в свою очередь, негативно отражается на здоровье потребителя, развитии интернет-торговли и экономики как таковой.

Помимо этого, остается еще одна проблема — невозможность проконтролировать ввоз препаратов в посылках из-за рубежа. Официально в нашу страну можно ввозить только зарегистрированные на ее территории и территории ЕАЭС ЛС, а если больному необходимо получить незарегистрированный препарат, то для его ввоза требуется разрешение Минздрава. Однако сегодня в посылке с заказом с иностранного сайта можно передать и незарегистрированное ЛС, не спрашивая ни у кого разрешения. Об уголовной или административной ответственности можно говорить в том случае, если доказано, что человек привез незарегистрированное ЛС в страну именно с целью сбыта.

Как отметила исполнительный директор СПФО Лилия Титова, даже крупные интернет-игроки, получившие лицензию на торговлю ЛС, пытаются обойти закон. Так, представители ассоциации совершили «контрольную закупку» безрецептурных и рецептурных препаратов на Ozon, лекарства были доставлены курьером, который не спросил о наличии рецепта. После этого СПФО обратилась в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, прокуратуру города Москвы и Росздравнадзор. Только последнее ведомство увидело в этом нарушение и вынесло компании предупреждение, заставив убрать с сайта рецептурные препараты.

Директор по связям с общественностью интернет–компании Ozon Мария Заикина подчеркнула, что у компании есть лицензии на фармдеятельность и открыты аптечные пункты с провизорами и фармацевтами, где можно приобрести необходимые препараты. Она также добавила, что в течение полутора лет на сайте действовала программа бронирования лекарств, которые можно было выкупить в партнерской аптеке, однако большинству покупателей оказалось проще позвонить и заказать их курьерской доставкой, что особенно актуально для жителей регионов: за 10 дней с начала работы курьерской доставки компания получила более 5 тыс. звонков из разных городов нашей страны. М. Заикина уверена, что в законе о дистанционной продажи ЛС должны быть четко прописаны все необходимые процедуры и правила, тогда крупные интернет-игроки смогут качественно работать.

Еще один не менее важный вопрос, беспокоящий представителей аптечных сетей, – кто именно будет привозить препараты потребителю? Генеральный директор аптечной сети «НЕО-ФАРМ» Евгений Нифантьев заострил внимание на том, что лекарства – не простая товарная категория. Они требуют определенных условий хранения и транспортировки, а знать о них и гарантировать их соблюдение способен лишь фармацевт. Его поддержал гендиректор сети «Ригла» Александр Филиппов, который считает, что фармацевт обязательно должен присутствовать при комплектации и упаковке заказа. Но такую позицию разделяют не все: например, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов полагает, что представители аптечного сообщества настаивают на фармацевтах вместо курьеров, потому что опасаются потерять свою монополию на рынке.

Итак, представителей аптечных сетей беспокоит не само явление дистанционной торговли, а отсутствие точных определений отпуска и доставки ЛС при онлайн-продажах. По их мнению, перед принятием нового законопроекта потребуется доработка нормативно-правовой базы. Только в таком случае всем участникам рынка будут обеспечены равные условия и правила работы.

Ирина ОБУХОВА
По материалам бизнес-бранча «Особенности дистанционной торговли ЛП» ИД «Коммерсантъ» .

Источник: http://mosapteki.ru/material/distancionnaya-prodazha-ls-zakon-dolzhen-byt-yasnym-10894

>Поиск

Продажа лекарств онлайн: юридические тонкости на примере кейса Ozon

Игорь Бахарев 25 Октября 2018, в 10:28, в Новости e-commerce, в сюжете: ozon, лекарства, юридические вопросы Понравилась статья — поделись с коллегами Facebook Twitter Вконтакте Google+

Вчера рынок взбудоражила новость о том, что Союз профессиональных фармацевтических организаций (объединяет «Риглу», «Эркафарм» и «Неофарм») попросил Роскомнадзор заблокировать интернет-магазин Ozon.ru. Они жалуются, что в Ozon торгуют лекарствами дистанционно, хотя это запрещено.

Как следует из объяснений Ozon, тут нельзя говорить именно о «продаже лекарств онлайн». Площадка использует более хитрую схему. Она получила лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и открыла офлайн-аптеки. Клиент может выбрать товар на сайте и забрать его в одной из этих аптек. Однако, «если у клиента температура 39 или сломана нога и нет возможности забрать заказ самостоятельно, он может дать поручение курьеру ознакомиться с товаром и доставить безрецептурные препараты по удобному адресу»,- поясняет представитель компании Мария Заикина. Заключение договора поручения в данном случае не противоречит закону, уверена она.

Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев заинтересовался этой схемой и попросил представителей нескольких уважаемых юридических компаний рассказать, насколько российское законодательство поощряет подобную логику.

Сначала о формальностях

«Дистанционной» считается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Как поясняет юрист КА «Юков и партнёры» Екатерина Баглаева, при продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Формально прямого запрета продажи лекарств через интернет у нас нет. Однако продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается. В свою очередь, лекарственные средства (за исключением лекарственных трав) не подлежат свободной реализации. Продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий.

«Согласно п. 4 «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55) при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах продажа лекарственных препаратов не допускается. Таким образом, заключение договора купли-продажи лекарств возможно только в стационарной аптеке», — рассказывает старший юрист юридической фирмы «Гин и партнеры» Александра Тюрина.

При этом договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

Выбираем на сайте, забираем в офлайне

Раньше Ozon сотрудничал с компанией «Аптечная сеть 36,6» (управляет сетями «Горздрав», «36,6», «Норма»). Маркетплейс работал так: покупатели могли забронировать товар как на сайтах группы «36,6», так и в интернет-магазине Ozon, а потом прийти за ним в аптеку.

Юрист КА «Юков и партнёры» Екатерина Баглаева напоминает, что, в соответствии с п. 3 ст. 497 ГК РФ, договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, — с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица.

Таким образом, если покупатель фактически оплачивает оформленный на сайте заказ и получает товар, выбранный им на сайте, в аптечном учреждении, где будут соблюдены все правила отпуска лекарственных средств, то нельзя говорить о наличии нарушения запрета на дистанционную продажу лекарственных средств.

Например, по такой схеме сейчас работает маркетплейс «Беру». Недавно там открылся новый раздел — «Здоровье», где можно заказать товары аптечного ассортимента. Раздел создан совместно с партнёром «Беру» — сервисом «ЗдравСити», принадлежащим ЦВ «Протек». Покупатели ищут товары на сайте «Беру», выбирают их, а потом забирают в любой партнёрской офлайновой аптеке «ЗдравСити» — это свыше 15 тысяч точек в 78 регионах России.

Нынешняя схема Ozon глазами закона

«Компания Ozon.ru предполагает, что их аудитория (потребители) вступают в отношения с фармацевтической компанией не напрямую, а через «поверенного»-курьера (сложные гражданско-правовые отношения, предполагающие договор поручения, а также договор купли-продажи)», — объясняет адвокат АК «Бородин и Партнёры» Ольга Рогачева.

В сфере безрецептурных лекарств подобное поручительство и заключение агентского договора не противоречат законодательству, уверена Управляющий партнер «Зарцын и партнёры» Людмила Харитонова. Другой вопрос, как это будет реализовано.

«Обычно при работе с онлайн-витриной аптеки вы оплачиваете товар не на сайте, а при получении товара, после того, как с ним ознакомитесь, как и положено по российскому законодательству. Таким образом, вы резервируете товар и должны в апетку сами за ним приехать. Можно реализовать схему, при которой вы за товаром приезжаете не сами, а посылаете курьера. Если не нужно предъявлять рецепт при получении товара, с этим проблем быть не должно», — говорит Харитонова.

С другой стороны, если доставку предлагает магазин. Тогда это уже на грани именно дистанционной торговли. Поэтому пока сложно сказать, как именно будут трактовать ситуацию с Ozon проверяющие организации.
«Законом не запрещено отправлять за лекарствами физических лиц, например, друзей, родственников, соседей, своего личного водителя, водителя такси и тд. Таким образом, в случае, если ваш заказ из аптеки забирает доверенное лицо, нарушения законодательства тут нет, иначе бы внук не имел права сходить за лекарствами для бабушки, а отец — для матери, сидящей дома с ребенком», — добавляет вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук.

Какие «поручения» может исполнять «поверенный»

Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия, права и обязанности по которым возникают непосредственно у доверителя, рассказывает старший юрист юридической фирмы «Гин и партнеры» Александра Тюрина.

И вот тут, убеждена юрист, кроется «дырка» в схеме Ozon.

Поскольку оформление купли-продажи лекарственного средства возможно только в стационарной аптеке, то заключение договора невозможно без физического присутствия в аптеке самого лица, являющегося покупателем, т.е. продажа лекарств не может быть осуществлена по договору поручения, поскольку если покупатель лично не присутствует в стационарной аптеке, то покупателем будет выступать не он, а фактически курьер, которому передаются лекарства.

«Мало того, последующая же передача курьером лекарств заказчику также будет фактом незаконной торговли, т.к. курьер будет собственные приобретенные лекарства за плату передавать другому лицу, что будет прямым нарушением запрета на дистанционную продажу», — добавляет Тюрина.

В связи с этим, курьерская доставка лекарств на дом, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (статья 2 Федерального закона РФ от 09.01.97 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы», а также статья 4 Закона РФ от 15.01.93 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» предусматривают доставку лекарств на дом по заключению врача), незаконна и является нарушением существующего запрета.

Тут стоит отметить, что в Ozon отрицают предположения о том, что курьер покупает лекарства за свои деньги. «В данном случае клиент вносит предоплату онлайн, а курьер вообще не имеет отношения к оплате. Он только исполняет поручение ознакомиться с товаром и переместить его из аптечного пункта по нужному адресу, говорят в Ozon. Об этом например говорит и тот факт, что при отказе от заказа деньги возвращаются на счет клиента, а не курьера», — пояснила представитель компании Мария Заикина.

Всё зависит от трактовки

Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров, в свою очередь, полагает, что, так или иначе, всё зависит от трактовки. Передачу курьером лекарств заказчику, в данном случае, совсем не обязательно можно трактовать как «продажа» или «сделка». Это может быть обычное «исполнение поручения».

«Если Ozon внедрил и использует конструкцию так называемого «посреднического договора», то курьер может рассматриваться с точки зрения законодательства как «представитель клиента», а не магазина. В этом случае права и обязанности по договору о приобретении лекарственного средства будут возникать у самого клиента. Иными словами, курьер, как представитель покупателя, действует по его непосредственному поручению и покупает в аптеке лекарство. В заранее оговорённое поручение входит также оплата товара в аптеке, получение чека. При этом последующая передача лекарства и чека клиенту могут расцениваться как «исполнение заключенного между Клиентом и представителем договора». Соответственно, подобная конструкция не является договором купли продажи между Клиентом и представителем», — рассказывает Ветров.

Впрочем, полагает Ветров, законность такой схемы имеет и ограничения. Она корректна до тех пор, пока такое формальное соблюдение закона не будет расценено как форма обхода закона (согласно статье 10 ГК РФ).

С точки зрения цивилистики, такие отношения представляют собой некоторую фикцию, согласна адвокат АК «Бородин и Партнёры» Ольга Рогачева. Однако, при правильном построении взаимоотношений между сторонами договоров (установлении прав и обязанностей между сторонами) можно избежать негативных последствий, которые предполагаются при дистанционной продаже фармакологических средств (собственно, ради чего и были внесены поправки в Федеральный закон, запрещающие дистанционную продажу).

К таким негативным последствиям, в частности, можно отнести следующее:

  • продажа товара потребителю без ознакомления с информацией о товаре;

  • отпуск товара без рецепта;

  • низкое качество товара.

Страдают ли «права потребителей»

Офлайновые аптеки в своём заявлении в Роскомнадзор делают упор на то, что от действия Ozon страдают потребители, которые не получают полноценной информации о лекарствах, а также имеют риск получить некачественный товар.

Ольга Рогачева напоминает, что в «договоре поручения» легко предусмотреть не только процесс оплаты товара, но и полномочия удостовериться в праве лица на приобретение лекарственного средства (наличие дееспособности, рецепт врача на средство, если необходимо).

Также можно предусмотреть для потребителя не только возможность ознакомления на сайте с инструкцией к лекарственному препарату, но и обязательную бесплатную онлайн-консультацию дипломированного фармацевта, который окажет помощь покупателю как и при реальной купле-продаже товара. Тогда, по сути, риски нарушения прав потребителей сводятся к нулю.

Что же касается низкого качества товара, отпускаемого дистанционно, нельзя однозначно утверждать, что непосредственная продажа в аптеке будет гарантировать качество товара. Потребитель наделен такими же правами обратиться к продавцу с претензией в случае обнаружения нарушения требования к качеству лекарственных средств.

«Интернет-платформа Ozon.ru представляет собой онлайн-«супермаркет», в котором представлены товары различных категорий. Категория «Аптека» предполагает небольшой перечень лекарственных средств повседневного обращения, среди которых нами не были найдены какие-либо средства «особого значения», отпускаемые по рецепту врача или ограниченные в обороте. Совершенствование системы позволит администраторам сайта исключить риски нарушения законодательства об обращении лекарственных средств.

Для примера возьмём сайт apteka.de, где осуществляется торговля лекарственными средствами «из Германии», более того, в иностранной валюте (Евро), в то время как на территории России: а) запрещена дистанционная торговля лекарственными средствами; б) торговля осуществляется в валюте страны — рубли», — говорит Рогачева.

Законы надо менять

«Информатизация общества приводит к неизбежности дистанционной торговли. Здесь скорее необходимо поставить вопрос о разумности данных норм законодательства, которые не позволяют лицам (в том числе, с ограниченными возможностями, например) приобрести фармацевтические средства первой необходимости («базовые» лекарства), не выходя из дома», — считает Рогачева.

По её словам, законодательство в части запрета дистанционной продажи лекарственных средств несовершенно. Стоит говорить о субъективизме работы органов исполнительной власти (Роскомнадзора), а также необходимости применения новых моделей построения дистанционной торговли для осуществления «правильной», законной торговли. Это необходимо в целях обеспечения и защиты прав граждан, а также предоставления доступа к товарам при отсутствии дискриминирующих признаков. Вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук считает, что рынку пора меняться и признать онлайн-торговлю.

«Что мы видим: законопроект по онлайн-торговле безрецептурными препаратами почти год лежит без движения, а аптечные сети вместо того, чтобы думать об удобстве граждан, думают только о том, как продлить себе жизнь, не развивая онлайн-сервисы для населения, всячески саботируют развитие новых технологий. Мы все таки живем в 21 веке и нужно меняться, а все, кто этого не осознают в итоге останутся вне рынка», — резюмирует она.

Источник: https://e-pepper.ru/news/prodazha-lekarstv-onlayn-yuridicheskie-tonkosti-na-primere-keysa-ozon.html

Разрешена ли в настоящее время дистанционная продажа лекарств через интернет-аптеки?

27 июля 2016

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ) оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
При этом согласно ст. 55 Закона N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Как следует из п. 1 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее — Правила продажи товаров дистанционным способом), «продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Отметим, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон N 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В силу положений ст. 10 Закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» определен перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В соответствии с указанным перечнем лекарственные средства не подлежат свободной реализации.
В силу п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 (далее — Правила продажи отдельных видов товаров), при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах — не допускается продажа лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 76 Правил продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий. Таким образом, при продаже препаратов, отпускаемых по рецепту, необходимо установить, имеется ли соответствующий рецепт у покупателя, что не предполагается при продаже дистанционным способом.
Кроме того, дистанционная продажа лекарственных препаратов не обеспечивает также реализацию прав потребителя на получение информации об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, предусмотренных ст.ст. 10, 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».
Также следует отметить, что приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» содержит закрытый перечень видов аптечных организаций: аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов; аптечный пункт; аптечный киоск. Интернет-аптеки же в данном перечне не указаны.
Таким образом, совокупный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о наличии запрета на продажу лекарственных препаратов вне стационарных мест торговли, в том числе посредством телекоммуникационной сети «Интернет» (дистанционным способом).
В том случае, если выявленные сайты не содержат информации о продавце лекарственных средств, отсутствуют сведения о лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, о сроке годности лекарственных средств и условиях их хранения, такие обстоятельства могут свидетельствовать о наличии составов административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4.2 КоАП РФ (нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами), а также уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного ст. 234 УК РФ (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228. При этом в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В этой связи обратите внимание на судебную практику, например: решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 16 марта 2016 г. по делу N 2-1777/2016, решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 19 апреля 2016 г. по делу N 2-246/2016, решение Красногвардейского районного суда Белгородской области от 31 марта 2016 г. по делу N 2-116/2016, решение Подольского городского суда Московской области от 30 марта 2016 г. по делу N 2-2537/2016, решение Ленинского районного суда г. Перми Пермского края от 28 декабря 2015 г. по делу N 2-7313/2015, решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 5 мая 2016 г. по делу N 2-2206/2016, решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 2 июня 2016 г. по делу N 2а-2638/2016, решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 21 апреля 2016 г. по делу N 2-252/2016.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

Источник: https://www.garant.ru/consult/civil_law/813022/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *