Временно пребывающий иностранный гражданин

Содержание

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Срок временного пребывания на территории РФ
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):
— определяется сроком действия выданной ему визы;
— не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
— определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.
К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Права временно пребывающих в РФ
Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).
Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).
В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).
Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):
1) иметь в собственности имущество;
2) наследовать имущество;
3) самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;
4) совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;
5) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
6) иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);
7) участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.
Примечание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Обязанности временно пребывающих в РФ
Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).
Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).
Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).
Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).
Ответственность временно пребывающих в РФ
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
2) осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам

Корсаков Д. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как зависит уплата страховых взносов от статуса иностранного работника? На что обратить внимание в ситуации, когда у сотрудника-иностранца изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории РФ?

Обязанность исчисления взносов относительно работников-иностранцев

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Определение застрахованных лиц дано:

  • в пункте 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ);

  • в пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);

  • в пункте 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане признаются застрахованными лицами в силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) (если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ).

К сведению: в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) даны определения временно пребывающим, временно и постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам, а также высококвалифицированным специалистам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам

Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);

  • взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.

Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:

  • на обязательное пенсионное страхование;

  • на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • на медицинское страхование;

  • на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).

Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно и постоянно проживающим в РФ иностранным работникам

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ:

  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Страховые взносы (на обязательное пенсионное, медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев) на выплаты таким сотрудникам (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются в общем порядке и по тарифам, предусмотренным для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

В Письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529@ ФНС разъяснила, как платить страховые взносы, если работник получил разрешение на временное проживание в России.

При изменении у сотрудника-иностранца статуса с временно пребывающего на временно проживающего в РФ:

  • увеличился тариф взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9 вместо 1,8%);

  • взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по тарифу 5,1% (на выплаты временно пребывающим в РФ не начисляются);

  • база по страховым взносам определяется нарастающим итогом с начала года по таким же правилам, как и для граждан РФ;

  • не меняется порядок уплаты пенсионных взносов.

Платить взносы по-новому нужно с выплат, начисленных начиная со дня, в котором изменился статус сотрудника.

Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:

  • для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);

  • для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.

Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).

Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):

  • если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;

  • если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: в отношении высококвалифицированных специалистов из стран ЕАЭС страховые взносы исчисляются так же, как и для работников-россиян (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Исключение: не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для временно пребывающих в РФ специалистов из стран ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 № 03-15-06/44430).

Начисление страховых взносов на выплаты лицам, получившим временное убежище в РФ

Под временным убежищем подразумевается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), а также с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок предоставления временного убежища на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (далее – Порядок).

Лица, получившие временное убежище, наделяются правом временно пребывать на территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 12 Федерального закона № 4528-1).

В связи с этим с выплат таким работникам страховые взносы (кроме взносов на обязательное медицинское страхование) исчисляются в том же порядке, что и с выплат временно пребывающим в РФ иностранным работникам.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат работникам, имеющим временное убежище в РФ, исчисляются в общем порядке и по тарифам, действующим для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Федерального закона № 4528-1, п. 13 Порядка).

Начисление страховых взносов на выплаты иностранцам, работающим по патенту

Для данной категории иностранных работников:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование нужно начислять по общим тарифам, предусмотренным в отношении работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ);

  • взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как в ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ иностранцы, работающие по патенту, не указаны в качестве застрахованных лиц;

  • взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим тарифам (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов с выплат сотрудникам-иностранцам производится в общем порядке, так как ни гл. 34 НК РФ, ни Федеральным законом № 125-ФЗ особый порядок уплаты взносов для этой категории работников не предусмотрен.

>ВКС — это временно проживающий или временно пребывающий иностранный гражданин?

Вопрос

Высококвалифицированный специалист — это временно проживающий или временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин. И где это написано???От этого зависит налогообложение ВКС временно пребывающий?Я имела в виду отчисления в ПФР та к все же кто он ВКС??? Временно пребывающий или временно проживающий7 Где это можно посмотреть???

Ответ

Ответ на вопрос:

Статус высококвалифицированного специалиста определяется так же, как и любого другого иностранца.

Согласно абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, временно пребывающими признаются иностранцы, получившие миграционную карту, но не имеющие ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание.

Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Постоянно проживающие – статус иностранцев, получивших вид на жительство в России (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Следовательно, если высококвалифицированный специалист не имеет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание, он является временно пребывающим в России.

Исходя из того, что высококвалифицированному специалисту для трудоустройства необходимо оформление разрешения на работу, которое не требуется временно или постоянно проживающим иностранцам, можно сделать вывод, что статус высококвалифицированного специалиста получают временно пребывающие иностранцы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Определение: Временно пребывающие

Временно пребывающие – статус иностранцев, получивших миграционную карту, но не имеющих ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*

2. Определение: Временно проживающие

Временно проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте.

3. Определение: Постоянно проживающие

Постоянно проживающие – статус иностранцев, получивших вид на жительство в России (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца

В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят от времени пребывания в России, миграционного статуса работника, срока на который заключен трудовой договор с иностранцем и даже от размера предполагаемого дохода. Разберемся, как и на выплаты каким работникам надо начислять налоги и взносы.

НДФЛ

Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п. 1 ст 207 НК РФ). Исчислять и удерживать НДФЛ поручено организации-работодателю как налоговому агенту.

Для того чтобы понять, какую ставку налога начислять, нужно сначала разобраться, является ли он налоговым резидентом. Напомним, что работник, вне зависимости от гражданства, будет считаться налоговым резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев. Причем дни приезда и отъезда из страны тоже учитываются (письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/743@ «По вопросу определения налогового статуса физического лица»). Налоговое резидентство сотрудника определяется каждый раз при получении им дохода. Если бухгалтер посчитал дни нахождения работника в России за последний год и их оказалось меньше 183, то нужно начислить налог по ставке 30%, а вот если работник в общей сложности пробыл в России больше полугода, то ставка уже будет 13%.

СПРАВКА

Физические лица, постоянно проживающие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на 18 марта 2014 года и оставшиеся на постоянное жительство в России, до 1 января 2015 года признаются налоговыми резидентами вне зависимости от фактического времени нахождения в России в предыдущие 12 месяцев (п. 9 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утв. постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14 «Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период» , ст. 16 Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 г. № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период»; письмо ФНС России от 4 июля 2014 г. № БС-4-11/13108@ «О налогообложении доходов физических лиц»). С 1 января 2015 года к ним уже будут применяться нормы п. 2 ст. 207 НК РФ.

Когда же наберется нужное количество дней, бухгалтер должен сделать пересчет начисленного ранее налога и вернуть излишне удержанную сумму. Но здесь есть одно условие. Пересчитывать налог бухгалтер может только за последний год.

ПРИМЕР

10 августа 2013 г. иностранец прибыл в Россию. 10 февраля 2014 г. он получил статус налогового резидента. Бухгалтер сможет пересчитать ему налог, исчисленный только в 2014 году.

Возвратить переплаченный налог сотрудник может сам, подав заявление о возврате, налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента. Несколько лет назад на таком порядке настаивал Минфин России (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-108, письмо Минфина России от 28 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-102, письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-256). Но сейчас в некоторых случаях он разрешает поступать иначе. Если сотрудник получил статус налогового резидента, и этот статус уже не изменится в течение года (то есть в текущем налоговом периоде он находится в России уже 183 дня и более), то все доходы сотрудника, полученные с начала года, облагаются по ставке 13%. А организация, в свою очередь, руководствуется п. 3 ст. 226 НК РФ и начисляет НДФЛ нарастающим итогом с начала года по ставке 13%. Суммы налога, которые были удержаны с зарплаты иностранца до истечения 183 дней и облагались по ставке 30% должны быть зачтены при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника (письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9150 «О порядке возврата налога иностранным гражданам», письмо ФНС России от 5 сентября 2011 г. № ЕД-2-3/738@ «О рассмотрении обращения», письмо ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413@ «О возврате налога», письмо Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/6-1301, письмо Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-443, письмо Минфина России от 10 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-30). Если налог по итогам отчетного периода был зачтен не полностью, то возврат переплаты сотрудник уже должен попросить у своей территориальной налоговой инспекции (письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061).

Особые случаи:
ВКС

Высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС) – это отдельная категория работников. Их опыт, навыки и достижения в той или иной области высоко ценятся и хорошо оплачиваются. Для таких сотрудников государство предусмотрело льготу – НДФЛ взимается по ставке 13% вне зависимости от сроков пребывания в России (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Сотрудник признается ВКС, если его предполагаемый годовой доход составит не менее 2 млн руб. (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Из этого правила есть исключения: для преподавателей и научных работников, приглашенных для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью годовая зарплата должна составлять не менее 1 млн руб., а также для специалистов, привлеченных резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон (подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Такое же правило недавно было установлено и для специалистов, привлекаемых организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ). При этом компания, привлекающая IT-специалиста, должна иметь государственную аккредитацию на осуществление деятельности в области информационных технологий.

Выплаты вахтовым работникам-нерезидентам

Доходы вахтовых сотрудников облагаются так же, как и других: по ставке 13% у налоговых резидентов и 30% для нерезидентов. Но есть несколько нюансов. На вахте работодатель оплачивает проживание и зачастую питание своим работникам. А считается ли это доходом для целей налогообложения, и если да, то облагается ли налогом? Минфин России разъяснил этот вопрос (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-04-06/24677).

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечить вахтовых работников помещением для проживания или компенсировать им расходы по найму жилого помещения (абз. 3 ст. 297 ТК РФ). Такие выплаты носят компенсационный характер и аналогичны возмещению по найму помещения для командированных сотрудников. А такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ. И доходы иностранных работников – не исключение (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ).

А вот насчет оплаты питания позиция Минфина России не такая лояльная. Возмещение сотрудников расходов на питание считается его доходом в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). А значит, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке: 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

Страховые взносы

В отличие от НДФЛ, для расчета и начисления страховых взносов на доходы сотрудника-иностранца количество проведенных дней в России не важно. Самое главное – это какой миграционный статус у работника: постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий. Рассмотрим по отдельности начисление взносов для каждого варианта.

НАША СПРАВКА

Постоянно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Если у сотрудника статус постоянно или временно проживающего, то взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС начисляются в стандартном порядке (ч.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее Закон № 212-ФЗ; п.1 ст. 22.1, ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее – Закона № 167-ФЗ):

  • 22% в ПФР, 5,1% в ФФОМС и 2,9% в ФСС, если доход с начала года нарастающим итогом не превысил установленного предела. Для 2014 года установлен максимальный порог в 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»)
  • 10% в ПФР с дохода, превысившего установленный порог.

Если с первыми двумя категориями иностранных работников все достаточно просто, то насчет взносов с выплат временно пребывающим сотрудникам есть несколько нюансов.

Правила уплаты взносов в ПФР такие же как и для временно проживающих (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

  • ставка 22% с доходов в пределах лимита и 10% с доходов сверх установленного лимита;
  • работник должен работать в России;
  • с сотрудником должен быть заключен или бессрочный трудовой договор, или один или несколько договоров в совокупности на срок не менее шести месяцев в течение одного года.

Если с работником был заключен один срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, а потом продлен или заключен второй, причем так, что в общей сложности получится более полугода в течение календарного года, то взносы нужно начислять с даты заключения первичного договора (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342, письмо Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436). Такие корректировки нужно внести в предоставляемую в ПФР отчетность (по форме РСФ-1), но пени за неуплаченные ранее суммы начисляться не будут (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342).

Взносы в ФФОМС и ФСС сейчас платить не нужно. Но в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий обязанность организаций отчислять взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат временно пребывающих иностранных граждан, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок или же не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (Законопроект № 577906-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»1). Однако на ВКС эти поправки не распространяются. Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 января 2015 года.

Взносы с ВКС

Так же как и с НДФЛ, обложение выплат ВКС страховыми взносами имеет свои особенности.

На выплаты постоянно и временно проживающим ВКС организация должна начислять взносы в ПФР по ставке 22% в пределах установленного порога и 10% сверх этой суммы.

Такие же правила, как и для российских граждан, действуют и в отношении взносов в ФСС – они начисляются по ставке 2,9% с выплат ВКС. А на взносах в ФФОМС организации-работодатели могут сэкономить – их перечислять с доходов работников не нужно.

Что касается временно пребывающих ВКС то с их выплат ни взносы в ПФР, ни в ФФОМС, ни в ФСС начислять не нужно.

Все иностранные граждане, прибывшие в РФ с разными целями, могут находиться на ее территории на основании миграционной карточки, визы, разрешения на проживание либо вида на жительство. Для граждан определенных стран существует упрощенный порядок документов по госпрограммам, однако во всех случаях они должны соблюдать установленные законодательством правила пребывания.

Законодательство

С законодательной точки зрения особенности пребывания иностранцев в РФ регулируются сразу несколькими нормативными актами:

Закон Пояснение
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» Регулируются вопросы временного пребывания и проживания, трудовой деятельности, оформления приглашений на въезд, миграционного учета, содержания иностранцев в специализированных учреждениях
ФЗ «О гражданстве РФ» Разъясняются особенности приобретения и прекращения российского гражданства. Обычно порядок таков: иностранец оформляет РВП, затем – ВНЖ, и только после этого получает паспорт РФ. В отдельных случаях возможно исключение одной или нескольких ступеней, если это предусмотрено госпрограммами
ФЗ «О подготовке и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу» Актуален до окончания чемпионата. Регулирует вопросы въезда миграционного учета иностранцев, прибывших на матч
Указ Президента РФ №1289 от 14.09.2012 Регламентирует права и особенности получения соотечественниками документов при переселении на территорию РФ по госпрограмме
ФЗ «О порядке въезда в РФ…» Указывает на особенности въезда и выезда из России иностранных граждан: какие нужны документы, когда оформляются визы и их виды

Важно! Обязательным документом вне зависимости от страны проживания иностранца является миграционная карта. Она заполняется при пересечении границы, где указывается дата и время въезда. По ней можно находиться в России не более 7 календарных дней, после чего следует встать на миграционный учет. Общий срок действия карточки – 90 суток.

Читайте также статью ⇒ Когда можно продлить регистрацию по месту пребывания иностранных граждан.

Въезд в РФ

На начальном этапе при въезде в РФ заполняется миграционная карта с указанием цели пребывания и даты. Если гражданин въезжает из безвизовой страны, понадобится только внутренний паспорт (например, украинцам или белорусам). Некоторые иностранцы могут находиться в России на основании обычных удостоверений личности. Обычно это относится к жителям близлежащих стран или государств, с которыми заключены международные договоры. В остальных случаях придется предоставлять загранпаспорта (напр., жителям Узбекистана).

Основные особенности выглядят так:

  • Если гражданин собирается находиться в России более 7 календарных дней, он должен встать на миграционный учет в УВМ МВД по месту пребывания.
  • Находиться в РФ по миграционной карте можно не более 90 дней в каждом полугодии, в год – максимум 180 суток.
  • Если иностранец планирует оставаться на постоянной основе, ему необходимо оформить РВП. В этом случае получать патент или разрешение на работу не нужно: РВП дает право на официальное трудоустройство, срок действия разрешения – 3 года, после чего можно получать вид на жительство.
  • ВНЖ приобретается сроком на 5 лет, после чего может быть продлено на аналогичный период, если гражданин обратится не позднее чем за 2 месяца до его окончания (ст. 8 ФЗ №115-ФЗ»).

Пример №1: въезд в РФ гражданином Украины

Шматко В.Е. пересек границу Украины и России 07.08.2017 года. Цель пребывания – поездка к родственникам. Приглашение не требуется, достаточно гражданского паспорта. В миграционной карте была указана дата, поэтому без постановки на миграционный учет Шматко В.Е. может находиться в РФ до 07.09.2017 года, т.к. срок регистрации для украинцев в РФ увеличен и составляет не семь, а 30 календарных дней.

Постановка на учет

Для регистрации по месту пребывания после въезда в РФ иностранцы должны обращаться в территориальные органы УВМ МВД, если планируется оставаться в стране дольше положенного срока.

Какие документы понадобятся:

  • Уведомление о прибытии.
  • Паспорт.
  • Виза (для визовых стран).
  • Миграционная карточка.

Все материалы предоставляются в виде оригиналов. Специалист миграционного отдела делает ксерокопии и дает уведомление о регистрации документов. Срок принятия решения – до 10 календарных дней.

Разрешение на временное проживание

Если иностранец планирует оставаться в России, по окончании срока действия миграционного учета у него должно быть РВП. Оно оформляется по квоте, но есть отдельные категории граждан, которые могут получить его вне очереди:

  • Рожденные на территории СССР или РСФСР.
  • Имеющие в России детей.
  • Состоящие в браке с гражданином РФ.
  • Дети, чьи родители являются российскими подданными.

Рассмотрением заявлений на разрешение занимаются местные органы УВМ МВД. Для оформления документа необходимо предоставить паспорт, миграционную карточку, квитанцию об оплате госпошлины, сертификат о знании русского языка.

Заявление на рвп

МК

МК2

Вид на жительство

По окончании действия РВП иностранцы могут оформить ВНЖ, а в дальнейшем – получить российское гражданство.

Какими правами могут пользоваться лица с ВНЖ:

  • Трудовая деятельность в РФ без получения патента или разрешения на работу.
  • Возможность кредитования в банках (детальную информацию необходимо узнавать в финансовых учреждениях).
  • Пользоваться практически всеми благами, предусмотренными для россиян.

В большинстве случаев для приобретения ВНЖ необходимо предварительное оформление РВП и проживание в РФ не менее 360 дней. Исключением являются высококлассные специалисты, беженцы, резиденты Беларуси и лица, владеющие русским языком на хорошем уровне – им получать разрешение не нужно.

Правила пребывания иностранных граждан

Основные требования к пребыванию иностранцев касаются не только документов, но и сроков нахождения в России:

По визе Без визы
Иностранцы должны покинуть РФ до окончания срока действия визы Здесь все зависит от наличия международных договоров между странами. В основном срок пребывания без регистрации только по миграционной карте составляет 7 дней, но в некоторых случаях может быть увеличен

В целом, для жителей безвизовых стран действуют стандартные правила:

  • Требуется наличие РВП по окончании срока миграционного учета. Исключением являются граждане Туркменистана, Беларуси, лица без гражданства и высококвалифицированные специалисты – им разрешение не нужно.
  • После окончания РВП должен быть действующий ВНЖ. Он выдается на пять лет, количество продлений не ограничивается.

«Между Россией и Таджикистаном заключен договор, на основании которого граждане могут находиться в РФ без постановки на миграционный учет до 15 дней. Если гражданин Таджикистана прибыл в Россию для трудовой деятельности, лучше не затягивать с регистрацией и посетить МФЦ или УВМ МВД в течение суток, т.к. оформление документов может занять немало времени».

Юрист Human Rights Center Tajikistan Улугбек Авезов

Читайте также статью ⇒ «Место жительства и место регистрации — в чем отличия».

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Что будет, если иностранец пропустит сроки получения РВП и будет находиться в России незаконно?

За это предусмотрено административное наказание, подразумевающее штраф от 2 000 до 5 000 руб. с депортацией или без нее (ст. 18.8 КоАП РФ).

Вопрос №2. Можно ли получить гражданство, не оформляя ВНЖ?

Приобретение российского гражданства в данном случае возможно только при участии в программе переселения соотечественников, регистрации брака с подданным РФ либо безупречной сдаче экзамена по русскому языку.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Утеря миграционной карты.

До получения РВП иностранцы всегда должны иметь ее при себе, в противном случае при возникновении вопросов со стороны контролирующих органов придется либо оплачивать штраф, либо покинуть РФ.

Ошибка №2. В России можно работать без соответствующих документов.

Теоретически это так, но при любой проверке к ответственности будет привлечен и работодатель, и иностранец, осуществляющий трудовую деятельность, не имея для этого документов. Это является нарушением миграционного законодательства, предусмотрена административная ответственность.

Главные правила пребывания иностранных граждан в РФ заключаются в своевременном информировании миграционных органов и получении соответствующих документов, дающих право на постоянное или временное проживание в России. Без них не получится заниматься трудовой деятельностью и проживать в стране на законных основаниях.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

См. предыдущую редакцию

7. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в образовательной организации, в которую он переводится для продолжения обучения. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, в случае его приема на обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в другую образовательную организацию продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по указанной образовательной программе в образовательной организации, в которую он принят.

Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором или третьем настоящего пункта, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

Срок временного пребывания иностранного гражданина, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, может быть продлен до тридцати календарных дней по ходатайству данного иностранного гражданина либо образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин обучался по очной или очно-заочной форме, или образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение по очной или очно-заочной форме, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в целях обучения в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционной карте.

Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

Форма и порядок подачи указанного в абзаце восьмом настоящего пункта уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *