Выпадающий доход

Формирование выручки предприятий пассажирского транспорта

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Городской пассажирский транспорт (ГПТ), как одна из социально — значимых отраслей городского хозяйства, играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни городского населения. Пожалуй, это один из немногих секторов экономики, результаты которого в полной мере ощущают на себе все жители города. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни города.

Подавляющее большинство предприятий ГПТ являются планово- убыточными в связи с тем, что доходы от пассажирских перевозок не покрывают расходов на их выполнение.

Большинство руководителей ПАТП видит выход в увеличении тарифа, однако необходимо понимать, что повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте отнюдь не является панацеей от всех бед. Руководство некоторых транспортных предприятий уже смирилось с положением планово — убыточных и не умеет (а возможно и не желает) находить дополнительные источники и повышения эффективности перевозочной деятельности. пассажирский выручка оплата

Цель работы: проанализировать формирование выручки предприятий пассажирского транспорта.

Задачи:

· дать определение выручки;

· рассмотреть модель формирования прибыли предприятий;

· дать характеристику выручки на предприятиях пассажирского транспорта;

· изучить фактор увеличения сбора выручки от оплаты проезда.

1. Формирование выручки на предприятиях

Выручка — бухгалтерский термин, означающий количество денег или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

* выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

* выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

* выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Выручка, как финансовый показатель, характеризует завершение производственного цикла, возврат авансированного на производство средств организации в денежную форму и начало нового витка в обороте средств.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия определяются ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета.

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного работника.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок, поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

При налогообложении выручка от сдачи заказчику объектов определяется по выполненным объемам работы, т.е. по методу начисления.

Когда выручка превышает себестоимость, предприятие получает прибыль. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития.

2. Выручка на предприятиях пассажирского транспорта

Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

Российский рынок пассажирских перевозок в настоящее время переживает бурное развитие: обновляется автопарк, создаются и совершенствуются технологии автоматизации транспортной работы, увеличиваются объемы перевозок. Вместе с этим усиливается и конкуренция в данной отрасли, и, следовательно, возрастают требования к качеству предоставляемых услуг.

Во многих случаях коммерческие перевозчики находятся в более выгодном положении, так как у них, как правило, ниже накладные расходы, практически нет обременения перевозкой льготников и взаиморасчетами с бюджетом. При этом коммерческие перевозчики составляют значительный объем перевозок — в той или иной степени регулярно их услугами пользуются 70% населения, прежде всего для быстроты передвижения и ради комфорта.

Такая ситуация приводит к тому, что государственные пассажирские автотранспортные предприятия недополучают значительные суммы доходов, что ограничивает их возможности по качеству обслуживания пассажиров и конкурентоспособность. Помимо оттока пассажиров государственным автотранспортным предприятиям приходится решать еще целый ряд проблем. Весьма важными среди них являются сокрытие выручки кондукторами и водителями; несоблюдение транспортными средствами расписания и маршрутов движения; безбилетный проезд или проезд по фиктивным проездным документам; отсутствие эффективных механизмов компенсации из бюджета провоза пассажиров льготных категорий; малая степень или отсутствие автоматизации транспортной работы и диспетчеризации автотранспорта, а также формирования рабочей и отчетной документации.

Решением данных проблем является внедрение аппаратно-программного транспортного автоматизированного комплекса, позволяющего переложить функции, традиционно выполняемые человеком, на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. При этом важно, чтобы применение такого комплекса не приводило к ухудшению качества предоставляемых услуг и позволяло бы понизить их себестоимость.

Предлагаемый аппаратно-программный комплекс «Штрих-М: Автотранспорт», представляет собой универсальный конфигурируемый набор взаимосвязанных автоматизированных систем, построенных по модульному принципу. Комплекс предназначен для решения задач автоматизации любой сложности как отдельно взятых, так и объединенных на уровне региона пассажирских автотранспортных предприятий. Среди прочего, внедрение АПК «Штрих-М: Автотранспорт» позволяет:

— Повысить собираемость оплаты за проезд без снижения пропускной способности транспортных средств;

— Организовать автоматизированную систему оплаты проезда с применением платежных средств нового поколения и формированием детализированной прозрачной отчетности, в том числе по льготным категориям пассажиров;

— Организовать автоматический сбор данных о пассажиропотоках и их динамике за любой период времени;

— Организовать автоматизированную систему диспетчерского управления движением и учета транспортной работы.

Предлагаемый аппаратно-программный комплекс оптимизирован для решения задачи улучшения экономических показателей работы пассажирских автотранспортных предприятий за счет повышения собираемости оплаты проезда и снижения затрат при одновременном повышении качества транспортного обслуживания населения.

Основными целями являются:

1.Значительное увеличение экономической эффективности работы пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП);

Увеличение средней удельной выручки ПАТП, ;

Снижение средних удельных затрат ПАТП, ;

Увеличение среднего количества пассажиров, обслуживаемых ПАТП

2.Повышение качества транспортной работы и пассажирских перевозок;

Уменьшение среднего времени, проводимого пассажиром в транспорте, включая посадку и высадку ;

Уменьшение среднего интервала движения транспорта, ;

Уменьшение плотности заполнения салона транспортного средства, ;

3.Повышение трудовой дисциплины водителей и контролеров;

4.Обеспечение взаиморасчетов с Бюджетом за осуществленные перевозки пассажиров льготных категорий путем формирования детальной финансовой отчетности.

3. Увеличение сбора выручки от оплаты проезда

В связи с решением о монетизации льгот на транспорте актуальность усиления работы предприятий по сбору выручки становится наиболее очевидной, поэтому проект включает следующие программные мероприятия:

· совершенствование системы сбора выручки;

· оптимизация структуры оплаты проезда;

· оптимизация стоимости разового проезда;

· улучшение культуры обслуживания пассажиров кондукторами и водителями пассажирского транспорта.

Целью оптимизация стоимости разового проезда является поэтапное увеличение проездной платы, обеспечивающее компромисс между интересами населения и потребностями в финансировании инвестиционных программ общественного транспорта, выходящими за пределы возможностей городского бюджета.

Изменение стоимости разового проезда в городском пассажирском транспорте и дохода предприятий от реализации билетной продукции в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п

Мероприятия

Стоимость 1 поездки в городском пассажирском транспорте(в г. Омске), руб.

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

Доход предприятий (в г. Омске), млн. руб.

1217,0

1363,0

1500,0

1627,0

1741,0

Оптимизация структуры оплаты проезда будет направлена на сокращение удельного веса выручки, получаемой от продажи проездных билетов, с одновременным ростом количества продаж билетов на одну поездку в салонах транспортных средств.

С этой целью предполагается в течение 4-х лет увеличить стоимость проездных билетов для граждан таким образом, чтобы полностью исключить включенные в нее скидки по оплате проезда.

В течение этого же периода времени размеры скидок, включенные в стоимость проездных билетов для школьников и студентов, предполагается оставить на прежнем уровне. Студентам и школьникам будет предоставлено право на приобретение месячных проездных билетов с 30% и 60% скидкой от стоимости билетов для граждан на основании соответствующих удостоверений личности.

Заключение

Аппаратно-программный комплекс обеспечивает прирост уровня оплаты проезда как минимум на 25-30%. Расчеты экономической эффективности, подтвержденные экспериментальными данными, свидетельствуют, что даже при низком пассажиропотоке, отнесенном к одному транспортному средству (250 человек в день) срок окупаемости составляет менее одного года. При перевозке одним транспортным средством 1000 пассажиров в день этот срок составляет менее трех месяцев. В качестве источника возмещения затрат на установку системы принято повышение уровня оплаты проезда (собираемости средств) за счет использования информационных ресурсов, предоставляемых комплексом.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что средний срок окупаемости комплекса не превысит 6 — 7 месяцев. При этом в расчет не принималось повышение регулярности движения транспорта, эффективное планирование маршрутов, сокращение времени на посадку — высадку пассажиров на остановках, повышение качества обслуживания пассажиров и их приток, повышение трудовой дисциплины водителей и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на всю серьезность существующих проблем городского пассажирского транспорта есть все возможности для их, пусть и не одномоментного, решения. Опыт решения этих проблем некоторыми городами, частично отраженный в данной статье, показывает, что при наличии желания со стороны руководства транспортных администраций и всемерной поддержке со стороны местных органов власти городской пассажирский транспорт в России может быть, если и не прибыльным, то, как минимум, безубыточным.

Список литературы

1. «Автомобильный транспорт», №7, 1999

2. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие. — М.:ИКЦ «Маркетинг», 2001. — 320 с.

3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа — М.:ИНФРА-М, 2000. — 328 с.

Источник: https://revolution.allbest.ru/finance/00623199_0.html

Статья: Субсидии на покрытие убытков: налог на прибыль (Козырева С.Н.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, n 6)

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 6
СУБСИДИИ НА ПОКРЫТИЕ УБЫТКОВ: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Порядок налогообложения субсидий на покрытие убытков, связанных с оказанием коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам, вновь в центре внимания Высшего Арбитражного Суда РФ. На этот раз в порядке надзорного производства был рассмотрен вопрос включения бюджетных средств в налогооблагаемые доходы. Почему дело попало на пересмотр? К каким выводам пришли арбитры? Как получатель субсидии должен отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции?
Постановление от 02.03.2010 N 15187/09 вынесено Президиумом ВАС РФ по налоговому спору, касающемуся налогообложения бюджетных субсидий, полученных в 2004 г. предприятием ЖКХ в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам по коду 130130 «Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)» экономической классификации. Причиной возникновения убытка явилось применение тарифа, установленного с учетом действовавшего в спорный период федерального стандарта уровня платежей граждан за оказываемые услуги, равного 90%. В то же время при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях органам местного самоуправления было предписано исходить из необходимости обеспечения 100% возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению (п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 25.08.2003 N 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год»). Таким образом, утвержденные тарифы не покрывали затраты на оказание услуг, вследствие чего выручка от реализуемых коммунальных услуг не покрывала расходы, связанные с их оказанием, и хозяйственная деятельность предприятия являлась убыточной.
Налогоплательщик определял выручку для целей налогообложения прибыли исходя из платы, начисленной населению, и не включал полученные бюджетные средства в налоговую базу. Организация полагала, что субсидирование не влечет получение экономической выгоды. В свою очередь налоговая инспекция имела противоположное мнение и доначислила недоимку, пени и штраф. Однако суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, квалифицировав суммы бюджетных субсидий в качестве целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) на покрытие убытков, а именно на оплату приобретенной по гражданско-правовым договорам тепловой энергии и питьевой воды. Поскольку инспекция не представила доказательств нецелевого использования таких сумм (п. 14 ст. 250 НК РФ), облагать их налогом неправомерно (Постановление ФАС ДВО от 29.07.2009 N Ф03-3559/2009).
Добавим, что это не единственный случай, когда арбитры позволили организации ЖКХ не облагать налогом бюджетные средства, выделенные на компенсацию убытков от применения регулируемых тарифов. Аналогичные выводы были сделаны в Постановлениях ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09, ФАС ПО от 10.02.2009 по делу N А72-3240/2008. Вместе с тем в других ситуациях судьи поддержали проверяющих и указали на необходимость включения данных бюджетных субсидий в состав доходов (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2009 по делу N А17-1843/2008), ссылаясь на п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98. Таким образом, единообразие при рассмотрении судами аналогичных споров отсутствует, что является основанием для передачи дела на пересмотр в порядке надзора согласно ст. 304 АПК РФ (см. Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-15187/09).
Обратите внимание! Перечень видов средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) является закрытым.
Президиум ВАС РФ детально изучил обстоятельства дела и вынес постановление об отмене предыдущих судебных актов в части налогообложения прибыли, признав законным доначисление инспекцией недоимки, пени и штрафа. Он указал на ошибочное толкование судами положений ст. ст. 250 и 251 НК РФ. Так, особо было отмечено, что пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, к которым названная норма применима. Кроме того, суды не учли, что перечисленные из бюджета средства предприятие расходовало самостоятельно на осуществление уставной деятельности.
Президиум пришел к выводу, что бюджетные средства являются по своему экономическому содержанию частью дохода (экономической выгоды), полученного предприятием от реализации услуг, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Для целей исчисления налога на прибыль не имеет правового значения факт реализации предприятием жилищно-коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно предприятием и именно ему местный бюджет компенсировал недополученные доходы.
Таким образом, предприятия ЖКХ, получающие из бюджета субсидии на компенсацию убытков от применения регулируемых тарифов, должны включать эти суммы в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Причем, как следует из материалов дела, инспекция настаивала на признании дохода в момент поступления денежных средств на счет налогоплательщика, то есть на формировании внереализационных доходов (перечень таких доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, закрытым не является).
С.Н.Козырева
Эксперт журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
07.06.2010

Источник: https://www.lawmix.ru/bux/8351

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *