Возврат ошибочно перечисленной суммы по платежному поручению

Содержание

Возврат ошибочно перечисленной суммы по платежному поручению

Обновление: 11 апреля 2017 г.

Каждый этап использования платежной системы РФ строго регламентирован законодательством. В то же время нередко возникают ситуации, когда банки в результате неверного указания плательщиками реквизитов в платежном поручении отправляют денежные средства не тем получателям. При расчетах платежными поручениями могут возникать и иные ошибки с неблагоприятными последствиями. В такой ситуации возникает вопрос, как осуществить возврат ошибочно перечисленной суммы по платежному поручению. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Платежное поручение

Статья 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» обязывает кредитные организации исполнять поручения клиентов по перечислению денежных средств с соблюдением правил, установленных Банком России.

Форма платежного поручения предусмотрена Правилами от 19.06.2012.

Перечень реквизитов платежки с их расшифровкой содержится в Приложении 1 к указанным Правилам.

Как правило, верное заполнение всех реквизитов платежного поручения важно для правильной идентификации платежа и надлежащего исполнения поручения на перечисление денежных средств. Если все же платежное поручение заполнено неверно, возврат ошибочно перечисленных денежных средств возможен при выполнении определенных процедур. Рассмотрим их.

Возврат по платежному поручению

Перечисление денежных средств с ошибками, допущенными в платежном поручении, условно можно разделить на два вида:

  • невыясненные платежи в бюджет;
  • иные платежи с ошибками (к примеру, ошибочное перечисление денежных средств не тому получателю, возврат займа с ошибкой в платежном поручении и т.п.).

Возврат ошибочных платежей до наступления стадии безотзывности одинаков для обоих видов и производится кредитной организацией по волеизъявлению плательщика. Правила такого возврата принимаются банком в соответствии с Порядком от 19.06.2012 N 383-П.

Если же стадия безотзывности пройдена, осуществить возврат труднее, т.к. платеж фактически перечислен и в соответствующую процедуру возврата будет вовлечен получатель ошибочного платежа.

Процедура возврата невыясненных платежей в бюджет Казначейства регулируется Порядком от 18.12.2013 N 125н.

К примеру, невыясненные поступления в федеральный бюджет могут быть возвращены Казначейством, если:

  • значение поля «Назначение платежа» не свидетельствует о том, что данный платеж относится к платежам в бюджет (возврат осуществляется по заявлению плательщика);
  • невыясненное поступление зачислено в результате ошибки банка.

Пунктом 17 указанного Порядка предусмотрены и иные случаи возврата невыясненных платежей. Их возврат осуществляется в пределах 3-х рабочих дней на основании заявки на возврат, которая оформляется Казначейством на основании письменного обращения соответствующего плательщика.

Форма заявки на возврат, а также примеры платежных поручений по возврату денежных средств содержатся в Приложении к Письму Казначейства России от 09.02.2009 N 42-7.4-05/5.3-61.

Что же касается иных ошибочных платежей, то следует помнить, что на основании ст. 1102 ГК РФ лицо, необоснованно приобретшее чужое имущество, обязано его вернуть собственнику. С целью такого возврата плательщику следует обратиться к получателю ошибочного платежа. В случае отказа плательщику придется обращаться в суд.

Получателю же ошибочно перечисленных денег следует обратиться в свой банк в течение 10 дней с даты их зачисления (п. 2.1 Раздела 2 Положения, утв. Банком России 16 июля 2012 года N 385-П).

В бухгалтерском учете получателя списание на возврат денежных средств по ошибочному платежному поручению сопровождается проводками Дт. 76 – Кт. 51.

При отправке денег на основании поручения могут возникнуть ошибки. Плательщик может ошибиться при указании реквизитов, вследствие чего деньги попадут другому получателю. В этом случае выполняется возврат средств по платежке. Процедура эта должна соответствовать положениям нормативных актов.

Что собой представляет поручение

В статье 31 ФЗ №395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках» указано, что кредитные учреждения должны выполнять поручения по переводу денег. При этом должны быть соблюдены правила, утвержденные ЦБ. Форма установлена Правилами ЦБ №383-П от 19 июня 2012 года. В поручении должны содержаться обязательные сведения. Перечень их есть в Приложении 1 к Положению ЦБ №383-П от 19 июня 2012 года.

Правильное указание всех реквизитов в платежке принципиально для верной идентификации платежа. Без реквизитов невозможно выполнение поручения. Без них просто не понятно, кому переводить деньги. Если в документе неправильно указаны реквизиты, средства будут переведены не туда. Что делать, если произошла такая ошибка? Необходимо оформить возврат средств по платежке.

Возврат на основании платежки

С ошибками могут быть выполнены эти переводы по платежкам:

  • Деньги, перечисляемые в бюджет.
  • Прочие платежи с неверно прописанными реквизитами (например, перевод средств не тому получателю, перевод займа).

Существуют различные стадии возврата денег. В частности, это период до стадии безотзывности и после нее. Рассмотрим особенности прохождения этой стадии:

Обстоятельства Решение
Деньги еще не пришли на расчетный счет Стадия безотзывности еще не прошла. Это наиболее благоприятный вариант. Если деньги еще не пришли на р/с, плательщику требуется просто подать заявление на возврат средств. Особенности возврата оговорены Порядком №383-П от 19.07.12.
Стадия безотзывности уже прошла Деньги уже прошли по неправильным реквизитам. В этом случае для возврата денег придется привлекать лицо, получившее средства.

До стадии безотзывности возврат платежей в бюджет и других платежей не различается. Процедура выполняется в одном и том же порядке.

Неверно отправленные деньги, которые проходят через казначейский бюджет, возвращают на основании Порядка №125-н от 18.12.13. Как производится возврат? Деньги с неправильно указанными платежами получают статус средств, назначение которых не выявлено. Возвращаются они казначейством при наличии этих условий:

  • Из строки «Назначение» не понятно, что деньги направлены в бюджет.
  • Назначение платежа нельзя выяснить из-за ошибки банка.

В пункте 17 Порядка №125-н указаны иные случаи возврата денег. Применяется следующий механизм:

  1. Плательщик отправляет заявление в казначейство.
  2. Госорган создает заявку на возврат денег.
  3. На базе заявки деньги возвращаются плательщику на протяжении 3 суток.

Если стадия безотзывности прошла, вернуть платеж сложнее. Средства в рассматриваемой ситуации уже перечислены. Они уже пришли получателю. То есть для возврата придется взаимодействовать с получателем. Отменить платеж через банковскую систему не получится, в этом случае возврат платежа будет отчасти зависеть от воли получателя.

Одновременно с этим получатель должен помнить, что он обязан вернуть деньги по закону. Соответствующее указание содержится в статье 1102 ГК РФ. В этой статье указано, что лицо, которое получило имущество безо всяких оснований, должно его вернуть. Деньги, переведенные по ошибке, можно отнести к необоснованно полученному имуществу. Если плательщик отказывается, то на него можно подать в суд.

Формы заявлений на возврат средств и платежек по возврату прописаны в Приложении к Письму Казначейства №42-7.4-05/5.3-61 от 9 февраля 2009 года.

Особенности заполнения платежки на возврат излишне уплаченных сумм

Как говорилось ранее, ошибочно уплаченные платежи могут быть разными. Это могут быть платежи в бюджет или другие выплаты. Ошибкой считаются не только неверно указанные реквизиты, но и неверно зафиксированные суммы платежа. К примеру, организация перевела в бюджет налоги. Однако фирма сделала излишнюю уплату. К примеру, налог был начислен на сумму 2 000 рублей, а организация по ошибке заплатила 3 000 рублей.

Порядок возврата денег в этом случае оговорен в Письме Минфина №02-14-10А/2275. В поручении на возврат должны содержаться эти реквизиты:

  • Номер платежки (поле 3).
  • Дата заполнения (4).
  • Разновидность платежа (5).
  • Юридический статус плательщика (поле 101).
  • Размер выплаты прописью (6).
  • Размер выплат цифрами (7).
  • ИНН и КПП лица, которое приняло решение о возврате.
  • Название казначейства.
  • Название банковского учреждения, где открыт р/с для учета дохода.
  • БИК банка (11).
  • Номер корреспондентского счета субъекта, где открыт р/с для учета доходов (12).
  • ИНН и КПП получателя денег (161 и 103).
  • Название получателя средств (16).
  • Банковское учреждение получателя, номер счета, БИК (13, 17 и 14).
  • Номер корреспондирующего счета банковского учреждения получателя (15).
  • Разновидность операции (18).
  • Бюджетный код (104).
  • Основание выплаты (106).
  • Предназначение выплаты (24).

В поле 21 также необходимо указать очередность платежа. Подобные выплаты производятся в третью очередь.

Бухучет и налоговый учет

В бухучет заносятся записи, полностью обратные тем, которые использовались при принятии денег к учету. В частности, нужны эти проводки:

  • ДТ51 КТ62. Приход денег.
  • ДТ62 КТ51. Возврат денег.
  • ДТ76 КТ51. Списание на возврат денег по ошибочной платежке.

Рассмотрим налоговый учет возврата средств по платежному поручению:

  • УСН. Зачисление денег фиксируется в налогооблагаемых доходах. Отражать платеж требуется по дате поступления денег на р/с. Когда средства возвращаются по платежке, необходимо сторнировать доходы, которые облагаются налогом. Сторно проставляется на дату возврата средств.
  • ОСНО. Зачисление и возврат денег, переведенных по ошибке, – это операция, которая не фиксируется при ОСНО.

Важно! При бухучете и налоговом учете важно обращать внимание на даты возврата/зачисления денег. Каждая операция должна быть подтверждена соответствующим документом.

Порядок действий со стороны получателя денег

Как действовать компании, которая получила ошибочный платеж? Ей требуется в течение 10 суток отправить в банк уведомление об ошибке. Форма уведомления не оговорена законами. Она устанавливается внутренними актами. Если в банке нет установленной формы, уведомление составляется в свободном виде.

Дальнейшие действия со стороны банковского учреждения:

  • Если возможно безакцептное списание, средства списываются без дополнительного распоряжения.
  • Если отсутствует подобная возможность, для списания потребуется распоряжение от получателя ошибочного платежа.

Частично порядок возврата средств зависит от локальных инструкций, установленных для конкретного банка.

vozvrat.jpg

Операции с безналичными переводами денег проводятся посредством платежных поручений. Бланк документа и порядок его заполнения регламентируется нормативными документами Банка России (Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 г.). При формировании платежки обязательно должны быть указаны корректные реквизиты участников сделки, сумма перевода, выделен НДС, обозначена суть операции. Каким образом формируется назначение платежа при возврате денежных средств покупателю, рассмотрим далее.

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств: назначение платежа

Обычно возврат перечисленных покупателем средств производится в следующих ситуациях:

  • проданный товар не подошел покупателю и в положенные сроки он был возвращен продавцу для отмены сделки;
  • покупателем предъявлена претензия о ненадлежащем качестве продукции;
  • актом зафиксировано наличие механических повреждений в проданном изделии, или продукт оказался бракованным;
  • деньги были зачислены на расчетный счет продавца ошибочно;
  • от покупателя поступила сумма, превышающая его обязательства.

Для осуществления возврата денег покупатель должен уведомить продавца об имеющихся претензиях. Сделать это можно, составив соответствующее письменное обращение и направив его продавцу. Товар может быть обменян на аналогичную продукцию, отправлен на ремонт. Когда альтернативные пути решения конфликта не устраивают покупателя, необходимо выплатить ему возмещение, равное стоимости возвращенного изделия.

При ошибочном перечислении, если по выпискам банка продавец видит, что на текущий счет компании поступили лишние средства, надо письменно уведомить об этом обслуживающую банковскую организацию. Сообщение об излишне уплаченной сумме может поступить и от самого плательщика. Если безакцептное списание банком ошибочных сумм невозможно, продавец оформляет платежное поручение на возврат средств.

Варианты формулировок, которые могут быть вписаны в поле 24 платежки «Назначение платежа»:

  • Ошибочно перечисленная сумма. В этом случае назначение платежного документа будет состоять из фразы: «Возврат ошибочно перечисленных средств по п/п № 654 от 11.07.2018 г., в т. ч . НДС – 458,00 руб.». Если в выписке на поступление средств по искомой сумме НДС не выделен, то в конце надо написать «без НДС». Т.е. налог указывается согласно формулировке назначения платежа ошибочного платежного документа.
  • Другая ситуация – имеется соглашение о расторжении договора, где согласована величина излишне оплаченных средств по расторгаемому договору между контрагентами. Назначение платежа – «Возврат излишне перечисленных денежных средств по договору № 66 от 14.05.2018 г. Перечисляется на основании соглашения о расторжении договора от 30.05.2018г., в том числе НДС 1250,00 руб.».
  • Если деньги возмещаются покупателю в сумме средств, которые поступили в качестве предоплаты по нереализованной сделке, в платежке прописывается фраза: «Возврат аванса по договору поставки № 57 от 12.08.2018 г., в том числе НДС – 9 854 руб.».

Принят АБС в Сбербанке — что это значит

Сегодня осуществление банковской деятельности невозможно без использования самых современных информационных технологий. Особенно востребованными они стали в последние годы, когда значительная часть клиентов финансовых организаций перешла на дистанционное обслуживание. Именно при помощи интернета, в режиме реального времени и с использованием разнообразных автоматизированных систем выполняется сейчас подавляющее большинство финансовых операций. Для их осуществления и возможности отслеживания процессов проверки и обработки различных платежных поручений используются статусы, которые присваиваются документам на разных стадиях их проведения.

Подробнее о статусе «Принят АБС»

Статус «Принят АБС» является одним из последних на стадии обработки документа. Он означает, что платежное поручение в электронном виде проверено АБС, то есть автоматизированной банковской системой. После этого документ отправляется на исполнение. В случае выявления при проверке со стороны АБС каких-либо проблем, платежному поручению присваивается статус «Отказан АБС».

Что такое АБС?

Под АБС понимается автоматизированная банковская система, которая представляет собой масштабный комплекс технического и программного обеспечения работы кредитной организации. Необходимость его введения обусловлена тем, что банковский бизнес предусматривает составление большого объема отчетности, направляемой в Центробанк России, а также необходимостью надежной защиты проходящих через банк данных о его клиентах и работниках.

Основными целями внедрения АБС в банковский бизнес являются:

  • увеличение производительности работы кредитной организации, которая заключается в росте количества проводимых финансовых операций;
  • ускорение проверки и обработки получаемых данных;
  • снижение количества сотрудников банковского учреждения;
  • предоставление возможности непрерывного клиентского обслуживания;
  • сокращение расходов банка за счет снижения себестоимости выполняемых финансовых операций;
  • своевременное формирование и отправление предусмотренной действующим законодательством отчетности;
  • надежная защита баз данных о клиентах и сотрудниках кредитной организации.

Структура системы

Автоматизированная банковская система представляет собой единый программно-технический комплекс. Однако, его с некоторой долей условности можно разделить на три составные части:

  • модуль АБС по управлению банком;
  • модуль АБС под названием «Операционный день»;
  • модуль АБС по осуществлению банковских онлайн услуг.

При этом необходимо понимать, что существующие сегодня АБС постоянно совершенствуются и видоизменяются, в результате чего любое их структурирование является достаточно условным и не до конца точным.

Внедрение в Сбербанке

Сбербанк одним из первых среди отечественных финансовых организаций начал внедрение АБС. Это вполне логично, учитывая его лидирующее положение на рынке. Первые автоматизированные системы были разработаны и применены на практике в 1993 году. Сначала использовались отдельные АБС для каждого подразделения кредитной организации. К 2006 году была завершена процедура создания единой для всего банка АБС. Сегодня действующая в банке система заслуженно считается одной из наиболее производительных и надежных. При этом финансовое учреждение ежегодно выделает средства по статье бюджета, предусматривающей дальнейшую доработку и совершенствование АБС.

Система «Банк-Клиент»

Важной частью АБС выступает популярная и широко распространенная система «Банк-Клиент». Применительно к Сбербанку она постепенно трансформировалась в широко известный сегодня и популярный интернет сервис Сбербанк Онлайн. Он представляет собой программный комплекс, который предоставляет клиенту возможность дистанционно при помощи интернета проводить различные финансовые операции. Сегодня практически все предприятия используют подобную систему для ведения бизнеса, что объясняется ее удобством, простотой и эффективностью. Одним из основных принципов работы «Банк-клиента» является четко установленный порядок, при котором платежному документу присваивается определенный статус на всех стадиях его подготовки и исполнения.

Формирование документа

На этапе формирования платежного поручения применяются статусы «Ошибка контроля» (неправильно заполнены обязательные поля), «Создан» (оформление выполнено верно, документ может быть использован) и «Импортирован» (статус равнозначен типу документа «Создан»). Следующей стадией оформления платежного поручения выступает его подписание. При этом ему может быть присвоен статус «Частично подписан» или «Подписан». Очевидно, что в первом случае констатируется наличие части подписей, а во втором – готовность к обработке.

Передача в обработку

На этой стадии статусы фактически представляют собой сообщения клиенту о том, каким образом происходит обработка отправленного им платежного поручения. При этом документу могут быть присвоены следующие обозначения, которые не требуют дополнительных пояснений: «Доставлен», «Принят», «Приостановлен» и «Выгружен». Последний статус означает отправление платежного поручения на проверку и обработку в АБС. По ее результатам документ отмечается либо как «Принят АБС», либо «Отказан АБС». В первом случае он отправляется на исполнение.

Дополнительные статусы

Помимо указанных, существует еще несколько типов статусов, которые могут быть присвоены платежному поручению на разных стадиях его проверки и обработки. В большинстве случаев их названия достаточно красноречивы и позволяют получить представление о возникшей проблеме, например, статусы «Ошибка реквизитов» или «Картотека №2». В первом случае клиентом неправильно указывается один или несколько обязательных банковских реквизитов, а во втором – на его счету недостаточно средств для исполнения данного платежного поручения. При своевременном отзыве платежа со стороны клиента присваивается статус «Отозван».

Финальные статусы

Финальный статус документу присваивается после завершения всех этапов его проверки и обработки. О положительном конечном результате свидетельствует единственный тип статуса – «Исполнен». Все остальные варианты означают наличие каких-либо проблем и невозможность проведения платежа.

Что это значит — принят АБС в Сбербанке, когда будет исполнен платеж?

После перехода финансовых компаний на удаленное обслуживание своих клиентов достаточно востребованным является программное обеспечение. Для корректного выполнения платежных операций и дальнейшего отслеживания этапов обработки им присваиваются разные статусы. Поэтому такое понятие, как «Принят АБС в Сбербанке» и что это значит, пользователям банковского продукта нужно знать.

Структура автоматизированной банковской системы

При сопровождении платежных документов программа присваивает им статусы, которые показывают стадию прохождения денежного перевода. Если процедура приостановлена, система указывает ошибки.

Алгоритм работы дистанционной банковской программы:

  • создание платежных поручений (переадресация, подписание);
  • отправка реквизитов в Сбербанк Онлайн;
  • создание сообщения с информацией об этапе прохождения денежного перевода.

Понимая значение «принят АБС», пользователи способны выполнять транзакции самостоятельно. Отказ автоматизированной системы маловероятен, только при неудачной проверки сведений.

Последовательность обработки финансовых операций через интернет:

  • доставляется финансовому учреждению;
  • анализ подписи;
  • проверка реквизитов;
  • после завершения проверок платежному документу присваивается «Выгружен»;
  • следующий этап — принятие платежа;
  • осуществляется обработка платежки (проверка наличия средств на счету для проведения денежного перевода), при положительном результате она отправляется на выполнение;
  • после списания денег с банковского счета исполнителя платежному поручению присваивается «Исполнено».

Статусы обработки в Сбербанке

Платежному поручению, находящемуся в Сбербанке на установленной стадии, присваивается соответствующее наименование:

  • «Доставлен» — отправленный платеж попал в систему финучреждения;
  • «Принят» — документ прошел проверку положительно;
  • «Приостановлен» — финансовая операция приостанавливается, после чего документу присваивается «Отозван»;
  • «Выгружен» — осуществляется выгрузка поручения и сверка данных;
  • «Принят АБС» — платеж допущен программой для дальнейших действий.

Если дистанционная банковская система установила статус «Принят АБС», платеж направляется программой на исполнение процедуры, изменить финансовую операцию уже невозможно.

Финальные статусы:

  • «Исполнен» — завершение финансовой операции;
  • «Удален» — изъятие документа из перечня действующих, но без полной ликвидации (перемещение в отдельную папку);
  • «Ошибка реквизитов» — анализ информации дал отрицательный результат;
  • «ЭП неверна» — банковское учреждение не подтвердило электронную подпись пользователя;
  • «Отказан АБС» — не пройдена проверка;
  • «Отвергнут банком»;
  • «Отозван» — отзыв поручения по запросу;
  • «Картотека №2» — на счету исполнителя не достаточно денег для завершения транзакции.

Финишные статусы присваиваются поручениям по окончании обработки сведений, полученных автоматизированной системой. В дальнейшем их можно использовать как шаблоны для создания новых документов.

Зная статус платежа, присваиваемый автоматизированной системой, пользователь понимает, на какой стадии находится денежный перевод. При приостановлении или отказе исполнения поручения банковская программа указывает ошибки, которые не позволяют исполнить финансовую операцию.

Вопрос аудитору

На лицевой счет автономного учреждения ошибочно поступили средства от лица, которое не является нашим контрагентом. Какие проводки сделать при поступлении и возврате этих средств?

Согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, платежи, которые относятся к невыясненным поступлениям, отражаются по подстатье 181 КОСГУ.

В плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), для учета расчетов по невыясненным поступлениям предназначен счет 205 81. Однако в перечне типовых корреспонденций бухгалтерские записи с применением счета 205 81 отсутствуют. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно определить, что считать невыясненными поступлениями, а также разработать порядок применения счета 205 81, согласовать его с учредителем и закрепить в учетной политике (п. 5 Инструкции № 183н). На наш взгляд, все поступления, по которым не определена их принадлежность, учреждение вправе отнести к невыясненным.

Полагаем, в рассматриваемом случае можно применить аналогию с корреспонденциями, приведенными в пп. 78, 91 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и отразить расчеты по невыясненным поступлениям следующими записями:

Дебет КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), увеличение счета 17 (код 181 КОСГУ) Кредит КДБ Х 205 81 000 – поступил невыясненный платеж на лицевой (банковский) счет учреждения;

Дебет КДБ Х 205 81 000 Кредит КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), уменьшение счета 17 (код 181 КОСГУ) – возвращен невыясненный платеж с лицевого (банковского) счета учреждения.

Отражение невыясненных поступлений в 2019 году

Смотрите примеры проводок по учету невыясненных поступлений в учреждениях далее в статье.

Содержание статьи

  • Что такое невыясненные поступления
  • Учет в казенных учреждений
  • Учет в бюджетных и автономных учреждений

Что такое невыясненные поступления

Если невозможно установить принадлежность поступлений, такие суммы признаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК. Нормативные основания для данных действий утверждены Минфином в Приказе № 125н от 18.12.13 г. Согласно законодательным требованиям к невыясненным поступлениям относят следующие ошибки в платежах в бюджетную систему:

  • Наименование получателя приведено неверно или не указано совсем.
  • Внесенный № лицевого счета открыт в ином казначействе.
  • № лицевого счета получателя денег приведен неправильно или не заполнен.
  • КБК приведен с ошибками или недействительный. Одновременно не заполнены поля с № и датой расчетного документа-основания для выплаты средств.
  • Поля с кодами ИНН и/или КПП заполнены с ошибками или приведены недействительные.
  • Отражен неверный код ОКАТО.
  • Значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.

В таком случае бухгалтер учреждения должен отразить в учете суммы невыясненных поступлений. Документальным основанием является выписка из лицевого счета организации.

Обратите внимание!

Общепринятый порядок применения КОСГУ утвержден Минфином в Приказе № 209н от 29.11.17 г. Действующие в 2019 г. коды КБК приведены в Приказе Минфина № 132н от 08.06.18 г.

Невыясненные поступления казенных учреждений

При поступлении в бюджет невыясненных поступлений от казенного учреждения решение о зачете или уточнении принимается администратором доходов. Данная норма закреплена в п. 2 стат. 160.1 БК. В Федеральное Казначейство направляется письменное уведомление по ф. 0531809. В документе приводятся правильные реквизиты вместо неправильных.

Скачать образец заполнения уведомленияФорма ОКУД 0531809

Бухгалтер администратора доходов «непонятные» средства приводит по коду 181 КОСГУ «Невыясненные поступления». Для отражения в учете невыясненных поступлений в казенном учреждении проводки выполняются с использованием счетов 121082000 и 121092000:

  • Д 121002181 К 120581660 – Поступили средства, требующие уточнения.

Согласно п. 78 Инструкции № 162н обратная запись будет сделана при уточнении платежа. Если не получится выяснить поступившую сумму до завершения финансового года, при реформации баланса необходимо списать средства со сч. 121002000 на сч. 140130000. Восстановить средства нужно после уточнения поступления в следующем году.

В отчетах о движении денежных средств ф. 0503123 и по исполнению бюджета ф. 0503127 имеющиеся «непонятные» суммы указывают в положительном значении при поступлении таких средств, в отрицательном – при выяснении. Коды КБК и КОСГУ расшифровывают с соответствующей аналитикой.

Актуальная редакция Инструкции № 157н дополнена новыми аналитическими счетами для отражения поступлений за прошлые года. В п. 227 имеется общее описание, на которое следует ориентироваться:

  • При уточнении невыясненных сумм за прошлые периоды нужно использовать следующие аналитические счета:
    • 121082000 – для операций года перед годом уточнения.
    • 121092000 – для операций года перед годом уточнения и неотраженных на сч. 121082000.

Примеры проводок по отражению невыясненных поступлений, смотрите в статье журнала Казенные учреждения

Для корректного составления отчетных форм за текущий период регистр, где указываются операции за прошлые периоды (как при уточнении, так и при исправлении ошибок), заполняется отдельно от других документов. Включенная в этот регистр аналитика не относится к показателям текущего года, а исправляет входящие остатки.

Когда администратор делает корректировку через дополнительные аналитические учетные счета, такие обороты не относятся к отчетным формам за 2019 г., а напрямую включаются во входящие остатки.

Обратите внимание!

Использование счетов требует согласования с финорганом, ГРБС, а порядок применения утверждается в учетной политике учреждения (п. 6 № 157н, п. 2 № 162н).

Невыясненные поступления бюджетных и автономных учреждений

Невыясненные поступления в бюджетном учреждении до того, как платеж будет уточнен, следует отражать на аналогичной подстатье КОСГУ 181. Для расчетов с плательщиками предназначен сч. 205.81. Типовые проводки различаются при уточнении или возвращении платежа:

  • Если платеж уточняют – нужно направить в Казначейство уведомление по ф. 0531852 (для федеральных средств). Когда учреждение обслуживают финорганы регионального или местного уровня, реквизиты выясняются в установленном такими органами порядке (п. 3 стат. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.).
  • Если платеж возвращают – для возврата средств в Казначейство направляется заявка ф. 0531803. Когда учреждение обслуживают финорганы регионального или местного уровня, возврат осуществляется в установленном такими органами порядке (п. 3 стат. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.).

Порядок отражения в учете уточнения или возврата платежей различается в зависимости от типа учреждения – бюджетного или автономного. Основные проводки по невыясненным суммам приведены в таблицах:

Примеры проводок по уточнению платежа при невыясненных поступленияхПроводки для бюджетных и автономных учреждений в Системе Госфинансы Примеры проводок по возврату платежа при невыясненных поступленияхПроводки для бюджетных и автономных учреждений в Системе Госфинансы

Документальным основанием для отражения операций в бух учете учреждения являются оригиналы банковских выписок по лицевому счету. При уточнении суммы дополнительно понадобится уведомление на уточнение. При возврате – заявление (письмо) организации-плательщика. Общие правила к составлению проводок по невыясненным поступлениям приведены в Инструкции № 174н, Инструкции № 183н.

Обратите внимание!

Для учета невыясненных поступлений применяется ведомость ф. 0531456. Документ формируется с целью классификации доходов органом, ответственным за исполнение бюджета (Письмо ФК № 42-7.4-05/2.6-216 от 01.04.11 г.).

Возврат средств в доход бюджета

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018.

На вопросы отвечает старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ» Тамара Щербина.

– В 2018 г. в результате ревизии казенным учреждением была выявлена переплата социального пособия за прошлый год. Как отразить возврат средств в доход бюджета, если организация не наделена полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет?

– С данной ситуацией сталкиваются, в основном, казенные учреждения, функционирующие в сфере социальной поддержки и обслуживания, а также подведомственные им учреждения.

Ответственность за переплату пособия может лежать на:

  • сотруднике, получившему пособие, в следствии проявления недобросовестности с его стороны;

  • учреждении, перечисляющем пособие, в следствии допуска счетной или технической ошибки.

В случае, если причиной переплаты является первый вариант, то сумма излишне выплаченного пособия возвращается сотрудником в счет организации.

Если вина за переплату лежит на учреждении, то возврат излишне перечисленной суммы необходимо согласовать с сотрудником, получившим пособие. Данное требование основывается на ст. 1109 ГК РФ, в которой говорится о том, что неосновательное обогащение не подлежит возврату, если «сумма предоставлена гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки». Это значит, что в случае отказа сотрудником учреждения добровольно вернуть сумму переплаты, взыскать ее придется через суд, в котором необходимо представить доказательство того, что переплата была произведена в следствии счетной ошибки.

Если учреждение сталкивается с ситуацией, в которой возместить сумму переплаты с гражданина не является возможным, то сумму необоснованных расходов в бюджет должен возместить сотрудник учреждения, который допустил переплату данного пособия.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются с кодом экономической классификации 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». С 01.01.2018 года данная статья была детализирована и суммы переплат социальных пособий, удерживаемых в текущем году за предыдущий, относятся на код 134 «Доходы от компенсации затрат».

Обратите внимание: данное распределение действует в том случае, если дебиторская задолженность отсутствовала на начало года.

Также с 01.01.2018 года суммы переплат в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 162н) ведутся на счете 209.34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

В случае, если допуск переплаты пособия основан на неправильном применении бухгалтером норм законодательных актов или счетных ошибок, сумма переплаты должны быть отражена на забалансовом счете 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» до ее полного погашения.

Корреспонденции по начислению доходов от внесенных сотрудников сумм переплаты и перечисление их в бюджет учреждением, не наделенным полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, в соответствии с Инструкцией 162н, представлены в таблице 1.

Таблица 1 «Отражение в текущем году возврата суммы переплаты, произведенной в прошлом году»

Дебет

Кредит

Документ, выполняемый в программе «1С:БГУ 8»

Отражена на забалансовом счете сумма переплаты пособия

Бухгалтерская справка

Начислен доход в размере пособия, переплаченного в прошлом году

1 209 34 560

1 401 10 134

Бухгалтерская справка

Сумма переплаты внесена сотрудником в кассу учреждения

1 201 34 510

1 209 34 660

Приходный кассовый ордер

Денежный средства из кассы сданы на лицевой счет учреждения

1 210 03 560

1 201 34 610

Расходный кассовый ордер

Денежные средства оприходованы на лицевой счет учреждения

1 304 05 262

1 210 03 660

Кассовое поступление

Сумма переплаты пособия перечислена с лицевого счета учреждения

1 303 05 830

1 304 05 262

Кассовое выбытие

Отражена сумма задолженности перед бюджетом по суммы переплаты пособия

1 304 04 134

1 303 05 730

Извещение

С забалансового счета списана сумма переплаты пособия

Бухгалтерская справка

Далее сумма переплаты отражается в учете вышестоящего учреждения, наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений и перечисляются в бюджет.

Корреспонденции счетов при данной операции отражены в таблице 2.

Каким образом оформить возврат ошибочно или излишне перечисленных платежей?

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принимается администратором доходов бюджета.

Рекомендуем: Обращаться к администратору доходов бюджета – получателю денежных средств.

Как по платежному документу определить администратора доходов бюджета?

Наименование администратора доходов бюджета указывается в скобках в реквизите «Получатель» платежного документа после указания наименования органа Федерального казначейства.

Пример:

Что делать, если от администратора доходов бюджета получен ответ о том, что платеж не зачислен на его лицевой счет (учтен как невыясненное поступление)?

Поступления, учтенные органом Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства.

Рекомендуем: Обращаться в орган Федерального казначейства по месту зачисления платежа.

Форма заявления на возврат денежных средств

Возврат обеспечения в суфд

Вне зависимости от объема возвращать обеспечение исполнения контракта следует в полном соответствие со сроками, указанными в тексте контракта. Включение такого раздела и информации в контракт являются обязательным. В заключении напомним, что возврат обеспечения является обязанностью заказчика, предусмотренной контрактным законодательством. Нарушение сроков или неисполнение данной обязанности является нарушением и влечет за собой административную ответственность.

Arh-sufd-portal.ru

Код по ОКПО Указывается код по ОКПО финансового органа по КОФК 6900, заполняется автоматически. Код объекта по ФАИП Поле не заполняется Вкладка «Раздел 1, 2», группа полей «Раздел 1.

Реквизиты документа» Код по КБК Заполняется вручную из справочника КБК, доступное значение «20».

Дата заявки По умолчанию проставляется текущая дата в формате «DD.MM.YYYY». Ед. Изм. Значение «Руб». Статус Код статуса документа.
Заполняется автоматически в результате обработки документа или присылается из учетной системы (в случае обработки документа в учетной системе). Вкладка «Раздел 1, 2» ПБС/АД/АИФ Наименование АДБ, заполняется автоматически. ГРБС/ГАДБ/ГАИФ Наименование ГАДБ заполняется из справочника ведомств.

Для ТГВБФ заполняется вручную наименованием органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом, в ведении которого находится клиент, формирующий платежный документ.

Наименование бюджета Наименование бюджета, поле заполняется автоматически.

Как создать заявку на возврат обеспечения в суфд

Значение может быть введено вручную или выбрано из справочника бюджетов.Финансовый орган Наименование финансового органа из справочника финорганов.

Значение поля заполняется автоматически по бюджету из справочника финорганов, либо может быть введено вручную.

Поле не заполняется для ТГВБФ.

Наименование органа Федерального казначейства Управление Федерального казначейства по Челябинской области Дата Автоматически проставляется значение из поля «Дата документа». Код по Сводному реестру Код АДБ по СРРПБС, может быть изменено вручную.

Заполняется для клиента, являющегося участником бюджетного процесса федерального уровня. Поле не заполняется для ТГВБВ.

Номер лицевого счета Номер лицевого счета АДБ, заполняется автоматически.

Что делать, если заказчик не вернул деньги в срок В любом контракте прописаны штрафные санкции, которые применяются к обеим сторонам в случае нарушения условий. Если деньги, перечисленные в качестве обеспечения исполнения, не возвращены в установленный срок, исполнитель/поставщик/подрядчик вправе обратиться в суд и помимо перечисленной суммы получить еще и пени.

Форс-мажор, или что делать если контракт не заключен На практике может возникнуть случай, когда подрядчик/исполнитель/поставщик перечислил деньги в качестве обеспечения исполнения, однако документ в течение 30 дней, по независящим от него обстоятельствам, подписан не был.

Инфо Единственное, что определено пунктом 27 статьи 34 Федерального закона № 44 — это то что срок возврата определяется заказчиком так, как ему удобно, а информация о нем должна быть в обязательном порядке включена в проект контракта, являющийся необъемлемой частью аукционной/конкурсной документации, а в дальнейшем и в сам контракт. Для возврата в бюджет остатков целевых средств, потребность в которых подтверждена, указываются последовательно расположенные и разделенные между собой точкой с запятой «;» код классификации доходов бюджета субъекта (муниципального образования) Российской Федерации по ранее полученным целевым средствам; код цели по ранее возвращенным целевым средствам.
Вручную или из шаблона назначений платежа. Вкладка «Раздел 1, 2», группа полей «Раздел 2. Реквизиты документа-основания» Вид Вид документа-основания, заполняется вручную.

ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.

Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК. Порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта Каждое госпредприятие выставляет проект контракта и после получения средств подписывает его.

Важно Возврат обеспечения исполнения контракта в таком случае осуществляется от всех участников закупки отдельно. Важно Всех заказчиков нужно проинформировать уведомлением.

Это действительно довольно сложный механизм системы госзакупок, связанный с противостоянием интересов заказчика и поставщика.

Он требует крайне серьезного подхода, поскольку почти всегда такое противостояние приводит к вмешательству судебных органов.

Между тем, заказчики зачастую не придают должного значения процедуре возврата обеспечения.

В этой ситуации заказчик должен вернуть деньги, находящиеся на его счету, в течение пяти рабочих дней.

Алгоритм как вернуть в суфд обеспечение исполнения контракта

В итоге получается, что обеспечение будет возвращено после исполнения всех обязательств по контракту, а вот когда — определяет заказчик. Возникает вопрос — когда контракт считается исполненным. Фактически, этот момент наступает тогда, когда стороны подписывают акт выполненных работ/оказанных услуг или товарную накладную. Единственные обязательства, которые остаются после этого у исполнителя/поставщика/подрядчика — это гарантийные, однако это не означает, что деньги, предоставленные для того, чтобы подтвердить добросовестность, будут находиться на счету заказчика до тех пор, пока они не закончатся.

Дата заявки По умолчанию проставляется текущая дата в формате «DD.MM.YYYY». Наименование Наименование получателя получателя Если лицевой счет организации открыт в органе Федерального казначейства, указываются полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках — полное или сокращенное наименование организации; ИНН ИНН получателя: — для юридических лиц 10 знаков КПП КПП получателя: — для юридических лиц 9 знаков Лиц. сч. Номер лицевого счета получателя, в случае, если получатель платежа является участником бюджетного процесса, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства.

Ведь с момента подписания контракта до его исполнения может пройти не один месяц и номер счета, или какие-то другие данные, вполне могу стать другими.

· в графе 3 — код ОКАТО муниципального образования на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты платежей в бюджет;

· в графах 4, 5, 6, 7, 8, 9 — соответственно сумма выплаты в валюте возврата, код валюты возврата по Общероссийскому классификатору валют (ОКВ)- 643, сумма возврата в валюте Российской Федерации, очередность, вид и назначение платежа.

При возврате средств на лицевой счет бюджетополучателя, открытый в органе Федерального казначейства (финансовом органе) перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляется код классификации расходов бюджетов.

При возврате неиспользованных субсидий (субвенций), предоставляемых из других уровней бюджетной системы Российской Федерации в поле «Назначение платежа» указывается код классификации доходов бюджетов, указанный в графе 1 Заявки на возврат.

Раздел 2.

Код ОКТМО Заполняется вручную из справочника ОКТМО.

  • Главная
  • Контракт

Ильина Яна 7 июля 2017 Если исполнение контракта обеспечивается деньгами, важно понимать порядок и сроки их возврата, ведь средства могут понадобиться, например, для участия в другой процедуре. Разберемся в этом вопросе и дадим образец письма на возврат обеспечения контракта. Один из вопросов, которыми задаются поставщики, когда заключают договор с обязательством предоставить обеспечение его исполнения, — вопрос о получении назад денежных средств, которые вносят в качестве гарантии. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ обязательно указывается заказчиком в проекте договора, а также и в самом указанном соглашении.

RUB (российский рубль). Если указана иная валюта, то вспомогательно нужно определить сведения о курсе пересчета (параметры «Курс» и «Кратность»). Курс валюты имеет возможность выть определен автоматом, если сведения о нем на дату создания документа содержатся в справочнике «Валюты».

Сумма выплаты – выбирается общая сумма платежа по документу в отобранной валюте.

Источник денежных средств – вид денежных средств, за счет которых обязана быть осуществлен возврат (указать раздел лицевого счета, заданного в верхней части документа).

КБК – отражаются классификационный признак счета, в котором обязаны быть произведен возврат.

КОСГУ – выбирается код экономической классификации, в котором обязаны быть произведен возврат.

Код ОКАТО – выбирается код согласно с Общероссийским классификатором объектов административно территориального деления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *