Взаимозависимые сделки

Содержание

Контролируемые сделки

Обновление: 20 октября 2017 г.

Государство в лице фискальных органов в особом порядке подходит к контролю над сделками между взаимозависимыми лицами. С этой целью в НК РФ предусмотрено понятие «контролируемые сделки». Перечень критериев, позволяющих наделять сделки таким особым статусом, рассмотрим в настоящей статье.

Что является контролируемой сделкой

Определение данного понятия содержится в ст. 105.14 НК РФ. Такими сделками признаются:

  • сделки взаимозависимых субъектов;
  • приравненные к ним сделки.

Для ответа на рассматриваемый вопрос прежде всего следует разобраться с тем, какие субъекты признаются взаимозависимыми.

Взаимозависимые лица

Общепринятые критерии взаимозависимости в целях налогообложения содержатся в НК РФ. Вот некоторые из них:

  • участие одного юр. лица в другом, если доля участия превышает 25 процентов;
  • взаимозависимость вследствие должностного подчинения;
  • родственные отношения.

Более подробно критерии можно узнать, ознакомившись с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

НК РФ прямо указывает на то, что данный перечень критериев исчерпывающим не является и может дополняться судом.

Признание хозяйствующих субъектов таковыми влечет особый налоговый контроль взаимозависимых лиц в установленных НК РФ случаях, возможны пересчет налоговиками цен согласно положениям разд. V.1 НК РФ и соответствующие доначисления в бюджет.

Контролируемая сделка между взаимозависимыми лицами

Рассматривая критерии контролируемых и неконтролируемых сделок, можно сделать вывод, что они, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Кроме этого, контроль распространяется на сделки с компаниями – резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ, а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Осуществление контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете. Необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

>Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП

На каких условиях можно проводить сделки

Сразу скажем: взаимозависимость сторон — это не повод отказаться от проведения сделки. Такие сделки не являются незаконными и сами по себе каких-либо негативных последствий для налогоплательщиков не несут. Однако это утверждение верно лишь при одном весьма важном условии, зафиксированном в п. 1 ст. 105.3 НК РФ: в сделках между взаимозависимыми лицами не устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки». То есть сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать ровно на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с любой из компаний, которую можно найти на открытом рынке (т.е., которая находится на расстоянии «вытянутой руки» от вашей организации).
Обратите внимание, что речь в Налоговом кодексе идет не только о цене сделки. Правила гораздо шире: рыночным должны соответствовать все коммерческие и финансовые условия сделки. То есть сюда попадают и правила передачи товара, и правила оплаты (отсрочка, рассрочка), и правила страхования и т.п. Абсолютно все условия договора должны соответствовать рыночным. Любые послабления, которые ведут к тому, что одна из сторон не получает какие-либо доходы (в том числе из-за того, что несет лишние расходы), уже находятся в «зоне риска». Ведь по правилам все того же п. 1 ст. 105.3 НК РФ любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Какие лица являются взаимозависимыми
Перечень лиц, которых законодатель считает взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Нужно учитывать, что перечень этот лишь примерный и применяется он в тесной связке с общим определением взаимозависимости, приведенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Согласно этому определению, взаимозависимыми для целей налогообложения признаются любые лица, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Проще говоря, лица могут быть признаны взаимозависимыми даже если они не указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ. А значит, взаимозависимыми могут быть признаны и компании, которые вообще никак формально между собой не связаны. Например, в случае дружеских отношений между их руководителями. При условии, конечно, что эта дружба переносится в бизнес и условия сделок между такими компаниями оказываются отличными от рыночных.

Нужно ли отчитываться о сделках

Следующий вопрос, который возникает при заключении сделки между «своими» компаниями и ИП, — надо ли по этому поводу как-то отдельно отчитываться перед ИФНС? Ведь каждый бухгалтер хоть раз да слышал словосочетание «контролируемая сделка» и в курсе, что о таких сделках нужно уведомлять налоговиков.
Однако далеко не всякая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой. В частности, когда речь идет о сделках между российскими взаимозависимыми компаниями, напротив, большинство сделок не будут признаваться контролируемыми.
Подробнее о том, какие сделки относятся к контролируемым см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков». Учитывайте, что статья была подготовлена в 2013 году, когда еще действовали переходные положения и для большинства операций были установлены значительные суммовые ограничения. Теперь же суммы ограничений стали гораздо ниже (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Также нужно помнить, что с 2017 года из разряда контролируемых исключены беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
В рамках сегодняшней статьи хотим остановиться на еще одном важном вопросе, который влияет на отнесении сделки к категории контролируемых. Речь идет о норме пункта 11 статьи 105.14 НК РФ. Там сказано, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ. В свою очередь, в этой норме говорится, что правила о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами применяются только в тех договорах, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной из сторон доходов или расходов, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, или НДС. Причем, в последнем случае имеется дополнительное условие: если стороной сделки является организация или ИП, не признаваемые налогоплательщиками НДС, или использующие освобождение от обязанностей налогоплательщика по этому налогу.
Как видим, в списке нет единого налога, уплачиваемого при УСН, а также «обычного» НДФЛ, уплачиваемого физлицами без статуса ИП. Это означает следующее. Сделка между взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, либо между такой компанией и физлицом-непредпринимателем ни при каких условиях не будет признаваться контролируемой. Аналогично обстоит дело и с прочими спецрежимами: сделка не будет контролируемой, если стороной сделки между плательщиком ЕНВД или ИП на ПСН не выступает компания или ИП на общем режиме.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН и ЕНВД через интернет

Проверка контролируемых сделок

Перейдем к налоговым последствиям сделок между взаимозависимыми лицами. Порядок проверки условий таких сделок и налоговых доначислений по ним (если будут обнаружены отклонения от рыночных условий) напрямую зависит от категории сделки. А точнее, от того является ли она контролируемой.

Дело в том, что проверками правильности исчисления налогов по контролируемым сделкам имеет право заниматься только центральный аппарат ФНС России (ст. 105.17 НК РФ). Налоговики на местах могут лишь выявлять подобные сделки, в отношении которых не были представлены уведомления. И сообщать об этом факте в ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
При этом ФНС России может контролировать только правильность исчисления и уплаты тех трех налогов, о которых мы говорили выше (налог на прибыль, НДФЛ, уплачиваемый ИП, и НДС, если хотя бы одна из сторон сделки его не платит). Это первое ограничение.
Второе ограничение связано с симметричностью доначислений. Как сказано в статье 105.18 НК РФ, если при проверке уровня цен по контролируемым сделкам ФНС России принимает решение о корректировке цены по сделке, то эту же цену может применить и вторая сторона сделки. Понятно, что в отношениях между российскими взаимозависимыми лицами это во многих случаях повлечет автоматическое уменьшение налога у другой стороны (за счет увеличения расходов по сделке).
Так что (с учетом указанных ограничений) со стороны ФНС России доначисление налогов по контролируемым сделкам, заключенным между российскими компаниями, скорее всего, будут носить единичный характер. Но это вовсе не означает, что налоговые злоупотребления по НДФЛ и единому налогу по УСН останутся без должного внимания налоговиков. Просто такими махинациями займутся инспекторы из территориальной ИФНС.

Оценить вероятность проведения налоговой проверки

Проверка обоснованности налоговой выгоды

Полномочия по проведению контрольных мероприятий и доначислению налогов в отношении не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, а также по налогам, которые не входят в сферу ответственности центрального аппарата налоговой службы, находятся в руках налоговых инспекций. Эту работу они проводят в рамках выявления необоснованной налоговой выгоды. И ограничение здесь всего одно. Установлено оно пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ, где сказано, что рыночная цена может применяться для целей налогообложения только если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка. А значит, и в этом случае налоговики должны учитывать принцип симметрии: увеличение цены влечет не только увеличение дохода для одной стороны сделки, но и увеличение расхода для другой.
В отношении же всех прочих условий сделки руки у инспекции, что называется, развязаны. Ведь определение налоговой выгоды настолько широко, что в нее с запасом укладываются все возможные злоупотребления с условиями сделки, которые могут быть допущены взаимозависимыми лицами. Напомним, что под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, например, занижения налоговой базы, незаконного получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат, зачет, возмещение налога. При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», также см. «Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль»).

Поэтому рискованной может оказаться даже распространенная ситуация с беспроцентным договором займа между физлицом-учредителем (займодавцем) и учрежденной им компанией (заемщиком). Инспекторы вполне могут в рамках борьбы с необоснованной налоговой выгодой доначислить учредителю НДФЛ. Особенно если компания находится на ЕНВД или УСН с объектом обложения в виде доходов. Ведь понятно, что у стороннего лица компания не смогла бы получить бесплатный заем (да и учредитель такой заем вряд ли выдал бы). Значит, в данном уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму процентов по займу, которые не получены в связи с установлением в договоре займа, заключенном между взаимозависимыми лицами, условий начисления и выплаты процентов, отличных от подобных сделок, заключаемых между невзаимозависимыми лицами, вполне может быть признано необоснованной налоговой выгодой. По результатам суд может признать данное условие направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ по суммам дохода в виде процентов по займу и соответственно доначислить НДФЛ, исходя из сумм процентов, уплачиваемых по сопоставимым займам.

>39.Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Статья 105.17. Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

1. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее в настоящей главе — проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения.

Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 настоящего Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95 — 97 настоящего Кодекса. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

2. Проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год.

40. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения: общие положения; стороны соглашения о ценообразовании; порядок заключения соглашения.

Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения

Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

3. Предметом соглашения о ценообразовании являются:

1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;

2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;

3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

4) срок действия соглашения;

5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

3. Предметом соглашения о ценообразовании являются:

1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;

2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;

3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

4) срок действия соглашения;

5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.

Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий трех лет. Соглашение о ценообразовании может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года.

Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании

К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, прилагаются:

1) проект соглашения о ценообразовании;

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;

6) бухгалтерская (финансовая) отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании;

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 — 3 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимается одно из следующих решений:

1) решение о заключении соглашения о ценообразовании;

2) мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;

Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании, в частности, являются:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) неуплата или неполная уплата государственной пошлины;

3) мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или) методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

41.Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений: понятие,лица подлежащие ответственности за их совершение. Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 106. Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

>Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Как проходят сделки между взаимозависимыми лицами?

Кто признается взаимозависимыми лицами

Что представляют собой контролируемые сделки

Сделки между аффилированными лицами: последствия

Кто такие заинтересованные лица

Где можно загрузить образец одобрения с заинтересованностью в ООО

Итоги

Кто признается взаимозависимыми лицами

Взаимозависимые лица — несколько субъектов правоотношений (граждан или юрлиц), среди которых есть как минимум один субъект, который может влиять (п. 1 ст. 105.1 НК РФ):

  • на участие как минимум одного другого субъекта в тех или иных сделках;
  • на результаты экономической деятельности, которая осуществляется как минимум одним другим субъектом.

Подробнее о критериях отнесения лиц к взаимозависимым читайте .

Один из распространенных видов отношений между взаимозависимыми лицами — сделка. Как правило, в виде коммерческого договора.

В предусмотренных законом случаях сделка между взаимозависимыми лицами может быть классифицирована как контролируемая. Но какие тому могут быть причины?

Что представляют собой контролируемые сделки

Контролируемой считается сделка между взаимозависимыми лицами, которая подлежит проверке со стороны ФНС на предмет необоснованного уменьшения или увеличения налогооблагаемой базы.

Контролироваться ФНС могут сделки между взаимозависимыми лицами, которые:

  • образуют суммы, подлежащие обложению НДФЛ, налогом на прибыль, НДПИ, НДС;
  • подпадают под критерии, установленные в пп. 1–3, 5–7 ст. 105.14 НК РФ;
  • не подпадают под критерии, приведенные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ.

Проверив сделку между взаимозависимыми лицами, ФНС может оштрафовать участников и доначислить налог для его плательщика, если посчитает, что база по нему была безосновательно уменьшена. Признание участников сделки взаимозависимыми осуществляется исключительно в налоговых целях.

Узнать больше о контролируемых сделках вы можете в статье: «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2019 год».

Сделки между аффилированными лицами: последствия

Взаимозависимость — понятие, очень близкое другому, аффилированности. При этом факт аффилированности (устанавливаемый исходя из критериев, которые определены ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» от 22.03.1991 № 948-1) сторон сделки в общем случае не предопределяет правовых последствий, аналогичных тем, что характеризуют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами.

Вместе с тем в законодательстве можно выделить ряд следующих обязанностей:

  • для всех юрлиц — по раскрытию информации об аффилированных субъектах в бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 4, пп. 6, 10–15 ПБУ 11/2008);
  • для ООО — по обеспечению хранения данных об аффилированных субъектах (п. 1 ст. 50 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • для АО — о публикации информации об аффилированных субъектах в интернете (п. 73.3 Положения ЦБ РФ от 30.12.2014 № 454-П).

Неисполнение указанных обязанностей может привести к крупным штрафам, которые, в принципе, сопоставимы с экономическими рисками при сделках между взаимозависимыми лицами. Например, если АО не опубликовало сведений об аффилированных субъектах в соответствии с Положением 454-П, то может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей (должностное лицо — до 50 000 рублей) на основании п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Кто такие заинтересованные лица

Аффилированность — один из возможных критериев признания за лицом статуса заинтересованного (в контексте положений п. 1 ст. 19 закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Вместе с тем понятие «заинтересованность» в разных правовых контекстах раскрывается еще более чем в десятке федеральных нормативных актов. Например, в таких как:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС (вступил в силу с 01.07.2017);
  • ГК РФ;
  • КоАП РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • закон 14-ФЗ;
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
  • закон «Об антидемпинговых мерах» от 08.12.2003 № 165-ФЗ.

Можно отметить, что сделка между взаимозависимыми лицами может заключаться сторонами, имеющими также статус заинтересованных лиц.

Рассмотрим для примера особенности статуса заинтересованного лица ООО.

Где можно загрузить образец одобрения с заинтересованностью в ООО

В отличие от сделок между взаимозависимыми лицами, договоры с заинтересованностью не подлежат контролю со стороны ФНС.

Сделка с заинтересованностью в фирме, которая зарегистрирована как ООО, — это правоотношение, в установлении которого есть интерес тех или иных лиц, указанных в п. 1 ст. 45 закона 14-ФЗ. Например, директора организации или члена ее совета директоров.

Чьего-либо одобрения на совершение сделки с заинтересованностью в общем случае не требуется. Однако если оно не будет должным образом получено, то члены совета директоров или участники ООО будут иметь право оспорить такую сделку в суде, если докажут, что ее совершение нанесло ущерб обществу (п. 6 ст. 45 закона 14-ФЗ).

Поэтому оформить данное согласие желательно. Скачать его образец вы можете на нашем сайте.

Итоги

Заключенная между взаимозависимыми лицами сделка может быть контролируемой. Ее фактически могут заключать лица с заинтересованностью, аффилированные, бенефициары. Сделка между взаимозависимыми лицами, при которой занижена налоговая база, по факту проверки ФНС может привести к штрафам и доначислению налогов.

Узнать больше об особенностях правоотношений с участием взаимозависимых лиц вы можете в статьях:

  • «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2019 год»;
  • «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2018-2019».

Цены в неконтролируемых сделках: быть или не быть проверке

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июня 2016 г.

Содержание журнала № 12 за 2016 г.С.А. Братишко, внутренний аудитор
А.Ю. Никитин, аттестованный налоговый консультант

Вправе ли территориальные ИФНС проверять на рыночность цены в сделках между взаимозависимыми лицами

Как вы знаете, налоговики могут проверять соответствие цен по сделкам между взаимозависимыми лицами актуальным рыночным ценам. И если в результате проверки обнаружится занижение цены, то налоги доначислят, как если бы цена сделки была рыночной, аналогичной ценам по сделкам между компаниями, которые взаимозависимыми не являютсяп. 1 ст. 105.3 НК РФ. Это и есть принцип «вытянутой руки», основополагающий в трансфертном ценообразовании.

При этом проверять цены на рыночность в рамках обычных выездных и камеральных проверок нельзя, это делается только в рамках специальных проверокп. 1 ст. 105.17 НК РФ. И право проводить такие проверки предоставлено исключительно ФНСп. 2 ст. 105.3 НК РФ.

Но даже ФНС может проверить цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, только если эти сделки отвечают определенным условиям, то есть являются контролируемымист. 105.14 НК РФ. А что со сделками, которые условиям контролируемости не отвечают? Может ли проверить цены в такой сделке территориальная инспекция в рамках обычной выездной или камеральной проверки?

С чего все началось

Начало дискуссии между инспекциями и налогоплательщиками положили выпущенные в 2012 г. разъяснения МинфинаПисьмо Минфина от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145, которые были адресованы ФНС и которые налоговая служба довела до инспекторов на местахПисьмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615. В этих разъяснениях специалисты финансового ведомства сформулировали такую позицию: все сделки между взаимозависимыми лицами делятся на контролируемые и неконтролируемые. Смысл же такого разделения, по мнению финансистов, сводится к следующему:

  • о совершении контролируемых сделок налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы, а также должны представлять соответствующую документацию по запросу ФНС при проведении ею проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами на рыночность;
  • о неконтролируемых сделках сообщать налоговикам взаимозависимые компании не должны. Но это вовсе не значит, что ценовой контроль по таким сделкам невозможен. Просто в этом случае определение фактической цены сделки, по которой налоговики подозревают занижение налогов, может производиться в ходе обычных выездных и камеральных проверок. При этом ревизоры должны доказать нереальность сделок, а как один из инструментов для оценки полученной компанией необоснованной налоговой выгоды могут использовать методы определения доходов для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами, прописанные в гл. 14.3 НК РФПисьмо Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316.

Особый случай, если речь идет о неконтролируемых сделках, в которых налоговая база, согласно отдельным положениям части второй НК РФ, исчисляется исходя из рыночных ценст. 105.3 НК РФ. Тогда для доначисления налогов достаточно установить факт занижения цены в сделке с использованием методов, прописанных в гл. 14.3 НК РФ. Например, отмечают в Минфине, это касается реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям или на безвозмездной основе, передачи права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передачи товаров при оплате труда в натуральной форме.

В более поздних письмах Минфин уточняет, что по общему правилу проверять цены по неконтролируемым сделкам не могут ни ФНС, ни территориальные инспекции. За исключением опять же операций, налоговая база по которым в силу прямого указания в НК РФ определяется на основе рыночной цены с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. По ним инспекции могут проводить ценовой контроль в рамках выездных и камеральных проверокПисьмо Минфина от 19.06.2015 № 03-01-18/35527.

Налоговики посчитали, что Минфин разрешил контролировать все сделки

При таком толковании норм НК РФ получается, что речь идет просто о разграничении полномочий между ФНС и территориальными налоговыми органами. И территориальные инспекции в ходе обычных проверок могут сколько угодно проверять на соответствие рыночному уровню цены по неконтролируемым сделкам, используя те же методы, что и ФНС при проверке цен по контролируемым сделкам. Именно так истолковали разъяснения Минфина налоговикиПисьма ФНС от 16.06.2015 № ЕД-2-13/710@ (п. 3), от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@. Правда, специалисты ФНС также обратили внимание на то, что для применения положений гл. 14.3 НК РФ проверяющим необходимо доказать получение плательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе путем уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках. Но на практике проверяющие нередко считают, что все сделки между взаимозависимыми лицами так или иначе направлены на уклонение от уплаты налогов. И доначисляют проверяемому плательщику налоги, просто определив, что цены в сделке с взаимозависимым контрагентом не соответствуют рыночным.

Заметим, что в своих письмах Минфин и ФНС нередко используют термин «манипулирование ценами». Подразумевается под этим перераспределение доходов в пользу компании, применяющей пониженные ставки или иные налоговые преференции, имеющей убытки, которые могут быть учтены при формировании базы по прибыли, и т. д.Письмо ФНС от 30.09.2015 № ЕД-4-2/17078@ При обнаружении такого манипулирования ценами инспекция должна доказать получение плательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе посредством использования методов, установленных гл. 14.3 НК РФ. По сути, это еще один аргумент ведомств в пользу контроля цен инспекторами на местах.

Что говорят суды

Судебная практика подтверждает: инспекции трактуют НК РФ весьма широко, считая, что проверять можно цены в любых сделках, заключенных между взаимозависимыми лицами и не отвечающих признакам контролируемых сделок.

Так, одна из организаций (которой инспекция по результатам выездной проверки доначислила НДС и налог на прибыль, признав цены нерыночными) попыталась оспорить в Верховном суде РФ разъяснения Минфина, послужившие отправной точкой для фантазий налоговиковПисьмо Минфина от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145. Это не удалосьРешение ВС от 01.02.2016 № АКПИ15-1383. И Минфин не замедлил сообщить об этом налогоплательщикамПисьмо Минфина от 25.02.2016 № 03-01-11/10321. Однако документ признали не противоречащим закону по одной причине: Письмо было адресовано непосредственно ФНС. Судьи пришли к выводу, что в нем нет положений, позволяющих территориальным инспекциям проводить ценовые проверки. Ведь в Письме говорится о необходимости доказывать в рамках выездных и камеральных проверок получение проверяемой компанией необоснованной налоговой выгоды, что нельзя приравнять к ценовому контролю, который производится только ФНС в отношении контролируемых сделок. А никакого согласия с правоприменительной практикой по этому Письму, сложившейся на уровне территориальных инспекций, судьи ВС РФ не выражали.

Что же касается предметных судебных споров с налоговиками, то тут единого мнения у судей нет. До последнего времени значительная часть судов считала, что инспекции в принципе вправе проверять соответствие цен рыночному уровню по неконтролируемым сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, и доначислять налоги, если цены заниженыПостановления АС МО от 25.04.2016 № Ф05-4705/2016; АC ЗСО от 11.12.2015 № Ф04-28009/2015. И спор в итоге нередко решался не в пользу налогоплательщикаПостановления АC ДВО от 19.08.2015 № Ф03-3190/2015; 4 ААС от 02.12.2015 № 04АП-5767/2015. Например, в одном деле применение заведомо нерыночной цены при продаже объектов недвижимости взаимозависимым гражданам повлекло для компании плачевные последствия. По результатам выездной проверки было доначислено налогов на сумму почти 70 млн руб., и судьи трех инстанций с этим согласилисьПостановление АС МО от 14.12.2015 № Ф05-17464/2015.

Вместе с тем налоговикам не всегда удается доказать правомерность доначислений, даже если само право инспекции на проверку цен не оспаривается. Например, суд отменил решение налоговиков, указав, что инспекция при установлении рыночной стоимости аренды не исследовала характеристики и состояние спорных нежилых помещенийПостановление АС ЦО от 27.05.2015 № Ф10-1080/2015. Очень часто суды не признавали сопоставимыми сделки, на основании анализа которых проверяющими определялась рыночная цена по сделке с взаимозависимым лицомПостановления АС СЗО от 18.02.2016 № А05-4564/2015; АС ВВО от 11.12.2015 № Ф01-4987/2015; АС ЗСО от 19.05.2015 № Ф04-18497/2015. Или суд приходил к выводу, что сопоставимые сделки отбирались произвольно, с максимальными значениями цен, что позволяло инспекции увеличить доначисленияПостановления АC ЗСО от 11.12.2015 № Ф04-28009/2015; 11 ААС от 21.01.2016 № 11АП-14018/2015.

Кроме того, судьи указывают: использование методов, установленных гл. 14.3 НК РФ, не освобождает инспекцию от обязанности доказать, что компания в силу использования в сделке с взаимозависимым лицом цены, отличной от рыночной, получила необоснованную налоговую выгоду. Например, сам по себе факт предоставления беспроцентного займа взаимозависимой организации или передачи ей имущества в аренду по цене ниже рыночной не означает получения какой-либо налоговой выгоды плательщиком. А значит, и нет оснований для начисления налогов с разницы между фактической ценой сделок и ценой рынкаПостановления АС ЗСО от 16.02.2016 № Ф04-28821/2015; АС ВВО от 14.10.2015 № Ф01-3946/2015.

Если же не доказана взаимозависимость сторон сделки, то и речи о контроле цен быть не можетПостановления АС ВСО от 20.08.2015 № Ф02-4043/2015; АC ЗСО от 22.01.2015 № Ф04-14081/2014.

Лишь в некоторых случаях суды отмечали, что территориальные ИФНС вообще не имеют полномочий проверять на рыночность цены по сделкам, поскольку такие проверки относятся исключительно к компетенции ФНСПостановления АС ПО от 08.04.2016 № Ф06-5963/2016; 11 ААС от 23.03.2016 № 11АП-2621/2016; 7 ААС от 16.02.2016 № 07АП-167/2016. При этом нормы НК РФ не предусматривают, что цена сделки, не признаваемой контролируемой, может проверяться в рамках обычных камеральных и выездных проверок.

Точки над i расставил Верховный суд

В конце концов один из таких споров дошел до Верховного суда. И судьи высказались однозначно: при проведении выездной проверки инспекция вышла за пределы своих полномочий, произведя на основании положений гл. 14.3 НК РФ корректировку цен по сделкам проверяемой компании с взаимозависимыми лицамиОпределение ВC от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651. Ведь по сравнению с правовым регулированием контроля цен, действовавшим до 2012 г.ст. 40 НК РФ, положения разд. V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, имеющих право на проверку цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. На данный момент такие полномочия предоставлены исключительно ФНС.

Кроме того, законодатель установил специальные процедуры проведения ценового контроля, в том числе сроки проверок, возможность заключения с ФНС соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку и т. д. И таким образом, из числа сделок, подлежащих ценовому контролю, исключены сделки между взаимозависимыми лицами, не имеющие признаков контролируемых, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные ст. 105.14 НК РФ суммовые критерии. Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

ВЫВОД

Установив взаимозависимость участников сделки, не имеющей признаков контролируемой, инспекция может доначислить налоги только в том случае, если докажет получение плательщиком необоснованной налоговой выгоды, то есть нереальность заключенных сделок, их направленность исключительно на минимизацию налоговых платежей, возмещение налогов из бюджета и т. д. Сама же по себе взаимозависимость участников сделок в отсутствие подобных обстоятельств не может служить доказательством получения компанией необоснованной налоговой выгоды и основанием для доначисления налогов.

***

Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Наверняка в дальнейшем попытки районных инспекций доначислить налоги по неконтролируемым сделкам только из-за того, что примененные в них цены не соответствуют рыночным, будут пресекаться судами. Так, по интересующей нас теме уже появилось новое решение АС Северо-Кавказского округа. Ранее спор о правомерности контроля цен в рамках выездной проверки, решенный этим судом в пользу ИФНС, и стал предметом исследования Коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Теперь окружные судьи исправились, повторив в своем вердикте выводы надзорной инстанцииПостановление АC СКО от 04.05.2016 № Ф08-2441/2016.

Вместе с тем ИФНС вполне могут использовать методы гл. 14.3 НК РФ и в дальнейшем, но только как один из способов суммовой оценки выявленной необоснованной налоговой выгоды. Скорее всего, и суды не будут против этого. Например, в одном из недавних споров инспекция с использованием методов гл. 14.3 НК РФ установила рыночную стоимость автомобиля, проданного компанией взаимозависимому лицу — дочери одного из учредителей (он же генеральный директор компании) — по цене в 60 раз ниже рыночной. Проверяющие доначислили компании НДС и налог на прибыль, и суд их поддержалПостановление 12 ААС от 27.01.2016 № 12АП-12420/2015.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *