Встречная проверка

Содержание

Повторное предоставление документов в налоговую

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 27.12.2018)5. Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Источник: http://www.Consultant.ru/law/podborki/povtornoe_predostavlenie_dokumentov_v_nalogovuyu/

Могут ли налоговые органы повторно истребовать ранее предоставленные документы?

27 сентября 2017

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку

В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, в силу прямой нормы НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица следующие документы:

  • документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также
  • документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Так, например, в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации не могут быть повторно истребованы документы, ранее полученные налоговым органом при проверке первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 и п. 5 ст. 93 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 N Ф06-12023/11).

Налоговым законодательством не запрещено проводить выездную налоговую проверку после проведения камеральной налоговой проверки.

В таком случае налогоплательщик вправе не предоставлять в рамках выездной проверки документы, которые были ранее представлены в ходе камеральной проверки.

При этом положение п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304).

Действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица:

  • документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304);
  • документов, касающихся деятельности контрагента налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), представленных ранее налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2013 N Ф07-2107/12, Девятого ААС от 23.12.2013 N 09АП-41566/13).
  • документов, которые были истребованы в рамках иных мероприятий налогового контроля. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2012 N Ф07-584/11 согласился с выводами контролеров о том, что повторное истребование в рамках выездной налоговой проверки журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета, не подпадает под ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ.

Как видим, ограничение на повторное истребование документов, представленных налогоплательщиком ранее в соответствии, например, со ст. 93.1 НК РФ, в налоговом кодексе отсутствует. Существуют и судебная практика, в которой судьи признают необоснованным отказ налогоплательщика представить документы, которые частично были ранее представлены в рамках встречной проверки этого же контрагента (см, например, постановление Одиннадцатого ААС от 05.08.2014 N 11АП-10085/14, оставлено в силе постановлением АС Поволжского округа от 24.11.2014 N Ф06-17227/2013).

Таким образом, если налоговые органы повторно запрашивают ранее представленные документы в рамках камеральных, выездных проверок налогоплательщика или в рамках проведения налогового мониторинга, последний вправе обжаловать такое требование в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном разделом VII НК РФ, приложив к жалобе копии требований по представлению одних и тех же документов (первоначальное и вновь полученное).

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»

Другие материалы рубрики

Источник: https://www.garant.ru/consult/control/1138354/

Методы финансового контроля

Финансовый контроль
Контроль

Виды финансового контроля

Государственный контроль
Внутренний контроль
Аудит

Методы финансового контроля

Документальная ревизия
Инвентаризация
Контрольный обмер

Направления финансового контроля

Основные средства
Касса
Финансовые вложения
Расчёты
Хозяйственные договоры
Внешнеэкономич. деятельность
Прибыль

Финансовый контроль по отраслям

Розничная торговля
Строительство
Автотранспорт
Бюджетная сфера
Банки

Ревизия и уголовный процесс

Бухгалтерский учёт

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуются при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

При выявлении злоупотреблений наиболее эффективен такой подход, когда первоначально контролёры самостоятельно или с привлечением специалистов изучают небольшое количество заранее отобранных документов (в соответствии с данными оперативной информации). Если будет установлено, что нарушение нашло отражение в данных учёта, то назначается документальная ревизия (проверка).

Методы документальной проверки

Исследование отдельного документа

Формальная проверка документа

Формальная проверка — это внешний осмотр первичного учётного документа с целью анализа соблюдения установленной формы и сопоставления его реквизитов. Выявленные документы с нарушениями правил оформления:

  • без необходимых реквизитов,
  • неустановленной формы,
  • подписанные неустановленными лицами —

— подвергаются проверке по существу отражённых в них хозяйственных операций и в зависимости от результатов признаются подлинными или подложными .

Признаками злоумышленных действий по преодолению защитных функций первичного документа могут, в частности, являться:

  • отсутствие необходимых реквизитов (в особенности, подписей, печатей, штампов);
  • наличие излишних реквизитов (в том числе посторонних записей и пометок);
  • противоречия между реквизитами одного и того же документа (например, различие в названии организации в тексте договора и в печати на нём);
  • логические противоречия между содержанием документа и общепринятыми представлениями (например:
    • закупка грибов и ягод у граждан весной,
    • очистка крыш и вывоз снега летом,
    • выдача премии в воскресенье,
    • оплата проживания в гостинице лицу, командированному в сельскую местность,
    • инвентаризация склада, при которой снятие остатков 500 наименований товара осуществлено за два часа рабочего времени.)
  • «слишком аккуратные» документы, то есть не соответствующие реальной обстановке их составления (например, ведомость на выдачу горюче-смазочных материалов для автотранспорта, якобы составлявшаяся непосредственно во время и в месте заправки автомобилей, чистая и непомятая; в особенности если аналогичные ведомости за другие дни выглядят весьма потрёпано).
  • подчистки, затирки и другие неоговорённые исправления.

Признаки с первого по пятый могут говорить о том, что сведения о хозяйственных операциях, содержащиеся в проверенных документах, не соответствуют действительности (заведомо ложные). Такая операция в действительности не происходила (безденежные или бестоварные документы) или происходила не так, как показано в документе (интеллектуальный подлог). Пятый и шестой признак могут говорить о том, что документы сфальсифицированы, то есть содержат материальный подлог.

Нормативная проверка документа

Нормативная проверка — это проверка содержания хозяйственной операции с точки зрения соответствия действующим на момент составления законодательным актам, нормативам, правилам, инструкциям. Путём нормативной проверки выявляются незаконные или неправомерные операции.
(Приведём примеры:

  • завышение норм расхода стройматериалов при ремонте,
  • завышение размера суточных при командировке,
  • несоответствие между набором продуктов и выходом готового блюда,
  • списание смазочных масел в килограммах в то время, как заправка осуществлялась в литрах,
  • нарушение правил списания естественной убыли,
  • неправильный расчёт выплаты по больничному листу

и многое другое).

Арифметическая проверка документа

Арифметическая проверка — пересчёт результатов всех подсчётов в документе, как по определению тех или иных показателей, так и при выведении итоговой суммы. С помощью арифметической проверки может быть выявлен как интеллектуальный подлог (заведомо неверные подсчёты), так и материальный (дописки штрихов и цифр в документе).

Исследование взаимосвязанных документов

Встречная проверка

Встречная проверка — сопоставление разных экземпляров (разных отрывных частей) одного документа:

  • в одной организации (например, накладная на выдачу материалов со склада в производство у начальника склада и у начальника цеха),
  • в разных организациях (например, накладная на передачу готовой продукции у продавца и у покупателя или чек об оплате проживания в гостинице в бухгалтерии организации, командировавшей работника, и в самой гостинице),
  • в организации и у частного лица (например, приходный кассовый ордер на приём членского взноса в организации и квитанция к нему у лица, внёсшего взнос)

Метод взаимного контроля

Взаимный контроль — сопоставление различных документов (не только бухгалтерских), прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию. (Приведём примеры:

  • сопоставление ведомостей по оплате труда с документами, являющимися основаниями для расчётов (личными делами сотрудников, табелями учёта рабочего времени, путевыми листами и т. п.),
  • сопоставление данных о движении имущества с данными о выходе транспорта, о движении через контрольно-пропускные пункты, о наличии и движении соответствующей тары,
  • сопоставление бухгалтерских документов с документами оперативного учёта — складскими, производственными, лабораторными,
  • сопоставление подписей одного лица в различных документах.)

Исследование однородных документов

Контрольное сличение

Контрольное сличение — пересчёт движения товара за определённый период на основании первичных учётных документов и сравнение с данными инвентаризационных ведомостей на начало и конец этого периода. При этом, помимо неверных арифметических подсчётов, может быть выявлено:

  • превышение расхода какого-либо товара над приходом,
  • расход товара, которого не было в приходе,
  • остаток товара, которого не было в приходе.

Обратная калькуляция

Обратная калькуляция — контрольный пересчёт готовых изделий в сырьё. На основании документов об изготовлении и реализации продукции того или иного вида определяется общее количество сырья, материалов, комплектующих, расходного инструмента, использованного для изготовления этих изделий. Полученные расчётные результаты сравниваются с тем, что списано в расход. При этом можно выявить расхождения, говорящие об излишнем списании материалов либо о занижении объёмов производства (например, на изготовление 100 дверей пошло 400 дверных ручек). Сложным в реализации, но весьма эффективным приёмом является в некоторых случаях обратная калькуляция по расходу электроэнергии.

Хронологический анализ

Хронологический анализ — восстановление данных об остатках товарно-материальных ценностей в месте их хранения (торговли) на каждый день. Хронологический анализ позволяет выявить:

  • «отрицательный» остаток товарно-материальных ценностей на складе в какой-либо день,
  • отсутствие движения товара, пользующегося спросом (может говорить о фиктивности остатка),
  • необъяснимые с точки зрения нормального хозяйственного оборота скачки и спады реализации товара в какие-либо дни (например, перед инвентаризацией или ввиду окончания налогового периода)
  • отсутствие логичных временных закономерностей в реализации определённых видов товара (например, роста выручки проката лодок в воскресенье; прохладительных напитков — в жару; одежды — по сезонам и т. п.).

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ — сопоставление документов, отображающих аналогичные операции. Сравнительный анализ позволяет выявить отклонения единичного документа, необъяснимые нормальным хозяйственным процессом. (Приведём примеры:

  • различия в оформлении однородных документов, якобы выписанных в одной организации,
  • различия в характере упаковки однородного товара, якобы приобретённого в одном месте,
  • различие в среднем весе стандартных пачек (ящиков) товара.)

Разумеется, сами по себе такие отличия не несут в себе признаков нарушения. Однако они являются сигналом для ревизора о том, что вероятность выявления злоупотребления при исследовании «особенной» операции существенно выше. Такие операции подвергают другим методам контроля, например встречной проверке.

Проверка бухгалтерского учёта

Проверка принятия документа к учёту

Проверка принятия документа к учёту — анализ контировки первичного учётного документа, то есть формирования на его основании бухгалтерской проводки. Бухгалтерские проводки могут быть правильными, неправильными и бездокументными.

Бухгалтерская проводка может оказаться неправильной по следующим основаниям:

  • не соответствует документу по сумме,
  • не соответствует содержанию хозяйственной операции (запись произведена в ненадлежащие счета бухгалтерского учёта).

Причиной неправильной бухгалтерской проводки может быть:

  • разовая техническая ошибка,
  • некомпетентность бухгалтера,
  • заведомо подложная запись.

При грамотно организованном бухгалтерском учёте на предприятии любая разовая техническая ошибка будет обнаружена в самой бухгалтерии при подведении ежемесячных (ежеквартальных) итогов путём проверки соблюдения контрольных равенств (). Факт необнаружения такой ошибки может говорить о запущенности бухгалтерского учёта, неработающей системе внутреннего бухгалтерского контроля.

Неправильные бухгалтерские проводки, объясняемые некомпетентностью и заведомо подложные, могут быть разграничены методом аналогий. Необходимо определить, всегда ли в подобных случаях ошибка повторяется. Если всегда, то это может быть следствием добросовестного заблуждения бухгалтера (что однако не освобождает его от ответственности). Если такое нарушение представляет собой нарушение из общего правила, то это явный признак злого умысла. (Например, выявлено, что бухгалтер начисляет алименты на содержание своего несовершеннолетнего ребёнка не со своей начисленной заработной платы, а за счёт издержек производства. Имеет смысл поинтересоваться, как он начисляет алименты других работников предприятия — по такой же схеме или в соответствии с законодательством.)

Бездокументная проводка может объясняться следующими причинами:

  • подлог,
  • утеря первичного документа.

Такая операция проверяется по другим документам (документы оперативного учёта, отчёты материально-ответственных лиц) и на основании анализа делается вывод о том, являются ли сведения о хозяйственной операции полноценными.

Проверка аналитического учёта

Проверка аналитического учёта — анализ полноты информации, содержащейся в регистрах (книгах, карточках) аналитического учёта. При этом могут быть выявлены следующие нарушения:

  • отсутствие аналитического учёта по отдельным счетам и субсчетам (например:
    • заведены карточки учёта основного средства «Компьютер», без указания комплектности, что может спровоцировать присвоение недобросовестным материально-ответственным лицом отдельных устройств и комплектующих,
    • по счёту «расчёты с поставщиками и подрядчиками» отдельные аналитические счета заведены лишь на крупных поставщиков, а на мелких заведён единый аналитический счёт «расчёты с прочими поставщиками»; в итоге такого нарушения может теряться информация о просроченной дебиторской задолженности — в том числе и намеренно).
  • недостаточно подробный аналитический учёт (например:
    • заведён аналитический счёт «сухофрукты», без разделения по видам сухофруктов; при этом с продуктового склада в столовую для приготовления компота могут выдаваться сушёные яблоки, а списываться, скажем, курага, гораздо более дорогая,
    • заведён аналитический счёт «стулья разные»; при этом недобросовестным работником снабжения могут закупаться в торговой сети кожаные кресла, а на склад поступят колченогие табуретки в том же количестве.)

Проверка соблюдения контрольных равенств

Контрольные равенства — основные закономерности системы бухгалтерского учёта, обусловленные тем, что сумма каждой проводки отражается один раз в дебете какого-либо счёта и один раз в кредите какого-либо счёта.

  1. Равенство итоговых оборотов по дебету и кредиту по всем счетам главной книги. Это равенство нарушается в результате следующих ошибок:
    • сумма какой-либо операции отражена только в одном счёте,
    • сумма записана дважды, но оба раза по дебету (по кредиту),
    • сумма записана по дебету и по кредиту, но в разных цифровых значениях.
  2. Суммарный остаток по дебету всех счетов главной книги равен суммарному остатку по кредиту всех счетов главной книги — равенство позволяет выявить ошибки в подсчёте итогов по счетам при правильных проводках.
  3. Суммарные обороты по дебету (кредиту) главной книги (см. пункт 1) должны соответствовать итогу по хронологическому журналу. Это равенство нарушается в следующих случаях:
    • проводка вообще не записана в главную книгу,
    • проводка занесена по дебету и по кредиту в одинаковой неверной сумме.
  4. Равенство остатка по каждому синтетическому счёту сумме остатков по входящим в него аналитическим счетам. Данное равенство позволяет выявить запись, сделанную в ненадлежащие счета аналитического учёта (например, «основные средства» вместо «материалы»; «расчёты с поставщиками» вместо «расчёты с покупателями»).

Искусственное сохранение контрольных равенств:

  • неправильный подсчёт итогов,
  • дополнительные необоснованные записи в регистры учёта

может объясняться намерением работника бухгалтерского аппарата замаскировать следы ошибок либо неправомерных действий и, таким образом, имеет важное значение с точки зрения доказательства недобросовестности либо злого умысла такого работника.

Методы фактической проверки

Инвентаризация

Основная статья: Инвентаризация

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Также в рамках финансового контроля возможны и другие приёмы проверки наличия товарно-материальных ценностей в различных ситуациях. Одним из таких методов является, например, контрольное взвешивание партии груза и сравнение фактических данных с накладной (как по ввозимому сырью, так и по вывозимой продукции). Попутно возможно проведение качественного анализа груза в партии.

Контрольные операции

Контрольная закупка

Контрольная закупка (в практике правоохранительных органов также — проверочная закупка) — это мнимая сделка купли — продажи между организацией розничной торговли или обслуживания и физическим лицом с целью проверки соблюдения правил торговли. Контрольная закупка позволяет выявить:

  • обман потребителя (обвес, обсчёт, недовложение, замена товара на товар более низкого качества — в общем случае, любое действие продавца, результатом которого явилось то обстоятельство, что потребитель заплатил за товар (услугу) сумму, превышающую его реальную цену),
  • обман государства путём невыдачи кассового чека (таким образом искажается информация о выручке торгового предприятия, необходимая для правильного исчисления налогов).

Контрольную закупку целесообразно проводить в присутствии двух свидетелей. Это позволяет сделать информацию о нарушениях доказательной, чтобы можно было применить к продавцу меры ответственности. Как вариант, возможно проведение закупки группой из трёх лиц, стоящих в очереди друг за другом. Это позволяет каждому из троих контролёров одновременно быть свидетелями для двух остальных, а также устанавливает систематичность нарушений. После того, как последний из контролёров совершит свою покупку, группа предъявляет продавцу свои полномочия и в присутствии представителя администрации магазина организует пересчёт купленного товара (при необходимости, взвешивание на контрольных весах).

Вариант контрольной закупки для предприятий общественного питания — контрольное взвешивание готового блюда.

Контрольный обмер

Основная статья: Контрольный обмер

Контрольный обмер — это установление фактического объёма строительно-монтажных или ремонтных работ, качества и количества фактически использованных материалов. Контрольный обмер проводится визуально, путём инструментальных измерений и с помощью расчётных методов.

Контрольный запуск сырья в производство

Контрольный запуск сырья в производство — это установление фактических характеристик выпуска продукции на конкретном оборудовании. В результате контрольного запуска может быть установлено:

  • фактический расход сырья и материалов, количество и качество готовой продукции, количество отходов,
  • реальная производительность оборудования по объёму выпуска, по времени, по энергоёмкости,
  • соответствие действующих на предприятии нормативов списания сырья и материалов.

Контрольный запуск сырья в производство организуется:

  • из того же сырья,
  • на том же оборудовании
  • в том же порядке.

В зависимости от технологии производства, более эффективным может быть выпуск контрольной партии продукции . В этом случае нормируется не количество сырья (материалов), а выход готовой продукции. С помощью контрольного запуска может проверяться не только отсутствие излишнего списания сырья (материалов) и полнота объёма оприходования продукции, но и её качественные показатели. (Например, на молочной ферме с помощью контрольной дойки коров может быть выявлено расхождение как по надою, так и по жирности молока.)

Также с целью проверки возможности осуществления конкретной операции определённым работником, можно предложить ему выполнить такую операцию под наблюдением комиссии. При этом можно выявить:

  • отсутствие навыков такой работы у данного лица,
  • невозможность достижения данным лицом определённого качества или скорости работы.

Получение дополнительной информации

Получение объяснений

Получение объяснений — это получение ответов на возникшие вопросы у работников предприятия (в устной или письменной форме):

  • у ответственных лиц, совершавших хозяйственную операцию и подписавших соответствующие документы,
  • у лиц, участвовавших в операции, но не имеющих отношения к оформлению документов (грузчики, водители, повара и т. д.).

Получение справок других организаций

Справки других организаций подразумевают ответы на запросы, касающиеся установления доброкачественности первичных учётных документов проверяемой организации. (Можно, например, получить подтверждение:

  • того, что данный магазин не реализует товары определённого вида,
  • того, что данное учреждение в какое-либо время было закрыто на ремонт; либо не работает по выходным,
  • того, что данное транспортное предприятие имеет только легковые такси, услуг перевозки грузов не оказывает,
  • того, что лицо, указанное в трудовом договоре, не проживает по указанному адресу

и многого другого.)

Литература

  • М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — М.: КНОРУС, 2006. — С. 113 — 128. — 640 с. — ISBN 978-5-85971-641-8.
  • Малолетко А. Н. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — М.: КНОРУС, 2006. — С. 162 — 168. — 312 с. — ISBN 5-85971-433-5.
  • Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 150 — 189. — 346 с. — ISBN 978-5-16-003022-7.
  • Контроль и ревизия : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Мельник. — М.: Экономистъ, 2007. — С. 97 — 119. — 254 с. — ISBN 5-98118-196-6.
  • Судебная бухгалтерия: Учебник / С. П. Голубятников. — М.: Юридическая литература, 1998. — С. 293 — 129. — 368 с. — ISBN 5-7260-0903-7.
  • Дубоносов Е. С., Петрухин А. А. Судебная бухгалтерия: Курс лекций. — М.: Книжный мир, 2005. — С. 57 — 93. — 197 с. — ISBN 5-8041-0192-7.
  • Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. — М.: Книжный мир, 2004. — С. 75 — 140. — 252 с. — ISBN 5-8041-0161-7.
  • Судебная бухгалтерия / А. А. Толкаченко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 109. — 224 с. — ISBN 5-238-00929-1.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F

А с чего вдруг встречная проверка?
Как проходит встречная проверка?
Правила безопасности на встречной проверке
Ошибки инспекторов, которые вам на руку
Последствия встречной проверки

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).
На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.
В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

Важно!

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом <…>. При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза
С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

Инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Связаться с экспертом

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vstrechnaia-nalogovaia-proverka-chego-zhdat-ot-inspektsii-i-kak-sebia-vesti-2000/

Тестовый опрос.
Вопрос 1
В раздел «общие положения» документа входят
цели и задачи
формы и методы управления
конкретные обязанности
Вопрос 2
На каком документе не ставится реквизит наименование вида документа
Уставе
должностной инструкции
письме
Вопрос 3
Гриф утверждения ставится
в верхнем правом углу
в нижнем правом углу
в нижнем левом углу
Вопрос 4
К основным регламентирующим работу службы ДОУ документам относят
инструкция по делопроизводству
квалификационный справочник должностей
табель унифицированных форм документов
Вопрос 5
Какой вид распорядительного документа издается единолично руководителем
постановление
решение
распоряжение
Вопрос 6
В обработку входящего документа этот этап не входит
рассмотрение
вскрытие конвертов
согласование
Вопрос 7
Последний этап работы с документами называется
сдачей в музей
сдачей в архив
опубликование во всех российских газетах
Вопрос 8
Внутреннее согласование называется
виза
отметка о заверении
утверждение
Вопрос 9
Устанавливается два варианта расположения реквизитов:
вертикальное и горизонтальное;
основное и вспомогательное;
угловое и продольное.
Вопрос 10
Вид организационного документа, который определяет порядок образования, структуру и организацию работы предприятия
устав
инструкция
положение
Вопрос 11
К внутреннему документообороту относят
официальные письма
внешние докладные записки, справки
приказы, распоряжения организации
Вопрос 12
Служба ДОУ может быть представлена
экспедицией
общим отделом
машинописным бюро
Вопрос 13
С какого момента распорядительный документ вступает в силу
с момента создания
с момента подписания
с момента утверждения
Вопрос 14
Реквизит – это
способ создания документа
материальный объект с информацией
обязательный элемент оформления официального документа
Вопрос 15
Какой реквизит располагается в левом нижнем углу
гриф утверждения
виза
гриф ограничения
Вопрос 16
К группе входящих документов можно отнести
деловые письма
организационные документы
приказы организации
Вопрос 17
Приказы делят на два вида:
основные и вспомогательные;
общие и частные;
по основной деятельности и личному составу.
Вопрос 18
На каком документе нет грифа утверждения
приказе
положении
уставе
Вопрос 19
Комплекс документов, регулирующих деятельность организаций
распорядительные документы
организационные документы
информационно-справочные документы
Вопрос 20
К категориям технических исполнителей службы ДОУ относят
редактора
документоведа
делопроизводителя
Вопрос 21
Нормативный документ, определяющий фонд заработной платы сотрудников организации
должностная инструкция
штатное расписание
Устав
Вопрос 22
Документ не бывает без
паспортных данных составителя
государственных реквизитов
видеосопровождения
Вопрос 23
Контроль за сроками исполнения документов осуществляет
работник службы ДОУ
работник отдела кадров
руководитель организации
Вопрос 24
Какие документы минуют стадию проекта
докладные записки
приказы
справки
Вопрос 25
Текущий контроль осуществляется
в начале исполнения документов
в конце исполнения документов
в течение всего периода исполнения документов
Вопрос 26
На каком документе не ставится реквизит «наименование вида документа»
письме
должностной инструкции
Уставе
Вопрос 27
Какой документ составляется при нарушении трудовой или общественной дисциплины
объяснительная записка
докладная записка
служебная записка
Вопрос 28
Совокупность документов, связанных между собой называется
документирование
дело
документооборот
Вопрос 29
Какие вопросы рассматриваются в распоряжении
наиболее важные вопросы деятельности организации
оперативные вопросы деятельности
вопросы, связанные с выполнением приказов
Вопрос 30
Основной правовой акт, издаваемый руководителем организации в пределах его компетенции
приказ
распоряжение
согласование
Вопрос 31
Предварительное рассмотрение документов включает
распределение документов на рассмотрение руководителю и в структурные подразделения
проверку правильности адресования
согласование документа
Вопрос 32
Один из государственных реквизитов
рекламация
резолюция
резорбция
Вопрос 33
Какую информацию содержит раздел Устава «Общие положения»
структура организации
права и обязанности должностных лиц
цели и задачи организации
Вопрос 34
Чем сопровождается приказ, оформленный в текстовой форме
заголовком
согласованием
рисунком
Вопрос 35
Приказ о приеме на работу объявляется работнику
в однодневный срок
в двухдневный срок
в трехдневный срок
Вопрос 36
Какие из перечисленных документов относятся к организационным
письмо, положение
устав, инструкция
устав, указ
Вопрос 37
Документ, регламентирующий деятельность сотрудников организации
устав
должностная инструкция
приказ
Вопрос 38
Установить соответствие
приказ по основной деятельности
приказ по личному составу прием на работу
перевод на другую работу
утверждение структуры организации и ее изменение
предоставление отпуска
сокращение штатной численности
проведение аттестации персонала
поощрение работников
предоставление отпусков по уходу за ребенком
планирование деятельности
финансирование деятельности
Ключ к тесту
№ вопроса Эталонный ответ
1
3
1
1
3
3
2
1
3
1
3
2
2
3

Источник: https://EduContest.net/ru/3409760/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D1%83/

ВНЕ РАМОК НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

ИНФОРМАЦИИ О КОНКРЕТНОЙ СДЕЛКЕ

ОСОБЕННОСТИ ИСТРЕБОВАНИЯ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ

ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За неисполнение требования о представлении документов в рамках встречной проверки вам грозит не только налоговая, но и административная ответственность.

В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности.

Так, руководитель организации (финансовый директор, главный бухгалтер), который будет признан виновным в том, что требование не исполнено или исполнено с опозданием, может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2009 N 08-15/097090@).

Помимо проведения встречной проверки налоговики могут истребовать информацию и вне рамок выездных (камеральных) проверок. Согласно п. п. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ такое истребование имеет ряд особенностей.

1. Налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке.

Как видим, из буквального смысла нормы следует, что истребовать можно только информацию. То есть потребовать у вас копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговики не вправе. Разделяют понятия «документ» и «информация» и формы требования и поручения (Приложения N N 5 и 6 к Приказу).

Минфин России в Письме от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209 указал, что информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения.

Однако на практике налоговики истребуют не только информацию, но и документы.

При этом судебная практика противоречива. Часть судов исходит из неправомерности истребования документов в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14)).

В то же время существуют и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 N А43-8766/2009-40-141).

2. Информацию можно истребовать как у контрагента, так и у любого другого лица, которое обладает информацией о сделке.

3. Истребование возможно в случае возникновения обоснованной необходимости.

В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования.

Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования информации с проведением конкретного мероприятия налогового контроля.

Суды подходят к этому вопросу по-разному.

Часть судов приходит к выводу, что отсутствие в поручении (требовании) обоснования необходимости истребования информации является достаточным основанием для того, чтобы не исполнять требование (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 09АП-7537/2009-АК).

В то же время некоторые суды полагают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А26-1964/2007).

4. Информация может быть истребована в любое время и неограниченное число раз.

5. В поручении о предоставлении информации о сделке обязательно указываются сведения, позволяющие ее идентифицировать.

Источник: https://studopedia.su/19_106008_vne-ramok-nalogovih-proverok.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *