Взыскание задолженности через налоговую

Содержание

Минимальная сумма задолженности физических и юридических лиц, при которой налоговый орган обращается в суд

ИА ГАРАНТ

При какой минимальной сумме задолженности физических и юридических лиц налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормами НК РФ минимальные суммы задолженности налогоплательщиков для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании установлены только для случаев:

  • взыскания налога с лицевых счетов организаций — если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;

  • взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — если взыскиваемая сумма превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее или равной 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии — если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.

Установленные минимальные суммы не зависят от порядка судебного взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).

В иных случаях право налогового органа на взыскание задолженности в судебном порядке не зависит от суммы налоговой задолженности.

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что нормы налогового законодательства не регулируют случаи, когда налоговый орган может обратиться именно с заявлением о выдаче судебного приказа. Порядок обращения с таким заявлением регулируется нормами арбитражного процессуального законодательства, гражданского процессуального законодательства и административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка письменных заключений.

Вместе с тем сообщаем, что право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявление) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения установлено пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (далее — задолженности):

а) в случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, когда взыскание задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей может быть произведено исключительно в судебном порядке. Заявление должно быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);

б) в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности:

  • за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет электронных денежных средств с налогоплательщика. Заявление в этом случае может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);

  • за счет иного имущества налогоплательщика. В этом случае заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ);

в) в случае взыскания задолженности с налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки в иных ситуациях налоговые органы не вправе (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09).

При этом ограничение по сумме взыскиваемой задолженности для взыскания ее в судебном порядке установлены НК РФ только в двух случаях:

1) взыскания налога с лицевых счетов организаций;

В этом случае налоговый орган обращается в суд с соответствующим заявлением, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Если недоимка меньше указанной суммы или равна ей, взыскание производится во внесудебном порядке.

Речь идет о казенных, бюджетных и автономных учреждениях, органах государственной власти (местного самоуправления), других организациях госсектора, а также иных организациях, которым открыты лицевые счета.

Взыскание недоимки, а также пеней и налоговых санкций осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с учетом положений главы 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
В иных случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, ограничения по сумме задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, не установлены.

Не установлены ограничения по сумме налоговой задолженности и в случае обращения налогового органа в суд в связи с пропуском срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности (ст.ст. 46 и 47 НК РФ).
2) взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Заявление о взыскании задолженности (налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества физического лица в общем случае подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии — если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Дополнительно смотрите письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@, в котором приведен порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности с физических лиц.

Заметим, что взыскание задолженности в судебном порядке (в зависимости от оснований или суммы заявленных требований) возможно в порядке приказного производства либо по правилам искового производства (п. 3 ст. 48 НК РФ, письма ФНС России от 20.09.2017 N СА-4-7/18776@, от 20.01.2017 N СА-4-7/873@).

При этом нормами НК РФ минимальные суммы задолженности для обращения налогового органа в суд не ставятся в зависимость от судебного порядка их взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).

Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 62 под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать:

  • 500 тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (ч. 1 ст. 121 ГПК РФ);

  • 400 тысяч рублей и 100 тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (п.п. 1-3 ст. 229.2 АПК РФ).

Размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя;

— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

На сегодняшний день в связи с трудностями в экономике страны правительство все более ужесточает налоговое право с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Поэтому любому налогоплательщику, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, совсем не помешает и даже поможет знание основ налогообложения в Российской Федерации. В первую очередь это касается того, как налоговые органы пытаются взыскать налоги с должников.

Урегулирование задолженности начинается, когда налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный законодательством. Например, в 2018 году для транспортного налога с физических лиц в большинстве регионов это 1 декабря. А для налога на добавленную стоимость это каждое 25-ое число месяца.

Если срок уплаты налога наступил, а человек или организация налог не уплатили, то со следующего дня такой налог становится недоимкой, и налоговая инспекция начинает довольно длительную процедуру по взысканию возникшего долга. Кроме того, со следующего дня после срока уплаты начинают считаться пени.

В первую очередь налоговая инспекция проводит так называемую операцию по выявлению недоимки – издается специальный документ, который фиксирует факт того, что инспекция определила наличие недоимки у налогоплательщика. Этот документ, как правило, не направляется должнику, и является служебным. От даты выявления недоимки отсчитываются последующие сроки формирования документов взыскания. Срок давности выявления недоимки не определен, и налоговая может объявить, что на днях выявила вашу недоимку столетней давности, однако в судебной практике (к сожалению, в таком случае, придется обратиться в суд) всё чаще встречаются отказы налоговой инспекции во взыскании старых долгов. Поэтому налоговые органы стараются придерживаться сроков давности не превышающих трех лет, хотя суд может снизить этот срок даже до одного года и меньше.

После того как недоимка выявлена, сроки взыскания, в пределах которых налоговые органы должны принимать соответствующие меры, становятся очень жесткими. Нарушение этих сроков может привести к отмене взыскания долга и, в конечном итоге, такой долг может быть признан безнадежным для взыскания.

Согласно Налоговому кодексу после выявления недоимки инспекция обязана уведомить должника о том, что тот имеет долг. Для недоимки свыше 500 рублей это должно быть сделано в течение трех месяцев, а если сумма недоимки менее 500 рублей, то – в любое время в течение года. Документом, которым налоговая уведомляет налогоплательщика о задолженности, является требование об уплате. Данный документ имеет установленную форму, в которой почти все реквизиты обязательны. Если инспекция что-то неверно укажет в требовании, то такое требование можно оспорить.

Тем не менее, требование носит скорее уведомительный характер, оно сообщает налогоплательщику, что по данным инспекции за ним числится долг и предлагает в установленный срок разобраться с задолженностью: либо доказать налоговой, что долг выявлен ошибочно, либо погасить его.

Инспекция направляет требование об уплате по почте, курьером или по каналам телекоммуникационной связи. При этом в требовании должнику предлагается добровольно уплатить задолженность не позднее определенной даты. Срок исполнения требования устанавливается в среднем от шести до тридцати дней в зависимости от того, каким способом требование было направлено налогоплательщику. В этот период инспекция не имеет права предпринимать каких-либо действий по взысканию. Любое взыскание, начатое до истечения срока по требованию, является незаконным, даже если долг на момент взыскания не был погашен.

Дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности зависят от того является ли должник юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом.

Сначала рассмотрим порядок взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда срок исполнения требования истек, а долг по-прежнему не погашен, налоговая инспекция имеет право взыскать его принудительно, то есть буквально без разрешения должника. Начиная со следующего дня после окончания срока исполнения требования и в течение последующих двух месяцев, инспекция обязана вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке. Это документ установленной формы, который формирует инспекция и направляется налогоплательщику почтой или курьером.

Решение уведомляет плательщика, что тот не исполнил направленное ему ранее требование, в связи с чем инспекция обращает взыскание задолженности на денежные средства на расчетных счетах должника. Стоит отметить, что решение не содержит подробностей о взыскиваемых суммах, так как его цель заключается в оформлении факта начала принудительного взыскания – сведения о том, какие налоги и за какой период взыскиваются, в решении отсутствуют.

Одновременно с решением о взыскании (хотя законом это строго не установлено) инспектор направляет в банк инкассовые поручения, на основании которых банк, при наличии денег на счете клиента, списывает со счета должника необходимую сумму, совпадающую с суммой в решении. При этом списание происходит, даже если на счете должника присутствуют иные расходные документы, например, об оплате материалов, командировочных, погашении кредита и т.д. Лишь определенный набор платежных поручений будет списан раньше, чем инкассовые поручения налогового органа. Это те платежи, чья очередность, согласно гражданскому законодательству, является первой или второй. Клиент не может запретить банку списывать деньги со счета в пользу бюджета.

Важным моментом является то, что в настоящее время между налоговыми органами и банками налажен электронный документооборот, и инкассовые поручения поступят в банк на следующий день, а иногда и в день формирования решения о взыскании. При этом само решение о взыскании будет отправлено по почте. Таким образом, налогоплательщик, не слишком внимательный к движению средств на своих счетах, может узнать о произошедшем взыскании задолженности через неделю после списания, а то и позже, когда получит бумажное решение на почте.

На этом возможности принудительного взыскания налогового органа со счетов должника не исчерпываются. Помимо направления в банк инкассовых поручений инспекция имеет право (а на практике делает это в обязательном порядке) приказать банку приостановить движение средств на расчетных счетах клиента на сумму задолженности, указанной в том же решении о взыскании. Это означает, что если у должника не один расчетный счет, а несколько, то инспекция к одному счету предъявит инкассовые поручения, а на другие наложит так называемое «ограничение» на пользование средствами. Если с должника взыскивают тысячу рублей, то банк «зарезервирует» на счете эту тысячу, которой клиент не сможет пользоваться.

Действия по ограничению пользования средствами инспекция оформляет в виде решения о приостановлении операций по счетам в банке, которое также направляется должнику почтой (с 2017 разработана возможность электронного документооборота), а вот в банк оно уйдет исключительно в электронном виде и окажется там практически моментально. При этом существует строгий запрет на открытие расчетных счетов в других банках по всей стране. Иначе говоря, если у должника в Москве «арестован» счет хотя бы на одну копейку, то ни один банк в России не имеет право открыть счет такому клиенту.

Следует знать, что действие приостановки операций по счетам автоматически не заканчивается, когда плательщик погасит долг. Отмена приостановки происходит только после того, как банк получит соответствующее решение о возобновлении операций по счетам. Чтобы инспекция вынесла такое решение, она должна быть уверена, что долг погашен. Списание средств со счета по инкассовому поручению — еще не повод ждать мгновенную «разблокировку» счета, если инспекция еще не знает о факте погашения.

Тем не менее ограничение операций на счете действует только в пределах суммы задолженности. Если должник не заплатил 100 рублей, а на счете у него денежных средств на 1000 рублей, то остатком в сумме 900 рублей он может пользоваться по своему усмотрению. Однако подобная свобода действий не поможет при использовании специальных финансовых инструментов, например, овердрафта. Ограничение налоговой инспекцией операций по счетам может сорвать серьезную сделку. Поэтому даже добросовестному плательщику рекомендуется внимательно следить за состоянием расчетного счета. Бывают случаи, когда копеечные пени, взыскание которых налогоплательщик наивно оставляет инспекции, становятся серьезной проблемой при финансовых операциях на расчетных счетах или при участии в тендерах.

Всё вышесказанное относится и к валютным счетам и счетам с электронными денежными средствами.

Следующий этап взыскания происходит в случае, если на счетах должника денежных средств оказалось недостаточно или вообще счета в кредитных учреждениях отсутствуют. В этом случае инспекция начинает последний этап – взыскание задолженности за счет имущества должника. Все необходимые мероприятия по взысканию за счет имущества должны быть проведены в течение одного года с момента истечения срока по требованию.

Сначала инспектор создает решение о взыскании за счет имущества, а затем на основании этого решения выносит постановление, которое будет направлено в службу судебных приставов. В последние годы между налоговыми инспекциями и службой судебных приставов также налажен электронный обмен, поэтому постановление поступает на исполнение довольно оперативно.

Дальнейшие действия по взысканию задолженности совершаются непосредственно приставом в рамках закона об исполнительном производстве. Это означает, что судебные приставы будут предпринимать действия по розыску имущества должника, производить арест и реализацию обнаруженного имущества. Процедура взыскания по исполнительному документу довольно сложна, и рекомендуется требовать от пристава документ по каждому его действию: от постановления о возбуждении исполнительного производства до документов о его завершении, так как взысканные с должника суммы будут поступать не напрямую в бюджет, а на специальные счета судебных приставов, где может произойти существенная задержка в перечислении денег в бюджет. Налоговая инспекция при этом будет пытаться со своей стороны продолжать взыскание, например, приостановка операций по расчетным счетам инспекцией, как правило, не отменяется, даже если взыскание производит судебный пристав.

Кроме того, до направления постановления судебному приставу инспекция имеет право наложить арест на имущество должника. Правда, у инспекции должны быть для этого основания: обоснованное подозрение, что должник попытается скрыть имущество, а также санкция прокурора на подобные действия.

В случае если все вышеперечисленные мероприятия не привели к погашению задолженности, и должник соответствует определенным критериям, инспекция имеет право обратиться в суд для признания должника банкротом.

Теперь рассмотрим вариант взыскания задолженности, если налогоплательщик является физическим лицом или утратил статус индивидуального предпринимателя. Такой же порядок применяется в отношении налогов на личное имущество предпринимателя.

Если порядок выявления недоимки и уведомления физического лица о долгах в требовании об уплате совпадает с порядком для юридических лиц, то дальнейшее взыскание происходит исключительно через суд.

В 2016 году государство решило снизить расходы по такой дорогостоящей процедуре как обращение в суд и постановило, что обязательно и оперативно должны быть взысканы с физических лиц суммы, превышающие 3000 рублей. Инспекция должна обратиться в суд для взыскания задолженности свыше 3000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Долги менее указанной суммы инспекция будет взыскивать через три года опять же в течение шести месяцев. Если инспекция пропускает сроки по уважительной причине, то суд может продлить взыскание.

Таким образом, инспекция направляет в суд заявление о взыскании. Суд рассматривает это заявление и либо отказывает, если инспекция допустила нарушения в процедуре, либо выносит судебный приказ, в котором обязывает должника уплатить причитающуюся задолженность. Кроме этого должник еще будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Инспекция получает из суда исполнительный документ и направляет его в службу судебных приставов по месту учета должника. В последнее время стала распространенной практика, когда судебный приказ направляется к работодателю должника, и бухгалтерия вычитает долг из зарплаты работника.

Чтобы избежать сюрпризов, налогоплательщик-физическое лицо может контролировать свои задолженности, например, через личный кабинет в интернете, доступ к которому предоставляется налоговой инспекцией. А также помнить сроки уплаты имущественных налогов физических лиц и оплачивать налоги своевременно.

Важным моментом является то, что в случае, если налогоплательщик-физическое лицо являлся индивидуальным предпринимателем, накопил долги, а затем утратил статус предпринимателя, то инспекция будет взыскивать задолженность именно в судебном, а не бесспорном порядке, так, как описано выше.

Сроки давности налоговых преступлений для юридических лиц

Уклонение от уплаты налогов является налоговым преступлением. Обязанность налогоплательщиков платить налоги, сборы и взносы устанавливает ст. 45 НК РФ. Также в кодексе установлены сроки дав­но­сти, в которые с на­ло­го­пла­тель­щи­ка могут взыс­кать недоимку.

Важно помнить, что ответственность за налоговые правонарушения регулирует НК, а за преступления — УК.

Срок давности налоговых правонарушений для юридических лиц

При неуплате налога в срок ИФНС направляет на­ло­го­пла­тель­щи­ку тре­бо­ва­ние. Согласно ст. 69 НК РФ, его нужно исполнить за восемь дней, если более продолжительный период не указан в документе.

Налоговый орган может взыскать недоимку в бесспорном порядке, если юридическое лицо не оплатит задолженность по требованию. Ре­ше­ние о взыс­ка­нии выносят в те­че­ние двух ме­ся­цев после ис­те­че­ния срока, уста­нов­лен­но­го в тре­бо­ва­нии об упла­те на­ло­га. Налоговики производят взыскание в первую очередь со счетов организации–должника.

Спустя два месяца за­дол­жен­ность можно взыскать толь­ко в су­деб­ном по­ряд­ке. На это у налоговиков есть еще четыре месяца, которые и составляют срок ис­ко­вой дав­но­сти по упла­те на­ло­гов.

Однако на решение о взыскании неуплаты за счет имущества организации у налоговиков есть целый год после ис­те­че­ния срока тре­бо­ва­ния об упла­те. Затем в течение еще двух лет они могут об­ра­тить­ся в суд.

Давность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение — это период, когда ИФНС начисляет штраф за задолженность. Срок дав­но­сти зависит от вида пра­во­на­ру­ше­ния.

Согласно ст. 113 НК РФ, юридическое лицо можно при­влечь к от­вет­ствен­но­сти и начислить ему штраф, если не про­шло три года:

  1. 1. со дня совершения налогового правонарушения;

  2. 2. со дня, следующего за налоговым или расчетным периодом, в котором совершено правонарушение.

Второй пункт актуален в случае грубых нарушений налогового кодекса, занижения налоговой базы. Первый пункт применяют в большинстве остальных случаев.

Налоговое преступление — это сокрытие денежных средств либо имущества организации, вследствие чего происходят недоимки по налогам, сборам и страховым взносам. За такие действия установлен штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет.

За то же преступление, совершенное в особо крупном размере, уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 2 млн рублей либо лишение свободы на срок до семи лет.

Первое основание, по которому прекращается уголовное преследование по налоговому преступлению — это возмещение в полном размере недоимки, штрафов и пеней. Юридическое лицо должно возместить ущерб, причиненный бюджету, до назначения судебного заседания. Такой порядок установлен ст. 28.1 УПК РФ.

Второе основание — это давность. Точнее, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 УК РФ. Он зависит от тяжести преступления:

  • для преступлений небольшой тяжести — два года;

  • после преступлений средней тяжести — шесть лет;

  • для тяжких преступлений — десять лет;

  • после особо тяжких преступлений — 15 лет.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Важно: если организация впервые нарушила закон, и совершила преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, оно может быть освобождено от уголовной ответственности. Условие — полное возмещение ущерба, причиненного бюджету.

Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам

У всех резидентов-налогоплательщиков в РФ есть обязанности по уплате установленных сборов. Несоблюдение правил приводит к штрафным санкциям, пени, запретам на выезд за рубеж. Необходимо регулярно проверять себя и свою компанию на предмет имеющихся задолженностей, которые могли образоваться при несоблюдении правил или по забывчивости.

Код справки КНД 1120101 (справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и она выдается по запросу физическим и юридическим лицам. Чтобы получить документ об отсутствии задолженности, необходимо выполнить одно из трех действий – обратиться в отделение ИФНС (физическое лицо выбирает отделение по прописке, юридическое – по адресу регистрации), отправить заявку в электронном виде (сайт, ТКС для ЮЛ), отправить заявку в конверте по почте.

Скачать Бланк запроса на получение справки

Справка об отсутствии налоговой задолженности универсальная, ее форма утверждена в Приказе ФНС N ММВ-7-8/378@. В ней указывается факт отсутствия долгов по налогам и прочим выплатам, которые должны производиться в бюджет (сборы, пени, штрафы, обязательные платежи). Конкретные суммы в документе не указываются. Порядок оплаты долгов в целях получения документа указывается в ст. 45 НК РФ. Выдается в бумажном или в электронном виде.

В какой форме будет предоставлена информация (образец)

Скачать образец формы бланка утвержденная приказом ФНС РФ от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20

Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам и перед госбюджетом – два названия одного документа. Не путайте с подтверждением своевременного внесения платежей во внебюджетные фонды.

В каких случаях Федеральная налоговая служба выдает справки:

· ИП нужно прекратить свою деятельность;

· налогоплательщик переходит в новое отделение ФСН или меняет адрес;

· ЮЛ участвует в конкурсах, например, при подаче документов на тендер (согласно ФЗ-94 каждая организация, желающая участвовать в тендере, должна предоставить такой документ);

· ФЛ или ЮЛ необходимо получить заём по договору;

· справку по налогам и сборам потребовали контрагенты;

· планируется расширить компанию;

· меняется главбух и т.д.

Физическое лицо заказывает документ при заключении большинства гражданских сделок, поскольку он дополнительно свидетельствует о его финансовой стабильности. Согласно ФЗ-223, отсутствие долга необходимо подтверждать юрлицам во время закупок – это ключевое условие выбора.

Как взять справку, и кто ее выдает?

Есть три варианта:

1. Самостоятельно прийти в ИФНС.

2. Отправить через Почту России заказное письмо.

3. Заполнить электронную форму на сайте lkfl2.nalog.ru или послать запрос через ТКС.

Инструкция по оформлению в личном кабинете онлайн

Взять справку об отсутствии задолженности можно также лично (на бумаге с печатью и подписью руководителя), по почте России или email (с ЭЦП руководителя ИФНС).

Имеет смысл узнавать о задолженности хотя бы раз в год, поскольку технические ошибки в порядке получения платежа, халатность или проблемы с оборудованием могут привести к появлению задолженностей.

Как сделать заявку лично?

При подаче заявки на получение справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам через отделения необходимо придти в него и написать запрос на документ об отсутствии долгов. Единой формы не существует, но в общем смысле в заявке указываются:

· ФИО, номер паспорта;

· реквизиты компании – наименование, ИНН, адрес (для юрлица);

· наименование и реквизиты отделения ИФСН;

· способ получения результата;

· дату, на которую результат должен быть получен.

Для организации документ заказывает владелец или руководитель. Справку об уплате налогов для физических лиц получает само лицо. В обоих случаях в интересах лица может выступать представитель с нотариальной доверенностью. Его услуги можно заказать в специализированной компании.

Инспекции активно работают через интернет, поэтому документ можно получить в электронной форме на сайте. ФНС разработал для этих целей бланк заявления, он содержит те же пункты, что и в форме, выдающейся при обращении в отделение. Иногда ответ на электронный запрос выдается быстрее.

Как отправить заявку в электронном виде

Отправить заявку в электронном виде можно двумя способами:

1. вариант для ЮЛ – через специальную форму по ТКС (п. п. 176, 178 Регламента ФНС), если компания имеет электронный документооборот с налоговой;

2. вариант для ФЛ и ЮЛ – завести личный кабинет на сайте lkfl2.nalog.ru и оформить там.

В последнем случае необходимо перейти во вкладку «Расчеты с бюджетом» для ЮЛ или «Переплата/задолженность» для ФЛ. Там вы найдете ссылки на документы – выбирайте нужную и заполняйте форму.

В форме предусмотрен пункт о способе выдачи справки:

· электронный способ – документ будет отправлен по email;

· лично – на почту придет уведомление о том, когда справка будет готова (его нужно распечатать перед походом в ФНС);

· получение по почте – придет уведомление о дате, до наступления которой справка отправится к получателю.

Как отправить заявку по почте?

Заявка отправляется через отделение почты России ценным письмом. Данные вписываются от руки на распечатанном бланке или вносятся на компьютере. Бумага заверяется подписью. Предусмотрена опись вложения. Если вы отправляете заявку на получение справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам по почте, то датой отсчета сроков станет дата вручения адресату почтового оформления. Ее можно уточнить при помощи сервиса отслеживания.

Не уверены, что долгов нет?

Если есть подозрение о наличии долгов перед ИФНС и налоговой, но нет данных об их размере, имеет смысл сначала уточнить информацию в ИФНС (запросить данные о задолженностях), а потом заказывать справку. Лучше отправиться в отделение самостоятельно (или нанять представителя), чтобы на месте выяснить все нюансы.

Что нужно делать:

1. Запросить образец заявления – часто в разных отделениях Москвы и области действуют свои образцы, они используются исключительно для удобства работников, поскольку форма подачи заявления не регламентирована;

2. Заполнить заявку, указав способ получения результата, сдать ее инспектору, предоставить паспорт (и доверенность, если нужна);

3. Через 5 дней получить документы от налогового органа, покрыть все указанные в нем задолженности и платежи, и уже непосредственно подавать заявление на справку об отсутствии задолженности перед налоговой.

Сроки выдачи и действия

После получения заявки сотрудники налоговой инспекции ИФНС проверяют сведения в единой федеральной базе. На основании полученных из нее данных о наличии или отсутствии задолженности составляется документ по форме. Это занимает 5-10 дней. Способ получения справки указывается при подаче заявления. Она приходит по почте, email или выдается на руки в ИФНС.

В последнем случае руководитель/представитель приходит в операционный зал и забирает документ под роспись. Отметка об этом факте делается в журнале учета. Желательно захватить с собой копии чеков, квитанции об уплате налогов, чтобы в случае обнаружения на бумаге несправедливых задолженностей, предоставить доказательства сотрудникам ИФНС.

Помимо выдачи справки в ее желанном виде есть еще два варианта развития событий:

1. Обнаружены небольшие задолженности или штрафы, тогда нужно погасить их и снова отправить заявку (подробнее в ст.45 НК РФ);

2. Вместо справки пришло письмо с официальным отказом (возможно при большой задолженности) – в нем же указывается размер налога или долга, который нужно сначала погасить.

У физического лица или организации есть недоимка, пени или неуплаченные проценты, в документе будет запись о наличии задолженности. Вместе с ней выдается приложение, в котором указываются коды ИФНС, по которым есть неуплаченные долги. Если данные не совпадают, произведите сверку расчетов с ИФНС, чтобы обнаружить и исправить ошибку.

Рекомендуется получить документ в ИФНС (справка об отсутствии налоговой задолженности) непосредственно перед тем, как она будет применена, поскольку срок ее действия ограничен 10-ю днями. Причина простая – задолженность физического лица или ЮЛ может сформироваться достаточно быстро, и через месяц документ не будет отражать реального положения вещей. Поскольку срок ее подготовки составляет всего 5-10 дней, вы можете позволить себе при сборе документов, например, на заем или тендер, заказать ее последней.

Особенности выдачи справки об отсутствии задолженности

Первый сложный момент – срочность. Если у физических лиц нет времени на 10-дневное ожидание, или если организации нужно оперативно получить информацию о сборах для подачи документов на тендер, встает вопрос о срочном получении документа. Для этого есть два основных пути:

· отправиться в ИФНС и уточнить размер пошлины для того, чтобы получить нужные бумаги уже через 1-3 дня;

· заказать услугу получения справки об отсутствии задолженности перед налоговой у консалтинговой компании в Москве или области – потребуется оформление доверенности, все задачи, связанные с получением бумаги и сбора документов берут на себя сотрудники компании.

Последний вариант подходит для случаев, когда времени нет не только на ожидание документов, но и на заполнение заявок, поездки в территориальные отделения, очереди.

Еще один момент – пребывание в другой стране. Все проще, если справка вам нужна в электронном виде – вы можете получить ее через личный кабинет на сайте ФНС. Если справка нужна в бумажном виде, есть несколько вариантов:

1. Нанять уполномоченное лицо, которое закажет и заберет справку по доверенности.

2. Заказать справку через сайт, выбрать способ получения письмом по адресу регистрации (за границу документы налогоплательщика не высылаются) и попросить кого-то переслать ее вам.

Если по адресу регистрации в РФ получить справку некому, можно написать заявление, чтобы документы отправлялись по другому адресу (одно условие – он должен присутствовать в ЕГРН). Форма заявления регламентирована Приказом ФНС России.

В двух словах – справка об отсутствии долгов перед бюджетом необходима физическим и юрлицам, которые должны по каким-то причинам подтвердить свою состоятельность. Процесс оформления и выдачи документа определен законодательно – он содержит сведения о том, что все начисленные суммы по штрафам, налогам, сборам были выплачены.

Как узнать задолженность по налогам и оплатить? Видео инструкция.

«Просроченная» задолженность по налогам и как от нее избавиться

На практике нередко возникает следующая ситуация: на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка, однако срок для ее взыскания истек. Но инспекция не спешит исключить такую недоимку из лицевого счета. Дело в том, что порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков установлен приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/138@. И в нем нет положения, согласно которому недоимка, срок взыскания которой пропущен, должна списываться с лицевого счета.

В итоге старый долг продолжает числиться за налогоплательщиком. А это вовсе не безобидная запись в компьютере. Во-первых, недоимка будет фигурировать в справке о состоянии расчетов с бюджетом (форма утверждена приказом ФНС России от 23.05.05 № ММ-3-19/206@). Эта справка нужна не только при получении банковских кредитов, но и для того, чтобы иметь возможность участвовать в государственных и муниципальных торгах. Во-вторых, опасность «зависшей» недоимки заключается в том, что налоговики могут решить погасить ее за счет переплаты по налогам, образовавшейся позднее.

Как определяется срок, в течение которого контролеры могут взыскать недоимку

Таким образом, очевидно, что оставлять на лицевом счете «просроченную» задолженность невыгодно. Так что же делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся вот с чем: сколько времени есть у инспекции на то, чтобы взыскать недоимку?

Чтобы определить этот период, необходимо знать ряд других сроков. Так, в статье 46 НК РФ предусмотрен срок, по окончании которого налоговики теряют право на бесспорное списание недоимки. Он равен двум месяцам, и отсчитывается со дня, который указан в требовании об уплате налога как крайний срок для добровольного погашения недоимки. Если налоговики пропустили срок на бесспорное списание задолженности налогоплательщика, они могут обратиться в суд. На это им отводится шесть месяцев, отсчитываемых также с момента истечения срока исполнения требования (правда, суд может и восстановить пропущенный срок).

Основная сложность в определении точного «срока жизни» недоимки заключаются в следующем. Главной точкой отсчета указанных выше сроков является дата добровольной уплаты налога, указанная в требовании. При этом само требование направляется налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Дата выявления недоимки фиксируется инспекцией в специальном документе (приложение № 3 к приказу ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/825@). То есть начало течения всех перечисленных сроков зависит от даты выявления недоимки. Это значит, что формально, сверка, проведенная в 2010 году, может стать основанием для взыскания недоимки за любой из вошедших в нее периодов.

Схожая ситуация и с недоимкой, выявленной во время налоговой проверки. Правда, в этом случае срок на выставление требования составляют всего 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке (п. 2 ст. 70 НК РФ). Однако сами проверки, особенно выездные, могут быть весьма растянуты во времени.

Есть и еще один нюанс, который нужно учитывать при подсчете максимального срока, отведенного налоговикам на взыскание недоимки. Необходимым элементом расчета является время, установленное в требовании на добровольную уплату налога. Но нередко налоговики вообще не выставляют данное требование, хотя и должны это делать. В таком случае подсчет ведется следующим образом. От срока, когда инспекция обязана была выставить требование (три месяца или 10 рабочих дней) отсчитывается 10 календарных дней – минимальный срок на добровольное погашение недоимки, указанный в пункте 4 статьи 69 НК РФ. И уже по окончании этих 10 календарных дней определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной вне рамок проверки

Дата выявления недоимки + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 3 месяца + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной при проверке

Дата вступления в силу решения по проверке + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 10 рабочих дней + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Как видно, «срок жизни» недоимки может быть весьма продолжительный. Поэтому, если в ходе камеральной проверки декларации с ошибками налоговики по какой-либо причине не выявили нарушений, и с момента ее подачи прошло несколько лет, это не значит, что задолженность компании не будет взыскана. Ведь период, за который подана декларация, может попасть и под выездную проверку.

Замечу, что если недоимка уже отражена на лицевом счете налогоплательщика, определить срок, в течение которого налоговики вправе взыскать ее, не составит труда. Ведь дата выявления такой задолженности сразу видна.

Избавиться от «зависшей» на лицевом счете задолженности можно только через суд

Перейдем теперь к главному вопросу: как добиться того, чтобы «просроченная» недоимка не висела на счете? К сожалению, решить этот вопрос без обращения в суд не получится. Ведь как уже упоминалось, действующий порядок ведения лицевых счетов не позволяет налоговикам списать задолженность с истекшим сроком взыскания. И хотя в статье 59 НК РФ прямо говорится, что недоимка, взыскание которой невозможно по юридическим основаниям, признается безнадежной и должна списываться, инспекторы не применяют эту норму. При этом они ссылаются на положение этой же статьи 59 НК РФ о том, что порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утверждение постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100. И в этом документе ни слова не говорится о задолженности, взыскание которой невозможно по юридическим причинам. А раз порядок не утвержден, то, считают ревизоры, и списывать нельзя.

Таким образом, единственная возможность избавиться от «просроченной» недоимки – обратиться в суд. Однако бессмысленно подавать заявление с требованием исключить безнадежную задолженность с лицевого счета. Дело в том, что еще в 2005 году Президиум ВАС РФ пришел к в общем то справедливому выводу о том, что сама по себе запись на лицевом счете о наличии недоимки не нарушает права налогоплательщика (постановление от 11.05.05 № 16507/04). Поэтому суд не удовлетворит подобное заявление (см. также определение ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-9893/09).

Соответственно, поступать нужно иначе. Порядок действий зависит от того, в связи с чем у налогоплательщика возникла необходимость исключить из его лицевого счета «зависший» долг.

Предположим, компании для участия в конкурсе нужна справка о состоянии расчетов с бюджетом. В этом случае фирма, получив в инспекцию справку, в которой упоминается «просроченная» задолженность, может письменно потребовать от налоговиков внести в эту справку отметку о невозможности взыскания долга. Если налоговики ответят отказом, либо в течение месяца вообще не отреагируют на это требование, у компании есть все основания для того, чтобы обратиться в суд. Обжаловать нужно отказ внести изменения в справку или бездействие инспекции. В заявлении желательно указать, что отсутствие в справке сведений о том, что налоговики утратили возможность взыскать задолженность, нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09).

Другой случай: инспекция самостоятельно зачла недавно образовавшуюся у компании переплату по налогам в счет «зависшей» недоимки. В этой ситуации в суд подается заявление о признании недействительным решения о проведении зачета. Сделать это можно в течение трех месяцев с момента получения копии этого решения (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Что такое недоимка по налогам

Когда возникает недоимка по налогам

Каковы последствия возникновения недоимки

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Когда возможно списание недоимки по налогам

Итоги

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

О процедуре возмещения читайте в статье «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, необходимо перейти к шагу 3.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

  • Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
  • В период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте .

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *