Выдача удостоверений ЧАЭС

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Бакановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе 16 декабря 2010 года гражданское дело по иску Сигалова В.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции,

установил:

Сигалов В.Н. обратился в суд с иском, указав, что он проходил военную службу по призыву в войсковой части номер обезличен с дата обезличена по дата обезличена, что подтверждается военным билетом серия Данные изъяты номер обезличен, выданным Кузнецким объединенным городским военным комиссариатом Пензенской области дата обезличена. Войсковая часть номер обезличен значится в Перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций ВС СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобольской АЭС в 1986-1990 годах. По архивным документам войсковой части Данные изъяты установлено, что в период с дата обезличена по дата обезличена он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, место дислокации части на указанный период — населенный пункт Данные изъяты, что подтверждается архивной справкой министерства обороны Украины от дата обезличена номер обезличен. Он выполнял работы по обеспечению связью. Был водителем машины БТР-бОп. Пункт12 Постановления ВС РФ от 13.08.1993 N 5625-1 «Об утверждении Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26.04.1986 по 31.12.1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации» предусматривает работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально — техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населенного пункта). Факт его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и проведения работ именно в зоне отчуждения подтверждается следующим: он награжден медалью «За спасение погибавших» награда номер обезличен (Указ Президента РФ от дата обезличена номер обезличен, удостоверение к награде номер обезличен), благодарностью начальника узла связи войсковой части номер обезличен от дата обезличена за действия по обеспечению бесперебойной связью в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, благодарностью командира войсковой части 33835 за достойный вклад в дело ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а так же ему выданы значки ликвидатора ЧАЭС, он получил квартиру в городе Кузнецке как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Так же он пользовался социальными льготами на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серия Данные изъяты номер обезличен. Удостоверение было выдано на основании справки ВТЭК номер обезличен от дата обезличена, которой была установлена 3 группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении им иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС. В ноябре 2007 года в продлении справки об инвалидности ему было отказано. Срок действия удостоверения был установлен до дата обезличена. Потеряв статус инвалида, он не потерял права на социальные льготы как ликвидатор последствий катастрофы на ЧАЭС. Он обратился в отдел социальной защиты населения администрации г.Кузнецка по вопросу замены удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но решением Минздравсоцразвития Пензенской области на основании приказа от дата обезличена номер обезличен ему было отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с отсутствием документов, предусмотренных п.6 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Считал, что этим решением нарушены его права.

На основании изложенного просил суд: 1) решение министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области об отказе в выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» признать незаконным, 2) сохранить за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать ответчика выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истец Сигалов В.Н. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, сослался на изложенные в иске обстоятельства. Также пояснил, что проходил срочную военную службу в в/ч номер обезличен. В сентябре 1986 года был командирован в Данные изъяты, где на протяжении двух месяцев осуществлял работы по обеспечению связью, также работал водителем. Работали кв. XXX-тикилометровой зоне от ЧАЭС. После каждой поездки в радиационную зону сжигали свое нательное белье и ходили в баню. Получил медаль «За спасение погибавших» и благодарность. Первое удостоверение ликвидатора аварии на ЧАЭС было ему выдано дата обезличена. На основании данного удостоверения он пользовался соответствующими льготами.

Представитель истца Сигалова В.Н. — Весновская Т.Н., допущенная к участию в деле в качестве представителя истца на основании ходатайства Сигалова В.Н., в судебном заседании исковые требования Сигалова В.Н. поддержала, считала, что законодательство не предусматривает необходимость повторного подтверждения участия в ликвидации аварии на ЧАЭС, в связи с чем отказ ответчика в выдаче Сигалову В.Н. удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС является незаконным.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области — Халайджи Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что согласно Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к числу участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1990 годах относятся: 1) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; 2) военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; 3) лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; 4) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; 5) младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений. Статьей 8 вышеназванного Закона определено: «Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года д. XXX мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано…». В соответствии с Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития и Минфина Российской Федерации от 08.12.2006 №727/831/165н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» удостоверение выдаётся гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. Рассмотрев документы Сигалова В.Н., руководствуясь перечисленными выше нормативными правовыми актами, учитывая решение комиссии по проверке документов и подготовке решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и о включении (об отказе включения) в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (протокол комиссии от дата обезличена номер обезличен), и на основании приказа Минздравсоцразвития Пензенской области от 16.08.2010 № 236 «О выдаче и об отказе в выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 г.г.», принято решение об отказе в выдаче Сигалову В.Н. удостоверения. Поскольку в документах, являющихся основанием для выдачи Сигалову В.Н. удостоверения (военный билет Данные изъяты номер обезличен и архивная справка Министерства Обороны Украины номер обезличен от дата обезличена), факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах не подтвержден, то принять их во внимание при определении права на получение удостоверения не представляется возможным. Кроме того, населенный пункт Радча, указанный в названной архивной справке, относится к зоне проживания с правом на отселение. Для получения необходимых сведений Сигалову В.Н. было рекомендовано обратиться в Отраслевой Государственный архив Министерства обороны Украины, т.к. согласно Перечню воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, утвержденному Приказом Министерства Обороны РФ от 27.03.2003 №88. В этом Архиве должны быть сведения о военнослужащих войсковой части номер обезличен, которые были привлечены для проведения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г.г.

Представитель третьего лица Отдела социальной защиты населения администрации г.Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал следующее. 18.08. 2010 Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отказало Сигалову В.Н. в выдаче удостоверения «участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с тем, что его участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах имеющимися документами не подтверждено. Вместе с тем необходимо отметить следующее. В отделе социальной защиты населения администрации города Кузнецка Сигалов В.Н. состоял на учете с дата обезличена как гражданин, перенесший лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставший инвалидом. Ему было выдано соответствующее удостоверение на основании справки ВТЭК серии Данные изъяты номер обезличен от дата обезличена, согласно которой он был признан инвалидом третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей службы связанное с аварией на ЧАЭС, а также на основании справки от дата обезличена номер обезличен Кузнецкого объединенного горрайвоенкомата о том, что он проходил службу в в/ч номер обезличен на Чернобыльской АЭС в период Данные изъяты согласно учетной карточки по в/о номер обезличен. В дальнейшем инвалидность и ее связь с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС, было подтверждено справкой МСЭ от дата обезличена сер. Данные изъяты номер обезличен на период до дата обезличена. В течение указанного времени Сигалов В.Н. получал все предусмотренные для «инвалида -чернобыльца» компенсации и иные выплаты в возмещение вреда полученного при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Затем, сам факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, отрицается, ему отказывают в выдаче удостоверения «Участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, согласно военного билета он проходил военную службу по призыву в войсковой части номер обезличен в период с дата обезличена по дата обезличена год, а согласно архивной справки центрального архива МО РФ от дата обезличена эта часть принимала участие в работах (выполняла служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах. Архивная справка МО Украины конкретно подтверждает участие Сигалова В.Н. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС c дата обезличена по дата обезличена. Считал, что имеются достаточные основания для признания Сигалова В.Н. участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Пензенской области отдела Военного комиссариата Пензенской области по г.Кузнецку, Кузнецкому и Сосновоборскому районам Васякина О.В. считала исковые требования законными и обоснованными. Полагала, что факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС подтверждается документами, наградами и тем обстоятельством, что Сигалов В. Н. был признан ранее ликвидатором последствий ЧАЭС, имел соответствующее удостоверение, кроме того, был признан инвалидом.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Сигалов В.Н. призван на действительную военную службу и направлен в часть дата обезличена, демобилизован дата обезличена.

В период Данные изъяты Сигалов В.Н. проходил военную службу на Чернобыльской АЭС, выполнял работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Указом Президента РФ от дата обезличена номер обезличен Сигалов В.Н. был награжден медалью «За спасение погибавших» (л.д.12).

Кроме того, Сигалову В.Н. начальником узла связи в/ч номер обезличен объявлена благодарность «за умелые и решительные действия по обеспечению бесперебойной связью в ходе ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и проявленные при этом инициативу и самоотверженность» (л.д.13), а также благодарность командира в/ч номер обезличен за внесенный Сигаловым В.Н. вклад в дело ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д.14).

дата обезличена Кузнецким отделом социальной защиты Сигалову В.Н. выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Удостоверение действительно до дата обезличена (л.д.12).

Согласно справке серии Данные изъяты номер обезличен Сигалову В.Н. присвоена третья группа инвалидности по причине получения увечья при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС (л.д.21).

По истечения срока действия удостоверения Сигалов В.Н. обратился в Отдел социальной защиты населения администрации г.Кузнецка с просьбой заменить удостоверение на новое в связи с истечением срока его действия.

Однако Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области Сигалову В.Н. отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с отсутствием в представленных документах сведений о его участии в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

В соответствии с представленным Отделом Военного комиссариата Пензенской области по г.Кузнецку, Кузнецкому и Сосновоборскому районам списком граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, Сигалов В.Н. значится в нем под номером номер обезличен, в период Данные изъяты принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС в должности рядового.

То обстоятельство, что Сигалов В.Н. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, подтверждается Перечнем воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в который вошла в/ч номер обезличен, в которой служил Сигалов В.Н. Данный Перечень является приложением №1 к Приказу Минобороны РФ от 27.03.2003 №88.

Кроме того, в материалах дела имеется справка Кузнецкого объединенного городского военного комиссариата Пензенской области от дата обезличена, согласно которой Сигалов В.Н. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 31.03.1990 №325 имеет право на установленные льготы.

Факт участия Сигалова В.Н. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с дата обезличена по дата обезличена подтверждается отметкой, заверенной печатью войсковой части номер обезличен, в военном билете.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 предусматривает, что к числу участников ликвидации последствий на ЧАЭС относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий №727, Министерства здравоохранения и социального развития РФ №831, Министерства финансов РФ №165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п.2 данного Порядка удостоверение выдается:

гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие», младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения.

Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (п.3 Порядка).

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения для удовлетворения исковых требований Сигалова В.Н.

Правовой статус истца, как ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС, подтвержден совокупностью собранных по делу письменных доказательств, он ему был установлен ранее, непосредственно после участия в работах по ликвидации, в соответствии с действующем на тот момент порядком. Кроме того, ему была присвоена третья группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС. Утрата статуса инвалида не влияет на его права как ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС.

Доводы представителя ответчика на то обстоятельство, что отсутствует в архивных данных и в военном билете указание непосредственно на участие Сигалова В.Н. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения не может служить основанием для отказа в иске, поскольку не зависит от действий истца и является следствием ненадлежащего оформления документов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сигалова В.Н. удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать Сигалову В.Н. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 22 декабря 2010 года.

Судья Н.В.Белоглазова

Вопросы определения статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также порядка выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на меры социальной поддержки, решаются в строгом соответствии с:

  • Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  • приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 № 228/271/63н (зарегистрирован в Минюсте России 7.09.2006 г., регистрационный № 8227), утвердившим Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее -Порядок).

Оформление и выдача удостоверений осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан на основании документов, подтверждающих факт их эвакуации (переселения), прохождения службы, постоянного проживания (работы, военной службы) в зонах радиоактивного загрязнения с обязательным указанием сроков и места проживания на загрязненных территориях с момента аварии на Чернобыльской АЭС.

Статьей 2 Порядка определено, что специальные удостоверения единого образца выдаются:

  • гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
  • гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящим (проходившим) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения гражданам принимается уполномоченным органом в течение месяца со дня подачи гражданином заявления.

Бланки удостоверений выдаются МЧС России представителю уполномоченного органа на основании доверенности, выданной в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о выдаче удостоверения.

Основанием для обучения по программам радиационной безопасности выступает Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Согласно ст.14 при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» предъявляет требования к лицензиатам (соискателям лицензии), одним из которых является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг).

Согласно п.4.2 Приказа Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. № 114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» в организациях, занимающихся заготовкой металлолома, проводится производственный радиационный контроль. Он осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за производственный радиационный контроль, в соответствии со специально разработанным порядком.

Согласно п. 2.5.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 40 (ред. от 16.09.2013) «Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» Администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения.

Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (ред. от 15.12.2016) «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (ред. от 15.12.2016) «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

Вопрос:

Какие льготы по налогообложению заработной платы положены работнику, имеющий удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне?

Ответ:

Согласно пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017 г. № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), действующему в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон о введении) из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются доходы, в том числе, выплаты в соответствии с законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее – законы о социальной защите граждан) исключаются из доходов физического лица, подлежащих налогообложению.

Положения данного подпункта применяются при представлении физическим лицом:

  • заявления с указанием размера корректировки дохода в пределах, установленных законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;
  • копий подтверждающих документов.

При этом статьей 10 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее – Закон) установлено, что к пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся:

  1. граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 гг.);
  2. граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на этих территориях в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 года;
  3. граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 год;
  4. дети лиц, указанных во втором и третьем абзацах настоящей статьи, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей в указанных в Законе зонах.

При этом статьей 9 Законом установлено, что территория с льготным социально-экономическим статусом — территория (в пределах границ административных районов), прилегающая к зоне минимального радиационного риска, на которой эффективная эквивалентная доза облучения в силу различных причин ниже 0,1 бэр за весь период испытаний, но где имеет место существенное отрицательное воздействие психо-эмоциональных нагрузок, связанных с проживанием вблизи радиационно- и сейсмоопасных районов.

Согласно статье 11 Закона лицам, указанным в статье 10, выдаются удостоверения, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации, предусмотренные данным Законом. Регистрация граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний, и выдача им удостоверений осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 110 «О некоторых вопросах выплаты единовременной государственной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, и выдачи им удостоверений»).

На основании изложенного, физическое лицо, имеющее удостоверение, подтверждающие право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом вправе применить корректировку, предусмотренный подпунктом 13) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса от 25 декабря 2017 года, действующем в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении.

Вопросы определения статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также порядка выдачи им удостоверений единого образца, дающих право на меры социальной поддержки, решаются в строгом соответствии с:

Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее — Закон);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 634 «О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 № 162-р и от 15.03.1995 № 356-р, утвердившими перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее — Перечни);

приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540 (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2009 г., регистрационный № 14969), утвердившим Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно Закону гражданам, которые проживали в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в Перечни, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение установленных мер социальной поддержки.

Выдача удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне производится через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для получения удостоверения единого образца гражданин представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства соответствующее заявление, к которому прилагаются паспорт или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица, а также документы, подтверждающие факт проживания либо прохождения военной службы в 1949 — 1963 годах в населенном пункте, включенном в Перечни.

Функции организации приема документов, их проверки, внесения сведений в реестр учета граждан данной категории, снятия копий документов, подготовки и направления в МЧС России представлений и выписок из реестра о выдаче гражданам удостоверений единого образца возложены на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Представление документов гражданами непосредственно в МЧС России вышеупомянутым приказом не предусмотрено.

Непосредственная выдача удостоверений осуществляется через уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *