Выписка из реестра объектов культурного наследия

1. Понятие единого государственного реестра объектов культурного наследия.

2. Порядок включения объектов в данный реестр и получение сведений из реестра.

1. Понятие единого государственного реестра объектов культурного наследия

Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ (ЕГРОКН) ведется Министерством культуры РФ (ст. 15 Закона № 73-ФЗ; Приказ Минкультуры России от 03.10.2011 № 954).

Сведения, содержащиеся в данном реестре, являются основными источниками информации при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию, о:

  • объектах культурного наследия и их территориях,
  • зонах охраны объектов культурного наследия,
  • защитных зонах объектов культурного наследия.

2. Порядок включения объектов в ЕГРОКН и получение сведений из ЕГРОКН

Проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, организуют региональные и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 16.1 Закона № 73-ФЗ).

При выявлении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, региональный или федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта о принятии решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (п. 8 ст. 16.1 Закона № 73-ФЗ).

Подробнее…
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (ч. 5 ст. 16.1 Закона № 73-ФЗ).

После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Подробнее…
Обеспечить проведение указанной экспертизы должен региональный орган охраны объектов культурного наследия. При этом действующее законодательство не предусматривает обязанность уведомлять заинтересованных лиц о проведении такой экспертизы.

По результатам данной экспертизы региональным органом охраны объектов культурного наследия должно быть принято положительное или отрицательное решение о включении объекта в ЕГРОКН.

Объект подлежит государственной охране со дня принятия решения о включении его в ЕГРОКН (ч. 13 ст. 18 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Неудовлетворительное состояние объекта не может служить причиной отказа во включении его в ЕГРОКН при наличии положительной государственной историко-культурной экспертизы. В этом случае должна быть проведена реставрация такого объекта и обеспечена сохранность здания.

Физические и юридические лица вправе получать в федеральном органе охраны объектов культурного наследия и в региональном органе охраны объектов культурного наследия сведения, содержащиеся в ЕГРОКН (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ). Указанные сведения предоставляются заинтересованным лицам в виде выписки из реестра.

Сведения о включении объекта недвижимости в ЕГРОКН можно узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ) и содержатся в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА БЕСПЛАТНО

Приказом Департамента культурного наследия от 28 ноября 2019г. №937 Приказ 937 от 28.11.2019 внесены изменения в приказ Департамента от 18 апреля 2016г. №241 «Об утверждении Перечня работ, требующих разработки разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия,

выявленного объекта культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (за исключением работ, для проведения которых требуется получение разрешения на строительство, ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве) и структуры разделов проектной организации, в том числе исходно — разрешительной документации, представляемой заявителем для согласования указанных разделов в зависимости от вида работ» и утверждены рекомендуемые структура и состав указанных разделов.


УДК 069.351.853

Кадастр объектов культурного наследия

Чудинова Н.Г., доцент,
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Россия

Рассматриваются теоретические основы кадастра объектов культурного наследия, как инструмента учета, мониторинга состояния памятников истории, культуры и архитектуры в целях совершенствования управления недвижимым имуществом, отнесенным к памятникам истории и культуры, а так же зон их охраны.

Объекты культурного наследия (ОКН) народов РФ представляют уникальную ценность для многонационального народа РФ и являются частью всемирно-культурного наследия. Сохранение нашего наследия — проблема не только культурная, но не в меньшей степени нравственная, социальная, политическая и экономическая.

В 2002 году был принят Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Однако механизм его реализации всё еще не разработан. Точной цифры, сколько памятников в Российской Федерации, до сих пор не существует. Во многих регионах только сейчас впервые в ходе инвентаризации собираются сведения, которые позволят ответить на этот вопрос.

На ОКН, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны ОКН выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта и иные сведения, содержащиеся в реестре.

В данной связи, актуальной становится разработка системы кадастра ОКН в рамках Государственного кадастра недвижимости. Именно кадастр ОКН должен стать источником таких сведений, а также способствовать ускорению проведения всех необходимых для реализации закона мероприятий.

Кадастр объектов культурного наследия можно определить как систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета памятников культурного наследия: о местоположении, культурной ценности, техническом состоянии, правовом положении, оценке, а также, иных необходимых и достоверных сведений об объектах культурного наследия и зонах их охраны.

По нашему мнению, только ведение кадастра ОКН даст возможность полностью учесть существующие на территории России памятники истории, культуры и архитектуры, а это, в свою очередь, позволит следить за изменением состояния и использованием недвижимых памятников истории и культуры, планировать выделение средств на их содержание и содержание зон их охраны.

Целью кадастра ОКН является разработка и создание системы учета, регистрации, оценки состояния и фактического использования объектов культурного наследия.

Основными задачами кадастра ОКН являются:

  1. создание автоматизированной информационной системы с распределенной базой данных;
  2. создание и ведение системы учета в целях обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН федерального, регионального и муниципального значения;
  3. отнесение ОКН к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
  4. формирование и ведение единого государственного реестра ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  5. государственная охрана ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  6. мониторинг состояния и использования недвижимых памятников истории и культуры Российской Федерации.

Структуру кадастра ОКН можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1 – Структура кадастра объектов культурного наследия

Государственный учет объектов историко-культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников. В настоящее время основной задачей, стоящей перед органами охраны памятников, является формирование Единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В Едином государственном реестре предполагается расширить информацию об ОКН по сравнению со сведениями, содержащимися в Государственных списках памятников истории и культуры. Однако эта работа существенно затруднена, так как условием принятия решения о включении объекта в Государственный реестр является наличие у объекта охраны первичной учетной и охранной документации, описание границ его территории, определенных в установленном порядке и внесенных в государственный земельный кадастр.

Для выполнения работ по межеванию земель и внесению сведений в базу государственного кадастра необходимо определить границы памятников и привести показатели координат в соответствие с требованиями кадастрового учета.

Одним из предварительных этапов перехода к Единому государственному реестру предусмотрено проведение базового мониторинга, включающего в себя обследование технического состояния памятников, их фотофиксацию, получение данных технического учета, сведений о собственниках и пользователях памятников.

По нашему мнению, кадастр ОКН может помочь в разрешении существующих проблем, т.к. именно в ходе кадастровых работ можно собрать, проанализировать и систематизировать необходимые сведения. Работы нужно начинать как можно скорее, иначе затягивание данного процесса может привести к непоправимым последствиям — некоторые памятники могут быть утеряны безвозвратно.

памятники истории и архитектуры — здания, сооружения, памятные места;
памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, участки исторического и культурного слоя, в том числе, находящиеся под водой любых водоемов;
памятники градостроительства — исторические города и поселения, архитектурные ансамбли и комплексы, городские усадьбы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы;
сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения садово-паркового искусства, производственные и инженерно-технические комплексы (каналы, шлюзы, дороги с находящимися на них строениями), фортификационные комплексы, а также воинские захоронения, природные ландшафты и историко-ландшафтные комплексы;
иные объекты, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.
2. Памятники истории и культуры в соответствии с их историко-культурной значимостью подразделяются на памятники федерального (общероссийского), регионального (областного) и муниципального значения.
Статус памятников истории и культуры устанавливается:
памятников федерального значения — Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
памятников регионального значения — постановлением (распоряжением) Правительства Ленинградской области по представлению областного комитета по культуре и соответствующего органа местного самоуправления;
памятников муниципального значения — постановлением органа местного самоуправления.
3. Независимо от форм собственности памятники истории и культуры федерального и регионального значения состоят на государственном учете и охране, а памятники муниципального значения — на учете и охране соответствующего муниципального образования.
4. Территории памятников относятся к особо охраняемым землям историко-культурного значения.
На территориях памятников ограничивается или запрещается градостроительная и иная хозяйственная деятельность, причиняющая вред памятникам, ухудшающая их цельность, сохранность и восприятие.
Порядок использования земель, иных объектов недвижимости в границах памятников регулируется законодательством об охране историко-культурного наследия, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области и органов местного самоуправления.
5. Статус памятников, границы их территорий, градостроительный регламент и публичные сервитуты определяются на основе специальных исследований и проектов, подлежат согласованию с областным органом охраны памятников истории и культуры, с органами архитектуры и градостроительства, органами местного самоуправления и закрепляются в плане зонирования территорий, градостроительных паспортах земельных участков и охранном договоре, заключаемом арендатором памятника с органом охраны памятников истории и культуры.

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *