Выездная проверка ИФНС

>Заранее узнать о выездной проверке

Какими бывают проверки

57 млрд ₽ получила налоговая по итогам проверок за первый квартал 2018 Новость на сайте налоговой

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Камеральная проверка — 88-я статья Налогового кодекса

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки

Камеральная проверка — 89-я статья Налогового кодекса

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Скан решения о выездной проверке

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа

Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

Скан запроса налоговой для встречной проверки

А это — поручение запросить документы:

Скан поручения от одной налоговой к другой

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

Cкан запроса полиции

«Как пройти проверку с полицией» — статья «Дела»

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

>Как узнать о выездной налоговой проверке

Что говорит закон

Выездные проверки организуются сотрудниками налоговых служб непосредственно на рабочем месте налогоплательщика, и для их проведения никаких разрешений не предусмотрено. За редким исключением, например, тогда, когда плательщик налогов не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Решение о проведения выездной проверки принимает руководитель инспекции по налогам и сборам. Цель таких проверок – выполнение комплексного анализа разного рода показателей работы организаций и предприятий, оценка качества ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, налоговых рисков.

Как правило, проверка начинается с даты, когда руководитель налоговой инспекции принял решение о ее проведении.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности предупреждать налогоплательщиков о том, что к ним придут налоговики. Однако сотрудники налоговых служб предпочитают заранее оповещать бухгалтерии о предстоящей проверке. Делают они это или по телефону, или путем отправки письма. Прецеденты, когда налоговые инспекторы приходят с проверкой внезапно, случаются крайне редко, потому что такая практика невыгодна самим налоговикам.

Кроме того, в самом ведомстве имеется рекомендация (письмо ФНС № АС-4-2/13622), которая говорит о желательности предварительного оповещения о выездной проверке путем отправки соответствующего решения. Факт ознакомления должен подтверждаться отметкой работника бухгалтерии о получении документа. Исключения возможны лишь в том случае, если у налоговиков есть основания полагать, что компания может скрыть или уничтожить документы, подтверждающие совершение экономических или иных преступлений.

Как правило, сотрудники налоговой заранее оповещают о проведении внеплановой выездной проверки по телефону или письмом.

Имеется еще одно законное обстоятельство, которое склоняет работников инспекций к предварительному ознакомлению налогоплательщиков с предстоящей проверкой. Дело в том, что в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговикам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам по уплате налогов. А это потребует дополнительного времени на подготовку документации, что задержит проверяющих. Поэтому предварительное сообщение о том, что налоговая планирует прийти с проверкой, удобна и выгодна обеим сторонам.

Узнаем сами

Налогоплательщиков всегда волнует вопрос, как узнать о выездной налоговой проверке заранее самостоятельно. В этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот, эта информация может сделать проверку гораздо более эффективной и быстрой. Как рассказывают сами работники налоговой инспекции, в большей мере выездная налоговая проверка грозит тем предприятиям и организациям, у которых были обнаружены недостатки и нарушения в ходе предыдущих камеральных проверок. Если это относится к вам, такие обстоятельства косвенно могут стать причиной тому, что налоговики приедут лично.

Информация о сроках проведения выездных проверок не публикуется, она является конфиденциальной и может на протяжении года изменяться. Тем не менее, существует Концепция планирования выездных проверок, в которой указаны конкретные критерии, по которым налогоплательщик может с высокой степенью вероятности оценить, будет ли на его предприятии проводиться такая проверка или нет.

Данный подход позволяет существенно повысить качество организации выездных проверок, улучшить взаимодействие между налоговиками и налогоплательщиками и способствовать повышению налоговой дисциплины.

Государственный налоговый инспектор отдела анализа и планирования налоговых проверок

Посмотреть описание вакансии Обязанности:
— Осуществление работ по планированию и подготовке выездных налоговых проверок; — подготовка проекта плана проведения налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков; — предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий; — контроль за исполнением плана проверок, формирование отчета об исполнении плана; — участие в анализе схем ухода ухода от налогообложения, выработка предложений по их предотвращению и др.
Требования:
Наличие высшего образования. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет следующие документы: а) личное заявление; б) заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р с фотографией; в) копию паспорта или заменяющего его документа (подлинник соответствующего документа предъявляется лично по прибытии на конкурс); г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию: — копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы); — копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы); д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (Заключение медицинского учреждения учетной формы № 001-ГС/у); е) копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (за исключением случаев, когда трудовая (служебная) деятельность осуществляется впервые); ж) копию свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; з) справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, установленной указом Президента Российской Федерации (Справки заполняются с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на Федеральном портале управленческих кадров (на главной странице сайта в разделе «Госслужба // «О противодействии коррупции»)); и) копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); к) копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; л) при наличии – документ, подтверждающий допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну; м) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р с фотографией. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 рекомендует претендентам на замещение вакантных должностей в качестве самопроверки прохождение тестов на соответствие базовым квалификационным требованиям к знаниям и навыкам, подготовленных Минтрудом России и размещенных на Федеральном портале управленческих кадров (на главной странице сайта в разделе «Образование»//»Тесты для самопроверки»). При условии прохождения тестов их результатами можно дополнить комплект документов, представляемых для участия в конкурсе. Прием документов для участия в конкурсе осуществляется с 20.04.2018 г. по 10.05.2018 г. с 10.00-17.00 (с понедельника по пятницу), обеденный перерыв с 12.00 до 13.00. Адрес места приема документов: 129233, г. Москва, Проспект Мира, д. 119, стр.164, комн. № 136. Предварительно необходимо позвонить и заказать пропуск. Предполагаемая дата проведения конкурса 06 июня 2018 года. Конкурс проводится на территории работодателя. Дополнительную информацию о проведении конкурса можно посмотреть на сайтах gossluzhba.gov.ru и nalog.ru.
Условия:
Условия прохождения гражданской службы определены в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в том числе: — 5-дневная рабочая неделя. Отпуск до 43 календарных дней; — материальная помощь к отпуску, премии за выслугу лет, премии по итогам квартала, года; — медицинское обслуживание в ведомственной поликлинике; — льготные путёвки в ведомственные дома отдыха и санатории, детский оздоровительный лагерь; — возможность повышения квалификации и участия в тематических семинарах; — столовая.

Как планируются налоговые проверки

Любую организацию или индивидуального предпринимателя интересует, насколько велика вероятность налоговой проверки, когда его бизнес подвергнется столь серьезному испытанию. Практика показывает, что по результатам таких проверок, как правило, доначисляются недоимки по налоговым платежам, штрафы и пени в значительном размере и лишь 7 % налогоплательщиков избегают доначислений.

Расскажем, по каким критериям обычно составляется план налоговых выездных проверок, у каких организаций имеются риски попасть в этот план.

План налоговой проверки готовится на основе предпроверочного анализа деятельности организации и утверждается управлением ФНС. Такой анализ проводят аналитики. Это могут быть отделы или специально созданные группы в налоговой инспекции.

Как проводят предпроверочный анализ?

В рамках предпроверочного анализа аналитики изучают информацию о компании, полученной как из внешних, так и внутренних источников. Схема проведения анализа представлена на рис. 1.

У банка, в котором открыты счета организации, запрашивается расширенная выписка за проверяемый период, внимательно изучаются контрагенты компании — претендента на проверку. Кроме этого, инспекторы изучают общедоступную информацию, размещенную на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации, на официальном сайте компании.

Предпроверочный анализ данных об организации на основании внутренних источников представлен в табл. 1, из внешних — в табл. 2.

После проведенного анализа составляется заключение. Заключение аналитиков содержит рекомендации по выездным проверкам и предполагаемые суммы доначислений по результатам проверок.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).

Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

Пример 1

Данные организации по Отчету о финансовых результатах и декларации по налогу прибыль приведены в табл. 4. Сравним их и оценим риски.

Как видим, доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Отчете о финансовых результатах, а расходы в декларации превышают расходы в бухгалтерской отчетности. Прибыль в бухгалтерском учете составляет 1500 тыс. руб., а в налоговом — всего 10 тыс. руб.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом:

1. Рассчитаем разницу между суммой доходов и суммой расходов в бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по формуле:

(стр. 010 формы № 2 + стр. 2340 формы № 2 – стр. 010 декларации – стр. 020 декларации) – (стр. 2120 формы № 2 + стр. 2350 формы № 2 + стр. 2150 формы № 2 – стр. 030 декларации – стр. 040 декларации) = (25 350 + 2750 – 25 350 – 1750) – (20 000 + 4450 + 2150 – 24 850 – 2240) = 1000 – (–490) = 1490.

2. Умножим полученную разницу на ставку налога на прибыль:

1490 тыс. руб. × 20 % = 298 тыс. руб.

Доначисления по налогу на прибыль составят 298 000 руб.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Соответственно, обязанности предварительно ознакомить компанию с намерением провести выездную налоговую проверку у налогового органа нет. Об этом неоднократно упоминалось ранее в письмах ФНС, например, от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@, а также в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Как узнать о готовящейся выездной проверке?

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

Как известно, применение закона о проверках напоминает холодную войну между контролирующими органами и бизнесом. Есть расхожее предубеждение, что именно бизнес занимается поиском лазеек в законе (вернее — законах), дабы использовать их в своих корыстных интересах. Убеждение это не безосновательное, однако можно привести множество примеров, когда поиском лазеек занимаются государственные органы.
К примеру, после принятия еще 134-ФЗ большинство государственных надзорных органов было поставлено в совершенно новые рамки, которые ограничивали не только существующий беспредел, но и совершенно добросовестный с точки зрения контролеров труд.

  • Как ходить на проверки, не подвергая себя муторной процедуре получения/согласования распоряжения, а заодно не предупреждать нарушителя заранее о своем приходе? Очень просто, родилась концепция подмены проверки административным расследованием.
  • Испитываешь проблемы с административным расследованием? Не хватает оснований для проведения проверки без согласования с прокуратурой? Натяни на себя смежное законодательство. Жилищные инспекции использовали не нормы жилищного права, а потребительское законодательство.
  • Нет возможности скоординировать свою работу с федеральным центром? Госорганы воспользовались пробелом в законе по вопросу о проверках филиалов.

Очередным финтом в правоприменении стали так называемые рейдовые проверки.
В судебной практике такой вопрос возник довольно давно. Как известно, в 294-ФЗ есть оговорка, что в случае, когда проверка проводится без непосредственнного взаимодейтсвия с хозяйствующим субъектом — Закон № 294-ФЗ не применяется. Формулировка была дана достаточно туманная и что подразумевал под ней законодатель — не известно. Поэтому ее и облюбовали многие контролирующие органы.
Как работает указаная оговорка на практике? Проиллюстрируем на примере дела № А40-53321/12-147-502, рассмотренного в апелляции 11 сентября 2012 г.
Автозаправка, принадлежащаяООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», вовремя не вывезла мусор и грязный снег со своей территории, не расчитила наледь на принадлежащей ей территории. Специальный орган контроля за чистотой — Главное управление Государственного административно-технического надзора Московской области, как установил суд, проверки не проводил.
Контролирующий орган «заметил» нарушение. На процессуальном языке — непосредственно обнаружил. И на основании такого обнаружения был составлен протокол. (Иначе такие проверки еще называют рейдовыми. Практики по ним — море. И в большинстве случаев не в пользу бизнеса).
Отказывая в удовлетворении требования суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае сотрудником административного органа проверка в отношении конкретного юридического лица не осуществлялась. Осмотр территории заявителя производился в рамках осуществления ответчиком контрольных функций, а не проведения плановой (внеплановой) проверки. Федеральнымзаконом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Однако есть в этом деле нестыковки, которые должны были это самое дело развалить. Не знаю, обращалось ли на это внимание заявиетлем и если да — налицо именно использование нормы закона как лазейки, администратвино упрощающей жизнь.
Итак, коротко поясним в какую сторону «не капнул» суд.
Как известно, для данного органа контроля существует только два процессуальных производства — в рамках закона о проверках или по КоАП РФ. Как обеспечивается доказательственное значение осмотров? По КоАП РФ — актом осмотра в присутствии понятых. Или как часто на практике делается — протоколом, подписанным должностным лицом в момент обнаружения нарушения. При этом по общему правилу протокол составляется в минимально допустимые сроки. Предел — 2 суток при наличии препятствий к составлению протокола.
Закон о проверках в данном случае слабже и предписывает отразить нарушение в акте. Акт составляется и сама проверка проходит в присутствии должностных лиц проверяемого. Никаких понятых не предусмотрено. Оно и понятно — если обнаружено в ходе проверки нарушение — возбуждается административное дело. Такое присутствие достигается предварительным уведомлением. Т.е. предусмотренной процедурой и прочими гарантиями прав проверяемого.
Что произошло на практике?
15.03 — составляется акт осмотра. Абсолютно непроцессуальный документ, который не предусмотрен ничем, т.е. никаким законом, поскольку и дело не возбуждалось и проверка не проводилась. Это первое существенное нарушение — действие не по процедуре.
21.03 (через шесть дней. Вспомним двухдневный срок по КоАП РФ) возбуждается дело. Это второе нарушение. Грубо нарушен срок составления протокола. Доказательство (акт без понятых) отклоняется как полученное с нарушением требований закона (вне рамок процедуры, установленной законом 294-ФЗ или КоАП РФ).
28.03 дело рассмтривается и выписывается штраф «в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей».
Как должно было быть? Если пользоваться оговоркой о неприменении 294-ФЗ?
15.03 выявляется в ходе рейда нарушение. Составляется протокол (возбуждается дело) или составляется акт осмотра по КоАП РФ. Обязательно с привлечением понятых.
Далее — рассмтаривается дело и выносится постановление по делу.
Конечно, по справедливости, может и были нарушены требования к чистоте и порядку. Но как приянто в праве, справедливость всегда основывается на соблюдении процедуры. Иначе в следующий раз может пострадать не вполне виновный.

налоговая проверка

— Александр Мусрадинович, чем вызвана подобная открытость? Ведь раньше такого не было?

— Действительно, документ был утверж­ден Федеральной налоговой службой в мае текущего года. В концепции впервые откры­то изложены критерии отбора объектов для включения в план проведения выездных налоговых проверок, перечислены условия, при соблюдении которых налогоплательщи­ки могут быть освобождены от дополнитель­ного контроля и имеют возможность выйти из «зоны риска».

До сих пор все решалось на уровне струк­тур Федеральной налоговой службы и регу­лировалось лишь внутренними инструкция­ми. Теперь налогоплательщики могут принять эти негласные правила. Следуя им, желающие сократить визиты налоговиков смогут само­стоятельно оценить вероятность своего включения в список проверяемых. Более того, их намерения отказаться от минимизации и полностью уплачивать налоги будут просле­живаться в отчетности. То есть, налогопла­тельщики будут с большой долей вероятно­сти знать, когда к ним могут и не прийти с проверкой, и главное — как своим поведе­нием повлиять на это.

— Другими словами, появление Концепции играет на руку и налоговикам, и налогоплательщикам?

— Безусловно. Основные принципы и приоритеты концепции сводятся к созданию благоприятных условий налогоплательщикам для исполнения ими конституционной обя­занности по уплате налогов, а также обеспечению принципа неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов. В общем, заплатил налоги — спишь спокойно.

— Но как определить так называемую «группу риска»?

— В целях исполнения поставленных задач усилия налоговых органов в текущем году были сосредоточены на качественном отборе налогоплательщиков для проведения выездных проверок с целью исключения без­ результативных и малоэффективных, а также на повышении комплексности и эффективности налоговых проверок и уровня взыс­кания доначисленных платежей.

В территориальных инспекциях республи­ки для формирования перспективного перечня налогоплательщиков, подлежащих выездным проверкам, проводится всесторонний анализ бухгалтерской, налоговой отчетности, инфор­мации о взаимодействиях с контрагентами, о движении денежных средств и других сведе­ний из внешних источников о деятельности налогоплательщиков, которой располагают налоговые органы, определяются «зоны рис­ка» совершения налоговых правонарушений, и в последующем на уровне Управления пре­доставленные материалы экономического анализа объектов для проведения выездных проверок тщательно рассматриваются.

— Получается, что до принятия Кон­цепции многие проверки проводились вхолостую?

— Скажем так, не вхолостую, а с мень­шей долей эффекта, чем требовалось. В ре­зультате принимаемых мер за 9 месяцев 2007 года количество без результативных выезд­ных проверок сократилось в 6 раз, то есть с 24 до 4 проверок, а количество малоэффек­тивных проверок снижено почти в 7 раз — со 169 до 25.

— Много сейчас говорится о том, что проверки часто проводятся у одного и того же налогоплательщика.

— В целях сокращения количества та­ких проверок и в связи с изменениями На­логового кодекса налоговые органы были ориентированы на организацию выездных проверок по принципу комплексности, то есть по все|1 видам налогов и сборов.

В результате до минимума сведено количество тематических проверок по отдель­ным видам налогов, за 9 месяцев текущего года проведено 20 тематических проверок против 79 в соответствующем периоде про­шлого года. Снижение — в 4 раза. А вот удельный вес комплексных проверок орга­низаций и физических лиц увеличился с 81,6 до 90,7 процента.

— Несколько цифр по итогам проверок.

Налоговыми органами республики за 10 месяцев этого года проведено 244 выездных налоговых проверки, по результатам которых дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней в сумме 111,2 млн. рублей, камеральным контролем представлен­ных налогоплательщиками деклараций до­начислено 104,1 млн. рублей. Всего же по итогам контрольной работы доначислено с учетом налоговых санкций и пени 215,3 млн. рублей. Кроме того, по результатам налого­вых проверок признаны необоснованными предъявленные налогоплательщикам к воз­мещению из бюджета суммы НДС в размере 53,2 млн. рублей и суммы убытка — в целях налогообложения прибыли — 17,7 млн. руб­лей. По результатам контрольной работы в бюджет за 9 месяцев 2007 года поступило 107,6 млн.рублей, что составляет 59 процентов от доначисленной суммы.

— Вероятно, в этом направлении на­логовой службе приходится сотрудничать и с силовыми структурами?

— Мы в данном случае в полной мере используем информацию, предоставляемую Управлением по налоговым преступлениям МВД по РА. Проведена 31 проверка с участием органов внутренних дел, по резуль­татам которых выявлены налоговые право­нарушения и дополнительно начислено 26,4млн. рублей. При появлении обстоятельств, позволяющих предполагать признаки пре­ступления, материалы проверок направляют­ся в правоохранительные органы для ре­шения вопроса о возбуждении уголовных дел.

За прошедшие 9 месяцев направлено 33 материала проверок организации и физиче­ских лиц на сумму неуплаченных налогов в размере 65,2 млн. рублей, по которым возбуждено 8 уголовных дел.

— Сегодня — ваш профессиональный праздник. Что бы вы пожелали кол­легам?

— Уверен, что опыт и самоотдача работ­ников налоговых органов, их преданность своему делу и впредь послужат благополучию всех жителей Адыгеи. Хочу пожелать всем налоговикам крепкого здоровья, неиссякае­мого оптимизма, семейного счастья и новых успехов в трудовой деятельности!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *