Вред школьного образования

А именно. Не так давно я занималась с одним школьником, у которого были значительные пропуски по болезни, и его родители уже серьёзно подумывали, а не оставить ли его учиться дома насовсем. Мы вполне успешно отзанимались и всё это время беседовали о семейном образовании. И вроде б всё хорошо, да что-то не хорошо…

Ребёнок был на тот момент в 8 классе и серьёзно опасался, что без школы его образование будет неполным, что учиться сам он не сможет, что без оценок сложно выяснить, понята ли тема или нет… И всё в таком духе.

Я старалась объяснить ему, что пройденные нами темы очевидно доказывают как минимум возможность домашнего обучения. Но мои аргументы, увы, не были услышаны, и ребёнок вернулся в прежнюю школу…

А за последнее время я занималась примерно с двумя десятками детей, которые раньше были в школе, а потом оттуда ушли на СО. И мои выводы весьма и весьма печальны… Я перечислю основную «заразу», которую дети приносят из школ: — неправильно, значит плохо- оценка — показатель статуса (плохие оценки = тупой человек, хорошие оценки = умный человек)- не понял — молчи, не признавайся и кивай (будешь сидеть тихо, не спросят)- списывать можно и нужно- обмануть учителя сродни подвигу (это проявление находчивости)- учитель по дефолту субъективен и не заинтересован в ребёнке- учатся всегда по принуждению, хотеть учиться невозможно- учатся только дети, взрослые освобождены от этой повинности (остаётся только отмучиться)- общение возможно только со сверстниками (неумение разговаривать с младшими и старшими)- инициатива наказуема (мне что, больше всех надо?)- если объясняют новую тему, можно не слушать, потому что не спросят- я сам не разберусь в новом материале (даже начинать не стОит)- важный ответ — это ответ на оценку; нет оценки, нет смысла ни думать, ни отвечать- я сам себя оценивать не могу, ибо бессмысленно- я никак не могу повлиять на собственное обучение

И как итог: школа лишает ребёнка важнейшего навыка — самоопределения.Из этого вытекает сразу такая масса всякого, что всё перечислять я не буду. Только главное: ребёнок перестаёт ощущать потребность в понимании внутреннего смысла любого явления (нельзя не понимать, нельзя переспрашивать, нельзя проявлять инициативу), главным процессом для ребёнка в школе становится «выживание на уроках» (это цитата одной моей ученицы). И тогда любая попытка учиться заранее обречена на неудачу — всё, что вызывает у ребёнка отторжение, будет очень быстро забываться.

Мало того, чем старше становится ребёнок, тем прочнее формируется связь между его внутренней и внешней оценкой. Вы только вдумайтесь! Ребёнок начинает принимать как должное, что чужой человек будет вправе оценить качества его личности согласно тому, какой средний балл был получен за четверть или год. Не вдаваясь в подробности, не вникая в нюансы, не видя подоплёки событий. Чем ниже оценки — тем выше градус осуждения со стороны. И дети делают единственно возможный вывод. Чтобы избежать проблем и получить ряд бонусов, нужно быть конформным. То есть удобным для других. Дети, которые с этим не согласны, становятся в оппозицию и перестают учиться. Отличники начинают быть «правильными», но забывают о самосодержательности.

Если попытаться визуализировать образ школы как таковой, то получается некий статичный экзоскелет, без которого человек нормально функционировать уже не в состоянии. Эта конструкция стесняет движения, она налагает массу запретов, она не позволяет передвигаться по собственному желанию, но её отсутствие пугает ребёнка ещё больше.

Да, конечно, есть СО-шники капризные, взбалмошные, не понимающие авторитета, но… Меня лично больше пугают молчаливые дети, всегда кивающие на вопрос, всё ли понятно. Не умеющие уловить тот момент, когда слова перестают иметь для них смысл. У которых при моём замечании, что ответ неверный, начинается ступор. Которые никогда ничего не скажут сами… И ВСЕ (!) эти дети ходили в школу.И мне в данном случае наплевать с самой высокой колокольни, что детей в классах по 30 человек. Если ты пришёл на должность учителя в такое место, то твоя первая обязанность увидеть в каждом ребёнке человека, а не именованный (жаль не нумерованный) объект с ограниченным функционалом!

И дело здесь не в характере. У меня сейчас занимается милая девочка, которая по всем признакам (начиная от внешности-поведения и заканчивая способностями) должна была учиться легко и непринуждённо. Но учительница сочла иначе. И у неё два-три, три-два… Знаете, что не так? Она медленно отвечает! Мед-лен-но! Не неправильно, не невпопад, даже не тихо… МЕД-ЛЕН-НО!!! (тихо матерюсь в кружевную манжету)

О чём я? Да о том, что само устройство школы не позволяет вырасти в ней живому человеку. Я прямо чувствую, как праведный гнев уже вовсю пылает в сердцах «заслуженных» учителей. Но истина дороже. Я очень жду, когда, наконец, увижу школу, где нет тоскливых детей, где ВСЕМ учителям не всё равно, чему и кого они там учат. Я прекрасно понимаю, что это идеализм, но в чём смысл хотеть чего-то меньшего? Единицы неравнодушных учителей только подтверждают общее печальное правило. Детей всё чаще забирают из школ — это и есть главный показатель их бесполезности, а чаще вредоносности.

Пока ребёнок не видит радости в процессе познания, пока его не интересуют вопросы, параллельные объясняемой теме, пока для него каникулы — это праздник, можно с большой долей вероятности утверждать, что дома (или в группе СО-шников) ему будет лучше, чем в стандартной средней школе.

Все дети ходят в школу. Мир погружается в глобализацию, и в этом мире не ходить в школу – странно. Ведь школа даёт человеку базовые знания об этом мире, учит контактировать с другими учениками и с учителями, социализирует. Но не всё так хорошо, как хотелось бы.

Родители отдают ребёнка в школу и хотят, чтобы там из него сделали человека, сбрасывая всю ответственность по воспитанию на учителей. По истечению одиннадцати лет они получают обычного троечника, если не двоечника, который способен работать грузчиком или дворником.

Но как же так? Почему не сработал механизм школьной социализации и обучения? Ответ прост. Чтобы воспитать полноценную личность, родители должны поддерживать своего ребёнка и обращать внимание на то, что ему больше нравится: математика, биология, литература или, может быть, география.

Недостатки школьной системы.

Так получается, что в школе у ученика есть только одна попытка показать себя, свои способности и знания. И если он провалил этот шанс – то его всё равно оценивают и не дают второй попытки. А ведь это запоминается где-то в подсознании и в будущем, когда человек уже вырос, он боится что-то пробовать, потому что присутствует страх неудачи.

Следующий недостаток школы состоит в том, что детей заставляют заучивать кучу хаотичной информации. Не понять и проанализировать, а просто заучить, чтобы потом хорошо написать контрольную работу. Во время этой контрольной работы нельзя подсматривать и мозг должен решать поставленные задачи и кроме этого вспоминать то, что заучивал: формулы, даты, имена. Из этого метода обучения получается «машина для заучивания», которая не способна искать информацию и работать с ней.

Как в школе учат решать задачи? Только по определённой схеме, которую нужно заучить и только такой ответ будет правильный, остальные – нет. Ребёнок уже с детства начинает мыслить плоско и не учиться размышлять, рассматривать проблемы с разных сторон. Ведь в жизни нет какой-то определённой схемы, по которой всё работает и всё получается. Чтобы чего-то добиться, нужно несколько раз продумать тот или иной поступок.

Почему школа не даёт всего, что нужно в жизни?

По школьной программе уже учится не первое поколение. Знания, которые заложены в эту программу, становятся всё менее актуальными, в то время как мир значительно меняется каждое десятилетие. Уроки информатики в школе – это освоение старых программ, которыми ещё пользуются, но лет через десять их заменят другие, более новые. Школьник, который захочет стать программистом, должен сам изучать информацию и современные программы. Чтобы ребёнок учился рассуждать и мыслить логически, можно нанять репетитора, например, по физике.

А после школы настаёт следующий этап «мучений и заучивания» – университет. Люди идут на высшее, в большинстве случаев, не потому, что хотят, а потому, что это надо. И вот, после нескольких лет они заканчивают университет, и на этом заканчивается изучение чего-либо. У таких людей учёба вызывает только отрицательную реакцию и, как правило, они не занимаются самообразованием, не познают что-то новое, не стремятся повысить свой уровень знаний, хотя это могло бы продвинуть их по карьерной лестнице. Они останавливаются в развитии и ни к чему не приходят. Из людей, которые теряют желание учиться, не вырастают успешные люди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *