Временно пребывающий иностранный гражданин

Банкротство иностранца в России

Иностранный гражданин вправе инициировать в отношении себя процедуру несостоятельности (банкротства) на территории РФ на основании следующего.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Статьей 1196 Гражданского кодекса РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) не содержит каких-либо ограничений для признания иностранных граждан банкротами российскими арбитражными судами по правилам российского законодательства.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона о банкротстве к регулируемым этим законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения указанного закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Следовательно, Закон о банкротстве допускает участие иностранных кредиторов в российских процедурах банкротства.

Что касается интересов возможных кредиторов должника, в том числе иностранных, необходимо отметить, что введение российским судом процедуры банкротства по российскому законодательству само по себе не может нарушать их права, так как им предоставлена возможность участия в процессе. Аналогичным образом вопрос разрешается и в отношении имущества иностранного гражданина, расположенного за рубежом. Так, введение российским судом процедуры банкротства по российскому законодательству не является препятствием для включения их в конкурсную массу и реализации, поскольку в силу абз. 3 п. 1 ст. 213.26 Закона о банкротстве в отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами РФ с государством, на территории которого это имущество находится.

Более того, возможность признания иностранного гражданина несостоятельным (банкротом) подтверждается также имеющейся на настоящий момент судебной практикой арбитражных судов (см., например, определение Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа от 0.06.2016 по делу № А81-6187/2015; определение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2016 по делу № А40-186978/15-44-335Б).

Таким образом, необходимо констатировать, что иностранный гражданин при наличии предусмотренных законом оснований вправе инициировать процедуру признания его несостоятельным (банкротом) в арбитражном суде РФ в соответствии с требованиями российского законодательства. Тем более что соответствующая судебная практика, подтверждающая такую возможность, к настоящему времени уже имеется.

Источник: https://pravo.rg.ru/rubrics/question/1790/

Появились первые иностранцы, признанные банкротами в России

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Появились первые иностранцы, признанные банкротами в России Ведомости

В судах начинает формироваться практика, позволяющая признавать банкротами иностранцев. В июне Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО признал банкротом гражданку Украины Наталью Кузнецову по ее же просьбе из-за долга перед Старбанком в 1,5 млн руб. У нее есть вид на жительство в России и активы, отметил суд.

Еще одно решение касается гражданина Германии Аркадия Брискина. Признать его банкротом попросила «Гламин бизнес лтд». Брискин в 2010 г. выступил поручителем ЗАО «Гаражный комплекс «Пластик-2000» (он был его гендиректором) по кредиту в Промсвязьбанке, следует из решений судов. Позже Промсвязьбанк переуступил право требования компании «Ретананре трейдинг лимитед», а та – «Гламин бизнес лтд». Последняя не смогла получить от Брискина $17 млн и обратилась в суд.

Граждане банкроты

Процедура банкротства граждан заработала с октября 2015 г., больше всего их было в июне (см. график).

В феврале 2016 г. Арбитражный суд Москвы отказался признавать Брискина банкротом, так как он иностранец. Апелляционная инстанция согласилась, что российский закон о банкротстве не применяется к иностранцам. Но в начале июля Арбитражный суд Московского округа вернул дело на новое рассмотрение. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими, говорится в его решении, а суды не учли, что у Брискина есть недвижимость в России, он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

Суды предыдущих инстанций подошли формально, закон не запрещает банкротить иностранцев, считает Радик Лотфуллин из Nektorov, Saveliev & Partners. Пока рано говорить о формировании практики, осторожен арбитражный управляющий Евгений Семченко, нужно дождаться позиции экономической коллегии Верховного суда. Механизма банкротства иностранцев нет, рассуждает он: как будет работать процедура, что будет делать арбитражный управляющий, если у банкрота нет активов в России, а иностранные банки не захотят блокировать его счета. Что делать, если банкротство будет запущено в двух странах, а активы окажутся – в третьей – кому поступит выручка от их продажи, продолжает он.

Иностранцев можно признать банкротами в России, если они тесно связаны со страной (резиденты, налогоплательщики, предприниматели), считает представитель Сбербанка. На практику банка по кредитованию и принудительному взысканию решения судов радикально не повлияют, продолжает он. Пресс-служба ВТБ сообщила, что у банка не часто возникает необходимость возбуждать производство по делу о банкротстве в отношении иностранных граждан.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/07/22/650164-inostrantsi-bankrotami

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    — на основании визы;
    — в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса.

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

Последние миграционные новости

Источник: https://all-migration.ru/services/addservices/info/sovety-urista/01/

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц.

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России — www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, которыйвыдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Временно проживающий На основании визы

необходимо

В безвизовом порядке

необходимо

Постоянно проживающий
Высококвалифицированный специалист

необходимо

2.2. Уведомление о трудовых отношениях с иностранным гражданином.

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
— Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – Закон № 109-ФЗ);
— Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее –Постановление № 9);
— Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее – Постановление № 681);
— Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

ФМС

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками на основании визы По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца
в безвизовом порядке По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора
О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на основании визы
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней
О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года на основании визы
в безвизовом порядке В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней
Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд на основании визы По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней
в безвизовом порядке
Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания на основании визы
в безвизовом порядке
Получение иностранным гражданином разрешения на работу на основании визы
в безвизовом порядке
Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)
на основании визы Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней
в безвизовом порядке
О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)
на основании визы По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
О нарушении иностранным работником условий трудового договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
О досрочном расторжении договора на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
О самовольном оставлении места работы или места пребывания на основании визы В произвольной форме в течение 3 рабочих дней
в безвизовом порядке
Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников на основании визы По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней
в безвизовом порядке
Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику на основании визы По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней
в безвизовом порядке

Кроме того, необходимо уведомлять в произвольной в течение 3 рабочих дней о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания органы ФСБ России (п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 681).

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, получают полис ОМС по месту жительства.

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее — Постановление № 97).

Исключений два:

— направление в служебную командировку;
— если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

Статус иностранца

Максимальный срок

Командировки

Разъездной характер

Временно пребывающие 10 календарных дней*
пп. а п. 1 Постановления № 97
60 календарных дней*
пп. б п. 1 Постановления № 97
Временно проживающие 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев
пп. а п. 2 Постановления № 97
90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев
пп. б п. 2 Постановления № 97

* в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан — высококвалифицированный специалист.
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания от 40 000 до 50 000 руб. от 400 000 руб.
до 500 000 руб.
ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу от 25 000 до 50 000 руб. от 250 000 руб.
до 800 000 руб.,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ
Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. При этом организация может быть привлечена к ответственности в течение одного года с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП).

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России — www.fms.gov.ru. На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/196641/

Бухгалтеру не надо забывать о некоторых специфических ситуациях, в которых могут находиться иностранные работники. О патенте, пересчете НДФЛ при изменении статуса иностранного работника и налогообложении при оплате за него жилья – в статье.

Специальная ставка для беженцев и переселенцев

Напомним, что ставка НДФЛ в отношении дохода физического лица зависит не от его гражданства, а от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ. Если этого статуса нет – ставка налогообложения доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности, составит 30%. Если данный статус имеется, то применяется ставка 13%. Но есть случаи, в которых ставка НДФЛ для иностранного работника не зависит от его статуса как налогового резидента.

В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ в размере 13% независимо от наличия статуса налогового резидента применяется к доходам от трудовой деятельности, полученным иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528‑1 «О беженцах». Если доходы от трудовой деятельности, получил, например, гражданин Республики Украины, не являющийся налоговым резидентом РФ и не признанный беженцем, такие доходы облагаются по ставке 30%, пока этот гражданин не станет налоговым резидентом РФ (Письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03‑04‑05/18625).

Ставка налога на доходы от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, также установлена равной 13% независимо от наличия статуса налогового резидента. Данная ставка применяется в отношении переселенцев при предъявлении ими свидетельств участников этой программы (Письмо Минфина России от 02.10.2014 № 03‑04‑05/49503).

Подтверждение пребывания в Российской Федерации

Организация устанавливает налоговый статус своего сотрудника – физического лица самостоятельно, исходя из особенностей конкретной ситуации. В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы (Письмо Минфина России от 22.02.2017 № 03‑04‑05/10518). Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица – получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с установленным статусом лежит на организации – налоговом агенте.

Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту документы, необходимые для удержания налога в соответствии с имеющимся налоговым статусом.

Перечень документов, подтверждающих время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, в НК РФ не определен. В связи с этим для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные согласно законодательству РФ и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории нашей страны (письма ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Прежде всего, это могут быть копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы. Когда такие копии предоставить невозможно, в качестве подтверждающих документов выступают табель учета рабочего времени, миграционные карты с отметками о въезде и выезде с территории России, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ. Нотариальное заверение копий таких документов и их перевода на русский язык не требуется.

Обратите внимание:

Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (Письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03‑04‑06/32676).

Документом, подтверждающим пребывание физического лица в Российской Федерации, по мнению налоговиков, может являться копия паспорта иностранного гражданина с отметками органов Федеральной пограничной службы о днях въезда этого лица в Россию и выезда из нее, на основании которых может быть подсчитан фактический период его нахождения на территории РФ (Письмо ФНС России от 16.05.2006 № 04‑2‑05/3).

В то же время Минфин в Письме от 04.02.2008 № 03‑04‑07‑01/20 указал, что установление налогового статуса физического лица может осуществляться на основании сведений, имеющихся у самого налогового агента (если он, например, является работодателем), и сведений, предоставляемых налогоплательщиком. При этом Налоговый кодекс не предусматривает специальный порядок определения налогового статуса физических лиц в зависимости от их гражданства.

Помимо копии паспорта, можно предъявить справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице, справку из учебного заведения, другие документы (см., например, Письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03‑04‑05/69536). Можно представить эти документы по почте. Нотариальное заверение их копий и их перевода на русский язык не требуется (Письмо Минфина России от 26.10.2007 № 03‑04‑06‑01/362).

Кроме того, при отсутствии отметок пограничного контроля работодатель для определения срока пребывания иностранного гражданина на территории РФ может использовать количество рабочих дней, указанное в журнале учета рабочего времени, который ведется в отношении этого гражданина с момента заключения с ним трудового договора (соглашения, контракта и т. д.) в соответствии с нормами трудового законодательства.

Вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, устанавливающим фактическое время его нахождения на территории страны (Письмо Минфина России от 14.04.2008 № 03‑04‑05‑01/108).

Возврат НДФЛ иностранному гражданину – налоговому резиденту РФ

Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в стране более 183 дней в текущем налоговом периоде), суммы вознаграждения, полученного работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат обложению по ставке 13%.

В таких случаях работодателям – налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

То есть начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30% (письма Минфина России от 15.02.2016 № 03‑04‑06/7958 и от 15.04.2014 № 03‑04‑06/17166).

Если суммы НДФЛ, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30%, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, ее возврат налогоплательщику осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст. 231 НК РФ.

Возможна и противоположная ситуация. Налогоплательщик признавался налоговым резидентом, но по истечении некоторого времени с начала года его контракт оказался завершен. Если этот период времени меньше 183 дней, то по окончании года такое физическое лицо будет признано нерезидентом. Следовательно, весь доход, полученный им с начала года, надо будет пересчитать по ставке 30%. Непонятно, правда, как в данном случае удержать с налогоплательщика дополнительно начисленную сумму налога. Впрочем, об этом сами налоговые органы и должны позаботиться. Ведь согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать с налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Иностранец может взять патент

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигший возраста 18 лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране в особом порядке на основании патента.

Согласно п. 5 ст. 13.3 этого закона названный патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев, но срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия данного документа с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого гражданину выдан патент (п. 16 указанной статьи Федерального закона № 115‑ФЗ).

Иностранные граждане, получившие патент, самостоятельно вносят фиксированные ежемесячные платежи. Размер каждого платежа составляет 1 200 руб., но он корректируется на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент (п. 3 ст. 227.1 НК РФ). Коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен равным 1,623.

Для таких граждан организация или индивидуальный предприниматель, принявшие их на работу, исчисляют НДФЛ в общем порядке, но уменьшают налог на сумму указанных фиксированных платежей за период действия патента (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). В бюджет налоговый агент перечисляет только остаток.

Эта обязанность возникает у налогового агента при условии получения им от налогового органа специального уведомления, а от налогоплательщика – письменного заявления и документов, подтверждающих уплату им фиксированного платежа. При наличии такого уведомления можно учесть и фиксированные платежи, внесенные до его фактического получения (Письмо ФНС России от 14.03.2016 № БС-4-11/4184@). Налоговый агент вправе самостоятельно обратиться за таким уведомлением в налоговый орган.

Если сумма НДФЛ за период действия патента получилась меньше, чем фиксированный платеж, то никакого возврата или зачета делать не нужно.

Оплата жилья иностранных работников

Скажем еще об одной проблеме, которая возникает у работодателя, несущего расходы на жилье для привлекаемых иностранных рабочих.

По мнению Минфина, если организация арендует жилье для своих сотрудников либо выплачивает им денежные средства для оплаты аренды жилья, у сотрудников образуется экономическая выгода (доход), полученная в натуральной форме, поскольку организация несет за них расходы по найму жилого помещения (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Не делают чиновники исключения и для иностранцев (Письмо от 13.08.2014 № 03‑04‑06/40543).

В Постановлении ФАС СЗО от 18.02.2008 № А21-3559/2007 рассмотрена ситуация, в которой организация оплачивала проживание в гостинице иностранных специалистов, не имеющих постоянного места жительства на территории РФ и не состоящих в трудовых отношениях с этой организацией. Она перечисляла денежные средства за проживание иностранных специалистов на расчетный счет гостиницы, выплата дохода непосредственно этим физическим лицам не производилась. Следовательно, у организации в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ не возникло обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ.

ФАС ЦО в Постановлении от 11.12.2007 № А48-717/07‑2 (Определением ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 в передаче в Президиум ВАС данного дела для пересмотра в порядке надзора отказано) нашел аргументы в пользу налогоплательщика. Суд напомнил, что не подлежат налогообложению (освобождаются от него) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона № 115‑ФЗ одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных гарантий устанавливается Правительством РФ.

В частности, пп. «г» п. 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации предусмотрено, что принимающая сторона берет на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в нашей стране в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти конкретного субъекта РФ.

Следовательно, организация, пригласившая иностранных работников, не должна была удерживать НДФЛ со стоимости оплаченных услуг по найму жилья для них (см. также постановления ФАС СКО от 06.02.2007 № Ф08-247/2007-105А, ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917‑11 по делу № А40-94667/10‑13‑439, Определение ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 по делу № А48-717/07-15).

Уточним, что под гарантиями в указанном документе вполне определенно понимаются гарантийные письма работодателя о принятии на себя, в том числе, обязательства по предоставлению жилья.

Кроме того, надо иметь в виду позицию ФНС, по нашему мнению, необоснованную: чиновники в целях исчисления НДФЛ к жилищному обеспечению почему-то не относят возмещение расходов иностранного работника на проживание (Письмо от 10.01.2017 № БС-4-11/123@).

Очевидно, что работодатель вправе сам выбрать, каким способом осуществить «жилищное обеспечение» иностранного работника. И в любом случае его расходы на это не должны признаваться материальной выгодой работника, то есть не входят в облагаемую базу по НДФЛ. Имеющаяся арбитражная практика наш вывод подтверждает. Возможно, для налоговиков она и выглядит устаревшей, но нормы законодательства, регулирующие налогообложение в данной части, не изменились до сих пор.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/466054/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *