Взаимная административная помощь таможенных органов

Содержание

Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов таможенного союза

СОГЛАШЕНИЕ
о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов таможенного союза

Правительства государств — членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,
основываясь на Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года,
согласились о нижеследующем:

Часть I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия Соглашения

Сфера действия Соглашения

Таможенные органы государств — членов таможенного союза (далее — таможенные органы) в соответствии с положениями настоящего Соглашения:
обмениваются информацией, способствующей обеспечению соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
проводят отдельные формы таможенного контроля по поручению таможенного органа другого государства — члена таможенного союза;
взаимно признают решения, принятые таможенными органами.

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Соглашении

Термины, используемые в настоящем Соглашении

В настоящем Соглашении используются следующие термины и их определения:

1) центральные таможенные органы:
для Республики Армения — Министерство финансов Республики Армения;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2015 года Международным договором от 10 октября 2014 года)
для Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
для Республики Казахстан — Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан;
для Кыргызской Республики — Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики;
(Абзац дополнительно включен со 12 августа 2015 года Международным протоколом от 8 мая 2015 года)

для Российской Федерации — Федеральная таможенная служба Российской Федерации;

2) территориальные таможенные органы:
для Республики Армения — таможни;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2015 года Международным договором от 10 октября 2014 года)
для Республики Беларусь — таможни;
для Республики Казахстан — территориальные подразделения Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан по областям (городам республиканского значения, столице), таможни;
для Кыргызской Республики — таможни;
(Абзац дополнительно включен со 12 августа 2015 года Международным протоколом от 8 мая 2015 года)
для Российской Федерации — региональные таможенные управления и таможни;

3) запрашивающий таможенный орган — таможенный орган, направляющий запрос в соответствии с настоящим Соглашением;

4) запрашиваемый таможенный орган — таможенный орган, получивший запрос в соответствии с настоящим Соглашением;

5) поручающий таможенный орган — таможенный орган, направляющий поручение в соответствии с настоящим Соглашением;

6) исполняющий таможенный орган — таможенный орган, получивший поручение в соответствии с настоящим Соглашением.

Часть II. Обмен информацией между таможенными органами

Статья 3. Организация обмена информацией

Организация обмена информацией

1. Таможенные органы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу информацию с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза, а также для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательств государств — членов таможенного союза, в том числе документы или их заверенные копии.

2. Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в письменной и (или) электронной формах посредством:
направления запросов и предоставления информации;
направления информации по собственной инициативе;
обмена нормативными и иными правовыми актами.

3. Центральные таможенные органы совместно определяют состав сведений для информационного обмена, осуществляют разработку и согласование технических условий информационного взаимодействия и технологий обработки и передачи данных, требований по защите информации.

4. Центральные таможенные органы в течение шести месяцев после подписания настоящего Соглашения согласуют Технические условия по организации обмена информацией в электронной форме, предусмотренные статьей 4 настоящего Соглашения, в том числе:

1) порядок организации обмена информацией;

2) способы предоставления информации;

3) требования по защите информации;

4) структуру, состав и формат информации.
Обмен информацией в электронной форме осуществляется между таможенными органами после обеспечения их технической готовности, о чем центральные таможенные органы письменно уведомляют друг друга.

5. Центральные таможенные органы вправе осуществлять взаимный обмен информацией:
по применяемым мерам по минимизации рисков, а также иной информации, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля;
по предварительным решениям по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее — ЕТН ВЭД);
по заключениям таможенных экспертов;
при контроле фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;
при контроле за перевозками товаров по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в порядке, определяемом центральными таможенными органами;
иной информацией, определяемой центральными таможенными органами.

Статья 4. Обмен информацией в электронной форме

Обмен информацией в электронной форме

Центральные таможенные органы осуществляют регулярный обмен в электронной форме следующей информацией:

1) сведения из баз данных таможенных деклараций по согласованным позициям, определенным в Технических условиях по организации электронного обмена информацией в соответствии с пунктом 4 статьи 3 настоящего Соглашения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;

2) сведения из баз данных предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД по согласованным позициям, определенным в Технических условиях по организации электронного обмена информацией в соответствии с пунктом 4 статьи 3 настоящего Соглашения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне.

Статья 5. Основания направления запросов

Основания направления запросов

1. Основаниями направления запроса о предоставлении документов и сведений (далее — запрос) являются:

1) выявление в результате обмена информацией несоответствий сведений о товарах, транспортных средствах международной перевозки и (или) лицах, обладающих полномочиями в отношении товаров;

2) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства — члена таможенного союза, таможенный орган которого направляет запрос;

3) проведение таможенным органом таможенного контроля.

2. Запрос может быть направлен при наличии других оснований, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 6. Порядок направления запросов

Порядок направления запросов

1. Обмен запросами и ответами на них осуществляется как между центральными таможенными органами, так и непосредственно между территориальными таможенными органами.
В случаях, когда невозможно определить, в какой таможенный орган нужно направить запрос, направление запросов осуществляется через центральные таможенные органы.

2. Запрос оформляется письмом, подписанным начальником (руководителем) запрашивающего таможенного органа или его заместителем.
Допускается направление запросов и ответов на запросы электронной почтой или факсимильной связью с последующей их досылкой почтой.

3. Запрос должен содержать:

1) наименования запрашивающего таможенного органа и таможенного органа, которому направляется запрос;

2) ссылку на настоящее Соглашение;

3) краткое изложение существа дела;

4) основания направления запроса в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения;

5) указание положений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства — члена таможенного союза, соблюдение которых должно быть проверено в результате исполнения запроса;

6) перечень запрашиваемых документов и сведений;

7) иную информацию, которая, по мнению запрашивающего таможенного органа, требуется для исполнения запроса.

4. К запросу могут прилагаться копии документов, на которые имеются ссылки в тексте запроса (за исключением копий нормативных правовых актов), а также заверенные копии таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документов, имеющих отношение к существу запроса.

5. Оригиналы документов могут запрашиваться в случаях, когда предоставление заверенных копий недостаточно, и должны быть возвращены в кратчайшие сроки.

Статья 7. Порядок исполнения запросов

Порядок исполнения запросов

1. Запрос исполняется в срок не более одного месяца со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте запроса делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока исполнения запроса.
В случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, срок исполнения запроса увеличивается на период времени, необходимый для получения дополнительной информации.
В случае невозможности исполнения запроса частично или полностью в указанный срок запрашиваемый таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения запрашивающий таможенный орган.

2. Если таможенный орган не располагает запрашиваемой информацией, то принимает меры к получению этой информации, действуя от собственного имени, в соответствии с законодательством своего государства.

3. Запрашиваемый таможенный орган вправе:

1) обратиться к запрашивающему таможенному органу с просьбой о предоставлении дополнительной информации, если это необходимо для исполнения запроса;

2) отказать запрашивающему таможенному органу в исполнении запроса, письменно уведомив о таком отказе и его причинах, в случаях, указанных в статье 8 настоящего Соглашения.

4. Запрашиваемый таможенный орган направляет ответ на запрос, а также соответствующие материалы запрашивающему таможенному органу на имя должностного лица, подписавшего письмо, содержащее запрос.

5. В ответе на запрос запрашиваемый таможенный орган представляет:
документы (либо их заверенные копии) и сведения, запрошенные запрашивающим таможенным органом;
информацию о проведенных формах таможенного контроля и его результатах, если запрашиваемый таможенный орган проводил таможенный контроль по собственной инициативе;
иные документы (либо их заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать принятию запрашивающим таможенным органом решений и мер, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государства — члена таможенного союза, таможенный орган которого направил запрос.

6. Таможенные органы осуществляют обмен сведениями о результатах таможенного контроля, проведенного с использованием информации, полученной на основании настоящей статьи.

Статья 8. Отказ в предоставлении информации по запросу

Отказ в предоставлении информации по запросу

В предоставлении информации по запросу отказывается, если:

1) запрос не соответствует требованиям, указанным в статье 6 настоящего Соглашения;

2) запрашивающий таможенный орган не предоставил необходимую информацию в течение двух месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения запроса;

3) выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, национальной безопасности, противоречит законодательству государства — члена таможенного союза или международным договорам государства — члена таможенного союза, в таможенный орган которого направлен запрос;

4) запрос объективно не может быть исполнен по причинам, не зависящим от запрашиваемого таможенного органа;

5) запрашиваемый таможенный орган не считает достаточными для исполнения запроса основания, указанные в запросе в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Соглашения.

Статья 9. Направление информации по собственной инициативе

Направление информации по собственной инициативе

Таможенный орган одного государства — члена таможенного союза направляет информацию таможенному органу другого государства — члена таможенного союза по собственной инициативе, если:

1) данная информация может свидетельствовать о нарушениях законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства — члена таможенного союза, таможенному органу которого направляется информация;

2) имеются иные основания полагать, что данная информация представляет интерес для этого таможенного органа.

Статья 10. Обмен нормативными и иными правовыми актами

Обмен нормативными и иными правовыми актами

Центральные таможенные органы осуществляют регулярный обмен нормативными и иными правовыми актами государств — членов таможенного союза по вопросам таможенного контроля.

Часть III. Проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств — членов таможенного союза таможенному органу другого государства — члена таможенного союза

Статья 11. Основания направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля

Основания направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля

1. Основаниями направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля (далее — поручение) являются:

1) необходимость подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки по основаниям, предусмотренным статьей 132 Таможенного кодекса таможенного союза, если проверяемое лицо, у которого необходимо провести выездную таможенную проверку, создано и (или) зарегистрировано в соответствии с законодательством другого государства — члена таможенного союза;

3) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства — члена таможенного союза, таможенный орган которого направляет поручение.

2. Поручение может быть направлено при наличии других оснований, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 12. Форма и порядок направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля

Форма и порядок направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля

1. Обмен поручениями и ответами на них осуществляется между центральными таможенными органами.
В случаях, определенных совместно центральными таможенными органами, обмен поручениями и ответами на них может осуществляться между территориальными таможенными органами.

2. Поручение оформляется письмом, подписанным начальником поручающего таможенного органа или его заместителем.
Допускается направление поручений и ответов на поручения электронной почтой или факсимильной связью с последующей их досылкой почтой.

3. Поручение должно содержать:

1) наименование поручающего таможенного органа и таможенного органа, которому направляется поручение;

2) ссылку на настоящее Соглашение;

3) краткое изложение существа дела;

4) основания направления поручения в соответствии со статьей 11 настоящего Соглашения;

5) указание формы таможенного контроля, которую необходимо провести;

6) информацию о товаре, документах и сведениях, лице, в отношении (у) которых требуется провести таможенный контроль;

7) материалы, имеющие отношение к существу поручения, в том числе копии документов, на которые имеются ссылки в тексте поручения (за исключением копий нормативных правовых актов), а также заверенные копии таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документов;

8) указание положений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства — члена таможенного союза, таможенный орган которого направляет поручение, соблюдение которых должно быть проверено в результате исполнения поручения;

9) перечень запрашиваемых документов и сведений;

10) иную информацию, которая, по мнению поручающего таможенного органа, требуется для исполнения поручения.

4. При необходимости проведения отдельных форм таможенного контроля при совершении таможенных операций до выпуска товаров поручение оформляется путем передачи сведений, достаточных для формирования профиля риска. Порядок оформления, направления и исполнения таких поручений определяется центральными таможенными органами.

Статья 13. Порядок исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля

Порядок исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля

1. Поручение исполняется в срок не более двух месяцев со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте поручения делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока его исполнения.
В случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, срок исполнения поручения увеличивается на период времени, необходимый для получения дополнительной информации.
В случае невозможности исполнения поручения частично или полностью в указанный срок исполняющий таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения поручающий таможенный орган.

2. Исполняющий таможенный орган вправе:

1) обратиться к поручающему таможенному органу с просьбой о предоставлении дополнительной информации, если это необходимо для исполнения поручения;

2) дополнительно к форме таможенного контроля, указанной в поручении, использовать иные формы таможенного контроля;

3) отказать поручающему таможенному органу в исполнении поручения, письменно уведомив его об этом в случаях, указанных в статье 14 настоящего Соглашения.

3. Исполняющий таможенный орган направляет ответ на поручение, а также соответствующие материалы поручающему таможенному органу на имя должностного лица, подписавшего письмо, содержащее поручение.

4. В ответе на поручение исполняющий таможенный орган представляет:

1) информацию о проведенных формах таможенного контроля и их результатах (в том числе о результатах таможенного контроля, проведенного в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи);

2) копии документов, оформленных по результатам таможенного контроля;

3) документы (либо их заверенные копии), материалы, пробы и образцы товаров, запрошенные поручающим таможенным органом;

4) другие документы (либо их заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать принятию поручающим таможенным органом решений и мер, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государства — члена таможенного союза, таможенный орган которого направил поручение.

Статья 14. Отказ в исполнении поручения

Отказ в исполнении поручения

В исполнении поручения отказывается, если:

1) поручение не соответствует требованиям, указанным в статье 12 настоящего Соглашения;

2) поручающий таможенный орган не предоставил необходимую информацию в течение двух месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения поручения;

3) выполнение поручения может нанести ущерб суверенитету, национальной безопасности государства — члена таможенного союза, в таможенный орган которого направлено поручение;

4) поручение объективно не может быть исполнено по причинам, не зависящим от исполняющего таможенного органа;

5) исполняющий таможенный орган не считает достаточными для проведения таможенного контроля основания, указанные в поручении в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Соглашения.

Часть IV. Проведение отдельных форм таможенного контроля c применением системы управления рисками

Статья 15. Порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза в рамках системы управления рисками

Порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза в рамках системы управления рисками

1. Центральные таможенные органы вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства — члена таможенного союза (далее — информация о рисках).
В случае поступления от одного центрального таможенного органа в другой центральный таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:
анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства — члена таможенного союза;
определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;
определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;
определяют возможность практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства — члена таможенного союза;
учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.

2. По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении.

3. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения.

4. В случае принятия решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства — члена таможенного союза.

Часть V. Взаимное признание решений, принятых таможенными органами

Статья 16. Взаимодействие Сторон по вопросам координации системы управления рисками

Взаимодействие Сторон по вопросам координации системы управления рисками

Центральные таможенные органы Сторон могут взаимодействовать в целях координации системы управления рисками на территории таможенного союза.

Статья 17. Решения таможенных органов, подлежащие взаимному признанию

Решения таможенных органов, подлежащие взаимному признанию

Взаимно признаются и имеют равную юридическую силу на таможенной территории таможенного союза решения таможенных органов:

1) принятые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, находящихся на временном хранении;

2) принятые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза при проведении таможенного контроля.

Часть VI. Заключительные положения

Статья 18. Использование информации

Использование информации

1. Информация, полученная в соответствии с настоящим Соглашением, носит конфиденциальный характер и может быть использована только для таможенных целей, в том числе в суде, а также для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. Для других целей она может быть использована только с письменного согласия таможенного органа, который ее предоставил.

2. Информации, полученной таможенными органами в соответствии с настоящим Соглашением, обеспечивается такой же режим конфиденциальности, который предусмотрен законодательством этого государства — члена таможенного союза для информации аналогичного характера и содержания.

Статья 19. Язык

Язык

Переписка и обмен информацией в рамках настоящего Соглашения ведется на русском языке.

Статья 20. Разрешение споров

Разрешение споров

1. Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются, в первую очередь, путем проведения переговоров и консультаций.

2. Если спор не будет урегулирован сторонами спора путем переговоров и консультаций в течение шести месяцев с даты официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из сторон спора другой стороне спора, то, при отсутствии иной договоренности между сторонами спора относительно способа его разрешения, любая из сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

3. Комиссия таможенного союза оказывает содействие Сторонам в урегулировании спора до его передачи для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 21. Внесение изменений

Внесение изменений

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

Статья 22. Заключительные положения

Заключительные положения

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении государствами Сторон внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
Совершено в городе Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая направит каждой Стороне его заверенную копию.

* * *

Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 202-ФЗ — Собрание законодательства Российсчкой Федерации, 2010, N 31, ст.4171).

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 17 февраля 2011 года.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *